Взаимосвязь экономики и политики. Экономическая политика


Политика и экономика – основные, взаимно обусловливающие свое функционирование, сферы жизни общества, независимо от его формы, в которых концентрируется предметно-вещественная и духовная деятельность различных социальных субъектов.

Политика и экономика находятся в состоянии диалектической связи и зависимости друг от друга. При этом экономика выступает в отношении политики базисным основанием, детерминирующим в конечном счете ее развитие, а последняя, обладая значительной самостоятельностью, собственной сущностью и родовыми признаками, оказывает на экономику возрастающее в современных условиях формирующее влияние.

Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления, воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность и социальный характер действующих политических институтов (в первую очередь государства), политических отношений и идеологических учреждений (организаций), а также состав и способы использования в политике материальных средств ее практического осуществления (в т. ч. научно-технических).

Экономика, как совокупность отраслей материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственного назначения транспорт, связь и проч.), является результатом длительной эволюции общественного разделения труда, лежащего в основе современных политических систем, разделения социума на классы, др. социальные слои (страты), а следовательно, и возникновения политических партий, др. организаций политического характера различной ориентации. Политическая организация общества функционирует по собственным, ей имманентно при- сущим законам и социально-правовым нормам, однако в общих рамках господствующих форм собственности и экономической организации.

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и др. разновидности (виды) политики.

Активная роль политики в отношении общества в целом и его экономических структур проявляется прежде всего в осуществлении ее функций управления общими делами государства, обеспечения приоритетов социально-экономического развития, стабильности общественной и экономической систем; укрепления законности и правопорядка. Ограниченная экономическими возможностями и пределами, политика одновременно "курирует" социальную сферу, от развития которой зависит жизненный уровень населения, состояние просвещения, здравоохранения, трудовых отношений, жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения и др. Степень социальной защищенности населения определяется не только общим уровнем развития экономики, рыночного хозяйства (известных пяти рынков: товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации), но и масштабами демократизации и гуманизации политической власти, государства.

Для нормального экономического развития имеет большое значение способность политики обеспечивать в обществе не легитимное представительство различных групп и их интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов, недопущение политических конфликтов в результате использования таки" средств, как переговоры, уступки, компромиссы.

В области духовного и коммуникативного развития политики и экономики обнаруживают общие моменты в мыслительной деятельности (экономическое, политическое мышление), культуре (экономическая, политическая культура), информации (информационное общество).

Политика и экономика соотносятся как в национально-государственных, так и в региональных (субрегиональных) и международных (глобальных) рамках, что находит свое выражение в таких явлениях, как мировая политика, интеграция, экологическая политика, научно-техническая революция.

Большинство стран сегодня включено в процесс экономического развития.

В экономической программе Китая оптимально сочетаются плановость и ориентированное рыночное хозяйство. Без особых потрясений страна совершила экономический рывок и вышла на второе место в мире по объему ВВП. Прогнозируется, в начале XXI века Китай и страны Евроленд (11 стран Европейского экономического и валютного союзов) станут основными локомотивами мировой экономики. Феномен Китая в том, что рыночные преобразования не сопровождаются здесь существенными переменами политической системы. В Китае созданы условия для развития производства внутри страны: созданы свободные экономические зоны, налоговая система, ориентированная на развитие конкурентоспособного производства, успешно идет кредитование промышленности, установлены таможенные пошлины на импортную продукцию. Из 500 крупнейших ТНК 400 направляет свои инвестиции в Китай. В Китае успешно развиваются финансово–промышленные группы, внедряются высокие технологии на предприятиях. По некоторым прогнозам Китай может вскоре стать первой экономической державой в мире, его ВНП достигнет 20 трлн. долларов, что в 1,5 раза больше ВНП США. К тому же в Китае будет проживать более 20% населения земного шара.

