Системы льгот по местным налогам кратко. Порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам. Сводная оценка потерь бюджета Братского сельского поселенияпри предоставлении льгот по местным налогам по состоя

Налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет физическим лицам различные налоговые льготы .

Они предоставляются с целью улучшить материальное положение и повысить меры социальной защиты граждан в различных жизненных ситуациях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

Налоговая льгота – это освобождение физического лица от уплаты налога на определенное имущество или с определенной суммы.

Освобождение может быть полным и предоставляться в течение всей жизни, а может применяться сниженная ставка , либо налогом не будет облагаться только определенная сумма.

Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих видах :

Все вышеперечисленные виды налоговых льгот могут применяться в следующих случаях , если физическое лицо:

  • относится к определенной категории граждан или имеет определенный статус;
  • получает доход, с которого можно не платить ;
  • тратит денежные средства на определенные цели и ему с этой суммы;
  • имеет объект движимого или недвижимого имущества, который в силу особых обстоятельств не подвергается налогообложению.

Применение налоговых льгот не является обязательным и лицо, которому они положены, самостоятельно решает подавать ему документы для их предоставления или нет.

Классификация

Все налоговые льготы, которыми может воспользоваться физическое лицо, прописаны в основном документе, регулирующем налоги – Налоговом Кодексе .

Налоговые вычеты

Это вид налоговой льготы, которая позволяет не платить налог с суммы , направленной на определенные цели, при условии, что она уже уплачена. То есть гражданин оплачивает нужды, которые подпадают под данную категорию, а затем представляет документы, удостоверяющие это, и его доход в пределах указанной суммы освобождается от НДФЛ.

Налоговые вычеты бывают следующих видов :

На имущество

Налоговый Кодекс предполагает уплату налога с любого имущества, которым владеет физическое лицо. Но в тоже время данное имущество может быть изъято из перечня объектов, которые подвергаются налогообложению.

Основные налоги на имущество:

Все вышеуказанные льготы могут предоставляться на постоянной основе либо на определенный период, пока не исчезнут обстоятельства их вызвавшие.

Все виды налоговых льгот будут предоставляться только при наличии заявления. Некоторые будут предоставлены только за один период, а некоторыми можно воспользоваться сразу за несколько периодов (лет).

Для кого применяются

Налоговые льготы могут предоставляться гражданам относящиеся к определенным категориям, а могут предоставляться в связи с особым статусом предмета налогообложения.

Особые категории граждан :

  • по возрасту и находящиеся на льготных пенсиях;
  • Военнослужащие и ;
  • Граждане, имеющие ;
  • Имеющие звание ;
  • Граждане, участвовавшие в ликвидации последствий атомных катастроф (Чернобыльская АЭС, завод «Маяк»);
  • участвовавшие в ;
  • Супруги граждан, погибших при исполнении военного долга и. т.д.

Этот перечень не является исчерпывающим, его могут дополнять на местном уровне.

  1. Любое жилое помещение или его доля, при условии, что гражданин их приобретший ранее не получал вычет, либо получал его после 2013 года и не выбрал сумму в 2 000 000 рублей;
  2. Жилое помещение, приобретенное с помощью . Налогом не облагается сумма выплаченных процентов по этому кредиту, она ограничена 3 000 000 рублей;
  3. Автомобиль, освобождается от налога в некоторых регионах, если он не имеет нужного количества лошадиных сил. Также освобождается от налогообложения сумма, вырученная за продажу этого имущества, если она соответствует следующим условиям:
    • не превышает 250 000 рублей;
    • была в собственности продавца более 3 лет;
    • сумма продажи меньше или равна сумм приобретения.

Что необходимо для оформления

Для того, что бы получить налоговые льготы и освободиться от уплаты налога с того или иного объекта физическое лицо обязано подать документы в налоговую службу . Исключение из этого правила составляют стандартные налоговые вычеты, для их получения заявление и необходимый пакет документов предоставляют работодателю.

Документы , которые могут понадобиться при получении налоговых льгот, которые положены определенным категориям граждан:

То есть для предоставления налоговых льгот в этом случае нужно будет подтвердить принадлежность гражданина к льготной категории.

