Интересные факты о архитектуре. Интересные факты о строительстве

С ремонтом у каждого могут быть связаны разные ассоциации. У некоторых он вызывает прилив творчества и стремление к обновлению, у других – апатию и усталость. Но то, что ремонт был или будет присутствовать в жизни любого человека – это факт. Что же интересного известно о ремонте?

Происхождение слово «ремонт» имеет французское, и первоначально как во , так и в России относилось к армии, к конным подразделениям. «Отремонтировать», значило, сменить старых лошадей на молодых.Занимались закупкой и подбором лошадей офицеры, находящие в должности «ремонтера». С течением времени слово «ремонт» обрело более широкое значение и стало обозначать восстановление, реконструкция испорченного или разрушенного предмета, здания, интерьера и прочего.

С понятием разобрались. Не будем далее нагружать читателей обыденными фактами, расскажем о том, что возможно, они еще не знают о строительстве и ремонте.

Японские строители, приступая к застройке территории, выкапывают деревья. Но делают они это аккуратно, чтобы не повредить растения, которые сдаются в специальный банк на хранение. После завершения строительных работ, деревья вновь высаживаются на прилегающей к новостройке площади.

Для строительства одного из православных храмов древние зодчие использовали свинцовую кровлю – материал с хорошими изоляционными свойствами. Захватившие церковь монголы, остановились в ней на ночлег. Когда они развели там огонь, на них полился «свинцовый дождь», принятый ими как «божья кара».

Балконы в зданиях появились в 13 веке, но их предназначение отличалось от современного: это были монолитные плиты, выступающие перед фасадом и крепящиеся к стене с помощью кронштейнов. Они был необходимы как наблюдательные и оборонительные пункты. Сегодня же балконы – это неотъемлемое продолжение квартиры, предназначенное для комфортного отдыха.

Согласно произведению Шекспира, в Вероне имеется дом с балконом, где произошло признание влюбленных Ромео и Джульетты. В доме семьи Капелла, ставшей прототипом Капулетти, в 13 веке не было балкона, его специально достроили позже в качестве туристического объекта. Но мало кого из гостей Вероны интересует этот факт, многие верят в легенду о том, что постояв на балконе Джульетты, можно обеспечить свое семейное счастье.

«Голь на выдумки хитра», так гласит известная поговорка. Ее смысл подтверждают жители некоторых районов Индии. Они не выбрасывают даже использованные презервативы, используя их в качестве изоляционного материала в щелях своих домов.

Как убрать мусор после грандиозной стройки? Подобный вопрос возник и у строителей Зимнего Дворца, после возведения которого остались просто огромные горы мусора и всякого хлама. Решить проблему уборки взялся император: он издал указ, в котором разрешал всем желающим забрать из куч то, что ему покажется нужным. Для наведения чистоты таким способом понадобилось всего несколько часов.

Английские и французские власти в 18 веке ввели налог на установку дверей и окон в домах. В целях экономии люди стали делать одну дверь и максимум 1 окно. Для увеличения количества света стали применяться настенные светильники и устанавливаться большие зеркала.

Для скрепления камней при возведении , строители использовали раствор, замешанный на рисовой каше.

Линолеум был изобретен в 17 веке для защиты от проникновения влаги. Материалом для него служила обычная плотная ткань, которую пропитывали воском, смолой и льняным маслом.

Идея теплых полов была «позаимствована» у древних римлян. Еще в те давние времена под полом разводился огонь, поддерживаемый рабами, а дым выходил из труб–дымоходов, проложенных вдоль боковых стен домов.

Вряд ли кто-нибудь станет всерьез спорить с тем фактом, что строительство является одной из наиболее важных профессиональных сфер в жизни всего общества. Трудно даже представить себе мир без всех тех достижений в области архитектуры, которыми с таким удовольствием пользуются все современные люди. Естественно, что история строительного опыта человечества насчитывает не одну тысячу лет. За все это время накопилось множество интересных фактов о строительстве, а о наиболее любопытных из них вы сейчас и узнаете.

1. Знаете ли вы, что прославленная пирамида Хеопса на протяжении 3500 лет была самым огромным архитектурным сооружением в мире? Примечательно, что она строилась на протяжении 20 лет с использованием 2 300 000 каменных блоков, каждый из которых весит около 3 тонн. Причем вес некоторых из таких блоков превышает 15 тонн. Всего же в строительстве этой пирамиды участвовало более 10 000 человек.

