Чем отличается инвентаризация от ревизии: определения и сравнение. В чем отличие аудита, инвентаризации и ревизии

«У нас инвентаризация на носу!» - какое непримечательное предложение. Зато, сколько суеты за ним скрывается. Начальники волнуются, подчиненные переживают. И все бегают, нервничают. Это делать нельзя, то делать нельзя: все после инвентаризации. И вопросы к руководству - тоже.

А если ревизия? Она внеплановая, как правило. Тут к руководителю лучше не подходить. Почему все так нервно происходит? Разберемся подробнее.

Ревизия

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Определение ревизии гласит, что это проведение внеплановых мероприятий по проверке законности действий на предприятии. Они рассматриваются с точки зрения их обоснованности, а также - отражения в счетах бухгалтерского учета. Здесь поправка: верного отражения.

Ревизия - это исследование правомерности всех операций, проводимых на предприятии, с учетом действующего законодательства. Она проводится без предварительного согласования с руководителями предприятия. То есть внезапно. Кто проводит ревизию? Контролирующие органы.

Инвентаризация

Это плановое мероприятие. Его устанавливает и проводит руководитель организации. Чем отличается инвентаризация от ревизии? Она назначается для того, чтобы выявить фактические остатки предприятия, сопоставив их с учетными.

Для чего это нужно?

Инвентаризация осуществляется для того, чтобы понять насколько правильно и качественно проводится бухгалтерский учет на предприятии.

Сравнительная характеристика

Чем отличается инвентаризация от ревизии, если сравнить две эти операции?

Ревизия - мероприятие внеплановое. Его основная цель - выявление законности действий, проводимых на предприятии. Ревизию проводят внешние контролирующие органы. По ее окончании составляется акт. В нем описаны все недостатки, отклонения и злоупотребления полномочиями руководством предприятия.

Инвентаризация, в свою очередь, планируется заранее. Ее проводят внутренние контролирующие органы предприятия. Основная цель данного мероприятия - контроль за верным ведением бухгалтерского учета, выявление в нем ситуаций, которые являются проблемными для предприятия.

По окончании инвентаризации составляется акт, указующий на обнаруженные ошибки и недостатки. В акте также рассматриваются пути их исправления. Документ подписывается всеми членами комиссии.

Страшный сон руководителя магазина

Чем отличается ревизия от инвентаризации в магазине? Последняя - это страшный сон для руководства и обслуживающего персонала. Стоит начать с того, что для ее проведения необходимо закрыть торговый зал для покупателей. А это несет убытки. Поэтому зачастую инвентаризация проводится в ночное время.

Как ее проводят? Инструкция по проведению инвентаризации предполагает 4 этапа.

  1. Подготовительный. Руководитель составляет приказ о проведении инвентаризации. В нем содержится такая информация, как сроки проведения, объем проверки, состав комиссии. Продавцы (материально ответственные лица) подготавливают товар к инвентаризации, по возможности собрав его в одном месте. Если речь идет о продуктовом магазине, то в день инвентаризации запрещается выносить товар со склада в торговый зал. Он может остаться не учтенным.
  2. Технический. Проверяют наличие, условия хранения и состояние всех товарно-материальных ценностей. Полученную информацию вносят в акт инвентаризационной описи. При проведении инвентаризации обращают внимание на товары, впитывающие влагу: должны соблюдаться условия их хранения. Что касается товаров, теряющих вес при хранении (мясо, овощи, фрукты), то для них существует такое понятие, как удельные данные потери веса.
  3. Анализ полученных данных. После того как весь товар сосчитан, бухгалтер сверяет данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Расхождения заносятся в ведомости. При обнаружении несоответствий, необходимо еще раз пересчитать позиции, в которых обнаружены «разногласия» между фактическим остатком и остатком по документам.
  4. Заключительный этап. Вносятся все изменения количества товаров, выявленные в ходе инвентаризации. Что касается недостачи и порчи товаров, то их списывают на издержки производства. Если же суммы недостачи большие, их распределяют между всеми виновными материально ответственными лицами.

Чем отличается инвентаризация от ревизии? Ревизия в магазине такой же необходимый процесс, как и инвентаризация. Ее основная цель - определение товара в натуральном и стоимостном эквиваленте, выявление недостачи. Ревизия проводится постоянной комиссией, действующей в данном магазине. Ее сроки заранее согласовываются с руководителями торговой сети.

Чем отличаются правила проведения ревизии от инвентаризации? Если первое больше касается бухгалтерии, то второе имеет отношение ко всем сотрудникам магазина. Для проведения инвентаризации, обычно, сотрудники остаются в магазине на ночь. Происходит подсчет товара. Штучные - считаются вручную, или с помощью специального штрих-кода. Весовые - еще раз перевешиваются и суммируются.

Резюмируем

Чем отличаются инвентаризация от ревизии и правила их проведения? Об этом мы поговорили немного выше. А теперь стоит подвести краткий итог.

  1. Ревизия - мероприятие внеплановое, а инвентаризация - плановое.
  2. Если инвентаризация осуществляется внутренними контролирующими органами, то за проведение ревизии отвечает внешний контроль.
  3. Цель ревизии - проверка законности операций, проводимых на предприятии. Цель инвентаризации - выявление ошибок в бухгалтерском учете и мероприятия, направленные на их исправление.