Если налоговая льгота испрашивается в связи с тем, что объект налогообложения можно изъять из налогооблагаемого перечня, то могут понадобиться следующие документы :

  1. Свидетельство о праве собственности;
  2. Технический паспорт на автомобиль;
  3. Договор купли-продажи;
  4. Договор оказания медицинских услуг;
  5. Договор на осуществление образовательной деятельности;
  6. Кредитный договор на покупку жилого помещения.

Этот список также может дополняться в случае необходимости.

Получение налоговой льготы не составит труда, если гражданин имеет на это право и предоставит весь пакет необходимых документов.

О том, какие существуют льготы при оплате налогов, смотрите в следующем видеосюжете:

Налоговые льготы - предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме.

Комментарий

Налоговые льготы устанавливаются соответствующей главой второй части налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая регулирует этот налог. Для региональных и местных налогов, дополнительные налоговые льготы могут быть установлены региональными и местными нормативными актами.

Правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить .

Анализ налоговых льгот входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Налоговый орган вправе, при проведении камеральных налоговых проверок, требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы и (или) истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). То есть, льготы могут проверяться не только в рамках выездных, но и в рамках камеральных налоговых проверок.

Общие правила, регулирующие установление и использование налоговых льгот, регулируются статьей 56 НК РФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам»:

«1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)».

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения

Налоговые льготы по НДС перечислены в статье 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». В этой статье налоговые льготы сгруппированы в 3 группы (п. 1 – 3). В пункте 1 установлен один вид льготы. В пункте 2 около 30 видов льгот и в пункте 3 более 30 видов льгот.

Отказ от льгот по НДС

По налоговым льготам, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлено право отказаться от их применения.

Следует отметить, что по льготам, предусмотренным пунктами 1 и 2 ст. 149 НК РФ, отказ от льгот не допускается.

Как ни странно, в некоторых случаях отказ от льгот выгоден. Связано это с тем, что покупатель вправе произвести вычет НДС уплаченного продавцу, уменьшив тем самым свой налог.

Чтобы отказаться от льготы по НДС следует представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 НК РФ предусматривает возможность не уплачивать НДС налогоплательщикам с небольшими суммами доходов. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Льгота для участников проекта в инновационном центре "Сколково"

Статья 145.1 НК РФ предусматривает, что организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", имеет право на освобождение от НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Льготы регулируются ст. 150 НК РФ.

Льготные налоговые ставки

Основная ставка НДС установлена как 20% (до 2019 года - 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ). В то же время, предусмотрены льготные ставки НДС 10% и 0%.

Ставка НДС 0% предусмотрена пунктом 1 ст. 164 НК РФ для экспортируемых товаров (работ, услуг). Применение ставки 0% намного выгоднее чем освобождения от НДС, так как при ставке 0% налогоплательщик справе применять вычет входящего НДС, возмещая его из бюджета. При освобождении же от НДС вычет входящего НДС не разрешается (такой НДС признается расходами).

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов регулируется статьей 165 НК РФ.

Ставка НДС 10% предусмотрена пунктом 2 ст. 164 НК РФ для отдельных категорий (перечень указан в НК РФ) продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; медицинских товаров.

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС указаны в п. 2 ст. 146 НК РФ. Такие операции не облагаются НДС. К примеру, не является объектом обложения НДС - операции по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Место реализации за пределами России

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг на территории России (ст. 146 НК РФ). Это означает, что если реализация производится за пределами России, то такая реализация не облагается НДС. Так, если российская организация приобрела товар на территории Франции и реализовала его на территории Германии, то такая реализация за пределами территории России и НДС не облагается (эта операция наверняка будет облагаться НДС в Германии, но уже по законам и ставкам налога Евросоюза).

Правила определения места реализации товаров регулируются ст. 147 НК РФ, а работ и услуг, ст. 148 НК РФ.

