Официальным источником данных по истории, состоянию, структуре и планам платежей внешнего долга России является Центральный банк РФ.
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него?
✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка? | USA government debt.
Субтитры
История
К 2002 году общий внешний долг упал до 146 млрд. USD. С начала 2000-х годов экономическая ситуация в стране сделала доступными иностранные коммерческие кредиты. Превалировавший в 90-е годы государственный долг продолжил уменьшаться, но бурный рост коммерческого кредитования довел общий внешний долг до полутриллиона долларов к 2008 году. Мировой экономический кризис 2008 года вынудил заметно уменьшить объемы внешних заимствований. Тем не менее уже через год рост заимствований возобновился, а к 2012 году уровень долгов достиг докризисных показателей.
Очередного максимума общий долг достиг к лету 2014 года, превысив 700 млрд. USD. Летом 2014 года в рамках санкций в связи с событиями на Украине , западным финансовым институтам запретили предоставлять кредиты резидентам Российской Федерации. Размер долга стал стремительно уменьшаться. Пиковые выплаты по внешнему долгу пришлись на зиму 2014-2015 года, когда за несколько месяцев было выплачено более 100 миллиардов долларов, что вызвало крупный валютный кризис в России и резкое обрушение курса рубля. За год после объявления моратория на кредитование долг России уменьшился почти на 200 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России также значительно сократились.
Общий внешний долг
Внешний долг Российской Федерации в миллионах долларов США. Федеральный долг, долг СССР, долг Центрального Банка РФ и долги субъектов РФ составляют государственный долг РФ.
Дата | Общий внешний долг | Долг компаний | Долг банков (кроме ЦБ РФ) | Федеральный долг (без СССР, ЦБ и субъектов РФ) | Долг Центрального банка РФ | Долг субъектов РФ | Долг СССР |
---|---|---|---|---|---|---|---|
01.01.1994 | 118 007 | 803 | 1 304 | 9 920 | 1 474 | - | 104 507 |
01.01.1995 | 126 810 | 1 229 | 2 277 | 12 770 | 493 | - | 110 040 |
01.01.1996 | 132 850 | 2 906 | 4 692 | 18 824 | 706 | - | 105 722 |
01.01.1997 | 153 044 | 5 506 | 8 669 | 34 728 | 438 | 6 | 103 697 |
01.01.1998 | 182 883 | 14 797 | 18 153 | 53 331 | 231 | 1 232 | 95 139 |
01.01.1999 | 188 534 | 19 990 | 10 011 | 53 743 | 4 151 | 2 417 | 98 222 |
01.01.2000 | 178 256 | 21 518 | 7 735 | 46 715 | 3 464 | 2 049 | 96 775 |
01.01.2001 | 160 234 | 21 513 | 8 953 | 58 545 | 3 171 | 1 193 | 66 859 |
01.01.2002 | 146 553 | 22 511 | 11 305 | 48 477 | 2 308 | 1 004 | 60 950 |
01.01.2003 | 151 302 | 32 795 | 14 158 | 46 288 | 1 050 | 1 085 | 55 926 |
01.04.2003 | 153 215 | 36 167 | 13 947 | 44 870 | 1 728 | 1 060 | 55 443 |
01.07.2003 | 158 166 | 39 682 | 16 793 | 42 649 | 1 790 | 1 055 | 56 197 |
01.10.2003 | 165 834 | 45 432 | 18 727 | 42 079 | 2 835 | 1 094 | 55 668 |
01.01.2004 | 184 955 | 54 139 | 24 834 | 43 688 | 2 738 | 1 264 | 58 292 |
01.04.2004 | 189 539 | 60 223 | 25 054 | 44 930 | 3 840 | 1 376 | 54 116 |
01.07.2004 | 192 349 | 65 461 | 24 270 | 43 025 | 4 485 | 1 417 | 53 692 |
