Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Глобальные проблемы человечества: пример, пути решения

Мировая экономика может быть определена как совокупность национальных экономик отдельных стран, участвующих в международном разделении труда (МРТ) и связанных системой международных экономических отношений. Сложившиеся тенденции в мировой экономики скрывает в себе и опасности. Они по-разному затрагивает жизненные интересы различных государств, социальных слоев и групп.

Особенностями глобальных проблем являются:

    стратегический характер, решающее влияние на будущее положение мирового сообщества и дальнейшее развитие производительных сил или даже гибель цивилизации;

    обусловленность множеством слабо контролируемых факторов - технических, экономических, социальных, природных;

    масштабность. Они прямо или косвенно касаются всего или большей части населения планеты, каждого из шести с лишним миллиардов ее жителей, т. е. носят общемировой характер;

    срочность, т. е. настоятельность решения. В одном случае речь идет о незамедлительных действиях, ибо ежегодно миллионы людей на планете гибнут от голода в другом случае история отводит для этого несколько лет или даже десятилетий, однако достаточно продолжительное время мириться с их существованием нельзя;

    тесная взаимосвязанность, например, решение демографической проблемы уже само по себе снижает остроту проблемы голода;

Возможность решения проблем совместными действиями всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы делятся на 3 основные группы:

    интерсоциальные (безопасность, гонка вооружений, отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, борьба с терроризмом, соблюдение прав человека и проч.);

На протяжении современной (после окончания второй мировой войны) истории человечество затратило на вооружение гигантские средства. Следствием накопления конфликтного потенциала в развивающейся зоне (резкая поляризация доходов различных слоёв населения, рост нищеты, социальной несправедливости, безработицы и т.д.) явился рост военных расходов, который мог принимать характер и масштабы гонки вооружений.

социально-демографическая (рост населения, бедность и отсталость развивающихся стран, нехватка продовольствия, болезни)

в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи. Так, число жителей планеты лишь к середине прошлого века впервые достигло миллиардной отметки, а согласно новым оценкам в 2000г. население стран мира увеличилось до 6,03 млрд. человек (к 2015г. – до 7,47 млрд. человек) При этом следует учитывать, что свыше 80% современного и ещё большая доля перспектив-ного прироста мирового населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Не вызывает сомнений, что важнейшим фактором, обусловившим такой «демографический взрыв», является взаимодействие и переплетение прогресса и отсталости в развивающихся странах.

В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессам Растёт несоответствие между численностью населения планеты и ресурсами. Возникло противоречие между развитыми и слаборазвитыми странами. Перестройка мировой экономики станет реальной только в том случае, если бедные страны станут полноправными участниками мирового сообщества

    социально-экологические (загрязнение окружающей среды, нехватка энергии, сырья, необходимость освоения космическою пространства и ресурсов Мирового океана).

Экологические проблемы. Начиная с 60-х гг. 20 века специалисты рассматривают экологическое состояние нашей планеты как катастрофическое. Среди основных проявлений кризисных ситуаций, охвативших, прежде всего, развитую зону, а затем и развивающиеся страны, выделяется деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства.

Топливно-сырьевая ситуация в мире. Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.

На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет.

В последнее время в мировом сообществе стали называть новую проблему,которая касается уже всех стран, а именно: Защита интеллектуальной собственности. По оценкам ряда экспертов, 7-8% объема мировой торговли приходится на контрафакт. Это касается не только киноиндустрии, но и производства компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, фармацевтической, пищевой промышленности, предметов роскоши, спортивных товаров и т.д., - сказал Медведев. - Масштабы пиратства напрямую угрожают стабильности национальной экономики каждого государства.

К инструментам регулирования международных экономических отношений при решении глобальных проблем относятся международные организации, координирующие их развитие с наднациональных позиций, двусторонние и многосторонние соглашения и нормы международного экономического права.

Последнее обеспечивает:

    юридические условия функционирования и развития системы международных i экономических отношений, ее корректировку в интересах достижения их справедливости | и сбалансированности;

    применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности;

    формирование цивилизованных принципов осуществления международных экономических отношений.

На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что является лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и , а также моральные, религиозные и философские ценности.