Заключение

Чем отличается ревизия от инвентаризации, мы выяснили. Какие правила поведения необходимо соблюдать во время инвентаризации?

  1. Подготовить заранее.
  2. Тщательно считать товар, не отвлекаясь и не рассеивая внимание.
  3. По окончании инвентаризации пересчитать позиции, которые не совпадают с бухгалтерским учетом.
  4. И самое главное правило - быть спокойным. Нервозность в этом деле не поможет.

В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.

Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Отличие ревизии от инвентаризации

Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.

Ревизия Инвентаризация
Понятие Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату.
Периодичность осуществления По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.).
Оформления результатов По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации.

Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.

Организация проведения ревизии: пошаговая инструкция и документы

Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.

Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:

  • целей и задач проводимых проверок (обеспечение сохранности наличности, контроль состояния учета и достоверности отчетности и т.п.);
  • подготовительных этапов ревизии (составление плана, утверждение ревизионной группы, сбор и анализ данных, касающихся проверяемых показателей);
  • методов, используемых при проведении проверки (документальные, встречные и прочие проверки, их оформление);
  • обязанности и права членов ревизионной группы;
  • подведение итогов ревизии, утверждение ее результатов (формы, используемые для описания результатов проверки, порядок составление ревизионного акта, оформление предложений по устранению нарушений и т.п.).

Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.

Этап 1. Подготовка к проведению проверки

Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:

  • график проведения проверки. В данном пункте необходимо указать дату начала проведения ревизии, день ее окончания, а также подробный график ревизионных мероприятий;
  • состав ревизионной комиссии. Если на предприятии имеется специальное подразделение, занимающиеся проверкой деятельности компании (внутренний аудит, мониторинговый отдел и т.п.), то членами ревизионной группы могут быть сотрудники данного подразделения (см. → ). В случае, если на фирме нет специального «проверяющего» отдела, то в ревизионную комиссию могут входить сотрудники других подразделений. Важно соблюдать следующее условия: не могут проводить ревизии сотрудники, которые работают в проверяемом отделе или подразделениях, взаимозависимых с тем, в котором проводится ревизия. Например, сотрудники бухгалтерии не могут проводить ревизию ведения учета и контролировать достоверность отчетности, сотрудники склада не вправе проводить ревизию наличия и состоянию материальных ценностей на кладе, и т.п.;
  • порядок утверждения результатов проверки. В приказе следует указать документы, обязательные для оформления результатов ревизии. Основным документом в данном случае выступает акт результатов ревизии. В приказе также можно предусмотреть дополнительные документы, такие как отчеты с показателями деятельности, в которых обнаружены отклонения или нарушения, а также приложение, в котором ревизор рекомендует действия в целях устранения обнаруженных нарушений.

После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:

  1. Запрос документов для анализа. В зависимости от задач проверки данными документами могут быть отчетность (бухгалтерская или налоговая), результаты предыдущей инвентаризации, ведомости начисления амортизации, отчеты о независимой оценке ОС и НМА, ведомость переоценки, данные об обязательствах компании и т.п.;
  2. Анализ документов. Получив необходимые бумаги, ревизоры консолидируют информацию и проводят предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения или направления, в котором проводится проверка;
  3. Составления плана ревизии . После предварительного анализа документов ревизоры принимают решения о конкретных действиях, которые будут проводиться во время проверки. Данные действия включаются в программу ревизии, которая утверждается руководителем проверяющей группы.

Этап 2. Ревизионные процедуры

После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.

При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:

  • ведомость о движении и остатках денежных средств;
  • кассовую книгу и первичные документы, на основании которых делались записи в книге;
  • приходные и расходные ордера.

В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).

Ревизия хозяйственной деятельности

Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::

  • контроль за поступлением и расходованием наличности в кассе, а также безналичных средств на банковских счетах;
  • анализ наличия ОС и ТМЦ, его состояния;
  • ревизия сделок, заключенных с контрагентами.

Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.

На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:

  • запросили копии договоров, заключенных «Спартаком» с контрагентами в течение года, предшествующего ревизии. В пакет запрашиваемых документов также входили копии первичных документов в рамках соглашений (акты, накладные, счета);
  • провели анализ корректности оформления документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей и т.п.);
  • сверили данные, отраженные в учете, с первичными документами;
  • провели контроль лимитов договоров. Сумма оборотов, проведенных в рамках каждого из договоров, была сверена с лимитом, указанном в соглашении;
  • проанализировали цену договоров на предмет соответствия рыночным показателям.

По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.

Этап 3. Оформление результатов

Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:

  1. Общую информацию о целях ревизии, данные об ответственных лицах проверяемого подразделения;
  2. Список документов, которые были предварительно обработаны ревизионной группой, также бумаги, которые были запрошены и проверены в ходе ревизии;
  3. Описание результатов проверки. В данном пункте необходимо указать выявленные нарушения и злоупотребления, а также ошибки, влияющие на проверяемые показатели и деятельность фирмы в целом. Если в ходе ревизии подлежало несколько направлений деятельности, то результат проверки следует оформлять отдельным пунктом по каждому из направлений (например, отдельно результаты ревизии наличности в кассе, отдельно – проверка сохранности ТМЦ на складе);
  4. Заключение. При отсутствии нарушений, ревизионная группа, в зависимости от направления проверки, подтверждает достоверность данных отчетности, корректность ведения учета, отсутствие злоупотреблений в части подписания контрактов, невыявление фактов растрат денежных средств и т.п. Если нарушения все же были выявлены и описаны в основной части ревизионного акта, то в заключении документа следует сделать выводы о результатах нарушений и злоупотреблений, их влиянии на финансовые показатели компании.

