Детская смертность – тяжелейший недуг России

Основным хадисом по данной теме является высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если были признаки , что ребенок родился живым , то над ним совершается погребальная молитва и на него распространяются права деления наследства, то есть он — наследник . Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» .

Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживаются мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является приведенный достоверный хадис .

Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где сказано, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу . На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.

Однако дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Богу известна истина, подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.

Подводя итог, можно сказать: если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва, младенца заворачивают в полотно и предают земле ; если больше четырех и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается Джаназа-намаз и затем его предают земле .

Моральная сторона вопроса

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально — ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет . Важно услышать и старательно применять следующее наставление пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также передал слова Господа миров : «Если верующий потеряет близкого ему человека [а это в первую очередь дети, покидающие сей бренный мир до кончины родителей] и при этом он [этот верующий и практикующий веру, в том числе в своем отношении к постигающим его горестям] проявит терпение и отдаст произошедшее на волю Творца (отпустит ситуацию, «отвяжет» от своего ума и сердца, пересилит казавшуюся нестерпимой боль утраты, ожидая вознаграждения за проявленное терпение от Господа миров) [сказав, например, что «все мы временны на этой земле, в полной мере находимся во власти Господа и рано или поздно к Нему возвращаемся» ], тому у Меня [в вечности] в качестве воздаяния за такое [благоразумное] отношение [если только покинет он сию бренную обитель верующим, пусть даже имея некоторые грехи] — Рай [вечное пребывание в неописуемой по своей красоте и великолепию райской обители, — однозначно и недвусмысленно говорит Сам Творец всего сущего, Владыка Судного Дня, милость Которого вечна и безгранична]» .

В других достоверных хадисах сказано: «Если у какой-либо из женщин умрут трое детей [покинут сей бренный мир по тем или иным причинам до ее смерти, что явится огромным потрясением и невосполнимой потерей для матери, но она сможет стойко это перенести и согласиться с волей Творца, когда-то даровавшего ей этих детей], тогда станут они защитой для нее от адского наказания [станут весомой причиной для ее беспрепятственного вхождения в райскую обитель]». Одна из присутствовавших при этом женщин спросила: «А если двое?». Пророк ответил: «И двое [также явятся защитой для своей матери от адского наказания]» ;

«Если у мусульманина (мусульманки) умрут трое детей, не достигших совершеннолетия [наступающего с началом периода полового созревания, после чего человек становится уже ответственным пред Богом за свои поступки], то Господь непременно введет этого человека по милости Своей в райскую обитель в вечности» ;

«Кто похоронит троих своих детей [то есть переживет их], тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» . В одном из достоверных хадисов, как было упомянуто ранее, говорится также о двух детях. Есть упоминание и о потере одного .

Часто в состоянии растерянности и горя родители, особенно мать, могут высказать свое негодование Богу за смерть ребенка словами: «Почему Ты столь жесток, почему Ты забрал невинное дитя?!» Слова эти не только ошибочны, но и грешны. Для человека верующего любая ситуация, даже столь тяжелая, — это благо . Постичь проявление бесконечной мудрости Создателя в той или иной ситуации не просто. Сколько людей не могут постичь мудрости и смысла своего временного пребывания на этой земле!

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передал: «Если у человека [у отца, матери при их жизни] умрет ребенок [сколько бы лет ему ни было], Аллах (Бог, Господь) скажет ангелам: «Вы забрали ребенка такого-то человека». Ангелы подтвердят: «Да». Господь продолжит: «Вы забрали «плод его сердца» [забрали у него одно из самого дорогого, что есть на этой земле — его (ее) сына, дочь]». Ангелы подтвердят: «Да». И Господь спросит [зная обо всем и без них, ангелов, но желая задействовать их в качестве свидетелей этого важного вселенского процесса]: «А что сказал человек [отец или мать ребенка после столь тяжелой невосполнимой потери]?» Они ответят: «Он поблагодарил Тебя [Господи, за те годы радости совместной жизни, которые ты им даровал с этим ребенком, и отнесся как к тому, что было дано на время], сказав: «Поистине, мы принадлежим Богу и к Нему [рано или поздно] возвращаемся» . И скажет Аллах (Бог, Господь) [не ограниченный ни местом, ни временем]: «Постройте для этого человека [для этого родителя, матери или отца] дворец в Раю [то есть за такое благодарное отношение человек этот в вечности пребудет в райской обители, окруженный Божественными щедротами и изобилием]. И назовите этот дворец Дворцом благодарности [Богу]» .

Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которым, если правильно поймут испытание Божье, воздастся большим и в этой жизни, и в вечности. Господь миров в Священном Писании предупреждает:

«Возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно — зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в обоих мирах, в земной обители и в вечной]» (см. ).

Известна кораническая история с учителем пророка Моисея, Хызыром , который убил чужого ребенка прямо на глазах Моисея, ввергнув раба Божьего в крайнее негодование. Позже Хызыр пояснил:

«Что же касается того ребенка, то родители его были верующими, и мы [ведомые Божьей волею] побоялись, что он наполнит (заполонит) их жизнь грехом и безбожием (страданиями и неприятностями) [а лишив их его, провели тем самым через непростое испытание, высветив духовную уравновешенность и сдержанность, и, по итогу проявленного ими терпения, дали лучшее]. Господь заменил его (сие дитя) на того, кто чище [душевно] и милосерднее к своим родителям [даровав благополучное завершение следующей беременности и благословение в росте, развитии и становлении нового ребенка]» ().

Даже полное отсутствие возможности проявить чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары будет восполнено в Раю:

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]» ();

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил рассыпанному[прекрасному] жемчугу» ().

Наряду со всем сказанным нужно также не забывать и то, что Всевышний к хорошим людям милостив , плохих же — наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…

Да обережет нас Всевышний от гнева Своего и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего . Аминь.

Вопросы по теме

Все ритуалы погребения необходимо совершить.

Спроса не будет. Он в вечности окажется в райской обители, по милости Творца. Также он значительно поможет своим родителям оказаться в Раю, минуя Ад.

У нас умер ребенок, которому было 3,5 года. Нам сказали, что для ребенка такого возраста поминки делать нельзя и что нельзя также оплакивать, приносить в жертву животное и делать другие ритуалы. Скажите, как правильно поступить? Хочется, чтобы нашему ребенку было от этого хорошо. Мы с мужем сильно скучаем по нему, но находим в себе силы принять волю Всевышнего. Это был наш единственный ребенок, который появился на свет по воле Всевышнего через 13 лет!

Вашему ребенку в любом случае хорошо и в вашей помощи он не нуждается. Он умер, не достигнув совершеннолетия, а потому в вечности его ожидает лишь райская обитель, по милости Творца. Вам за него не стоит беспокоиться.

Ваша с мужем жизнь продолжается, рожайте и воспитывайте еще детей, созидайте, достигайте, преодолевайте, а ребенка отпустите и не печальтесь. Бог дал вам его на время и забрал по наступлении срока его смерти. Правильное отношения к столь тяжелой утрате (спокойное и с умением отпустить) явится прямой причиной вашего с мужем вхождения в Рай.

У меня была беременность сроком в 9 месяцев, которая протекала без патологии. В родовой палате лечащий врач определил, что у ребенка отсутствует сердцебиение, то есть ребенок умер в животе, не родившись. Я хочу узнать, увижу ли я своего ребенка в Судный День и будет ли мне от него заступничество? Айша.

Вы увидите его, и он заступится за вас (аминь) .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу » .

У меня умер новорожденный ребенок. Имею ли я право ходить на кладбище к могилке своего ребенка? Хава.

Да, можете. Но оставайтесь эмоционально сдержанной, ибо все происходит по воле Господа и каждая душа, придя на некоторое время на землю в телесной оболочке, возвращается к Богу.

Родите еще детей, воспитывайте их, будьте счастливы с мужем и детьми! Вы уверовали в Бога и Его заключительного посланника Мухаммада, а потому имеете все возможности стать и оставаться счастливой в этой жизни и иметь перспективу счастья в вечности (с Божественного на то благословения, по милости Творца). Но для этого важно научиться правильно относиться к происходящему с нами и вокруг нас, не опуская рук из-за трагедий, а еще активнее продолжая свое созидательное движение по жизни. Именно через это открываются и благостные перспективы вечности.

Напомню очень важный хадис: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)» .

