География мировой черной металлургии. Металлургическая промышленность

  • 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

    Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

    На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

    Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

    Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

    Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

    Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

    В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

    К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

    В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

    Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

    С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

    Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

    Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

    В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

    Институт Естественных Наук

    Кафедра экологии

    РЕФЕРАТ

    на тему: Черная металлургия мира

    Выполнил: Гуляев А.С.

    Проверила: Макарова Г.Д.

    Якутск 2014 г.

    Введение

    1. Технологические особенности производства основных видов продукции черной металлургии

    2. Железорудная промышленность

    2.1 Использование вторичного сырья

    2.2 Международная торговля железной рудой

    3. Производство кокса

    4. Выплавка чугуна и стали

    4.1 Регионы и страны в мировом производстве чугуна и стали

    4.2 Тенденции в развитии и размещении черной металлургии

    4.3 Международная торговля черными металлами

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Черная металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства, а также находит широкое применение во многих других отраслях народного хозяйства..

    Черная металлургия России отличается массовостью и высокой концентрацией производства, огромными масштабами использования сырья, топлива и вспомогательных материалов, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического передела и его смежников, широкой утилизацией промышленных отходов. Эти технико-экономические особенности оказывают сильное влияние на территориальную организацию черной металлургии: освоение соответствующих по размерам сырьевых и топливных баз, выбор наиболее эффективных с точки зрения использования природных, трудовых и материальных ресурсов, вариантов размещения предприятий, установление определенных пространственных сочетаний металлургического производства с другими отраслями промышленности.

    Целью моего доклада является ознакомление с важнейшими районами и центрами черной металлургии по странам мира.

    Для достижения этого были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть технологические особенности производства основных видов продукции черной металлургии

    2. Ознакомиться с железорудной промышленностью

    3. Дать обоснование производства коксующего угля

    4. Анализ стран по выплавке чугуна и стали

    металлургия железорудный международный торговля

    1. Технологические особенности производства основных вид ов продукции черной металлургии

    Черная металлургия - одна из старейших отраслей мировой промышленности, являющаяся основой развития машиностроения и строительной индустрии.

    В последние десятилетия произошло существенные изменения в технологии производства черных металлов: используются новые методы плавки, сокращаются производственные потери, в том числе за счет использования метода непрерывной разливки стали, повышается качество металла, сокращается его потребление в расчете на единицу конечной продукции. Сортов и марок чугуна ныне насчитывается несколько десятков, а разных сортов стали и изделий проката - до нескольких тысяч.

    В то же время черная металлургия испытывает нарастающую конкуренцию со стороны химической промышленности (пластмассы, армированные стекловолокном), а также ряда производств, создающих материалы на основе керамики и углеволокна, и со стороны цветной металлургии, поставляющей все большее количество конструкционных материалов на основе сплавов легких металлов. Но несмотря на все это сталь сохраняет свои позиции основного конструкционного материала и объемы производства растут (табл. 1)

    Современная картина размещения предприятий черной металлургии формировалась под влиянием различных причин, обусловленных во многом научно-технических прогрессом. Причем развитие и размещение предприятий черной металлургии в разных странах и регионах мира имеет свои специфические особенности. С внедрением новых технологий (ресурсосберегающих) в самой металлургии, а также с изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них меняется и организационная структура отрасли.

    Основное исходное сырье для выплавки черных металлов - это железная руда. Используется также марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. В прошлом, учитывая большую материалоемкость и энергоемкость производственного процесса, наибольшее значение при размещение предприятий черной металлургии придавалось фактору наличия источника сырья и топлива. Формировались гигантские промышленные (металлургические) районы в разных странах мира. Так. При выборе местоположения для заводов с доменным производством (металлургия полного цикла) соседство месторождений железных руд и каменного угля благоприятствовало возникновению черной металлургии во многих районах Великобритании (в Йоркшире, Средней Шотландии, Мидленде, в Северо-Восточной и Северо-Западной Англии), во Франции (в Руре, Сааре), на севере Испании (в Астурии), в США (в Западной Пенсильвании), в России (на Урале) и т.д.

    Ведущие страны мира наращивали мощности предприятий черной металлургии. Чугун и сталь мощным потоком устремились в промышленное производство (табл. 2).

    Таблица 2. Выплавка чугуна и стали в отдельных странах мира, 1913г.

    Выплавка чугуна, млн. т

    Выплавка стали, млн. т

    Доля в мировом производстве, %

    Германия

    Великобритания

    Прочие страны

    В самом начале ХХ в. (в 1913г.) чугуна выплавлялось в мире больше, чем стали (соответственно 78 и 72 млн. т). Но уже к 1950г. ситуация изменилась и выплавка стали превысила производство чугуна в 1,5 раза. Это соотношение практически сохранилось и к началу ХХI в.

    С развитием всех видов мирового транспорта уменьшилась значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. Это повлекло за собой увеличение значения других факторов, таких как емкость рынков сбыта (потребительский фактор), удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, квалификация рабочей силы и др.

