Протекционизм политика царизма в. Политика протекционизма. К мерам государственного протекционизма относится что

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом, а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.

Введение

Что лучше - протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были, тем не менее, страстными поборниками протекционизма -- системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции.

Цель работы - рассмотрение современных протекционистских и фритредерских инструментов и методов, преимуществ и недостатков, а так же рассмотрение сравнительной характеристики данных течений.

Протекционистская политика

Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (они применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

Импортные

Транзитные

II. По способу взимания:

Адвалорные (в процентах от цены товара);

Специфические (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);

Смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: протекционистская - функция импортных пошлин; фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Демпинг - нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант - продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает:

Спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам;

Умышленный демпинг - снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов;

Постоянный демпинг;

Взаимный демпинг - когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики. Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет.

Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

"Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта

2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в., на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Гарри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Фритредерство (свободная торговля) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Одной из ранних теорий торговли был меркантилизм, возникший в Европе в XVI веке. В XVIII веке протекционизм был подвергнут резкой критике в трудах Адама Смита, учение которого можно считать теоретической основой свободной торговли. В XIX веке взгляды Смита получили более полное развитие в трудах Давида Рикардо.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая в XVIII веке необходимость сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а также для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

Основные виды протекционизма:

1.Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
2.Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
3.Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
4.Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи не таможенных методов;
5.Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний.

Развитие протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1860-1870-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;
2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;
3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;
4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;
5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины. По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т.е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Протекционизм в России

Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.

Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.
Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство предпринимателям и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменить политику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных предметов торговли. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской Федерации. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.

Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной продаже на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Российскую Федерацию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных предметов торговли. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные налоги. Однако уже в 1822 году император должен был вернуться к политике покровительства, которую продолжил и его брат, Николай I.

Оба брата, и Александр, и Николай, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и торговли советников. С 1829 года регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки. Там были представлены лучшие отечественные товары. Николай лично встречался с участниками этих мероприятий, стараясь учесть их мнение при разработке внутренней и внешней политики.
Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами - от Александра I до Николая II - были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России. И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских предпринимателей.

Особой заботой в Императорской Российской Федерации была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые займа. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.
При зримой поддержке государства частные организации в эпоху Александра II покрыли европейскую Российскую Федерацию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили в строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.

Самодержавие стремилось регулировать не только взаимоотношения между предпринимателями и работниками, но и другие важные сферы деятельности компаний. Например, приобретение ими недвижимого имущества. Да и само учреждение любого акционерного общества (АО) согласно закону 1836 года требовало специального правительственного разрешения (путем утверждения устава).
Особенно строго контролировалась добыча полезных ископаемых («горная промышленность»). Эта отрасль народного хозяйства находилась в ведении Горного департамента и регламентировалась Горным уставом.

В начале ХХ века в жизнь начало входить первое купеческое поколение, окончившее гимназии и высшие учебные заведения. А среди учащихся там господствовали оппозиционные настроения. Поэтому купеческий отпрыск, получив высшее образование, нередко усваивал нетипичное для своих отцов и дедов скептически-враждебное отношение к властям и сочувственное - к противникам самодержавия.

Бурный 1905 год отрезвил большинство деловых людей. Они оценили тот факт, что Самодержавие, борясь с революцией, сумело защитить их собственность и безопасность. Это обусловило лояльность большей части буржуазии по отношению к государству в 1905–1909 годах.

Однако эксцессы революции постепенно забывались, а плотный контроль властей в хозяйственной сфере все более раздражал. Перестала устраивать буржуазию и финансовая политика правительства.
Впрочем, роптали на власть преимущественно представители горной и легкой промышленности. Капитаны тяжелой индустрии, как правило, проявляли лояльность к самодержавию, в том числе в последние годы его существования (время Первой мировой войны).
Не удивительно. Тяжелая промышленность всегда находилась в привилегированном положении, а в годы Мировой войны особенно. Естественно, в этот период предприятия тяжелой промышленности были загружены казенными заказами. Кроме того, они имели первоочередной доступ к энергоресурсам, а их работники получили броню от призыва на фронт.

Совсем другое дело горнопромышленники (прежде всего производители топлива). Над ними после начала Первой мировой войны постоянно висел дамоклов меч правительственных реквизиций и казенного распределения их продукции.