01.10.2004 | 193 199 | 67 478 | 25 489 | 42 703 | 3 398 | 1 368 | 52 763 |
01.01.2005 | 213 335 | 75 597 | 32 336 | 43 152 | 4 682 | 1 633 | 55 936 |
01.04.2005 | 219 353 | 84 309 | 34 448 | 38 104 | 7 885 | 1 526 | 53 081 |
01.07.2005 | 227 829 | 90 193 | 37 634 | 38 699 | 9 031 | 1 472 | 50 799 |
01.10.2005 | 226 708 | 102 199 | 43 380 | 35 907 | 9 241 | 1 326 | 34 654 |
01.01.2006 | 257 204 | 125 028 | 50 119 | 35 652 | 10 954 | 1 185 | 34 268 |
01.04.2006 | 273 280 | 130 036 | 57 171 | 34 510 | 16 562 | 1 202 | 33 799 |
01.07.2006 | 289 110 | 143 561 | 66 671 | 32 179 | 12 466 | 791 | 33 442 |
01.10.2006 | 269 512 | 136 693 | 78 440 | 32 945 | 9 035 | 905 | 11 494 |
01.01.2007 | 313 214 | 163 472 | 101 094 | 33 844 | 3 928 | 1 486 | 9 390 |
01.04.2007 | 355 587 | 192 615 | 110 834 | 33 000 | 8 762 | 1 518 | 8 857 |
01.07.2007 | 399 548 | 219 332 | 131 270 | 30 798 | 8 161 | 1 462 | 8 527 |
01.10.2007 | 438 836 | 238 379 | 147 987 | 29 956 | 12 803 | 1 556 | 8 155 |
01.01.2008 | 464 384 | 261 115 | 163 978 | 28 745 | 1 912 | 1 534 | 7 100 |
01.04.2008 | 482 501 | 271 450 | 171 601 | 28 189 | 2 587 | 1 670 | 7 004 |
01.07.2008 | 533 423 | 302 504 | 192 961 | 28 435 | 3 293 | 1 546 | 4 682 |
01.10.2008 | 540 232 | 306 400 | 197 895 | 26 553 | 3 366 | 1 451 | 4 567 |
01.01.2009 | 479 823 | 281 354 | 166 222 | 23 624 | 2 762 | 1 312 | 4 550 |
01.04.2009 | 445 526 | 269 303 | 146 358 | 21 744 | 2 480 | 1 206 | 4 434 |
01.07.2009 | 465 886 | 290 315 | 141 584 | 24 100 | 3 937 | 1 516 | 4 432 |
01.10.2009 | 473 398 | 294 180 | 135 800 | 25 058 | 12 221 | 1 688 | 4 451 |
01.01.2010 | 466 294 | 293 184 | 127 157 | 26 300 | 14 630 | 1 834 | 3 189 |
01.04.2010 | 462 840 | 290 291 | 128 976 | 25 758 | 12 227 | 2 439 | 3 149 |
01.07.2010 | 456 956 | 287 504 | 122 059 | 29 920 | 11 916 | 2 486 | 3 072 |
01.10.2010 | 476 186 | 289 139 | 139 964 | 29 384 | 12 234 | 2 483 | 2 983 |
01.01.2011 | 488 537 | 297 805 | 144 146 | 29 292 | 12 035 | 2 359 | 2 900 |
01.04.2011 | 508 361 | 311 532 | 149 014 | 30 096 | 12 424 | 2 509 | 2 786 |
01.07.2011 | 538 120 | 329 693 | 158 916 | 31 658 | 12 676 | 2 480 | 2 697 |
01.10.2011 | 525 578 | 321 747 | 157 217 | 30 061 | 11 765 | 2 211 | 2 577 |
01.01.2012 | 538 884 | 329 842 | 162 764 | 31 081 | 11 547 | 1 141 | 2 510 |
01.04.2012 | 557 521 | 339 825 | 169 234 | 32 798 | 12 076 | 1 177 | 2 410 |
01.07.2012 | 570 652 | 341 725 | 175 357 | 38 411 | 12 041 | 800 | 2 319 |
01.10.2012 | 598 927 | 348 943 | 189 876 | 43 635 | 13 533 | 761 | 2 179 |
01.01.2013 | 636 421 | 364 803 | 201 567 | 51 342 | 15 639 | 941 | 2 129 |
01.04.2013 | 691 672 | 408 783 | 205 864 | 54 427 | 19 545 | 945 | 2 107 |
01.07.2013 | 707 764 | 420 939 | 211 923 | 53 023 | 18 968 | 867 | 2 042 |
01.10.2013 | 716 260 | 428 935 | 207 084 | 59 809 | 17 562 | 808 | 2 063 |
01.01.2014 | 728 864 | 436 764 | 214 394 | 58 949 | 15 963 | 781 | 2 012 |
01.04.2014 | 715 892 | 432 735 | 214 044 | 50 863 | 15 475 | 771 | 2 004 |
01.07.2014 | 732 779 | 450 567 | 208 859 | 54 557 | 16 225 | 682 | 1 888 |
01.10.2014 | 680 857 | 423 411 | 192 250 | 46 926 | 15 815 | 635 | 1 821 |
