Земельный кодекс разрешение на строительство. Как получить разрешение на строительство: перечень документов, сроки

Быстрое получение разрешения на строительство даже для частного сектора ранее было несоизмеримо долгим. Что же изменилось за последнее время в Московской области?

Текущая ситуация

С 2015 года Минстроем Подмосковья было введено изменение в процедуре выдачи разрешений на строительство. Ранее документы рассматривали в муниципалитетах, сейчас данная процедура перешла в ведомство региональных властей, а все из-за сроков выдачи и неправомерной застройки.

Полномочия перераспределили, в первую очередь, из-за задержек. И речь не о банальных жилых кварталах, а о ведущих объектах федерального значения.

Для всех объектов в Московской области действует упрощенная система, созданная для экономии времени. Данные нововведения не относятся к индивидуальному жилищному строительству за пределом земельного участка. Проще говоря, комплексное освоение территории не упрощено.

Оформлять разрешения и получать градостроительные планы теперь можно через Многофункциональный центр по всему Подмосковью.

О порядке получения в Подмосковье

Теперь процесс получения разрешений на строительство для Подмосковья будет более честным по сравнению с несуразной и хаотичной застройкой всех направлений на данной территории.

Как будут улучшать ситуацию? Планируется централизация процесса по выдаче документов . Планируют передать полномочия Государственному строительному областному надзору .

Важно знать и понимать, что власти стремятся создать систему, аналогичную московской.

Будет разрабатываться первоначально документация, связанная с проектами и архитектурой. Дальнейшая экспертиза данных документов обязательна.

После одобрения экспертов документы пойдут не в муниципалитет, а в единую информационную базу. Что будет в итоге? Сделают службы одного окна, одинаковый подход для всех, а также равные условия.

С марта 2016 года приостановлен процесс выдачи разрешений по всему Подмосковью.

Список документов для получения разрешения теперь будет аналогичен с Москвой, однако в некоторых районах Москвы требуют более тщательный пакет документов и справок.

При наличии всех бумаг нужно будет ждать решения не более 14 суток . При получении документов, устанавливающих право на земельные участи, необходимо ждать три месяца .

Документы для разрешения

Изменения в процессе получения разрешений затрагивают абсолютно всех, в том числе и физических лиц.

Перед началом капитального строительства нужно оформить и предоставить:

  1. Документ, подтверждающий .
  2. Решение по проекту для дома, дачи или коттеджа
  3. План по застройке участка (М 1: 500). Необходима разбивка осей всех строений.
  4. Договор с подрядчиками (если таковые имеются).
  5. Разрешение Муниципалитета (по новой поправке от ведомства региональной власти).

Набор документов будет рассматриваться от 7 до 14 дней в Госархстройнадзоре.

Новости по продлению разрешения

Заместитель главы Правительства Подмосковья заявил о наличии возможности продлить разрешения при отсутствии генплана. Продление было возможным до первого июня 2016 года. Что же произошло после наступления данной даты? На данный момент процедура продления предполагает обязательное предоставление генплана земельного участка .

При отсутствии генплана не допускается даже процесс рассмотрения возможности продления.

В 2019 году предполагается общее принятие генпланов по всему Подмосковью. В связи с отсутствием возможности подобных продлений по всей стране наблюдается устойчивая тенденция к падению уровня строительной активности .

Реестр и выданные разрешения

С начала 2017 года на территории Московской области было введено в эксплуатацию около миллиона квадратных метров жилья .

Но за этот же период чуть менее миллиона квадратных метров было введено недвижимого имущества, принадлежащего к нежилому фонду.

Правительство приняло решение о выдачи разрешения на строительство 4,5 млн. квадратных метров недвижимости. Почти половина из данных площадей приходится к нежилищному фонду.

Кроме того, были выданы разрешения на строительство ряда объектов, относящихся к сфере образования, а также здравоохранения.

Сколько должно стоить разрешение на строительство: помощь в оформлении

Важно знать, что только аккредитованные организации имеют право оказывать официальную помощь по оформлению разрешений на строительство.

