План лекций и семинарских занятий:
2. Финансовая политика РФ.
3. Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ.
4. Управление финансами.
Термин «Апапяга»возник в XI-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем этот термин получил международное распространение, начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств, т.е. стал отражать денежные отношения между субъектами - деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов). Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: государство обладало особыми полномочиями. В данном процессе формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, эти отношения носили фондовый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим тежам государственно-принудительного характера, что достигалось правовой деятельностью государства, созданием соответствующего фискального аппарата.
Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег. Более эффективного способа управления человечество пока не придумало.
Финансы - совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Финансы -это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целевые фонды денежных средств в совокупности представляют собой финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная категория (с помощью финансов происходит распределение нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства.
Функции финансов:
распределительная (распределение национального дохода) - заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы: зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских хозяйств; доходы предприятий сферы производства.
Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах рационального использования накоплений предприятий. В результате перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы;
контрольная - контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, заключенная в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности;
регулирующая - связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельности решаются задачи: планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства; экономического стимулирования общественного производства в целях его развития и интенсификации; контроля за законным и целесообразным использованием денежных и материальных ресурсов.
Финансовая политика РФ
Финансовая политика - совокупность определенных мер осуществляемых государством в той или иной области. Объектом этой политики выступают финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в руках субъектов хозяйствования и государства, использующиеся и расходующиеся на нужды воспроизводства, материальное стимулирование работающих, социальные и другие потребности.
Источники финансовых ресурсов: стоимость ВВП; доходы от внешнеэкономической деятельности; часть накопленного национального богатства (природные богатства, золотовалютный запас). Аспекты финансовой политики:
2) функциональный аспект (налоговая, бюджетная, страховая политика);
3) временный аспект (бюджетирование);
4) управленческий аспект:
^ на государственном уровне; ^ нарегионал ьном уровне; ^ на субъективном уровне.
Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ
Финансовая деятельность любого государств а -это процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.
Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита и других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие задачи: ^ собирания фондов денежных средств; ^ распределения и использования этих средств.
Методы собирания фондов денежных средств: ^ налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет; ^ метод обязательных платежей юридическими и физическими лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования, обязательного медицинского и другие;
государство использует метод добровольного денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретения облигаций и ценных бумаг;
метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые услуги (судебная, таможенная пошлина и др.); метод страхования (формирования страховых фондов); эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
финансирование;
кредитование;
выплата страховых возмещений; ^ осуществление расчетов между различными субъектами.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом. Кэко- номическим отношениям относятся отношения в области бюджета или все отношения в области налогов и кредита.
Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образуют финансовую систему.
Финансовая система - совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходуетденежные средства (рис. 1).
Государственные финансы включают в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование.
С ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ^ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный^ ^государственны:
Внебюджетные фонды
"Государственный кредит
г |
Фонды страхования |
арендных
^ общественных
Рис. 1 Финансовая система Российской Федерации
Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также представления банковских ссуд.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные, ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые ресурсы.
Управление финансами
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов.
В управлении финансами, как и в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами - организационные структуры, осуществляющие управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: ^ финансы предприятий; ^ страховые отношения; ^ государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления: ^ финансовые службы (отделы) предприятий; ^ страховые органы; ^ финансовые органы; ^ налоговые инспекции.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Общее управление финансами в Российской Федерации гулируется Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7,39,41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8,74), обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: у" установление основ единого рынка;
^ финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; ^ федеральные экономические службы (ст. 71); ^ федеральный бюджет; ^ федеральные налоги и сборы;
^ федеральные фонды регионального развития (п
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.
В этом смысле финансы тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента. В отличие от них, финансы представляют систему отношений, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства.
Финансы – отношения следующих компонентов:
1. отношения по созданию и использованию централизованных фондов государства;
2. отношения по распределению и перераспределению ресурсов путем использования государственного бюджета территориальных бюджетов и внебюджетных фондов;
3. отношения по созданию и перераспределению фондов предприятий, домашних хозяйств.
Сущность финансов, закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе производства определяется экономическим строем общества, а также функциями государства. Финансы как экономическая категория выражает экономическое отношение по поводу производства, распределения и использования ВВП и национального дохода (в дальнейшем – НД).
Финансы являются связующим звеном между ВВП и НД и использованием или распределением товаров и услуг. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено следующими факторами:
1. общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
2. развитие товарно-денежных отношений с ростом производства и увеличением ВВП и НД;
3. появлением самостоятельных независимых хозяйственных субъектов;
4. созданием централизованного государства.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Критериями отнесения тех или иных отношений к финансовым можно назвать следующие:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
Финансовые отношения выражают денежные отношения между:
· предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
· предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
· предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);
· предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдльных затрат);
· предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);
· государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);
· банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
· вышеуказанными и теневой экономикой.
Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений. Финансовая система включает 2 сферы финансовых отношений:
1. Децентрализованная сфера. Ее звенья: финансы предприятий и финансы домашних хозяйств. Они являются основой финансовой системы. От их состояния зависит общее финансовое положение страны. Главным источником производства и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятие самостоятельно распределяет ее, формирует производство и социальные фонды, изыскивает средства для инвестирования, использует ресурсы финансового рынка.
2. Централизованная сфера. Звенья: федеральный бюджет, региональные бюджеты (89), местные бюджеты (более 29000), внебюджетные фонды. Централизованная сфера находится в собственности у государства в соответствии с Кодексом от 1.01.2000. Каждый бюджет автономен, т.е нижестоящий не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический бюджет, который объединяет ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет централизованных фондов обеспечивается расширение госпроизводства на макроуровне путем перераспределения финансов между отраслями и территориями.
В начале 90х годов было более 20 внебюджетных фондов (экономических и социальных). К 1999 году эти фонды были консолидированы с федеральным бюджетом, а региональные фонды – с региональным бюджетом. В настоящее время сохранены 3 социальных внебюджетных фонда. Важнейший из них – Пенсионный. Фонд формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных из собственных инвестиций фондов. Средства Пенсионного фонда идут на выплату пенсий, инвалидных, потере кормильца, выслуги лет.
Существуют еще фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды медицинского страхования.
Общепризнанным считается, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями.
Финансы являются одной из таких стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства, наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, как деньги и финансы, трудно различимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.
Не вносит определенности и слово финансы, которое произошло от латинского слова financia и в переводе означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги» , но не аналогично ему.
В экономических кругах, практически, все денежные отношения и расчеты стали причислять к финансовым – организаций всех форм собственности, инвестиционных институтов, банковской сферы, домашнего хозяйства и другие, имеющие стоимостное выражение.
Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.
Для определения сущности финансов необходимо выделить отличительные признаки финансов от денег, как экономических категорий, выражающие определенные экономические отношения.
В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, а также на имеющие и не имеющие стоимостную оценку. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы между собой и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.
Денежные отношения подразделяются на обслуживающие воспроизводственный процесс, то есть отношения, являющиеся объективно необходимыми для воспроизводственного процесса. Это такие отношения как: рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства, как органа управления экономикой, и выполнения им своих функций. Именно эти последние, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления обозначаются как финансовые. К финансам относят и отношения по распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.
Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) - имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) – не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.
В зарубежной экономической литература вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента и составной его частью является финансовый менеджмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих субъектов и финансами. Причем, следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели).
Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.
Финансы, как система экономических денежных отношений, формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.
Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов, как экономической категории, проявляется в ее функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:
1. Формирования денежных фондов (доходов) и средств . Под содержанием этой функции понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (вернее совокупного общественного продукта). Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом случае проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих субъектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т.п. Во втором случае – в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.
2. Использования денежных фондов (доходов) и средств . В этой функции через организацию финансовых отношений общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности и в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.
3. Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности по отношению к категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, эта функция присуща управлению, в том числе государственному. Так как финансы являются категорией тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция, которая проявляется в деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.
Именно в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и обличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».
Роль финансов в системе денежных отношений, как категории состоит в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.
Итак, финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций, принимающая законодательно закрепленный характер использования.
Субъектами управления финансами являются руководящие органы и руководимые ими хозяйствующие субъекты (см. рис. 1.1).
Контрольные вопросы:
1. Дать определение финансов как экономической категории.
2. Какие функции выполняют финансы.
4. В чем заключается роль финансов в системе денежных отношений.
ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Понятие финансов
Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.
По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».
Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.
В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.
Особенность финансов как общественных отношений
Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства .
Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений . В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства . Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.
Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности . Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.
Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.
Структурная единица 1.1 Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственном процессе
Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с развитием и совершенствованием государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство.
Возникновение государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Будучи категорией исторической, финансы претерпевают определенные изменения по мере преобразования, развития экономики и общества.
Финансы как полноценная система организации финансовых отношений. История термина «финансы» прошла в своем развитии несколько этапов. По мнению профессора Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально, в XIII- XV вв., считалось, что термин «финансы» возник в торговых городах Италии и обозначал в то время любой денежный платеж. С XVI по XIX в. в научной литературе возникновение финансов как полноценной системы организации финансовых отношений стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием.
Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что с помощью финансов формировались доходы и расходы государства. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества в пользу государства, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним - и финансы как способ содержания этого института. Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что государство необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.
Действительно, для нормального развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения.