Отрасли международной специализации германии. Федеративная Республика Германия. Экономика Германии

Основной опорой немецкой экономики остается из года в год промышленность. По сравнению с другими странами ее доля в ВВП значительно высока. Треть продукции, произведенной в Германии идет на экспорт.

На протяжении всего времени формирования немецкой промышленности, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с фармацевтической промышленностью, которая перешла в собственность иностранной компании.

Другие же разновидности промышленности, наоборот вырвались в лидеры, например: машиностроение, химическая, электротехническая промышленность.

Замечание 1

К крупнейшим лидирующим на мировом рынке немецким концернам относят: Volkswagen, BMW, Daimler, химические - Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch). Они имеют свои филиалы во многих странах мира и зарекомендовали себя среди потребителей.

Основные виды промышленности в Германии

Костяк ромышленности Германии включает:

  1. легкую промышленность,
  2. пищевую промышленность,
  3. металлургию-черная и цветная металлургия,
  4. химическая промышленность,
  5. машиностроение
  6. аэрокосмическая промышленность,
  7. электротехническая промышленность,
  8. электронная индустрия.

Легкая промышленность. В Германии данная промышленность достаточно развита. Основными текстильными районами считаются Рурский промышленный район в Крефельде, поимо этого задействована юго-восточная часть страны и северо-восток-Аугусбург и Берлин.

Пищевая промышленность. К основным отраслям пищевой промышленности относят продукты виноделия и пивоварения. Германия славится около 4000 сортами пива, треть которого поставляется на экспорт. Несмотря на то, что Германия известна своим пивоварением, местные жители по данным статистики предпочитают вино больше, чем пиво. Основное виноделие представлено в долине Рейна. Государство Германии активно инвестирует в средства в винодельческую отрасль. Расширяются плантации под производство красного вина. Основным сортом вина, который активно экспортирует Германия в другие страны является рислинг. Основные страны куда экспортируется вино являются Британия и США.

Металлургия. Черная металлургия уже не является ведущей отраслью Германии, так как она потеряла свою конкурентоспособность на мировом рынке и не выдерживает мировых стандартов. Основным центром черной металлургии является запад страны(Рурский каменноугольный бассейн), окрестности Саарбрюкена, Франкфурт на –Майне, Оснабрюк. Большая часть промышленности идет на внутренний рынок. Цветная металлургия, как и черная металлургия в основном снабжает внутренний рынок. Основными центрами расположения является побережье-Гамбург, Галле.

Химическая промышленность Германии является мировым лидером. Основные предприятия расположены в долинах Рейна. Одним из самых известных концернов является BASF.

Машиностроение. На мировом рынке машиностроение является основным лидером. Опора германской экономики в лице машиностроения диверсифицировано.

Машиностроение является многоотраслевой промышленностью. К машиностроению относят:

  • автомобилестроение,
  • производство станков,
  • производство вычислительной техники,
  • станкостроение,
  • оборудование для предприятий,
  • производство электротехники

Замечание 2

Автомобилестроение Германии занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей после Китая, США и Японии.

Судостроение-еще одна из ведущих отраслей Германии. Более 1млн. рабочих занято на производстве. Стабильность наблюдается и в военном кораблестроении, но так как заказа немецкого ВМС не загружают заказами данную промышленность, в основном упор направлен на экспорт. От него соответственно зависит мощность завода. Основные верфи находятся в Бремене и Папенбурге.

Аэрокосмическая промышленность. Данная промышленность не считается ведущей в экономики Германии, а играет только роль некого мотора для страны. Инновации в данной области поспособствовали началу производства компьютеров. Известными немецкими авиастроителями являются EADS, Eurocopter.

Электротехническая промышленность. Германия зарекомендовала себя основным и одним из крупнейших производителей электронного оборудования. Мировые бренды такие как: Siemens AG, Hager, Robert Bosch

Электронная индустрия выделилась в отдельную отрасль. Данное производство является наукоемкой отраслью машиностроения.

Помимо этого в Германии присутствуют следующие производства:

  • точная механика;
  • фармацефтика;
  • производство телекоммуникационной техники
  • парфюмерно-косметическая промышленность

Германия также занимается производством детских игрушек, товаров для моделирования и др.