Следует отметить, что освобождение от НДС операций за пределами России формально не является налоговой льготой. Такое освобождение связано с тем, что Россия не распространяет свои права на НДС, который возник не на ее территории.

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС

Лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, не уплачивают НДС. К таким лицам относятся лица, применяющие:

Акцизы

Акцизы регулируются главой 22 «Акцизы» НК РФ.

Льготы по акцизам указаны в пункте 1 статьи 183 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ. Льгот по акцизам мало. Освобождаются от акцизов передача внутри организации, а также реализация подакцизных товаров на экспорт.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) регулируется главой 23 «Налог на доходы физических лиц».

Льготы по НДФЛ предусмотрены статьей 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

Кроме того, НК РФ предусматривает налоговые вычеты, которые являются, по своей сути, также налоговыми льготами:

Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2. НК РФ)

Статья 222 НК РФ позволяет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные размеры вычетов, предусмотренных статьями 219 и 220 НК РФ. Но этим правом не воспользовался пока ни один регион.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Термин «льгота» в главе 25 не упоминается, но льготы по этому налогу все-таки есть. Так статьей 251 определены «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», многие из которых и есть льготы.

Статья 246.1., совместно с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов ().

Льготная ставка 0% (что есть отсутствие налога) установлена для:

Полученных российскими организациями дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (см. );

Доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

Доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Условия этой льготы изложены в ст. 284.2 НК РФ.

Организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (статья 284.1 НК РФ).

Региональные льготы по налогу на прибыль:

Пониженная ставка налога

Общая налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, из которых (п. 1 ст. 284 НК РФ):

2 процентов (3 процентов в 2017 - 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет;

18 процентов (17 процентов в 2017 - 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2024 годах) (за некоторым исключением, установленным НК РФ).

Применение инвестиционного налогового вычета

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.

Льготная ставка налога установлена для категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 6-9 ст. 333.3 НК РФ.

Государственная пошлина

Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина».

Установлены следующие категории льгот:

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (статья 333.35.)

Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (статья 333.36.)

Льготы при обращении в арбитражные суды (статья 333.37.)

Льготы при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38.)

Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния (статья 333.39.)

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

Льготная ставка налога 0% (0 рублей) предусмотрена для некоторых видов добычи полезных ископаемых п. 1 статьи 342 НК РФ.

Кроме того, предусмотрено уменьшение суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда (статья 343.1.), а также уменьшение суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2. НК РФ).

Транспортный налог

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ «Транспортный налог».

Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Ставки налога установлены статьей 361 НК РФ. Пункт 2 ст. 361 НК РФ дает право субъектам Российской Федерации увеличить (уменьшить) эти ставки, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций».

Льготы по налогу на имущество предусмотрены статьей 381 НК РФ.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые ставки определяются статьей 380 НК РФ:

Упрощенная система налогообложения

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Патентная система налогообложения

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации (п. 3 ст. 346.50 НК РФ)

Оценка налоговых льгот

Ниже приведена форма отчета, по результатам такого анализа:

Анализ налоговых льгот

Налогоплательщик ___________________

По состоянию на ______________

Анализ льготы

Сумма льготы

Оценка риска льготы

Мероприятия по снижению риска льготы

Руководитель подразделения _____________________

Исполнитель: ______________________

Примечания

Льгота - приводится краткое описание льготы

Анализ льготы - указываются нормативные акты, на основании которых применяется льгота, условия применения, налог. Если есть спорные вопросы, то анализируются аргументы за и против - нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов

Сумма льготы - указываются сведения о сумме льготы для налогоплательщика

Оценка риска льготы - вероятность отказа в льготе со стороны налоговых органов. Указывается в случае, если применение льготы рискованно. Если рисков нет, то указывается «Рисков нет». Для оценки рисков рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий. Оценка риска льготы осуществляется на основании анализа льготы.

Мероприятия по снижению риска - указываются в случае, если применение льготы имеет риски. Указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска льготы формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.

Пример из судебной практики

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу пункта 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

При применении статьи 56 НК РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Документ: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 5).

