Методы борьбы с теневой экономикой и пути их решения в странах снг. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Роль и место собственника в управлении бизнесом. "Идеальная" модель деятельности владельца бизнеса. Достоинства и недостатки разных способов управления бизнесом. Сущность модели финансового контроля, основанной на стратегии внутреннего инвестора.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Теневая экономика. Предпосылки возникновения. Сущность, виды и формы. Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ. Методы борьбы. Особенности проявления и макроэкономические последствия теневой экономики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2006

    Экономические методы борьбы с криминальной предпринимательской деятельностью (теневой экономикой). Классификация финансового контроля. Валютное регулирование в Беларуси. Законодательные акты, позволяющие контролировать использование полученных доходов.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Особенности развития инфляции. Рост цен в России в 2008 г. по товарным группам. Общее понятие об агфляции. Способы борьбы с инфляцией, кейнсианские рекомендации. Способы "спасения" от дефицита бюджета. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    Значительное упрощение процесса решения многих проблем в отношениях предпринимателей и властей может быть достигнуто за счет использования в работе принципов антикоррупционной стратегии. Эта стратегия позволяет структурировать и системно организовать антикоррупционную деятельность отдельных предпринимателей или их объединений. В ней заложены основы повышения эффективности деятельности такого рода и снижения индивидуальных потерь предпринимателей от участия в антикоррупционной деятельности.

    Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы.

    I. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.

    Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

    • – максимально стремиться следовать действующим нормам – это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;
    • – знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов, так как очень часто чиновники не очень хороню осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя "забывают" о первоначальных претензиях;
    • – следить за изменениями в законах и иных нормативных актах – часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, и в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;
    • – использовать "книги учета контрольных проверок" – по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;
    • – искать и перенимать имеющийся опыт эффективного индивидуального взаимодействия с властями;
    • – стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями, активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности).

    II. Комплекс мер для совместной деятельности предпринимателей.

    Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии и ориентирована в первую очередь на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель, реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден принимать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. (Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью.) В то же время он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку со стороны других предпринимателей.

    Среди первоочередных мероприятий, которые рекомендуется реализовать в ближайшее время, необходимо выделить следующие.

    • 1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере противодействия коррупции. Это достаточно сложно, но осуществимо.
    • 2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.
    • 3. Коллекционирование и распространение опыта "позитивных образцов" антикоррупционного поведения. Эго позволит существенно повысить "сопротивляемость" предпринимателей внешнему давлению.
    • 4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.
    • 5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций.
    • 6. Развитие служб "быстрого юридического реагирования", которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место – своеобразная "скорая юридическая помощь" в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.
    • 7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).
    • 8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и другие аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов. Кроме того, это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.
    • 9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.
    • 10. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ – основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

    Следует также определить меры, требующие больше времени на подготовку.