Современное состояние немецой промышленности

За последние шесть месяцев Германия увеличила темпы роста на 2,6%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Промышленные предприятия наращивают объемы. На сегодняшний день, они выросли на 3,2%.. Особенно отличилась автомобильная промышленность, объем производства которой увеличился на 10,8%. А вот объемы строительного бизнеса, наоборот снизилась на 1,2%.

Промышленность для Германии остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии данного государства. По сравнению с другими странами доля ВВП Германии остается достаточно высоким. Промышленность Германии отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. Но с каждым годом ряд отраслей теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

На рубеже XIX и XX веков, британским правительством было принято решение о необходимости маркировки собственных товаров, а также товаров, произведенных за рубежом, в частности в недружественной Германии. Данный шаг был предпринят для того, чтобы бойкотировать товары соперника. Таким образом, в 1887 году был издан соответствующий закон об обязательной маркировке германских товаров «Производство Германии». Спустя 10 лет комиссия Бундестага сообщила, что немецкие производители не имеют ничего против знака, и более того, получили некие выгоды от его наличия, дистанцируясь от британских производителей.

В 1973 году знак был «поделен» между Западной и Восточной Германиями: на товарах появилась маркировка Made in West Germany and Made in GDR.

На сегодняшний день «hergesstelt in Deutschland» — надпись, обозначающая высокое качество, выступающая противовесом азиатским поделкам. Именно ярлык «Производство Германии» позволяет товару быть дороже и востребованнее аналогов. Для самих немцев этот знак — не только возможность поддержки отечественного производителя, но и обязательство соблюдения традиций в процессе производства тех или иных товаров. Продукты для международного рынка под данным знаком не всегда являются произведенными на территории Германии, но в любом случае должны иметь общее с ним происхождение.

«Производство Германии» — это своего рода лэйбл, которым удостоен целый модельный ряд оружия (баллистическая и крылатая ракеты Фау-1 и Фау-2, танки Леопард, Маус, Тигр и Пантера, линейные корабли Бисмарк и Тарпиц, подводные лодки, штурмовая винтовка Stg-44, пистолет Mauser C96). Не обошла стороной данная маркировка и немецкий автопром. На территории Германии ведется выпуск сразу нескольких именитых линеек, в частности BMW, Porsche, Maybach, Audi, Opel, Mercedes. Технические приспособления компании Liebherr, Bosch и Siemens сегодня также изготавливаются в соответствии с высокими требованиями к качеству. Следует отметить в данном ракурсе и достижения в области химических разработок и научных работ по физике, непосредственными создателями которых также были немцы.
Немецким жителям не свойственно хвастовство, но даже в сфере общественного питания и обслуживания все процессы проходят на высшем уровне. Строгий расчет, педантичность, предприимчивость и принципиальность — вот качества, которыми обладает каждый истинный ариец. Жители Германии переносят традиционные черты характера переносят на профессиональную ниву и воспитание поколений. Хотя сами немцы и отмечают, что наличие знака «Производство Германии» уже не является гарантией непревзойденной надежности, все же для многих — это лэйбл обладателей высшей планки качества.

Ниже мы приводим перечень немецких бендов, помимо вышеперечисленных, которые стали известны всему миру:

  • Adidas
  • Allianz
  • Bayer
  • Bayern Munchen
  • Beck’s
  • Bertelsmann
  • Blaupunkt
  • Blend-A-Med
  • BMG Music
  • Bosch
  • Braun
  • Commerzbank
  • Continental Tire
  • Deutsche Bahn
  • Deutsche Bank
  • Deutsche Telekom
  • Florena
  • Granini
  • Haribo
  • Henkel
  • Holsten
  • Hugo Boss
  • Jägermeister
  • Jacobs
  • Kärcher
  • Kaisers
  • Liebherr
  • Liqui Moly
  • Lufthansa
  • Metro Cash & Carry
  • Miele
  • Neoplan
  • Nivea
  • Osram
  • Persil
  • Quelle
  • Recaro
  • Reebok
  • Ritter Sport
  • Robert Bosch
  • Schwarzkopf
  • Tchibo
  • Tetra Pak
  • ThyssenKrupp
  • Tom Tailor
  • TUI Group
  • Varta
  • Wella

Германия - одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее

ВВП составил 2178 млрд. евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире.