    2. Железорудная промышленность

    Железорудная промышленность является основной сырьевой подотраслью черной металлургии. Мировые запасы железной руды оцениваются примерно в 800 млрд. т. Сырье характеризуется относительно высоким содержанием полезного компонента (железа): в сидеритовых рудах - 17%, в магнетитовых железняках - до 55%. На долю «богатых» руд приходится почти пятая часть промышленных запасов, которые используются практически для обогащения простым и около 20 % - сложным методом обогащения.

    Мировые запасы железных руд оцениваются в 800 млрд. т, что соответственно более чем 230 млрд. в пересчете по содержанию железа. Наиболее крупными запасами железной руды обладают Бразилия, Австралия, Китай, Канада, государства СНГ (Россия, Украина, Казахстан). Крупными запасами располагают также Индия, США, Швеция, Франция, Венесуэла, ЮАР.

    Уже с конца 1980-х гг. мировая добыча железных руд ведется на уровне 1 млрд. т в год в товарной массе, что соответствует примерно 600 млн. т (в пересчете по содржанию железа в руде). Это в пять раз больше, чем добывалось еще в середине ХХ в., когда лидерами по добыче железной руды являлись США, СССР, Франция, Великобритания, Швеция и др. (табл. 3).

    Таблица 3. Добыча железной руды (товарная масса) в странах-лидерах (1950-2002гг.), млн. т

    Бразилия

    Бразилия

    Австралия

    Австралия

    Австралия

    Великобритания

    Бразилия

    Бельгия -Люксембург

    В настоящее время основными производителями являются: Бразилия, Китай, Австралия, Индия, Россия, Украина, США, ЮАР. Причем на долю. Двух крупнейших в мире продуцентов железной руды - Австралию и Бразилию - приходится? общих поставок ее на мировой рынок.

    Вплоть до второй мировой войны ведущим регионом в добыче этого сырья была Западная Европа: 1913г. - 55%, 1938г. - 40%. Доля Северной Америки в добыче железной руды составляла соответственно 35 и 20%. В послевоенный период нехватка железорудного сырья во многих промышленно развитых странах при большом спросе на него и дороговизне транспортировки стимулировали разработку в них собственных месторождений. Но в то же время активизировались разведочные работы и освоение месторождений во многих развивающихся странах. Так, 1950г. уже в странах Северной Америки добывалось свыше 40% все железной руды, а в Западной Европе - 30% (табл. 4).

    Таблица 4. Доля крупных регионов мира в добыче железной руды (товарная масса) (1950-2002гг.), %

    В конце 1650-х и начале 1960-х гг. цены на мировом рынке на импортное железорудное сырье существенно снизились, что привело к постепенному свертыванию железорудной промышленности в экономически развитых странах (в ФРГ, Великобритании, Франции, Японии) и даже к снижению добычи в США. В то же время росла добыча железной руды в Канаде, Австралии, Бразилии, Венесуэле, Либерии, Мавритании, Анголе (главным образом для экспорта в высокоразвитые страны Европы, в США и Японию). Так, доля стран Западной Европы, США и Японии в общей добыче железной руды в 1948г. составляла в сумме около ѕ, к середине 1970-х гг. - уменьшилась до?.

    Но поскольку именно в развитых странах сосредоточена большая часть мощностей по выплавке чугуна и стали, то это привело к наращиванию территориального разрыва между районами добычи и переплавки железной руды и к увеличению объема международной торговли сырьем.

    Использование вторичного сырья. В последние годы в черной металлургии ряда развитых стран большое значение приобретает использование вторичного сырья (стального лома), что сказывается как на соотношении выплавки чугуна, стали и проката в странах мира, так и на структуре внешней торговли железосодержащим сырьем. В черной металлургии мира примерно 2/5 железосодержащего сырья составляем лом, производственный или промышленный лом и оборотный лом. Проблема формирования и использования ресурсов лома - одна из главных задач современной металлургии. Ресурсы лома неодинаковы в отдельных странах, но в целом - велики. Он используется в самих развитых странах, где его особенно много.

    В железорудной промышленности наблюдается тенденция к усилению концентрации производства. Расширяют мощности крупные компании. На долю 15 крупнейших в мире продуцентов приходится ныне более 53% мирового производства железной руды, причем только на долю трех крупнейших в мире компаний приходится около? мирового экспорта, а в общем объеме международной торговли железной рудой, перевозимой морским транспортом, в 2002г. их удельной вес составил 70%.

    Международная торговля железной рудой. Объем торговли железной рудой превысил в начале 200-х гг. 500 млн. т, при этом до 480 млн. т руды ежегодно перевозится морским транспортом. Австралия экспортирует 176 млн. т (2003г.). в Бразилии, которая к тому же является крупнейшим в мире продуцентом железной руды, экспорт достиг уровня 170 млн. т. Крупными экспортерами руды являются также Индия (более 30 млн. т), ЮАР и Канада (по 25 млн. т), Швеция, Украина, Россия, Мавритания.

    Самыми важными импортерами железной руды ныне выступают Япония (около 130 млн. т) и Китай (112 млн. т). При этом Китай согласно прогнозам, скоро станет крупнейшим импортерам руды в мире. Еще в 1990г. Европа была основным регионом, импортирующим железную руду (47% мирового импорта). Далее следовали Япония (31%), Северная Америка (6%) и Китай (3,5%). Но в 2002г. удельный вес Европы снизился до 30%, Япония - до 25%. Очень высокий импорт Китая, и согласно, оценке, спрос на железную руду со стороны китайских стальных компаний в ближайшие годы останется высоким, что окажет влияние на динамику цен на мировом рынке.

