Основные отраслевые комплексы урала. Старт в науке

Отрасли промышленности Уральского экономического района

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и ма­шиностроительного промышленных комплексов. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехи­мическую и промышленность строительных материалов.

Черная металлургия - первая по значению и старейшая от­расль, на которую приходился почти 21% всей продукции Ура­ла. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству го­тового проката - свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. на базе наиболее круп­ных железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в неболь­шом количестве - из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла - Нижне-Тагильского в Сверд­ловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Орен­бургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь так­же сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. - на Первоуральском ново­трубном заводе и 1/3 - на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала - экспортно-ориентированная от­расль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в ус­ловиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цин­ка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия - на Богословском и Уральском алюминиевых за­водах, меди - на Красноуральском и Кировоградском медепла­вильных комбинатах, а также никеля - в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титано­вого концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышлен­ной продукции района и сосредоточено более чем на 150 круп­ных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тя­желое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного обо­рудования в Уфе). Тяжелое машиностроение отличается наиболь­шей металлоемкостью.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника - бульдозеры, автофейдеры, экскавато­ры, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) - транспортные прицепы, в Свердловской - вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специа­лизируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение - электронная промышленность и радиотехника - наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен пред­приятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и тре­бует крупных инвестиций.

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рын­ке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для хи­мической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного по­требления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала - один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири, В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Среднеуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная - Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах.

Добыча газа сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимиче­ский комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также по­ступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой се­бестоимости и невысокого спроса на него.

Химическая промышленность характеризуется 15-35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцини­рованной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству ми­неральных удобрений, в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верхнекамского соленосного бассейна. Крупнейшие предприя­тия области по выпуску различных минеральных удобрений - «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпус­кают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использо­вания металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов. Сернокислотная промышленность развивается на основе ме­стных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (цент­ры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также круп­ный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа, Салават, Пермь.

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производ­ства в области атомной промышленности - горно-химический комбинат «Маяк». Деятельность этого предприятия стала при­чиной серьезных экологических проблем, связанных с образова­нием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинско­го радиоактивного следа.



Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса произво­дилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпус­кают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и рас­положены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, пред­приятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - важ­ная отрасль экономики Урала, на современном этапе производя­щая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство. Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пи­щевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Рес­публика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промыш­ленного производства Курганской обл. и 8% - Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО - почти 21%.

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала оп­ределяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряжен­ность на отдельных железнодорожных и автомобильных ма­гистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцово.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных - около 93 тыс. км и водных путей - 4,7 тыс. км.

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами - Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С вос­тока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабаты­вающих отраслей - черные и цветные металлы, машины и раз­личное оборудование.

В структуре промышленного производства Уральского федерального округа преобладают топливная промышленность и металлургический комплекс.

Отрасли рыночной специализации Уральского федерального округа: топливная промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесопромышленный комплекс.

Ведущую роль в экономике региона, безусловно, играет топливная промышленность . Добыча газа (свыше 90% общероссийской добычи) и нефти (66%) сосредоточена в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области. Углеводородный потенциал недр региона с учетом шельфа прилегающего Карского моря не имеет себе равных на территории России и занимает второе место в мире после уникального бассейна в регионе Персидского залива. Но интенсивная и не всегда технологически рациональная эксплуатация нефтегазовых ресурсов в предшествующие годы, резкое сокращение геолого-разведочных работ на суше и полное прекращение на шельфе Карского моря, недостаточное внимание к ресурсам газового конденсата, к сложнопостроенным и глубокозалегающим залежам ввели Западно-Сибирскую нефтегазовую провинцию в режим падающей добычи.

Однако не подлежит сомнению, что Уральский регион еще несколько десятилетий будет занимать ведущую позицию в обеспечении России нефтью и газом.

В Уральском федеральном округе создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность. Центры - Тобольск, Нижневартовск и др. Попутный нефтяной газ перерабатывается на восьми заводах в Ханты-Мансийском АО. Основной центр - Сургут.

Черная металлургия Уральского федерального округа представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна их важнейших отраслей специализации округл. Здесь производится около 36% готового проката, стали и чугуна страны. Но в результате свертывания поисковых работ в последние годы объемы добычи минерального сырья в регионе начали превышать приросты их запасов. Вследствие этого многие предприятия черной и цветной металлургии начинают испытывать острый дефицит в сырье. Руды дополнительно ввозятся из Лебединского ГОКа Курской магнитной аномалии и из Северного Казахстана (Соколовско-Сарбайское месторождение). Самую низкую обеспеченность сырьем имеет Челябинская область. В целях снижения зависимости от привозного сырья ставится задача более полной разработки собственных железных руд. Большое значение придается также активизации геологопоисковых работ на севере Свердловской области.

На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских руд, предполагается вовлечение в эксплуатацию глубоких горизонтов отработанных месторождений, а также новых разведанных месторождений.

Коксующихся углей в регионе нет, поэтому технологическое топливо - привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна. В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип производства - предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них - Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты и Челябинский металлургический завод производят основную часть чугуна и стали, выплавляемых в районе. Магнитогорский комбинат в настоящее время является крупнейшим в стране, но он находится в зависимости от привозного сырья из Казахстана и КМА. Другие предприятия полного цикла находятся в Серове, Алапаевске и других центрах. Металлургические заводы расположены в городах Аша, Златоуст, Чебаркуль (Челябинская область).