Уважаемый имам Шамиль, обращаюсь к вам, так как нахожусь сейчас в очень непростой жизненной ситуации. До осени прошлого года я была абсолютно счастливым человеком: я — кандидат экономических наук, работаю в институте. По жизни очень целеустремленный, дисциплинированный, уверенный и достаточно жизнерадостный человек. Работа меня устраивала, и на тот период у меня была самая лучшая дочка семи лет и прекрасный муж, самый лучший, заботливый. Как мне казалось…. Той осенью я случайно узнала, что мой лучший в мире супруг мне изменяет, причем очень серьезно: зимой он собрался даже уходить из семьи. Хотя очень любил нашу дочь (надо сказать, что роды были сложными, но дочка получилась исключительная). Уходить-то он собрался, но все-таки любил нас и делал шаги, чтобы «оставить» себя в семье. И вроде бы к концу января этого года все казалось прекрасным вновь. Но… Я была за рулем, дочь сидела сзади в машине (машина хорошая, «Форд») на самом безопасном месте, за водителем, пристегнутая. Скорость была 30-40 км/час. На гололеде меня выбросило на встречную полосу, и в нас врезалась «Волга». Машине хоть бы что, а у нас дочь погибла практически на месте! Крови не было, никаких внешних повреждений, а разорвалась сонная артерия и все… Я не врач и не поняла, что случилось, думала, что у нее шок, но ее не стало в возрасте 7,5 лет. Когда еще осенью прошлого года я почувствовала, что у нас с супругом проблемы, то предложила ему: давай родим второго ребенка. На что супруг мне отрезал: «Мне от тебя детей не надо». У меня к вам вопрос: почему так произошло? Гибель ребенка — это может быть наказание Аллаха, в том числе и за слова супруга? Мы так ее любили и любим, ну неужели нужно было вот так, на месте моментально погибнуть? Я была у психотерапевтов: один (очень сильный религиозный психотерапевт) посоветовал мне читать намаз, что я и делаю сейчас. Другой, посмотрев на фотографию ребенка, сказал, у нее была депрессия, что она была очень чувствительным ребенком и понимала, что происходило между родителями, сильно переживала. Но зачем так, за что? Я ничем не гневила Аллаха, и моя семья (мои старые родители) тоже. Мы жили нашей дочкой, ее гибель слишком плохо сказалась на здоровье моих близких. Супруг сейчас делает все, чтобы мы жили вместе дальше. Но я не могу понять, зачем нам послано такое испытание. Разве можно через гибель ребенка обучить нас, возможно, в чем-то провинившихся? Э., 36 лет.

Конечно, смерть собственного ребенка трудно пережить и реабилитироваться, но нужно развернуть свое сознание, дабы понять, что во многих жизненных трагедиях заложено для нас целительное лекарство. В Священном Коране не раз упоминается пророк Айюб (библейский Иов), который внезапно потерял всех своих 14 детей, все свое состояние, имущество, хотя был очень набожным и щедрым человеком. И он взмолился Господу, когда уже стал физически немощен от постигшей его вдобавок болезни: «Воистину, меня постигли потери, а Ты — милостивей всех милостивых!» (Св. Коран, 21:83). В следующем аяте Всевышний говорит: «Мы ответили ему. Удалили (сняли) все проблемы (восполнили ущерб), даровали ему детей вдвое больше , и это — милостью от Нас и в назидание для набожных (поклоняющихся Творцу)» (Св. Коран, 21:84). Назидание же заключается в том, чтобы (1) никогда не терять надежду на прощение Господа (ради мольбы о котором нет необходимости грешить, а должно быть желание и стремление самосовершенствоваться), (2) не отчаиваться в Его милости, живя при этом не в ожидании, чтобы тебя пожалели или тебе помогли, а активно, несмотря ни на что, преодолевая на первый взгляд непреодолимое, повернувшись при этом к Богу лицом, а не спиною (образно говоря, ведь фактические и практические формы этого состояния души могут быть разными).

А в трудные моменты вспоминайте, что у других людей в жизни случаются еще более горестные события, например, когда в аварии родители теряют двух, порой даже трех своих детей. Представьте, какое это для них горе! Но жизнь продолжается, и время, дарованное нам Богом, идет. Поэтому тратьте его на благо, оставьте прошлое, которого не вернуть. Думайте больше о будущем, созидайте его (вместе со своим мужем).

Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.]. С. 60, хадис № 152.

В арабско-русском словаре Х. К. Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «Истихляль новорожденного ребенка — это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.

Ребенок родился живым и сразу умер, но в промежутке между началом пятого месяца беременности матери и до смерти ребенка кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства в соответствии с положениями шариата часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными в соответствии с канонами деления наследства.

Св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др. С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1508, «сахих»; там же. С. 300, хадисы № 2750 и 2751; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу аррая ли ахадис аль-хидая. Т. 2. С. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95 и др.

См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 35; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 93, 94.

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и предать земле. Погребальная молитва над ним не совершается. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1533.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532-1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.