    Следует отметить, что глобальные изменения в размещении предприятий черной металлургии начались с производства железной руды, кокса и выплавки чугуна, а затем это повлекло за собой сдвиги в размещении производства стали и проката.

    Производство кокса

    Дороговизна и дефицитность коксующихся углей во многом обусловили внедрение в современной мировой металлургии бездоменного производства стали. Но значение кокса в производстве чугуна и стали в мире все еще велико. Он является топливом и восстановителем железной руды при выплавке чугуна. Достижения НТР способствовали резкому уменьшению расходных норм кокса, вследствие повышения качества железной руды, а также совершенствованием технологии и техники выплавки чугуна и стали. Так, только с 1960г. по 1970г. расход кокса на выплавку 1 т передельного чугуна был снижен в бывшем СССР (с 745 до 560 кг), в Италии (с 812 до 540 кг), в ФРГ (с 835 до 558кг), в Японии (с 619 до 478 кг). В середине 1990-х годов на заводах компании «Тиссен» на 1 т чугуна тратилось уже лишь 300 кг кокса. В тоже время на металлургических предприятиях России из-за отсутствия соответствующего оборудования до сих пор используют чистый кокс в объеме 450-470 кг на тонну чугуна.

    Выжиг кокса в мире с 1970-х гг. в целом стабилизировался (360-375 млн. т в год), несмотря на общий рост объемов выплавки чугуна и стали в мире. В некоторых странах мира производство кокса даже в несколько раз сократилось (в Великобритании - в 2 раза, в США - почти в 3 раза), в других же государствах, напротив, выросло (в Китае почти в 3 раза).

    Размещение производства кокса на уровне крупных регионов мира потерпело очень значительные изменения. Так, до второй мировой войны более 50% производства кокса было сосредоточено в Западной Европе, а в 1950г. - уже 36,5% (табл. 5).

    Таблица 5. Доля регионов в мировом производстве кокса (1950-2000 гг.), %

    В послевоенные годы лидирующим регионом стала Северная Америка, обладающая собственными крупными запасами угля (1950г. - 39,5%), но доля этого региона за последние десятилетия неуклонно сокращалась. В 1990-е гг. на первое место вышел азиатский регион (1990г. - 39%, в дальнейшем - около 6%). Значительные изменения происходили и среди стран-лидеров по производству кокса. За рассматриваемый период лидерами были США и СССР (1950-1980-е гг.), Китай (в 1990-е гг.).

    Так, в 1950г- странами-лидерами были США, ФРГ, СССР и другие развитые страны. В лидирующей десятке стран в 1970г. уже были СССР, США, ФРГ, Япония, Китай, Великобритания, Польша, Франция, Чехословакия, Индия. А в конце 1990-х гг. число развивающихся стран в группе лидеров по производству кокса увеличилось. В составе лидирующей десятки ныне находится Китай (свыше 35% мирового производства), Япония, Россия, США, Украина, Республика Корея, Польша, ФРГ, Индия, Бразилия, что характеризует сдвиг черной металлургии в развивающиеся страны на глобальном уровне.

    Выплавка чугуна и стали

    Технический прогресс постоянно приводил к совершенствованию методов получения чугуна и стали. Так в конце XIX - начале XX вв. мартеновское производство являлось основным сталеплавильным процессом. Но в ХХ в. Были сделаны новые научные открытия и введены новые более эффективные методы выплавки стали: кислородно-конвертерный способ и электросталеплавление.

    Увеличение удельного веса стали, выплавляемой высокоэкономичным кислородно-конвертным способом, а также рост значения электрометаллургии привели к существенному изменению структуры производства металла. Ныне почти? стали выплавляют в электропечах. Однако несмотря на экономичность и эффективность новых методов выплавки стали в черной металлургии, они не смогли полностью вытеснить мартеновские и бессемеровские агрегаты, которые во многих странах действуют и по сей день, в том числе в России (табл. 6).

    Таблица 6. Удельный вес различных способов выплавки стали в общем производстве по странам (1950-2001 гг.), %

    Выплавка стали (способ)

    Удельный вес, %

    СССР/Россия

    Мартеновская

    Бессемеровская

    Электросталь

    Кислородно-конвертерная

    Мартеновская

    Бессемеровская

    Электросталь

    Кислородно-конвертерная

    Мартеновская

    Электросталь

    Кислородно-конвертерная

    Мартеновская

    Бессемеровская

    Электросталь

    Томасовская

    Кислородно-конвертерная

    Продукты плавки в доменной печи - чугун и шлак. Из выплавляемого в доменных печах чугуна в настоящее время производят большую часть мирового объема выплавляемой стали. При этом выплавляют передельный (белый) чугун, который используется в дальнейшем для выплавки стали, и линейный (или серый) чугун - металл, идущий на изготовление фасонных отливок. Продуктами доменного производства являются также ферросплавы, необходимые при выплавке легированных сталей.