После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.

Уголовные дела о злоупотреблении служебным положением зачастую возбуждаются по материалам проверок контролирующих органов (Комитет Государственного контроля, ГНК). В то же время акт проверки еще не является доказательством в суде вины должностного или материально-ответственного лица.

В ходе расследования уголовного дела на начальном этапе стоит задача в проведении документальной ревизии.

Ревизия - это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Документальные ревизии проводятся специалистами в области бухгалтерии. При производстве ревизии могут привлекаться специалисты и в области строительства, техники, искусства и других областей знаний.

Отличия документальная ревизия от судебно-бухгалтерской экспертизы:

а) может проводиться и до возбуждения уголовного дела;

б) это не следственное действие;

в) может проводиться и не по постановлению следователя, а по обоснованному письму органа дознания;

г) ревизор не предупреждается об ответственности за отказ от ревизии;

д) в ходе ее подвергаются проверке первичные бухгалтерские документы;

е) обязательно участие материально-ответственных лиц;

ж) документальная ревизия проводится, как правило, в ревизуемом учреждении, предприятии или организации;

з) в ходе ревизии проверяется вся хозяйственная деятельность и введение бухгалтерского учета предприятия.

Порядок проведения ревизий (проверок), проводимых по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных, правоохранительных и судебных органов по организации и проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей14. В соответствии с этим нормативным документом ревизии и проверки финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц государственной формы собственности, находящихся в ведении министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных и судебных органов проводятся контрольно-ревизионными службами указанных органов.

Ревизии по постановлениям и письменным обращениям правоохранительных и судебных органов в министерствах, других республиканских органах государственного управления, центральных органах управления общественных организаций проводятся главным контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов.

При необходимости проведения ревизии финансово - хозяйственной деятельности правоохранительные и судебные органы обращаются в тот орган, в ведении которого находится подлежащий проверке объект.

В отдельных случаях ревизии и проверки состояния финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц, находящихся в ведении министерств, других республиканских органов государственного управления по мотивированным обращениям правоохранительных и судебных органов могут проводиться главным контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов и его органами на местах, с привлечением работников контрольно - ревизионного подразделения соответствующего органа государственного управления.

Проведение ревизий финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц, подведомственных республиканским органам государственного управления, не имеющим собственной контрольно - ревизионной службы, а также юридических лиц, не находящихся в ведении какого - либо государственного органа управления, и юридических лиц, относящихся к негосударственной форме собственности, возложено на главное контрольно - ревизионное управление Министерства финансов и его органы на местах, в связи с чем правоохранительным или судебным органам необходимо обращаться в соответствующие контрольно - ревизионные управления Министерства финансов по области (г.Минску).

Постановления (письменные обращения) о назначении ревизий должны быть аргументированными, с изложением причин их назначения, а также определены вопросы, подлежащие разрешению, и период, за который необходимо провести ревизию. Руководитель контрольно - ревизионного органа в течение трех рабочих дней после получения постановления (письменного обращения) должен принять решение о проведении ревизии, о чем сообщить органу, назначившему ее.

Ревизия в таких случаях должна быть начата не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения постановления или обращения. Если такое решение принято после утверждения плана работы контрольно - ревизионного органа, в план, при необходимости, вносятся коррективы.

При проведении ревизий без постановления о возбуждении уголовного дела по письменным обращениям местных правоохранительных и судебных органов эти письма должны быть согласованы и подписаны руководителями или их заместителями соответствующей областной (Минской городской) правоохранительной или судебной структуры.

Проведению ревизии по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов должна предшествовать тщательная подготовка, включающая изучение имеющихся в органах дознания и следствия материалов по поставленным для разрешения вопросам и предварительное ознакомление с необходимыми документами. На основе изучения материалов составляется перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке, который согласовывается с соответствующим должностным лицом органа, назначившего ревизию.

Ревизии по постановлениям правоохранительных и судебных органов проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово - хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций." Указанный Порядок обязателен для всех контролирующих органов, уполномоченных в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенности проведения отдельных видов ревизий определяются законодательством. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 1994 г. N 274 "О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь" руководители банков, финансовых, таможенных органов, предприятий, организаций и учреждений должны беспрепятственно предоставлять по письменному требованию следственных работников (по материалам и расследуемым уголовным делам), а также руководителей подразделений по борьбе с организованной преступностью, преступностью в сфере экономики органов внутренних дел, государственной безопасности и других органов официальные документы, необходимые для раскрытия и пресечения преступлений.

