Инвестиционный климат и его оценка. Понятие «инвестиционный климат»

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). В финансовом словаре дается более полное определение: инвестиционный климат - это совокупность сложившихся в какой-либо стране (регионе, отрасли) политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

В настоящее время вопросы об инвестиционной привлекательности России и её регионов приобретают всё большее значение, становятся общественно необходимыми и важными. Экономисты, политики и другие специалисты в различных областях связывают стабилизацию экономики и устойчивый экономический рост в регионах с обеспечением необходимых объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Одни специалисты придают большее значение инвестициям, напрямую связывая их с решением всех общероссийских и региональных проблем, другие - меньшее, признавая существование неэффективных инвестиций, но и их, рассматривая как большое благо, так как они «создают инвестиционную инфраструктуру и пролагают дорогу эффективным инвестициям» .

К инвестициям в российском законодательстве относят денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта .

В международной практике под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта .

Климат - понятие рыночной экономики, абстрактный образ эффективного вложения капитала для предпринимателей, стремящихся в своем экономическом поведении к максимальной выгоде. Другими словами, инвестиционный климат является характерным примером специфического товара, появившегося на рынке в связи с потребностями инвесторов, выбирающих наиболее выгодный с их точки зрения объект для вложения свободных инвестиционных ресурсов. Объективно инвестиционный климат представляет общие для всех инвесторов условия для осуществления инвестиционной деятельности.

Не нужно забывать о том, что инвестиционный климат в России зависит от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. Тем не менее поступательное движение России по пути оздоровления инвестиционного климата способно сформировать у инвесторов ожидания, что сегодня ситуация лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.

С научной точки зрения, инвестиционный климат характеризуется комплексом факторов. Изменения большинства факторов требуют продолжительного времени, так как они затрагивают институциональное устройство экономики и общества.

Иначе говоря, в настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд факторов, которые в совокупности формируют инвестиционный климат страны.

Ключевую роль в формировании инвестиционного климата играют политика и действия органов государственного управления. Хотя ряд факторов (например, географические) едва ли подвластны правительству страны, от него во многом зависят гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогообложению (реализуемые как внутри страны, так и на ее границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а также факторы более общего плана, определяющие качество государственного управления.

Важным аспектом инвестиционного климата является законодательство и его стабильность. Серьёзную опасность представляет не несовершенство и нестабильность законодательства, а плохое исполнение законов.

Определённую тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряжённости в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.

На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.

Весьма негативными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.

Помимо всего этого, инвестиционный климат формируется под влиянием таких факторов, как:

  • - макроэкономическая политика;
  • - состояние государственного долга;
  • - интеллектуальная собственность;
  • - законодательство и судебная защита;
  • - соблюдение обязательств по контрактам;
  • - банковская система;
  • - валютная и торговая политика;
  • - политика местных властей;
  • - открытость экономики и правил торговли с другими странами;
  • - уровень монополизма в экономике;
  • - уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
  • - различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов;
  • - природные ресурсы и др.

На инвестиционный климат влияет множество факторов. К ним относятся экономические, политические, социальные, правовые и др. (приложение А).

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др.

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска:

  • * экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
  • * финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  • * политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти);
  • * социальный (уровень социальной напряженности);
  • * экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
  • * криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
  • * законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Таким образом, под инвестиционным климатом, понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций. Инвестиционный климат обычно характеризуется сочетанием инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион и пр. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, который обуславливается внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности носит характер корреляционной зависимости, то есть инвестиционная привлекательность - это обобщенный фактор признаков, а инвестиционная активность - зависимый от него результат. Высокий уровень корреляции текущей инвестиционной привлекательности регионов и текущей инвестиционной экономической активностью дает возможность определить перспективную инвестиционную активность.

Инвестиционный климат связан с установлением уровня требований к сфере хозяйственной жизни общества. Он должен создавать стимулы для производителя, обладающего ресурсами и коммерческим опытом, расширять свое дело и вкладывать в него чистые инвестиции. 1 Инвестиции должны стать привлекательными.

