Классификатор институциональных единиц по секторам экономики. Институциональная единица

ШПОРЫ ПО МЭС

Объект изучения МЭС. Роль МЭС в познании закономерностей развития общества.

МЭС - прикладная наука, объектом исследования к. является экономика в целом, в сов-ти ее отраслей, секторов, форм собственности.

Объекты МЭС :

Макроэк. п-ль произв. продукции

П-ли образования, распределения и использования доходов

П-ль операций с капиталом

П-ль внешне-эк. связей

П-ль активов и пассивов стран

Предметом МЭС явл. кол-ная сторона массовых общ. явлений в неразрывной связи с их кач-ной стороной в конкретных условиях места и времени.

МЭС является общеметодологической наукой, кот. разраб. с-му п-лей стат. хар-ки эк. процессов и их результатов, методику их расчета и направления анализа.

МЭС является важным инструментом механизма управления экономикой, ее реформирования. Она представляет экономику страны на мировом уровне, используется в м/д-народных сопоставлений; служит инструментом государственного управления, разработки и реализации экономической политики страны и регионов, оценки экономической деятельности. Ее информация используется при принятии решений о целесообразности и направлениях инвестирования в экономике, явл. важной составной частью национальных инф. ресурсов. Состояние и развитие МЭС, разрабатываемая ею с-ма п-лей, основные принципы их расчета и анализа влияют на кач-во информации всех ур-й, а также на успех управления эк. процессами и их результаты.

Последовательность познания соц-эк явлений:

общ. явление – стат. п-ли – стат. закономерности – закон развития явления.

Метод МЭС, ее теоретические основы.

Теоретическая основа МЭС экономическая теория (разраб. эк. категории и законы развития эк-ки, а статистика дает их цифровое выражение и основная цель статистики – выялвение стат. закономерностей.

Методологическая основа МЭС – диалектический метод познания, кот. утверждает, что все явления находятся во взаимосвязи и в непрерывном развитии.



Приемы стат. анализа выражены в этапах стат. исследования:

Стат. наблюдение (сбор первичного стат. материала)

Стат. сводка и группировка

Расчет и анализ обобщ. п-лей: абсолют. и относ. величины, средние, п-ли вариации и выборочного наблюдения, рядов динамики, индексы.

К спец. методам МЭС относят:

СНС – совокупность макроэк. счетов и ведомостей, соотв. требованиям м/д-народных определений и правил учета.

Методы эк. классификаций – деление эк-ки на внутреннюю и национальную, по секторам, по видам эк. д-ти, по формам собственности.

Задачи МЭС. Задачи статистики по применению м/д-народных методолог. стандартов в практ. работе органов гос статистики.

Задачи МЭС:

Разраб-ка сист-х. п-лей развития общ. явлений

Разраб-ка методов анализа

Изучение процессов общ. воспроизводства

Внедрение м/д-народных стандартов в практику статистики.

С целью внедрения м/д-народных стандартов разработан единый гос регистр предприятий и организаций – ЕГРПО, ГСКП – гос система каталогизации продукции (в целях поиска поставщиков и оценки конкурентоспособности продукции).

Классификационные единицы рыночной экономики.

Экономическая деятельность – это деят-ть, направленная на создание товаров и услуг, удовлетв. потребности человека и об-ва.

К неэкономической деятельности относят: бесплатные услуги дом. х-в, хобби и незаконная деятельность.

Производственная деятельность производство товаров и услуг, кот. имеет как рыночный, так и не рыночный характер.

Эк. единицы – формир. классиф. единицы по секторам и отраслям:

1) учетные единицы – субъекты, представляющие инфу по запросам

2) стат. единицы – объекты, о кот. запрашивается инфа с послед. ее разработкой и систематизацией.

Стат. единицы:

Единицы наблюдения – это объекты, по кот. осущ. сбор данных.

Аналитические единицы – обобщ. п-ли.

Разновидности институциональных единиц и их характеристика. Особенности классификации в СНС 2008.

В системе национальных счетов используется специальная единица классификации – институциональная единица.

Признаки институциональных единиц:

Владеет активами

Ведет полный набор бух. счетов

Обладает правом осуществления опред. видам эк. деятельности

Несет ответственность по своим обязательствам и самост. распоряжается собственными ресурсами.

Выделяют 2 группы ИЕ:

Юридические

Без образования юридического лица.

1) корпорации – предприятия коллект. формы собственности, держатели акций: финансовые, нефинансовые. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

квазикорпорации – управляются по типу корпораций, но не обязательно нах. в собственности акционеров. Произв. рын. товары и услуги. Цель: получение прибыли.