В незавидном положении в первый военный год оказалась и легкая промышленность. Из-за противодействия правительства предприниматели, работавшие на «гражданский рынок», не получали в достаточном объеме ни доступа к производственным ресурсам (топливо, сырье, которые шли на государственные военные нужды), ни к военным заказам. Кроме того, большие убытки промышленникам терпели из-за призыва своих рабочих в армию. Все это способствовало росту оппозиционных настроений среди капитанов легкой промышленности (преимущественно старообрядцев во главе с П.П. Рябушинским).

В конце мая 1915 г. газета Рябушинского «Утро Российской Федерации» выдвинула лозунг «мобилизации промышленности» (фактически - перевод всех предприятий в разряд оборонных). Это означало, что рабочие будут прикреплены к своим заводам (иными словами, избегнут отправки на фронт), а предприниматели получат военные заказы и благоприятные условия для их выполнения
Царское правительство пошло навстречу деловому сообществу. Инициатива Рябушинского о «мобилизации промышленности» воплотилась в виде создания «военно-промышленных комитетов». Это были не-правительственные компании, находившиеся под контролем капиталистов. Они распределяли между частными предприятиями заказы военного ведомства.
Для королей тяжелой индустрии разрыв с государством был гибелен. Поэтому они не только не присоединились к врагам режима, но создали свою собственную фирму, лояльную власти. В феврале 1916 г. они созвали I съезд представителей металлообрабатывающей промышленности, председателем Совета которого был избран правый октябрист А.Д. Протопопов. Вскоре он был приближен к царской семье, а в сентябре 1916 назначен управляющим МВД.

Что касается горнопромышленников, то они в 1916 году заняли нейтральную позицию. Они не делали громких заявлений и демонстративно чурались политики.

Ну, а московские капитаны легкой промышленности в 1916 году стали формировать предпринимательское объединение предприятий оппозиционного характера. Во второй половине марта 1916 года фабриканты П.П. Рябушинский и А.И. Коновалов начали рассылку писем на имя крупных капиталистов из разных городов с приглашением присоединиться к учреждаемому ими «торгово-промышленному обществу».

Каждое государство, которое хочет существовать, должно заботиться об экономической составляющей жизни. Одним из самых важных механизмов является протекционизм.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство государства, которое проявляется в том, что внутренний рынок своей страны ограждается от импорта в него иностранных товаров. Также проводится поощрение экспорта путём увеличения конкурентоспособности продукции на внешних рынках. При грамотной политике это выливается в экономический рост.

Но имеет и негатив государственный протекционизм. Его значение в экономике может поменяться на диаметрально противоположное, если бесцеремонно тянуть одеяло на себя, поскольку это вызовет ответные действия со стороны других стран.

Зачем проводится политика протекционизма?

Её задачей является стимулирование развития национальной экономики, а также защита от иностранной конкуренции с помощью нетарифных методов. При усилении процесса мировой глобализации чрезвычайно важной является выработка адекватной политики протекционизма, чтобы увеличить на внутреннем и внешнем рынке. При активных и рациональных действиях государственная политика протекционизма для предприятия позволит эффективно и быстро им адаптироваться к меняющимся условиям развития экономики мира.

Что нам говорит история?

В разные периоды государственные образования постоянно меняли свои направления экономической политики. Они двигались то к то к протекционизму. Правда, ни одна государственная никогда нигде так и не приняла радикальную форму. Так, для абсолютно необходимо чтобы существовало движение товаров, технологий, капитала и труда без каких-либо ограничений. А такое положение дел имеет свои нюансы, из-за которых ничего подобного организовано не было. Поэтому абсолютный государственный протекционизм - это что-то из области фантастики. Сейчас любое правительство регулирует оборот ресурсов в своей стране. Несмотря на то что массовым является декларирование открытости экономики, по сути, так прикрывают довольно хитрый протекционизм государственных экономических интересов.

Дилемма

Значительной теоретической задачей является выбор: что же лучше - протекционизм или свобода торговли. Так, преимущества первого в том, что он позволяет развивать национальную промышленность. Свобода торговли может похвастаться тем, что сравниваются национальные издержки с международными. И конца краю не видно дискуссии про то, что же лучше.