01.01.2015 | 599 901 | 376 246 | 171 450 | 39 257 | 10 599 | 580 | 1 770 |
01.04.2015 | 556 420 | 357 488 | 154 178 | 31 270 | 11 198 | 513 | 1 773 |
01.07.2015 | 556 016 | 360 421 | 148 920 | 34 105 | 10 258 | 573 | 1 738 |
01.10.2015 | 537 076 | 354 431 | 139 923 | 30 059 | 10 363 | 594 | 1 706 |
01.01.2016 | 519 101 | 345 100 | 131 733 | 28 747 | 11 716 | 564 | 1 240 |
01.04.2016 | 521 211 | 348 460 | 129 802 | 30 273 | 10 857 | 583 | 1 237 |
01.07.2016 | 524 545 | 350 100 | 127 734 | 34 311 | 10 728 | 591 | 1 081 |
01.10.2016 | 520 289 | 345 352 | 123 586 | 38 647 | 10 960 | 662 | 1 081 |
01.01.2017 | 513 478 | 342 640 | 119 395 | 37 921 | 12 265 | 212 | 1 045 |
Предполагаемые выплаты долга
Доступна оценка ЦБ РФ предполагаемых платежей по текущему внешнему долгу. Реальные платежи могут отличаться как по причинам досрочных выплат, просрочки или реструктуризации, так и по причине существования долгов с неопределенной датой платежей. На январь 2017 года ЦБ РФ оценивает величину долга с открытой датой в 81 млрд долларов. Для остальной части долга график платежей представлен в таблице:
Дата | Платеж, млн. USD |
---|---|
январь 2017 | 11 098 |
февраль 2017 | 9 297 |
март 2017 | 12 791 |
апрель 2017 | 7 931 |
май 2017 | 6 020 |
июнь 2017 | 8 175 |
июль 2017 | 4 814 |
август 2017 | 3 608 |
сентябрь 2017 | 7 978 |
октябрь 2017 | 4 829 |
ноябрь 2017 | 5 459 |
декабрь 2017 | 16 714 |
1 квартал 2018 | 27 916 |
2 квартал 2018 | 16 749 |
3 квартал 2018 | 13 203 |
4 квартал 2018 | 19 470 |
свыше 2 лет | 256 181 |
Оценки состояния общего долга
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах общий внешний долг РФ сократился из-за санкций, в относительных его показатели ухудшаются. По мнению экономистов Высшей школы экономики Андрея Чернявского и Дарьи Авдеевой, объясняется это сокращением ВВП, обесцениванием рубля и снижением экспорта вследствие падения мировых цен на энергоносители. Такое увеличение может стать самостоятельным фактором сокращения внутреннего российского потребления и накопления, поскольку относительно большие ресурсы придется направлять на погашение внешнего долга.
По сообщению ЦБ РФ 29 июля 2016, показатели устойчивости российской экономики к бремени внешнего долга ухудшились. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки за все время, покрываемое статистикой регулятора (с 2004 года), - 40 %. В 2014 этот показатель составлял 29 %. Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями снизилась до 12-летнего минимума, и к марту общая сумма задолженности на 44 % превышала годовые доходы страны от экспорта. При этом на обслуживание внешнего долга (процентные платежи и погашения) на конец марта, должно было уходить 36 % всего притока валюты в Россию от экспорта. По методологии Счетной палаты, которую использует в своих материалах и сам российский ЦБ, это значение находится выше критического порога, составляющего 25 %. Показатель «платежи по внешнему долгу/экспорт» имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25 % экспорта, - говорится в материалах Счетной палаты, к которым отсылает ЦБ.
