Структура письма о проведении аудита. Организация аудиторской проверки. й этап. Предварительное планирование аудита

Подготовка аудиторской проверки включает составление письма о проведении аудита и заключении договора. Письмо о проведении аудита составляется на основании федерального стандарта № 12.

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудитор может использовать письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Целью письма о проведении аудита является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Положения федерального стандарта № 12 могут быть применены при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или специальным аудиторским заданиям, а также к аудиторским услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.

Хотя цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита.

В интересах аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг.

  • - цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • - ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • - объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • - аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
  • - информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности могут остаться необнаруженными;
  • - требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
  • - цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В письме о проведении аудита могут также указываться:

  • - договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;
  • - право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
  • - обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • - обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

В случае необходимости в письме о проведении аудита или приложениях к нему могут быть также приведены:

  • - договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;
  • - договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • - договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);
  • - любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • - информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, заключать ли отдельный договор оказания аудиторских услуг с указанными дочерними организациями или направлять отдельное письмо о проведении аудита, влияют следующие факторы:

  • - порядок назначения аудитора дочерних организаций;
  • - необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;
  • - требования законодательства РФ;
  • - объем работы, выполненной другими аудиторами;
  • - доля собственности головной организации;
  • - степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

  • - любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • - любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
  • - кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
  • - изменения в структуре собственности аудируемого лица;
  • - значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
  • - требования законодательства РФ.

Если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, или ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину такой просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита.

Изменение обстоятельств, влияющих на требования аудируемого лица, или неправильное понимание характера услуги, запрашиваемой изначально, обычно рассматривается как обоснованная причина просьбы об изменении задания. Изменение аудиторского задания не может рассматриваться как обоснованное, если оно вызвано неточной или неполной информацией.

Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания, которое может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Если аудитор придет к заключению о том, что изменение условий аудиторского задания обоснованно, а также если работа аудитора соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, которые могут быть применены к измененному заданию, то отчет или заключение должны соответствовать пересмотренным условиям задания. Во избежание введения в заблуждение пользователя в отчет или заключение не должны включаться ссылки:

  • - на первоначальное задание;
  • - на любые процедуры, которые могли быть выполнены в соответствии с первоначальным заданием, за исключением случаев, если задание меняется на задание о согласованных процедурах и, следовательно, ссылка на проведенные процедуры составляет один из элементов отчета.

В случае изменения условий задания аудитору и хозяйствующему субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо согласовать новые условия.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Например, аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания, если он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности. В то же время аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить это задание по проведению аудита на задание но проведению обзорной проверки, чтобы избежать получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения.

Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное задание и аудируемое лицо возражает против продолжения работы в соответствии с первоначальным заданием, то аудитор должен отказаться от выполнения задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам (например, совету директоров или акционерам).

Ниже приводится примерная форма письма о проведении аудита.

Образец

Бланк или угловой штамп аудиторской организации

Официальное наименование экономического субъекта

Фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица

Исходящий № (...)

Дата подписания

ПИСЬМО О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

Совету директоров или соответствующему представителю руководства организации

Вы обратились к нам с просьбой о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе (указать состав) за (указать финансовый год). Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит в целях обеспечения разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в бухгалтерской (финансовой) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение основных оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В связи с тем что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.

В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы планируем направить Вам отдельное письмо (отчет, письменную информацию), касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством РФ ответственность за подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры но сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.

Надеемся на сотрудничество с Вашими работниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации.

Данное письмо считается действительным до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.

Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Вашей организации.

По итогам предварительного планирования и принятия решения со стороны аудитора о возможности проведения аудита может быть составлено письмо о проведении аудита.

Это документ , направленный аудитором предполагаемому клиенту и подписываемое руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Данное письмо направляется клиенту после достижения устной договоренности о проведении аудита, но до заключения договора на оказание аудиторских услуг.

Стоимость ауд.услуг после проведения аудита согласно счету-фактуры списывается с Д26 К76 (100 000 $).

Письмо подписывается руководством аудиторской фирмы, отсылается клиенту, возвращается подписанное руководством клиента обратно аудиторской фирме.

Бланк аудиторской организации

Совету директоров ОАО «ДЛЭ-301»

Генеральному директору Петрову В.И.

Вы обратились к нам с просьбой о проведении обязательного аудита фин.(бух.) отчетности за 2013 фин.год. Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами с целью выражения мнения о достоверности фин. (бух.) отчетности и соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ.

Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что фин. (бух.) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в фин.(бух.) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки фин. (бух.) отчетности, определение осн. оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления фин. (бух.) отчетности.

В связи с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.

В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности фин. (бух.) отчетности, мы планируем предоставить Вам отдельное письмо (отчет, письменную информацию), касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.

