План характеристики эгп стран европы. Экономико-географическая характеристика экономических районов россии

На этом уроке вы познакомитесь с темой «Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России». В начале занятия вспомните, что собой представляет понятие «экономико-географическое положение», повторите, кто первый ввел это определение, на каких уровнях оно изучается. После этого приступите к изучению экономико-географического, транспортно-географического и геополитического положения России.

Тема: Географическое положение России

Урок: Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)

Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)

Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях, следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства - это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ [Л1] .

Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.

Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России. Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.

ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том, что Россия является членом более 200 международных организаций. И все же основными внешнеэкономическими партнерам, кроме СНГ, для России являются страны ЕС [Л2] и в последнее время - странАТР [Л3] . Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России, а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона

(кроме стран американского региона) -18%.

(см. рис. 2).

Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне

На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)

Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)

Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)

Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.

Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.

До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны - США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.

После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:

· Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;

· Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;

· Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.

Рис. 5. Современное геополитическое положение России

Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:

· Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка (Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан) ;

· Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)

Рис. 6. Германия - новый мировой геополитический полюс

· Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

· Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;

· Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;

· Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;

· Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.

Домашнее задание

  1. Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка России?
  2. Как можно оценить геополитическое положение на севере России?
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
  3. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Другие уроки на эту тему

  • Географическое положение и границы России. Геополитическое положение ().

Узнай больше

  1. Официальный сайт СНГ ().
  2. На этом сайте можно узнать все о портах России ().

[Л1] В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, большая часть возникших в его бывших границах новых независимых государств приняли решение о создании СНГ(Содружества Независимых государств)

[Л2] Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию (объединение).

[Л3] Азиа́тско-Тихоокеа́нский регио́н (АТР) — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане.

центральный район

1. Экономико-географическое положение

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Центральный район - район с наиболее развитой обрабатывающей про­мышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географиче­ским положением, наличием потребителей и квалифицированной рабо­чей силы.

Макроположение. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Район расположен в центральной части Европейской России. Занимая около 3% площади страны. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Площадь района составляет 485.1 тыс. кв. км.

Микроположение. Центральный район граничит с севера с Северным и Северо-западным районами, с востока с Волго-вятским районом. И с юга с Чентрально-черноземным, с запада со странами западной Европы Белоруссией и Украиной. Это несомненно делает его положение более выгодным, ведь оно обеспечивает связь с другими Европейскими странами. При этом на данной по граничной территории на возникает пограничных проблем.

Ресурсно-географическое положение. Основными природными ресурсами ЦЭР являются бурый уголь Московского буроугольного бассейна. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях .

Район располагает небольшими запасами агрономических руд – фосфатов в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.

Демографическое положение. ЦЭР сосредоточивает около 20% населе­ния страны. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчи­тывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей - горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.

Эколого-географические. Кризис воспроизводства населения связан со многими причинами, в том числе с ухудшением экологической ситуации, трудностями экономической жизни. Изменением социальной психологии и ухудшением здоровья людей. Сказываются последствия чернобыльской катастрофы, особенно в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской и Калужской областях . Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками.

Агро-географическое. Природно-климатическая обстановка территориально-дифференцирована. Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской. Здесь имеются значительные лесостепные участки с преобладанием черноземов. В центральной части района широко распространены серые и темно-серые, а также серые лесные почвы. На севере (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области) почвы в основном дерново-подзолистые, требующие больших мелиоративных работ (осушение заболоченных земель, известкование кислых почв, противоэрозионные мероприятия и др.) и внесения удобрений для повышения их низкого естественного плодородия.

ЦЭР не может полностью прокормить себя, в первую очередь столичный регион и север. Сюда приходится завозить из других регионов большое количество продовольствия, а также сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности .

Среди биологических ресурсов хочется отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области . Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Местное некондиционное лесное сырье и отходы используются слабо. А ведь на этом можно немало сэкономить – производить лесопродукцию дешевле и выгодно продавать ее.

Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства :

северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)

зона товарного овощеводчества (Ярославская область)

центральная зона – специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей)

южная зона – основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель – Орловская и др. области.

Транспортно-географическое положение. ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветв­ленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи.