Значительно развита па Урале и передельная металлургия, в основном па старых заводах, которые по количеству преобладают в регионе. Производятся также ферросплавы (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Заводы по производству труб и метизов (Челябинск, Магнитогорск, Миньяр). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Тем не менее в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала - крупный потребитель проката, но его в больших количествах приходится ввозить из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др.

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества, повышения производительности труда и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно в Челябинской области, где наиболее высока промышленная концентрация и уже ощущается недостаток водных ресурсов.

Дальнейшее развитие черной металлургии Урала требует технического перевооружения действующих предприятий, ускоренного внедрения достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конвертерных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия , также являющаяся отраслью рыночной специализации Уральского федерального округа, отличается высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия и другими отраслями.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служит медно-колчеданная руда, залегающая вдоль восточного склона Уральских гор. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше. Последующая стадия обработки меди - ее рафинирование осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности для производства серной кислоты, суперфосфата и пр. Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди и другие металлы или их концентраты.

На Урале производятся добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля и металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд - в Уфалейском (Челябинская область) и Режском (Свердловская область) районах.

Алюминиевая промышленность региона обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и др. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, так как выплавка металлического алюминия - крайне энергоемкое производство.

Для производства цинка в Уральском федеральном округе используется как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности - Челябинск.

Машиностроительный комплекс Уральского федерального округа - крупнейшая отрасль специализации - требует сложных структурных преобразований и качественного обновления. От развития машиностроения во многом зависит и развитие других отраслей.

Опорой инновационного развития в округе являются предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они производят медицинскую технику, технологическое оборудование для аграрно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, здравоохранения.

Машиностроение представлено всеми подотраслями. Здесь развито тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург ("Уралмаш", "Уралхиммаш", "Уралэлектротяжмаш", заводы металлургического и бурового оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. В Троицке и Тюмени производится оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Урал - не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развиты в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), Кургане ("Кургансельмаш") и др.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит), судостроением (Тюмень, Тобольск). Крупным промышленным предприятием является АОЗТ "Уральский автомоторный завод" в Новоуральске, который выпускает автомобили "ЗИЛ-130" и "ЗИЛ-131".

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Уральского федерального округа - Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и др.

Для машиностроения Уральского федерального округа так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах, недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации региона - обладает крупной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность Уральского федерального округа представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др. Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений, использующее коксовый газ, комбинируется с металлургическими заводами Магнитогорска, Нижнего Тагила. Фосфорные удобрения выпускаются в Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей.

Развита в Уральском федеральном округе и химия органического синтеза, в том числе производство синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Нижний Тагил, Тюмень), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль базируется па собственном углеводородном сырье. Тобольский НХК вырабатывает целый ряд нефтехимической продукции, бытовой сжиженный газ, индивидуальные углеводороды, бутадиен. Ведется строительство Ново-Уренгойского газохимического комплекса, Сургутского комплекса моторных топлив, газохимических предприятий в городах Сургуте и Нягапи.

Химический комплекс испытывает типичные для промышленной части Уральского федерального округа проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды.

Лесопромышленный комплекс Уральского федерального округа работает на собственной сырьевой базе и представлен всеми стадиями производства - начиная от заготовок древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). Развита химическая переработка древесины и отходов.

В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности (Серов, Североуральск, Верхотурье, Сосьва и др.), а также целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля и др.). В Тюменской же области нет производств по глубокой переработке древесины. Значительная часть заготавливаемой древесины вывозится за пределы области, на месте перерабатывается лишь половина заготавливаемых объемов. Деревообрабатывающая промышленность области производит пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру клееную, деревянные дома заводского изготовления, теплоизоляционные, отделочные и другие материалы и изделия из древесины, а также мебель. Основные центры: Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск и др.

Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности предполагают постепенный сдвиг в восточные, наиболее многолесные районы Урала, повышение комплексности использования лесных ресурсов, увеличение химической и химико-механической переработки древесины, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

В Уральском федеральном округе создана мощная строительная индустрия, опирающаяся на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих регионов по производству цемента, который вырабатывается на основе как природного сырья, так и отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область), Сухой Лог (Свердловская область). Значительная роль принадлежит округу и по производству сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны.

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс. Электроэнергетика представлена преимущественно тепловыми электростанциями. Наиболее крупные ГРЭС в регионе - Сургутские ГРЭС-1 (3,3 млн кВт) и ГРЭС-2 (4,8 млн кВт) и Нижневартовска"! ГРЭС в Тюменской области, Рефтинская ГРЭС (3,8 млн кВт), Среднеуральская, Серовская, Нижнетуринская ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральская ГРЭС в Челябинской области и др. На Урале есть атомная электростанция - Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Важная проблема - несоответствие объемов производства электроэнергии потребностям региона, где сконцентрированы энергоемкие отрасли.

В составе легкой промышленности Уральского региона выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности. Получила распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Агропромышленный комплекс. АПК Урала специализируется на выращивании зерна (яровая пшеница, рожь, овес) и животноводстве (молоко, мясо, шерсть). Обеспеченность теплом и влагой, наличие больших площадей черноземных почв являются благоприятными факторами для развития сельскохозяйственного производства в Курганской области и на юге Тюменской области, в том числе для выращивания озимых и яровых зерновых культур, овощей, картофеля, ранних гибридов кукурузы, производства говядины, свинины, продукции птицеводства, В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел. Наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства, а в юго-восточной части Курганской области - для овцеводства.

Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играют мясная (в западной части округа) и рыбная (Сургут, Тобольск, Тюмень и др.)

Транспорт и экономические связи . Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. Преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение (например, по территории округа проходит Транссибирская магистраль). Направление железнодорожных путей преимущественно широтное, они осуществляют экономические связи с другими районами.