Практика по камеральным проверкам налоговых льгот

Постановление арбитражного суда Московского округа от 07.12.2017 по делу № А40-40587/2017 по ПАО «МОСЭНЕРГО»

Налоговый орган не вправе истребовать в рамках камеральной проверки подтверждающие документы по применению пониженной ставки по налогу на имущество, так как пониженная ставка налога не является налоговой льготой.

Обоснование:

На основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые подтверждают право налогоплательщика на налоговые льготы. По налогу на имущество налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога - применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 372-О-П от 15.05.2007, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. Из изложенного следует, что применение установленной НК РФ пониженной налоговой ставки хотя и предоставляет в итоге имущественную льготу в виде облегчения налогового бремени, не является налоговой льготой в смысле ст. ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности применения такой пониженной ставки налогообложения.

Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

26.05.2015

Налоговый кодекс (далее - Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

Признаки налоговых льгот

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот - исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

Вместе с тем такие ситуации на практике встречаются. Так, Верховный Суд РФ признал противоречащими Кодексу положения закона субъекта РФ, согласно которым от налога на имущество освобождались организации "в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 3 лет с момента ввода проекта, а для приоритетных инвестиционных проектов - на период полной окупаемости затрат, но не более 5 лет". Кроме того, под льготу попадали также "организации, реализующие инвестиционные проекты с использованием расконсервированных объектов основных производственных фондов, в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 2 лет с момента ввода проекта" (определение ВС РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9). Данный вывод сделан Судом со ссылкой на то, что законом субъекта РФ установлен в отношении указанной категории компаний особый порядок определения базы по налогу на имущество. Ее определение для данных организаций региональным законом поставлено в зависимость от периода окупаемости, то есть от финансовых показателей их деятельности. Таких критериев Кодекс не содержит, такими полномочиями региональных законодателей не наделяет.

Еще ошибкой, которую могут допустить законодатели субъектов РФ, устанавливая региональные налоги, является некорректное определение льготируемых лиц. Так, неправомерным может быть признано введение льгот в отношении отдельных лиц или группы лиц (определение ВС РФ от 10.01.2003 № 51-Г02-58). Ведь, как мы уже указывали, льготы по налогам могут устанавливаться только в отношении отдельных категорий плательщиков, а не конкретных лиц. Ситуация усугубляется тем, чтоКодекс не разъясняет понятие "категория налогоплательщиков". Минфин России сформировал свой подход к толкованию данного термина. Так, он указал, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков (письма Минфина России от 02.02.2012 № 03-05-04-02/10, от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03, от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29, от 22.10.2008 № 03-05-04-01/36, от 14.07.2008 № 03-02-07/1-280). В ряде писем к таким признакам Минфин России относит, в частности, виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), место их расположения (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии районы), потребителей работ, услуг (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.) и др. (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29) Признаки, по которым налогоплательщики могут быть объединены в одну категорию, названы и Верховным Судом РФ. Это может быть отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений (определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7). При этом в качестве такого признака нельзя рассматривать показатель прибыли за определенный период. Объясняют это судьи тем, что он носит дискриминационный характер по отношению к компаниям, которые ведут одни и те же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями.

А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания. Оно означает лишь признание акта недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых касается (пост. КС РФ от 27.01.2004 № 1-П, от 11.04.2000 № 6-П; определение КС РФ от 15.11.2007 № 763-О-О). Следовательно, лишь с момента принятия судебного решения о несоответствии Кодексу региональный закон является недействующим и не подлежит применению (полностью или частично). До признания закона субъекта РФ неправомерным в части льгот по региональному налогу компания применяла положения действующего акта законодательства о налогах. Значит, она действовала как добросовестный налогоплательщик, используя до указанного момента предусмотренные законом субъекта РФ льготы. С учетом этого у компании не возникает недоимки по региональному налогу, а следовательно, и пеней (ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ). В связи с отсутствием в ее действиях виновного противоправного деяния не возникает и ответственности компании за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 54 Конституции; ст. 106, 109 НК РФ). Следовательно, отсутствуют основания для начисления ей налоговых штрафов.

Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

Так, например, Кодекс не уточняет, как должен быть заявлен отказ компании от применения льгот. В связи с этим неоднозначна следующая ситуация. Допустим, компания не применяла льготу и не заявляла ее в декларации за налоговый период, при этом официально не уведомляла инспекцию об отказе от ее применения. Может ли она впоследствии воспользоваться льготой за этот период, заявив в уточненной декларации? Официальные разъяснения по данному вопросу нам не известны. Вместе с тем арбитры указывают, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения (п. 16 пост. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). В другом решении судьи разъяснили, что налогоплательщик вправе подать уточненные декларации, в которых может заявить установленную на соответствующие налоговые периоды льготу и с ее учетом определить сумму налога (пост. Тринадцатого ААС от 14.08.2007 по делу № А56-8212/2007). Данные выводы поддержал ФАС Северо-Западного округа (пост. ФАС СЗО от 14.11.2007 № А56-8212/2007). При этом он указал, что если налогоплательщик при составлении декларации за конкретный налоговый период не учел льготу, то данное обстоятельство само по себе не означает отказ налогоплательщика от ее использования в этом периоде. С учетом сложившейся арбитражной практики, по нашему мнению, в данной ситуации компания вправе заявить в уточненной налоговой декларации льготу по региональному налогу.

Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

Если же объекты основных средств используются не по установленному назначению частично, то ситуация является спорной.Кодекс ее не разъясняет. Так, с одной стороны, он не запрещает применять льготы по налогу к такому имуществу. Кроме того, по мнению контролирующих ведомств, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемого и не льготируемого по налогу на имущество вида деятельности, то преференция применяется в целом по объекту (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 № ЗН-4-11/16789@). С другой стороны, законодательно не предусмотрено деление инвентарного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (площади, выручки и пр.). Следовательно, если Кодексом или законом субъекта РФ установлено целевое использование имущества, то такое требование предъявляется в целом к объекту. Несоответствие объекта данному требованию в какой-либо части может расцениваться как его невыполнение, а применение к таким объектам льготы по налогу - как получение необоснованной налоговой выгоды (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Кроме того, слепо следовать позиции контролирующих органов, изложенной в приведенных письмах, опасно. Так, письмо Минфина России является ответом на частный вопрос. В описанной в нем ситуации не по назначению, установленному для применения льготы, использовалось менее одного процента от общей площади объекта. В письме ФНС России описание ситуации и вопроса отсутствует. Судебная практика по данной проблеме автору не известна.

Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода - не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

Приложение

УТВЕРЖДЕН

постановлением администрации

Тихорецкого района

от________________ №_______

Порядок
оценки эффективности предоставленных и планируемых
к предоставлению льгот по местным налогам

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет объекты оценки эффективности налоговых льгот, принципиальные подходы к их оценке, перечень и последовательность действий при проведении оценки, а также требования к реализации результатов оценки.

1.2. Налоговые льготы по местным налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и на основании решений Совета Братского сельского поселения Тихорецкого района.

1.3. Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот является сокращение потерь бюджета Братского сельского поселения Тихорецкого района, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, оптимизация системы налоговых льгот с соблюдением принципов:

Обеспечения экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для видов хозяйственной деятельности;

Стимулирования использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой населению Братского сельского поселения продукции (товаров, услуг) и реализацию программ муниципального образования;

Создания необходимых экономических условий для развития инвестиционной и на территории муниципального образования;

Создания благоприятных экономических условий для деятельности организаций, привлекающих в сферу своей деятельности граждан, относящихся к категории социально незащищенных;

Оказания экономической поддержки организациям в решении приоритетных для населения муниципального образования социальных задач;

Оказания поддержки социально незащищенным категориям граждан.

1.4. Оценка эффективности налоговых льгот проводится в следующие сроки:

По планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот; предложения о предоставлении налоговых льгот принимаются администрацией Братского сельского поселения (далее - администрация) до года, предшествующего году начала действия налоговой льготы;

По предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до года, следующего за отчетным.