Наиболее важные предпосылки экономического и социального разви­тия Центрального района:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоен­ности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструкту­ры ;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опыт­но-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

2. Население

Численность населения ЦЭР – 30 млн человек. До 90-х годов население росло несмотря на снижение рождаемости, старение, прежде всего селян. Небольшой естественный прирост дополнялся притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа. За последние 3 года неблагоприятная демографическая ситуация в районе крайне обострилась. Смертность превысила рождаемость не только в отсталых подрайонах и малых селениях, он и во многих городах, областных центрах, в том числе в г. Орле и даже в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств. Однако в целом в ЦЭР продолжается уменьшение численности населения. Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. - 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл .) - до 70,8; самая низкая плотность - 13,4 человека на 1 км2 - в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в резуль­тате миграции из других районов страны. Притягательными для миг­рантов центрами были Москва и другие большие города, позднее - но­вые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения - 24,9 млн человек - горо­жане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредото­чено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов нахо­дится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе - города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было со­здано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дуб­на, Пущине, Протвино.

На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сло­жилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской обл., развитие которых тесно связано с по­требностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.

В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система аг­ломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования но­вой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрица­тельным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населе­ния.

Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми ресурсами частично решают путем привлечения сюда вре­менных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.

В районе сохраняется высокий уровень безработицы , особенно в Ива­новской, Костромской и Брянской областях .

3. Природные условия и ресурсы.

ЦЭР не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, калужской. Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют 4,4 млрд. тонн, глубина залегания до 60 м. Мощность пласта 20-46 м, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит и малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление кузнецкого угля, не говоря о природном газе. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования , с резким увеличением энерго - и транспортных тарифов прежние оценки меняются. Срок эксплуатации угольных шахт невелик (15-25 лет), и многие уже закрыты. Затраты на использование в районе подмос­ковного угля выше, чем донецкого и кузнецкого угля, а тем более при­родного газа, поэтому его добыча сокращается.

Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т. д. Глубокая химическая переработка торфа могла бы дать большой эффект в районах концентрации ресурсов. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га. Про­мышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его силь­но выработаны.

Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало.

По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск, а в Смоленской области - Дорогобуж.

В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Мытищи).

Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25 /о производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.

Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление производственно - экономических связей с местными предприятиями.

Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность . На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно - производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78^/о льняных, более 58/о шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла.

Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района.

Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.

На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и

Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).

Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами -"Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность . ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла.

Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС . В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.

Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу.

Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы.

Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения , станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно - носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и внутрирайонные экономические различия.

Громадный удельный вес в районе занимает хозяйство Москвы - крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, химической, легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Продукция столицы имеет большой удельный вес в промышленной продукции Центрального экономического района и всей страны.

Рыночная специализация Московской области совпадает со специализацией Центрального экономического района. По численности и объему промышленной продукции это наиболее крупная область нашей страны. Более 2/3 продукции области выпускают предприятия тяжелой индустрии. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер, оно снабжает Москву цельным молоком, яйцами, картофелем, овощами. Крупными машиностроительными центрами являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь, Дмитров, Подольск; химическая промышленность размещена в Воскресенске и других городах; текстильная промышленность концентрируется в Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Ивантеевке, Яхроме, Балашихе. В Московской области ограничивается новое промышленное строительство .

Выпуск продукции будет возрастать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения на предприятиях достижений науки и техники.

В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, развито также текстильное производство. В сельском хозяйстве области важное место занимают кормовые культуры, картофель, овощи, лен и молочное животноводство.

Промышленность области в основном концентрируется в Ярославле и Рыбинске.

Ярославль - крупный центр текстильной, машиностроительной, нефтехимической, лесопильной, полиграфической и пищевой промышленности. В Рыбинске развиты судостроение, производство полиграфических и дорожных машин.

В Ивановской области ведущая роль принадлежит текстильной промышленности.

Другие отрасли промышленности (машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. В посевных площадях области главное место занимают кормовые культуры, картофель, лен, рожь. Животноводство имеет мясомолочное направление.

Крупнейший промышленный центр - Иванове с текстильной промышленностью всероссийского значения. Созданы новые отрасли текстильной промышленности - производство штапельных и шелковых тканей. С основной специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок. Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных, подъемно-транспортных и дорожных машин и автомобильных кранов . Кроме Иванова в области выделяется ряд городов с текстильными фабриками - 111уя, Вичуга, Тейково, Приволжск, Родники и др. На Волге расположен порт и промышленный город Кинешма, где развита текстильная, машиностроительная и химическая промышленность.

