Льготы по налогам для вновь открытого кфх. Какие льготы у кфх по налогам

Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

  • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • как индивидуальный предприниматель.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию. Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Налоговые каникулы для кфх

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

  • упрощенку;

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ. ОСНО При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:

  • налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
  • земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
  • НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется.

Для фермерских хозяйств действует освобождение от ндфл на пять лет

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности). Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.
Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют: - минимальный размер – 1 га; - максимальный размер – 5 га.

На рисунке ниже рассмотрены в инфографике требования к переходу на УСН, процентные ставки, преимущества и недостатки для КФХ ⇓ Применение КФХ льготного налогообложения на ЕСХН Единый налог для производителей сельхозпродукции представляется самым оптимальным. Количество налоговых платежей при ЕСХН существенно сокращается. Аграрии оплачивают лишь один объединенный сбор по установленной ставке 6%, который заменяет остальные налоги.

Калькуляция сбора производится по формуле: ЕСХН = фиксированная процентная ставка * (сумма прибыли - величина расходов). Налоговые платежи оплачиваются по итогам полугодия и за год. Кроме этого, применяется упрощенный учет в бухгалтерии по «кассовому» методу.

Главой КФХ ведется учетная книга по расходам и прибыли, которая у налоговиков не заверяется.

Верное решение

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

Необходимые документы для регистрации КФХ: Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.Стоимость работ здесьОбращайтесь к нам! 1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ; 2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ; 3.

Налогообложение крестьянского фермерского хозяйства: спецрежимы и отчетность

Кто может воспользоваться По закону, воспользоваться данными каникулами смогут организации, которые возникли после вступления в силу данного закона, то есть не раньше 2015 года. Обмануть налоговую службу не получится, даже если снять хозяйство с учета, а затем зарегистрировать вновь. Дается право не платить налог только первые два года.

В качестве системы налогообложения может быть упрощенная или патентная. ЕСХН Однако если фермерское хозяйство выбрало единый сельскохозяйственный налог (обычно это так), можно также получить право на налоговые каникулы. Причем глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет. Об этом говорится в ст. 217 Налогового кодекса России. Глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет. Отсчет начинается с того года, в который хозяйство было зарегистрировано в налоговом органе. Ответы на вопросы предпринимателей: налоговые льготы

Внимание

Налоговые платежи производятся ежеквартально до 25 числа следующего за кварталом месяца, а за год - до 30 апреля. При УСН ведется упрощенный бухучет по «кассовому» методу. Основную отчетность фермерского хозяйства составляет декларация по УСН (подается ежегодно до 30 апреля) и учетная книга по прибыли и расходам (представляется налоговикам по требованию).

Законодательную основу для КФХ на УСН определяет Налоговый кодекс РФ (гл. 26.2) и ФЗ № 402 «О бухучете» от 6.12.2011 в редакции от 23.05.2016. Если за отчетный период прибыль хозяйства превысит предельную установленную законом величину, то право применять УСН утрачивается. Пример #1. Применение УСН в фермерском хозяйстве Вновь созданное крестьянское фермерское хозяйство (как ИП) с момента регистрации уже полгода использует УСН (при регистрации с пакетом документов одновременно подавалось заявление о применении УСН). Освобождение от налогов на 5 лет

Создавая крестьянское фермерское хозяйство, его участники в первую очередь задумываются о выплате налогов. Хочется, чтобы такие взносы были минимальными, а для этого можно воспользоваться введенными государством льготами. С 2015 года были введены так называемые налоговые каникулы для КФХ. Но что это такое, и как ими воспользоваться? Именно это мы разберем ниже в нашей статье. Налоговые каникулы – это временной отрезок, когда налоговая служба освобождает фермерское хозяйство от уплаты налогов на прибыль. Налоговая ставка будет составлять ноль процентов, но это не значит, что не нужно выплачивать обязательные взносы в фонды.
Важно отметить, что вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам. Поэтому в одних городах эти льготы действуют, а в других нет. Работать программа будет до 2021 года включительно. Вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам.

Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн

ИП в Республике Беларусь. Образец заполнения формы Р21001 здесь. Льготы для малого бизнеса Для получения упрощенной системы уплаты обязательных платежей предприятиям малого бизнеса нужно выполнить ряд обязательных условий:

  1. В текущем году зарегистрировать предприятие как индивидуальный предприниматель.Для конкретного региона следует уточнить запуск в действие механизма на основе Федерального закона.
  2. Установить возможность уплаты налогов по упрощенной системе или через патентную систему.
  3. Зафиксировать минимальную долю в 70 % в случае получения дохода от нескольких направлений деятельности с преобладанием выделенных направлений – научное, социальное или производственное.

Какие ограничения могут быть установлены При использовании налоговых каникул недостаточно только воспользоваться правом на получение льготного периода.

Налоговые каникулы 2018: условия получения, ограничения

ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;

  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними. Государственная поддержка КФХ Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке. Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке. Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. УСН Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке. Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов? Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд.

dolgoteh.ru

Для фермерских хозяйств действует освобождение от НДФЛ на пять лет

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим. Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п.

2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого­обложения, то он является плательщиком НДФЛ.

Фермерам могут компенсировать потерянные льготы по земельному налогу

Потерянные льготы по земельному налогу для фермеров могут компенсировать.

Парламентский комитет по АПК, транспорту, строительству, природным ресурсам и экологии предложил распространить действие поправок в закон «О плате за землю» на правоотношения до 2012 года. В настоящее время все крестьянские (фермерские) хозяйства получают скидки по уплате земельного налога в течение трёх лет после оформления госрегистрации.

Верное решение

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП?

ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок.

И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности.

Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги.

Какие льготы у кфх по налогам

Одной из наименее урегулированных в российском законодательстве организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности является крестьянское (фермерское) хозяйство. 1. Состав уплачиваемых КФХ налогов полностью соответствует составу налогов индивидуального предпринимателя и не имеет никакого отношения к налогообложению юридических лиц; Они уплачивают НДФЛ (13%), НДС (10/18%), земельный налог, транспортный налог, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС Многие КФХ остаются на общей системе налогообложения в целях сохранения заказчиков продукции, поскольку абсолютное большинство оптовых покупателей работают на ОСН и для снижения своей налоговой нагрузки им просто необходимо закупать продукцию у организаций (ИП, КФХ), которые работают с НДС, поскольку только в этом случае они смогут возместить из бюджета уплаченный за продукцию НДС и тем самым получить дополнительную выгоду от сделки.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств

Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект предпринимательской деятельности, является плательщиком налогов.

При этом ему присущи особенности, связанные, с одной стороны, с его правовым статусом, с другой стороны, с видом производственной деятельности. По существующему законодательству созданные до вступления в силу части 1 ГК РФ КФХ могут иметь статус юридического лица. В этом случае налогообложение КФХ осуществляется аналогично налогообложению коммерческих сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время в России функционирует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные на основании Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 и обладающие статусом юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г.

№ 74-ФЗ, не обладающие статусом юридического лица, глава которых зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогообложение земельным налогом и ндфл глав крестьянских фермерских хозяйств

Для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога главам крестьянских фермерских хозяйств следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие главам крестьянских фермерских хозяйств. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

ruslanhasanov.ru

Одной из форм хозяйствования, признанной на законодательном уровне, является крестьянское (фермерское) хозяйство, которое имеет статус юридического лица. В соответствии с этим оно может осуществлять коммерческую деятельность с целью получения материальной выгоды в виде прибыли. И, как любое другое юридическое лицо, КФХ обязано платить соответствующие налоги. Как рассчитать и заплатить налог фермерам, подробнее расскажем в данной статье.

Крестьянское (фермерское) хозяйство: что из себя представляет?

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с целью извлечения прибыли. Чтобы КФХ носило юридически значимый статус, оно должно быть обязательно зарегистрировано в государственных контролирующих органах, а также должен быть избран глава КФХ, отвечающий за его деятельность.