В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Не молите Аллаха (Бога, Господа) против самих себя! Не накликайте на себя, своих детей и имущество беды (несчастья)! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба (прошение) принимаются, и произойдет то, о чем вы молили (просили)». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1204, хадис № 74-(3009); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 31; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1532, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 358, хадис № 14-(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

Такого рода повествования называются хадисами-кудси, то есть это слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

Подстрочный перевод звучит так: «Если Я [говорит Господь миров] заберу его близкого [человека, с которым у него самые что ни на есть добрые, искренние, бескорыстные отношения; его ребенка, брата, сестру] у него [у верующего, а жизнь его на земле будет продолжаться еще, возможно, несколько десятилетий]…».

В высоком понимании этого слова.

См.: Св. Коран, 2:155-157.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2018, хадис № 6424; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 290, хадис № 6424 и комментарий к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 55, хадис № 8/32.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1249; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 179, хадис № 2989, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 152-(2633); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 629, хадис № 3/954.

Есть похожий хадис от Абу Хурайры в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 151-(2632).

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1248.

Также похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 375, хадис № 1251; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 150-(2632).

Хадис от Василя; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 329, хадис № 1062; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 189, хадис № 1061, «да‘иф». Отмечу, что у данного хадиса низкая степень достоверности.

Однако упоминание об одном ребенке есть и в других хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 153, 154. К тому же приведенный ранее хадис, где говорится о потере близкого человека, очень достоверен и прямо указывает на то, что при потере и одного ребенка родителей, мудро и с терпением отнесшихся к этому, также ждет райская обитель в вечности.

«Я восхищаюсь верующим: что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность — не говоря уже о трагедиях и несчастьях — воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

В оригинале это звучит так: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун».

В Священном Коране сказано: «Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].

Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Господу [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше.]

Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155-157).

Хадис от Абу Мусы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 318, хадис № 1022, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 612, хадис № 3/922; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 854, «хасан».

В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея некоторое время был именно Хызыр (более правильно — Хыдр). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы пророка Мухаммада. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 310.

Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время — психически болен и нуждается в принудительном лечении, подобно одному из героев фильма «Код да Винчи» (2006 г.), объявившему себя вершителем Божьей воли, а в итоге понявшему, что оказался игрушкой в цепких руках Дьявола.

Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношению к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то — как в этой жизни, так и в вечности.

В Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести — это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия — а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они — обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 156.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1-(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

При подстрочном переводе хадис звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.

Подробнее о пророке Айюбе также см.: Св. Коран, 38:41-44.

В России среди детей старше года значительную долю смертности составляет гибель от внешних причин. По данным Росстата, треть детей погибает в результате дорожно-транспортных происшествий, убийств и несчастных случаев. По статистике основными причинами детской смертности из этой категории являются ДТП и . Наиболее распространенными заболеваниями, являющихся причиной детской смертности, являются болезни органов дыхания, инфекционные заболевания и новообразования.

К сожалению, данные Росстата не дают конкретной информации по фактам смерти детей старше года. Более подробные сведения даются по младенческой смертности с указанием причин смерти. Однако и эти показатели не всегда конкретизируются. Например, внешние причины смертности « » и «несчастный случай» не разделены на разные категории.

В сборниках «Дети России 2009» и «Молодежь России 2010» публикуются данные только за последние 3 года, что не позволяет отследить изменения в полной мере. Кроме того, в сборнике «Дети России» показатели смертности от внешних причин приведены по детям в возрасте от 0 до 14 лет, объединенных в одну группу. Такие данные дают размытую картину по данной проблеме, т.к. причины смертности и детей возрастом более года существенно различаются. Данные же о смертности практически отсутствуют. В сборнике «Молодежь России» представлены показатели смертности по некоторым внешним причинам для детей 15-17 лет.

Более полная информация представлена в европейской базе данных, в которой используется подробная разбивка причин смертности. Россия также предоставляет в европейскую базу свои данные, правда, в сокращенном варианте. Показатели подробной европейской базы данных используются всемирной организацией здравоохранения. По оценкам ВОЗ, уровень детской смертности от внешних факторов в России наиболее высокий в мире наряду с Молдавией и Казахстаном.

Младенческая смертность

Уровень младенческой смертности является важным показателем социально-экономического благополучия государства. Высокий показатель смертности среди говорит о низком уровне медицины, в том числе о плохом здоровье рожениц. Основными причинами смертности в первом году жизни являются удушье и кислородное голодание, врожденные аномалии развития и болезни органов дыхания.