При необходимости проведения контрольных обмеров объемов выполненных строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, проверки качества продукции, соблюдения технических условий, технологических режимов и других вопросов организации производства, соответствия продукции государственным стандартам, правильности установления цен, соблюдения банковского и таможенного законодательства, орган, назначивший ревизию, по предложению контрольно - ревизионной службы привлекает соответствующих специалистов. Заключения, данные привлеченными специалистами, подписываются ими и включаются в акт ревизии.

При проверке вопросов соблюдения законодательства о налогах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 1994 г. N 241 такая проверка должна проводиться работниками инспекций Государственного налогового комитета, которые привлекаются для участия в ревизии органом, назначившим ее.

При проведении контрольно - ревизионными службами ревизий крупных юридических лиц за продолжительный период времени с охватом всех или большинства сторон деятельности к участию в их проведении, в случае необходимости, по решению инициатора, назначившего ревизию, в соответствии с законодательством могут привлекаться работники контрольно - ревизионных служб других министерств, иных республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по согласованию с руководителями указанных органов.

Решение о продлении сроков проведения ревизии в необходимых случаях принимается руководителем соответствующей контрольно - ревизионной службы по согласованию с правоохранительным или судебным органом.

Акт документальной ревизии с приложениями, объяснениями, возражениями должностных лиц и заключениями по ним, а при необходимости и подлинными документами, в срок до десяти календарных дней после ее завершения передается сопроводительным письмом для рассмотрения органу, назначившему ревизию.

При необходимости, в процессе проведения ревизии по постановлениям (письменным обращениям) органов дознания, следствия, прокурора и определениям (постановлениям) судов, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Промежуточный акт подписывается проверяющим (руководителем ревизионной группы), соответствующими должностными лицами проверяемого субъекта, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения.

Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого субъекта. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт ревизии.

Ознакомление с актом ревизии, в том числе промежуточным, всех заинтересованных лиц производится ревизором только после ознакомления с материалами ревизии инициатора ее назначения.

Персональную ответственность за своевременность, полноту и надлежащее качество направляемых в правоохранительные органы материалов ревизий несет руководитель органа, назначивший ревизию.

В случаях некачественного проведения ревизии либо оформления ее материалов правоохранительные и судебные органы направляют в соответствующие вышестоящие органы информацию для решения вопроса о привлечении к ответственности руководителя, назначившего ревизию.

Правоохранительные и судебные органы, осуществляющие уголовное преследование, при получении материалов ревизии регистрируют и в установленные сроки рассматривают их с принятием решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством. О принятом решении инициатор ее назначения в обязательном порядке информирует соответствующий контрольно - ревизионный орган. Правоохранительные и судебные органы совместно с проверяющими должны принимать установленные законодательством меры по возмещению выявленного ущерба.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении возбужденного по материалам ревизии уголовного дела правоохранительные или судебные органы направляют в контрольно - ревизионный орган, проводивший ревизию, копию соответствующего постановления.

Решение правоохранительных и судебных органов, принятое по результатам рассмотрения поступивших от контрольно - ревизионных органов материалов, может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.

Контрольно - ревизионные органы совместно с правоохранительными и судебными органами раз в полгода проводят сверки поступивших и рассмотренных материалов, а также организуют обоюдный учет результатов их рассмотрения, обращая внимание на законность решений, принятых по ним.

При необходимости проведения повторных или дополнительных ревизий по материалам, поступившим в правоохранительные и судебные органы, такие ревизии проводятся тем контрольно - ревизионным органом, который первоначально проводил ревизию, или его вышестоящим органом.

При невозможности принятия решения по поступившим материалам ревизии вследствие неполноты представленных документов прокурор, судья, начальник следственного подразделения, следователь и орган дознания могут назначить дополнительную или повторную ревизию, проведение которой поручается уполномоченному подразделению Министерства финансов. О назначении дополнительной ревизии информируется орган, проводивший ревизию, который, в случае необходимости, обязан принять участие в проведении дополнительной ревизии.

Дополнительная или повторная ревизия проводится на основании письма, направленного в адрес главного контрольно - ревизионного управления Минфина, либо соответствующего контрольно - ревизионного управления по области (г.Минску), в котором излагаются основания для проведения дополнительной или повторной ревизии, указывается, какие именно документы представлены не полностью. К письму прилагаются материалы ревизии, по которым следует произвести дополнительную проверку. Дополнительная или повторная ревизия должна быть начата не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения такого письма, оформленного в соответствии с вышеназванными требованиями. При этом ревизором, по согласованию с соответствующим должностным лицом правоохранительного или судебного органа, должен быть составлен конкретный перечень вопросов, подлежащих дополнительной проверке.

Начальники главного контрольно - ревизионного управления Минфина, контрольно - ревизионных управлений Минфина по областям и г. Минску имеют право привлекать, по согласованию с соответствующим правоохранительным или судебным органом, для участия в проведении дополнительной или повторной ревизии работников органа, ранее проводившего ее.

Установление факта злоупотребления служебным положением или хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением влечет в обязательном порядке производство ревизии. Однако, в работе правоохранительных органов нередки случаи поспешного возбуждения уголовных дел без производства ревизии при наличии предполагаемых, недостоверных сведений о совершении преступления и причинении ущерба. Такие дела чаще всего прекращаются за отсутствием состава преступления.