2. Методологические подходы к проведению оценки
эффективности льгот по местным налогам

2.1. Оценка эффективности налоговых льгот производится:

При рассмотрении эффективности ранее предоставленных налоговых льгот;

При внесении предложений о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

2.2. Источниками информации являются сведения, представленные:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю;

Специалистами администрации Братского сельского поселения;

Территориальными органами управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;

Организациями, осуществляющими техническую недвижимости;

Получателями льгот или претендующими на их получение юридическими и физическими лицами;

Иными организациями и физическими лицами.

Осуществляемые при проведении оценки расчеты эффективности должны базироваться на данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной достоверной информации. При отборе данных для проведения оценки приоритет отдается налоговой и финансовой отчетности, а при отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используются статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.

Учреждения и организации, финансируемые из бюджетов разных уровней, а также (далее - бюджетные учреждения и организации);

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие общественно значимые услуги;

Организации и индивидуальные предприниматели - субъекты инвестиционной деятельности в соответствии с действующими правовыми актами;

Физические лица, нуждающиеся в социальной поддержке.

2.4. Оценка эффективности налоговых льгот производится в три этапа. На первом этапе оценки эффективности налоговых льгот определяются потери бюджета Братского сельского поселения.

На втором этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.

На третьем этапе проводится сопоставление суммы потерь бюджета Братского сельского поселения в результате предоставления налоговых льгот по местным налогам с показателями бюджетной и социальной эффективности предоставления льгот.

3. Методика расчета потерь бюджета Братского сельского поселения

3.1. Потери бюджета - суммы недополученных доходов в результате предоставления налоговых льгот по местным налогам. Оценка потерь производится по следующим формулам:

3.1.1. В случае если предоставление налоговой льготы заключается в освобождении от налогообложения части налоговой базы или полном (частичном) освобождении от уплаты налога:

Спб - сумма потерь бюджета Братского сельского поселения, которые обусловлены предоставлением налоговых льгот;

Сснб - сумма (размер) сокращения налоговой базы по причине предоставления налоговых льгот (размер налоговой базы, исключенный из налогообложения);

НС - действующая в период предоставления налоговых льгот налоговая ставка.

3.1.2. В случае если предоставление налоговой льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по пониженной налоговой ставке:

Спб - сумма потерь бюджета, которые обусловлены предоставлением налоговых льгот;

БНл - размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;

НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговых льгот налоговая ставка;

НСл - льготная налоговая ставка.

Результаты оценки потерь бюджета при использовании налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

4. Оценка бюджетной и социальной эффективности
предоставления льгот

4.1. Бюджетная эффективность предоставления налоговых льгот по местным налогам - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым представлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета Братского сельского поселения.

4.1.1. Расчет бюджетной эффективности производится на основании сведений, предоставляемых организациями - получателями льгот, согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

Бюджетная эффективность для данной категории налогоплательщиков признается положительной, если сумма дополнительных поступлений налогов и сборов в бюджет Братского сельского поселения от налогоплательщиков, получающих налоговую льготу, превышает или равна сумме предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот за рассматриваемый период.

4.1.2. Особенности проведения оценки бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам.

Если получателями налоговых льгот выступают бюджетные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения Братского сельского поселения, то в этом случае сумма планируемых к предоставлению налоговых льгот рассматривается как разновидность бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения налогоплательщиком социальных задач, экономии трансфертных издержек.

По организациям, финансируемым из бюджета Братского сельского поселения, бюджетная эффективность определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета Братского сельского поселения в случае прекращения поддержки этих организаций, которые могут выражаться:

В повышении цен на продукцию (работы, услуги), производимую организациями, получающими льготы;

В увеличении расходов бюджета Братского сельского поселения на закупки продукции (работ, услуг), производимой организациями, получающими льготы;

В расходах бюджета Братского сельского поселения на устранение аварий, катастроф, разрушений, работы по предупреждению которых ведутся организациями, получающими льготы.

Экономия бюджетных средств, возникающая вследствие предоставления местной налоговой льготы, может равняться сумме средств, необходимых на прямое финансирование работ, услуг, в том числе на содержание и развитие соответствующей инфраструктуры, трансфертные издержки, выделение средств на социальную поддержку и социальное обслуживание населения.