Значение глобальных проблем особенно возросло во второй половине ХХ в. Именно они существенно воздействуют на структуру национального и . Исторически мировое хозяйство как единое целое сложилось к началу ХХ в. в результате втягивания в мирохозяйственные связи большей части стран мира. К этому времени был закончен территориальный раздел мира , в мировом хозяйстве сформировалось два полюса . На одном полюсе находились промышленно развитые страны , а на другом — их колонии — аграрно-сырьевые придатки . Последние были втянуты в задолго до становления там национальных рынков. Вовлечение этих стран в мировые хозяйственные отношения фактически произошло не в связи с потребностями их собственного развития, а явилось продуктом экспансии индустриально развитых стран. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство, даже после обретения независимости бывшими колониями, на долгие годы сохранило отношения центра и периферии. Вот откуда берут начало нынешние глобальные проблемы и противоречия.

Как правило, для решения глобальных проблем требуются огромные материальные и финансовые средства. Основными критериями отнесения той или иной проблемы к категории глобальных признано считать ее масштабность и необходимость совместных усилий для ее устранения.

Глобальные проблемы — несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Примеры глобальных проблем мира

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

Нарождаются и другие глобальные проблемы.

Классификация глобальных проблем

Исключительные трудности и большие затраты для решения глобальных проблем требуют их обоснованной классификации.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы, согласно принятой международными организациями классификации, делятся на три группы. Первую группу составляют проблемы, определяемые основными социально-экономическими и политическими задачами человечества. К ним относятся сохранение мира, прекращение гонки вооружений и разоружение, немилитаризация космоса, создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии стран с низкими доходами на душу населения.

Вторая группа охватывает комплекс проблем, раскрывающихся в триаде «человек — общество — техника». Эти проблемы должны учитывать эффективность использования НТП в интересах гармоничного социального развития и ликвидацию негативного влияния техники на человека, рост народонаселения, утверждение прав человека в государстве, его освобождение из-под чрезмерно усилившегося контроля государственных институтов, особенно над личной свободой как важнейшей составляющей прав человека.

Третья группа представлена проблемами, связанными с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т. е. проблемы отношений по линии общество — природа. Сюда входят решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды, охватывающего все новые и новые районы и способного разрушить жизнь человека.

Конец ХХ и начало XXI вв. привели к перерастанию ряда локальных, специфических вопросов развития стран и регионов в разряд глобальных. Однако следует признать, что решающую роль в этом процессе сыграла интернационализация.

Растет количество глобальных проблем, в отдельных публикациях последних лет называется более двадцати проблем современности, однако большинство авторов выделяют четыре основные глобальные проблемы: экологическую, сохранение мира и разоружение, демографическую, топливно-сырьевую.

Меняются масштабы, место и роль отдельных глобальных проблем. Экологическая проблема в настоящее время вышла на первое место, хотя еще недавно ее место занимала борьба за сохранение мира и разоружения. Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составляющие и появляются новые. Так, в проблеме борьбы за мир и разоружение основной упор стал делаться на сокращение средств массового поражения, нераспространение массового оружия, разработку и осуществление мер по конверсии военного производства; в топливно-сырьевой проблеме появилась реальная возможность исчерпываемости ряда невозобновляемых природных ресурсов, а в демографической — возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международной миграции населения, трудовых ресурсов и т. п.

Очевидно, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны . Например, острота продовольственной проблемы усугубляется опережающим ростом народонаселения по сравнению с ростом сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах. Для решения продовольственной проблемы необходимо использовать ресурсный потенциал промышленно развитых стран или международных организаций, разрабатывающих и осуществляющих специальные программы помощи. Рассмотрение воздействия глобальных проблем на формирование мирового хозяйства требует их детального анализа и оценки с позиций как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Особенности мирового развития второй половины
ХХ в. состоят в том, что стала постоянным фактором, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность распространилась на такие территории и в такие сферы, которые ранее не были доступны человеку (Мировой океан, полярные зоны, космос и т. д.).

Ускоренное развитие производительных сил, планомерный характер и глобальные масштабы технического прогресса, если не будут поддержаны совершенным механизмом управления, могут привести к необратимым отрицательным последствиям. В частности, еще больше возрастет неравномерность в экономическом развитии между странами, увеличится разрыв между уровнями материальной и духовной культуры человечества, произойдет нарушение равновесия биосферы, ухудшение экологии может привести к невозможности жизни на Земле.