В России более трети роддомов и детских медицинских учреждений нуждаются в капитальном ремонте и в оснащении современным медицинским оборудованием. Часто причиной смертности новорожденных является неквалифицированная медицинская помощь и невнимание медперсонала родильных домов как следствие низкой заработной платы медработников.

Показатели детской смертности характеризуют не только состояние здоровья детского населения, но и уровень социально-экономического благополучия общества в целом. Правильный и своевременный анализ детской смертности позволяет разработать ряд конкретных мер по улучшению здоровья беременных и детей, оценить эффективность проводимых профилактических мероприятий, работу местных органов управления здравоохранением по охране материнства и детства.

Детская смертность имеет сложную структуру, которая определяется в основном причинами смерти и возрастом умерших детей. В статистике детской смертности принято выделять следующие группы показателей:

  • показатели смертности детей на 1-м году жизни (младенческая смертность);
  • показатели смертности детей в возрасте от 1 года до 17 лет включительно.

Младенческая смертность, являясь важнейшей составляющей детской смертности, в свою очередь характеризуется целым рядом показателей, которые в общем виде представлены коэффициентом младенческой смертности.

В классическом варианте коэффициент младенческой смертности рассчитывается как отношение числа детей, умерших в течение года, на 1-м году жизни к числу родившихся живыми в данном календарном году.

Однако среди детей, умерших в течение года в возрасте до 1 года, есть родившиеся как в прошлом календарном году, так и в данном. Поэтому соотносить умерших с родившимися только в данном календарном году неверно. Применение данного способа возможно лишь в том случае, когда число родившихся в отчетном и прошлом годах одинаково, что на практике встречается крайне редко.

В настоящее время для расчета коэффициента младенческой смертности используется рекомендованная ВОЗ формула Ратса. В этой формуле используется допущение, что среди детей, умерших в возрасте до 1 года в данном календарном году, приблизительно 1/3 родилась в предыдущем году.

Другая формула расчета коэффициента младенческой смертности предложена М.X. Вахитовым и В.Ю. Альбицким, согласно которой число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни, делится на сумму, составляющую 4/5 родившихся живыми в данном году и 1/5 родившихся живыми в предыдущем году.

Более универсальным является способ расчета коэффициента младенческой смертности С.А. Новосельского. Он складывается из двух этапов:

Другим методом определения коэффициента младенческой смертности за календарный год является расчет по формуле Бекка:

где Д - коэффициент младенческой смертности за календарный год;
N 0 - число родившихся живыми в данном году;
M 0 - число детей в возрасте 0-1 год, умерших в данном году из родившихся в том же году;
N 1 - число детей, родившихся живыми в предыдущем году;
M 1 - число детей, умерших в предыдущем году, из родившихся в том же году;
M 2 - число детей, умерших в данном году, из родившихся в предыдущем году.

В зависимости от числа дней, прожитых детьми, умершими на 1-м году жизни, рассчитываются следующие специальные коэффициенты младенческой смертности:

  • ранняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 0-6 сут, т. е. в первые 168 ч жизни);
  • поздняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 7-28 сут жизни);
  • неонатальная смертность (смертность детей в первые 28 сут жизни);
  • постнеонатальная смертность (смертность детей в возрасте с 29-го дня жизни до 1 года).

Для разработки мероприятий социально-экономического и медико-организационного характера очень важен анализ структуры младенческой смертности по причинам и полу, а также ее сезонные колебания. В структуре младенческой смертности по Российской Федерации в 2003 г. первые три места занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (45,7 %), врожденные аномалии и пороки развития (24,3 %), болезни органов дыхания (8,5 %).

Другими причинами, влияющими на уровень младенческой смертности, являются пол ребенка, возраст матери в момент рождения ребенка, порядковый номер рождения и величина интервала между данными родами и предшествовавшими (интергенетический интервал).

Влияние возраста матери на уровень младенческой смертности выражается в том, что наибольшая младенческая смертность наблюдается у очень молодых (до 20 лет) матерей.

Смертность детей, рожденных женщинами старше 40 лет, несколькo увеличивается, но до самого конца детородного периода она не достигает такого уровня, как у матерей моложе 20 лет.

В значительной степени на уровень младенческой смертности влияет порядковый номер рождения ребенка. Смертность первенцев выше смертности последующих детей. Вероятность смерти последующих детей снижается с увеличением порядкового номера рождения вплоть до 7-8-го ребенка, после чего она постепенно возрастает, что можно объяснить физиологическими особенностями женщины старших возрастов.