    Регионы и страны в мировом производстве чугуна и стали. Если в начале ХХ в. Свыше 95% выплавки черных металлов приходилось на страны Западной Европы и Северной Америки, в 1950г. - 70 - 75% мирового производства, то к началу ХХI в. Суммарная доля регионов снизилась до 27 - 30% (табл. 7).

    Таблица 7. Доля регионов в мировой выплавке чугуна (1950-200 гг.), %

    В годы Второй мировой войны очень быстро развивалась черная металлургия в США в 1950-е гг. необходимость преодоления последствий войны вызвала рост производства черных металлов в Западной Европе. Еще более быстрыми темпами росла в 1950-1970-е гг. выплавка черных металлов в социалистических странах Восточной Европы (на все страны СЭВ приходилось в то время около 30% мирового производства черных металлов), а также в Японии (табл. 8).

    Таблица 8. Выплавка чугуна в странах-лидерах (1950-2003 гг.), млн. т

    Великобри-тания

    Бразилия

    Великобри-тания

    Бразилия

    Респ. Корея

    Люксембург

    Респ. Корея

    Великобри-тания

    Вплоть до начала 1190-х гг. мировым лидером по выплавке черных металлов был СССР, но после его распада во всех постсоветских республиках произошел заметный спад производства - в России более чем в два раза.

    Уже в середине 1960-х гг. Япония по производству чугуна (и стали) вышла на третье место в мире (вслед за США и СССР), а в начале 190-е гг. эта страна обогнала США и даже была крупнейшим в мире экспортером стали. В последние десятилетия бурное развитие черной металлургии отмечается во многих азиатских странах: Китае, Республике Корея, Индии и др. Так, в Китае, занимающем ныне по выплавке чугуна и стали 1-е место в мире, производство серных металлов увеличилось за послевоенный период более чем в 100 раз (табл. 9).

    Таблица 9. Выплавка стали в странах-лидерах (1950-2003 гг.), млн. т

    Великобри-тания

    Великобри-тания

    Респ. Корея

    Респ. Корея

    Бразилия

    Люксембург

    Бразилия

    Великобри-тания

    Удельный вес стран Азии в мировом производстве чугуна и стали вырос за рассматриваемый период многократно и продолжает увеличиваться. Азия является ныне мировым лидером в металлургии, а многие государства региона входят в лидирующую десятку. На фоне столь существенных региональных сдвигов в черной металлургии разных регионов следует отметить очень незначительное изменение удельного веса в данной отрасли Африки, Южной Америки и Австралии (табл. 10).

    Таблица 10. Доля регионов в мировой выплавке стали (1950-2003 гг.), %

    Основной производство черных металлов по-прежнему сосредоточено на крупных металлургических комбинатах полного цикла. Они обеспечивают производство почти? выплавляемого металла. Комбинаты имеют стабильные долгосрочные контракты с крупными потребителями готовой продукции и поставщиками ресурсов. Однако технологические возможности повышения эффективности производства на предприятиях полного цикла крайне ограничены.

    Тенденции в развитии и размещении черной металлургии. Черная металлургия - производство в целом «экологически грязное», имеющее много вредных и газообразных отходов, в том числе и на сопутствующих производствах - коксохимическом, химическом, при производстве стройматериалов и т.д. В последние десятилетия в экономически развитых странах требования к экологической безопасности металлургического производства постоянно повышаются на современных предприятиях отрасли до 20% общих капиталовложений приходится направлять на обеспечение экологической составляющей работы металлургических предприятий. Отмеченный факт явился одной из причин сдвигов в размещении заводов с доменными цехами.

    Среди основных тенденций развития черной металлургии мира можно выделить следующие.

    1. Перемещение производства ближе к морскому побережью. Туда перемещалось производство из старопромышленных металлургических районов экономически развитых стран. В приморских районных и центрах обеспечивается удобство подвоза дальнепривозного импортного сырья и топлива, а также вывоза продукции дешевым морским путем. Приморское положение облегчает также решение проблем водоснабжения производственного цикла и сброса загрязненных сточных вод на крупных металлургических предприятиях. Четко выражено тяготение первичных производств к приозерным и приморским центрам в США, к приморским центрам в Западной Европе. Так, для США характерно наличие группы крупных металлургических комбинатов в Поротовых центрах на Великих озерах (Гэри, Кливленд, Детройт) и в приморских центрах атлантического побережья (Балтимор, Филадельфия, Моррисвилл), а также на побережье Мексиканского залива. В Европе - крупные металлургические комбинаты полного цикла в Генуе, Неаполе и Торонто в Италии, в Дюнкерке и около Марселя во Франции, в германских портах Бремен и Гамбург. В экономически развитых странах, имеющих значительные потребности в металле, подобного рода территориальное размещение металлургических комбинатов создает благоприятные условия для их функционирования.