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное место занимала проблема подъема восточных земель, а также большой объем выплат в бюджет ЕС, теперь на первое место выходит проблема безработицы. Относительно неплохо с уровнем занятости обстоят дела в экономически благополучных федеральных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать значительные средства на пособия и социальную защиту населения, кроме того, отторгает значительные массы людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько лет существует реальная возможность снизить уровень безработицы за счет увеличения объемов производства в промышленности.

Промышленность.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли. За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности. 2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.

Энергетика.

Каменноугольная промышленность, в прошлом составлявшая основу энергетики и обеспечивавшая сырьевой базой химию органического синтеза, находится со второй половины 50-х годов в состоянии глубокого структурного кризиса из-за неконкурентоспособности, поскольку на мировом рынке уголь в 3–4 раза дешевле германского. Общая добыча каменного угля уменьшилась до 30 млн. т в год (в середине 50-х годов – 152 млн. т). Из крупного нетто-экспортера каменного угля Германия превратилась в его нетто-импортера. Большие количества угля ввозятся из Колумбии, Польши, ЮАР. Относительно более стабильно развивалась буроугольная промышленность, причем до начала 90-х годов Западная Германия занимала по добыче бурого угля первое место в Западной Европе, а ГДР – в мире.

Металлургия Германии.

Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Машиностроение Германии.

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.

Химическая промышленность.

К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.

Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза

Авиационная и космическая промышленность.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Германская электроника.

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

Лёгкая промышленность .

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

Пищевая промышленность

Базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт.

Сельское хозяйство.

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры

Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии.

Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.

Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

Скотоводство – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ј). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.

Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС.

Транспорт.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок.

Рост автомобильного транспорта в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках – экономичностью и удобствами доставки грузов.

Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне, общая протяженность которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.

Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

Рейн является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На Рейне находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.

Общая протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной.

Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.

Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге.

Крупнейший во всей континентальной Европе и основной в Германии аэропорт, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.

В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую роль, как для внутреннего туризма, так и для внешнего.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Практически все дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов (до 280 км/ч).

Германия - одна из наиболее развитых стран мира, входящая в состав самых крупных и значимых формаций мира, образующая всевозможные консолидации с другими ведущими государствами. Экономика страны носит выраженный постиндустриальный характер. В связи с солидными достижениями фактически во всех сферах деятельности, ощутимом научно-техническом прогрессе и мощной государственной поддержке экономика и социальные отрасли стремительно развиваются.

Население

Германия отличается особой однородностью в плане социального состава. Почти 100% населения - это немцы. Процент национальных меньшинств рекордно низкий - 0,2%. Это цифру формируют датчане, фризы, голландцы и цыгане.

Численность населения остается неизменной уже много десятилетий, при условии, что смертность незначительно, но превышает над рождаемостью. Прирост населения происходит за счет мигрантов из других стран Европы и выходцев из государств постсоветского пространства. Интересная особенность: у половины немецких семей детей нет вообще.

Германия крайне урбанизирована. Фактически 90% всего населения проживает в крупных городах и агломерациях. Западный регион страны состоит из агломераций, поглотивших всю полосу вдоль Рейна.

Рейнский мегаполис состоит из 30 крупных формаций с населением около 30 млн. человек. При этом плотность населения колеблется от 1000 до 5000 человек на километр квадратный.

На юге страны находится Мюнхенская агломерация (1,6 млн). Соседствует с ней Нюрнбергская формация (1 млн). На побережье Северного моря есть еще два мегаполиса.

Промышленность Германии

Промышленность Германии держится на очень высоком уровне. Готовая продукция, изготавливаемая на предприятиях страны, лидирует на мировых рынках. Самые прогрессивные отрасли:

  1. Автомобилестроение;
  2. Электротехнический сегмент производства;
  3. Общее машиностроение;
  4. Транспортное производство;
  5. Точная механика;
  6. Оптика;
  7. Фармакологическая промышленность;
  8. Общая химическая и парфюмерно-косметологическая сфера производства;
  9. Черная металлургия;
  10. Авиационный сектор;
  11. Судостроение;
  12. Инновационная и коммуникационная техника.

