Классификация и функции налогов. Сущность, функции и классификация налогов

Созданная на основе принципов налогообложения налоговая система включает различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления, взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. Налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов федерации).

По характеру налогового изъятия (в зависимости от метода взимания налогов) налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика - основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов).

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг (включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем). Примеры косвенного налогообложения - налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги еще называют налогами на потребление, то есть предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

Государство в силу особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под на­логовое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика, создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочую силу, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Результат - устойчивость налоговых поступлений и усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения строилась, исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

Уровень собираемости прямых налогов значительно превышает аналогичный показатель для косвенных налогов.

На практике нередко проводят разделение прямых налогов на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика (земельный налог, налоги на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие).

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц, или у источника Дохода, или по декларации (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.

На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования : общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются, расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Специальные же налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается субъект налогообложения , то различают налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

В Российской Федерации к налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, пла­тельщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам относятся: НДС, акцизы, ЕСН, таможенная пошлина, единый налог на вмененный доход, земельный налог, другие виды налогов и сборов.

В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются:

На налоги на реализацию товаров и услуг;

Налоги на доходы;

Налоги на имущество;

Налоги на определенные виды расходов (с 2005 г. относится единый социальный налог, поскольку для работодателей он представляет собой налог на определенный вид расходов: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам);

Налоги на совершение определенных операций (государственная пошлина);

Налоги и сборы за право осуществления отдельных видов деятельности.

В зависимости от источников уплаты налоги разделят на группы :

1. Косвенные налоги, которые включаются в цену продукции (товара) сверх оптовой цены: НДС, акцизы.

2. Налоги, которые в соответствии с законодательством включаются в себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, таможенная пошлина, отчисления во внебюджетные фонды.

3. Налоги, уменьшающие финансовый результат деятельности предприятия до налогообложения прибыли: налог на имущество организаций.

4. Налог на прибыль организаций, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

5. Налоги, относимые на чистую прибыль предприятия: налог на прибыль организаций в части выплат дивидендов.

По периодичности взимания: периодические и разовые.

Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью (налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, периодические налоги на потребление: акцизы, НДС).

К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему (налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины).

По регулярности взимания: регулярные (налоги, действующие в течение длительного периода) и чрезвычайные (налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств).

В зависимости от адресности зачисления платежей: закрепленные и регулирующие.

Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов (таможенные пошлины, подавляющее большинство местных налогов и сборов).

К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней (большинство федеральных, а также все региональные налоги и сборы).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

Упрощенная система налогообложения;

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства и как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции - фискальную и экономическую. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют по меньшей мере еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Таким образом, основными функциями налогов являются:.

1. Фискальная.

2. Экономическая. Включает следующие подфункции:

Регулирующая - воздействие налогов на экономику (Лаффер);

Распределительная - инструмент перераспределения ВВП;

Стимулирующая - дифференциация налоговых ставок, применение налоговых льгот и т.п.;

Социальная (учет социальных платежей при определении налогооблагаемой базы; финансирование социальных программ из бюджета);

Воспроизводственная - использование бюджетных средств на проведение природоохранных мероприятий, строительство дорог и т.п.;

3. Контрольная. (контроль правильности и полноты уплаты налогов; оценку экономических изменений на основе анализа динамики налоговых поступлений.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и Ряда других задач.

Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, а также реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные.

Распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установ­лению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Регулирующая функция направлена прежде всего на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, следует выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

Механизм контрольной функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Экономическая категория налогов исторически связана с возникновением государства. Для выполнения государством своих функций требовалась материальная база, а также инструменты, посредством которых она могла быть образована. Такими инструментами стали налоги и сборы.

Под налогом, согласно Налоговому кодексу РФ, понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Первый сущностный признак налога императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд. Третий признак налогов – безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Плательщик пошлин получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (н-р, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами вниз и регистрацией; органами загса и др. органами.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция имеет ограничения – при недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам.

Контрольная функция. Создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функция . Выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция. Выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями .

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних – сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего, природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог, дорожный налог, земельный налог и др.).

Социальная функция. Ее предназначение – обеспечение и защита конституционных прав граждан. По сути, эта функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали – лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

К важнейшим элементам налога относятся:

    субъект налога;

    объект налога;

    источник налога;

    налоговая ставка;

    оклад налога;

    налоговый период;

    налоговая льгота;

    налоговая санкция.

Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в процентах к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота – снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Налоговая санкция - штрафы различных размеров или уголовная ответственность за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Выделяют три основных метода расчета налогов :

    исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (н-р, налог с оборота и налог с продаж);

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (в РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);

    исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль).

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов:

1. Кадастровый, т.е. на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы). Этот способ, в основе которого заложено установление среднего периода, подлежащего обложению (н-р, в рублях с сотки, с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата, либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (с заработной платы.).

3. Декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (н-р, налог с оборота, налог с продаж, НДС).

5. Изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (налог на вмененный доход).

Классифицируются налоги по различным критериям, в зависимости от целей, которые преследуются при их анализе.