    2. Сдвиг металлургического производства в развивающиеся страны. Несмотря на то, что основное производство продукции черной металлургии в настоящее время по-прежнему сосредоточено в экономически развитых странах, очень важной тенденцией развития всей металлургии мира стал сдвиг металлургического производства в развивающиеся страны. Это явление было непосредственно связано с глубокими изменениями, происходящими в международном промышленном разделении труда, в том числе с перемещением производства черных металлов к ближе к основным районам добычи высококачественной руды, а также растущим рынком сбыта в самих развивающихся государствах. К тому же «перенос» металлургических производств в развивающиеся регионы мира обусловлен желанием обойтись без сооружения дорогостоящих очистных сооружений. Оно дополняется возможностями использовать местные ресурсы сырья и дешевой рабочей силы. В результате крупными производителями чугуна и стали ныне являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Республика Корея, о. Тайвань, Индия, Турция и др. Республика Корея и Бразилия уже обогнали по объему выплавки стали Италию, Великобританию, Францию и др. Согласно прогнозам, в ближайшие годы сталеплавильные комплексы Ближнего и Среднего Востока и других государств Азии и Африки будут продолжать расширять мощности по выплавке металла, в том числе в Иране, Египте, Саудовской Аравии. В черной металлургии стран Латинской Америки и Африки также прогнозируются высокие темпы роста производства.

    3. Сдвиги вследствие использования новых методов выплавки. На сдвиги в размещении черной металлургии во второй половине ХХ в. Более заметное воздействие оказало развитие электрометаллургии, а также развитие метода прямого восстановления железа. Однако недостатки данной технологии являются повышенная энергоемкость и высокая требовательность к качеству используемого сырья. Предприятия сроятся в странах, богатых энергоресурсами или ресурсами высококачественных руд.

    4. Сдвиги в сторону создания «мини» и «миди»-заводов. Во многих странах мира возникли не только специализированные металлургические районы и центры электрометаллургического производства, которые приближены к местам производства «дешевой энергии», но также возникла сеть «мини» и «миди»-заводов в районах, лишенных прежде собственной сырьевой и металлургической базы. В последние годы такого рода предприятия возникли в странах Ближнего и Среднего Востока, в Латинское Америке. Строятся такие заводы в странах Юго-Восточной Азии, в Северной Африке.

    5. Тенденция тяготения черной металлургии к районам и центрам потребления металла. Она отмечается в экономически развитых странах и характеризуется формированием нового типа металлургических районов, образующихся в зонах развитого машиностроения. Важная черта таких районов - активное использование в качестве сырья металлолома и большой удельный вес предприятий неполного производственного цикла.

    6. Рост спроса на специальные марки стали. Научно-техническая революция привела к быстрому росту спроса на специальные марки стали. Но это производство полностью сосредоточено в экономически развитых странах - основных потребителях такого рода продукции. Это же характерно для размещения производства специальных сортов проката и других производств, требующих сложного оборудования, высококвалифицированной рабочей силы и рынков сбыта.

    7. Установление более тесных производственно-организационных связей металлургических предприятий с их клиентами. Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии является установление более тесных производственно-организационных связей металлургических предприятий с их клиентами, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

    8. Влияние глобализации и транснационализации мирового хозяйства. В значительной степени на размещение предприятий черной металлургии мира и систему их производственных связей оказывают влияние глобализация и транснационализация мирового хозяйства, а также интеграционные процессы. На предприятиях крупнейших стальных монополий производится объем металла, соответствующий и даже превосходящий объем выплавки стали во многих крупных национальных хозяйствах, например таких стран, как Франция, Италия, Великобритания, Испания, Бельгия и др. ТНК в своей политике исходят из возможностей оптимизации территориальной организации своих производств и располагаются по всему миру.

    9. Влияние интеграционных процессов. Расширение Европейского Союза, создание многих региональных экономических союзов в различных регионах мира также способствуют политике оптимизации размещения предприятий отрасли. Фирмы учитывают объем и структуру рынков сбыта продукции. Например, от степени ориентации на внешние рынки зависит степень тяготения заводов к глубоководным портам, а ориентация на выпуск продукции, предназначенной для переработки внутри страны, усиливает тяготение заводов к центрам машиностроения и металлообработки.

    Таким образом, в мировой металлургии в настоящее время происходят сложные процессы. Под влиянием особенностей развития отрасли в разных странах мира производство и мировой рынок черных металлов претерпевают существенные изменения.

    Международная торговля черными металлами. За последнее десятилетие серьезно изменилась не только географическая картина производства черных металлов, но и география потребления продукции отрасли. Так, согласно данным Международного института чугуна и стали, в 1992г. на долю 12-ти стран ЕС приходилось 19% мирового потребления стальной продукции, на долю бывших республик СССР - около 13%, на долю трех стран экономического блока (США, Канада, Мексика) - почти 17%. При этом удельный вес Японии превышал 13% мирового потребления, а на Китай приходилось около 12% всей потребляемой в мире стали. Но в 2002г. Китай являлся лидером в мировом потреблении продукции отрасли. При этом сократилась доля стран ЕС - до 16,8%, стран экономического блока - до 16% и Япония - до 9%. Особенно же снизились потребление стали в республиках бывшего СССР - до примерно 4% от мирового объема.