Как правило, услугами таких организаций пользуются владельцы участков в Подмосковье на проблемных территориях или же без возможности самостоятельного получения разрешения.

Сколько берут за помощь?

Приведем приблизительные расценки компаний, занимающихся данной деятельностью более 10 лет:

  1. Разрешение на строительство дома, коттеджа или – 50 000 рублей. Процедура длится не более трех месяцев.
  2. Оформление построенной недвижимости – 40 000 рублей. Процедура длится не более двух месяцев .

В итоге клиенты получают документ ГПЗУ, СПОЗУ и официальное разрешение на десять лет .

Как получить разрешение на строительство частного дома в Московской области: видео

На видео ниже описывается порядок получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома в Московской области.

Градостроительный кодекс РФ частью 11 статьи 51 в редакции Федерального закона № 305-ФЗ от 22 ноября 2010 года устанавливает, что срок получения разрешения на строительство составляет десять дней со дня подачи заявления застройщиком с приложением документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения. Фактически, с момента принятия решения застройщиком о строительстве объекта или его реконструкции до получения разрешения на начало работ может пройти не один год. Время подготовки к получению разрешения на строительство зависит от сложности объекта строительства и его места расположения. Немалую роль играет и то, кто именно будет занимается всем процессом подготовки строительства.

Если сбором и подготовкой всех необходимых материалов занимается сам застройщик, это занимает много времени и сил. Такой вариант приемлем для индивидуальных застройщиков или при строительстве или реконструкции незначительных объектов капитального строительства. Незнание всех необходимых нормативно-правовых действий, их порядка и последовательности приводит к увеличению сроков получения необходимых разрешений, согласований, не исключены случаи отказа и необходимости повторного прохождения отдельных процедур.

Обратиться к специальным организациям?

В сложившейся ситуации есть специализированные организации, которые оказывают услуги Технического заказчика по получению необходимых разрешений, согласований и подготовке комплекта документов для оформления разрешения на строительство. Преимущество этих организаций заключается в том, что они хорошо изучили и знают все необходимые процедуры, порядок их прохождения и действующие нормативно-правовые акты, принятые как на федеральном уровне, так и местными органами законодательной и исполнительной власти. Не редко ускорение прохождения различных согласительных или разрешительных процедур происходит за счет личных контактов сотрудников подобных организаций.

Или собрать документы самостоятельно?

На основании опыта работы организаций - Технических заказчиков в городе Москве можно рассмотреть время прохождения отдельных этапов подготовки строительства, из которых в конечном итоге складывается срок получения разрешения на строительство. Начнем с правоустанавливающих документов на земельный участок. Оформление договора купли-продажи земельного участка обычно занимает более ста дней. Если при этом возникает необходимость выполнить межевание и кадастрирование земельного участка, нужно прибавить ещё как минимум полгода. Оформление прав на долгосрочную аренду земельного участка занимает от трех месяцев. Не забывайте, что в статье 51 часть 7 ГрК РФ в перечне документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на строительство, под первым номеров записаны правоустанавливающие документы на земельный участок.

Полный комплекс услуг по подготовке и согласованию проектной документации от сбора исходных данных для проектирования до получения разрешения на строительство и ордера на проведение земляных работ (при условии, что земельный участок уже оформлен) может составлять:

  • реконструкция – от 6 до 18 месяцев;
  • новое строительство – от 6 до 24 месяцев.

При рассмотрении приведенных примеров необходимо учитывать то, что опытный Технический заказчик может совмещать различные независимые этапы подготовки строительства с целью уменьшения общих сроков строительства. Например, получение временного разрешения на строительство позволяет начать работы на строительной площадке до завершения всех процедур по оформлению самого разрешения на строительство, что позволяет ускорить ввод объекта в эксплуатацию.

Как следует из приведенных примеров, десять дней ожидания после подачи заявления на выдачу разрешения на строительство являются финальной точкой на длительном и непростом пути подготовки к строительству.