При этом в КФХ могут входить граждане РФ, владеющие определенным имуществом и осуществляющие производственные или хозяйственные операции в коммерческих целях, а глава является его руководителем. На его имя регистрируется крестьянско-фермерское хозяйство, название которого будет звучать как ИП ГКФХ ФИО, что свидетельствует о том, что оно обладает характеристиками, приближенными к индивидуальному предпринимательству, нежели к другим организационно-правовым формам.

Взаимоотношения КФХ и государства основываются на нормах Гражданского Кодекса РФ, в котором указывается, что данное хозяйство признается юридическим лицом, а потому наделяется правами, обязанностями и ответственностью, которые характеризуют данный хозяйствующий субъект. Кроме того, на законодательном уровне утвержден перечень видов деятельности, которыми имеет право заниматься фермер, а именно:

  • производство сельхозпродукции;
  • переработка сельхозпродукции;
  • транспортировка сельхозпродукции;
  • хранение сельхозпродукции;
  • реализация сельхозпродукции.

Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность с целью получения прибыли, оно обязано уплачивать налоги в бюджет государства, как и любой другой хозяйствующий субъект РФ.

Налогообложение КФХ: основные моменты

Поскольку объектом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является сельское хозяйство и ее продукция, налог фермерам имеет некоторую специфичность по сравнению с промышленными или торговыми предприятиями. При этом фермеры могут применять одну из трех форм налогообложения, а именно:

  1. общую;
  2. упрощенную;
  3. единый сельскохозяйственный налог

Если две первые системы наиболее знакомы для юридических лиц и предпринимателей, то с последней сталкиваются не так часто, а потому следует рассказать о ней более подробно, а также напомнить и о других.

Система Особенности Налоги
Общая Представляет собой систему налогов, которые уплачивает в бюджет государства индивидуальный предприниматель. В первые пять лет своей деятельности КФХ имеет право не платить НДФЛ. Читайте также статью: → «Не подлежащие налогообложению НДФЛ доходы». - НДФЛ;

Земельный налог;

Транспортный налог;

Налог на имущество;

Налог на прибыль;

Упрощенная Используется ставка 6% или 15% в зависимости от вида налогооблагаемой базы - единый налог;

Страховые взносы в государственные фонды.

ЕСХН Используется ставка 6% - единый сельхоз. налог;

Страховые взносы в государственные фонды

Особенности налогообложения для фермеров

Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство имеет определенные особенности в плане осуществления хозяйственной деятельности, его налогообложение также отличается индивидуальными характеристиками. Что касается общей системы, то стандартными налогами, которые полностью соответствуют любой деятельности, являются все выше перечисленные платежи, за исключением НДФЛ и налога на прибыль.

КФХ начинает платить НДФЛ только после пятилетнего осуществления своей деятельности, а до истечения указанного срока такой налог платить не нужно. При этом данное право используется по умолчанию, то есть фермерам не нужно подавать в налоговые органы специальное заявление. Необходимо отметить, что данный пункт применяется только для тех участников, которые впервые используют такое право.

Что касается налога на прибыль, то он применяется при налогообложении КФХ, а его ставка может составлять 0% при наличии определенных условий и обстоятельств.

Так, к ним относится момент, когда доля дохода от реализации сельхоз. продукции в общем объеме доходов составляет не менее 70%, а средняя численность за налоговый период не превышает 300 чел. Рассматривая упрощенную систему налогообложения, следует отметить, что каких-либо серьезных особенностей такого режима налогообложения для КФХ нет.

Единственное, чем можно воспользоваться в качестве льготы - это уменьшение суммы рассчитанного налога на величину необходимых к перечислению страховых взносов в государственные фонды. При этом ограничения размера взносов, который можно использовать в качестве вычета - не существует, однако существует другое ограничение, согласно которому фермеры не должны использовать труд наемных сотрудников.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) рассчитывается как 6% от налогооблагаемой базы, которая исчисляется как разность между доходами и расходами КФХ. Следует отметить, что данный подход определения налогооблагаемой базы существует и при упрощенном режиме налогообложения, только ставка при втором варианте составляет 15%.