Затягивание с возбуждением уголовных дел при наличии достаточных оснований также негативно сказывается на результатах раскрытия преступлений и успешного расследования уголовных дел. Отсутствие решения о возбуждении дела не дает возможности выполнить такие первоочередные, неотложные следственные действия, как обыски и опись имущества у подозреваемых, их арест при наличии оснований полагать, что они скроются от следствия и суда или будут заниматься преступной деятельностью.

Перечень вопросов, подлежащих разрешению в ходе ревизии, возникает из заявлений, сообщений, материалов проверок и уголовного дела. При назначении ревизии необходимо продумать круг вопросов, подлежащих выяснению. Работнику правоохранительного органа, принявшему решение о производстве документальной ревизии, следует ознакомиться с процессом производства субъекта хозяйствования и документооборотом. Это способствует уяснению и конкретизации поставленных для разрешения вопросов.

Лицо, производящее дознание, или следователь обязаны принять меры сохранности документов, подлежащих ревизии. С этой целью архивные и иные бухгалтерские документы могут быть помещены в отдельный сейф или иное хранилище субъекта хозяйствования и опечатаны. Целесообразно получить расписку лица, получившего документы для хранения.

Если есть основания полагать, что документы, имеющие значение могут исчезнуть (при наличии возбужденного уголовного дела), целесообразно провести их выемку в установленном законом порядке, отразив в протоколе количество изъятых папок с бухгалтерскими и иными документами. Затем, после производства ревизии, их следует вернуть субъекту хозяйствования. Промедление с принятием мер по обнаружению и сохранности документов для представления их ревизору имеет особо важное значение. Принятие мер сохранности документов не должно отражаться на результатах работы субъектов хозяйствования и они должны представляться бухгалтерам для составления текущих отчетов и выполнения других функциональных обязанностей.

Направленность ревизии обусловлена характером совершенного преступления.

При вынесении постановлений о производстве ревизий следует руководствоваться ч.8 ст.36 УПК Республики Беларусь, предусматривающей полномочия следователя. В этой части статьи указано: «Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами».

Следует отметить, что документальная ревизия не является экспертизой и ознакомления обвиняемых с постановлением о назначении ревизии не требуется. Вместе с тем ревизия должна производиться в присутствии должностных и материально-ответственных лиц, подозреваемых в совершении преступления. В случае ареста эти лица должны присутствовать при производстве инвентаризации и знакомиться с актом ревизии, а их доводы учитываться в ходе ревизии. Такой подход исключает возможность ошибок и производство повторных ревизий.

Работникам правоохранительных органов, по инициативе которых назначено производство ревизии, необходимо поддерживать контакт с ревизором, оказывать помощь в вызове не явившихся подозреваемых, сохранности документов, иную организационную помощь, получать от ревизора выявленную им в ходе ревизии информацию и сообщать для проверки выявленную в ходе следствия информацию. Отсутствие взаимодействия между следователем и ревизором отрицательно сказывается на качестве, полноте и результатах ревизии.

В случае несогласия органа дознания или следователя с выводами ревизии или ее неполноты, ими может быть назначено производство повторной или дополнительной ревизии с поручением ее производства тому же ревизору, а в случае выявления в ходе следствия его заинтересованности в исходе дела, производство ревизии должно быть поручено другому ревизору.

Во избежание возможных ошибок в случаях, не терпящих отлагательства, ревизию необходимо начинать с проведения инвентаризации. Инвентаризация – это сличение книжных, документальных остатков с фактическими, имеющимися в наличии товарно-материальными ценностями. Своевременное проведение инвентаризации дает возможность зафиксировать недостачу или их излишки по подотчету материально-ответственного лица.

Организация производства инвентаризации должна осуществляется работниками правоохранительных органов при наличии на это правовых оснований. При осуществлении инвентаризации работники правоохранительных органов зачастую совершают ошибки, ограничившись написанием письма о проведении инвентаризации и ревизии, как правило, на стадии предварительной проверки материала и не следят за ходом ее проведения и пускают ее на самотек. Необходимо также принять соответствующие меры, исключающие возможность поручения инвентаризации недобросовестным, заинтересованным лицам, склонным скрыть недостачу или излишки товарно-материальных ценностей. Оперативное и объективное проведение инвентаризации дает возможность объективно определить материальный ущерб, причиненный самим материально-ответственным лицом или другими лицами, допустившими различного рода злоупотребления. Контрольно-выборочное сличение товарно-материальных ценностей проводится за межинвентаризационный период.

При этом инвентаризовать требуется и имущество, не принадлежащее субъекту, но числящееся на его учете. Многообразие видов проверяемых объектов обуславливает особенности инвентаризации. В чем они заключаются?

Общие моменты

Частота инвентаризаций в году, порядок их проведения, объекты проверки определяются руководителем организации. Положение об инвентаризации закрепляется в посредством издания надлежащего приказа.

Кроме того ФЗ №402 предусматривает случаи, когда инвентаризационная проверка обязательна:

  • подготовка к составлению бухгалтерской отчетности за год;
  • реализация имущества либо передача объектов в ;
  • смена ответственных за сохранность имущества лиц;
  • обнаружение фактов кражи, порчи или ненадлежащего использования;
  • структурные изменения организации;
  • чрезвычайные ситуации непреодолимой силы.