По критериювида налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и физических лиц.

По критериюизъятия налога различают прямые и косвенные налоги. Прямые - взимаются непосредственно с налогоплательщика: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на пользование недрами, лесной и водный налоги и т.п. Косвенные - включаются в цену товаров (работ, услуг) в виде фиксированных надбавок (акцизы) или процентов (налог на добавленную стоимость). Через механизм цен косвенные налоги, в конечном итоге, перекладываются на население, а продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

По критериюобъекта обложения выделяют налоги:

а) с дохода;

б) с имущества (налог на имущество предприятия, налог на имущество физических лиц и др.);

в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи, займа и др.);

г) рентные (ресурсные);

д) на потребление ;

е) на вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По критерию порядка отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги);

б) относимые на себестоимость (издержки) продукции;

в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

В зависимости от уровня органа государственной власти , который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в РФ) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

В случаеравного налогообложения, для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика.

Согласно пропорциональному налогообложению, для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки.

Под налоговой системой понимается совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Согласно ему, принципами целесообразной организации налогообложения является 4 «правила» («максимы»). Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Это принцип подразумевает обязательность и неотвратимость уплаты налогов.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия – горизонтальная справедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость – справедливость платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7 % от величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально- экономической политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).

Принцип оптимальности. Оптимальный (с точки зрения фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц.

Особенности и недостатки налоговой системы РФ

По показателю налогового бремени современная Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Швейцария, ФРГ, Великобритания (более 32 % ВВП). В др. странах с переходной экономикой (восточноевропейских) показатель налоговой нагрузки составляет 26–27 % ВВП. В этом – одна из причин большей успешности рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы.

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятия от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятия придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60 % своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40 % из числа прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15 % честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятия от налогообложения: тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятия, недостаточное знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

    отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

    отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

    неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

Еще одна важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерной доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица. Поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных слоев населения.

Функция налога -- это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.

Фискальная (распределительная) функция налогов

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Контрольная функция

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Регулирующая функция налогов

Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть -- плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связана его социальная функция.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

  • - использования прогрессивной шкалы налогообложения;
  • - применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
  • - введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
  • - введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • - объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • - субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • - источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • - ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • - налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.

  • 1. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
    • а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
    • б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
    • в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами -- совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

  • 2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
    • а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических) ;
    • б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) ;
    • в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц).

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1 - 26.4 НК установлены также специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

По целевой направленности введения налогов:

  • а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
  • б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

По субъекту-налогоплательщику:

  • а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
  • б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

  • а) закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
  • 6. По характеру бухгалтерского учета налоги:
    • а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
    • б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
    • в) удерживаемые из доходов работника.

Вывод: Согласно социальной функции, граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговой системы РФ.

Функции налогов и их классификация

Социально-экономическая сущность налогов выражается в их функциях. Различают такие функции налогов как: фискальная (финансирование государственных расходов); экономическая – интегральная функция представленная распределительной, (перераспределительной), регулирующей и стимулирующей функциями.

Фискальная функция является основной. Она проявляется в мобилизации средств в распоряжение государства, формировании централизованных финансовых ресурсов. С ее помощью образуются государственные фонды, и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. Она реализуется через распределение части ВНП. С развитием и совершенствованием производства значение фискальной функции налогов возрастает.

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает экономическую функцию .

Распределительная функция обеспечивает распределение стоимостных пропорций между плательщиками налогов и государством.

Регулирующая функция заключается в установлении и изменении системы налогообложения. Она способствует определению налоговых ставок их дифференциации: понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – влечет за собой обратные явления.

Стимулирующая функция , в основном осуществляется через систему налоговых льгот и привилегий. Эта функция способствует ускорению научно-технического прогресса (НТП), расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости и т . д.

Контрольная функция – с ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой систем, каждого рычага в отдельности, проверяется насколько налоги соответствуют реализации ели в сложившихся условиях.

Социальная функция проявляется через систему налоговых льгот и социальных выплат, которые предоставляются отдельным группам населения в елях смягчения соне равенства.

Каким же должен быть критический уровень налога? Зависимость налоговых поступлений от ставок налога исследовал известный американский экономист Артур Лаффер и выразил эту зависимость в известной “Кривой Лаффера” (рис.2).

Ставка налога, % Налоговые поступления

Рис.2. Кривая Лаффера

Повышение налоговых ставок только до определенного момента (В) может вести к росту суммы собранных налогов (V B). Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня (С) может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшиться (V А = V С) и как результат появление «теневой экономики».

По исследованиям А. Лаффера достигается максимальный уровень налоговых поступлений в бюджет при средней суммарной ставке прямых и непрямых налогов в размере 37,7%. В Украине же, по оценкам специалистов, при сегодняшней системе налогообложения средняя суммарная ставка прямых и непрямых налогов составляет около 80%. Налогов же от запланированного количества поступает в бюджет всего 30-35%%.

Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки (рис.3).

В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются на прямые и непрямые. Разделение зависит от объекта обложение, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество физических и юридических лиц , их размер зависит от масштабов объекта налогообложения.