Велика роль трубопроводного транспорта для поставок нефти и газа из Западной Сибири на запад. На территории округа берут начало такие известные нефтепроводы, как Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск, Сургут - Полоцк, Нижневартовск - Усть-Балык - Омск, газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Челябинск. Реализуется крупнейший проект "Ямал - Европа", по которому предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным нефтепроводам: Тарасовское - Холмогоры и Холмогоры - Западный Сургут.

В Уральском федеральном округе есть судоходные реки - Обь и Иртыш и их притоки.

Автомобильный транспорт обслуживает в основном внутренние перевозки грузов, но есть и автомобильные магистрали, связывающие Урал с другими регионами, например автомагистраль, проходящая через Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень и др.

На большей части севера Тюменской области основным видом транспорта является воздушный. Здесь есть только два не связанных между" собой участка железной дороги.

В структуре вывоза из Уральского федерального округа основные позиции занимают нефть и газ, а также продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса, ввоза - товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты.

По объему экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа. Особенно выделяется по этому" показателю Тюменская область.

Специализация и структура хозяйства в значительной мере определена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала - угольная промышленность. Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа. Нефть добывают на месторождениях Башкортостана и Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей, а её переработка сосредоточена в Башкортостане (Уфа, Салават), Пермской области (Пермь) и Оренбургской области (Орск). Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 - 1800 метров.

Обледененная Уральская энергосистема - это одна из крупнейших в стране, ее основа - теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт), Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика - самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция - Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.

Основа промышленности Урала - метолургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката.

Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 - 3500 км), а также из Казахстана (Соколовска - Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовска - Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны - 41,3 млн. т. (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области).

На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствии низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий - предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Наиболеекрупные из них - Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско - Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод - дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, выполняемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке, и других центрах.

Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно - колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди - ее рафинирование - осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск - Уральский) и другие.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно - цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности - Челябинск.

Машиностроение Урала - крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горно-рудной промышленности), Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.

Основные направления развития машиностроения Урала следующие:

  • 1. Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и пр.,
  • 2. Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся « непрофильные » предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства;
  • 3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения.

Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала - обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион - один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота.

Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировоград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к мосторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале- Березники и Стерлитамак.

Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург,) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефти и газа.

Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского экономического района - работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Строительная индустрия - на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности - Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.

В составе Легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Агропромышленный комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн га, из них 22,4 млн га заняты пашней, а 12,6 млн - естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные - на Средний и Западный Урал.

В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около - 2/5, а кормовые - более 1/3. Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур - Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом).

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах не велика - не многим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог.

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Урал мы рассматриваем в официальных «госплановских» границах. Договоримся, что Курганская и большая часть Оренбергской области - это, в основном, «степное дополнение» к Уралу, главной чертой которого является разнообразие и изобилие ископаемых богатств.

Уральские горы относятся к районам древнего (палеозойского) горообразования. В палеозое здесь образовались тектонические складки, в мезозое горы разрушились, а в кайнозое этот район испытал глыбовые поднятия на небольшую высоту (500- 600 м). Границы Урала как природного района не совпадают с «госплановскими» границами, в которые включается только Средний и Южный Урал (или говоря административным языком, Свердловская и Челябинская области). Но именно эти части Урала наиболее богаты полезными ископаемыми.

Знаменитый геолог академик Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. В горной, собственно Уральской, части района преобладает рудное сырье - руды железа, меди, свинца и цинка, никеля, титана, вольфрама и многих других металлов. Здесь же месторождения драгоценных и поделочных камней - яшмы, малахита, аметиста, мрамора. В Предуралье, в тектоническом прогибе, заполненным осадочными породами, - месторождения калийных солей, и газа. В Зауралье пока не обнаружено крупных месторождений.

Климат Урала

В климатическом отношении Урал можно грубо разделить на 4 части: северо-западную, с климатом холодным и влажным; северо-восточную, с климатом холодным и достаточно увлажненным; юго-западную, с климатом сравнительно теплым и слегка засушливым и юго-восточную с климатом резко континентальным и сухим.

Лесов больше на севере Урала и на западных, более пологих склонах (восточные склоны - крутые и обрывистые). Южный Урал расположен в основной степной зоне (но широтная зональность здесь нарушена вертикальной поясностью, и границы зон отклоняются к югу). В силу небольшой высоты (до 1000-1500 м) Уральские горы не являются значительными собирателями влаги; но все же наибольшее число осадков выпадает на северо-западных склонах (до 700 мм в год), а наименьшее (менее 400 мм) - на юго-восточных. Поэтому реки западного склона более полноводны, чем реки восточного склона.

Промышленность Урала

Урал был первым «настоящим» горным районом, до которого дошла в своем расширении Московская Русь.

Горнозаводская промышленность Урала практически началась с эпохи Петра I, когда наша страна в высшей степени нуждалась в металле для перевооружения своей армии. Горные богатства Урала осваивались путем раздачи громадных участков с обязательством разработки недр и с правом «вывода» туда крепостных крестьян, которые прикреплялись к заводам в качестве рабочей силы. Принудительный труд на Уральских заводах в условиях примитивной техники и зверской эксплуатации был более чем каторжным.

Пока оставался неизвестным способ выплавки чугуна не каменном угле, Урал с его высокосортными рудами, богатейшими лесами и даровой рабочей силой играл очень крупную роль в мировой металлургии. В XVIII веке Урал вывозил за границу, в том числе и в Англию, которая к этому времени успела свести на плавку чугуна все свои леса.