Для немецкой промышленности характерны глобальные изменения в плане реструктуризации, внедрения новых инновационных программ, уникальных технологических приспособлений, концептуально новых методик и технология работы. Однако ряд отраслей постепенно теряет свою актуальность (к примеру, сталелитейная, текстильная). Это происходит за счет мощной конкуренции со стороны других государств или смены приоритетных направлений в политике государственных структур.

Машиностроение

Для машиностроительного сегмента немецкой промышленности характерно диверсифицированное производство. Наиболее развитыми отраслями считаются автомобилестроение, создание производственного оборудования, техники, электроники и вычислительных приборов.

В Руре сконцентрировано наибольшее количество предприятий, которые заняты производством тяжелой техники и комплектующих к ней, горно-шахтного оборудования, приспособлений для металлургических заводов. В районе Гессен, Бавария и Саар расположились крупнейшие холдинги, создающие автомобильные товары.

Химическая промышленность

Предприятия химической промышленности сконцентрированы в долине Рейна, а также в агломерации Рейн-Майн. Германия давно лидирует в данном направлении. Концерны Людвигсхафен, Байер, BASF известны во всем мире.

Легкая и пищевая промышленность

(Здание обувной фабрики "Фагус" )

Германия традиционно считается нетто-импортером продукции, выпускаемой предприятиями легкой промышленности. Основные текстильные группы локализованы в Русском промышленном районе, а также на юго-востоке государства.

Особое место в стране занимает виноделие. Основной сорт для экспорта - Рислинг (около 20 %). Среди потребителей немецкой продукции стоит отметить британцев и американцев. Регулярно произведенное вино из Германии пополняет прилавки Японии.

Электротехническая промышленность

(Здание офиса "Бош" )

Германия на много лет является крупнейшим экспедитором инновационных приборов и лучшего электронного оборудования. Концерны Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH известны по всему миру.

В ФРГ активно внедряют всевозможные информационные технологии, которые помогают производить ряд комплектующих и запчастей(кабели, генераторы), а также бытовую технику высочайшего качества.

Сельское хозяйство Германии

Несмотря на солидный промышленный потенциал, Германия лидирует среди стран-производителей сельскохозяйственной продукции. Прямые конкуренты - Франция и Италия.

Основа зернового хозяйства - высокоурожайные сорта пшеницы. Также популярные культуры для выращивания: сахарная свекла, хмель, картофель, рожь, овес, ячмень. Сельское хозяйство базируется на мелких хозяйственных предприятиях и семейном фермерстве.

Ведущей отраслью является животноводство, на которое приходиться около 65% всего объема. На первом месте стоит именно скотоводство, вторую ступеньку рейтинга занимает свиноводство. Также выращивают бойлеров, занимаются поставкой яиц, говядины, телятины. Но эти предприятия обычно небольшие и располагаются на территориях, которые не отличаются привязкой к каким-либо природным факторам.

ФРГ сегодня - четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР, Японии). По общему объему ВВП, по величине промышленного производства и по среднедушевому показателю ВВП Германия входит в первую десятку стран мира. Она удерживает втрое место в мире по экспорту вслед за США, хотя ее экономический потенциал втрое меньше. В Европейском Союзе она - безусловный лидер по всем показателям.

ФРГ, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумели добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество “человеческого капитала”, активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.
Важным фактором экономического развития Германии выступает научно-технический прогресс. Она имеет давнюю традицию осуществления научных исследований, особенно в таких отраслях как химия, оптическая физика, металлургия, медицина и др. Достижения в научных исследованиях дают германским компаниям большие преимущества в конкуренции. По величине затрат на НИОКР в ВВП (около 3%) и по их абсолютной величине ФРГ входит в первую пятерку стран мира. Государство взяло на себя заботы об осуществлении большей части фундаментальных исследований, участии в межгосударственных научных программах в рамках Европейского Союза, о стимулировании НИОКР в малом бизнесе.