Виды корпораций:

Гос. предприятия, занятые произ-вом рын. товаров и услуг

Некорпоративные предприятия – рын. производители, нах. в собственности физ лиц, облад. признаками юр. лиц.

Филиалы зарубеж. компаний, заним. произ-вом товаров и услуг в пределах НЭ.

2) органы гос. управления – проивз. услуги индивид. и коллект. х-ра

Республиканский

Областной уровни

Районный

3) дом. х-ва – группа лиц, кот. объединяют свои доходы с целью организации совмест. проживания и питания.

В СНС дом. х-ва считаются ИЕ в силу того, что имеют общий доход и расходы.

4) некомерч. организ – формир. с целью обслуживания их учредителей

Нерыночные: профсоюзы, партии, благотвор. об-ва. (осущ. взносы, пожертвования, частичное бюджетное финансирование)

Рыночные: сфера образования, наука, здравоохранение.

Экономическая территория страны.

Эк. территория страны – это территория, административно управляемая правительством данной страны, по которой сущ. свободное передвижение товаров, услуг, капитала и раб. силы.

Отличие от географ. территории:

Входит в воздушное пространство

Территориальные территории

Континентальный шельф в м/д-народных водах, где страна имеет исключ. права на добычу пол. ископаемых.

Анклавы за рубежом – это территория в др. странах, использ. правительством данной страны в научных и дипломатических целях.

Определение центра эк. интересов институциональных единиц.

Резиденты – ИЕ, осущ. свою деятельность на эк. территории страны, если

Центр их эк. интересов связан с эк. территорией страны

Зарегистрированы в ЕГРПО

Наличие на эк. территории объектов собственности.

Центр эк. интересов:

1. правительства – территория, на кот. распространяется его юрисдикция. Имеет доход в виде налогов, к. рассм. как плата за услугу коллект. пользования.

2. областных и районных органов – территория, где они зарегистрированы и осущ. управление

3. дом. х-в – территория, на к. они расположены

Исключения: члены посольств, воинских подразделений, студенты-иностранцы – центр их эк. интересов – территория их страны.

Территориальное расположение институциональных единиц.

Если ИЕ осущ. свою деятельность одновременно на эк. территории нескольких стран, то они явл. резидентами той страны, где зарег. в ЕГРПО.

1) корпорации – явл. резидентами той страны, где оно зарег. Территория расположения акционеров не имеет значения.

Корпоративные предприятия могут находиться под контролем и в полном владении резидентов др. стран, от этого они не теряют своего президентского статуса в стране.

2) дом. х-ва – явл. резидентом страны, на к. оно находится

некорпоративные предприятия, принадлеж. дом. х-ву явл. его частью и учит. в составе той же ИЕ.

3) некоммерческие организации – страна, где зарегистрировано.

Зарубежные филиалы неком. организаций, действ. более 1 года, рассм. как резиденты страны, в к. осущ. свою деятельность.

4) гос. учреждения – эк. территория, на к. расположена их юрисдикция.

1. Состав государственного сектора в РФ определяются Классификатором институциональ-ных единиц по секторам экономики (КИЕС). Классификатор утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2004 № 110 «Об утверждении и внедрении в инфор-мационную систему государственной статистики отраслевого статистического Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС)».

КИЕС описывает институциональные единицы как коммерческого, так и государственного секто-ров экономики РФ.

2. Объектами классификации в российской практике являются«институциональные единицы»,которые группируются в секторы, подсекторы и субподсекторы национальной экономики и образу-ют структуру КИЕС.


Институциональная единица –хозяйствующая единица,способная владеть активами и прини-мать обязательства от своего собственного имени. Выделяют «корпорации», «квазикорпорации», «некоммерческие организации», «единицы государственного управления», «домашние хозяйства». 2.1. Корпорация –институциональная единица,имеющая статус юридического лица,котораясоздается с целью производства товаров и услуг для реализации их на рынке, что составляет ос-новной источник доходов их владельцев. Собственность корпорации распределена пропорцио-нально вкладов учредителей (участников), имеющих ограниченную ответственность по обязатель-ствам корпорации.

Квазикорпорация –хозяйствующий субъект,формально не имеющий статуса корпорации,но вовсех др. отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия. Квазикорпорации от своего имени распоряжаются собственностью и доходами, вступают в экономические отноше-ния с другими единицами, принимают обязательства.

2.2. «Институциональные единицы государственного управления» -институциональныеединицы, выполняющие функции органов государственного (и муниципального) управления в ка-честве основного вида деятельности.