Свое мировое значение Урал потерял вскоре после того, как в конце XVIII века в Англии стала применяться плавка на коксе, Реформа 1861 года лишила уральские металлургические заводь даровой рабочей силы, но сохранила за заводчиками громадные земли, а заводские крестьяне не получили земельных надело! (кроме приусадебных участков) и, будучи привязаны ими к заводу доставляли заводчикам дешевую рабочую силу. Тем самым в значительной мере сохранялся на уральских заводах и прежний отсталый общественный уклад. А мелкие размеры заводов, связанные с древесной плавкой, обусловливали отсталость техники. При этих условиях Урал, несмотря на высокое качество своих изделий оказался совершенно бессилен в конкуренции с новым горнопромышленным районом, который с 70-х годов XIX века стал складываться на Юге на базе криворожской руды, донецкого угля, иностранных капиталов и новейшей техники. Южная металлурги) обогнала уральскую уже в 90-х годах XIX века.

Древесный уголь хрупок и не выдерживает большого давления, поэтому для работы на древесном угле проходилось строить домны гораздо меньших размеров (раз в 5-10), чем для работы на коксе. Механическая получалась от падающей через простое мельничное колесо; обязательной принадлежностью каждого завода был заводской пруд. Вокруг завода на расстоянии 30 километров размещались углевыжигательные печи. Печи старались располагать так, чтобы можно было доставлять к ним лес сплавом. В тех случаях, когда завод был вне железной дороги, для вывоза продукции пользовались сплавом по реке, что обыкновенно можно было сделать раз в год - весной во время половодья. Такой завод требовал для своего обслуживания громадного количества пешей и конной рабочей силы вне завода в виде лесорубов, сплавщиков, угольщиков, возчиков руды, возчиков угля и прочих. На горнозаводский Урал в порядке отхожих промыслов стекались десятки тысяч крестьян из соседних районов. Крестьянская лошадь была на этих работах главным «мотором». Урал оставался единственным в мире металлургическим районом, где добыча чугуна зависела от урожая овса. Да и сами рабочие большинства мелких уральских заводов оставались полукрестьянами - с усадьбой, огородами, покосами, а иногда и с потребительскими посевами. Для старого Урала в высшей степени характерна была частичная приостановка работы заводов в летнее время с целью дать рабочим возможность справиться с полевыми работами.

Таким образом, на рубеже XIX-XX века хозяйство Урала вступило в полосу кризиса. Выход из него был найден в 1930-е годы в создании уже известного вам Урало-Кузнецкого комбината, соединившего уральскую руду с кузнецким углем. Были построены гигантские по тем временам заводы в Магнитогорске (позже он стал крупнейшим в мире, выплавляя до 16 млн. тонн стали в год), позднее - в Нижнем Тагиле, Челябинске и Новотроицке. Большинство из сотни маленьких уральских металлургических заводов перешло на металлообработку и машиностроение, но около двух десятков их них продолжают выпуск высококачественных сталей.

В этот же период на Урале строятся крупные машиностроительные заводы; но наибольший рывок в развитии этой отрасли был сделан в годы войны, когда сюда были эвакуированы десятки заводов, выпускающих военную продукцию. Наиболее распространены здесь заводы металлоемкого машиностроения: производство металлургического оборудования, экскаваторов и буровых установок («Уралмаш» в Екатеринбурге), оборудования для химических заводов («Уралхиммаш» там же), турбин и генераторов (Уралэлектротяжмаш там же); самоходных артиллерийских орудий («Уралтрансмаш» там же), гусеничных тракторов (Челябинский тракторный завод), артиллерийских орудий и систем (объединение «Мотовилихинские заводы» в Перми), тяжелых танков (крупнейший в мире танковый завод в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод», выпускающий заодно и грузовые вагоны) и другие.

Цветная металлургия здесь представлена добычей руд и выплавкой, вероятно, почти всех видов имеющихся в России цветных металлов: меди, свинца, цинка, никеля, хрома, алюминия, титана, магния и других (см. статью « «). Технологически с этой отраслью часто соединена химическая промышленность (производство серной кислоты, минеральных удобрений).

Особенностью металлургии Урала в послевоенное время было постепенное исчерпание своей рудной базы: и черная, и цветная металлурги я все в большей степени базируются на привозных рудах из Казахстана.

Разработки нефтяных месторождений Предуралья (в основном в Башкирии) и газовых близ Оренбурга создали базу для развития химии органического синтеза (в Башкирии и Пермской области). Энергетические проблемы района решались за счет создания мощных ГРЭС, в основном, на углях Кузбасса Экибастузского бассейна.

Начиная с 1950-х годов на Урале стали возникать «закрытые города» различной специализации, прежде всего, участвующие в производстве ядерного оружия. В городе, до сих пор называемом «Челябинск-70», была создана советская атомная бомба; в Челябинской и Свердловской областях расположено еще несколько таких городов.

Население Урала

Для Урала характерен высший уровень урбанизированности, сосредоточение большинства населения в крупных городах. Это в значительной степени объясняется преобладанием крупных предприятий в промышленности Урала. Поэтому здесь проблемы перестройки структуры производства усугубляются также и огромными размерами предприятий. Но с другой стороны, «человеческий фактор» регионального развития здесь способствует техническому прогрессу: для Урала характерна концентрация в городах высококвалифицированных работников - не только ученых, но и инженеров и рабочих, способных освоить производство изделий любой сложности.

Помимо русских, составляющих более 80% населения, на Урале проживают и многие другие народы, 3 из них имеют свои национально-территориальные образования.