Государственный внешний долг
Внешний государственный долг России c 1991 по 2017 год представлен в таблице.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
---|---|
1991 , 25 декабря | 67,8 |
1997 , 31 декабря | ▲ 123,5 |
2000 , 1 января | ▲ 158,7 |
2001 , 1 января | ▼ 143,7 |
2002 , 1 января | ▼ 133,5 |
2003 , 1 января | ▼ 125,7 |
2004 , 1 января | ▼ 121,7 |
2005 , 1 января | ▼ 114,1 |
2006 , 1 января | ▼ 76,5 |
2007 , 1 января | ▼ 52,0 |
2008 , 1 января | ▼ 44,9 |
2009 , 1 января | ▼ 40,6 |
2010 , 1 января | ▼ 37,6 |
2011 , 1 ноября | ▼ 36,0 |
2012 , 1 января | ▼ 34,7 |
2013 , 1 января | ▲ 54,4 |
2013 , 1 октября | ▲ 62,7 |
2014 , 1 января | ▼ 61,7 |
2014 , 1 апреля | ▼ 53,6 |
2014 , 1 июля | ▲ 57,1 |
2014 , 1 октября | ▼ 49,3 |
2015 , 1 января | ▼ 41,6 |
2015 , 1 апреля | ▼ 33,6 |
2015 , 1 июля | ▲ 36,4 |
2015 , 1 октября | ▼ 32,4 |
2016 , 1 января | ▼ 30,8 |
2016 , 1 апреля | ▼ 30,6 |
2016 , 1 августа | ▲ 50,8 |
2017 , 2 февраля | ▲ 51,2 |
Структура государственного внешнего долга
В качестве примера структуры источников заимствований государства приводится структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2016 года. Источник информации - официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. . Рост и спад указаны относительно показателей 2015 года.
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Эквивалент, млн. евро |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией) | ▲ 51 475,7 | ▼ 45 866,2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба | ▼ 664,3 | ▼ 591,9 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ | ▼ 399,9 | ▼ 356,3 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | ▼ 870,0 | ▼ 775,2 |
Задолженность по внешним облигационным займам | ▲ 37 659,7 | ▼ 33 555,8 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | ▼ 5,3 | ▼ 4,8 |
Прочая задолженность | ▲ 20,6 | ▼ 18,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | ▼ 11 855,9 | ▼ 10 563,9 |
- возможны неточности из-за округления
Оценки состояния государственного долга
После кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На 19 декабря 2013 года - 55,8 млрд долларов , что является одним из самых низких показателей в Европе . По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны . Государственный внешний долг РФ остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.
В статье приведен анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2012 – 2016 гг.
- Государственный долг и ее влияние на экономическую стабильность
- Анализ государственного внешнего долга Российской Федерации за 2014 - 2016 гг.
- Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
- Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.
На основании данных, представленных в документе «Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 15.02.2016 проанализируем и рассмотрим динамику государственного внутреннего долга за исследуемый период.
В таблице 1 представлены показатели объема государственного внутреннего долга Российской Федерации 2012-2016 гг.
Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга России.
В 2013-2016 гг. наблюдается непрерывный рост внутреннего долга. Темп прироста долга 2013 году относительно 2012 г. составил 18,79 %, в 2014г. – 14,95%, в 2015 г. – 26,54 %, в 2016 г. – 0,92 %. Таким образом, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение его темпов в 2014г., но к 2015 г. прослеживается значительный скачок внутреннего роста. К 2016 г. происходит резкое снижение темпов внутреннего долга. Проанализируем государственные гарантии в общей сумме долга: в 2012 г. они составили –15,2%, в 2013г. –18,21%, в 2014 г. – 22,54%, в 2015 г. – 24,38%, в 2016 г. – 23,74 %. Можно проследить тенденцию к увеличению государственных гарантий в сумме внутреннего долга до 2015 г. и его снижению в 2016 г.
Для привлечения внутренних займов государство выпускает разные виды ценных бумаг. По данным Министерства финансов (на 01.12.2015), 50,0% государственных ценных бумаг занимают облигации федерального займа (с постоянным доходом); 24,5% – облигации федерального займа (с переменным купонным доходом); 14,7% – облигации федерального займа (с амортизацией дохода); 6,7% –государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода; 2,4% –облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода; 1,7% – облигации внутренних облигационных займов.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года 8119,8 млрд. рублей (Федеральный закон от 01.12.2014№384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»).
Таблица 2. Структура погашения государственного внутреннего долга (млрд. руб.).