Внезапная инвентаризация может проводиться в любое время, по инициативе руководства.

Основанием может становиться факт обмана клиентов, изготовление неучтенной продукции, неучтенные продажи или просто желание проверить компетентность ответственного работника и прочее.

Ответственной за проведение инвентаризации является специальная комиссия из не менее чем трех человек. Назначается она и является постоянно действующей.

При необходимости в комиссионный состав могут включаться специалисты узкой направленности. Присутствие всех членов комиссии при проведении проверки непреложно, иначе итоги не могут признаваться действительными.

Еще одно неукоснительное требование – это присутствие при инвентаризации ответственного материально лица.

Что это такое

Инвентаризация это процедура проверки фактического наличия имущественных ценностей и состояния имеющихся финансовых обязательств на предопределенную дату.

При этом фактические показатели сравниваются с данными бухучета, что позволяет обнаружить расхождения. С помощью инвентаризации обеспечивается контроль над сохранностью имущества организации.

Инвентаризация бывает разных видов, что зависит от разных факторов. Так по периодичности осуществления различают инвентаризацию:

Плановую Проверка выполняется согласно заранее утвержденному графику. Таковой является и обязательная инвентаризация перед подготовкой годового отчета
Внеплановую (внезапную) Проводиться таковая может как по утвержденному секретному графику руководителя, так и в любой момент времени при наличии весомой причины. Главное условие ее это внезапность для материально ответственного лица. Таким способом чаще всего проверяется добросовестность и компетентность работника. Также внеплановая проверка может выполняться при возникновении случаев, когда инвентаризация становится обязательной в силу обстоятельств. Инициатива такой проверки может исходить и от сотрудников

Отличается инвентаризационная проверка и по объему охвата имущества. Например, инвентаризация может быть:

Упомянуть стоит и инвентаризационную комиссию. В основном приказом руководств назначается постоянная комиссия, которая проводит абсолютно все виды инвентаризаций, включая и контрольные проверки в межинвентаризационные периоды.

Иногда при большом объеме инвентаризации дополнительно могут назначаться рабочие комиссии, что позволяет одновременно повести проверку при большом объеме имущества или территориальной его разобщенности.

Например, сплошная проверка всех структурных подразделений. В отдельных случаях назначается разовая комиссия, чья деятельность продолжается лишь в течение определенной поверки.

С какой целью проводится

Главные цели любой инвентаризации это:

  • сверка фактического количества имущества с учетными показателями;
  • выявление неучтенных объектов;
  • установление реального количества использованных в производстве материалов;
  • обнаружение недостач и излишков;
  • проверка правил эксплуатации имущества и ведения первичного учета.

Осуществляется инвентаризация такими методами как:

  • пересчет;
  • измерение;
  • взвешивание.

Объекты проверки инвентаризуются по месту своего непосредственного местонахождения. Дополнительной целью инвентаризации становится выявление испорченных товаров, продукции с истекшим сроком годности, не пригодных к эксплуатации объектов.

Основными требованиями к инвентаризационной проверке являются:

  • внезапность для ответственных материально лиц;
  • проведение проверки утвержденной комиссией;
  • непрерывность;
  • обязательное присутствие ответственных лиц.

Действующая нормативная база

Инвентаризационный порядок регламентируются базой документов, состоящей из:

  • постановлений и приказов, утвержденных Минфином РФ;
  • бухгалтерских положений;
  • локальных внутренних актов субъекта.

Так порядок проверки регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации …» ().

Необходимость инвентаризации определяет (в прежней редакции ). Вопросы, не урегулированные законодательно, могут уточняться в локальных актах в составе учетной политики организации.

Руководитель разрабатывает регламент инвентаризации, образец которого являют собой Методические указания, но создается образец с учетом направленности деятельности и важных аспектов.

Документальное оформление итогов инвентаризации осуществляется посредством унифицированных форм. Таковые утверждены .

Инвентаризация на предприятии

Суть инвентаризационной проверки заключается в полном пересчитывании проверяемых объектов и сверке их с учетными показателями. Ценности пересчитываются в порядке их расположения.

Недопустимо проводить подсчет по последовательности описи, это препятствует выявлению излишков имущества, какое в учете числится по нулевым остаткам.

Учтенные по массе материалы перевешиваются, по длине и объему – измеряются. Отдельные виды имущества могут инвентаризоваться посредством нормативов относительно перевода объема в весовые единицы, например, сельхозпродукция.

Ценности, хранящиеся в неповрежденной упаковке, могут проверяться выборочно, но если надпись на упаковке и содержимое не соответствуют, то вскрываются все упаковки для полного пересчета.

Денежная наличность и ценные бумаги считаются полистно. Целесообразным считается включение в условия, о запрете хранения личных вещей на рабочем месте.

В процессе проверки данные заносятся в инвентаризационные описи. Таковые могут создаваться бухгалтером заранее с указанием учетных остатков. Категорически не допустимо внесение фактических показателей без пересчета, к примеру, со слов работника.

В помещение проверки закрывается доступ посторонних лиц. На время перерывов помещение с ценностями опечатывается, а инвентаризационная документация сохраняется в сейфе.