Для выхода из этой кризисной ситуации в области продовольствия необходима разработка совместной международной стратегии по вопросам производства, перераспределения и потребления продовольствия. Даже при нынешних методах обработки земли, согласно расчетам английских экспертов, можно обеспечить продовольствием свыше 10 млрд. человек. Все это говорит о крайне непроизводительном использовании обрабатываемых земель.

Решение проблемы развивающихся стран требует преодоления их экономической и научно-технической отсталости, а это связано с эволюцией экономического пространства, которое приведет к радикальным социально-экономическим преобразованиям, ликвидации отсталых форм землепользования и подъему сельского хозяйства на основе внедрения научных методов его ведения.

В этой ситуации Россия и страны должны уделять внимание прежде всего сохранению и наращиванию потенциала плодородных сельскохозяйственных земель, повышению производительности сельскохозяйственного производства, а также систем хранения и распределения продукции.

Проблема военных расходов

После окончания Второй мировой войны мировым сообществом делаются гигантские усилия по сохранению мира и разоружению. Однако человечество до сих пор тратит на вооружение огромные средства. Военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие, увеличивают , способствуют росту инфляции, отвлекают людские и от решения насущных социальных проблем, увеличивают внешнюю задолженность, оказывают негативное воздействие на международные отношения и их стабильность.

Негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может носить длительный характер. Чрезмерные военные расходы прошлых лет тяжелым бременем ложатся на страны с низким уровнем развития экономического пространства, к которым на современном этапе мировой экономики относятся многие развивающиеся страны.

Вместе с тем возникли и расширяются зоны региональных и локальных конфликтов, провоцирующих внешнее вмешательство, все в большей степени с применением военной силы. Участники таких противостояний уже обладают или в ближайшем будущем могут стать обладателями оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия. Это заставляет многие страны поддерживать высокий уровень военных расходов в своих бюджетах.

В то же время сокращение военного потенциала, особенно в крупнейших государствах, например, России, сталкивается с многими сложными вопросами, ведь военно-промышленный комплекс представляет тысячи предприятий и миллионы людей, занятых на них. Кроме того, мировая торговля оружием пока является одним из самых прибыльных видов бизнеса, который ежегодно приносит нашей стране доходов на 3-4 млрд. долл.

В условиях экономической нестабильности, ограниченности и отсутствия нужных средств сокращение вооруженных сил и разоружение в России порождает дополнительные экономические и социальные проблемы. Разоружение и сокращение военного производства в ряде случаев не приводит к высвобождению средств, а требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, обеспечение безопасности и сохранение мира на планете возможно при тесном сотрудничестве между странами, разумном использовании имеющихся ресурсов, направленных на устранение всеобщей военной угрозы и ядерной войны.

Развитие производительных сил мирового хозяйства требует не только постоянного притока материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и использования значительных денежных и финансовых средств.

Превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов и знаний приводит к более высокой стадии интернационализации (глобализация). Единый мировой рынок создает объем экономического пространства и играет исключительно важную роль в обслуживании структурной перестройки национальных экономик. Вместе с тем он может содействовать углублению диспропорций в мировом хозяйстве.

Глобальные цели человечества

Приоритетные глобальные цели человечества следующие:

  • в политической сфере — уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической и экологической сферах — развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере — повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в культурно-духовной сфере — перестройка массового нравственного сознании в соответствии с сегодняшними реалиями.

Принятие мер в направлении реализации этих целей составляет стратегию выживания человечества.

Нарождающиеся глобальные проблемы

По мере развития мировой экономики возникают и будут возникать новые глобальные проблемы.

В современных условиях новой, уже сформировавшейся глобальной проблемой выступает освоение космического пространства . Выход человека в космос явился важным импульсом развития как фундаментальной науки, так и прикладных исследований. Современные системы связи, прогнозирование мног их природных катаклизмов, дистанционная разведка полезных ископаемых — это лишь малая часть того, что стало реальностью благодаря космическим полетам. Вместе с тем масштабы финансовых затрат, необходимых для дальнейшего освоения космическою пространства, сегодня уже превышают возможности не только отдельных государств, но и групп стран. Исключительно дорогостоящими компонентами исследований являются создание и запуск космических аппаратов, содержание космических станций. Так, стоимость изготовления и запуска грузового космического аппарата «Прогресс» составляет 22 млн долл., пилотируемого космического аппарата «Союз» — 26 млн долл., космического аппарата «Протон» — 80 млн долл., а космического челнока «Шаттл» — 500 млн долл. Годовая эксплуатация международной космической станции (МКС) обходится примерно в 6 млрд долл.