Сегодня по индексу человеческого развития, определяемого ООН наш ближайший сосед Белоруссия находится на 60–м месте, тогда как Россия – на 71–м, а Украина – на 91–м.14 В Белоруссии избран путь эволюционных преобразований, там не дали криминалу стать политической силой и прорваться во власть, не допустили разрухи, коррупции, беспорядков. В стране удалось без посторонней помощи остановить галопирующую инфляцию, сократить дефицит государственного бюджета. Страна не влезла в долги, сохранила и развивает социальные гарантии, строит социальное жилье. ВВП за пять лет там вырос на 36%, производство промышленной продукции – на 65%, инвестиции в основной капитал – на 26%. Главным стратегическим направлением в стране является повышение эффективности хозяйствования.15

Что же касается России, то у нас создана налоговая система, которая душит производство и превращает страну в сырьевой придаток как Запада, так уже и Востока. Отсутствует достаточная защита внутреннего рынка, что способствует широкому распространению там иностранных компаний и ослабляет позиции отечественного производителя, оказавшегося в очень невыгодном положении по сравнению с иностранными конкурентами. Трудноискоренимым остается контрабандный бизнес и тотальная коррупция российских чиновников. Сегодня ВВП России в семь раз меньше ВВП Китая. Износ основных фондов по промышленности составляет 50%. На модернизацию предприятий требуется 2,5 трлн. долларов, что нереально при сегодняшней государственной политики. Сложность российской трансформации связана с переплетением ее в рамках трех трансформационных процессах. Один – движения к рыночной экономике; другой – кризис традиционной индустриальной структуры экономики, ее реконструкция и формирование; третий – революционный экономический кризис проведения системных преобразований в условиях слабого государства. Кризис 17 августа 1998 г. представляется закономерным итогом господства олигархии. Исследование членов отделения экономики РАН аргументировано показало порочность попыток продолжения рыночных преобразований российского общества за счет снижения жизненного уровня населения.16

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные функции выполняет право в демократической политической системе?

2. В каких аспектах рассматривается связь права и политики?

3. В чем сущность прав человека?

4. Что называется политикой?

Контрольные вопросы:

1. Какие социальные механизмы регулировали отношения между людьми до появления политики?

2. Какой смысл вкладывается в понятие политика?

3. Какие функции политика выполняет в обществе?

4. Объясните соотношение политики и права в механизме регуляции общественной жизни.

5. В чем преимущества политики как регулятора общественных отношений по сравнению с религией, правом, моралью?

6. Чем определена актуальность проблемы согласования целей и средств политики?

7. Каковы политические принципы вмешательства государства в экономику?

8. Какова роль средств массовой информации в общественно–политической жизни?

9. Какую роль в политике играет отдельная личность, может ли она быть объектом политики?

10. Что имеется в виду под политическими правами человека?

11. Какие функции политики выделяют в обществе?

12. Существуют ли перспективы отмирания политики, на ваш взгляд?

13. В чем причина успеха экономического развития Китая?

14. Как вы оцениваете экономическую программу Грефа?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.
Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.
Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.
Экономика - исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.
Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.
Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
Экономическое развитие конкретной страны измеряется с помощью таких показателей, как валовой доход на душу населения, распределение доходов между различными группами населения, то что выступает в качестве критериев политической зрелости общества.
Люди живут не изолированно, а в сообществе, где они зависят друг от друга, когда занимаются экономической деятельностью. Существует три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы. Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением к этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.
Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.
Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой. Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”- экономистов. Эти экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом.
Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия, влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией.
Экономическая постановка вопроса - как производятся и распределяются материальные блага - затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по-разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика.
Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма.
В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством.

Объединяющая отношения между всеми социальными группами, определяющая формы, цели методы управления государством, его главные задачи.

Экономикой называют всю хозяйственную деятельность государства, процессы производства, способы распределения, обмен или любое другое потребление благ.

Взаимосвязь политики и экономики неразрывна, она является очень важной проблемой для жизнедеятельности любого общества. Такая проблема присутствует с самого зарождения общественных отношений, но видоизменяется на исторических этапах его развития.

Особенно важной становится она в переломные моменты, когда одни меняются на другие, увлекая за собой политические и взгляды, мировоззрения.

