Субъекты зарубежной европы на карте. Хозяйство зарубежной европы

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс - время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион. При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства. Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей. Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично. При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона. Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов. Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия - судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Химическая промышленность

Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона.

Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.

С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой.

Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России.

Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно. Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии - нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия. Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них - лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны - традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня. Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию. Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

  • выгодное (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
  • хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
  • высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
  • развитие интеграционных процессов между странами региона.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - . Ведущая отрасль промышленности - , на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:

  • производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
  • производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
  • автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, ).
    Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.

Сырьевую базу отрасли составляют (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции особенно велика доля ФРГ, Великобритании, . В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:

  • ФРГ – красители и пластмассы;
  • Франция – синтетический каучук;
  • Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
  • Швеция и Норвегия – лесохимия;
  • Швейцария, Венгрия – фармацевтика;

В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, . В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - . получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная () и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и ) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, и Словакии.

В большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Европейскую территорию, которая находится за пределами стран бывшего СНГ, обычно называют «зарубежной Европой». Она состоит из четырех десятков стран, связанных друг с другом целым букетом исторических и политических отношений. Территория зарубежной Европы составляет порядка 5,4 млн квадратных километров, а население - более 500 млн человек. Данный район, безусловно, является одним из центров мировой цивилизации и занимает важное место в мировой политике. Сегодня мы с вами поговорим на такую тему, как общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс школьной программы предполагает рассмотрение этой темы. Давайте вспомним, чему нас учили в школе, и почерпнем для себя что-то новое!

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство. Скорый поезд проезжает сквозь эту страну всего за 140 минут. Таких государств в Европе большинство. Именно поэтому во многих из них отсутствует такое понятие, как спальный вагон.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения имеют две основные черты. Первая из них - соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей. Вторая черта - приморское положение основного количества стран Европы. Многие из них находятся недалеко от самых оживленных водных путей. Жизнь таких государств, как Англия, Нидерланды, Дания, Исландия, Португалия, Норвегия, Италия и Греция, с древнейших времен тесно связана с морем.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Природа и ресурсы

Создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных - бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство. Единственная проблема - нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы - Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги "География" (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная - к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли. Плотность населения здесь составляет более 100 человек на 1 квадратный километр. Размещение определяет главным образом география народов. По уровню урбанизации Европа также занимает высокие позиции. В городах в среднем проживает около 78% населения. Есть страны, в которых эта цифра доходит до 90%.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав - растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

11 класс школьной программы разбирает такие вопросы поверхностно, мы же коснемся их более детально. Как целостный регион, зарубежная Европа имеет мировое первенство по масштабам экспорта товаров, размерам промышленного производства и развитию туризма. В первую очередь экономическая мощь региона держится на таких странах, как: Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» - Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

Промышленность

Ведущая зарубежной Европы - машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность - металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая - в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

Сельское хозяйство

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному. Основные отрасли - растениеводство и животноводство, распространяются по всей Европе и тесно переплетаются друг с другом. Природные и исторические условия вызвали образование таких видов сельского хозяйства: североевропейское, среднеевропейское и южноевропейское.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы - побережье Средиземного моря. Обычно каждое государство имеет свою специализацию сельского хозяйства. К примеру, Голландия славится выращиванием цветов, Франция и Швейцария - производством сыра, и так далее.

Туризм

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе - горный и морской.

Транспортное сообщение

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов. В местах, где сухопутные и водные пути пересекаются, возникли транспортные узлы, которые превратились со временем в настоящие портовопромышленные комплексы. К примеру, ежегодно отгружает порядка 350 млн тонн.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Защита окружающей среды

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие - с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи - с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые - с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

Заключение

Сегодня темой нашего разговора стала общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс - время, когда на плечи школьников падает огромная нагрузка, поэтому многие фундаментальные вещи они упускают из виду. Мы напомнили себе все, что могло быть забыто, и почерпнули что-то новое на тему "Общая характеристика зарубежной Европы". Презентация (11 класс) с помощью этой статьи станет простой задачей для любого школьника.


Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) _____________________________ _______________________ 2) _____________________________ _______________________ Ответ







































Факторы ориентации машиностроения На трудовые ресурсы На трудовые ресурсы На научную базу и инфраструктуру На научную базу и инфраструктуру Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные






Химическая промышленность занимает 2 место в структуре хозяйства До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи До Второй Мировой войны химическая промышленность ориентировалась на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась «к нефти» В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В западной части региона этот сдвиг нашёл выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря В восточной части региона сдвиг «к нефти» привёл к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов, например, главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов. В Болгарии нефтехимия «сдвинута» к побережью Чёрного моря




Топливно-энергетическое хозяйство В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь ещё сохраняется, причём не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС Всё большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии оказывает сооружение АЭС На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады




Металлургия Чёрная металлургия Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии Получила развитие в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) После Второй Мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия) Цветная металлургия Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Важнейшие отрасли алюминиевая и медная промышленность Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия) Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии


Лёгкая промышленность Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Лёгкая промышленность в значительной мере утратила своё былое значение Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши Старые текстильные районы: Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии, Лодзинский район Польши В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США В последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где ещё есть резервы дешёвой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США


Лесная промышленность Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона Ориентируется на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона






СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами






ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ Каркас транспортной сети Зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления Главный транспортный путь для внутриконтинентальных стран – судоходные рекиГлавный транспортный путь для внутриконтинентальных стран – судоходные реки




Выводы Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мировом хозяйстве по размерам экономики и уровню экономического развития Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Регион имеет крупномасштабные и разносторонние внешнеэкономические связи Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения Мощный экономический потенциал способствовал формированию высоких стандартов жизни основной массы населения


Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух–трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы 1. Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого: а) с помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства (природные, трудовые ресурсы и т.д.) б) покажите стрелками влияние различных факторов на формирование отдельных отраслей хозяйства в) стрелками другого цвета покажите возникающие межотраслевые связи между различными отраслями г) условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары д) выделите отрасли международной специализации страны (см. образец выполнения работы) 2. Сделайте вывод об индустриальном развитии данной страны


Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения металлургии, машиностроения и химической промышленности Германии Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения лёгкой и пищевой промышленности Португалии Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии Вариант 5. Экономико-географическое обоснование развития машиностроения и лесной промышленности Финлян дии Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития чёрной металлургии, машиностроения и химической промышленности Польши




Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних 1. На контурной карте Европы подпишите названия соседних регионов, а также морей и океанов, омывающих её берега 2. Обозначьте условными знаками главные районы 2. Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности европейских стран 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие 3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленные районы Зарубежной Европы, отразив их промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленную специализацию. Не забудьте подписать названия промышленных районов! 4. Условными знаками обозначьте страны, в структуре энергетики которых преобладают ГЭС и АЭС 5. Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского 6. Сделайте вывод о развитии промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы Входящий контроль 1. На карте Зарубежной Европы обозначены красным цветом: 1) абсолютные 1) абсолютные монархии 2) конституционные монархии 3) государства 3) государства Британского Содружества 4) федеративные 4) федеративные государства Следующий вопрос


Входящий контроль 2. Назовите две причины большой доли старших возрастов в доли старших возрастов в возрастной структуре населения возрастной структуре населения стран Западной Европы: 1) постарение населения, т.к. низкая доля детей в возрастной структуре из-за сокращения рождаемости 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» 2) первый тип воспроизводства населения или «демографический кризис» Следующий вопрос