Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика. Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

Независимо от того, собираетесь ли вы выступить с речью перед коллегами на работе, на семинаре или торжественном событии, существует несколько правил, которым следуют все профессиональные ораторы. Хорошая речь содержит несколько ключевых аспектов, которые делают ее интересной для аудитории и позволяют оратору достичь своих целей.

Знайте вашу тему

Перед тем как произнести речь, спикер должен убедиться, что он отлично владеет материалом выступления. Речь надо подготовить и написать заранее, сформулировать ее главные идеи и посылы и затем постараться ее запомнить. Подготовка к выступлению очень важна, даже в том случае, если вы далеко не новичок в публичных выступлениях, обучались на курсах ораторского мастерства или мастерство красноречия у вас заложено с рождения. На выступление с собой можно взять краткий конспект речи, в который можно будет заглянуть если вы что-то забудете, но не более того. Помните, что большая часть внимания спикера должна быть направлена на аудиторию.

Говорите целенаправленно

Чтобы речь была эффективной, она должна преследовать конкретную цель. Это значит, что оратор стремится получить определенную реакцию аудиторию, например, серьезно задуматься о предмете выступления, вызвать эмоции или мотивировать и подтолкнуть ее к действиям.

Будьте энергичны

Если речь написана в сухом формальном стиле или оратор произносит слова тихим монотонным голосом, аудитория быстро потеряет интерес к выступлению и будет ждать его скорейшего завершения. Чтобы речь удалась, напишите и произносите ее так, чтобы слушатели захотели дослушать ее до конца. Прибавьте энергии и уверенности вашему голосу, говорите с энтузиазмом, подчеркивайте слова жестами.

Говорите простым языком

Речь, насыщенная длинными словами и фразами, которые трудно понять и запомнить, также будет неинтересна аудитории. Такая речь больше похожа на сухой монологом, нежели живой диалог. Произнося текст речи, старайтесь употреблять простые, общеразговорные слова и короткие предложения.

Перефразируйте основные мысли

Важные идеи, которые вы хотите донести в своем выступлении, следует повторять снова и снова в разных формах и формулировках. Этим вы выделите главные мысли и подчеркнете для аудитории их важность.

Грамотные переходы

Продуманные переходы являются важным этапом в написании успешной речи. Переходы позволяют плавно и логично переходить от одной мысли к другой. Они также делают речь более структурированной и помогают аудитории лучше усвоить ключевую информацию. Переходы могут начинаться со слов: сначала, во-первых, дальше, наконец и других.

Используйте изображения

Графика и рисунки также помогают слушателям лучше понять тему выступления, делают ее более доступной и интересной. К визуальным инструментам относятся презентации в PowerPoint, изображения проектора, диаграммы, карты, специальные доски для презентаций.
Добавьте юмор

Юмор можно с успехом использовать на презентациях, посвященных серьезным темам, для того чтобы заинтересовать и поднять настроение собравшихся. Юмор также помогает установить дружественный контакт с залом и завоевать его доверие.
Зрительный контакт

Зрительный контакт полезен по двум причинам. Когда оратор смотрит на аудиторию, а не в свои записи, людям кажется, что он действительно знает о чем говорит. К тому же, слушатели чувствуют к себе внимание и интерес оратора, что в свою очередь вызывает их ответный интерес.

Расслабьтесь

Последний совет – перед выступлением надо хорошо расслабиться. Когда оратор напряжен, его речь звучит неубедительно, он начинает ошибаться и чувствует себя некомфортно на протяжении всего выступления.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

Не все ораторы знают самый главный секрет ораторского мастерства. Если вы знаете этот секрет, подготовка к выступлению превращается в очень интересное занятие, а речь становится эмоциональной и очень увлекательной.

Один из главных секретов ораторского мастерства заключается в том, что перед публикой не нужно выступать. Публике хочется простого и искреннего разговора, и задача оратора - дать ей это. Когда люди получают то, что они хотят, они чувствуют себя счастливыми. Публичное выступление по своей сути мало отличается от других видов бесед с людьми.

Может быть, вы видели таких ораторов, которым не важно, какая публика сидит в зале. Они приятельски машут кому-то рукой, дают указания выключить телефоны, проверяют слышимость микрофонов, а потом непринуждённо начинают выступать. Причем создаётся впечатление, что им всё равно, сколько перед ними людей - пять или пять тысяч. Они просто делятся своими мыслями. Если в момент своего выступления вы не хотите казаться лучше, чем есть на самом деле, то публика непременно это оценит.

Стоит взять во внимание, что оратор - не актёр, он не играет роли и не использует театральные декорации, он показывает разные предметы, людей и события из жизни своими жестами. При подготовке к выступлению жесты заучивать и репетировать не нужно. Всё, что нужно - это стараться показывать жестами всё то, о чём вы говорите. О том, как научиться правильно жестикулировать, поговорим чуть позже, в отдельной главе.