Инвестиционный климат не может существовать вне предпринимательского. Последний зависит от содержания кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политики; масштабов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. При этом имеется ввиду, что экономическая политика государства может формировать ту хозяйственную среду, при которой предпринимательство было бы выгодным и безопасным. Содействие предпринимательству означает и стимулирование его разрастанию, а последнее возможно при благоприятном инвестиционном климате, сформированном в значительной мере именно государством.

Для России понятие «инвестиционный климат» относительно новое. В советском союзе инвестиционную деятельность осуществляло преимущественно само государство, реализуя свои интересы. Поэтому ему не требовалось применения стимулов инвестиционной деятельности предприятий. Это объясняет тот факт, что термин "инвестиционный климат" не был востребован.

Само понятие напрямую связанно с понятием «инвестиции». Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно со статусом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Также инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

  1. Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий - предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность оных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.

Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.

Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.

Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.

Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.

Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.

Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики.

Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.

Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства. Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции.

Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.

Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценения капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.

По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя.

После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики. Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.

Таким образом, экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида - инвестиционного бизнеса.

Внутренние источники инвестирования.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Компания, располагающая свободными финансами, может направить их по различным путям инвестирования. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление. При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в инфраструктуре.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

Выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

Поддержание научно-производственного потенциала;

Выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Критерии оценки инвестиционного климата страны .

Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.

Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами. 2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.

В первом случае, говорят о дефектном политическом процессе (ДПП). Он характеризуется во-первых, слабостью государственной власти; во-вторых, высоким уровнем конфликтности, то есть отсутствием договоренности между ветвями государственной власти, Центром и периферией, между властью и населением, а также данным государством и зарубежьем (ближним или дальним); в-третьих, кризисностью; в-четвертых, наличием несовершенной законодательной базы, тормозящей социально-политическое и экономическое развитие; в-пятых, коррумпированностью государственных служащих; в-шестых, разрастанием бюрократического аппарата.

Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.

Состояние вышеперечисленных процессов формируют факторы инвестиционного климата. На оценку инвестиционного климата влияют следующие параметры:

– политическая стабильность и предсказуемость;

– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

– качество банковской системы и других финансовых институтов;

–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;

– открытость экономики;

– уровень развития инфраструктуры;

– качество рабочей силы;

– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;

– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.

Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.

Этим можно объяснить инвестиционную непривлекательность России в первые семь лет после падения советского союза. Нестабильная ситуация в стране наряду с криминогенной обстановкой и наличием конфликтов между ветвями власти создавали нестабильность. Иначе говоря, существовал политический риск для инвесторов.

Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.

Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.

Установочными критериями являются:

1) политическая стабильность (удельный вес – 12);

2) отношение к иностранным инвестициям (6);

3)возможность национализации (6);

4) влияние девальвации (6);

5) состояние платежного баланса (6);

6) состояние экономического роста (10);

7) конвертируемость валюты (10);

8) уровень зарплаты и производительности труда (8);

9) возможности получения прибыли (8);

10) условия формирования уставного капитала (8);

11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);

12) возможность реализации проекта (6);

13) возможность получения консультационных услуг (2);

14) состояние инфраструктуры (4);

15) возможность кооперирования в сфере производства (4)

Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.

Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.

Понятие “инвестиционный климат” характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики.

Инвестиции (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "капитальные валовые вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций

Вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиции подразделяются на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные. Финансовые инвестиции - вложения в финансовые институты, то есть вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством. Реальные инвестиции - вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Интеллектуальными инвестициями являются вложения в подготовку кадров, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В инвестициях важно также то, что они всегда ориентированы на будущее. Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу. Кроме того, они часто высокоспециализированы. Именно эти свойства делает инвестиции рискованными. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе. Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они - блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет. Даже когда стимулы для строительства, связаны с настоящим, расчёты, определяющие целесообразность капитальных вложений, обязательно учитывают будущие доходы фирмы.

Инвестиции можно условно разделить на три категории: прямые, портфельные и прочие.

Под прямыми инвестициями понимается ситуация, при которой иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им.

К портфельным относятся инвестиции, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

И, наконец, к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего, разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Структуру инвестиций можно представить при помощи следующей схемы (см. схему 1).

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Факторы инвестиционного климата

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным : объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора.

Оценка инвестиционного климата

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире .

Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли .

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом.

Корпоративный инвестиционный рейтинг

Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг. Гак. американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s присвоило к середине 2004 г. такие рейтинги 74 российским компаниям и организациям.