Даже и думать не стоит о начале строительных работ на земельном наделе, если на то нет специального разрешения властей. Это официальный документ, дающий право на реализацию проекта многоквартирного дома. Данная бумага подтверждает соответствие разработанной технической документации здания всем установленным нормам градостроительного плана. На ее основании землевладелец может проводить строительные и реконструкционные работы на своем участке. Согласно требованиям российского права, разрешение на строительство многоквартирного дома является основополагающим актом оценки конструктивных, инженерных и иных характеристик безопасности, долговечности и устойчивости будущего сооружения. Без наличия данного документа возведение капитального здания строго запрещено, иначе право на его собственность признают незаконным. То же самое касается и фактов самовольного ремонта или реконструкции объектов недвижимого имущества. Вот почему так важно своевременно получить разрешение на строительство многоквартирного дома.

Этапы проведения работ

  1. Возведение многоквартирного дома должно проходить по определенному плану. Существует установленный порядок созидания как жилых объектов, так и загородных коттеджей, и каждый застройщик обязательно должен ему следовать, если не хочет в дальнейшем нажить себе много проблем.
  2. Первым делом выбирается место расположения задуманного объекта. При этом учитывается ряд характеристик, которыми непременно должна обладать территория застройки – нахождение в близости от всех жизненно необходимых социальных объектов – поликлиник, детских садов, школ, зон для прогулок, магазинов, аптек и т.п. Обязательным условием при выборе места также является наличие технической возможности подключения возводимого многоквартирного дома к сетям связи и всем требуемым централизованным инженерным коммуникациям (электричеству, газопроводу, канализации, отоплению водоснабжению, вентиляции и т.д.).
  3. Разрабатывается, согласовывается, одобряется и утверждается градостроительный план участка. В нем содержится информация о местонахождении объекта, размер отступа до соседних смежных объектов, инженерно-коммуникационных сетей и т.д. Если на участке не слишком плотно размещены многоквартирные дома, то в этом случае будет проще получить разрешение на строительство ЖК .
  4. Следующий шаг включает в себя осуществление геологических и геодезических мероприятий. В первом случае скрупулезно проверяется состояние грунта, оцениваются его физико-механические характеристики, изучаются гидрологические условия для прогноза их поведения в ходе строительных работ. В результате определяются оптимальные конструктивные особенности здания с учетом всех негативных факторов, влияющих на его возведение и эксплуатацию. Перед началом проектировочных и ландшафтных работ делают топографическую съемку участка земли. Эта процедура нужна для получения достоверных данных о рельефе местности, создания ее точной цифровой модели или эскиза на бумаге с указанием имеющихся там объектов. Топографический план отображает точное расположение будущего здания, его координаты и линейные размеры.
  5. Далее начинается проектирование здания. Для этого в дело вступает профессиональный инженер-конструктор, в чьи обязанности входит оценка будущего сооружения с точки зрения его функциональности (комфорта и безопасности). Специалист проверяет, насколько дом отвечает санитарным и экологическим стандартам и нормам, достаточно ли он пригоден для проживания.
  6. Заключительным этапом является сам строительный процесс, состоящий из ряда последовательных, вытекающих одна из другой операций по возведению здания.
  7. И, наконец, останется дело за малым и, наверняка, самым приятным – привести в порядок окружающую территорию – благоустроить и озеленить ее.

Органы, уполномоченные на выдачу разрешений

Разрешение на строительство дома выдается местными органами исполнительной власти или же органами местного самоуправления. Одобрение должностных лиц требуется не только в случае с реализацией всего проекта, но и каждого из его этапов по отдельности.

Правила выдачи разрешений

Чтобы власти не препятствовали возведению здания на участке, следует действовать в рамках закона и не заниматься произволом. В стремлении получить разрешение на строительство дома хозяева наделов готовы пройти утомительные бюрократические процедуры. И в первую очередь им необходимо заполнить форму заявления по определенному образцу. За этим следует процесс по сбору целого пакета документов:

  • документы о праве на обладание земельным наделом;
  • градостроительный план участка;
  • проектная документация, состоящая из текстовых и графических материалов и определяющая функционально-технологические, инженерные, архитектурные и конструктивные решения, включая пояснительную записку;
  • в некоторых случаях экспертное заключение в отношении проектной документации;
  • специальное разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
  • согласие собственников на проведение реконструкции.