При подготовке к выступлению нужно понять, насколько хорошо вы владеете темой своего выступления. Если в аудитории сидят люди, разбирающиеся в этой теме лучше вас, то, скорее всего, ваше выступление навеет скуку на слушателей.

Выбирайте тему, близкую для вас, в которой вы профессионал. Тогда ваше выступление всегда будет успешным.

Если вы будете рассказывать о том, что изучили недостаточно хорошо, то создадите себе образ неинтересного оратора. В придачу ваши пробелы в знаниях начнут предательски влиять на вашу манеру поведения на публике. Скорее всего, вы будете говорить глупости и часто сбиваться.

Готовясь к выступлению, запасайтесь не умными размышлениями, а простыми историями из жизни. Зрителям не интересно знать уровень вашего интеллекта, им интересны истории из вашей жизни или жизни других людей. И чем больше в этих историях будет трогательных моментов, тем лучше. Вся Библия построена на историях. Помните, что истории из жизни, лучше всего запоминаются.

Есть ряд ораторов, которые предварительно записывают свой текст на бумагу, а потом его читают. Это самый низкий уровень ораторского мастерства. Даже если вам нужно читать свой текст с листа, то всё равно репетируйте своё выступление. Во время репетиции и потом на самом выступлении постоянно отрывайте свои глаза от текста, чтобы посмотреть на слушателей. Во время чтения текста, одна рука держит лист бумаги, а вторая - жестикулирует.

Вы можете написать тезисы или ключевые мысли на картонных карточках. Перелистывая карточки, вы будете менять темы разговора и таким способом ничего не забудете. Обычно с такими карточками выступают ведущие концертов.

Я пользуюсь другим способом. Я рисую комиксы на одном листке бумаги и потом, глядя на них, понимаю, о чем нужно говорить и что важно не упустить в своей речи. Комиксы - это те же тезисы, но только нарисованы символично, в виде простого рисунка.

Ну, а вершина ораторского мастерства - это когда человеку вообще ничего не требуется во время его выступления. Ни бумаг, ни тезисов, ни слайдов. Это высший пилотаж и тот уровень, к которому должен стремиться любой начинающий оратор.

Часы должны стать вашим надёжным помощником во время репетиции. Важно выработать скорость выступления. Затягивать речь нельзя, но и раньше заканчивать тоже не нужно. У публики должно складываться впечатление, что вы можете рассказать ещё много всего интересного, но просто не хватает времени. Вы должны оставлять в сердцах слушателей желание встретиться с вами ещё раз.

Если вы хотите стать непревзойдённым оратором, значит вы должны быть морально готовы к выступлению в любую минуту, и я уверен, что мысли, изложенные в этой книге, обязательно помогут вам.

Когда я провожу тренинги по ораторскому мастерству или индивидуальные консультации, теме спонтанного выступления я уделяю достаточно много времени. Просто представьте, что вы внезапно стали очень известной публичной персоной. К вам внезапно подходит человек с видеокамерой и журналист с микрофоном задаёт провокационный вопрос, к которому вы не готовы. Представили? Перед вами не просто люди с телевидения, перед вами многомиллионная аудитория телезрителей. Поэтому, выступать спонтанно - это особое искусство.

Ну, а теперь скажу главное, что нужно делать во время подготовки к своему выступлению. Вам нужно научиться взращивать в себе состояние уверенности. Публика не воспринимает речь неуверенного в себе оратора. У публики есть жажда видеть перед собой сильного и уверенного в себе человека. Любой публике нужен лидер. Люди подобны большой стае, они неосознанно нуждаются в вожаке.

Уверенность в себе - это тот внутренний стержень, который многие люди ищут годами. На сцене оратору некогда искать уверенность в себе, она должна у него быть. Это обязательное условие для хорошего выступления.

Чтобы выступить незабываемо, нужно знать, когда лучше всего выступать. Об этом поговорим уже в следующей главе.

Мысли на заметку:
1. Никто не любит, когда перед ним наигранно выступают, но все любят, когда с ними говорят по душам.
2. Вы можете подготовить весь свой текст на бумаге, изготовить карточки с тезисами или нарисовать комиксы, но стремиться нужно к тому, чтобы выступать без ничего.
3. Во время своей репетиции пользуйтесь часами. Так вы создадите для себя временные рамки и научитесь чувствовать скорость течения времени.
4. Без уверенности в себе все знания бессмысленны. Если есть уверенность в себе, то знания сами придут.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

  • Экспромт - выступление без подготовки.
  • План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.
  • Текст выступления - текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
  • Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот сов Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и расклассифицировать.

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим разом.

  • Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.
  • Отберите главное и вычеркните второстепенное
  • Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает.

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта.

Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Выступать без конспектов могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать? Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей.

Многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем - перед друзьями.

Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим, значительный навык; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям.

  • Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики».
  • Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи.
  • Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания - мысль о них укрепит вашу уверенность.
  • Не готовьтесь в день выступления.
  • За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.
  • Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.