Существенных изменений во временной структуре погашения не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2026 года. При этом периоды 2024 и 2026 гг. характеризуются невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ. До 2019 г. формируется относительно ровная структура, предусматривающая периоды пиковых платежей.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что отсутствие необходимости в финансировании бюджетных расходов за счет займов (вследствие небывало благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры) отнюдь не означает, что не нужно развивать рынок государственных ценных бумаг в России. Кроме того, в стране давно назрела необходимость проведения реформ по важнейшим направлениям, требующим существенных финансовых ресурсов. В такой ситуации внутренний рынок государственных ценных бумаг может стать одним из источников их финансирования.
Список литературы
- Ильина, Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга российской федерации за период 2012-2015 ГГ. [Текст] / Н.О.Ильина // Политика, экономика и инновации. – 2016. - № 1 (3).
- Сираева, Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева // Научный журнал НоваИнфо. – 2016. – 21 мая. - №46-2. – Режим доступа: http://сайт/article/6058
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – 2016. – 15 февр. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/
- График погашения государственного внутреннего долга [Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – 2016. – Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/
Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?
В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.
В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.
Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.
Размер внешнего долга на душу населения
Дата проведения оценки | Внешний долг на душу населения, $ |
---|---|
2018 | 3540 |
2017 | 3527 |
2016 | 3486 |
2015 | 3539 |
2014 | 4100 |
2013 | 5072 |
2012 | 4440 |
2011 | 3767 |
2010 | 3420 |
2009 | 3262 |
2008 | 3381 |
2007 | 3270 |
2006 | 2202 |
Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.
График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 10 | 7 668 |
Октябрь 2018 | 25 | 6 335 |
Ноябрь 2018 | 40 | 6 953 |
Декабрь 2018 | 56 | 13 207 |
Январь 2019 | 279 | 3 093 |
Февраль 2019 | 504 | 2 650 |
Март 2019 | 5 937 | |
2 квартал 2019 | 1 553 | 15 269 |
3 квартал 2019 | 30 | 9 730 |
4 квартал 2019 | 734 | 16 627 |
1 квартал 2020 | 30 | 9 252 |
Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.
График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 264 | 1 697 |
Октябрь 2018 | 521 | 2 147 |
Ноябрь 2018 | 151 | 1 378 |
Декабрь 2018 | 374 | 1 833 |
Январь 2019 | 262 | 1 287 |
Февраль 2019 | 429 | 1 552 |
Март 2019 | 259 | 1 671 |
2 квартал 2019 | 1 044 | 4 614 |
3 квартал 2019 | 931 | 3 902 |
4 квартал 2019 | 993 | 4 430 |
1 квартал 2020 | 925 | 3 845 |
Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.
График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)
Дата платежа | Ценные госбумаги в валюте, млн $ | Кредиты государств, международных организаций, млн $ |
---|---|---|
2019 | 2 205 | 234 |
2020 | 5 078 | 189 |
2021 | 529 | 161 |
2022 | 2 529 | 125 |
2023 | 3 352 | 97 |
2024 | 352 | 88 |
2025 | 88 | 77 |
2026 | 3 088 | 6 |
2027 | 2 492 | 2 |
2028 | 2 588 | 1 |
Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз.
Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов
Все страны мира, включая Российскую Федерацию, имеют государственный долг. Наличие госдолга обусловлено многими факторами, но чаще всего государства привлекают заемные средства для погашения бюджетного дефицита или для осуществления выплат по текщим долговым обязательствам.
Государственный долг разделяют на внешний и внутренний. На сегодняшний день общий долг России составляет примерно 34.7 трлн. рублей, что в пересчете на доллары США составляет 694 млрд. При этом основную часть долга - более 86% составляет внешний долг.
История государственного долга России
Кредитная история Российского Государства начинается с 1769 года, когда российская императрица Екатерина II сделала денежный заем в Голландии. За последующие 150 лет Россия заняла около 15 млрд. рублей и практически вся сумма была погашена к 1917 году.
Наибольшая кредитная активность Российской Империи проявлялась в конце 19, начале 20 столетия. В это время шло активное строительство железных дорог и крупных промышленных предприятий. Увеличению государственного долга способствовала русско-японская война 1904 года. Но правительству России удалось стабилизировать ситуацию, и к началу 1913 года непогашенная часть долга равнялась 38 млн. рублей. Эта сумма была выражена в шестипроцентном государственном займе.