Отраслевой инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью отрасли. Так, российская экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС оценивает рейтинг различных отраслей российской экономики для российских кредиторов. На основе примерно 20 показателей (каждый из них, во-первых, оценивается по балльной шкале и, во-вторых, имеет разный удельный вес в общем наборе показателей) выводится итоговый показатель инвестиционной привлекательности каждой крупной российской отрасли (ее инвестиционный рейтинг) на ближайшие 3-5 лет.

Региональный инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью региона. В России рейтинговое агентство «Эксперт РА» при журнале «Эксперт» ежегодно определяет рейтинг каждого российского региона с точки зрения прямого инвестора (как зарубежного, так и российского). Этот рейтинг складывается из соотношения интегрального инвестиционного риска и интегрального инвестиционного потенциала этого региона.

Интегральный инвестиционный риск, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, складывается из семи видов (показателей) риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. По каждому виду риска среднероссийский уровень принимается за единицу и региону выставляется показатель больше, равный или меньше этой единицы. Суммируя показатели риска (а они весят по-разному), можно получить в итоге средневзвешенную величину — интегральный инвестиционный риск данного региона. Так, по итогам 2001-2002 гг. наилучший показатель был у Новгородской области, Москвы, Московской области, Ярославской области. Белгородской области, Орловской области. Ненецкого автономно го округа и Санкт-Петербурга (соответственно 0,739, 0,741, 0,785, 0,7S5, 0,807, 0,826, 0,848 и 0,852), а наихудший — у Таймырского автономного округа, Ингушетии, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 1,929, 2,081, 2,375 и 13,364).

Интегральный инвестиционный потенциал, который учитывает основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность его территории факторами производства, потребительский спрос и другие характеристики, составляется из восьми отдельных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Каждый из восьми частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. В итоге можно рассчитать удельный вес региона в каждом отдельном потенциале всей России. Если суммировать эти значения, то можно получить интегральный инвестиционный потенциал региона, который равен доле этого региона в суммарном инвестиционном потенциале всех 89 российских регионов. Так, в 2001-2002 гг. наибольший инвестиционный потенциал был у Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области (соответственно 18,289%, 5,662%, 4,648%, 2,675% и 2,586% от всего инвестиционного потенциала России), а наименьший — у Агинского Бурятского автономного округа, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 0,060%, 0,055%, 0,031%).

Сопоставляя интегральные показатели инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, журнал разбивает все регионы России на 12 групп:

  • группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском (рейтинг 1А), группу с высоким потенциалом и умеренным риском (рейтинг 1В), группу с высоким потенциалом и высоким риском (рейтинг 1С);
  • три группы со средним потенциалом и минимальным, умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги 2Л, 2В, 2С); одну группу с низким потенциалом и минимальным риском (рейтинг ЗА);
  • две группы с пониженным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги (3В1 и ЗС1);
  • две группы с незначительным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги ЗВ2 и ЗС2);
  • группу с низким потенциалом и экстремальным риском (ЗД).

По результатам 2001-2002 гг. в группу с рейтингом 1А вошли только Москва и Московская область, в группе 2А не оказалось ни одною региона, в группу ЗА вошли Новгородская и Ярославская области, в группу 1В — Сан кг-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а в группу ЗД — Ингушетия, Чечня, Таймырский и Корякский автономные округа.

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Из кредитных рейтингов, рассчитываемых для отдельных стран (так называемых суверенных рейтингов), наиболее известны в мире рейтинги агентств Moody"s, Standart and Poor"s (S&P), Fitch- IBCA, Dun & Bradstreet и рейтинговых агентств британской газеты «Financial Times» и британского журнала «Еиготопеу». Так, Moody"s присваивает странам (а также их компаниям, если они заказали у этого агентства исследование на определение своею рейтинга как заемщика) один из 19 рейтингов, начиная с высшего Ааа и далее по нисходящей Aal, Аа2, АаЗ, Al, А2, A3, Baa1, Ваа2, ВааЗ, которые считаются приемлемыми для осуществления инвестиций, и кончая Ba1, Ва2, ВаЗ, B1, В2, ВЗ, Саа, Са, С, которые считаются неприемлемыми для осуществления инвестиций. Схожую методику использует S&P в рамках своего суверенного рейтинга, т.е. по странам и территориям, присваивая им 23 кредитных рейтинга от AAA, АА+, АА, AAU-, А+, А, А — до многочисленных рейтингов с буквой В и кончая рейтингами ССС+, ССС, ССС-, СС, С, С1, Д. По данным этого агентства, на середину 2004 г. суверенные рейтинги России и Казахстана были на уровне ВВВ-, Украины, В+, т.е. несколько ниже.