Необходимо отметить следующий момент: для крестьянских (фермерских) хозяйств НДФЛ имеет фиксированный размер, который рассчитывается следующим образом:

НДФЛ = МРОТ * тариф взноса в фонд * 12 мес. * кол-во членов КФХ (с учетом главы КФХ)

НДФЛ уплачивается главой хозяйстване только за себя, но и за всех членов хозяйства, и при этом суммы по каждому человеку равны между собой, поскольку имеют фиксированный размер.

Налоговая отчетность по фермерству

При применении общего режима налогообложения КФХ представляет отчетность, как и предприятия других организационно-правовых форм, то есть декларации по НДС, прибыли, имуществу, транспортному и земельному налогу, а также отчетность по НДФЛ и расчеты в государственные фонды. Что касается сроков представления отчетности, то для КФХ они являются стандартными, как и для иных форм хозяйствования.

  • Если КФХ использует упрощенную систему налогообложения, оно обязано подавать декларацию по УСН, а также книгу учета доходов и расходов, если налоговые органы потребуют ее представить.
  • ЕСХН предполагает представление в налоговые органы декларации по ЕСХН, книги учета доходов и расходов, а в ПФР - РСВ-2. Читайте также статью: → «Применение ЕСХН для КФХ: пример расчета, сроки уплаты».

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Ответственность за представление отчетности и уплату налогов и взносов несет глава КФХ, а потому он лично отвечает за то, чтобы все нормы законодательства были соблюдены точно и своевременно . Если же КФХ опоздает со сдачей отчетности или уплатой необходимых платежей, на налог фермерам налагаются административные санкции в виде штрафов и пени.

К примеру, применяя ЕСХН и не сдавая вовремя отчетность, можно ожидать наложение штрафа в размере 5-30% от суммы налога, которую необходимо заплатить по данной налоговой декларации. При этом штраф устанавливается за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет, а также размер штрафа не может быть менее 1 000 руб.

Если КФХ опоздало с уплатой налога, то штраф в этом случае будет составлять 20-40% от суммы налога, который должен быть перечислен в бюджет государства.

Порядок перехода на ЕСХН

Если изначально крестьянское (фермерское) хозяйство использовало общую или упрощенную систему налогообложения, оно может перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, только необходимо, чтобы оно соответствовало определенным критериям. К таким хозяйствующим субъектам относятся:

  1. сельхоз. организации, которые непосредственно производят, перерабатывают и продают изготовленную ими продукцию только из собственного сырья;
  2. организации должны иметь в общем объеме доходов не менее 70% доходов, образованных от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства

Если КФХ отвечает заданным условиям, оно может переходить на ЕСХН, для чего необходимо подать соответствующее заявление в налоговые органы, рекомендуемая форма которого закреплена на законодательном уровне.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выпуском сельскохозяйственной продукции, а также, с 2017 года, - оказанием услуг в этой сфере , вправе перейти на специальный режим налогообложения – уплату единого сельскохозяйственного налога, который заменяет сразу несколько обычных налоговых платежей в рамках ОСН. Исходя из специфики применения, да и самого названия данного спецрежима, можно сказать, что он идеально подходит для работы в рамках большинства крестьянско-фермерских хозяйств.

Что представляет собой КФХ

Крестьянско-фермерское хозяйство само по себе может быть зарегистрировано в качестве организации, что следует из положений статьи 86.1 Гражданского кодекса. Однако в большинстве случаев глава КФХ встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя, то есть осуществляет деятельность без образования юрлица.