Основу кредитной политики Российской Империи составляли долгосрочные и краткосрочные займы, которые подкреплялись государственными облигациями. После Октябрьской Революции, советское правительство отказалось платить по долговым обязательствам и таким образом, облигации потеряли свою ценность.
В дальнейшем Советский Союз вел очень осторожную кредитную политику и его внешний долг в начале 80-х годов составлял менее 1% ВВП, что для такой огромной экономики отличный показатель. Рост внешнего долга начался в период проведения перестройки и к началу 90-х увеличился более чем в 10 раз.
В 1981 году внешний долг Советского Союза составлял 4.1 млрд. USD, при ВВП в 1 725 млрд. USD, что в процентном отношении составляло всего 0.2%. Первый резкий скачок произошел в 1984 году, когда государственный долг вырос втрое и составил 17.5 млрд. USD. В дальнейшем, до 1991 года госдолг Советского Союза увеличивался, в среднем на 8 млрд. USD каждый год. И в момент распада страны достиг 67.8 млрд. USD, что составляло 3.6% от ВВП.
После ликвидации Советского Союза, обязательства по выплате государственного долга перешли к его правопреемнице - Российской Федерации.
Внешний долг России
Внешний долг России можно разделить на долг частного и федерального сектора . На май 2015 года, долг федерального сектора составлял 51.481 млрд. долларов, а частного сектора - 509. 036 млрд. долларов. Структура внешнего долга Российской Федерации выглядит следующим образом:
Как видно из таблицы, основная часть внешнего долга России приходится на частный капитал, а государственный долг формально составляет всего около 10% от общей суммы. Но не стоит забывать, что государство является гарантом финансовой деятельности субъектов, входящих в его финансовую систему. Например, коммерческих банков. Поэтому сумма долга частного капитала, косвенным образом, может считаться государственным долгом РФ.
Внешние займы осуществляются путем прямого получения кредитных средств от международных финансовых организаций либо путем выпуска облигаций. Структура внешнего федерального долга России выглядит следующим образом:
- Задолженность перед кредиторами не членами Парижского клуба - 876.7 млн. USD;
- Задолженность перед странами бывшими членами СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) - 880.5 млн. USD;
- Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами - 1 080.8 млн. USD;
- Задолженность по внешним облигационным займам - 36 551.7 млн. USD;
- Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) - 5.4 млн. USD;
- Государственные гарантии РФ в иностранной валюте - 12 064.3 млн. USD;
- Остальные задолженности - 21 млн. USD.
Более 70% долга составляет задолженность по облигациям внешнего займа. Последний срок погашения по ним датирован 2043 годом, а наибольшую сумму придется выплатить в 2030 году - 13 261.4 млн. USD. Также в структуру внешнего долга входят ОВГВЗ. Хотя эти облигации были выпущены в мае 1993 года для погашения внутреннего долга, они входят в структуру внешней задолженности, так как номинированы в долларах США.
Внутренний долг России
Государственный внутренний долг России по состоянию на май 2015 года составил 7.1 трлн. рублей. При этом гарантийные обязательства государства в национальной валюте составляют - 1 608 млрд. рублей, а сумма государственного долга выраженного в ценных бумагах составляет - 5 493 млрд. рублей.
В структуру внутреннего долга России входят следующие виды государственных облигаций:
- ОФЗ-ПК (Облигации федерального займа с переменным купоном);
- ОФЗ-ПД (Облигации федерального займа с постоянным доходом);
- ОФЗ-АД (Облигации федерального займа с амортизаций долга);
- ОВОЗ (Облигации внутренних облигационных займов);
- ГСО-ППС (Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода);
- ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).
Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.
Кредиторами для государства могут быть:
- другие державы;
- финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
- нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).
Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:
- Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
- Среднесрочные – на 5 лет.
- Долгосрочные – на 30 лет.
Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.
Государственный внешний долг России
Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.
Долг России перед другими странами состоит из:
- Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
- межбанковские кредиты;
- векселя;
- ценные бумаги;
- облигации.
- Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
- бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
- инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
- авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
- еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
- коммерческие сделки;
- государственные кредиты на двусторонней основе.
Управление внешним долгом
Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:
- Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
- Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
- Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
- Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
- Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.
Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:
- финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
- дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).
Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.
Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год
Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.
Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).
Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.
Мнение экспертов
Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.
При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.
Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:
- 29 млрд. долларов в счет основного долга;
- 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.
Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.
К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.