    Необходимо отметить, что в мировом хозяйстве многие крупнейшие экспортеры продукции отрасли являются одновременно и крупнейшими импортерами, что свидетельствует о внутриотраслевом международном разделении труда. Так, крупнейшими в мире экспортерами стали являются Япония, Россия, Украина, ФРГ, Бельгии - Люксембург, Франция, Республика Корея, Италия. А крупнейшими на мировом рынке импортерами - США, Китай, ФРГ, Италия, Франция, Бельгия - Люксембург, Республика Корея и др. Иными словами, следует различать странны нетто-экспортеры (где экспорт превышает импорт), и нетто-импортеры (где импорт превышает экспорт). В качестве нетто-экспортеров на мировом рынке выступают в первую очередь Япония, Украина, Россия. А нетто-импортерами являются США, Китай, Таиланд, Италия и др.

    Международная торговля продукцией отрасли растет. Если в 1976г. на мировой рынок поступало 126 млн. т стали, то в 2002г. экспортировалось уже около 300 млн. т стали.

    Заключение

    Современная картина размещения предприятий черной металлургии мира сформировалась под влиянием многих причин, во многом обусловленных научно-техническим прогрессом. Причем развитие и размещение предприятий отрасли в разных странах и регионах мира имеет свои специфические особенности.

    В настоящее время черная металлургия испытывает нарастающую конкуренцию со стороны химической промышленности, ряда производств, создающих материалы на основе керамики и углеволокна, а также со стороны цветной металлургии, поставляющей все большее количество конструкционных металлов на основе сплавов и легких металлов. Но несмотря на это, сталь сохраняет свои позиции основного конструкционного материала и объемы производства черных металлов растут.

    Глобальные изменения в размещении предприятий черной металлургии мира первоначально сформировались в железорудной промышленности и при производстве кокса, что впоследствии повлекло за собой сдвиги в размещении производства чугуна, стали и проката.

    С развитием мирового транспорта уменьшилась значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. Росло значение других факторов размещения, таких как емкость рынков сбыта продукции, удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, квалификации рабочей и т.д.

    В последние годы в черной металлургии ряда развитых стран большое значение приобретает использование вторичного сырья, что сказывается как на структуре и объемах производства черных металлов в странах мира, так и на структурах внешней торговли железосодержащим сырьем.

    Несмотря на то, что основное производство данной отрасли мировой индустрии по-прежнему сосредоточено в экономически развитых странах, очень важной тенденцией развития черной металлургии мира стал сдвиг металл ургического производства в развивающиеся страны. Это явление непосредственно связано с глубокими изменениями, происходящими в международном разделении труда.

    Литература

    1.И.А. Родионова «Мировая Экономика: индустриальный сектор», Питер 2005г.

    2.Ведомости № 206 (1733) от 01.11.06.

    3.РБК daily № 008 от 04.10.06.

    4. Алешко О.С. Анализ влияния основных технических характеристик производства на выпуск продукции в отрасли. - в кн.: Методология прогнозирования воспроизводства и использования ресурсов в экономики СССР.- М.:ЦЭМИ АН СССР,1984,-с. 51-64.

    5. Алешко О.С., Буданов И.А. Определение перспектив развития черной металлургии на основе международных сопоставлений. // Использование межстрановых сопоставлений для анализа и прогнозирования структуры экономики СССР, М.: ИНП АН СССР, 1991

    6. Анализ отраслей черной и цветной металлургии. Бюллетень А&М. 1997-2000 гг.

    7. Анчишкин А.И. Наука- техника- экономика. М.:Экономика, 1986.

    8. Анчишкин А.И., Яременко Ю.В. Темпы и пропорции экономического развития. М.: Экономика, 1967

    9. Афонин С.З. Итоги развития металлургии в 1995 г. и задачи на 1996 г. // Вестник Комитета РФ по металлургии -№ 3-4,1996, с.2 -10

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные тенденции в развитии черной металлургии на современном этапе. Мировая торговля продукцией черной металлургии. Запасы железных руд в разных странах мира. Крупнейшие игроки на рынке черной металлургии. Мировая торговля железорудным сырьем.

      реферат , добавлен 14.07.2015

      Анализ состояния торговли между США и Мексикой в 2010-2011 годах, ее основные направления и объемы. Оценка некоторых грузопотоков между данными странами. Структура экспорта говядины и субпродуктов, черной металлургии, сельхозпродукции и стройматериалов.

      реферат , добавлен 28.11.2012

      История развития термина "управление". Классическая, административная школа научного управления. История развития металлургии в России. Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО "Уралэлектромед" на основании бухгалтерского баланса за 2010-2012 гг.

      курсовая работа , добавлен 19.10.2014

      Общая характеристика цветной металлургической промышленности мира, особенности ее размещения. Анализ состояния мирового рынка цветных металлов за 2010 г. Динамика цен на сталь, медь, алюминий. Тенденции развития цветной промышленности до 2015 года.

      реферат , добавлен 19.02.2012

      Международная торговля услугами как важнейший фактор интенсификации и глобализации современной экономики. Особенности и приемы формирования региональных рынков услуг. Основные тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами.

      курсовая работа , добавлен 27.07.2010

      Промышленность и её роль в развитии экономики мира. Изучение форм проявления объективных экономических законов социализма в промышленности. Анализ отраслевой структуры промышленности в развитых странах. Страны-лидеры мирового промышленного производства.