Политика и экономика связаны непосредственно, но ведущую роль в их отношениях играет экономика. Развитие любых процессов, происходящих в ней, детерминирует политику, составляет ее материальную основу, а, следовательно, определяет политические действия, решения, которые должны определяться интересами общества, отдельных людей.

Существует мнение, что настоящей, правильной политикой считается только такая совокупность групп или отношений, которая способна сознательно и рационально использовать экономические законы во благо общества.

Политика и экономика способны на обратное взаимодействие. Его определил еще Ф.Энгельс. Он отметил, что политика трояким образом может воздействовать на экономические процессы:

  • Развиваться параллельно, в том же направлении. В этом случае влияние политики на экономику ускоряет развитие общества.
  • Развиваться по противонаправленному вектору, приводя к краху государства.
  • Препятствовать развитию экономики, что может привести либо к неудаче, либо к выбору иного политико-экономического пути.

Если политика и экономика противодействуют как в двух последних случаях, то экономике наносится тяжелейший вред, а людские, материальные, прочие ресурсы растрачиваются впустую.

Все три решения в чистом виде редко встречаются в реальной жизни. Политика и экономика связаны тоньше, чем в теории. Примером этого может быть история РФ, в которой не раз вместе с прогрессивными решениями правительства, способствующими развитию общества, принимались разрушительные шаги.

Политика и экономика, не учитывающие своей взаимосвязи, очень быстро терпят полный крах.

Политика - это средство решения

Экономика - материальная база политики.

Проблемы, возникающие в обществе, успешно решаются только при грамотном, своевременном их анализе с учетом точки зрения социума, хода истории, общественного развития. Если же решает проблемы только узкий круг людей, заинтересованный в собственной выгоде, то государство довольно быстро может окончить свое существование, а экономика выходит из-под контроля. Последствия таких явлений - возникновение конфликтов, нестабильность (социальная, политическая).

К такому же результату придет политика, игнорирующая экономические законы.

Политика и экономика взаимосвязаны многосторонне. Нарушение этого влечет за собой негативные последствия. Являясь «вечным», вопрос о соотношениях данных понятий на каждом историческом этапе общественно-государственного развития звучит по-новому, особенно остро - в Именно такое непростое время переживает сегодня Россия.

Сегодня на состоянии экономики страны сказываются все ранее допущенные политические ошибки: долговременного господство командно-административной системы, безграмотность, имевшая место в перестройку, бездумное заимствование у Запада и пр.

Вывести Россию из кризиса сегодня может не политическая целесообразность, а принятых решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины

Кафедра «истории, социологии и политологии»

Реферат на тему:

Взаимосвязь политики и экономики

Выполнила:

студентка группы Т-42 Мельник.Е.А

Приняла: Кирилова Р.М

Красноярск 2013

Cодержание

Введение

Соотношение и взаимосвязь политики и экономики

Средства и методы политического регулирования экономики

Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России

Заключение

Введение

политика экономика политический регулирование

Экономика и политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.

Экономическая политика - решение политическими средствами проблем экономики: производства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.

Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации - растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.

Без политических решений было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм - частной, кооперативной, муниципальной, государственной, транснациональной (см1, стр47).

1. Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)

В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.

Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.

В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:

1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений;

2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики.

1. Исходной категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под которым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.

2. Исторически отношения власти - подчинения возникли раньше, чем отношения собственности. В дальнейшем сложились два основных типа взаимоотношений: а) "власть - собственность", т.е. господство политической власти в обществе и подчиненное, производное положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ (см.2. стр143).

2. Средства и методы политического регулирования экономики

Воздействие политической системы на экономическую не сводится только к экономической политике. Оно гораздо шире. В частности, изменения в самой политической системе, в организации политической власти могут оказать на экономику существенное влияние, в том числе и отрицательное. Правительственные кризисы приводят, как правило, к потрясениям на рынке ценных бумаг, парализуют многие экономические процессы.

Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.

Первое обстоятельство отражает необходимость государственного "присутствия" в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: система водоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц для малоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научные исследования не вызывают энтузиазма частных инвесторов вследствие не исключенной возможности не получить прибыль. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы не было государственного содействия развитию производственной и социальной инфраструктуры.