    • 1. Централизация социальной благотворительности на местном уровне – финансирование праздников, благоустройство территорий и т.п. через централизованные фонды.
    • 2. Давление на власть с целью повышения прозрачности и обеспечения доступности информации по следующим проблемам: а) муниципальная и региональная собственность на землю и на недвижимость; б) сделки с землей; в) перевод из жилого жилищного фонда в нежилой; г) распределение нежилых помещений; д) конкурсы, тендеры на заказы и закупки.
    • 3. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с целью проведения оценок и экспертиз решений этих органов власти, касающихся бизнеса. Влиятельность таких экспертных советов будет зависеть от эффективности, профессионализма и активности ассоциаций бизнеса.
    • 4. Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса является проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти и затрагивающих интересы предпринимательства. В этом случае будет снижаться возможность принятия органами власти решений, изначально способствующих развитию и расширению практики коррупции.
    • 5. Предоставление льготных коммерческих займов малому бизнесу. Условия предоставления таких займов должны быть посильны соответствующим категориям предпринимателей и дополнять возможности администраций различных уровней управления, а также банковской системы по фактическому кредитованию бизнеса. На начальном этапе такого рода проекты не будут рентабельными, но спустя некоторое время будут вполне способны приносить прибыль их владельцу.
    • 6. Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет быстрый и объективный аудит компаний, обращающихся за предоставлением им займов, со стороны бизнес-сообщества. Даже если не будет реализовано небанковское кредитование малого бизнеса, практика общественного аудита очень важна, так как позволит демонстрировать (или проверять) честность и прозрачность организаций – членов бизнес-ассоциации.
    • 7. Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию бизнес-центров, в которых "молодому" или развивающемуся бизнесу предоставлялась бы комплексная помощь в решении различных организационных вопросов (регистрация, оформление, аренда, ведение бухучета и др.). Задача таких структур – упростить вхождение на рынок для начинающих предпринимателей. В этом можно заинтересовать власти, которым подобные акции также важны: больше бизнеса – больше известности, политических дивидендов, налоговых поступлений, рабочих мест, ресурсов для решения социальных вопросов и пр.
    • 8. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
    • 9. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех органов, которые постоянно контактируют с бизнесом, а также, в качестве следующего шага, – подготовка кадров для государственного и особенно муниципального управления.

    В реализации коллективных мер антикоррупционной стратегии общественной организации бизнесменов предлагается сначала заключить с властью оглашение общего характера, которое включало бы заявление о намерениях совместно противодействовать коррупции и содержало бы несколько направлений деятельности. Главное условие – предельная публичность. Первым шагом должно стать информирование общества о созданном партнерстве. Затем, пока еще не затихла волна общественного интереса, выдвигается какое-либо стартовое предложение. Власть начнет его анализировать. Пока она этим занята, надо выдвигать следующее предложение. Все мероприятия необходимо осуществлять максимально публично, чтобы у власти было меньше возможностей отказаться от первоначальных обязательств.

    III. Стратегические меры политического и управленческого характера.

    Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления. В перспективе бизнес должен рассматривать и такие направления деятельности, связанные с проблемами, существенно влияющими на эффективность антикоррупционной политики в регионе:

    • – обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;
    • – проведение согласованных акций, направленных против крупных коррупционеров, в частных СМИ;
    • – участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;
    • – формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;
    • – осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

    Увеличение масштабов теневой экономики с большой вероятностью ведет к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, снижает качество и количество производимых государством товаров и услуг. В конечном счете это может приводить к повышению налоговых ставок для компаний и физических лиц, которое достаточно часто сопровождается снижением качества предоставляемых государством общественных благ – таких как дороги и больницы – и ухудшением управления этими благами.

    Вместе с тем две трети доходов, полученных в теневой экономике, сразу же расходуется в официальной. Это может стимулировать развитие официальной экономики и приводить к дополнительному общему экономическому росту. Таким образом, рост теневой экономики сказывается на всех. При этом трудно оценить общий эффект роста теневого сектора на официальную экономику.

    Слабое и произвольное обеспечение законов и нормативных актов правовой санкцией стимулирует теневую экономическую деятельность. Полученные выводы подчеркивают значение укрепления государственности и правовых институтов для ограничения как коррупции, так и связанной с ней теневой экономической деятельности.

    Успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. Экономическая безопасность государства должна формироваться на всех уровнях: государства, предприятия, личности. Чем выше социальная ответственность бизнеса и уровень духовности и морали общества, тем ниже уровень теневой экономики и коррупции в государстве и тем выше уровень экономической безопасности на всех уровнях.

    Методы борьбы с теневой экономикой следуют из причин её возникновения.

    Основные стратегии борьбы с теневым сектором экономики являются:

    Совершенствование и формирование правовой основы и здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса

    Более либеральное налоговое законодательство

    Упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса

    Ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях

    Приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

    Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

    При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

    Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

    Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

    Благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

    Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном кодексе.

    Формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

    Укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

    Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

    Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

    Однако, если, наконец, встанет вопрос о создании «отечественного ФБР», то можно не сомневаться - против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

    Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

    Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. «Общие правила противодействия отмыванию денег», выработанные группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска; открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

    Принятые в последние годы меры антиоффшорной политики можно разделить на поощрительные, или стимулирующие, и запретительные, или карательные.

    К поощрительным мерам следует отнести амнистию капитала, проведенную в России с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. Однако больших результатов она не дала. По информации Федерального казначейства, за указанный период физические лица легализовали доходы на сумму 28,2 млрд руб., то есть доход бюджета составил 3,7 млрд руб.

    Стимулировать отказ от использования оффшорных схем были призваны поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от налогов с 1 января 2008 г. дивидендов от стратегического участия материнской компании в капитале «дочки». Данная льгота не распространялась на «дочек», расположенных в списке оффшорных зон Минфина России (13 ноября 2007 г.), что должно было побуждать добросовестных налогоплательщиков ограничивать использование оффшорных методов ведения бизнеса и стимулировать создание холдингов с центрами управления в России. Однако эта мера оказалась недостаточно эффективной. И вряд ли здесь решающую роль сыграли ограничения по применению этой нормы: стратегическим считается такое участие, когда его доля составляет не менее 50%. В связи с необходимостью преодоления последствий финансового кризиса предусматривается снижение ряда налогов, что теоретически должно уменьшить заинтересованность в использовании зарубежных оффшорных юрисдикции в некоторых схемах минимизации налогообложения.

    Однако предпочтение в современной политике российского правительства отдается карательным мерам. Так, Федеральная налоговая служба намерена планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать СИДН с оффшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования.

    В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

    Важным направлением антиоффшорной политики должна стать более решительная борьба с фирмами - «однодневками», которые активно используются для вывоза капитала в зарубежные оффшоры и уклонения от уплаты налогов. Здесь требуется ужесточение контроля за трансфертными ценами, с помощью которых крупные компании могут переносить центры прибыли в фирмы - «однодневки» и оффшорные юрисдикции. В этой связи отметим опыт Казахстана, где с 1 января 2009 г. вводится новый закон «О трансфертном ценообразовании», который лишит экспортеров возможности занижать свою прибыль за счет использования оффшорных схем.

    Другая важная новация: Минфин готовит поправки к закону об организации страхового дела, запрещающие перестраховывать риски в компаниях, зарегистрированных в оффшорных зонах, в случае, если у них нет международного рейтинга.

    Установление определенных норм участия иностранных инвесторов в разработке природных ресурсов на участках недр федерального значения не закрывает им путь к инвестициям в топливно-сырьевые отрасли (равно как и в другие охваченные данным законом сферы).

    Очевидно, преимуществом в получении указанных разрешений будут пользоваться игроки, имеющие хорошую международную репутацию. Оффшорные же компании могут быть отлучены от прямого доступа к таким месторождениям. При этом введение хотя бы и очень жестких, но четких «правил игры» будет способствовать пересмотру стратегий российских корпораций в отношении оффшоров при структурировании своей собственности.

    В конце 2008 г. правительство заявило об ужесточении контроля за средствами, выделенными государством в качестве антикризисной помощи, чтобы пресечь их конвертацию в валюту и вывод из России. Вместе с тем оно не воспользовалось складывающейся ситуацией для повышения эффективности антиоффшорной политики. Например, предоставление такой помощи могло быть обусловлено требованием как минимум раскрытия информации о реальных бенефициарах компаний, получающих госсредства, а как максимум - перенесения центров концентрации их прибылей в Россию. На деле же многие кредиты были выданы компаниям, которые контролируются фирмами, зарегистрированными в оффшорных юрисдикциях.

    4.1. Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России.

    Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.

    Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением Уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер.

    Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями.

    Как отмечает В.В. Лунеев, «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности 13» .