Наконец, влияние последнего из данной группы фактора - величины интервала между двумя последующими родами - выражается в том, что наибольшая смертность наблюдается среди детей, рожденных с интервалами в пределах года после предшествующих родов. С увеличением интервала снижается и вероятность смерти последующих детей на первом году жизни.

Наиболее благоприятным интервалом между двумя родами следует признать интервал в 2-3 года. Меньший интервал обусловливает большую вероятность смерти новорожденного, а больший - приведет к тому, что дети высоких порядковых номеров рождения будут рождаться у пожилых матерей, что также является не вполне благоприятным фактором.

Для оценки влияния плодовитости женщин на младенческую смертность И.П. Катковой предложен показатель интенсивности потерь детей на 1-м году жизни, который рассчитывается как отношение числа детей, умерших на 1-м году жизни за год, к числу женщин репродуктивного возраста (15-49 лет).

Каждый случай смерти ребенка на 1-м году жизни должен подвергаться медицинской экспертизе. Для этого собираются медицинские документы на одно лицо (умершего) и проводится детальный анализ причин смерти. Таким образом, ретроспективно анализируются упущенные возможности предотвращения этого случая смерти.

Наряду со статистическими методами получения и анализа показателей используются анамнестические данные, метод экспертных оценок, направленных интервью, анализ когорт, эпидемиологические методы изучения причин смерти и влияющих факторов. Все эти методические приемы направлены на определение и оценку уровней смертности, оценку ситуации, выяснение причин, определяющих величину показателей и позволяющих целенаправленно и обоснованно разрабатывать управленческие решения.

Название показателя Способ вычисления Исходные формы стат. документов
Коэффициент младенческой смертности = Число детей, умерших в течение года, на 1-м году жизни х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
Число родившихся живыми в данном календарном году
Коэффициент младенческой смертности (формула Ратса) = х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году
Коэффициент младенческой смертности (Вахитов - Альбицкий) = Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
4/5 родившихся живыми в данном году + 1/5 родившихся живыми в предыдущем году
Ранняя неонатальная смертность (смертность детей на первой неделе жизни) = Число детей, умерших в возрасте 0-6 дней (168 ч) x 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
Число родившихся живыми
Поздняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 7-28 сут жизни) = Число детей, умерших в возрасте 7-28 дней х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
ф.106-2/у-08
Число родившихся живыми - Число детей, умерших на 1-й неделе жизни
Неонатальная смертность (смертность детей в первые 28 сут жизни) = Число детей, умерших в первые 28 дней х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
Число родившихся живыми
Постнеонатальная смертность (смертность детей в возрасте от 29 дней до 1 года) = Число детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
ф.106-2/у-08
Число родившихся - Число умерших в первые 28 дней жизни
Повозрастной коэффициент рождаемости по порядку рождения = Число рождений i-й очередности у женщин определенной возрастной группы х 1000 ф. 103/у-08
ф. 106/у-08
Численность женщин этой возрастной группы
Коэффициент младенческой смертности по причинам = Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни от i-и причины х 1000

Наряду с общим коэффициентом смертности большое значение имеют учет и анализ материнской смертности. Из-за невысокого уровня она не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию в целом, однако является одной из основных характеристик в оценке качества работы службы родовспоможения.

Материнская смертность - показатель, характеризующий число женщин, умерших в период беременности независимо от продолжительности и локализации, или в течение 42 сут после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или внезапно возникшей причины, соотнесенное с числом живорожденных.

Случаи материнской смертности подразделяют на две группы:

1) случаи смерти, непосредственно связанные с акушерскими причинами (смерть в результате осложненного течения беременности, родов и послеродового периода, а также диагностических вмешательств и неправильного лечения);

2) случаи смерти, косвенно связанные с акушерскими причинами (смерть в результате имевшегося ранее или развившегося в период беременности заболевания вне связи с непосредственной акушерской причиной, но отягощенного физиологическим воздействием беременности).

Показатель материнской смертности рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 22,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми.

Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности, акушерской экстрагенитальной патологии в течение всего периода гестации), а также рожениц и родильниц в течение 42 сут после окончания беременности.

Детская смертность является важнейшей группой показателей, во многом определяющих демографическую ситуацию в стране.

Показатели детской смертности характеризуют не только состояние здоровья, но и уровень социально-экономического благополучия, степень цивилизованности общества в целом. Правильный и своевременный анализ детской смертности позволяет разработать ряд конкретных мер по снижению заболеваемости и смертности детей, оценить эффективность проводимых мероприятий, охарактеризовать работу по охране материнства и детства в целом.

Детская смертность имеет сложную структуру, включающую ряд специальных показателей, которые имеют свои особенности расчета. Каждый из этих показателей характеризует смертность в определенный период жизни детей.

В статистике детской смертности выделяют ряд показателей:

1) показатели (коэффициенты) младенческой смертности:

Младенческая смертность (смертность на 1-м году жизни);

Ранняя неонатальная смертность (смертность детей в первые 7 сут, т.е. 168 ч жизни);

Поздняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 8-28 сут жизни);

Неонатальная смертность (смертность детей в первые 28 сут жизни);

Постнеонатальная смертность (смертность детей в возрасте с 29-го дня жизни до 1 года);

2) коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет;

3) коэффициент детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет включительно.

Для расчета коэффициента младенческой смертности существует ряд различных способов. Самым простым из них считают расчет по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 8,1%.

Вместе с тем среди детей, умерших в течение года в возрасте до 1 года, есть родившиеся как в прошлом календарном году, так и в текущем, и соотносить умерших только с родившимися в этом

году некорректно. Применение данного способа возможно лишь в том случае, когда число родившихся в отчетном и прошлом году одинаково, что в реальной жизни практически не встречается.

ВОЗ для расчета коэффициента младенческой смертности рекомендована формула Ратса, в которой используется допущение, что среди детей, умерших в возрасте до 1 года в данном календарном году, приблизительно 1/3 родились в предыдущем году:

Применение данной формулы корректно в том случае, если среди умерших детей соотношение родившихся в данном и предыдущем году остается неизменным, однако эта пропорция на практике может меняться (например, 1/5 и 4/5, 1/4 и 3/4 и т.д.). В таких случаях более приемлем способ пропорционального деления. Он складывается из двух этапов.

Первый этап: число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни, принимают за 100%, из них:

Родившиеся в данном календарном году принимаются за х%;

Родившиеся в предыдущем календарном году принимаются за х 2 %. Второй этап: в знаменателе берут не конкретный, заранее определенный коэффициент (1/5, 1/3 и т.д.), а процент от числа родившихся, который был определен на первом этапе. В данном случае формула младенческой смертности будет выглядеть следующим образом:

Коэффициент ранней неонатальной смертности рассчитывают по формуле:

Коэффициент поздней неонатальной смертности рассчитывают по формуле:

Коэффициент неонатальной смертности рассчитывают по формуле:

Коэффициента постнеонатальной смертности рассчитывают по формуле:

В педиатрической практике коэффициенты поздней неонатальной и постнеонатальной смертности рассчитывают по формулам:

Помимо коэффициента младенческой смертности в международной практике принято рассчитывать коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет. Этот показатель выбран Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в качестве индикатора благополучия детского населения в различных государствах. Его рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 10,1%о.

Для оценки состояния здоровья детского населения важное значение имеет коэффициент детской смертности, который рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 0,98%.

Перинатальная смертность. С 1963 г. в статистику здоровья населения и практику здравоохранения введен термин«перинатальный период». Всемирная ассамблея здравоохранения определила перинатальный период как период, который начинается с 22-й полной недели (154-го дня) внутриутробной жизни плода (в это время в норме масса его тела составляет 500 г) и заканчивается спустя 7 полных дней (168 ч) жизни после рождения.

Перинатальный период включает в себя 3 периода: антенатальный (с 22-й недели беременности до родов), интранатальный (период родов) и постнатальный (первые 168 ч жизни). Постнатальный период соответствует раннему неонатальному периоду. Каждому периоду соответствует свой показатель смертности. Следует подчеркнуть, что перинатальная смертность не является составной частью младенческой смертности; в последнюю входит лишь одна составляющая перинатальной смертности - постнатальная (ранняя неонатальная) смертность.

Коэффициент перинатальной смертности рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 7,8%0.

Постнатальную смертность рассчитывают по той же формуле, что и раннюю неонатальную смертность. Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость, которую рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 4,7%0.

Для регистрации смерти ребенка (плода) в перинатальном периоде заполняется «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» (ф. 106-2/у-08). Выделяют две группы причин перинатальной смертности:

Причины, при которых к гибели ребенка (плода) привели заболевания или состояния матери или последа, патология беременности, родов;

Причины, связанные с заболеванием и/или состоянием самого ребенка (плода).