2. А известно ли вам, что все египетские пирамиды изначально были не песчано-желтыми, а ослепительно белыми с идеально гладкими поверхностями? Этот удивительный факт объясняется тем, что при возведении гробниц для фараонов в качестве облицовки для их поверхностей использовались отполированные плиты известняка. К сожалению, с течением времени правители Египта постепенно срывали эту облицовку и использовали ее в личных целях.

3. Важно отметить и то, что при возведении знаменитого Суэцкого канала египетский правитель Мухаммед Али-паша ради экономии указал брать блоки из Великих Пирамид, то есть фактически приказал разобрать их. Благо, главным инженером проекта был Луи Лиан де Бельфон, сделавший фиктивные отчеты, согласно которым добыча камня из местных шахт обходилась дешевле. А если бы не этот умный архитектор, то вряд ли хоть одна из пирамид осталась бы целой… Но на этом месте интересные факты о строительстве лишь начинаются.

4. Примечательно, что знаменитая на весь мир Великая Китайская стена не один раз разрушалась завоевателями и многократно перестраивалась. Тем не менее, до наших дней сохранилось в отличном состоянии большинство фрагментов этого укрепления. Такая долговечность объясняется особенным цементным раствором, в состав которого входили гашеная известь и клейкий разваренный рис. Стоит отметить, что даже современные марки цемента не всегда могут похвастаться схожими свойствами.

5. Стоит упомянуть и про необычную особенность многих японских дворцов и замков. Абсолютно все лестницы делались в них исключительно скрипучими. Каждую деревянную ступеньку закрепляли особым V-образным креплением, которое при давлении издавало звук, напоминающий птичий щебет. У такой технологии есть даже свое название – «соловьиные полы». Все это делалось для того, чтобы чужие люди не могли незаметно попасть в дом.

6. Известно ли вам, что для взятия Казани царь Иван Грозный организовал одну из наиболее уникальных военных операций в истории? По указу правителя весь Кремль разобрали до основания и сплавили каждое бревнышко к истоку реки Свияги. На этом месте всего за 24 дня 76 000 человек построили заново всю крепость, словно конструктор.

7. Но давайте же перейдем к более современным интересным фактам о строительстве. Так, за весь срок возведения грандиозной плотины Гувера у реки Колорадо с 1931 по 1936 годы погибло 110 человек. Причем первым из них был рабочий с фамилией Тирни, который утонул при поиске удачного места строительства. Удивительно, что последним погибшим был его родной сын Патрик, умерший от отравления угарным газом.

8. А знаете ли вы, что если посмотреть на спутниковую карту Харькова (522 микрорайон), то можно заметить число 666, выстроенное из жилых многоэтажных домов? Изначально архитекторы планировали сделать из зданий надпись СССР, чтобы ее было видно с воздуха. Но позже в план внесли изменения, из-за чего и были построены три жилые «шестерки».

9. Любопытно, что в последнее время в Китае стало необычайно модно копировать целые жилые кварталы известных европейских городов. Так, всего в 27 км от Шанхая вы найдете целое поселение, выстроенное в характерном немецком стиле и даже с монументами Гете и Шиллеру. В городке Ченду вы увидите кварталы, которые являются копией английского Дорчестера. Еще недалеко от китайской столицы вы найдете «мини-версии» знаменитой Венеции и Барселоны. А в ближайшее время китайцы планируют построить австрийский Хальштатт с его обширным озером.

10. В качестве заключения стоит привести факт, связанный с великим завоевателем народов и полководцем Тамерланом. Примечательно, что после каждой своей победы грозный воитель приказывал строить целые пирамиды из черепов поверженных врагов. Так, самое высокое из этих жутких сооружений было возведено из 72 500 черепов и достигало в высоту более 10 метров.

История строительного опыта человечества насчитывает не одну тысячу лет. За все это время накопилось множество интересных фактов о строительстве и вот только некоторые из них.

Мосты инков

Инки считали мосты настолько священными сооружениями, что любой, кто наносил им вред, приговаривался к смерти. Пожалуй, самыми необычными и впечатляющими мостами инков были веревочные chacas, протянутые через огромные ущелья, каньоны и реки.

