Финансовая система российской федерации. Финансовая система рф

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Цель создания внебюджетных фондов - обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ и для них существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

· Пенсионный фонд РФ (образован в 1990 г.);

· Фонд социального страхования РФ (создан в 1990 г.);

· Фонд обязательного медицинского страхования (создан в 1991 г.);

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Основными задачами Пенсионного Фонда являетсяаккумуляция основных взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

· безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов РФ.

Использование средств:

· выплата пенсий - по возрасту и инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет военнослужащим;

· выплату пособий – на детей в возрасте от полутора лет;

· одиноким матерям,

· лицам, пострадавшим от Чернобыльской АЭС;

· для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам

· финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;

· пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

(ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ создан для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решению задач по оздоровлению работников и ряда в области социального страхования работников.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822. Он призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.

Средства Фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

Единовременного пособия при рождении ребенка;

Ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

Социального пособия на погребение;

Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом;

Оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения отдыха;

Частичное содержание санаториев-профилакториев,

Санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования и т.д.

Средства Фонда образуются за счет:

Сумм единого социального налога, уплачиваемого работодателями;

Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на единый социальный налог- около 60%.

В расходах бюджета Фонда больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из Фонда идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (федеральный и территориальные) предназначены для получения бесплатной и общедоступной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, финансирования профилактических мероприятий и гарантирования оказания гражданам РФ медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Система ФОМС включает в себя:

· Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;

· Территориальные фонды ОМС

Источники средств ФОМС:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные поступления.

Основные статьи расходования средств ФОМС:

· на финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования;

· финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения,

· обеспечения профессиональной подготовки медицинских кадров;

· развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

· оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

· финансирования медицинских учреждений, оказывющих помощь при социально значимых заболеваниях;

· оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения;

· на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;

· на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства в части мероприятий в рамках ОМС;

· расходы на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по ОМС

Ни одно правительство не может обойтись без внебюджетных фондов. Что они собой представляют, какова их структура и значение в рыночной экономике?

Под фондом понимают запас материальных, а чаще денежных средств, предназначенных для: отложенного или какого-либо другого специфического потребления.

Роль основного, главного фонда субъекта играет бюджет, а внебюджетные фонды - соответственно роль дополнительных финансовых ресурсов. Роль и значение их постоянно меняется в зависимости от социально-экономической конъюнктуры.

Исторически внебюджетные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами.

При этом целью фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся общественное разделение труда, ограниченность жизненных ценностей, наличие товарно-денежных отношений. Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и любой другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1.

Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Форма функционирования внебюджетных фондов планомерность. Фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям всех финансовых категорий: основная - перераспределение финансовых потоков

От состояния финансовой системы полностью зависит уровень жизни страны. В макроэкономике она занимает одно из самых главных мест. По этой причине следует подробно изучать финансовую концепцию России и осознавать всю важность этой системы. Нужно глубоко вникать в принцип действия ее функционирования и механизмов.

Общие сведения

В настоящее время финансовая система Российской Федерации - это объект неугасающих споров и дискуссий. Существует множество современных проблем, с которыми она должна справляться. Например, недостаточный уровень удовлетворения потребностей каждого конкретного человека, большая социальная напряженность, непропорциональность развития экономических элементов, отрицательное воздействие на процесс воспроизводства, заметное отставание в приспособлении к изменениям финансовых и внешних товарных рынков и медленный темп развития. Финансовая система Российской Федерации - это экономические отношения, которые сгруппированы между собой по определенному признаку. Подобная взаимосвязь затрагивает практически все аспекты современной человеческой жизни. Эти отношения могут возникать между физическими лицами, несколькими юридическими сторонами, а также различными государствами. Таким образом, одну из сфер экономических взаимодействий представляют следующие элементы: семейный бюджет, финансы личных и домашних хозяйств. Проще говоря - капиталы населения.

Детальная информация

Понятие финансовой системы РФ рассматривается в качестве совокупности экономических отношений. В ее структуре выделяют отдельные сферы и звенья. На любом уровне хозяйствования финансы представляют собой элементы общественного производства, без которых существование и функционирование системы попросту неосуществимо. Также без них не представляется возможным:

1) скорейшее введение новых достижений науки и техники;

2) поддержание расширенного кругооборота фондов производства (как общественных, так и индивидуальных);

3) регулирование территориальной и отраслевой экономических структур;

4) удовлетворение остальных потребностей населения.