Башкиры, народ тюркской группы, исповедующий ислам, общей численностью 1,3 миллиона человек, проживают, в основном, в пределах Башкирской республики (860 тысяч человек), в смежных областях и республиках (160 тысяч в Челябинской области, по 50 тысяч в Пермской и Оренбургской). Но во всем населении Башкирии - 3,9 миллиона человек - башкиры составляют лишь 22% населения, при том что русских там 39%, а татар 28%. Таким образом, «титульная» нация является только 3-й по численности. Помимо названных народов, в Башкирии живут также чуваши и марийцы (более чем по 100 тысяч человек), мордва и многие другие, поэтому эта республика может развиваться только как многонациональная.

Башкирия сейчас очень промышленно развитый регион, с мощной нефтепереработкой, нефтехимией, химией органического синтеза, особенно в группе близкорасположенных городов - Салават, Стерлитамак, Ишимбай, а также в Уфе, машиностроением (авиационный и моторный заводы в Уфе и многое другое). Одна из наиболее острых проблем - загрязнение среды, особенно, в крупных городах (например, в Уфе отходы химических производств уже неоднократно попадали в городской водопровод; в этих случаях город снабжался питьевой водой с помощью цистерн).

Удмурты (старое название - вотяки), народ финской группы, имеет общую численность более 700 тысяч человек, из которых в своей республике живет 70%; но они составляют лишь 31% от всего населения республики (1,6 млн. человек), тогда как русские 60%.

Вот как описывалась жизнь вотяков в начале XX века: Вотяки занимают местность между Вяткой, Чепцой и Камой. Край их представляет чуть-чуть волнистую низменную равнину, сплошь покрытую лесами и болотами, обилием которых определяется и климат, характеризующийся частыми заморозками весной и осенью и обилием туманов летом. Суровая обстановка природы, среди которой живет вотяк, отразилась в сильном виде как на его внешнем виде, так и на его душевном складе, и определила собою важнейшие особенности его быта. Низкий рост, хилое сложение, светлые волосы, серые подслеповатые глаза, веснушчатая кожа - вот отличительные признаки вотяка, жителя болотистой, лесистой низменности. Замкнутость, молчаливость, вялость, беспредельная покорность судьбе характеризуют внутренний склад его души. Не имея сил бороться с окружающей природой, он подчинился ей и научился терпеть. Прежде, когда леса изобиловали птицей и зверьем, единственным промыслом вотяка была охота. Теперь он стал земледельцем; но скудная почва и суровый климат заставляют его искать подспорья и в других промыслах: охоте, пчеловодстве, рубке леса, извозе. В обработке земли вотяк проявляет все свое прославленное трудолюбие, но охотой, этим исконным промыслом своих предков, он занимается со всей доступной ему страстью и здесь только обнаруживает свои таланты. Живет вотяк в тесных курных избах, с окнами, затянутыми воловьим пузырем. В зимнее время здесь ютится не только вся семья, но и мелкий скот, и птица. Одежда вотяка, всегда белого цвета, состоит из рубахи, подпоясанной ремешком, и кафтана. Только в женском костюме допускаются украшения в виде разноцветных вышивок, ожерелий и головных уборов разного вида, обыкновенно, унизанных серебряными монетами. В своих верованиях, несмотря на крещение, вотяк сохранил много языческого. Он верит в разных добрых и злых духов, водяных, леших, домовых и в их честь устраивает в лесах поляны с жертвоприношениями.

Но все это, конечно, уже в далеком прошлом. Удмуртия сейчас - очень сильно урбанизированный, индустриализированный, милитаризированный регион; по доле ВПК он стоит на одном из первых мест в России. Выделяются, прежде всего, оружейные заводы Ижевска; предприятия ядерного цикла находятся в Глазове, производство ракет стратегического назначения - в Воткинске.

Коми-пермяки, народ финской группы, общей численностью в 150 тысяч человек, проживает в основном в Коми-Пермякском автономном округе, составляя в нем 60% всего населения. Главная отрасль специализации округа - заготовка леса и его первичная обработка.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в непростое, но интересное время. Россия выходит на новый этап развития. Каждый месяц мы слышим в средствах массовой информации о запуске новых проектов, гордимся трудовыми и спортивными достижениями наших граждан. Но самое главное богатство нашей страны - это люди: творческие, честные, трудолюбивые, любящие свое дело и страну.

В 2017 году мы рассматривали в реферативно-исследовательской работе понятие «профессия», проводили классификацию профессий, изучали профессии наших родителей. При проведении опроса среди ребят мы заметили, что рабочие профессии не привлекают детей. Но ведь мы живём на Южном Урале - это промышленный край России. Ведущим в экономике Уральского региона является металлургический комплекс, он производит более 60% объема промышленной продукции. Главными предприятиями металлургии Челябинской области являются - Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский цинковый завод, автомобильный завод «УРАЛ», промышленная группа «МЕТРАН». Наша область знаменита Златоустовским оружием (гравюра на стали), Каслинским литьем с более чем 250-летней историей, и современным брендом «Уральская Бронза».

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область стала кузницей Победы, обеспечивая фронт боевой техникой, боеприпасами, всем необходимым. Промышленность области в кратчайшие сроки была переведена на военные рельсы. Южный Урал принимал эшелоны с оборудованием эвакуированных производств. С начала войны в регион было перевезено свыше 200 промышленных предприятий, построено 35 новых заводов, в том числе Челябинский механический завод, Челябинский трубопрокатный завод, Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов. В тяжелых условиях, по колено в снегу, люди разгружали оборудование, строили корпуса, выпускали первую продукцию - подчас под открытым небом. К станкам вставали женщины, старики, дети. Они работали по 12-16 часов в сутки, осваивали сложное оборудование, собирая замерзшими пальцами снаряды и патроны, танки и «Катюши». Труд миллионов уральцев в годы войны способствовал победе.