2.3. Некоммерческая организация –институциональная единица,занятая экономической дея-

тельностью, целью которой не является извлечение прибыли.

2.4. Домохоз́яйство -обособленная ячейка общества,в рамках которой происходит производ-ство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН (1981 г.), понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни.

Домохозяйства различаются по составу:



Один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

Два или более лиц, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или не-скольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти ли-ца могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

В составе домохозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с его члена-ми, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохо-зяйства.

3. Группировка институциональных единиц осуществляется по признаку сходства целей ихдеятельности.

3.1. КИЕС выделяет 5 секторов национальной экономики и «сектор остального мира» (всенерезиденты, которые осуществляли операции или имели иные экономические связи с единицами-резидентами).



Таблица. Структура Классификатора институциональных единиц
по секторам экономики (КИЕС)
Код Секторы, подсекторы, субподсекторы
S.1 Национальная экономика
S.11 Нефинансовые корпорации
S.111 Государственные нефинансовые корпорации
S.112 Национальные частные нефинансовые корпорации
S.113 Нефинансовые корпорации под иностранным контролем
S.12 Финансовые корпорации
S.121 Банк России
S.122 Другие депозитные корпорации
S.1221 Государственные депозитные корпорации
S.1222 Национальные частные депозитные корпорации
S.1223 Депозитные корпорации под иностранным контролем

S.1123 Другие финансовые посредники (кроме страховых корпорации и негосударст-
венных пенсионных фондов)
S.1231 Государственные
S.1232 Национальные частные
S.1233 Под иностранным контролем
S.124 Вспомогательные финансовые организации
S.125 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды
S.1251 Государственные страховые корпорации
S.1252 Национальные частные страховые корпорации и негосударственные пенсион-
ные фонды
S.1253 Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды под иностран-
ным контролем
S.13 Государственное управление
S.131 Федеральные органы государственной власти и управления
S.132 Органы государственной власти и управления субъектов Федерации
S.133 Органы местного самоуправления
S.134 Фонды государственного социального обеспечения
S.14 Домашние хозяйства
S.15 Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
S.2 Остальной мир
S.21 Содружество Независимых Государств
S.22 Дальнее зарубежье

3.2. Сектор финансовых и нефинансовых корпораций объединяет только рыночных производи-телей. Сектор государственного управления, домашних хозяйств и НКО охватывает только неры-

ночных производителей. Разграничение рыночного и нерыночного производства в КИЕС про-

водится по критерию «экономически значимой цены».Цена является«экономически значимой»,если она количественно значима с точки зрения предложения (оказывает влияние на объем про-дукции, который производители готовы поставить на рынок) или спроса (оказывает влияние на объём продукции, который покупатели хотели бы приобрести). Вся «рыночная» продукция (т.е. продукция рыночного производства) продается по экономически значимым ценам.

Конкретизацией принципа экономически значимых цен в российской практике является «правило

1) единица является рыночным производителем, если 50% и более ее затрат на производство по-крывается за счёт выручки от реализации продукции; такая рыночная единица относится к секто-рам финансовых или нефинансовых корпораций;

2) единица является нерыночным производителем и относится к секторам государственного управления или некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, если менее 50 % её затрат на производство покрывается за счет выручки от реализации продукции.

Группировка единиц по институциональным секторам является вторым типом классификации при построении СНС. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица - хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы группируются по шести секторам:

"Нефинансовые предприятия";

"Финансовые учреждения";

"Государственные учреждения";

"Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";

"Домашние хозяйства";

"Остальной мир".

Сектор "Нефинансовые предприятия" охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг.

В сектор "Финансовые учреждения " входят институциональные единицы, занятые финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны» поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства", включает институциональные единицы, которые:

а) предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;

б) обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т. д.). Ресурсы этих организаций складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

В секторе "Домашние хозяйства" институциональной единицей является домашнее хозяйство - физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и имеющих общий бюджет.

Сектор "Остальной мир" состоит из резидентов других стран, которые заняты операциями с резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с "остальным миром".

Это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январе-сентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январь-октябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январь-октябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январь-октябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.

Институциональная единица является важнейшим понятием в СНС.

Существуют два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства. Среди Юридических лиц СНС выделяет:

· корпорации;

· некоммерческие организации (НКО);

· органы государственного управления.

У этих видов институциональных единиц разные экономические задачи, функции и поведение.