      реферат , добавлен 23.01.2014

      Процедура выбора предприятия зарубежного партнёра участником внешнеэкономической сделки. Сравнительный анализ внешнеторгового законодательства России и Китая. Анализ законодательства, регулирующего внешнеэкономические сделки на поставку стали в РФ.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2012

      Обмен товарами между государственно-оформленными национальными хозяйствами или их представителями. Формы международной торговли. Регулированное "плавание" валютного курса. Економические последствия для страны, которая вывозит капитал в другие страны.

      контрольная работа , добавлен 23.07.2010

      Теоретические основы международной торговли и исследование ее выгодности для всех стран-участников. Тенденции развития данного явления в современном мировом хозяйстве. Направления развития торговой политики России на национальном и международном уровне.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2011

      Основные показатели участия страны в международной торговле. Экспортно-ориентированный характер работы различных отраслей производства, зависимость от импорта иностранной продукции. Большая доля западноевропейских стран во внешней торговле Норвегии.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортёры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами - чёрными и цветными металлами.

    Чёрная металлургия:

    Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.

    1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):

    а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.

    б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.

    Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.

    2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды.

    В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.

    3) ориентация на потребителя.

    Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.

    Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80 % её производства, а на развивающиеся - 20 %.

    Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн), Россия, США, Китай, Украина, Германия.

    Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.).

    Главные импортёры стали: Западная Европа, США.

    Цветная металлургия:

    Она производит 40 млн. тонн различных металлов.

    Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:

    1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;

    2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.

    Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма - Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия - США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.

    Производство меди:

    Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.

    Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.

    Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.

    Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.

    Производство свинца:

    По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют - Перу и Мексика.

    Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.

    Металлургия и окружающая среда:

    Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что создаёт реальную угрозу для здоровья людей.

    По степени «вредности» металлургические предприятия - это одни из самых грязных производств.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    Возьмём, к примеру, ЮАР - Южно-Африканскую Республику.

    Государство Южной Африки.

    Площадь - 1221 тыс. кв. км.

    Столица - г. Претория.

    Экономико-географическая характеристика ЮАР:

    1) экономико-географическое положение:

    Страна находится на юге материка Африка.

    ЮАР - единственное на континенте экономически развитое государство.

    Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Лесото.

    Омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

    2) природные условия и ресурсы:

    · рельеф: Канские и Драконовы горы, на севере - равнины;

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны - запасы каменного угля, медной руды, золота, алмазов, урановой, марганцевой, хромовых руд, платины.

    · климат: тропический и субтропический климатические пояса; температуры лета +8, зимы +24 градуса; осадков 1000-100 мм;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания - хлопчатника, кукурузы, табака, винограда, сахарного тростника.

    · воды: реки - Оранжевая, Лимпопо, Вааль;

    · водные ресурсы: размещены неравномерно, обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения невелика - 0.5-2.5 тыс. кубометров за год.

    · почвы: коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые;

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пастбища, лишь на юге и востоке страны - обрабатываемые земли.

    · леса: на юге - жёстколистные вечнозелёные;

    · лесные ресурсы: леса занимают очень малую площадь и сильно вырублены, т.е. страна плохо обеспечена.

    3) население:

    а) численность - 38 млн. человек;

    б) плотность населения - от 1 до 10 (на юге - до 100) человек/кв.км;

    в) тип воспроизводства - II; рождаемость - 30-35, смертность - 5-10, естественный прирост - 25 человек на 1000 жителей;

    г) большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей;

    д) женщин больше, чем мужчин;

    е) национальный состав - африканцы (72 %), выходцы из Европы (16 %), выходцы из Азии (индийцы); до недавнего времени проводилась политика расового апартеида;

    ё) религии - протестантизм, приверженцы местных верований;

    ж) уровень урбанизации - до 60 %;

    з) уровень квалификации трудовых ресурсов - высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

    4) экономика:

    ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого).

    На долю ЮАР приходится только 4 % территории, около 6 % населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента.

    Хозяйственный облик страны определяют:

    · горнодобывающая промышленность (см. природные ресурсы), которые интенсивно вывозятся на мировой рынок;

    · чёрная металлургия, работающая на собственном сырье;

    · машиностроение;

    · химическая промышленность.

    Сельское хозяйство:

    Его основа - животноводство (овцеводство - шерстное и каракулевое, ангорские козы, крупный рогатый скот).

    Растениеводство: выращивают - цитрусовые, выноград, сахарный тростник, кукурузу и др.

    5) внутренние различия:

    · экономически развитый район Витватерсранд («Африканский Рур»), его центр - Йоханнесбург;

    · менее развитые районы - бандустаны, где проживает коренное население.

    6) внешние экономические связи:

    ЮАР входит в состав ОАЕ (Организации африканского единства).

    Страна активно сотрудничает не только с развивающимися странами Африки, но и имеет крепкие контакты с государствами Европы, Азии и Америки.

    На мировой рынок ЮАР поставляет: золото, алмазы, платину, сельскохозяйственную и пищевую продукцию, руды цветных металлов, продукцию чёрной металлургии.

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    На этот вопрос можно ответить по нижеприведённому плану.

    Сравним южные районы Канады и Индии.

    Источники информации: карты - «Сельское хозяйство мира», «Экономика» (Канада; Индия), «Агроклиматические ресурсы».