Переход на уплату единого сельхозналога для КФХ в обоих случаях происходит стандартно. Подать заявление на ЕСХН можно при создании КФХ – для этого у него есть 30 календарных дней с момента постановки на учет юрлица или ИП. Если же по каким-то причинам при регистрации данный спецрежим выбран не был, то перейти на него можно с начала очередного календарного года. Для этого в ИФНС по месту регистрации нужно подать информацию о переходе на ЕСХН в срок до 1 января года, с которого планируется применять данную систему налогообложения.

Форма сообщения о начале применения сельскохозяйственного спецрежима - уведомление о переходе на ЕСХН № 26.1-1 – утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 года № ММВ-7-3/41@.

Условия применение ЕСХН в КФХ

Налогообложение КФХ ЕСХН предполагает стандартные условия выпуска продукции сельхозназначения, предусмотренные Налоговым кодексом. То есть каких-то специальных льгот по применению спецрежима статус крестьянско-фермерского хозяйства не дает. Таким образом, организация или ИП в статусе КФХ, перешедшие или желающие перейти на уплату единого сельхозналога, обязаны обеспечивать долю доходов от производства, переработки и реализации товаров, подпадающих под определение сельскохозяйственных, на уровне не менее 70% в общих поступлениях (ст. 346.2 НК РФ). С этого года в рамках применения ЕСХН допускается также оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг сельхозназначения.

Переход на уплату ЕСХН дает возможность крестьянско-фермерскому хозяйству рассчитываться с бюджетом по ставке 6% от разницы между полученными в течение года доходами и понесенными расходами (п. 1 ст. 346.8 НК). Также нужно отметить, что для КФХ и прочих плательщиков единого сельхозналога, зарегистрированных на территории Республики Крым, предусмотрена возможность применения льготных ставок. Так, до конца 2016 года для всех сельхозпроизводителей полуострова действовала ставка налога в размере 0,5%. На период с 2017 по 2021 год Налоговым кодексом предусмотрена возможность снижения ставки налога на основании законодательных актов местных властей до 4%.

Отчетность КФХ на ЕСХН в 2017 году

Отчетность крестьянско-фермерского хозяйства в рамках применения ЕСХН также предоставляется в ИФНС в рамках требования главы 26.1 Налогового кодекса. Декларация подается по итогам года в срок до 31 марта – эта дата актуальна как для юрлиц, так и для ИП. В то же время по итогам первого полугодия КФХ обязано перечислить самостоятельно рассчитанный авансовый платеж по ЕСХН. Срок его перечисления – до 25 июля.

Окончательный расчет по налогу по итогам года нужно произвести одновременно с подачей декларации, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Поскольку ЕСХН заменяет уплату обычного набора стандартных налогов на ОСН, то отчитываться по налогу на прибыль , НДС или НДФЛ компаниям или индивидуальному предпринимателю не требуется. Однако статус работодателя накладывает обязанность на КФХ подавать отчеты по зарплатным начислениям своим сотрудникам.

Зарплатная отчетность

Каждая организация, а также ИП, являющийся работодателем, признаются источником выплаты доходов для своих сотрудников. Следовательно, они обязаны исполнять функции налогового агента по НДФЛ, то есть удерживать при выплате зарплаты данный налог и перечислять его в бюджет.

Далее, уже из собственных средств работодатель обязан заплатить страховые взносы, которые распределяются в пользу трех структур: ПФР, ФОМС и ФСС. По всем этим выплатам, разумеется, работодатель обязан отчитаться. КФХ исполняет данное требование на общих основаниях.

Обязанности налогового агента по налогу на доходы физлиц предполагают подачу двух отчетов. Справки по форме 2-НДФЛ подаются по итогам года в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Расчет 6-НДФЛ необходимо подавать по итогам каждого квартала – не позднее окончания следующего за отчетным кварталом месяца.