Напоминаем, что в соответствии с законодательством РФ ответственность за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой инф-ии, несет руководство Вашей орг-ии. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства РФ, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры по сохранности и надлежащему использованию активов организации. (01, 10, активы по балансу (Ф.№1)). Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.

Надеемся на сотрудничество с Вашими сотрудниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная инф-ия, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации. Мин ставка по МСА $100 000 – Д26К76

Данное письмо считается действительным в будущем до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.

Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Вашей организации.

От имени ауд. фирмы Принимается от имени хозяйствующего субъекта

ФИО должность, дата ФИО должность, дата

(подпись) (подпись)

Общий план аудита.

Планирование аудита должно проводится с учетом требований фед.стандарта № 3 «Планирование аудита». Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, сроках проведения, объему ауд.процедур. выделяют 3 этапа:

I. Предварительное планирование

II. Составление общего плана аудита

III. Составление программы аудита

Общий план аудита должен содержать информацию об объекте аудита. В общем плане указываются руководитель проверки, состав аудиторской группы, уровень существенности, аудиторский риск. Все это отражается обычно во вводной части. Основная часть плана имеет вид таблицы. В ней указываются основные виды работ, подлежащие выполнению, планируемые сроки и выполнение этих работ.

Виды работ: оценка бухучета и внутреннего контроля, предварительный обзор бухгалтерской отчетности клиента, перечень работ, тесно связанных с бухучетом и аудитом.

Обычно общий план занимает 2-3 страницы. План утверждается руководителем аудиторской фирмы.

Письмо о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и ответственность экономического субъекта - клиента и аудитора (аудиторской фирмы) на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письму, как правило, должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой о проведении аудита и (или) оказание аудиторских услуг. Оно направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора, цели и масштаба аудита.

Если цели и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, письмо может не составляться либо давать лишь дополнительную информацию для экономического субъекта.

Порядок составления и представления письма определяет Федеральный стандарт аудита №12 «Согласование условий проведения аудита».

В связи с этим письмо о проведении аудита может содержать:

обязательные указания;

дополнительную информацию.

Обязательные указания включают следующие моменты.

1. По условиям аудиторской проверки:

об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит.

2. По обязательствам аудиторской организации:

о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

3. По обязательствам экономического субъекта:

об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подробнее с этими указаниями можно познакомиться, изучив международный стандарт аудита «Условия договоренности об аудите».

К дополнительной относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента.

К ней относятся:

общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;

примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;

общая характеристика применяемых методов аудита;

предлагаемые условия оплаты труда;

предложение об использовании услуг независимых экспертов и др.

Жесткие рекомендации по составлению письма аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.

Письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.

В то же время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.

Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы должны быть разъяснены клиенту до начала проверки и даже до заключения договора.

Письмо о проведении аудита, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма-обязательства (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма-обязательства.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

  • а) любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
  • б) любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
  • в) кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
  • г) изменения в структуре собственности аудируемого лица;
  • д) значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
  • е) требования законодательства Российской Федерации.
  • 4. Понимание деятельности экономического субъекта

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Для проведения аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в вопросах получения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего использования при проведении аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности экономического субъекта».

Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:

  • а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
  • б) анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического

субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые

условия региона);

  • в) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
  • г) знакомство с организацией и технологией производства;
  • д) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);
  • е) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
  • ж) сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных поставщиках и покупателях;
  • з) анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
  • и) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • к) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
  • л) знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического

субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные

отклонения от различного рода базовых показателей.

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:

предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и в сфере деятельности этого лица;

информация, полученная от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);

информация, полученная от внутренних аудиторов аудируемого лица и из отчетных документов внутренних аудиторов;

информация, полученная от других аудиторов, юристов и консультантов, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной сфере деятельности;

информация, полученная от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в соответствующей отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);

официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

документы периода деятельности аудируемого лица (например, протоколы заседаний совета директоров, материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные уполномоченным государственным органам власти, рекламные материалы, финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы, сметы, внутренние отчеты руководства, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета, должностные инструкции, планы маркетинга и продаж).

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:

оценивать риски и выявлять проблемные области;

эффективно планировать и проводить аудит;

оценивать аудиторские доказательства;

обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Пополнение информации, необходимой для углубления понимания деятельности экономического субъекта, осуществляется на всех стадиях аудита как руководителем аудиторской проверки, так и членами аудиторской группы; при этом руководитель должен в данном вопросе предъявлять к членам аудиторской группы достаточно высокие требования.

При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выполнить процедуры для выявления существенных изменений, произошедших со времени проведения последней аудиторской проверки в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита в целях:

квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита;

рационального планирования аудита;

эффективного проведения аудита;

определения аудиторского риска и его составляющих, а также уточнения уровня существенности;

оценки системы внутреннего контроля;

выбора видов и методов выполнения аналитических процедур;

оценки и обоснования получаемых аудиторских доказательств;

оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта;

выявления противоречивой информации;

в других целях.

до заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен

получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита;

после заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется. Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

  • а) история развития экономического субъекта;
  • б) перечень осуществляемых видов деятельности;
  • в) положения учетной политики и ее последовательные изменения;
  • г) другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

При комплектации постоянного файла аудиторская организация должна следить за его периодическим пополнением и обновлением по итогам аудиторских проверок данного экономического субъекта.

5. Договор на оказание аудиторских услуг

Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент - оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон.

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.

Этап подготовки договора включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов.

Общие положения указанного договора определяются согласно статьям ГК РФ. Однако договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности). Последнее связано с тем, что аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед пользователями информации финансовой отчетности (акционерами, учредителями, кредиторами) проверяемого экономического субъекта при нанесении им ущерба в результате неквалифицированной проверки.

В случае, когда договору предшествует письмо о проведении аудита, в тексте договора должно излагаться описание существенных условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут выступать одновременно услуги по проведению аудита как такового, а также сопутствующие аудиту услуги.

6. Оценка стоимости аудиторских услуг

Оценка стоимости аудиторских услуг является одним из важнейших моментов при заключении договора. Единых расценок на аудит не существует. На расценки оказывают влияние следующие факторы:

местонахождение аудиторской и проверяемой организации (всем понятно, что стоимость аудиторской проверки в г. Москве будет выше, чем в г. Ростове-на-Дону);

характер деятельности проверяемой организации (от вида деятельности организации зависит объем предстоящей работы аудиторов, например при проверке промышленного предприятия трудозатраты выше, чем при проверке туристического агентства);

объем выручки (стоимость аудита часто определяется в зависимости от объема выручки, в некоторых странах стоимость составляет до 10% от этого показателя);

объем документооборота аудируемого лица; известность аудиторской компании и т.д.

Сложившаяся практика и соответствующий федеральный стандарт № 12 «Согласование условий проведения аудита» рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо о согласии на проведение аудита.

Письмо аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее – письмо о проведении аудита) – это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку. Составление документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности организации - потенциального клиента.

Письмо о проведении аудита направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа – объяснить руководителю организации особенности оказания аудиторских услуг.

Письмо о проведении аудитадолжно содержать обязательные указания и по желанию аудиторской организации дополнительную информацию.

Структура письма о проведении аудита включает :

1) условия аудиторской проверки;

2) обязательства аудиторской организации;

3) обязательства проверяемой организации;

4) дополнительную информацию.

В условиях аудиторской проверки следует указать:

а) объект и цель аудиторской проверки – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;

б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;

в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.

К обязательствам аудиторской организации относят:

а) соблюдение аудиторской тайны;

б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;

в) в установленные договором сроки представление аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;

г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

К обязательствам руководства и сотрудников проверяемой организации относят:

а) предоставление для проверки всех необходимых документов;

б) направление дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (неподтверждении) соответствующей задолженности;

в) обеспечение свободного доступа к компьютерной базе данных;

г) предоставление всех необходимых разъяснений по возникающим у аудиторов вопросам.

Дополнительная информация может содержать:

а) примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;

б) предлагаемые условия оплаты;

в) общую характеристику применяемых методов аудита и др.

Жестких рекомендаций по составлению письма о проведении аудита нет, поэтому его содержание определяется, прежде всего, запросами клиента и характером взаимоотношений аудиторской организации с клиентом. При долгосрочном сотрудничестве (повторном аудите) аудиторской организации с клиентом письмо о проведении аудита может не составляться. При повторном аудите письмо о проведении аудита составляется лишь в случаях:

Наличия фактов неправильного понимания клиентом целей, масштабов аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

Изменения условий проведения проверки исполнительного органа экономического субъекта;

Изменения в составе руководства клиента;

Значительного изменения профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;

Изменений законодательства, влияющих на изложенные вписьме положения, или существенного изменения других его положений.

Таким образом, письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом. Посылается оно клиенту до начала проверки и до заключения договора, в результате этого можно избежать конфликта и недоразумения при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Договор на проведение аудита фактически ничем не отличается от обычных договоров предпринимательской деятельности. Как и другие договоры, он юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц, в данном случае заказчика-клиента и исполнителя-аудитора. Однако договор на аудит имеет и существенное отличие от других договоров в предпринимательстве.

Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтные взаимоотношения аудитора с клиентом во многом зависят от того, какой договор на проведение аудита будет заключен. Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта, а затем принимается решение о возможности оказания аудиторских услуг.

Этапы подготовки договора включают определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может заключаться на длительный срок. Предметом такого договора могут выступать одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора излагается подробное описание условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон.