Особенности национальной экономической модели. Экономической системой современной Германии является социальное рыночное хозяйство. Для Германии во все времена ее развития всегда была характерна большая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый “рейнский капитализм”, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 90-х гг. были довольно низкие темпы роста ВВП. Зарегистрированный уровень безработицы в марте 1997 г. составил 11,3% экономически активного населения. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е гг., высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Например, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвестиции составляют 35%, в Великобритании - 25%, во Франции - 12%, а в Германии - только 7,5%.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.
Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики, в первую очередь в отраслях нематериального производства.

Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии объединение Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.

Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации для продолжения своего экономического лидерства. В противном случае прежняя модель развития страны становится неконкурентоспособной не только в сравнении с США, но даже и в единой Европе.
Оценки ближайших перспектив развития немецкой экономики неоднозначны. Многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный – от 2 до 2,5% - рост ВВП. Но падение средних темпов ниже отметки 2% (а этого, судя по ситуации в конце 2000-начале 2001 г., исключать нельзя) уже чревато неприятностями для мирохозяйственных позиций германской экономики.

Отраслевая структура экономики. Структура экономики ФРГ представлена следующим образом: 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% - в сфере услуг.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Это произошло благодаря коренной ломке структуры промышленности, ее научно-техническому обновлению, динамичному развитию новых и новейших отраслей ФРГ. К таким по сути новым отраслям относятся автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, переработка нефти, атомная энергетика.

Новые отрасли играют решающую роль в экспорте ФРГ. По прогнозам 2005 г. электроника испытает небольшое сокращение занятости, а самые большие (-35%) потери рабочей силы будут, как и раньше, в горнодобывающей промышленности.

Промышленность ФРГ находится в руках крупнейших монополий, причем самыми мощными из них стали монополии новых отраслей. Первая десятка лидеров индустрии в 90-х гг. выглядит следующим образом: 1) “Даймлер-Бенц” (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение); 2) “Фольксвагенверке” (автомобилестроение); 3) “Сименс” (электротехника, электроника); 4) ФЕБА (энергетика, горнодобывающая промышленность); 5) Хехст (химия); 6) БАСФ (химия); 7) Байер (химия); 8) Тиссен (металлургия, машиностроение); 9) БМВ (автомобилестроение); 10) “А.Опель” (автомобилестроение).

Сельское хозяйство. Объединенная Германия - крупнейший после США импортер сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции.
В “старых землях” продолжается процесс концентрации производства и капитала в сельском хозяйстве: снижается общее число фермерских хозяйств, преимущественно за счет вытеснения мелких производителей; укрупняется средний размер фермы; увеличивается минимальный размер капитала, необходимый для организации хозяйства. Однако уровень доходности крестьянского хозяйства в ФРГ существенно ниже, чем в других странах-партнерах по ЕС, за исключением Греции, Испании, Португалии. В “новых” землях производственные кооперативы распущены, резко ослаблена социальная инфраструктура в сельской местности (кооперативы имели свои детские сады, магазины, учреждения здравоохранения), но крестьяне продолжают держаться за коллективные хозяйства, правда, гораздо меньшего масштаба, чем бывшие кооперативы. Резко сократилось число занятых - с 850 тыс. до 200 тыс.

Концентрация производства в сельском хозяйстве сопровождается так называемой вертикальной интеграцией аграрного производства с несельскохозяйственными сферами в рамках агропромышленного комплекса. Вертикальная интеграция объединяет в один комплекс аграрное производство, отрасли, поставляющие средства производства для сельского хозяйства, а также транспорт, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю, общественное питание, кредитные учреждения, органы регулирования сельского хозяйства.