Канаты, из которых сооружались эти мосты, сплетались из волокнистых трав, а сами веревки иногда достигали толщины в человеческую руку и длины 53-х с лишним метров. Поддержанием состояния моста и его ремонтов у инков занимались специальные работники, которые полностью освобождались от иных занятий. Процесс ремонта такого подвесного моста был очень опасен и часто становился фатальным для обслуживающего персонала. На сегодняшний день в мире сохранился лишь один мост, построенный инками. Ему больше 500 лет, его называют Q’eswachaka и он перекинут через реку Апуримак в провинции Канас (Перу). Местные жители и по сей день, сохраняя традиции, поддерживают его в надлежащем состоянии и регулярно пользуются для перехода, хотя совсем неподалеку существует его современный, бетонный собрат.

Эмпайр Стейт Билдинг

В строительстве всемирно известной 103-х этажной башни Нью-Йорка использовался труд 3400 сотрудников, на постройку ушло больше 10 миллионов кирпичей, 730 тонн алюминия и нержавеющей стали, 473 км электрических проводов и 5663 м3 известняка. В самом здании работает 3 194 547 электроламп, проложено более 80 км труб отопления и 70 км водопроводных труб, 1060 километров телефонных кабелей и установлено холодильного оборудования общим весом 7450 тонн. Велики и отходы башни: около 100 тонн мусора из здания вывозится ежемесячно. Эмпайр Стейт Билдинг служит главным громоотводом для всех домов и строений в окрестностях, поэтому не менее 100 раз в год его поражает молния. Возведение этого небоскреба обошлось в $ 41 млн., что в 30-х годах прошлого столетия являлось огромнейшей суммой. Здание весит 365 000 тонн, а его объем составляет 1048000 м3. В течение сорока одного года это здание являлось самым высоким строением в мире.

Дома из навоза

Многие дома в сельских районах Непала изготовлены из смеси коровьего навоза, различных отходов, песка и глины.

А не так давно и индонезийская компания EcoFaeBrick стала выпускать кирпич, в состав которого входит навоз крупного рогатого скота, который в Индонезии присутствует в изобилии. Производитель утверждает, что этот экологически чистый материал на 20% легче и на 20% прочнее глиняного аналога. К тому же в производстве обходится дешевле.


Статуя Будды

Сейчас самой большой рукотворной фигурой Будды в мире является 120-метровая статуя Ushiku Daibutsu, построенная в 1995 году в префектуре Ибараки, в 50 км от Токио.

Пирамида Хеопса

Каждая сторона основания самой большой пирамиды в мире, известной как пирамида Хуфу или пирамида Хеопса, равна 230,4 метра. Таким образом, в площадь основания этого строения вместилось бы 10 футбольных полей.

Считается, что процесс возведения пирамиды длился 20 лет, а ее первоначальные размеры были еще больше. Ее масса сейчас оценивается примерно в 5,9 млн. тонн, объем — в 2 500 000 м3. И если принимать за основу, что строительство пирамиды длилось 20 лет, возможно рассчитать, что в день рабочими укладывалось порядка 800 тонн камня. Кроме того, так как пирамида Хеопса состоит примерно из 2,3 млн. каменных блоков, на протяжении 20 лет строителями перемещалось в среднем 12 блоков каждый час.

Практически все каменные глыбы, из которых состоит это удивительное строение, прилегают друг к другу с невероятно высокой точностью. Современные ученые, исследовав этот вопрос, подтвердили, что просветы между ними не превышают 0,5 миллиметров.

Пятиугольник Пентагона

Для тех, кто не знает, здание штаб-квартиры Министерства обороны США представляет собой пятиугольник. И история строительства этого необычного сооружения по-своему очень интересна. Решение о том, что военное ведомство Америки нуждается в новом здании, возникло в июле 1941 года. Изначально правительственные чиновники согласились, что данная штаб-квартира должна быть построена на берегу реки Потомак, в Арлингтоне, штат Вирджиния. И требований к его постройке было множество. Во-первых, планировалось, что его высота не будет превышать 4 этажа, что предопределило его «расползание» вширь, а не в высоту. Во-вторых, и это было одним из главных условий, в его конструкции должно было присутствовать минимальное количество стали. Пентагон и был построен как железобетонная конструкция, в постройке которой использовалось 680 000 тонн песка, извлеченного из реки Потомак. Третьим условием называлась способность пола здания выдерживать вес 732 кг на м2. Данная требование возникало из предположения, что Пентагон в случае надобности может быть использован как складское помещение.
Строительство Пентагона длилось примерно 16 месяцев, и обошлось американскому бюджету в кругленькую сумму — $ 83 млн. Его размеры тоже впечатляют: при том, что высота у здания довольно небольшая — 23 м, каждая из пяти сторон здания равна 281 метру в длину. Для того, чтобы обойти здание Пентагона, человеку потребуется идти около 20 минут обычным шагом.
Площадь здания составляет около 600000 м2, из которых более половины занимают офисные помещения. Пентагон имеет пять сторон, пять этажей над землей, два уровня подземных этажей и 28,2 км коридоров.