Заключается договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, в частности главой 39 «Договор возмездного оказания услуг». Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, например:

а) предмет договора на оказание аудиторских услуг;

б) условия оказания аудиторских услуг;

в) права и обязанности аудиторской организации;

г) права и обязанности экономического субъекта;

д) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

е) ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Наряду с этим в договор могут быть включены другие важные для сторон положения.

В предмете договорана оказание аудиторских услуг фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем, в частности при проведении аудиторской проверки – работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период.

В условиях оказания аудиторских услугуказываются:

а) цель оказания аудиторских услуг и объекты аудита, в частности филиалы и подразделения экономического субъекта (при их наличии);

б) сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

В правах и обязанностях аудиторской организацииотражается необходимость или возможность:

а) неукоснительного соблюдения при оказании аудиторских услуг требований законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов;

б) самостоятельного определения форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом;

в) проверки любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получения разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе аудита вопросам;

г) доступа в систему компьютерной обработки данных проверяемого экономического субъекта;

д) получения по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

е) отказа от проведения аудиторской проверки или отказа от выражения мнения о достоверности проверяемой отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

ж) квалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания иных аудиторских услуг, соблюдения конфиденциальности полученной информации и коммерческой тайны;

з) обеспечения сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

В правах и обязанностях экономического субъекта отражается необходимость или возможность:

а) создания аудиторским организациям условий для своевременного и полного проведения проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации, обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи по запросу аудиторов разъяснений и объяснений в устной и письменной формах;

б) получения от аудиторских организаций информации о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для аудиторских замечаний и выводов;

в) оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

В разделе о стоимости и порядке оплаты аудиторских услугуказываются:

а) порядок определения стоимости аудиторских услуг;

б) порядок и сроки оплаты аудиторских услуг, в том числе выплаты аванса либо задатка.

В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споровпредусматриваются :

а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;

в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке.

В договоре на аудиторскую проверку целесообразно отразить возможность аудитора отказаться от выдачи положительного аудиторского заключения. Нередко аудиторские фирмы включают в договор пункт о сроках предоставления клиентом документов, необходимых для проведения проверки. Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.

В аудиторской деятельности используются не только договоры на проведение аудита, но и на абонентское обслуживание, консультационно-информационное обслуживание и др. В текст договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с пожеланиями сторон по договору могут быть включены дополнительные сведения. При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, включающий уточнение содержания аудиторского задания.

Планирование аудита: подготовка общего плана и программы аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом на проведение аудита. Она должна составить общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, разработать аудиторскую программу, определяющую объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. При планировании общих должны соблюдаться частные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок

Принцип оптимальности заключается в следующем: в процессе планирования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» предусмотрено, что процесс планирования включает следующие основные этапы:

Предварительное планирование аудита;

Подготовка и составление общего плана аудита;

Подготовка и составление программы аудита.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области, значимые для аудита.


Похожая информация.


Арендный блок

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому субъекту. При этом он самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую организацию для оказания аудиторских услуг (АУ).

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита — документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В письме о проведении аудита могут также быть указаны:

договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;

обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в письме о проведении аудита или приложениях к нему могут быть также приведены:

договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций, то на решение аудитора о том, направлять ли отдельное письмо о проведении аудита, влияют следующие факторы:

порядок назначения аудитора дочерних организаций;

необходимость составления отдельного аудиторского заключения по дочерней организации;

требования законодательства Российской Федерации;

объем работы, выполненной другими аудиторами;

доля собственности головной организации;

степень независимости руководства дочерней организации от головной организации.

В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия аудиторского задания или напомнить аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:

любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;

кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;

изменения в структуре собственности аудируемого лица;

значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

требования законодательства Российской Федерации.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Основы аудита

Конспект лекций специальности Финансы и кредит. Сущность аудиторской деятельности. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Правовой статус аудиторов и аудируемых лиц. Стандарты аудиторской деятельности. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок. Организация проведения аудиторских проверок. Предварительное планирование аудиторской проверки. Понятие, сбор и оформление аудиторских доказательств. Оценка результатов аудиторских процедур. Финансовый анализ в аудите.

К данному материалу относятся разделы:

Сущность, цели и задачи аудита

Виды аудита и аудиторских услуг

Направления аудиторских проверок. Выбор основных направлений аудиторской проверки

Принципы аудиторской деятельности

Роль аудита в развитии финансового контроля в условиях рыночной экономики. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Организация аттестации аудиторской деятельности

Профессиональная этика аудитора

Права и обязанности аудиторов

Ответственность аудиторов

Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц

Сущность и значение аудиторских стандартов

Международные и национальные (отечественные) аудиторские стандарты

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Внешний контроль качества аудита

Организация внутреннего контроля качества аудита в аудиторской организации

Основные этапы аудиторских проверок