В конце XX века темпы в развитии экономики края стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Но Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по показателям в промышленности.

Южный Урал имеет выгодное географическое положение, расположен в различных природных зонах, имеет значительные запасы полезных ископаемых. Будет ли, Челябинск, занимать достойное место в рейтинге городов России все зависит от его жителей. Мы в нашей проектной работе постараемся рассказать о тех, кто прославлял наш край в XYI -XIX веках - это «…о рабочих людях, которые создают трудовую элиту России, ежедневно вносят свой вклад в производственный потенциал страны».

Мы поставили перед собой цель проекта: познакомить обучающихся с рабочими профессиями горнозаводской промышленности Южного Урала в XYI -XIX веках.

Определили сроки реализации проекта : сентябрь-май 2017-2018г. г.

Тип проекта : информационно-реферативный.

Продукт проекта: создать исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков.

Для достижения цели мы выделили этапы и задачи проекта :

1)подготовительный(сентябрь-декабрь 2017 г.)

2)основной (январь-март 2018г.)

создать исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков

3)оценочный(апрель-май 20187 г.)

презентация исторического атласа профессий Урала XYI -XIX веков

Для выполнения этапов проекта и решения поставленных задач мы использованы методы, которые позволили нам быстро, доступно и быстро получить результаты по проекту: анализ, обобщение, классификация, презентация.

I I . Подготовительный этап проектной работы

I I . 1. Истоки зарождения горной промышленности на Урале

История промышленности на Урале уходит далеко в прошлое. Первобытные люди пришли на Урал в эпоху палеолита - 200 000 - 100 000 лет назад.

Но первые железные вещи появились в начале I тысячелетия до нашей эры. При раскопках археологами были обнаружены многочисленные основания металлургических горнов, ямы, кострища, специальные площадки, остатки жилых и производственных помещений.

С первых веков II тысячелетия до н.э. и до VII в. до н.э. древние уральцы использовали сплав меди с оловом и другими металлами, называемый бронзой, для изготовления орудий труда и предметов вооружения.

По историческим данным уже в VII в. до н.э. народы проживающие на Урале занимались массовым производством изделий из железа.

Первое разрешение на поиски руды и ее обработку на Урале было дано в 1576 г. Иваном Грозным. Открытие рудознатцами нескольких месторождений железных руд, наличие лесов для получения (выжига) древесного угля, необходимого при восстановлении железа из руды, все это дало начало развитию кустарного «мужицкого» железоделательного промысла.

В XVI веке «Для уральской деревни были характерны 40 ремесленных профессий. Здесь трудились рудокопы, дегтяри, рогожники, решетники, лапотники и др… Главными видами ремесла были металлургия и металлообработка (прежде всего добыча кричного железа из болотной руды и кузнечное дело)…»

В XVII в. на Урале начались поиски руд и других полезных ископаемых, что вызвало появление металлургии. В течение XVII века на Урале были найдены залежи медной и железной руды, слюды, драгоценных и полудрагоценных камней, магнитного железняка, предпринимались попытки найти серебряную руду.

В 1617 г. Яков Литвинов, строгановский крепостной на реке Кама у притока р. Яйва нашел медную руду. В 1628 г. Богдан Колмогор (невьянский кузнец) поблизости от впадения р. Нейвы в р. Ницу обнаружил болотную железную руду. Медная руда, богатая рудная жила была найдена в 1633 г. крестьянином Александром Тумашевым у рек Кама и Яйва. В 1634 г. на этом месте был основан казенный (т.е. государственный) завод - первое медеплавильное предприятие России. Рудознатец Дмитрий Тумашев обнаружил слюду у реки Тагил, драгоценные и полудрагоценные камни, а так же железную руду у реки Нейва в 1660-е годы.

Таким образом, освоение уральских земель и становление горнозаводской промышленности началось благодаря богатству недр земли Урала.

I I . 2. Зарождение промышленности на Южном Урале

Создание на Южном Урале горно-заводской промышленности связано с царствованием Петра I. Весной 1697 г. начальник Сибирского приказа А. Виниус известил Петра I об открытии в Уральских горах "зело доброй железной руды". Большой вклад в промышленное освоение уральского региона внесли - В. Н. Татищев и В. Г. Геннин.

Горнозаводская промышленность появилась на Южном Урале с сороковых годов XYIII века и имела свои особенности. Здесь строились преимущественно частные заводы. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд. Одни из первых таких месторождений были Бакальские месторождения железных руд, открытые Петром Рябовым. Он с помощью местных башкир отыскал гнездо бурого железняка, а вслед за тем еще десять выходов руды.

Первым на Южном Урале был основан в 1745 году Воскресенский медеплавильный завод, в 1746 году - Каслинский завод тульского купца Коробкова, основанный заводчиком Петром Осокиным, в 1747 году - Нязепетровский металлургический завод, в 1757 году промышленником Никитой Демидовым был основан Кыштымский железоделательный завод, который до начала XX выпускали железо всемирно известной марки "Два соболя". В 1758 году в месте слияния двух рек - Большой и Малой Сатки в междугорье хребтов Сулеи и Уреньги бароном А.С. Строгановым был пущен Саткинский чугуноплавильный и железоделательный завод. По тому времени завод являлся одним из крупных металлургических заводов всего Урала.