Бюджетная эффективность налоговых льгот для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, деятельность в области и экологической безопасности, а также сельхоз-товаропроизводителям, признается положительной, если темп роста их налоговых поступлений (в процентах к предыдущему периоду) в бюджет Братского сельского поселения превышает или равен темпу инфляции за рассматриваемый период.

4.2. Социальная эффективность налоговых льгот по местным налогам - социальные последствия предоставления налоговых льгот, которые выражаются в изменении качества и количества товаров, работ, услуг для населения города в результате осуществления деятельности организаций - получателей льгот.

4.2.1. Социальная эффективность признается положительной в случае достижения социально значимого эффекта в результате реализации налогоплательщиком мер, направленных на содержание и развитие и (или) повышение благосостояния населения Братского сельского поселения.

В качестве социально значимого эффекта местных налоговых льгот налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям определяются:

Создание (сохранение) рабочих мест и рост среднемесячной заработной платы работников списочного состава, превышающий темп инфляции за рассматриваемый период,

Снижение цен, тарифов, расценок на производимые (реализуемые) товары, оказываемые услуги,

Вложения в инфраструктуру Братского сельского поселения, проекты социальной направленности.

Для осуществления оценки эффективности планируемой к предоставлению местной налоговой льготы налогоплательщикам - организациям инициаторы предоставления налоговой льготы заполняют Приложение № 2 к настоящему Порядку для расчета бюджетной и социальной эффективности.

4.2.2. Особенности проведения оценки социальной эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам.

В отдельных случаях социальная эффективность может определяться как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения отдельными категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.

В случае если в правовых актах Братского сельского поселения на соответствующие промежутки времени установлены целевые значения показателей, характеризующих результаты , направленной на содержание и развитие соответствующей инфраструктуры и (или) повышение благосостояния населения Братского сельского поселения, то в качестве социального эффекта налоговых льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, оказывающим услуги в сфере образования, здравоохранения или иные услуги социально незащищенным категориям населения, а также , определяется достижение целевых значений указанных показателей.

Социальная эффективность предоставленных местных налоговых льгот в данном случае определяется степенью достижения целевых значений установленных показателей. Налоговая льгота признается эффективной в случае достижения не менее 75 процентов от целевых значений показателей, установленных на соответствующие промежутки времени.

В случае если в правовых актах Братского сельского поселения на соответствующие промежутки времени не установлены целевые значения показателей, характеризующих результаты деятельности налогоплательщиков, направленной на содержание и развитие соответствующей инфраструктуры и (или) повышение благосостояния населения, то социальная эффективность местных налоговых льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, оказывающим услуги в сфере образования, здравоохранения или иные услуги социально незащищенным категориям населения, а также некоммерческим организациям, заключается в позитивном изменении значений показателей, характеризующих результаты их деятельности, направленной на содержание и развитие соответствующей инфраструктуры и (или) повышение благосостояния населения.

Показатели определяются инициаторами предоставления льготы (налогоплательщик и (или) исполнительный орган местного самоуправления).

4.2.3. Социальная эффективность налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) налогоплательщикам - физическим лицам, признается положительной в случае их предоставления социально незащищенным категориям населения в целях реализации мер социальной поддержки населения.

5. Оценка эффективности предоставления налоговых
льгот по местным налогам

5.1. Для определения эффективности предоставления налоговой льготы проводится сопоставление суммы потерь бюджета со значениями бюджетной и социальной эффективности. Результаты оценки оформляются согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.

5.2. Налоговая льгота признается эффективной, если положительный результат оценки бюджетной и социальной эффективности планируемой к предоставлению местной налоговой льготы выше результата оценки потерь бюджета Братского сельского поселения в результате предоставления льготы, а также бюджетной и социальной эффективности в условиях отсутствия льготы.

Если сумма эффекта от предоставления льгот по местным налогам меньше суммы предоставленных или планируемых к предоставлению льгот, то налоговая льгота признается неэффективной.