    Во-первых: определяем экономико-географическое положение сельскохозяйственного района:

    · юг Канады: граничит с США, наличие густой транспортной сети (сухопутной, речной, озёрной);

    · юг Индии: омывается Индийским океаном; транспортная сеть реже, чем в Канаде.

    Во-вторых: находим природные факторы:

    · для юга Канады:

    Умеренный климатический пояс;

    Сумма активных температур (выше +10 градусов) составляет 1000-2000 градусов;

    Осадки за год превышают испаряемость, коэффициент увлажнения выше единицы;

    · для юга Индии:

    Тропический пояс;

    Сумма активных температур более 8000 градусов;

    Осадки местами меньше испаряемости, и тогда слабозасушливые условия с коэффициентом увлажнения ниже единицы, на юго-западе и крайнем юге - района осадки превышают испаряемость, здесь коэффициент увлажнения выше единицы.

    В-третьих: определяем степень интенсивности ведения сельского хозяйства:

    · на юге Канады: технически хорошо оснащённое, с высокой урожайностью и продуктивностью, с применением новых агротехнических способов ведения сельского хозяйства; широкое применение наёмного труда;

    · на юге Индии: менее технически оснащённое, с низкой урожайностью, применяются устаревшие способы агротехники и т.д.

    В-четвёртых: выявляем сельскохозяйственную специализацию районов:

    · для юга Канады характерно:

    Преобладание растениеводства, выращивают: пшеницу, рожь, овёс, ячмень, картофель, овощи, фрукты;

    Из отраслей животноводства - свиноводство, крупный рогатый скот молочного направления;

    · для юга Индии:

    Резко преобладает растениеводство, выращивают: просяные культуры, кофе, хлопчатник, рис, арахис, кунжут, рапс, кокосовые пальмы.

    Билет № 24

    На вопрос Назовите основные старны-экспортеры и страны-импортеры и важнейшие грузопотоки продукции Цветной металлургии заданный автором Оля Снеткова лучший ответ это Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортёры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
    Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами - чёрными и цветными металлами.
    Чёрная металлургия:
    Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.
    1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):
    а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.
    б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.
    Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.
    2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды.
    В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.
    3) ориентация на потребителя.
    Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.
    Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80 % её производства, а на развивающиеся - 20 %.
    Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн) , Россия, США, Китай, Украина, Германия.
    Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.) .
    Главные импортёры стали: Западная Европа, США.
    Цветная металлургия:
    Она производит 40 млн. тонн различных металлов.
    Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:
    1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;
    2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.
    Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма - Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия - США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.
    Производство меди:
    Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.
    Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.
    Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.
    Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.
    Производство свинца:
    По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют - Перу и Мексика.
    Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.
    Металлургия и окружающая среда:
    Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что создаёт реальную угрозу для здоровья людей.
    По степени «вредности» металлургические предприятия - это одни из самых грязных производств.

    Крупнейшие промышленные центры производства стали. Размещение мировой черной металлургии в разрезе промышленных центров радикально изменилось за последнее десятилетие. В течение большей части ХХ в. крупнейшие сталеплавильные комплексы располагались в нескольких промышленных ареалах капитали-стических стран, СССР и социалистических стран Центрально-Восточной Европы. В 1970-1990-х годах структурный кризис отрасли в развитых странах привел к существенному снижению выплавки стали в старопромышленных металлургических районах, тогда как новые ареалы черной металлургии складывались в развивающихся странах, главным образом в Китае, Бразилии, Южной Корее и Индии. Интенсивный рост черной металлургии в Китае в начале ХХI в. обусловил появление на территории страны десятков новых крупных центров выплавки стали мирового значения.

    По данным на 2007 г., в мире более 270 промышленных центров (городских агломераций) с годовой выплавкой стали более 1 млн т в каждом (табл. 8, карта на с. 24-25). На них приходится 4/5 всего производства стали на Земле. Свыше половины этих промышленных центров расположено в Восточной Азии (в том числе треть - в Китае), а суммарно Восточная Азия, СНГ и Западная Европа концентрируют более 4/5 ведущих центров производства стали в мире. Из отдельных стран по числу крупных сталеплавильных центров, кроме Китая, выделяются США (26 центров), Япония, Россия, Индия (по 10 центров в каждой).

    На 26 сверхкрупных центров с годовой выплавкой стали свыше 10 млн т приходится треть мирового выпуска стали. На протяжении ХХ в. крупнейшими центрами производства стали оставались агломерации Рейн–Рур в Германии и Чикаго в США, с 1970-х годов к ним добавилась Токийская агломерация. Сейчас эти центры остаются в пятерке лидеров, выплавляя каждый ежегодно более 20 млн т стали, наряду с Шанхаем и Таншанем в Китае. Производство стали в Таншане испытало беспрецедентный рост за последнее десятилетие; вокруг этого промышленного центра сложился гигантский узел черной металлургии с годовой выплавкой стали, сопо­ставимой с выплавкой в целых крупных странах, таких как Бразилия или Украина.

    Япония. Юг острова Хонсю, префектура Айти. Город Нагоя - ядро экономического района Токай. Металлургический комбинат компании «Ниппон Стил» в г. Нагоя .