Корпорации – это институциональные единицы с коллективной формой собственности держателей акций, созданные специально в целях производства товаров и услуг для рынка. Они могут быть источниками прибыли для владеющих ими единиц. В комплексе с корпорациями в СНС рассматриваются также квазикорпоративные предприятия, которые, не находясь в коллективной собственности акционеров, заняты рыночным производством в целях получения прибыли и управляются по типу корпораций. Квазикорпорациями являются: а) государственные предприятия, занятые производством рыночных товаров и услуг с целью извлечения дохода; б) некорпоративные предприятия – рыночные производители, находящиеся в собственности физических лиц и обладающие признаками юридического лица; в) филиалы или постоянные представительства зарубежных компаний, занятые производством товаров и услуг в пределах национальной экономики.

НКОявляются институциональными единицами, созданными для производства или распределения продуктов и услуг, но не с целью получения дохода или прибыли единицами, которые их контролируют или финансируют. Большая часть НКО (профсоюзы, политические партии, благотворительные общества и т.п.) оказывает нерыночные услуги. Однако НКО могут быть заняты рыночным производством и иметь от своей деятельности прибыль, которая направляется на повышение качества предоставляемых услуг и снижение платы за них. Такие НКО часто создаются в сфере образования, науки и здравоохранения.

В составе НКО, занятых рыночном производством, выделяются организации, учрежденные группами предприятий в целях содействия своей деятельности – торговые палаты, организации предпринимателей и арендаторов, исследовательские лаборатории и т.п. Взносы предприятий-учредителей на их содержание рассматриваются как плата за предоставляемые услуги, и в силу этого такие НКО классифицируются в СНС как рыночные производители.

Органы государственного управления предоставлены центральным правительством, региональными и местными органами управления. Они организуют и финансируют оказание обществу услуг коллективного пользования (в области обороны, правопорядка, общего управления и т.д.) и индивидуальных (в области здравоохранения, образования и т.д.). Они также занимаются распределением и перераспределением доходов и богатства при помощи налогообложения и других трансфертов. При этом правительство не обязательно выступает в роли непосредственного производителя услуг. Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. Для выполнения других своих функций в области здравоохранения, образования и т.д. правительство может создавать НКО или привлекать рыночных производителей, оплачивая их услуги по рыночным ценам.



Домашнее хозяйство в СНС определяется как индивидуум или небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство и совместно потребляющих продукты и услуги определенных типов, главным образом – жилищные услуги и продукты питания. Домашние хозяйства не ведут счета в полном наборе, но являются хозяйствующими субъектами и могут от своего имени владеть и распоряжаться собственными ресурсами и принимать обязательства.

Индивидуальные члены домашних хозяйств не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Люди, длительное или неопределенное время живущие в учреждениях типа монастырей, психиатрических клиник, домов для престарелых и т.п., рассматриваются как принадлежащие к одному домашнему хозяйству, поскольку они не пользуются (или пользуются в малой степени) самостоятельностью действий и принятием экономических решений.

Домашние хозяйства являются преимущественно потребительскими единицами, но они могут участвовать в любого рода экономической деятельности. Они не только поставляют рабочую силу для других институциональных единиц, но могут осуществлять производственную деятельность в рамках принадлежащих им некорпоративных предприятий.

Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически образованы и зарегистрированы. Если корпорация содержит отделение, офис или производство за рубежом в течение длительного периода времени, то это отделение, офис или производство рассматривается как квазикорпорация, являющаяся резидентом той страны, в которой она расположена.

Некорпоративные предприятия имеют то же резидентсво, что и домашние хозяйства, к которым принадлежат их владельцы. Однако, если они находятся на территории другой страны, то их следует рассматривать как квазикорпорацию, являющуюся резидентом той страны, в которой они расположены.

Все члены одного домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйства. Определяющим признаком здесь является место проживания, а не место работы. Если физические лица достаточно долго (год и более) живут или работают за границей, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств и приобретают статус резидентов других стран. Это не относится к персоналу посольств и дипломатам, работающим в зарубежных анклавах страны, так как центр их экономических интересов не выходит за пределы экономической территории. Продолжают оставаться резидентами своих стран студенты, обучающиеся за границей (если они не порывают связей со своими домашними хозяйствами), а также лица, находящиеся за границей на лечении.

В системе национальных счетов используется несколько классификаций, позволяющих на научной основе собирать и анализировать сведения об экономической деятельности огромного числа хозяйствующих субъектов.

В первую очередь СНС выделяет три типа экономической деятельности:

· производство;

· потребление;

· накопление капитала.

Между ними существуют взаимосвязи, в основе которых лежат процессы образования, распределения и использования доходов.