Великая китайская стена

Об этом сооружении китайской цивилизации написано немало, поэтому мы ограничимся лишь одним забавным фактом, который многие считают правдой, а кто-то – вымыслом.

Бытует мнение, что Великая китайская стена является единственным строением человека, видным не только из космоса, но и с самой Луны. По поводу Луны однозначно можно сказать, что это миф, и ученые это не раз доказывали. А вот о том, что китайскую стену видно на низкой околоземной орбите пока ведутся споры. Причем споры эти не раз решались даже в судебных залах. По крайней мере, астронавты утверждают, что невооруженным глазом усмотреть китайскую стену из космоса никому из них не удавалось. Однако, даже Европейское космическое агентство однажды пыталось официально доказать, что это возможно, выставив на своем сайте якобы фото стены. Впрочем, довольно скоро представители этой организации опровергли собственную информацию, заявив, что на фото фигурировала река. Так что, вероятнее всего, все же из космоса не видно ни одно существующее строение на земле. Даже Великая китайская стена, как бы кому-нибудь этого не хотелось.

Башня Джона Хэнкока


Башня Джона Хэнкока — это 60-этажный, 240 — метровый небоскреб в Бостоне. Построенный в 1976 году, он держал лидирующую позицию как самое высокое здание в Англии на протяжении 30 лет. Для своего времени башня Хэнкока являлась невероятным архитектурным шедевром, воплотившим в себя все самые новейшие технологии и модернистские идеи архитектуры. Однако, не смотря на всю свою шедевральность, данный небоскреб считается, пожалуй, и самым провальным высотным строением 20-ого века. И причин тому есть немало. Во-первых, завершение его строительства, которое планировалось на 1971 год, пришлось отложить на целых 5 лет по причине того, что процесс возведения здания повредил практически все рядом стоящие строения. В том числе и знаменитую церковь Trinity Church.

За все просчеты строительства и ремонтные работы пришлось заплатить владельцам проекта. И в общей сложности стоимость башни, которая первоначально равнялась $ 75 млн., возросла до $ 175 млн. Но самой главной проблемой небоскреба стали его большие окна (1,2 м — 3.4 м), застекленные антибликовым стеклом. Башне не исполнилось и месяца от рождения, когда в один непрекрасный день десятки стекол стали сами обрушиваться на мостовую. Стекла, которые не выпадали, тоже вели себя странно — они издавали необычные звуки, «пели», лопались и шли трещинами. Выглядело это настолько загадочно, устрашающе и мистично, что люди в панике разбегались с улиц и наотрез отказывались работать в зловещем небоскребе. Архитекторы рвали на себе волосы, давали многочисленные пояснения, извинялись и нанимали работников, отслеживающих появление новых трещин на стеклах. Но, однако, никак не могли понять, в чем причина такого поведения окон. В октябре 1973 года владельцы башни объявили, что вынуждены заменить все 10 344 оконных стекла, что обошлось им почти в $ 7 млн. Забавно, но около 5000 замененных, но целых стекол впоследствии были использованы в других местах, и все они неизменно были…обыкновенными. Замена такого количества стекол длилась несколько месяцев. В это время многие оконные проемы были забиты фанерными досками, и вскоре здание среди простого люда приобрело постыдное прозвище Фанерного дворца. Люди шутили, что башня Хэнкока стала самым высоким зданием из фанеры.