При непрямом налогообложении величина налога не связана с доходами плательщика. Непрямые (косвенные) налоги – платежи в бюджет, формируется как надбавка к цене товара (услуги), уплачиваемые потребителем , и отражающие связь между субъектом налога и государством. Объектом налогообложения является не доход, а расход.


Рис.3. Признаки классификации налогов

В зависимости от органа, осуществляющего взимания и распределение налогов – на государственные и местные. Государственные налоги взимаются центральным правительством на всей территории страны на основании государственного законодательства и направляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды.

Местные налоги взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты.

В зависимости от порядка использования налоги подразделяются на общие и специальные.

Общие налоги обезличиваются при поступлении в бюджет. Они формируют налоговые поступления в доходах государственного бюджета и предназначены для выполнения государством его функций и задач.

Специальные налоги имеют целевое назначение и формируют специальные фонды (например, фонды общеобязательного государственного социального страхования).

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налога – доход или имущество налогоплательщика, с которого начисляется налог и который служит основой для обложения.

Источник налога – доход, из которого субъект уплачивает налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

Единица обложения – единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

Существует два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При первом устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при втором – несколько. Цель установления как единых, так и дифференцированных ставок одна – создание разных условий налогообложения для всех плательщиков.

По методу построения налоговые ставки подразделяются на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они бывают двух видов: фиксированные – установленные в конкретных суммах и относительные – рассчитанные в соотношении к определенной величине. Относительные твердые ставки используют в период экономической нестабильности, в условиях инфляции, так как установление фиксированных ставок невозможно в связи с тем, что их необходимо постоянно пересматривать, иначе они теряют реальное состояние с уровнем доходов и объектом налогообложения.

Процентные ставки устанавливаются только к объекту налогообложения, имеющему денежное выражение. Они действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета его величины. Их подразделяют на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные – это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Налог, в основе которого лежит пропорциональная ставка, взимается, как определенный процент от доходов не зависимо от величины этих доходов, (налог в Пенсионный фонд от любого заработка).

Прогрессивные ставки, размер которых растет по мере увеличения объемов объекта налогообложения.

Регрессивные ставки уменьшаются по мере роста объемов объекта налогообложения.

Одним из традиционных налогов является подоходный налог , который впервые появился в налоговой системе Великобритании в 1842 г, а затем в конце XIX – начале XX века – массово распространился в другие страны. Налогообложению подлежит валовой доход плательщика, уменьшенный на величину необлагаемого минимума. Последний предложил ввести английский ученый Джон Стюарт Милль в конце XVIII - начале XIX в. в целях ослабления социальной напряженности в обществе т.к. развитие капитализма привело к расслоению общества на различные социальные группы. Величина необлагаемого минимума должна быть равна доходу позволяющему безбедно проживать семье.

Налог на прибыль является, пожалуй, основным налогом в финансовых взаимоотношениях государства и предприятия. Прибыль, подлежащая обложению, формируется, как разница между выручкой, которая может быть получена в результате реализации произведенной продукции и (или) от внереализационных мероприятий, и издержками предприятия.

Налоги на потребление (непрямые налоги) один из важных источников формирования государственного дохода. К непрямым налогам относят: индивидуальные акцизы , которые взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам (алкогольные напитки, табачные изделия…) и универсальные акцизы (налог с оборота, налог на добавленную стоимость). Налог на добавленную стоимость впервые был использован во Франции в 1954 г. Идея введения этого налога принадлежит французу М. Лоре. На Украине в систему налогообложения этот налог был введен в 1992 г.

Добавленная стоимость, на которую рассчитывается налог, определяется как разница между выручкой предприятия и стоимостью его затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Плательщиком налога является покупатель товара, его продавец выступает в роли сборщика налога – посредника между плательщиком и государством.

Акцизный сбор – это налог на высокорентабельные и монопольные товары. Как и налог на добавленную стоимость, он включается в отпускную цену. Перечень товаров (продукции), на который устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора утверждаются Постановлением Верховного Совета.


Рис.4. Виды налогов

Ставки акцизного сбора устанавливаются в процентах к стоимости в отпускных ценах для отечественных производителей и к таможенной (закупочной) стоимости для импортных товаров с учетом таможенных сборов и ввозной пошлины для таких товаров.

В Украине порядка 30 видов товаров попадают под акцизный сбор. Ставки акциза колеблются весьма существенно от 10% до 30%.

Алкогольные напитки и табачные изделия импортного и отечественного производства, как правило, реализуются в Украине с акцизными марками. Их порядок изготовления, хранения и реализации регулируется законодательством. Реализуют акцизные марки налоговые администрации.

    Фискальная - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов . Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная (социальная) - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Стимулирующая - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

2. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

    По субъекту уплаты налога:

    • юридические лица;

      физические лица.

    По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

    По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

    По назначению:

    • общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;

      специальные налоги - имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.

    По способу обложения:

    • кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

      декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

    По методу исчисления:

    • регрессионные;

      пропорциональные;

    • кратные суммы (МРОТ).

    По способу изъятия:

    • прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

      косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

    По принадлежности к уровню власти и управления:

    • федеральные;

      региональные;

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.