Если рассматривать развитие этой дилеммы, то стоит заметить, что до начала 70-х годов прошлого века страны мира постепенно переходили на поддержку свободы торговли и усиливали либерализацию. Но с того момента фиксируется обратная тенденция. Так, государства отгораживаются от других с помощью изощренных тарифов и различных барьеров, защищая свою экономику от иностранной конкуренции.

Виды защиты

Что же в качестве цели перед собой ставят различные государства, обращаясь в сторону протекционизма? Об особенностях позволяют судить виды защиты. Всего их выделяют два:

  1. Постоянная защита. Используется для огораживания от иностранной конкуренции отраслей, что имеют стратегическое значение для отечественной экономики (сельское хозяйство, военная промышленность), имеет значительную важность в критических ситуациях (например, война).
  2. Временная защита. Используется для того, чтобы огородить отрасти, что были недавно созданы, пока они не станут настолько стабильны, что смогут успешно конкурировать с аналогичными сферами других государств.

Также могут быть приняты соответствующие меры, если торговые партнеры ввели определённые протекционистские ограничения со своей стороны. Явный государственный протекционизм - это такая мера, которая почти всегда влечёт за собой ответную реакцию. Своеобразным выходом может стать пропаганда покупать отечественную продукцию без активации каких-то ограничений.

Формы протекционизма

В каком виде он может существовать? Выделяют четыре формы:

  1. Селективный протекционизм. Подразумевает защиту от конкретного товара/государства.
  2. Отраслевой протекционизм. Сюда относят защиту определённой сферы экономической жизни (к примеру, сельской хозяйство).
  3. Коллективный протекционизм. Под этим понимают взаимную защиту нескольких стран, что объединились в союз.
  4. Скрытый протекционизм. Под ним понимают защиту, во время которой используют не таможенные методы, в том числе и те, что стимулируют отечественного производителя.

Современный протекционизм

Под ним подразумевают нетарифные и таможенно-тарифные ограничения. Основной задачей правительства в сфере международной торговли является помощь экспортерам в продаже продукции на внешних рынках путём увеличения их конкурентоспособности, а также ограничение импорта с использованием средств уменьшения привлекательности зарубежных товаров на территории страны. При этом большая часть методов регулирования занимается тем, что регулирует импорт. Остальные форсируют экспорт.

Говоря про тарифные ограничения, следует сказать, что существуют только и квоты. Это всё, что к мерам государственного протекционизма относится и никем не прячется. Все они ориентированы на то, чтобы регулировать импорт. Но к мерам государственного протекционизма относится и нетарифное ограничение. Под ним понимают квотирование, лицензирование, государственные закупки, различные требования по присутствию местных компонентов, технические сборы, налоги и сборы для нерезидентов, демпинг, субсидирование и кредитование экспорта. Это под собой подразумевают меры государственного протекционизма. Относится к ним и ещё ряд меньших по важности составляющих, но ввиду редкости применения и специфичности, они будут опущены в рамках данной статьи. Кстати, можно сказать, что к мерам государственного протекционизма относится и введение санкций по отношению к другим странам. Но это специфический вопрос, единого мнения по которому пока нет.

Государственный протекционизм в России: текущее положение дел и перспективы развития

По таможенно-тарифному регулированию следует отметить, что осуществляется внедрение новых технологий, что позволяют совершать улучшенное администрирование и отслеживание положения дел. На нетарифном поле происходит расширение использования специфичных методов в рамках управления. При этом существует ориентация на экспорт высокотехнологичных услуг, товаров и технологий.

В долгосрочной перспективе важным является инновационное развитие. Особенно его значение растёт при постепенном исчерпании потенциала эффективности других факторов. должна предполагать создание условий, при которых будет расти развивающаяся активность и доля инвестиций, что направлена на внедрение продуктов и технологических процессов нового качества. В конечном результате это будет иметь исключительное значение в вопросе повышение качества жизни населения.

Важной для удовлетворения потребностей людей является поддержка малого и среднего бизнеса. Здесь можно работать на снижение количества административных барьеров, упрощение документальных процессов (регистрация и закрытие предприятия), сокращения перечня видов деятельности, что требуют лицензии. В конечном итоге, необходимо стремится формировать инвестиционно-привлекательную среду. Не в последнюю очередь путём снижения совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Пока же нельзя сказать, что этот аспект к мерам государственного протекционизма относится.