Колоссальные капиталовложения требуются для реализации проектов, связанных с разведкой и перспективным освоением других планет Солнечной системы. Как следствие, интересы освоения космического пространства объективно предполагают широкое межгосударственное взаимодействие в этой сфере, развитие масштабного международного кооперирования в подготовке и проведении космических исследований.

К числу зарождающихся глобальных проблем в настоящее время относят изучение строения Земли и управление погодой и климатом . Как и освоение космического пространства, решение этих двух проблем возможно лишь на основе широкого международного сотрудничества. Причем управление погодой и климатом требует, в числе прочего, глобального согласования поведенческих норм хозяйствующих субъектов с целью повсеместной минимизации вредного воздействия экономической деятельности на окружающую среду.

Перед современным человечеством встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Это проблемы предотвращения ядерной войны, охраны окружающей среды, освоения космического пространства и т.д.

Глобальные проблемы носят общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

Глобальные проблемы весьма противоречивы и многообразны, тем не менее, их можно объединять в три основные группы отношений. К первой группе относятся складывающие в мире взаимосвязи и взаимоотношения между различными системами хозяйствования, проблемы взаимоотношений по вопросам войны и мира, разоружения и экономического развития. Вторая группа отношений охватывает экономические проблемы современного народонаселения, борьбы с нищетой, голодом, болезнями и т.д. И наконец, третью группу составляют отношения, складывающиеся между обществом как органической целостностью и природой. Сюда следует относить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, заготовкой и потреблением даров природы, развитием энергетического потенциала планеты и т.п. В современных условиях естествен вопрос о том, какая из мировых сил способна разрешить глобальные проблемы, вывести человечество из тупиковой ситуации и поставить его на путь рационализации, взаимодействия с природой, космическим пространством. Со всей очевидностью встает вопрос о комплексном объединении усилии всего мира, всего прогрессивного на планете. Только совместные усилия народов всей планеты способны предотвратить пагубные социальные процессы, сберечь природу и обезопасить человечество от погружений в пучину бед и страданий.

Сотрудничество должно направляться на охрану природной среды, кардинальное улучшение экологической обстановки. В этих целях объективно возникает проблема разоружения, а следствием решения названных проблем становится оздоровление условий жизни, развитие физических возможностей человека.

Направлений возможного сотрудничества стран в решении глобальных проблем множество. В реализации коллективных усилий по решению глобальных проблем ответственность возложена на Организацию Объединенных Наций, в ведении которой находится целый ряд специализированных учреждений.

Решение многих современных глобальных проблем зависит от позиции крупнейших государств мира, их заинтересованности в достижении позитивных результатов. Существенное значение для улучшения политического климата в мире имеет заключение между ними договора об ограничении, а в последующем и о полной ликвидации всех видов вооружений.

Важными звеньями сотрудничества являются также различные общественные организации: Всемирная организация врачей, партия «зеленых», комитеты защиты мира и ветеранов войны, различные общественные организации женщин и т.д.

Формируемый в мире комплекс усилий по конструктивному решению всемирных глобальных проблем человечества диктуется ныне интересами его выживания, сохранения целостности современного мира.

Существуют также и возникают глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности - проблемы, которые затрагивают интересы всех стран и народов мира и решение, которых требует совместных усилий всех народов и стран мира. Глобальные проблемы современности возникли совсем недавно примерно в середине ХХ века, они затрагивают различные стороны жизни человека, выделяю:

суперглобальные (общемировые) проблемы.

Сюда входят 2 проблемы:

  • - предотвращение мировой ракетно-ядерной войны (проблема войны и мира).
  • - установление равноправных и взаимовыгодных отношений между государствами. К обще человеческим проблемам относят:
    • 1) ликвидацию нищеты и других форм социального неравенства. Мировое хозяйство очень не однородно по своему составу и страны имеют не одинаковый уровень нищеты. В одних странах высокий - в других очень низок;
    • 2) охрана здоровья людей. Все страны мира должны проводить активную политику по охране;
    • 3) развить образование (не только общего, но и специального, среднего и высшего). Это дает обществу высококвалифицированные кадры, специалистов, что помогает более эффективному развитию экономики и обеспечивают экономический рост;
    • 4) планирование и регулирование роста населения;
    • 5) повышение уровня и качества жизни.