Но, и окна оказались не единственной проблемой построенной башни. Те немногочисленные жители Бостона, кто отваживался в ней работать, постоянно жаловались на «морскую болезнь» и укачивание, ибо на ветру небоскреб ощутимо шатало.
Здание укрепляли, обследовали и зачастую разводили руками, не в силах понять, какие злые чары на него наложены. В конечном итоге, в него «влили» еще несколько миллионов. И только после длительного и дорогостоящего исследования в аэродинамической трубе поняли, в чем причины. Оказалось, структура здания под воздействием ветра и в связи с термическим напряжением между внутренними и наружными стеклянными панелями как бы скручивается и теряет свою устойчивость. Именно законы физики, а никак не потусторонние силы были за это в ответе.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

В 1912 году рядом с американским городком Уичито-Фоллс нашли нефть, что обеспечило ему приток переселенцев и экономический рост. В городе стало не хватать офисных помещений, и инженер МакМэхон задумал строительство небоскрёба высотой 480 футов (около 146 метров), найдя для проекта инвесторов. Однако в контракте на постройку высота была указана не в футах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось 4-этажное здание высотой 12 метров, а инвесторы не смогли доказать в суде факт мошенничества. Сейчас это здание именуют самым маленьким небоскрёбом в мире.

В какой стране построен отдельный бетонный бункер в расчёте на каждую семью?

В 1967 году правитель социалистической Албании Энвер Ходжа запустил программу всеобщей «бункеризации» страны на случай войны. Она действовала почти 20 лет, и за это время было построено более 700 тысяч бетонных бункеров - по одному на каждую семью. В среднем на каждый квадратный километр территории Албании приходилось 24 бункера. Сегодня они частично демонтированы в городах, но большинство продолжают стоять и являются самой узнаваемой чертой албанского ландшафта. Некоторые бункеры переоборудованы в кафе или мини-отели, а самое популярное применение им нашли подростки для свиданий.

В какой стране большинство жителей допускают существование эльфов?

Самые известные представители исландского фольклора - это хулдуфолк, или скрытый народ, который часто отождествляют с эльфами. Согласно поверьям, эти существа прячутся в горах, хотя некоторые исландцы строят для них маленькие домики в своих садах и даже маленькие церкви, чтобы обратить эльфов в христианство. Иногда в Исландии проекты строительства зданий или коммуникаций меняют, чтобы не нарушить предполагаемые места обитания эльфов, а в 2004 году корпорации Alcoa даже пришлось получить сертификат от правительственного эксперта о том, что выбранное место для строительства завода по выплавке алюминия свободно от скрытого народа. Опросы показывают, что число допускающих или уверенных в его существовании исландцев больше, чем тех, что сомневаются или полностью отрицают эльфов.

В какой стране строят целые кварталы, почти полностью скопированные с европейских городов?

В Китае можно встретить целые кварталы, скопированные с европейских городов. Например, в 30 километрах от Шанхая выстроен «типичный немецкий город» со стилизованными домами, уличными фонарями, памятниками Гёте и Шиллеру, а в городе Чэнду - почти точная копия английского Дорчестера. Также недалеко от Шанхая есть «мини-версии» Венеции и Барселоны. В ближайших планах - «клонирование» австрийского Хальштатта, занесённого ЮНЕСКО в список мирового наследия, включая его знаменитое живописное озеро.

На спутниковых снимках какого украинского города можно увидеть число 666?

В 522 микрорайоне Харькова по плану должны были построить блок жилых домов, чтобы с воздуха они образовывали буквы СССР. Однако после постройки трёх букв С и вертикальной черты буквы Р в план внесли изменения. В результате сейчас эти дома можно увидеть как число 666.

Какой русский царь для взятия вражеского города приказал перенести по реке деревянный кремль?

Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

Пирамида Хеопса – самая большая из Великих Пирамид в Гизе состоит из 2,300,000 блоков. Вес каждого блока в среднем составляет 2.5 тонны, но есть и более крупные, чей вес доходит до 15 тонн.

Первоначально высота пирамиды составляла 146,6 метра – сейчас 137,2 метра – верхние камни попадали во время землетрясений. Длина стороны пирамиды – 230 метров

Наибольшая площадь поверхности, которая была непрерывно залита бетоном, составляет 207000 квадратных метров. Процесс заливки производился в течении 30 часов в 2007г. в городе Луисвилл, штат Кентукки, США.

Фонтан Фахда – самый высокий фонтан в мире. Он расположен в Красном море, недалеко от берега, в окрестностях саудовского города Джидда.
Два насоса поднимают воду на высоту 312 метров. Каждую секунду в воздух подается 625 литров воды со скоростью 375 километров в час. Масса воды, находящаяся в воздухе в любой момент времени, достигает 18,8 тонн.