За разрешение на строительство дома платить не нужно, т.к. оно выдается бесплатно. Но все-таки расходы нести придется, и сопряжены они будут с изготовлением остальных бумаг, входящих в комплект.

Какие еще шаги должны быть предприняты?

Для передачи копии заявления и необходимых документов просителю нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства местной администрации того округа, к которому относится участок. Помимо всего прочего, следует заранее подготовить копию градостроительного плана и кадастровую выписку надела. Разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается сроком на 10 лет. Его действие может быть продлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Проектная документация

Строительство многоэтажного дома должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией, которая в свою очередь, должна отвечать всем требованиям градостроительного плана участка. В противном случае можно столкнуться с массой неприятных последствий, таких как трещины стен и фундамента, неравномерная усадка сооружения и даже его обвал. Не нужно разрешение на строительство дома для возведения здания с количеством надземных этажей, не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи. Особых ограничений и запретов на возведение невысоких жилых объектов не предусмотрено. Однако даже для малоэтажного строительства требуется разработка проектной документации, и если она неполная или же отсутствует вовсе, то власти имеют полное право отказать в выдаче разрешения.

Строительство на сельхозземлях

Нельзя возводить дома на мелиорируемых землях или на участке, используемом для ведения сельского хозяйства. Исключением являются лишь мини дома для круглогодичного проживания. В некоторых ситуациях с согласия органов власти можно менять категорию земли, что позволяет использовать ее по своему усмотрению.

Для благоприятного исхода дела важно доказать что здание, даже многоэтажное, возводится только в сельскохозяйственных целях, а никак не для извлечения коммерческой выгоды. В любом случае придется разрабатывать проект дома для разрешения на строительство. Размер участка должен составлять не менее 3 га.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

В случае если планируется реализовать не совсем стандартный проект, то требуется специальное разрешение от властей, в том числе нотариальное согласие соседей по участку. Положительное решение по данному вопросу можно получить, если предлагаемые отклонения отвечают требованиям технических регламентов, и в результате их применения не наносится урон здоровью и жизни людей, имуществу граждан, а также окружающей среде.

Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с отклонениями от указанных параметров выдают уполномоченные должностные лица. Заявление на получение документа отправляют в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства выдается, если конфигурация или инженерно-геодезические характеристики земельного участка и не совсем благоприятны для застройки.

Когда прекращается срок действия разрешения

Нередко случается, что государственные власти принимают решение о приостановке, консервации и даже прекращении строительства. Но при этом есть несколько приятных нюансов:

  1. Решение, как правило, принимается не позднее, чем за месяц. Когда разрешение на строительство дома уже выдано на руки, его редко отзывают.
  2. Эта ситуация обычно не затрагивает граждан, которые своевременно выполнили все предъявляемые к ним требования.
  3. Если же имеет место отказ, то весь комплект документов возвращается заявителю при условии, что возражений с его стороны нет. В противном случае дело оспаривается в суде.

Другие особенности получения разрешения на строительство многоквартирных зданий

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.2011)).

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:


3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
(часть пятнадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 N 120 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 29.12.2008) форму разрешения на строительство устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

О форме разрешения на строительство см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Положения части 17 статьи 51 применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.


оглавление | вперед >>

Любое строительство начинается с земли. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться с тем, каким образом, разрешено использовать земельный участок. Возможность строительства зависит от определенных характеристик участка: категории земель и вида разрешенного использования. Их можно узнать из кадастрового паспорта (плана, выписки) земельного участка.

Со строительством дома на участке, не относящемся к «землям населенных пунктов», могут возникнуть сложности. Если это «земли сельскохозяйственного назначения» можно перевести участок в нужную категорию. Если речь идет о землях особо охраняемых территорий, обороны, связи и иных — разрешение на строительство могут не выдать, а перевод таких земель в другую категорию невозможен.