Глобальные проблемы экономики.

Глобализация неизбежно порождает ряд проблем планетарного масштаба, под которыми понимаются аспекты жизни и развития человечества, объединяющие население Земли тесными связями, выявляющие кризисные состояния жизни различных государств. К этим проблемам относятся:

  • - экологическое состояние окружающей среды;
  • - сохранение мира;
  • - преодоление опасных болезней;
  • - обеспечение населения планеты продовольствия;
  • - регулирования народонаселения;
  • - преодоление отсталости многих регионов и народов;
  • - ресурсообеспечение производства;
  • - освоение Мирового океана.

Корни многих из отмеченных глобальных проблем уходят в глубину веков. Они сопровождали человеческое общество на протяжении всей его истории, хотя до определенного времени и не проявляли всей своей остроты. В современных условиях сферой их влияния становится вся планета (например, вопросы войны и мира, голода и массовых болезней, различий в уровне развития отдельных стран и регионов планеты). Как известно, прогресс науки и техники позволяет накапливать значительные материальные ресурсы для удовлетворения потребностей и повышения уровня жизни населения. Однако до настоящего времени не удавалось избавиться от голода, нищеты, бескультурья во многих странах мира.

Масштабность, долговременность существования, взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем свидетельствуют о том, что разрешить или хотя бы ослабить их можно только на основе широкого международного сотрудничества. Такое сотрудничество предполагает несколько уровней: двухсторонний, многосторонний, региональный, всемирный.,

Восприятие и осознание глобальных проблем, формирование механизма их разрешения - задача в основном международных организаций. Так, в решении большинства комплексных глобальных проблем важную роль призваны играть ООН и ее подразделения. Существуют такие международные организации, на которые возложено решение отдельных глобальных вопросов. К таким организациям относятся: Международный союз природы и природных ресурсов, Научный комитет по окружающей среде Международного совета научных союзов и др.

Центральное место в деятельности международных организаций занимает решение вопросов экономического развития, энергетики (особенно ядерной), науки и техники, продовольствия. В частности, решению продовольственной проблемы подчинена работа таких организаций, как ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии. Они осуществляют разработку проектов технической помощи, аккумулируют средства на оказание продовольственной помощи, ее организацию.

Решение глобальных проблем является необходимым условием развития всех сфер человеческой деятельности. Человечество должно найти способы устранения негативных последствий, угрожающих существованию земной цивилизации. Решение глобальных проблем связано с большими трудностями, поскольку они одновременно являются и естественно-природными, и социальными. Поэтому для их решения необходимо использовать как научно-технические (естественно-природные), так и общественно-политические (социальные) методы. Ведущее место в исследовании глобальных проблем принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования.

Современное человечество - это уже более чем шесть миллиардов землян, тысячи больших и малых народов, это огромное разнообразие экономик, культур, религий, быта, явлений социально-политической жизни. Это, наконец, и около 230 стран и территорий, подавляющее большинство из которых - суверенные, то есть политически независимые и самостоятельные государства.

Весь этот огромный мир чрезвычайно многообразен, сложен, противоречив, поэтому составляющие его страны классифицировать весьма затруднительно. И все же, отталкиваясь от общих социально-экономических признаков, страны мира можно условно распределить на следующие пять основных групп.

Индустриально развитые страны - это группа из нескольких десятков демократических, правовых и благоустроенных государств с сильным и открытым миру гражданским обществом (основа которого - мощный средний класс), со сложившейся рыночной экономикой, передовым и эффективным производством, высокими показателями ВНП/ВВП на душу населения и соответственно высоким же качеством жизни людей.

Новые индустриальные страны включают государства с бурно растущей рыночной экономикой и прогрессом науки и техники, высокими темпами увеличения производства и экспорта промышленной продукции, со все более развивающимися свободами и демократией в обществе.

Страны-экспортеры нефти часто выделяют в отдельную группу потому, что за последнюю четверть ХХ века они смогли резко поднять свои доходы от массированных поставок нефти за рубеж. При этом благодаря очень значительным суммам полученных «нефтедолларов», а также активным и высокодоходным инвестиционным и кредитно-финансовым операциям повсюду в мире некоторые из них заметно увеличили экономический рост и производство ВНП/ВВП на душу населения, добившись впечатляющих результатов в материальном благоустройстве жизни своих граждан.

Страны с переходной экономикой представляют группу из приблизительно трех десятков государств, которые (начиная с рубежа 1980-1990-х годов) постепенно (и очень по-разному) освобождаются от коммунистического тоталитаризма и неэффективной «командной экономики» и переходят к демократии, свободе личности, открытому обществу, к правовым и рыночным отношениям.

Экономически отсталые страны составляют наиболее многочисленную группу слаборазвитых, неблагоустроенных и страдающих от бедности и нищеты государств афро-азиатско-латиноамериканской части мира.

У каждой страны или группы стран существует множество разнообразных нерешенных задач. Но есть в мире особо крупномасштабные проблемы, общие для всех людей. Это так называемые глобальные проблемы, то есть те наиболее важные и насущные проблемы, которые затрагивают интересы всех народов и для своего решения требуют коллективных усилий всего мирового сообщества. Подобные проблемы тоже классифицируют по-разному. В социально-экономической сфере среди них чаще всего выделяют следующие шесть.

  • - экономическая отсталость
  • - проблема издержек глобализации
  • - демографическая проблема
  • - продовольственная проблема
  • - проблема ресурсов
  • - экологическая проблема
  • - проблемы разоружения и конверсии

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М.

МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики (слайд 1)

Цели урока:

- обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

Подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

Воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

Уметь проводить поиск необходимой информации;

Знать обществоведческие термины;

Прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

    Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

    Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

    Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

    Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

    Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

    Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

    Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

    Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока: (слайд 3)

    Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

    Причины возникновения глобальных проблем экономики

    Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

Глобальные проблемы,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I . Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие глобальных проблем экономики,

Виды глобальных проблем экономики,

Пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать глобальные проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока .(слайд 3,4, 5)

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II . Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

III .Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики - это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы (слайд 7) .

Глобальные проблемы экономики - проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельностичеловека (слайд 8).

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

    экономическая отсталость;

    экологическая;

    демографическая;

    продовольственная;

    разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость (слайд 9)

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая (слайд 10)

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная (слайд 11)

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая (слайд 12)

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом (слайд 13)

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости - колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос - основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по - вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости - переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы - обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем - переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV .Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску- слайд 16 ), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Причины Последствия

Глобальные проблемы экономики

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V . Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI . Домашнее задание (1 мин). (слайд 17)

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом

Виртуальная экономическая библиотека - http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

    Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.

    Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

    Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

    Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

    http :// yandex . ru / - фото для презентации

    https :// ru . wikipedia . org / wiki - терроризм

Они проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.
Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
По этим признакам глобальные проблемы делят на три сферы их действия:
К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия природы и общества и связаны с использованием ограниченных ресурсов. Во второй половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять эти потребности.
Ко второй сфере относятся проблемы общественных взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных конфликтов.
Третья сфера охватывает проблемы приспособления современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей, в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого общества.
В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.
Первой названа демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни.
С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек.
Быстрый рост населения в странах "третьего" мира вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни и уровнях воспроизводства населения между "Севером и Югом" создает реальную угрозу для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.
Вторая реальная угроза связывается с экологической платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются "озоновые дыры", сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство. Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует объединенных усилий всех стран мира.
Третьей, наиболее опасной для человека является ядер-ная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.
Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется.
По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI столетия.

Вопросы для повторения:

1. Какие факторы лежат в основе объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство?
2. Чем отличается развитие внешних связей в эпоху промышленного переворота от первых попыток сближения народов?
3. Что вы понимаете под теорией сравнительных издержек: назови те ее автора.
4. Как вы понимаете теорию сравнительных преимуществ и определите ее место в мирохозяйственных связях.
5. В чем вы видите различия между всемирным хозяйством начала ХХ столетия и современным?
6. Как вы понимаете положительное и отрицательное сальдо внешнеторгового оборота?
7. Раскройте содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.
8. С чем связана международная миграция капитала и в каких формах она протекает?
9. Что лежит в основе миграции трудовых ресурсов? Для развитых стран приток мигрантов благо или зло?
10. Что такое экономическая интеграция и чем она отличается от традиционных форм экономических отношений?
11. Что вы понимаете под "плавающим" валютным курсом?
12. Гривна - конвертируемая валюта?
13. Перечислите Глобальные экономические проблемы и кратко охарактеризуйте одну из них.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Общественный продукт, его состав и стадии движения
- Предпринимательская деятельность государства
-