Общая инструкция

Общая схема инвентаризации, какую определяет Приказ 49, об инвентаризации имущества, выглядит следующим образом:

Руководителем предприятия издается приказ о проведении инвентаризации В документе указываются сроки процедуры, ее порядок, виды имущества, состав комиссии
Перед проверкой ценности Сортируются по отличительным признакам, если в этом есть необходимость
Инвентаризуемое имущество пересчитывается И данные заносятся в
Осуществляется сверка Фактических и учетных значений
Определяются итоги проверки Что подтверждается составлением инвентаризационной ведомости
утверждается руководителем И осуществляются мероприятия по выправлению бухучета и привлечению к ответственности виновных лиц, при наличии таковых
Отчетная документация по инвентаризации Передается на архивное хранение

Что значит независимая

Проведение инвентаризации способствует подтверждению учетных данных. Но иногда проверка осуществляется заинтересованными лицами.

Особенно это актуально для небольших организаций, когда большинство сотрудников поддерживает приятельские отношения.

В такой ситуации данные проверки могут быть подкорректированы, при подсчете указываются превышения показателей с целью сокрытия расхождений.

В целях обеспечения абсолютной объективности инвентаризации целесообразной является независимая проверка. Проводится таковая привлеченными экспертами.

Можно воспользоваться услугами специализированных компаний. Выгода такого привлечение очевидна, обеспечивается:

  • отсутствие личной заинтересованности проверяющих;
  • исключение некомпетентности комиссии;
  • обнаружение фиктивной документации;
  • проведение проверки в кратчайшие сроки на высоком профессиональном уровне.

Допускается проводить независимую инвентаризацию любого вида. Дополнительным бонусом становится оптимизация временных и материальных затрат.

Нет необходимости отрывать от обычной деятельности сотрудников и оплачивать их дополнительное рабочее время.

Производственная деятельность может осуществляться по обычному графику, если это не препятствует пересчету. Все результаты независимой проверки остаются строго конфиденциальными и доступны только ответственным представителям организации.

Незавершенного производства

При инвентаризации незавершенного производства объектами проверки становятся:

  • продукция неполной готовности;
  • не комплектная продукция;
  • остатки от вспомогательного производства.

В процессе проверки определяется фактическое наличие незаконченных изделий посредством подсчета, перемеривания, перевешивания. Также устанавливается действительная комплектность и определяется остаток незавершенного производства.

Целью проверки становится определение суммы, какую подлежит отобразить в «Расходах будущих периодов». При этом выявляются средства, которые следует причислить к издержкам обращения.

Точное установление остатка незавершенного производства обеспечивает достоверность расчетов себестоимости производимой продукции. Инвентаризация незавершенного производства проводится ежегодно, перед составлением годового отчета.

Но, исходя от условий и специфики деятельности, такая проверка может выполняться чаще, ежеквартально или ежемесячно. В некоторых случаях проверку проводят ежесменно или по завершении всякой рабочей недели.

При увольнении материально ответственного лица

При заключении с сотрудником договора о материальной ответственности непременно прописывается необходимость инвентаризации при увольнении.

Одновременно с инвентаризацией осуществляется передача материальных ценностей новому работнику. Сроки такой инвентаризации законом точно не определяются.

Основное требование – проведение проверки в течение двух недель с момента . Почему целесообразно совместить проведение инвентаризации при смене материально ответственного лица и передачу ценностей?

В противном случае придется отдельно осуществлять передачу имущества, что удваивает временные затраты. Относительно передачи ценностей особого порядка не предусмотрено.

Видео: как провести инвентаризацию основных средств

После завершения инвентаризации и составления материальных ценностей ответственное лицо считается уволенным и никаких претензий к нему предъявляться не может.

Часто задаваемые вопросы

Некоторые возникающие по поводу инвентаризации вопросы связаны с ее особенностями относительно специфики деятельности. Также разногласия возникают относительно имущества, не принятого к учету, но фактически используемого организацией.

Нередко инвентаризацию путают с обычной ревизией. Каковы нюансы инвентаризационной проверки?

Предусмотрена ли для забалансовых счетов

Инвентаризоваться с той или иной периодичностью должно все имущество организации. В том числе и то, которое не является собственностью субьекта, но используется им. К примеру, объекты могут быть или переданы на ответственное хранение.

Это обуславливает необходимость инвентаризации имущества, учтенного на забалансовых счетах. Проверяются такие объекты в обычном порядке с составлением отдельной ведомости.

Учет ведется по стоимости, предусмотренной договорами, и прочей сопутствующей документацией. Один экземпляр описи передается непосредственному владельцу имущества, чтобы тот мог сопоставить данные со своим учетом.

Проведение в аптеке

При инвентаризации в аптечном учреждении обязательно присутствие всех работников аптеки, несущих материальную ответственность. В день проверки отпуск лекарств не осуществляется.

Проводиться инвентаризация может как ручным способом при помощи описных листов, так и при помощи сканирования этикеток. Различается два способа инвентаризации аптеки.

В первом – лекарственные средства считаются по алфавиту. При этом часто выявляется недостача, поскольку часть препаратов может сохраняться отдельно или отдельные позиции просто пропускаются.

Более эффективен второй вариант, когда лекарства считаются по полкам. Это позволяет подсчитать все имеющиеся препараты и не допустить «потери» товара.