В сфере прямых инвестиций весьма известен рейтинг агентства Business Environment Risk Intelligence (BERI), используемый в первую очередь прямыми инвесторами. Этот рейтинг рассчитывается сотней экспертов трижды в год для 50 стран на текущий момент, на год и на пять лет вперед. Рассчитываемые для каждой страны 57 показателей группируются в три составных индекса (рейтинга) — операционного риска (риска операций), политического риска и риска репатриации прибылей и капитала. Итоговый индекс (рейтинг) страны является среднеарифметическим из всех трех вышеописанных индексов. В 2001 г. итоговый индекс для России на предстоящие 12 месяцев составил 42 балла, на предстоящие пять ле г — 44 балла. Из девяти уровней инвестиционной привлекательности в этом итоговом индексе это третий снизу уровень — ЗВ, на котором находились также Украина, Пакистан, Индонезия.

Схожую методику использует группа PRS. Она оценивает инвестиционный климат большинства стран мира и даже групп стран по 22 показателям, сводя их вЗ индекса (политический, финансовый, экономический) и затем — в итоговый составной индекс, максимальная оценка которого может составлять 100 баллов. На декабрь 2001 г. итоговый составной индекс но всему миру составил в среднем 69,1 балла, в том числе у развитых странах — 83,7, из них США — 79,1, Япония — 84,3, страны зоны евро — 83,8 балла. У России итоговый индекс составил 69,5 балла, Украины — 66,8, Казахстана — 72,0, Польши — 75,3, Китая — 74,3 и Индии — 65,3 балла.

Не менее известен рейтинг для прямых инвестиций компании А.Т. Kearney (называемый FDI Confidence Index) no 60 странам мира. Он составляется на основе опросов руководителей 1000 самых крупных компаний мира об их намерениях инвестировать в ту или иную страну в ближайшие один — три года. Вероятность инвестирования они оценивают от 0 до 3 (наивысший балл). По данным на сентябрь 2002 г., у России этот индекс составил 0,99, Польши -1,15, Китая — 1,99 (наивысший среди всех стран), Индии — 1,05 балла.

Среди страновых рейтингов есть и весьма узкие, нацеленные на оценку только некоторых элементов инвестиционного климата в стране или же преследующие другие цели, но их данные можно использовать потенциальным инвесторам. Так, международная общественная организация, борющаяся с коррупцией в мире, — Transparency International оценивает уровень коррупции в различных странах по 10-балльной системе, присвоив в 2003 г. России 2,7 балла, Азербайджану, Грузии, Таджикистану — 1,8, Украине — 2,3, Казахстану и Узбекистану — 2,4, Индии — 2,8, Армении — 3,0, Китаю — 3,4, Польше — 3,6, Бразилии — 3,9, Белоруссии — 4,2, Южной Корее — 4,3, Эстонии — 5,5, Японии — 7,0, США — 7,5, Германии — 7,7, Финляндии — 9,7. Институт международного управления оценивает 50 стран мира по индексу конкурентоспособности (его максимальная величина составляет 100 балов), который в 2001 г. составлял у России 34,57 балла, Польши — 32,01, Китая — 49,53, Индии — 40,41, Бразилии — 49,66, Японии — 57,52, Германии — 74,04, США — 100,00.

Мировой инвестиционный климат

Для прямых инвесторов определяется прежде всего перспективами роста мировой экономики, а для портфельных инвесторов и кредиторов — прежде всего перспективами мирового рынка капитала. Низкие темпы роста мировой экономики обычно тормозят рост всех стран — ее участниц и тем самым уменьшают их привлекательность для прямых иностранных инвесторов, а состояние мирового рынка капитала ощутимо регулирует размеры притока в страну портфельного и ссудного капитала и оттока из страны такого капитала.