Прежде чем говорить о втором обстоятельстве, делающем необходимым проведение определенной политики государства в отношении экономической системы общества, уместно вспомнить цитату, которую К. Маркс привел в "Капитале": "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.) Может быть, в этом суждении и содержится элемент преувеличения, но, как показывает мировой опыт, свободная рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели); о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукцию низкого качества; попытки затормозить внедрение в производство передовых достижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям); производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, и многое другое.

Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприятий, способствующих развитию честной (добросовестной) конкуренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятся государственные мероприятия по охране окружающей среды. Государственная политика включает меры по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечение динамической стабильности.

Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.

Четвертое обстоятельство, делающее необходимым политическое воздействие на экономическую систему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может решить многие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. О масштабах этой общественной цены человечеству до сих пор не дает забыть глубочайший мировой кризис 1929-1933 гг., который, казалось бы, уже так далеко ушел в прошлое. В этой связи неоценимой является заслуга государственной политики, если не в предотвращении, то уж, несомненно, в существенном смягчении кризисных ситуаций в экономике. Именно благодаря государственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929-1933 гг.

Задачи государства и, следовательно, проводимой им политики различны. Иногда надо стимулировать длительный экономический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необходимые при этом средства также различны. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивительно, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ. Многие годы, например, экономическая политика США развивалась, во многом следуя выводам теории Дж. Кейнса, изложенной им в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). С определенными модификациями (неокейнсианство) она используется в отдельные периоды современности.

Администрация Р. Рейгана опиралась в своей экономической деятельности на другое направление теоретической мысли, доказывающее необходимость резкого сокращения государственного вмешательства в экономический процесс ("монетаризм"). Результаты "рейганомики" хорошо известны: стране удалось в существенной мере преодолеть негативные явления в хозяйственной сфере.

И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объективную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических государствах гражданского общества, представляющего собой человеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры движений, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организаций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организации предприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно от государства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы. При этом оно, несомненно, проводит определенную политику, отвечающую интересам общества в целом (см.5, стр.263).

Сложность экономической политики как категории и как феномена реальной жизни заключается в том, что, предполагая достижение определенной цели (выход из кризисной ситуации, ускорение темпов экономического развития страны и т.д.), она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции и др. В рамках каждого из этих участков общая экономическая политика конкретизируется и реализуется как бюджетно-финансовая, денежно-кредитная, налоговая, структурная, промышленная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Данные направления выступают как подсистемы в общей экономической политике, проводимой государствами с развитой рыночной экономикой.

Как показывает мировой опыт, каждая из подсистем в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и на общественную жизнь в целом. В этом отношении невозможно переоценить роль бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики. Нельзя не согласиться с мнением известного немецкого экономиста Ф. Ноймарка, который в своей работе "Теория и практика формирования бюджета" отмечает, что бюджет выполняет пять функций: 1) финансово-политическую; 2) политическую; 3) правовую; 4) финансово-контрольную; 5) экономико-политическую. При этом особенно важной он считает политическую функцию бюджета, поскольку с его помощью государство в проведении экономической политики может погасить немало социально-классовых конфликтов, способствовать достижению компромиссов, добиваться политической стабильности.

Однако роль финансовой, кредитной и налоговой политики не сводится только к регулированию экономического развития государства. Их возможности гораздо шире. Мировой опыт свидетельствует, например, о возможностях политической власти с помощью налоговой политики менять соотношение различных форм собственности в стране (без реформ, тем более без революций!). Об этом говорит опыт США, где в настоящее время практически не осталось крупных предприятий (фирм) в собственности отдельных лиц. Все они в недалеком прошлом превратились в акционерную форму собственности. Произошло это вскоре после того, как налог на доходы физических лиц стал существенно выше, чем налог на прибыли корпораций, то есть акционерных обществ(см.5, стр.265).