6. Действия по реализации результатов оценки
эффективности налоговых льгот

6.1. По результатам оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот администрацией составляются аналитические записки, которые представляются главе Братского сельского поселения в сроки, установленные подпунктом 1.4 настоящего Порядка.

6.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:

Полный перечень предоставленных на территории муниципальных образований (поселений) налоговых льгот;

Полную информацию о потерях (планируемых и фактических) бюджетов муниципальных образований (поселений) в связи с предоставлением налоговых льгот;

Сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот;

Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности.

6.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:

Полную информацию о прогнозируемых потерях бюджетов муниципальных образований (поселений) в случае принятия решений о предоставлении налоговых льгот;

Прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот;

Другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.

6.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются:

При разработке бюджетов муниципальных образований (поселений) на очередной финансовый год и на перспективу;

Для своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;

Для введения новых видов налоговых льгот, изменения действующих налоговых льгот.

Приложение N 1

предоставленных и планируемых

к предоставлению налоговых

льгот по местным налогам

Сводная оценка потерь бюджета Братского сельского поселения
при предоставлении льгот по местным налогам по состоянию

Вид налога

Показатель

Значения показателя по годам (за период не менее трех лет)

Примечание

Налоговая база по налогу за период с начала года. тыс. руб.

Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс. руб.

При освобождении от налогообложения части базы налога

Базовая ставка налога

Льготная ставка налога

При применении пониженной ставки налога

Сумма потерь бюджета города по причине предоставления налоговых льгот, тыс. рублей

Руководитель

Приложение N 2

к Порядку оценки эффективности

предоставленных и планируемых

к предоставлению налоговых

льгот по местным налогам

Информация
для оценки бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам
(заполняется организациями - получателями льгот)

Наименование организации

Вид льготы

Наименование

предыдущий год

текущий год

Плановый период

Показатели для расчета бюджетной и социальной эффективности

Показатели экономической деятельности

Отгружено товаров собственного производства, и услуг собственными силами:

В центах, сопоставимых с ценами года, предшествующего отчетному году,

В действующих ценах.

Инвестиции в основной капитал

Среднегодовая стоимость основных средств (полная)

Среднегодовая стоимость основных средств (остаточная)

Количество транспортных средств:

Легковые,

Грузовые,

Автобусы.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Рентабельность продаж (строка "з" / строку "е" х 100%)

Прибыль до налогообложения налогом на прибыль

Среднесписочная численность сотрудников

из них социально уязвимых категорий

Пенсионеры,

Инвалиды,

Средняя заработная плата

Дополнительные налоговые и неналоговые поступления в бюджет города, всего

в том числе за счет увеличения

Налога на прибыль,

ЕНВД, ЕСХН,

Транспортный налог,

Неналоговые платежи, зачисляемые в бюджет города (указать).

Сумма средств, направляемых на социально-значимые и общественно-полезные цели, всего

в том числе

Вложения в инфраструктуру города,

Снижение тарифов, цен, расценок и т. д.,

Иные (указать)

Общая сумма средств, освобождающаяся у организации после предоставления льготы

Справочно:

Наличие задолженности:

По налоговым платежам (с указанием видов налогов).

Во внебюджетные фонды (указать фонды).

Руководитель организации

(подпись)

Главный бухгалтер (подпись)

Приложение N 3

к Порядку оценки эффективности

предоставленных и планируемых

к предоставлению налоговых

льгот по местным налогам

Результаты оценки
эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам

Вид налога

Показатели

Плановый период - следующий календарный год

1. Потери бюджета Братского сельского поселения от предоставления налоговой льготы (Спб), тыс. руб.

2. Сумма бюджетной и социальной эффективности, тыс. руб.

3. Эффективность предоставления налоговых льгот (стр. 2 - стр. 1), тыс. руб.

4. Коэффициент дисконтирования (КД) <*>, %

5. Дисконтированная эффективность предоставления льгот (стр. 3 х стр. 4), тыс. руб.

СЦБ - действующая на день проведения оценки ставка рефинансирования.

Руководитель