Сфера услуг. Несмотря на сохраняющуюся “сверхиндустриализацию”, экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг (на эту сферу приходится около 37% ВВП). Это связано, в частности, с НТП в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время для Германии свойственна выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Германия располагает высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express). Сфера государственного управления занимает около 15%.
Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Франкфурт-на-Майне - самый молодой мировой финансовый центр развитых стран. Его появление объясняется спецификой развития западногерманской экономики, которая на протяжении всего периода существования ФРГ испытывает огромную потребность в инвестиционном капитале. Вначале этот капитал был необходим для восстановления разрушенного хозяйства и становления высокоразвитой страны, затем для перестройки исторически неблагоприятно сложившейся территориальной структуры производительных сил с точки зрения защиты окружающей среды, более равномерного использования природных ресурсов и т.п. В результате в ФРГ установились высокие устойчивые темпы роста капитальных вложений, которые невозможно было обеспечить только за счет внутренних финансовых ресурсов. Поэтому до конца 60-х гг. ФРГ оставалась крупнейшим нетто-импортером капитала. С начала 70-х гг. картина начала меняться. Переход с позиции импортера капитала на позицию экспортера проходил благодаря государственной политике. Эта политика выражается в том, что рынки капитала этой страны являются одними из самых свободных в мире, за исключением Люксембурга и фискальных оазисов.

Главные рынки Франкфурта - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Несмотря на большую свободу Франкфурта в целом, на валютном рынке, в отличие от других рынков капитала в ФРГ, существуют ограничения и сравнительно строгий контроль, т.к. марка ФРГ, одна из наиболее стабильных денежных единиц мира, является весьма привлекательной валютой, притягивающей к себе, особенно в периоды кризисов, колоссальные массы “горячих денег”. Рынок страховых капиталов находится под контролем иностранных страховых компаний, главным образом швейцарских и английских. Как в Цюрихе и Люксембурге, рынок фондовых ценностей имеет довольно интенсивное развитие рынка облигаций и слабое - рынка акций, т.к. при инфляции меньше страдают держатели облигаций.

Районные различия. Можно выделить три крупных района на территории объединенной ФРГ: Север, Юг и Восток (“новые земли”). Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это особенно относится к сохраняющимся контрастам: “новые земли” - “старые земли”).

Между тем серьезные различия есть и на западе ФРГ. В “старых землях” еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных различий - “Север-Юг”, причем в отличие от привычной глобальной дилеммы (развивающиеся страны - богатый Север) речь шла о динамичном Юге ФРГ и отстающем Севере.

Север ФРГ тоже очень разный по внутренней структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и иными проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера - в Гамбурге, например, доля “морских” отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры в судостроении, а она давно уже кризисна, из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом судостроении.

Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица, относительно больше число людей, получающих социальные пособия.

Юг ФРГ - средоточие новых отраслей, производственная база тех монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов страны,- “Даймлер-Бенц” с его автозаводами у Штутгарта и предприятиями ВПК в Баварии, “Сименс” - с электротехническими заводами и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте и многие другие.

Важна и мощная научно-исследовательская и образовательная база района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в т.ч. традиционных и наиболее престижных Сюда притекает и большая часть государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-исследовательские центры крупнейших концернов. Около Мюнхена возникла “Изар вэлли” (названная так по аналогии с Кремниевой долиной в Калифорнии). Здесь сосредоточены более 200 электронных фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов.

Восток ФРГ (“новые земли”) - район небывалого в истории уникального эксперимента - поглощения социалистического (в течение 40 лет) хозяйства капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей (раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь - СССР). ВСП “новых земель” в десять раз уступал “старым”, хотя различия в доходах на душу населения несколько сократились.

Несмотря на десятилетие со дня введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной и иной помощи, на формально почти законченный процесс приватизации будущее района еще не определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии поглощения - что будет с энергетикой “новых земель” (переход с буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с гигантскими комбинатами химии (“Лойна”, “Бунаверке”), с заводами, специализация которых дублирует западногерманские предприятия, но которые неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение). Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в “старых” и “новых” землях. Перенос столицы из Бонна в Берлин - попытка создать новый импульс для перестройки хозяйства восточных районов.

Имеются и сложные социальные проблемы - безработица, более низкий жизненный уровень, трудности приспособления пожилых людей, имевших ряд социальных льгот, к новой ситуации и т.д. Пропаганда о начавшемся подъеме Востока, о том, что в начале ХХ1 в. он станет самым динамичным районом Европы, пока что не оправдывается.

Внешнеэкономические связи . Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг - четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6% в ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Информация за 2005 год.