Экономическая политика проводится властными структурами двумя путями. Это: воздействие на процессы, происходящие в экономической сфере, с помощью законодательных средств; регулирование экономики ее же составляющими (финансы, кредит, налоги и т.д.). Такой достаточно мощный "тандем" средств позволяет государству:

Ш предотвращать глубокие кризисные спады в одни периоды и обеспечивать подъем - в другие;

Ш контролировать важные экономические процессы, каждый из которых в противном случае может превратиться в дестабилизирующую и даже разрушительную силу (рост инфляции, безработицы, бюджетного дефицита);

Ш стимулировать развитие новых отраслей экономики, проводить структурную перестройку, способствовать росту удельного веса в экономике малого и среднего бизнеса, содействуя тем самым количественному увеличению так называемого "среднего класса".

3. Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России

Взаимодействие экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в данной главе. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена и в разных странах данное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношении показателен пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс определения нового места государства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране?

Взаимодействие экономической и политической систем в современной России можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам и целям политической программы проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как:

Ш становление многообразия форм собственности;

Ш развитие многообразия форм предпринимательской деятельности;

Ш видоизменение участия организаций и частных лиц вформировании доходной части бюджета (создание новой налоговой системы);

Ш решение неведомых в прошлом проблем национального масштаба: инфляция, безработица, организованная преступность и др.;

Ш становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.

Если при этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем (см.5, стр.268).

Заключение

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.

Даже сокращение непосредственных экономических функций государства во многих странах не изменило общей тенденции расширения и активизации экономической политики в целом. Широко распространенные механистические рассуждения о превосходстве экономики над политикой или политики над экономикой, как и призывы заниматься экономикой без политики, несостоятельны и мешают преодолению экономических трудностей политическими средствами, особенно в Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Кривогуз И.М. Политология: Учеб.для студ. высш.учеб.заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 288 с.

2. Панарин. Политология. Учебник. М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001,- 448 с.

3. Политология: словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. Хабаровск, 1998.

4. Политология: учебник / авт. кол. М. : Дело, 2002.

5. Политология: Учебное пособие для вузов. Сост.и отв.редактор А.А.Радугин. М.: Центр, 1999. 224 с.

6. Полунина Г.В. Политология: Учебник. «АКАЛИС», 1999. 278 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Соотношение и взаимосвязь политики и экономики: методология проблемы. Средства, методы и объективная необходимость политического регулирования экономики. Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2010

    Соотношение политики, права и экономики. Анализ средств и методов политического регулирования экономики. Особенности взаимодействия экономической, правовой и политической сфер общества в современной России. Подходы, отвергающие экономический детерминизм.

    реферат , добавлен 21.11.2011

    Сферы политического и экономического, включающие в себя общественные отношения по поводу власти и воспроизводства благ, со времени своего конституирования как важнейшие социальные подсистемы. Взаимодействие политики и экономики, особенности и результаты.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Взаимосвязь политики и экономики, которая формируется классовыми и социальными интересами и взаимоотношениями людей. Основные идеологии в экономике. Особенности плановой и рыночной экономики. Влияние политического процесса на экономическую сферу общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2013

    Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Противоречивые взаимоотношения политики и морали. Соотношение целей и средств в политике.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Основное понятие политики в истории политической мысли. Структура, уровни и социальные функции политики. Цели и средства политической деятельности. Нормативная трактовка политики в глубокой древности. Сущность политической деятельности по М. Веберу.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2010

    Определение понятия и характеристика элементов политической культуры как ценностно-нормативной системы политики и общества. Содержание политической социализации и состав политической культуры современной России. Изучение типологии политических культур.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Место системного анализа политики в современной политологии. Понятие политической системы общества. Структура, функции, типология и специфика политической системы российского общества. Институционально-властная основа политической жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 15.04.2009

    Методологические основания изучения феномена политической элиты. Становление и тенденции развития политической элиты в России. Взаимодействие российской политической элиты с политической элитой Запада в контексте современных международных отношений.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    В работе поднимается вопрос взаимосвязи политики и экономики - фундамент всей системы общественных связей. В чем заключается диалектика такой взаимосвязи? Социально ориентированная экономическая политика государства в условиях рыночных отношений.