С назначением (видом разрешенного использования участка) тоже могут возникнуть проблемы. Закон разрешает строить жилой дом на дачном участке или участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (если он расположен в границах населенного пункта), но запрещает делать это на садовом или огородном участке.

Если участок предназначен «для индивидуального жилищного строительства» или «под обслуживание и эксплуатацию жилого дома» — задача упрощается.

Необходимость получения разрешения на строительство

Первым этапом в процессе строительства загородного дома является получение разрешения на строительство. Правовой базой в этом вопросе, является статья 51 Градостроительного кодекса. Разрешение на строительство — это документ, который удостоверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Перед тем как обращаться за получением разрешения на строительство, необходимо понять требуется ли это в Вашем случае.

Сейчас действует Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 174-ФЗ о «дачной амнистии». Ее смысл заключается в том, что для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом либо объект, созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства не требуется предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Для того чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить, в том числе, разрешение на строительство.

В соответствии с «дачной амнистией», для государственной регистрации права собственности нужно предоставить документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт индивидуального жилого дома является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта и содержащим его описание. Таким образом, если строительство планируется завершить и подать документы на государственную регистрацию права собственности до 1 марта 2015 года, то зарегистрировать постройку можно без разрешения на строительство.

Нужно также помнить, что вышеуказанное справедливо, если не планируется совершать сделки с недостроенным домом, иначе для регистрации объекта незавершенного строительства необходимо будет разрешение на строительство. Рассматривая необходимость получения Разрешения вне зависимости от регистрации объекта, завершенного строительством, необходимо отметить то, что само по себе разрешение на строительство как документ, дающий застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, необходимо. За осуществление строительных работ без Разрешения законом предусмотрена административная ответственность.

Общий перечень документов

Часть 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ регламентирует перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.

В общем случае это следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  3. Градостроительный план земельного участка;
  4. Материалы, содержащиеся в проектной документации:
    1. Пояснительная записка;
    2. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
    3. Схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
    4. Схемы, отображающие архитектурные решения;
    5. Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    6. Проект организации строительства объекта капитального строительства;
    7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
  5. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;
  6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);
  7. Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Перечень документов для частного застройщика

Частному застройщику (то есть тому, кто собирается строить жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи, высотой не более трех этажей), для получения разрешения нужно всего три документа:

  1. Правоустанавливающий документ на участок (свидетельство о регистрации, постановление о выделении участка или иной документ);
  2. Градостроительный план участка;
  3. Схема планировочной организации.

Схема планировочной организации представляет собой условную схему расположения будущего дома на участке. Градостроительный план нужно получать в местной администрации. Как правило, там вручают длинный список того, что застройщику нужно собрать и принести для оформления такого плана: технические условия на свет, газ, воду и канализацию, свежую топографическую съемку участка, справку от местного органа по охране культурного наследия, некоторые даже проект дома требуют. Согласно требований нормативных документов ничего этого застройщик собирать не обязан. Ему достаточно лишь написать заявление о выдаче градостроительного плана, все остальные документы будет собирать сама местная администрация. На это указал Верховный Суд РФ.

Нужно помнить, что Разрешение не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случаев. Если строится дом, предназначенный для проживания более чем одной семьи (многоквартирный или сблокированный — т.н. «таунхаус») — такая «упрощенная» процедура получения разрешения к нему не относится, застройщику нужно готовить все документы, перечисленные в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  1. Строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  2. Строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  3. Строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  4. Изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет, во-первых, наличие всех необходимых документов, приложенных к заявлению; во-вторых, соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома требованиям градостроительного плана земельного участка.

Если все документы имеются, и никаких несоответствий не выявлено в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство такое разрешение, должно быть, выдано заявителю. В противном случае должны выдать мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. Причинами отказа в выдаче разрешения на строительство может быть либо представление неполного пакета документов, либо несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.