Определенные виды нужд есть у государства и хозяйствующих субъектов. Этим объясняется появление различных типов отношений, которые включает в себя финансовая система России. Сейчас некоторые специалисты в данной области не признают взаимодействие двух физических лиц экономической взаимосвязью. Тем не менее, существуют разнообразные издания, в которых освещается организация финансовой системы. Литература посвящена семейному и личному расходно-доходным планам, активам домашнего хозяйства.

Состав и структурные элементы

России состоит из нескольких взаимосвязанных органов и институтов. Главной целью экономики является удовлетворение великого множества общественных потребностей. Взаимодействием финансов охвачена вся система страны и сфера социальной деятельности. Общностью этих явлений объясняется существование специальных институтов внутри финансовой структуры. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить несколько понятий экономики Российской Федерации. Финансовая система страны представляет собой:

1. Совокупность различных институтов, каждый из которых участвует в образовании и последующем использовании соответствующих ему денежных фондов.

2. Общность специальных учреждений и органов, которые осуществляют финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Экономика образуется из взаимосвязи различных институтов, которые отвечают за регулирование создания, перераспределения и использования денежных фондов. Особенности развития страны в период перехода к рыночным условиям сильно отражаются на финансовой системе. Таким образом, в экономическую структуру России входят следующие денежные фонды и правовые институты, соответствующие им:

1. страны. Она включает в себя бюджеты органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федеральный.

2. Фондовый рынок.

3. Государственный кредит.

4. Внебюджетные фонды страны.

5. Финансы хозяйствующих субъектов.

6. Фонды страхования.

Общегосударственные финансы. Понятие, структура и назначение

Основой общегосударственных финансов являются различные бюджеты соответствующих уровней. В эту группу также включаются такие понятия, как государственное кредитование и социальные внебюджетные фонды страны. В регулировке разнообразных экономических операций и распределительных отношений макроуровня главная роль принадлежит именно этому типу финансов. Их формирование и распределение централизованы. Данный элемент системы находится в распоряжении у местных органов самоуправления и самого государства. На микроуровне за урегулирование экономических операций отвечают финансовые элементы предприятий, страхования и кредитно-банковской системы. Тем не менее, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны только на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Это обусловлено существованием плотной взаимосвязи между всеми составляющими частями финансовой системы. Государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных ресурсов посредством экономики. Для осуществления подобной деятельности используются различные нормативные акты и соответствующие законы. Также его инструментами выступают механизмы ценообразования, система кредитования, налоги и многое другое. Общегосударственные финансы России неразрывно связаны с остальными элементами экономики. Однако здесь присутствует некая двойственность. ВВП является главным источником пополнения доходов бюджетов на всех уровнях. Он формируется в сфере материального производства. Затем посредством налогообложения создаются бюджет РФ и социальные фонды. В то же время процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за собственный счет. Ими используется государственный кредит или прямые ассигнации из бюджета.

Роль привлеченных средств

Собственные финансы предприятия неразрывно связаны с системой кредитования. В случае недостатка денежных средств можно воспользоваться услугами банков. Чаще всего заемный капитал задействован в пополнении оборотного. Также для решения своих экономических проблем предприятия могут прибегать к средствам иных хозяйственных субъектов. Например, к таким как различные организации, компании и прочие. Подобную деятельность можно проводить разными способами. Например, для того, чтобы увеличить собственный капитал, прибегают к помощи акционирования. В свою очередь, выпуск векселей и облигаций проводится для осуществления займов. В конечном итоге взаимосвязь разнообразных элементов финансовой системы объясняется их единой сущностью. Государство играет важнейшую роль в развитии общества, как в экономическом, так и в социальном плане. По этой причине в его распоряжении сосредоточена большая часть денежных ресурсов. Оно осуществляет их использование через бюджет РФ, государственный кредит и различные фонды. Активы разных банковских структур и страхования образуются посредством привлечения свободных капиталов. Собственными средствами коммерческих организаций являются их накопления.

Характеристика финансовой системы РФ. Особенности

Управление экономикой и финансами государства осуществляется при помощи важнейшего инструмента - многоуровневой структуры. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. Вся структура включает в себя местный, региональный и Федеральный бюджеты. В условиях современной глобализации хозяйственной деятельности активы каждой страны становятся основой ее экономической безопасности. От их размера и свойств зависит:

Проведение социальных программ;

Обеспечение органов управления всех уровней;

Развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства;

Поддержка экономики и ее субъектов в рамках государства, а также многое другое.

Финансовая система страны состоит из множества элементов. Одни из них финансируются в рамках принятого другие - нет. Например, для реализации программ, носящих социальную или медицинскую направленность, создаются внебюджетные фонды. Государство, как участник внутренней рыночной системы, может выступать в качестве заемщика денежных средств у других субъектов рынка. Кредиторами в таком случае будут являться юридические и физические лица, имеющие в своем распоряжении свободные денежные активы. Необходимости в займах наступают при образовании дефицита в бюджете. Кредитование используется и для кратковременного вливания денежных средств в определенные секторы экономики с целью поддержания финансовой стабильности страны. В случае, когда государство прибегает к займу у сторонних организаций или физических лиц, возникает госдолг. По своим характеристикам он делится на два типа: внутренний и внешний (в зависимости от места регистрации кредитора). По своей форме взятые на себя государством, могут быть представлены в виде:

Кредитов;

Государственных займов, проведенных с использованием выпуска на рынок ценных бумаг;

Иных задолженностей.

Изменения, внесенные после распада СССР

Развитие финансовой системы Российской Федерации в последние годы заметно приостановилось. В некоторых секторах государственной экономики наблюдается рост показателей, однако большинство отраслей переживают период застоя и незначительного прироста. Банковская система смогла после года практически полностью восстановить свою функциональность. Активно развивается сфера кредитования, тем самым оказывая существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. При этом доля займов, выданных частному сектору, постоянно увеличивается, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения в целом. В последнее десятилетие выросли фондовые индексы, повысились международные рейтинги финансовой устойчивости России. Тем не менее, доля привлеченного иностранного капитала в финансовую систему страны, по сравнению с экономикой развитых государств (Германия, США, Франция), остается на сравнительно низком уровне. Однако стабильный рост индексов и рейтингов создает благоприятную обстановку для иностранных и отечественных инвесторов. В последние годы наблюдается положительная динамика роста финансовых ресурсов и падения процентных ставок по кредитам. Предпосылками для возникновения этих явлений следует считать увеличение объемов внешней торговли, рост продаж сырья в валютах иностранных государств, а также общую внешнеэкономическую политику государства. Доступность денежных средств в результате понижения кредитных ставок благоприятно сказалась на работе крупнейших предприятий страны, которые увеличением финансовой активности стимулировали рост экономики. Современная финансовая система РФ после череды преобразований стала выполнять свою основную задачу - обеспечение роста экономики страны.

Реформы в данной области

Управление финансовой системой в России долгое время не подвергалось существенным изменениям. В 2006 году в законодательстве происходят кардинальные реформы. Они коснулись, в первую очередь, формирования и расходования средств бюджета Российской Федерации. Появились новые структурные единицы. В частности были сформированы бюджеты отдельных муниципальных образований и городских поселений. В дальнейшем законодательная база этих проектов подверглась существенной переработке. Один из основных рисков, которым подвержена финансовая система Российской Федерации, - это просроченная задолженность по кредитным банковским обязательствам. Величина этого совокупного долга постоянно растет, что оказывает негативное воздействие на различные секторы экономики. В свою очередь, банки для продления кредитных обязательств нуждаются в постоянном притоке денежных средств. По расчетам экономистов, доля таких долгов может вырасти до 10 % от общей структуры кредитного портфеля, что отрицательно скажется на всей экономической структуре. Правительство РФ ищет пути решения данной проблемы. Предлагается увеличить капитализацию крупнейших банков за счет государственных облигаций. Также рассматриваются варианты повышения страховой части вклада и отзыва лицензий на ведение финансовой деятельности у ряда "ненадежных" финансовых учреждений.

Истоки возникновения современных проблем

Ряд крупнейших отечественных экономистов считают, что причина слабости, которую имеет финансовая система Российской Федерации, - это неумение быстро подстраиваться под динамично изменяющую конъюнктуру рынка, а также слишком большая сырьевая зависимость и отсутствие конкуренции в некоторых сегментах. Правительство, вводя новые экономические реформы, пытается выровнять непростое положение денежной сферы. Происходят регулярные вливания капитала из Резервного фонда, который, в свою очередь, сформировался в момент (до 2008 года). При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что его средства не безграничны и их хватит всего на несколько лет. Современная Россия переживает сложный процесс формирования своей экономической структуры. Многие отрицательные факторы, сопровождающие это действие, например, долги по кредитным обязательствам, в сложившейся ситуации сложно поддаются анализу и контролю. В таких условиях достаточно сложно наладить работу одной из основных функций стабильного рынка - перераспределение финансовых (ресурсных) потоков внутри него.

Заключение

Экономика, в основе которой находится система банковского финансирования, имеет широкие возможности оперативно реагировать на любые изменения. Центральный банк является конечным участником этой кредитной структуры. В связи с этим развитие финансовой системы в РФ предполагается начать с выделения банковского сектора, в котором будет происходить основное перераспределение ресурсных потоков. Для этого необходимо иметь устойчивую структуру, исключив из нее всех слабых участников. При этом необходимо параллельно развивать финансовые рынки Российской Федерации, которые, за исключением валютного, находятся на начальной стадии зарождения. Только в этих условиях возможно создать здоровую экономическую базу. Именно на нее в дальнейшем будет возложена основная задача перераспределения финансовых ресурсов в рамках страны.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

1. Понятие финансовой системы и ее состав.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимо­действующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и ис­пользуют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвести­рование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают де­нежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в еди­ное целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Звенья финансовой системы:

1) В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

2) Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственная бюджетная система РФ (ГБС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

    принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

    принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

    принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

    принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Реализация этих принципов прослеживается и в Бюджетной системе субъектов РФ (БСС РФ).

3) Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко­номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочислен­ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ­но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп­ления которого зависит прочность и надежность всей сис­темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас­ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

4) Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

Целевого использования средств этих фондов;

Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

Финансирования территориальных нужд.

5)Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Размер процентной ставки за пользование ссудой;

Другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита:

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

Федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

Региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

Международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

Иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

Федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

Решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

6) Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная финансовая категория, функционирующая, а именно, в процессе сотворения и распределения валового внутреннего продукта и государственного дохода. Финансы организации представляют собой валютные дела, средством которых осуществляется производственно-хозяйственную деятельность по созданию, вербованию, распределению и использованию доходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачки, работают на базе определенных хозяйственных принципов, выполняют признанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла. В современных критериях, когда организация без помощи других воспринимает решения, резко увеличивается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта.

7) Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Домохозяйства зарабатывают и тратят деньги. Величина их расходов на покупку товаров и оплату услуг зависят от уровня цен, потребности в различных благах, объема денежных доходов, а также от суммы налогов, которые нужно платить.

В обеспеченных домохозяйствах денежные доходы обычно превышают расходы, и образуются сбережения.

Но если денежные сбережения хранить у себя дома, то они не приносят дохода, а при инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, увеличения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить в банк.

То есть можно сказать, что финансы домохозяйств – это мощный элемент финансовой системы, ведь число домохозяйств на территории страны огромно, они платят налоги, а их денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с ценными бумагами.

Финансовая система России

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

  1. Государственную бюджетную систему;
  2. Внебюджетные специальные фонды;
  3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
  4. Фонды страхования (имущественного и личного);
  5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет . Финансовые институты:

  1. Бюджетные фонды (БФ).
  2. Внебюджетные фонды ВБФ.
  3. Децентрализованные Фонды (ДФ).
  4. Страховые фонды.
  5. Государственный и муниципальный кредит.
  6. Валютно-денежная система (ВДС).
  7. Финансы предприятий различных форм собственности.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Финансовая система России" в других словарях:

    Финансовая система России - включает государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - (англ. financial system) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (орг ции, учр ния,… …

    Финансовая пирамида - (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

    Рубль серебром. 1723 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Система (значения). ОАО АФК «Система» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже … Википедия

    ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (англ. financial security) – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    - … Википедия

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 10, 11 кл. Экономический профиль. , Киреев, Алексей Павлович. "Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан…
  • Финансовая аналитика: проблемы и решения № 43 (277) 2015 , Отсутствует. Научно-практический журнал – информационно-аналитическое издание, посвященное вопросам повышения эффективности управления финансами как на макро-, так и на микроуровнях экономики.…

На вопрос Входит ли ЦБ РФ в финансовую систему РФ? заданный автором M лучший ответ это 1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ
1.1. Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д.
Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.
В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:
* как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
* как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т. д.
Финансы Российской Федерации - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
1.2. Финансовая система РФ, ее состав. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) .
Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Источник:

Ответ от Натали700711 [гуру]
он во главе ее


Ответ от Короста [гуру]
конечно.


Ответ от Приспособиться [гуру]
входит -как главный интрумет регулирования деятельности Банков и не только..


Ответ от Европейский [гуру]
Цели и задачи деятельности
Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
[править] Собственность