Освоение горнозаводской зоны Южного Урала связано так же с именами симбирских купцов и промышленников Ивана Твердышева и Матвея Мясникова. В 1758 г. в устье реки Катав ими был основан Усть-Катавский передельный завод и пильная мельница, на которой делали деревянные суда - коломенки, на которых сплавляли по реке Юрюзань и далее железо и изделия из него. В 1761 году к списку владений добавился Симский доменный, а в 1784 году Миньярский передельный завод. Разведав богатые месторождения железных руд в 1775 году они основали первый чугунолитейный завод - Катав-Ивановский. Затем, в 1778 году был основан Кусинский завод, который выпускал скобы, крючья, засовы, обручи, топора, полозья и т.п. Заводы горнозаводской зоны Южного Урала разделились на две большие группы: Симская группа с Симским доменным заводом и поселением при нем возникшем в 1761 году и Миньярский передельный с поселением при нем возникшем в 1771 году. Во вторую группу вошли Катав-Ивановский и Юрюзань-Ивановский, основанный в 1758 году.

В 60-70-е годах XVIII века на Южном Урале действовало более 30 металлургических заводов. В этот период вся уральская горно-заводская промышленность достигла наивысшего расцвета. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей. Особенно ценили иностранные покупатели железо Демидовых торговой марки "Старый соболь". Уральская металлургия стояла на высоком техническом уровне. Местные домны были самыми высокими, достигая 13,5 м. Большие успехи были достигнуты в устройстве воздуходувных мехов, что привело к увеличению производительности домны. На горно-металлургических предприятиях служили десятки специально нанятых инженеров из Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. С целью освоения передового опыта, уральские специалисты направлялись на заграничные заводы.

Таким образом, к концу XVIII в., окончательно сформировался район Южноуральской горнозаводской промышленности. Выплавка чугуна на заводах Южного Урала в 1800 году превысила 1881 тыс. пудов, что составляло 19,2% всей продукции чугуна, выплавляемого в России. Производство железа достигло 1529 тыс. пудов, или 24,5 % общероссийского производства.

I I . 4. Первые заводы на Южном Урале

На Южном Урале развитие заводов происходило быстро. Инициатива в строительстве горных заводов принадлежала не казне, а частным предпринимателям. В силу географических особенностей они располагались на расстоянии от рудников и в большинстве своём являлись вотчинными заводами. В 30-х годах XIX в. из 27 горных заводов 19 (70%) были вотчинные, 5 (19%) - посессионные. 3 (11%)- казенные. По производственной необходимости структура горнозаводской промышленности края сложилась в виде окружной системы. Горнозаводской округ являлся единым хозяйственным комплексом, включающим металлургические, металлообрабатывающие и другие производства, обеспечивающие заводы рудой, углем, разными припасами и материалами. Эти производства были тесно взаимосвязаны и, являлись звеньями единого технологического цикла, не могли существовать одно без другого. Во второй половине XVIII века сформировалась современная горнозаводская карта Челябинской области:

Кыштымский горно-заводской округ

В 1752 г. Никитой Демидовым был основан Верх-Кыштымский завод. Завод выпускал сортовое железо (мартеновское производство), были налажены чугунолитейное и переделочное производства, производился выпуск рафинированной меди. В 1757 году Никитой Демидовым основан Нижне-Кыштымский железоделательный завод. Оба завода воспринимались как единое предприятие. Они производили железо марки «Два соболя», которое славилось как в России, так и за границей.

Златоустовский горно-заводской округ

В 1754 в живописной котловине у подножия г. Косотур, в месте слияния рек Ай и Тесьма, тульским промышленником И. П. Мосоловым заложен железоделательный, чугунолитейный и медеплавильный завод, который был назван Златоустовским (по имени святого Иоанна Златоуста). В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика - производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген. На фабрике было восемь отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, кирасное, арсенальное, поденное и отделение украшенного холодного оружия. В 1857 году на фабрике были отлиты первые в России стальные пушки. С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле - украшения сабель, кортиков, шпаг; изготовление декоративного панно на стальных пластинах.

В 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод.Было построено 16 кричных и кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. Все заводские строения были сооружены из дерева и обнесены прочным деревянным заплотом. 18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом.

Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии . Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев , который за годы своего правления увеличил известность каслинского чугунного литья. С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах , которые позже организовали художественную школу при заводе.

В 1756 году Указом Бергколлегии было решено основать чугуноплавильный и железоделательный завод на землях Саткинской лесной дачи. Спустя всего два года после выхода Указа, завод был построен и запущен. Работа завода была организована таким образом, что все механизмы приводилось в действие силой воды. Специально для этого на реке Сатка соорудили водохранилище и восьмиметровую плотину длиной 324 метра и шириной 47 метров. Для своего времени Саткинский завод входил в число крупнейших предприятий Южного Урала. Владельцем завода стал Мосолов, продавший позднее завод купцу Лугинину, а Лугинин, в свою очередь — Кнауфу.К концу XIX в. здесь были две домны, между механической мастерской и литейной проложен рельсовый путь.В 1898 году лаборант Саткинского чугуноплавильного завода Пётр Гаврилович Сальников, обнаружив на Карагайской горе залежи синего камня, исследовал его свойства и пришёл к выводу, что данный минерал — магнезит — обладает огнестойкими качествами и может применяться при выплавке металлов. Это открытие на века определило судьбу города и района.