Нью-Йорк является городом с наибольшим в мире количеством небоскребов, которые отличаюится также большим разнообразием как по внешнему виду, так и по технологиям, применённм при постройке. Наиболее сорвеменные используют последние достижения в архитектуре и строительных материалах материалах, так что, скажем, ограждения, нержавеющая сталь, или полностью стеклянные фасады это далеко не диковинка.

Наиболее известные небоскребы Нью-Йорка были возведены в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Сейчас в Нью-Йорке 140 небоскребов. Нью-Йоркские небоскребы имеют высоту как минимум 600 футов (183 м.). При проведении замеров включаются архитектурные детали, но не включаются мачты антенн.

Чикаго занимает второе место – 68 небоскребов.

Шоссе за сутки – рекорд строительства.

В Лос-Анджелесе на процесс строительства новой 16-километровой четырехполосной трассы, кстати, проходящей через центр города, было затрачено всего-навсего 30 часов. Стоимость дороги оказалась в 6,4 раза ниже, чем строительство известного Четвертого кольца Москвы.

Древний Рим был империей дорог. Только благодаря хорошему сообщению такая обширная территория могла управляться из центра. Дороги позволяли войскам оперативно оказываться в любом нужном месте, чиновникам и купцам - быстро и удобно добираться до любой провинции. Важной частью этой дорожной сети общей протяженностью почти 300 000 км были мосты. Римляне строили их так основательно, что и сегодня, по прошествии двух тысячелетий, около 300 из них продолжают существовать и ими до сих пор пользуются! Возведенный 2100 лет назад севернее Рима Мильвийский мост выдерживал во время второй мировой войны даже тяжесть танков!

Благодаря архитектору Витрувию, современнику Юлия Цезаря и Августа, оставившему потомкам 10-томный труд «Об архитектуре», мы довольно много знаем о тогдашней строительной технике. Важнейшей предпосылкой было точное планирование строительства еще до начала работ, включавшее и обмеры местности. Величина, форма и количество клинчатых камней, необходимых для возведения моста, также вычислялись заранее и сообщались работающим в каменоломнях. На каждый камень наносилась маркировка, делалась метка, указывающая точное место его установки в будущем сооружении.

Помимо строгих строительных планов, успеху работ способствовали хорошие измерительные приборы и единая система мер. Правда, римские строители не умели заранее рассчитать нагрузку строения, точный расчет здесь заменяли опытом и большим запасом прочности. Тяжелые камни приходилось доставлять на строительную площадку за многие километры, где с помощью деревянных лебедок, оснащенных полиспастами - специальным устройством из блоков, их поднимали на высоту до 50 м и устанавливали на нужное место. Несколько лет назад инженеры построили такую римскую лебедку по древним описаниям и изображениям, чтобы проверить ее грузоподъемность, и поразились: лебедка могла поднимать до 7 т! Причем она приводилась в движение только рабами, ходившими по кругу и вращавшими ступенчатое колесо.

Особым достижением римских строителей мостов был способ крепления опор на дне реки. Если не было возможности при помощи плотины временно изменить русло реки, на нужном месте насыпали искусственный остров. Главным вспомогательным средством для этого были сколоченные из досок, по возможности водонепроницаемые цилиндры, или ряжи, которые опускали на самое дно. Обычно два таких цилиндра вставляли один в другой и пространство между ними плотно заполняли глиной, которая не пропускает воду.

Тогда из внутреннего цилиндра уже было легко выкачать воду (частично с помощью черпалки, приводившейся в движение самим течением). Затем в зыбкое песчаное дно бабой забивали заостренные снизу дубовые бревна длиной в несколько метров и толщиной до 40 см и скрепляли их прочными деревянными брусьями. Вся эта конструкция и образовывала фундамент опоры.

Скальное же дно просто расчищалось, и на него при помощи водостойкого бетона укладывали тесаные камни. Он приготовлялся из смеси обожженной извести и вулканического пепла, добывавшегося неподалеку от Везувия. Такой строительный раствор затвердевал даже под водой и позволял так закреплять опоры моста, что они длительное время могли противостоять напору воды. Затем плотники строили для каждого запланированного арочного свода прочные деревянные кружала.

Они устанавливались на широких каменных выступах опор, их и сегодня еще можно видеть на некоторых римских мостах. Кружала держали на себе клинчатые камни до тех пор, пока свод арки не был полностью выложен и мог уже держаться самостоятельно; после этого кружала разбирали.