Что касается отчетности по взносам, то тут нельзя не сказать о новшестве текущего года. Дело в том, что распорядителем платежей на пенсионное, медицинское и социальное страхование с 2017 года становится ИФНС. Именно сюда работодателям предстоит перечислять взносы, которые до сих пор перечислялись в напрямую в ПФР и соцстрах. Соответственно и отчетность по взносам несколько видоизменится. Тем не менее, за 2016 год работодатели обязаны были отчитаться по прежним правилам, то есть подать до 20 января отчет по форме 4-ФСС , а до 15 февраля - форму РСВ-1 ПФР . У компаний и ИП, которые отчитываются электронно, крайний срок в обоих случаях продлевается на 5 дней.

Начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, эти два отчета будут заменены одной общей формой, подаваемой работодателями в ИФНС. Срок подачи этого единого расчета по взносам – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 431 НК). Однако данный отчет не будет содержать информацию о взносах на травматизм, которые, как и прежде, необходимо перечислять в ФСС по новой форме 4-ФСС . Соответственно и отчитываться по данным платежам нужно будет перед соцстрахом в обычные ранее действующие сроки - до 20/25 числа следующего за окончившимся кварталом месяца.

Еще одна форма отчета, оставшаяся неизменной с прошлого года – ежемесячная СЗВ-М , содержащая сведения о застрахованных лицах, в частности данные об ИНН и СНИЛС работников. Ее работодатели подают в ПФР. В 2017 году изменились лишь сроки подачи: ранее отчитываться нужно было до 10 числа каждого месяца. В этом году срок несколько увеличен: подавать сведения необходимо до 15 числа по окончании отчетного месяца.

Обязателен до 2017 года именно для глав КФХ был еще 1 расчет в ПФР – форма РСВ-2 . За 2016 год эту форму надо представить в ПФР в те же сроки, что и ранее – до 28 февраля 2017 года.

С 2017 года этот отчет отменен, как и форма РСВ-1, КФХ по взносам в ПФР будут отчитываться, используя форму нового единого расчета по взносам в ИФНС. Но, в отличие от других страхователей, главы КФХ как сдавали его раз в год, так и будут сдавать (если у них нет сотрудников). А вот сроки для отчета сокращены – КФХ на ЕСХН за предыдущий год будут отчитываться до 30 января следующего.

Я являюсь главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Первоначально КФХ было зарегистрировано в качестве юридического лица в 1996 г., с 2003 г. переведено на уплату ЕСХН. В 2011 г. я решил привести организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями действующего законодательства и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с заявлением о постановке на налоговый учет было подано и заявление о переходе на уплату ЕСХН. Имущество, все это время принадлежащее мне как физическому лицу (складское здание, коровник, гараж для с/х техники), использовалось при осуществлении деятельности как до, так и после регистрации в качестве предпринимателя, поэтому налог на имущество не уплачивался с учетом положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Однако по результатам выездной проверки за 2008-2010 гг. инспекция доначислила налог на имущество физических лиц. Проверяющие посчитали, что льготой по уплате налога на имущество могло воспользоваться само КФХ, если бы эти здания принадлежали ему как юридическому лицу, а у меня такое право появилось только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции?

К сожалению, формально налоговики правы. В такой ситуации у гражданина не было оснований не уплачивать налог на имущество физических лиц. Дело в том, что положения п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождают юридических лиц от уплаты налога на имущество организаций, а индивидуальных предпринимателей — от уплаты налога на имущество физических лиц. Обязательным условием для освобождения является использование имущества в деятельности, доходы от которой облагаются ЕСХН. То есть льготой может воспользоваться организация либо предприниматель, использующие принадлежащее им имущество в целях осуществления деятельности, доходы от которой облагаются сельхозналогом. В рассматриваемой ситуации, несмотря на то что имущество использовалось в деятельности юридического лица - плательщика ЕСХН, его собственником, а значит, и плательщиком налога на имущество оставался гражданин как физическое лицо (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Напомним, что фермерские хозяйства, созданные в форме юридических лиц, вправе сохранять этот статус до 2013 г. (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). И в целях применения положений главы 26.1 НК РФ такие фермерские хозяйства рассматриваются именно как юридические лица, не имеющие никакого отношения к гражданам-предпринимателям и уплачиваемым ими налогам. Переведено на уплату ЕСХН было само хозяйство как юридическое лицо, а не гражданин - собственник недвижимости. В периоде, охваченном выездной проверкой, гражданин не являлся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, а значит, не мог воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога на имущество, прописанной в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Отметим, что ст. 48 ГК РФ определен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, чьи участники наделены в отношении имущества организации вещными правами. Крестьянские (фермерские) хозяйства в этом перечне не поименованы. Поэтому с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ, то есть с 01.01.95, в отношении имущества фермерских хозяйств, созданных в качестве юридических лиц, не действует режим долевой или совместной собственности граждан-участников, как это было предусмотрено Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Имущество КФХ считается принадлежащим самому хозяйству как юридическому лицу только в том случае, когда недвижимость оформлена в собственность организации и учтена на балансе в составе объектов основных средств. В таком случае фермерское хозяйство - юридическое лицо, применяющее систему налогообложения в виде ЕСХН, может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

С учетом изложенного действия инспекции являются правомерными.

Между тем, на наш взгляд, есть некоторый шанс отстоять свою позицию в суде. Об этом свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 № А57-1434/2011, в котором арбитры рассмотрели аналогичное по сути дело в пользу налогоплательщика. Но нужно отметить одно важное обстоятельство: в ситуации, ставшей предметом исследования судей, гражданин передал недвижимость фермерскому хозяйству по договору безвозмездного пользования, и это послужило дополнительным подтверждением использования спорного имущества в деятельности КФХ.

Судьи указали, что гражданин, осуществляя через созданную им организацию сельскохозяйственную деятельность с применением спецрежима, имел право на льготу, установленную п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Иной подход, по их мнению, противоречил бы основам налогового законодательства. Ведь Налоговый кодекс не допускает установления дифференцированных ставок налогов, сборов и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В своих решениях Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость соблюдения законодателем конституционного принципа равенства налогообложения. КС РФ указывал на допустимость установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц, но только в том случае, когда такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (постановления от 27.04.2001 № 7-П и от 16.07.2004 № 14-П, Определения от 18.01.2005 № 55-О и от 24.05.2005 № 177-О).
Принцип равного налогового бремени, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 21.03.97 № 5-П, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

С учетом этого арбитры решили, что предъявление гражданину требования об уплате налога на имущество, которое фактически использовалось в деятельности, облагаемой ЕСХН, и так или иначе принадлежало субъекту, осуществлявшему сельскохозяйственную деятельность, обусловлено только неопределенностью организационно-правовой формы последнего в связи с изменением законодательства. А значит, требования инспекции об уплате налога на имущество не могут быть признаны законными.

Несомненно, важную роль сыграло наличие документа, подтверждающего, что спорное имущество использовалось в деятельности КФХ - договора безвозмездного пользования. При этом из материалов дела нельзя сделать вывод о том, определяла ли организация доход от безвозмездного пользования имуществом (по этому вопросу см. письма Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/2/163 и от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98). Инспекторы, возможно, тоже не обратили на это особого внимания, но они не оспаривали сам факт использования имущества в сельскохозяйственной деятельности, а это важно. Поэтому если в ситуации, описанной в вопросе, такой договор изначально отсутствовал, представлять его в суд мы не рекомендуем: инспекция может указать, что в таком случае в налоговом учете КФХ должно быть зафиксировано определение включаемого в налоговую базу по ЕСХН внереализационного дохода от получения безвозмездного права пользования недвижимостью. Вместо этого лучше озаботиться подтверждением фактического использования имущества в деятельности КФХ. Для этого могут пригодиться договоры, на основании которых КФХ поставлялись товарно-материальные ценности на адрес склада, показания свидетелей (например, работников), подтверждающие, что сельскохозяйственная техника действительно хранилась в гараже, и т.д. И не забывайте: именно налоговики должны доказать, что имущество вы использовали для целей, не связанных с осуществлением деятельности КФХ. Если доказательств этого они не представят, судьи, возможно, встанут на вашу защиту.

Олег Хороший начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

В этом решении:

  • Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация
  • Налогообложение КФХ без регистрации организации
  • Страховые взносы КФХ
  • – за членов КФХ
  • – с выплат наемному персоналу

Порядок уплаты налогов зависит от того, в какой форме крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) ведет деятельность. могут зарегистрировать организацию, а могут этого и не делать – просто заключить соглашение о создании КФХ. В последнем случае достаточно, чтобы глава КФХ зарегистрировался как предприниматель.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

– упрощенку;
– ЕСХН.

ОСНО

При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:
– НДС;
– налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
– земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
– транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
– НДФЛ (как налоговый агент).

УСН

Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке. См. на эту тему:

Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов

ЕСХН

Применяя ЕСХН, налоги уплачивайте в том же порядке, что и другие организации. О том, как платить налоги при ЕСХН, см. подробнее:

Налогообложение КФХ без регистрации организации

Если КФХ не зарегистрировано как организация, это значит, что его глава ведет деятельность как предприниматель. В этом случае он может применять:
– общую систему налогообложения;
– упрощенку;
– ЕСХН.

ОСНО

Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:
– НДФЛ;
– НДС;
– земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
– транспортный налог.

УСН

Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке. См. на эту тему:

ЕСХН

Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме. Подробнее на эту тему см.:

Страховые взносы КФХ

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2 , подп. «б» п. 1 ст. 5 , п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем

Ситуация: должен ли индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства платить взносы на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 000 руб. Доходов от другой деятельности у ИП нет

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим.

Доходы не облагаются пять лет

Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого-обложения, то он является плательщиком НДФЛ. Основание - статья 207 Налогового кодекса РФ.

Пункт 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ дает главе и членам КФХ право на освобождение от налога на доходы в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. При этом от налога освобождаются только доходы от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки. На доходы от других видов деятельности эта льгота не распространяется. В частности, постановлением ФАС Поволжского округа от 29 июня 2009 г. № А65-23398/2008 признано неправомерным освобождение от уплаты НДФЛ доходов главы КФХ, полученных от реализации металлолома.

Фермерское хозяйство, которое перешло на уплату сельхозналога, перестает быть плательщиком НДФЛ и не может пользоваться этой льготой. Но если до истечения пятилетнего срока с года регистрации хозяйство опять вернется на общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется. Об этом сказано в письме Минфина России от 12 декабря 2012 г. № 03-04-05/8-1388. После истечения пяти лет со дня регистрации КФХ доходы главы и его членов подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Какие еще доходы не облагаются

Изменения, предусматривающие дополнительные льготы при налогообложении глав крестьянских (фермерских) хозяйств, внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ. НДФЛ теперь не облагаются следующие доходы (п. 14.1 и 14.2 ст. 217 Налогового кодекса РФ):

Гранты, полученные за счет средств бюджетов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;

Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фер-мера;

Гранты на развитие семейной животноводческой фермы;

Субсидии, предоставляемые за счет средств бюджетной системы РФ.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2012 г. № 161-ФЗ действие этих норм распространили на период с 1 января 2012 года. Поэтому воспользоваться этими нормами можно уже сейчас, при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2012 год

Напомним, что до введения норм, установленных пунктами 14.1 и 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, вопрос обложения НДФЛ субсидий, предоставляемых за счет средств бюджетов, вызывал споры. В частности, по мнению Минфина России, бюджетные поступления, полученные гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 69, 70, 72 и направленные на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, необходимо было отнести к компенсационным выплатам. И они не облагались НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 14 июля 2006 г. № 03-05-01-03/81). В то же время ФНС России считала, что подобные выплаты-субсидии облагаются НДФЛ, так как они не поименованы в статье 217 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. № 04-2-02/313@).

Важно запомнить

НДФЛ не облагаются суммы, полученные за счет средств бюджетной системы РФ и в виде субсидий и грантов на создание и развитие КФХ, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.