Понятие внешнего долга. Что такое государственный долг

Государственный долг (national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, и долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством () по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Государственный долг — это общая сумма, на определенный момент времени, непогашенных займов, полученных государством для финансирования и другие определенные законодательством цели, невыплаченных процентов за обслуживание этих займов, а также предоставленных гарантий по обязательствам других государственных структур.

Законодательством детализировано цели, на которые можно заимствовать, следовательно, государственный внешний долг формируют:

  • займы на финансирование государственного бюджета (преимущественно средства, одолженные у международных финансовых организаций) и погашение внешнего государственного долга;
  • займы на поддержание стабильности национальной валюты (пополнение );
  • займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов национального значения;
  • гарантии иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
  • государственные гарантии, предоставляемые Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

Неэффективное использование привлеченных займов может привести к росту объема государственного долга. Во многих странах в бюджетном законодательстве определена предельная граница величины государственного долга, достижение которой сигнализирует об опасности для всей сферы государственных финансов.

Внешний государственный долг — совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

По валюте привлечения государственный долг делится на долг в национальной и иностранной валюте.

Государственный долг в иностранной валюте возникает в результате осуществления непосредственного заимствования средств у правительств зарубежных стран, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, а также размещения государственных долговых обязательств на международных рынках капиталов. Общий объем внешнего долга оценивается в долларах США. Внутренний долг преимущественно оценивается в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, оцененные в гривне, и размещаются на внутреннем фондовом рынке.

По сроку выплат государственный долг разделяют на капитальный , который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, и текущий , который формирует платежи по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном (текущем) периоде.

Инструментами оформления долговых обязательств сектора государственного управления могут быть:

  1. Долговые ценные бумаги — , которые свидетельствуют, что данная институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть урегулированы путем выплаты денежных средств, предоставления другого финансового инструмента или любого другого объекта, имеющего определенную экономическую ценность (облигации, казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги), которые предоставляют владельцу безусловное право в определенный срок на получение обусловленной фиксированной суммы. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации в зависимости от сроков обращения по номиналу. Однако в зависимости от специфики различных стран, а также места нахождения торговых площадок, на которых осуществляется их эмиссия, их градация является отличной. Так, в Украине для внутренних облигаций сроки обращения соответственно составляют до 1 года, 1-3 года, 3-5 лет, тогда как в США данная градация другая — соответственно до 1 года (treasury bill), от 1 до 10 лет (treasury note), от 10 до 30 лет (treasury bond).
  2. Кредиты и займы финансовые инструменты, которые создаются когда кредитор предоставляет средства напрямую дебитору и в качестве удостоверения права собственности на актив получает необоротный документ. В случае если кредиты и займы становятся объектом купли-продажи на вторичном рынке они переносятся в категорию ценных бумаг.
  3. Страховые технические резервы — состоят из стоимости активов домохозяйств в пенсионных фондах и резервах по страхованию жизни, средств полученных в качестве предоплаты страховых премий, а также резервов на покрытие непогашенных требований из страхового возмещения.
  4. Другая кредиторская задолженность — долговые пассивы, которые образуются пассивно (задолженность по заработной плате и социальным выплатам, налоговая задолженность по возмещению налоговых платежей (НДС), срок выплаты которых уже наступил; задолженность, возникшая в результате взятия на себя обязательств одного институционального сектора учреждением другого институционального сектора, уплаченные авансом налоговые платежи и т.д.

В зависимости от метода начисления процентов по обязательствам долг подразделяется по:

  • фиксированным ставкам;
  • плавающим ставкам (привязаны к определенным индексам — минимальных рыночных ставок на ведущих международных биржах, индексу );
  • смешанные варианты, в которых сочетаются элементы фиксированных и процентных ставок;
  • без начисления дохода (задолженность бюджета).

Выплата процентов по долговым обязательствам может происходить:

  • в конце срока (облигации с нулевым купоном, векселя, краткосрочные ценные бумаги, кредиты и займы);
  • периодически в течение срока обращения ценной бумаги (действия кредитной ссуды);
  • не производиться вообще (неоформленная бюджетная задолженность);
  • постоянно — в случае выпуска бессрочных облигаций (консоли).

Различают также и другие виды государственного долга:

  1. Номинальная и рыночная стоимость долга.
  2. Консолидированный и неконсолидированный — разница между ними заключается в том, что консолидированный долг не учитывает той части долга, которая находится в собственности других структурных единиц этого сектора. То есть, если владельцем части облигаций долга центрального правительства выступают внебюджетные фонды, то консолидированный долг сектора государственного управления будет меньше на сумму этих облигаций. Консолидированный метод осуществляется в странах ЕС, зато в США и Японии официально учитывают только неконсолидированный долг.
  3. Долг, который учитывается кассовым методом и методом начислений.
  4. Чистый и валовый долгчистый долг рассчитывается путем вычитания из пассивов, оформленных определенными инструментами, которые формируют этот долг, активов по этим же инструментам.
  5. Внутренний и внешний долг — в зависимости от резидентности кредитора, или места размещения долговых обязательств.
  6. Рыночный и внерыночных долг — зависит от того, вращаются ли государственные долговые обязательства на фондовом рынке.

Наличие государственного долга, требует мер по его обслуживанию, включая процесс погашения, выплату процентных платежей и других платежей, предусмотренных условиями обязательства. Погашение долга — это выплата кредитору основной части долга. Оно может происходить как за счет доходов бюджета, так и в результате новых заимствований ().

Стоит отметить, что дефиниция «государственный долг» в разных странах не является тождественной вследствие особенностей языка, а также различных методик его подсчета. Термин «государственный долг» может трактоваться как долг центрального правительства (government debt), сектора общегосударственного управления (general government debt) и общественный долг (public debt).

Кроме долга органов общегосударственного управления различных уровней с целью контроля за показателями долга, который имеет вероятность стать государственным, в международной мировой практике учитывают так называемый общественный долг (public debt). В соответствии с международными стандартами ООН, общественный долг — это совокупность обязательств (как имеющихся, так и юридически оформленных, которые обеспечены необходимым финансированием, но, в результате некоторых обстоятельств, не вступили в силу), которые непосредственно приняты на себя государственными органами такими как: центральное правительство (или федеральное правительство в зависимости от политической организации страны); центральные органы штатов, провинций, муниципалитетов, регионов или другие местные органы власти; корпорации или предприятия, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, другие экономические единицы, которые могут считаться государственными или квазигосударственными (то есть такие, которые функционируют как частные, но пользуются государственными привилегиями), а также совокупность обязательств, принятых на себя государственными органами от имени частных корпораций или других экономических единиц.

В соответствии с бюджетным кодексом Украины, государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора. То есть понятие государственного долга в украинском законодательстве является более узким и включает только долг уровня центрального правительства, если брать определение международной классификации. Зато в отечественном законодательстве и в научной практике отсутствует категория, которая была бы аналогом сектора государственного управления на уровне которого чаще всего и определяется уровень долговой нагрузки государства. Долг на уровне местных органов власти (областных государственных администраций) и внебюджетных фондов отсутствует, в силу установления законодательного запрета относительно права этих органов осуществлять заимствования.

Отечественное законодательство различает также прямые, долговые и условные обязательства. Прямые обязательства — это обязательства, которые берутся государством как непосредственным заемщиком путем выпуска государственных ценных бумаг, заключения соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины.

Условные (гарантированные) долговые обязательства — это обязательства, которые берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет. До вступления в силу государственных гарантий операции по указанным обязательствам не отображаются в показателях государственного бюджета.

Вследствие использования в Украине кассового метода учета бюджетных операций, в состав государственного долга не относится , не оформленная как государственный долг соответствующим образом. Это искажает реальный уровень государственного долга и не позволяет адекватно оценивать уровень долговой безопасности.

Объем долга сектора общегосударственного управления имеет экономически обоснованные пределы, выше которых негативные последствия превышают положительное влияние от его дальнейшего накопления. Установлено, что для развитых стран такой чертой является объем государственного долга, который не превышает 60% , а для стран, которые к ним не относятся — 30-35% от ВВП. Также используется критерий его отношения к экспортным поступлениям — 220%. Принципы, механизмы и меры в области управления государственным долгом по недопущению появления негативных явлений, связанных с чрезмерным уровнем долговой нагрузки, формируют долговую политику государства.

Новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн. В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза. ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы - на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного - их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами. Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги - нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) - организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций. На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире. Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая - наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых. Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае - если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, - это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение - в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США - результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или "за восемь лет". Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами. Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин , пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались "ястребами" в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно. Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями - теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений. Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

Государственный долг это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Различают внутренний долг и внешний .

Внутренний долг это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем , нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала ; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний долг это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Он может появиться по двум основным причинам :


а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Поэтому правительство предпринимает определенные меры , чтобы уменьшить внешний долг:

Использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где G — государственные расходы;

N — выплаты по обслуживанию долга;

F — трансферты;

Т — налоговые поступления в бюджет;

,

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

где D — величина долга;

R 1 — реальная ставка процента.

Таким образом , государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета . При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства государственного долга , следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.

Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.

В первом периоде государство собрало налоги Т 1 , а объем закупок составил G 1 , во втором периоде — налогов Т 2 и объем закупок — на сумму G 2 . В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G 1 за вычетом налогов T 1:

Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:

где r — ставка процента по долгу.

Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:

.

Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением . Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает , как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ , но доход второго периода уменьшается на .

Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами :

1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:

где R r — реальная ставка процента

R n номинальная ставка процента;

p = R n - R r — величина инфляции.

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета - Величина государственного долга · Темп инфляции.

3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;

4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом , абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:

- показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.

Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.

Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.

;

- показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:

Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает :

а) платежи по погашению основного долга;

б) уплату процентов;

в) поправочный коэффициент дисконтирования.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:

Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:

Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.

Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М

Механизм снижения внешней задолженности предполагает:

а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;

б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;

в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:

Частичное аннулирование долга;

Дальнейшее продление срока долговых обязательств;

Снижение ставки процента по обслуживанию долга.

Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.

Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму за вычетом На практике государственным считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.

Законодательно бюджетный кодекс РФ устанавливает, что внешний государственный долг - это обязательства, которые возникли в иностранной валюте, в то время как внутренний государственный долг - это обязательства, появляющиеся в национальной валюте.

Для большего соответствия существующим реалиям данные понятия можно сформулировать так: внешний государственный долг Российской Федерации -все привлекаемые кредиты из иностранных источников, по которым появляются определенные финансовые обязательства государства как заемщика средств или гаранта погашения займов, выданных другим заемщикам. Такие внешние заимствования формируют займы России.

Для определения внутреннего госдолга используют такие формулировки и терминологию. Капитальный - равняется сумме непогашенных государством обязательств, включая проценты по ним. Основной - подразумевает обязательств страны и заимствований, которые она гарантировала.

По Бюджетному Кодексу РФ объем внутреннего долга включает основной долг (по ценным бумагам, выпущенным государством, госгарантиям, предоставленным страной). Во внешний - включают обязательства по госгарантиям, которые предоставляет страна, и сумму основного по всем кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств, фирм, международных организаций, кредитных компаний.

Государственный долг будет расти, если возникнут задержки по выплате процентов по основному займу.

Как и государственный долг стран мира, госдолг России может иметь несколько форм. Он может быть в форме кредитных соглашений, заключенных от имени РФ с другими государствами, финансовыми международными компаниями, кредитными организациями; госзаймов путем выпуска ценных бумаг государственного характера; договоров о получении бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов низшего уровня системы РФ; договоров о пролонгации обязательств и их реструктуризации; соглашений о получении ссуд и кредитов от низших уровней бюджетной системы.

Обслуживание долга государства требует перераспределения доходов страны. Для того чтобы погасить займы, можно использовать имеющиеся у государства активы, а также отдать часть госсобственности в приватизацию. Существует и другой подход, который предусматривает увеличение доходов бюджета через расширение налоговой базы. В этом случае бремя перекладывается на население (налогоплательщиков). Еще одним источником выступают кредиты Центробанка.

По сути, обслуживание внешнего долга приводит к перераспределению определенной части национального дохода в пользу нерезидентов.

В стране действует система учета госзаимствований, которая контролируется Министерством финансов.

За счет средств бюджета финансируется деятельность президента РФ, деятельность исполнительной, судебной и национальной обороны и госбезопасности; осуществляется поддержка отдельных субъектов хозяйствования, действующих в приоритетных для страны отраслях экономики; финансирование деятельности госучреждений; финансирование международных проектов, проводимых в общенациональных интересах; для ликвидации последствий природных бедствий и возникающих чрезвычайных ситуаций; финансирования выборов и других расходов органов госвласти РФ.

Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы его покрыть. В большинстве случаев оно занимает средства у населения, фирм, у других государств. Используя этот метод (долговое финансирование), правительство формирует государственный долг. Следовательно, государственный долг это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны. Он выступает в форме кредитов, государственных займов и других долговых обязательств.

Внешний долг представляет собой задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Он появляется в основном по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний, а также путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Оба вида государственного долга негативно сказываются на экономике данной страны. Однако, по мнению экономистов, внешний долг более обременителен. Негативные последствия внешнего долга проявляются в том, что:

    страна вынуждена отдавать другим странам в счет погашения долга ценные товары, сырье, оказывать услуги. Чаще всего погашение долга осуществляется за счет золотовалютных резервов. Кроме того, долг сопровождается уплатой по нему процентов, что значительно увеличивает первоначальную сумму долга;

    Страна-кредитор диктует ряд условий не всегда приемлемых для страны-заемщика;

    большой внешний долг подрывает международный авторитет страны.

При внутреннем долге, во-первых, происходит перераспределение национального дохода в пользу богатых слоев населения, ибо государственные ценные бумаги покупают в основном наиболее обеспеченные граждане страны. Налоги же, за счет которых обеспечивается выплата процентов по ценным бумагам, платят все. Таким образом, выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах населения. Во-вторых, процентные платежи обременительны для населения в целом, так как покрываются за счет увеличения налоговых платежей. Увеличение налоговых ставок вызывает социальную напряженность в обществе, снижает стимулы к трудовой деятельности, рождает неуверенность населения в завтрашнем дне. В-третьих, внутренний долг может вызвать сокращение запаса капитала в экономике. Покупка населением, субъектами хозяйствования ценных бумаг сокращает возможность инвестирования денежных средств в производство, что в будущем приведет к уменьшению производственного потенциала.

Государственный долг и бюджетный дефицит взаимосвязаны, так как государственные займы являются важнейшим источником покрытия дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, т.к. правительство вынуждено брать кредит, чтобы возместить свои расходы. Следует отметить, что сегодня практически во всех странах наблюдается рост государственного долга. Объясняется это постоянной дефицитностью госбюджета.