Во Владимирской области главные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность . Сельское хозяйство характеризуется развитием свиноводства и птицеводства. В посевных площадях значительный удельный вес занимают кормовые культуры и картофель; из зерновых культур - рожь, пшеница и гречиха.

Важнейший промышленный центр области - Владимир, где развито тракторостроение, производство электромолотов, автотранспортных приборов, пластмасс и т. д. Из других промышленных городов следует отметить Муром с машиностроительной (производство холодильников), текстильной и деревообрабатывающей промышленностью; Ковров, где производятся экскаваторы, мотоциклы, изделия легкой и пищевой промышленности; Гусь-Хрустальный, знаменитый своими стеклянными и хрустальными изделиями; Кольчугино, предприятия которого выпускают кабель и электропровода , широкий ассортимент товаров народного потребления; Вязники, где ткут льняные ткани, и Александров, где размещены предприятия радиотехнической промышленности, комбинат искусственных кож, текстильные, трикотажные и другие фабрики.

Основными отраслями рыночной специализации Тульской области являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи.

Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Промышленность концентрируется в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины , радиоаппаратура, скобяные изделия и т. д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы.

Быстро растут новые промышленные города области Новомосковск - крупный центр химической и угольной промышленности.

Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.

Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40 /о валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается , в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность.

Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.

В Тверской области ведущее место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.

Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной промышленности; экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро - фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.

В Костромской области развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.

Город Кострома считается мировым центром производства льняных тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность.

Карья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.

В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.

Главный экономический и культурный центр - Калуга, где развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т. п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная и кожевенная отрасли промышленности.

Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.

Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков , кузнечно - прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.

В Брянской области главная отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики , тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Главный промышленный центр области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Основная специализация Орловской области- машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т. д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве. Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод.

Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.

Транспорт

Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций . В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция , возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня . Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.

Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднено, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайшихлет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.

В то же время необходимо отметить, что скачкообразный рост транспортных издержек в 90-х годах связан не с развитием специализации и системы территориального разделения труда в России, а с отпуском цен на энергоресурсы и транспортные тарифы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия территориального разделения труда в пределах России и стран ближнего зарубежья настолько ухудшились, что возникла альтернатива или их переориентации на другие рынки, или значительного увеличения региональной замкнутости.

Таким образом, перспективное социально-экономическое развитие России в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями максимизация пропускной способности транспортных магистралей и показателями работы учет транспортных расходов и проделанной работы.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Транспортный комплекс района выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Он обеспечивает не только ввоз сырья, топлива, продовольствия и вывоз готовой промышленной продукции, но и значительные транзитные перевозки.

Район имеет пассивный транспортный баланс: по весу ввоз грузов значительно превышает вывоз.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее - Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40-60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва - Минск - Брест , Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону, Москва - Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30-50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.

В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва - один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково. Аэропорт Шереметьево-2 обслуживает также важные международные грузовые перевозки по маршруту Япония - Россия - Западная Европа. Имеется проект строительства принципиально нового бизнес-аэропорта в Тушине для обслуживания частных самолетов.

Выросла роль построенного в Брянске и конверсионных аэропортов в Рязани, Твери, Иванове, Ермолине в организации пассажирских и грузовых чартерных рейсов преимущественно в Турцию и страны Персидского залива.

Велика в районе роль трубопроводного, транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Газифицированы все областные центры, многие города и сельские населенные пункты района. Его территорию пересекают два нефтепровода (один - на Ярославль, далее на Кириши и в Прибалтику, другой - на Рязань и Москву) и несколько продуктопроводов для подачи светлых нефтепродуктов в Москву.

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.

В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва - Минск - Брест и Москва - Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.

(ЭГП) территории сказывается на многих аспектах функционирования и развития страны и может проявляться на макро-, мезо и микроуровнях.

Макроуровень отражает положение страны по отношению ко всему окружающему миру в целом. Мезоуровень характеристики ЭГП страны показывает положение отдельных регионов относительно страны в целом. Микроположение характеризует взаимоотношения с ближайшими соседями.

Макроуровень

Россия – государство с крупнейшей территорией ($17,08 \ млн \ км^2$) на планете. Около $60\%$ территории страны являются северными территориями, включая $30\%$ европейской территории государства, $60\%$ азиатской территории и $90\%$ дальневосточной территории. Здесь проживает около $12$ млн человек. Применительно к хозяйственной деятельности это выражается в этих регионах в:

  1. обили полезных ископаемых,
  2. существенном повышении стоимости жизни и хозяйственной деятельности.

Все северные регионы России имеют прямой выход к морю и доступ к морским коммуникациям и шельфу океана.

Россия имеет сухопутную границу с $14$ государствами (Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем и Северной Кореей), суммарной протяженностью по суше и водоемам суммарно около $22$ тыс. км.

Суммарно морские границы России имеют протяженность приблизительно $38 \ тыс. \ км^2$. Из $14$ приграничных морских государств, только с двумя – США и Японией – у России имеются морские границы.

Проявление ЭГП России является ее членство в самых влиятельных международных организациях – ООН (в том числе Совет Безопасности ООН), ОБСЕ, Совет Европы, ОДКБ, ВТО, ЮНВТО, ВФП, ШОС, АТЭС, БРИКС, МОК, МЭК, ISO, G20.

Мезоуровень

В настоящее время $10$ экономических районов России из $11$ (кроме Волго-Вятского района) имеют выход к границе. Существенные изменения, произошедшие после распада СССР, приведи к перераспределению трудовых и прочих ресурсов . Поменялось также мезоположение регионов относительно торгово-экономических партнеров, рынков сбыта, центрам инноваций, информации и индустрии.

Вследствие этого, в настоящее время выделяют $2$ группы районов:

  1. С положением, благоприятствующим предпринимательской деятельности. Это районы в зоне транспортных узлов национального уровня (Москва, Московская область, Екатеринбург, Пермская и Свердловская области), приморские портовые районы (Приморский край и Калининградская область), западные регионы страны, расположенные на транзитных магистралях в Европу (Мурманская область, Карелия);
  2. С положением, затрудняющим предпринимательскую деятельность. К ним относятся районы преимущественно в глубине страны (Западная и Восточная Сибирь, Волго-Вятский район), территории на периферии с затрудненным доступом к национальным системам (республика Коми, Магаданская область, Северный Кавказ).

Микроуровень

Россия в силу ЭГП характеризуется протяженным «поясом соседства». Приоритетом в построении отношений со странами-соседями имеет создание формальных интеграционных объединений. К ним с различными уровнями интеграции, степени вовлеченности и охвата сторон можно отнести Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и другие.

В Азиатском регионе сотрудничество строится преимущественно посредством международных и региональных организаций (в первую очередь ШОС и БРИКС).

Россия в настоящее время (июль $2016 \ г.$) имеет дипломатические отношения с большинством стран-соседей, кроме Грузии, и признала частично-признанные приграничные с ней Южную Осетию и Абхазию.

Замечание 1

Следует отметить, что страны СНГ составляют суммарно около $15\%$ экспорта России, АТЭС – около $20\%$.

В целом в ЭГП России традиционно отмечают следующие положительные аспекты :

  • большая территория;
  • многообразие ресурсов и природных условий
  • прямой доступ к Мировому Океану;
  • большое количество крупных судоходных рек внутри территории;
  • богатство природных ресурсов;
  • большое количество сопредельных государств.

Негативные аспекты ЭГП страны во многом возникают в силу тех же причин, что и положительные, и могут рассматриваться как таковые при неграмотном управлении. Среди них чаще всего отмечают:

  • огромную территорию;
  • большую долю северных территорий;
  • замерзание в зимний период значительной части прибрежных морей;
  • чрезвычайно большую протяженность с востока на запад.

Экономико-географическое положение России отличается и сильными и слабыми сторонами, большая часть из которых являются следствием ее чрезвычайно большой территории и размещения.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

Благоприятное ЭГП - возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.

Макроположение страны - положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

Мезоположение - положение на материке или внутри части света.

Микроположение страны - это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней - интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение - положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение - относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение - относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение - относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение - относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение - относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение - относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение - относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:

Центральное (континентальное),

Периферийное (окраинное),

Глубинное (внутреннее),

Пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.


Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию - наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами - соседями второго порядка. Всего государств - соседей первого и второго порядков у России почти 40.

Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).

Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.

Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь - кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.

Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе - и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе - в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург - Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.

Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.