Катавский горно-заводской округ

Катав-Ивановский завод основан в 1755-1756гг. сибирскими купцами Иваном Твердышевым и его зятем Иваном Мясниковым, которые за короткое время построили на Урале 14 заводов (6 железоделательных и 8 медноделательных). Название Катав-Ивановского завода происходит от имени реки Катав и имен основателей завода. Пуск Катав-Ивановского завода был разрешен приказом Бергколлегии от 17 августа 1757 года, по которому он именовался "железовододействуемый, доменный и молотовой завод для плавки чугуна на два доменные колеса и для передачи чугуна на восемь молотовых колес". Первая домна пущена 10 октября 1757 года. В 80-е годах XIX века при переходе на производство бессемеровской стали возникло рельсопрокатное производство и были установлены мощные паровые машины.

На уральских заводах умели получать чугун разного качества. Низшие сорта шли на литье грубых изделий, высшие — на переделку в железо. Главная роль в проведении качественной плавки принадлежала мастеру. Железо получали путем перековки мягкого чугуна в горнах. Уже при В. Геннине на уральских заводах начали производить из кричного железа сталь, однако заметного спроса она не находила. Во второй половине XVIII в. уральские мастера научились изготовлять тонкое листовое железо, для чего использовались прокатные. До этого листовое железо получали с помощью плющильных станков — они давали более толстые листы. Из производимого металла на заводах выделывали различные изделия: проволоку, пушки, боеприпасы, инструменты, посуду и пр.

Заводы работали на сырье, добываемом на местных рудниках и на древесном угле. Это были высокоразвитые по тому времени промышленные предприятия. На заводах наблюдался сложный состав рабочей силы. На металлургических заводах были заняты основные, вспомогательные, подсобные рабочие, различающиеся. в соответствии со своим местом в производстве, уровнем квалификации и оплаты труда.

Таким образом, зарождение и бурное развитие горнозаводской промышленности на Южном Урале в XVIII веке являлось закономерным следствием экономического развития страны, расширения ее внутреннего рынка и роста спроса на металл. Вплоть до второй половины XIX в. Урал был впереди других районов страны по выплавке чугуна и меди, по выделке железа, по добыче золота. "В течение двухсот лет вся Россия пахала и жала, ковала и рубила изделиями его заводов. Она носила на груди кресты из уральской меди, ездила на уральских осях, стреляла из ружей уральской стали, пекла блины на уральских сковородах, бренчала уральскими пятаками в кармане Урал удовлетворял потребление всего русского народа"".

I I I . Основной этап проектной работы

I I I . 1. Создание исторического атласа

Исторический атлас профессий Урала XYI -XIX веков был создан нами на основе информационных источников научно-познавательной литературы и средств Интернета.

Исследовав полученную информацию по формированию и развитию горно-заводской промышленности на Южном Урале, мы провели классификацию профессий, в связи с освоением рудных богатств края:

профессии, связанные с добычей полезных ископаемых (штейгер, рудокоп, рудознатец, старатель и др.)

профессии, связанные с производством металла (углежог, угольщик, сталевар и т.д)

профессии, связанные с изготовлением готовых изделий (формовщик, кузнец, оружейник, чеканщик, гравёр, жестянщик и др.)

профессии, связанные с художественной обработкой (камнерез, гранильщик и др.)

В программе Microsoft Offisse Power Point нами был создан макет брошюры с использованием текста и фотоматериалов.

В типографии нам изготовили брошюру, которая познакомит ребят с рабочими профессиями горно-заводской промышленности Южного Урала XYI -XIX веков.

Таким образом, с приходом горно-заводской промышленности на Южный Урал произошло освоение земель(природных ресурсов), появление новых рабочих профессий, что нашло отражение в сказаниях, художественной литературе и культуре Урала.

I Y . Оценочный этап проектной работы

Работа над проектом позволила нам:

выявить истоки зарождения горной промышленности на Урале;

собрать информацию о зарождении горной промышленности на Южном Урале

исследовать первые металлургические заводы на Южном Урале

провести классификацию рабочих профессий в горнозаводской промышленности

В ходе анализа, сравнения, обобщения, классификации и исследования научной литературы и средств Интернета мы смогли создать продукт проекта и представить публичную презентацию исторического атласа профессий Урала XYI -XIX веков.

В следующем проекте мы постараемся рассказать о рабочих профессиях в суконной, соляной, кожевенной и других областях промышленности Южного Урала.

Y . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для учащихся 6-7 - х классов. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006. - 168с.: ил.

Гальцева Л.П. В Урале Русь отражена». Статьи. Очерки. Заметки. - Челябинск: изд. «Челябинский рабочий», 1991 - 200с.: ил.

История Урала с древнейших времен до наших дней: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений/Кол. Авторов. Под общ.ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004. - 496 с., ил.

Корецкая Т.А. Земля уральская: Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004 - 128 с.: ил.

Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы/ под ред. Г.С. Шкребня. - 2-е изд. - Челябинск: АБРИС, 2011. - 144с.

Курлаев Е.А.. Институт истории и археологии УрО РАН, 1998-2004.

Л96 - Лютов В.В. Забытые тайны Южного Урала/В.В. Лютов, О.В. Вепрев. - Челябинск: Книга, 2011.- 288с.:ил.

Металлургические заводы Урала XVII-XX вв.

Образ Урала в документах и литературных произведениях (от древности до конца XIX века)/ Сост. Е.П. Пирогова. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2008. - 384с., ил.

Ч 39 - Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях. - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1998, 160с., (сер.«Летопись уральских деревень»).

Энциклопедия. УроРАН, Академкнига; Ект, 2001; ISBN: 5-93472-057-0

http ://stonecarving .ru /kamnereznoe -iskusstvo -urala -istoriya -s -prodoljeniem .html

http://www.arkur.ru/plants/Krasnoborskiy.html