Чем отличается от ревизии

Ревизия, как и инвентаризация, осуществляется в целях отслеживания движения объектов имущества в организации. И зачастую данные понятия путаются. Отличие заключается, прежде всего, в целях проведения.

Инвентаризация осуществляется с целью выявления расхождений меж фактическими и учетными данными. Ее задача исправить бухгалтерский учет в соответствии с действительным положением.

Ревизия проводится для обнаружения операций, осуществляемых незаконно и безосновательно. То есть исследуется правомерность операций и их соответствие действующим нормативам.

Другое отличие заключено в том, что ревизия всегда проводится внезапно и осуществляют ее внешние контролирующие органы.

Проведение инвентаризации это мероприятие плановое (даже внезапная проверка спланирована руководителем), а проводят его внутренние службы предприятия.

По завершении ревизии составляется акт, где указываются все ошибки, недостатки и злоупотребления со стороны проверяемого субъекта.

Суть инвентаризации понять не сложно, но провести ее правильно можно только при соблюдении всех правил и учете отдельных нюансов.

Малейшее нарушение порядка проведение инвентаризационной проверки может способствовать признанию итогов процедуры недействительными.

Сегодня сложно представить компанию без IT инфраструктуры. Компьютеры имеются у любой организации. И как любое имущество их нужно периодически инвентаризовать. Каковы особенности инвентаризации компьютерной техники? Инвентаризации подлежит абсолютно все имущество организации. Но компьютеры довольно существенно...

Учет участков вне зависимости от их назначения – важная процедура, которая должна выполняться периодически. СодержаниеЧто нужно знать Особенности проведения процедуры Чтобы не столкнуться с трудностями, специалист должен знать методику проведения инвентаризации земель. Что нужно знать Для обеспечения рационального...

Одна из обязательных для проведения процедур в коммерческих и муниципальных предприятиях является инвентаризация. Причем она осуществляется не только в отношении различного рода имущества, но также дебиторской, кредиторской задолженностей. Существует большое количество различных нюансов, связанных с проведением...

В статье будет идти речь о технической инвентаризации. Что это за процесс, какие функции выполняет, и каков порядок проведения – далее. СодержаниеЧто нужно знать Техническая инвентаризация объектов недвижимости Возникающие нюансы Любое имущество предприятий подлежит описи. Техническая инвентаризация касается объектов...

Для определения соответствия фактических данных относительно имущества данным учета проводится инвентаризация. Но недостаточно провести процедуру, нужно правильно ее оформить. Какими бланками оформляются итоги проверки? СодержаниеВажные аспекты Документальное оформление инвентаризации Когда результаты инвентаризации...

Проведение инвентаризации является требованием обязательным для организаций. Проверяться должно любое имущество субъекта, в том числе и недвижимое. Как инвентаризуются объекты недвижимости? В процессе своей деятельности любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью проведения...

Одно из обязательных условий работы сегодня – ведение отчетной документации в соответствии с установленными законодательством стандартами. Одним из таких документов является бланк инвентаризации. Процедура должна проводиться различными коммерческими и муниципальными предприятиями, другими учреждениями....

Предприятий, где производство ведется без образования отходов, практически не существует. В той или иной мере утильсырье способствует загрязнению природы. Одним из способов минимизировать ущерб является инвентаризация отходов. Любое утильсырье, образующееся на территории РФ, подлежит непременной паспортизации. В...

Достоверность бухгалтерского учета обеспечивает инвентаризация имущественных ценностей и финансовых обязательств. В процессе проверки ревизуется действительное наличие имущества. Как часто следует инвентаризовать активы? В Законе «О бухучете», в ст.12, сказано о необходимости проведения инвентаризации с целью...

Федеральным законом № 129-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что организации обязаны проводить инвентаризацию:

– когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

– при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);

– если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);

– в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:

– при смене руководителя коллектива или бригадира;

– при выбытии из коллектива или бригады более 50% работников;

– по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.

Порядок и сроки проведения инвентаризаций в других случаях устанавливает руководитель организации. Он определяет, сколько раз в отчетном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике организации.

Действующее законодательство не запрещает проводить инвентаризацию в любой удобный для организации день, например, 3 октября или 25 декабря. Однако наиболее целесообразно назначать инвентаризацию на 1-е число месяца, поскольку именно на эту дату по общеустановленному порядку выводится сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам бухгалтерского учета – формируются данные для составления сличительных ведомостей и выявления результатов инвентаризации. Но если будет выбрано не 1-е число месяца, а, например, 3 декабря, то возникает необходимость расчета на эту дату промежуточных итогов оборотов и сальдо по счетам, на которых учитываются инвентаризуемые в конкретном случае имущество или финансовые обязательства.

Кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному графику, организация может осуществлять и неплановые сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Такие инвентаризации называются внезапными и позволяют застать врасплох нерадивых материально ответственных лиц. Проводятся они по плану-графику, составленному руководителем предприятия и хранящемуся у руководителя или главного (старшего) бухгалтера. Внезапные проверки должны проводиться в первую очередь:

– у вновь принятых на работу материально ответственных лиц;

– при образовании и возрастании сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

– при установлении фактов нарушений правил приемки, хранения, реализации ценностей.