Раздельное изучение смертности в перинатальном периоде и на 1-м году жизни не позволяет получить полную картину потерь всех жизнеспособных детей. В этой связи ВОЗ было введено понятие «фетоинфантильные потери» (ФИП) . Показатель ФИП включает мертворождаемость и смертность детей на 1-м году жизни.

Коэффициент ФИП рассчитывают по формуле:

Этот показатель в 2009 г. в Российской Федерации составил 12,8%0.

Как и другие демографические показатели, младенческая смертность может выражаться как в абсолютных, так и в относительных терминах. Относительный показатель, или коэффициент младенческой смертности выражается обычно в промилле (‰) и обозначает количество детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 новорожденных за один год.

Суммарным показателем младенческой смертности является общий годовой показатель. При его расчете в качестве явления берутся все дети, умершие в течение года в возрасте до 1 года, а в качестве среды - все дети, родившиеся живыми.

Однако в связи с тем, что ребенок может родиться в одном календарном году, а умереть в другом календарном году, с определением среды возникают некоторые сложности, поэтому для расчета данного показателя существует ряд различных способов:

1). Коэффициент младенческой смертности

Х 1000

Число родившихся живыми в данном году

2). Коэффициент младенческой смертности (Формула Ратса):

В настоящее время для расчета коэффициента младенческой смертности используется рекомендованная ВОЗ формула Ратса.

В этой формуле используется допущение, что среди детей, умерших в возрасте до 1 года в данном календарном году, приблизительно 1/3 родилась в предыдущем году.

Жизни

(2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся

живыми в предыдущем году)

3). Коэффициент младенческой смертности (Вахитов - Альбицкий)

Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни

4/5 родившихся живыми в данном году +1/5 родившихся

живыми в предыдущем году

4). Коэффициент младенческой смертности (формула Бека)

где Д - коэффициент младенческой смертности за календарный год;

N0 - число родившихся живыми в данном году; M0 - число детей в возрасте 0-1 год, умерших в данном году из родившихся в том же году;

N1 - число детей, родившихся живыми в предыдущем году; M1 - число детей, умерших в предыдущем году, из родившихся в том же году; M2 - число детей, умерших в данном году, из родившихся в предыдущем году.

Cпециальные коэффициенты младенческой смертности:

В зависимости от числа дней, прожитых детьми, умершими на 1-м году жизни, рассчитываются следующие специальные коэффициенты младенческой смертности:

· ранняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 0-6 сут, т.е. в первые 168 ч жизни).

Число детей, умерших в возрасте 0-6 дней (168 ч)

X 1000

Число родившихся живыми

· поздняя неонатальная смертность (смертность детей в возрасте 7-28 сут жизни);

Число детей, умерших в возрасте 7-28 дней

Х 1000

(Число родившихся живыми) - (Число детей, умерших

на 1-й неделе жизни)

· неонатальная смертность (смертность детей в первые 28 сут жизни);

Число детей, умерших в первые 28 дней

Х 1000

Число родившихся живыми

· постнеонатальная смертность (смертность детей в возрасте с 29-го дня жизни до 1 года).

Число детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года

Х 1000

Число родившихся - Число умерших в первые 28 дней жизни

Другими причинами, влияющими на уровень младенческой смертности, являются пол ребенка, возраст матери в момент рождения ребенка, порядковый номер рождения и величина интервала между данными родами и предшествовавшими (интергенетический интервал).

1). Повозрастной коэффициент рождаемости по порядку рождения

Число рождений i-й очередности у женщин определенной

возрастной группы

Х 1000

Численность женщин этой возрастной группы

2). Коэффициент младенческой смертности по причинам

Число детей, умерших в течение года на 1-м году

жизни от i-и причины

Х 1000

2/3 родившихся живыми в данном году +

1/3 родившихся живыми в предыдущем году

3). Структура младенческой смертности по причинам

Число детей, умерших в течение года на 1-м году

жизни от i-и причины

Х 100

4). Структура младенческой смертности по полу

Число детей определенного пола, умерших в течение года

на 1-м году жизни

Х 100

Общее число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни

5). Сезонный коэффициент младенческой смертности

Число детей, умерших за данный месяц в возрасте до 1 года

Х 1000

Среднемесячное число родившихся за период, включающий

данный месяц и 12 предыдущих месяцев

6). Показатель интенсивности потерь детей на первом году жизни

Число детей, умерших на 1 году жизни за год

Х 1000

Число женщин в возрасте 15 - 49 лет