    ___________________________________________________________________________________________________________

    13. – Лунеев В.В.: «Углубление социального контроля преступности», материалы круглого стола, Государство и право 1999 г., стр. 63

    Однако, по мнению автора курсовой работы, не следует все же принижать действенность и результативность Уголовно-правовой сферы контроля за экономической преступностью, в частности в аспекте рассматриваемой темы внешнеэкономической деятельности.

    Как было отмечено ранее, в настоящее время теневая деятельность в сфере ВЭД приняла видимость полностью легальных сделок с предоставлением в государственные таможенные органы пакета поддельных (измененных) документов, подтверждающих якобы полную легитимность производимых действий: инвойсы поставщика с недостоверно указанными ценами на товары и их номенклатурой.

    В качестве поставщика выступают оффшорные фирмы, не ведущие никакой реальной торговой деятельности и используемые исключительно для создания ее видимости.

    Паспорта сделок, в качестве контрагентов в которых указаны вышеперечисленные оффшорные компании и российские фирмы «прокладки», осуществляющие таможенные платежи при оформлении товаров.

    Контракты между указанными компаниями на поставку товаров. То есть при первичном рассмотрении данных документов сложно выявить факты осуществления незаконной деятельности.

    Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики.

    Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

    Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

    И как видно из всего вышеизложенного, социально-правовой контроль конечно необходим, но только в обязательной связке с Уголовно-правовым.

    И в настоящее время, по мнению автора курсовой работы, именно Уголовно-правовой аспект контроля обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с экономической преступностью вообще и с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности в частности.

    Но при этом все таки необходимо отметить, что важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является именно гармоничное и сбалансированное сочетание действенного социально-правового, уголовно правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

    4.2. Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики.

    В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Негативные последствия воплощения данного подхода на лицо:

    Масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса - с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков» - хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

    Второй подход - репрессивный. Данный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы вышеописанного - либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать разработку законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

    Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не

    удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем,

    во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт, но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему.

    Под пресс попадают прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов. Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки. Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов. Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

    В общем, поскольку в законе упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

    Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы.

    Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых по уровню доходов групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе.

    Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер можно оценить как «относительно низкий», а уровень сопротивления - как «относительно высокий».

    В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

    Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики» - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

    Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются не государственным, а «частным» рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта резко нарастает стремление «спать спокойно».

    Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики» - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши. Как пример можно привести консолидацию и «высветление» активов при выводе компании на так называемое IPO - первичное размещение акций на фондовой бирже.

    Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

    Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Рядом экономистов предложена программа действий, основные положения которой:

    Стимулирование безналичного денежного оборота.

    Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать часть уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

    Запрет на бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

    Децентрализация и укрепление судебных и правоохранительных органов, закрепление за соответствующими институтами части налоговых доходов;

    Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

    Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

    Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.

    В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

    В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство.

    Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Только лишь карательные меры к «теневикам» приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, стоящая перед правительством и ведущими экономистами в нашей стране.

    На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

    Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

    Экономическая безопасность -- это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

    К потенциальным угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

    В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

    Экономическая безопасность тесно связана с важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка .

    Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

    преступления против собственности -- около 10%;

    преступления в сфере экономической деятельности -- около 25%;

    преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -- около 15%;

    преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -- около 25%.

    Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления .

    Анализ показывает, что предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

    Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

    На прошедшем в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. -- в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии -- также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

    Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. -- 18,6%;. 2002 г. -- 15,1%; 2003 г. -- 12%; 2004 г. -- 11,7%; 2005 г. -- 10,9%: 2006 г. -- 9%; 2007 г. -- 11,9%; 2008 г. -- 15% .

    В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций .

    Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, -- коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

    В связи с проведением административной реформы и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона .

    В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности -- приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

    Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

    Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

    В настоящее время в Росси сложились два основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

    Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

    В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При это не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

    Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

    Очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

    Для реализации такой политики, необходимы следующие меры.

    Постоянная корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

    Введение в практику так называемых “доходных индульгенций” - юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

    Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

    Не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля .