Рассчитать мультипликатор налогов. Налогообложение. Налоговые мультипликаторы

Налоговый мультипликатор

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

За счет роста налогов потребление уменьшается на величину. За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

Тогда налоговый мультипликатор равен

Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:

В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом:

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

Можно сформулировать известную теорему Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансированного бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Курс экономической теории: учебник //Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой- 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: "АСА", 2005 г. - с. 527-528

Таким образом, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Мультипликатор внешней торговли

В условиях открытой экономики важной составляющей совокупного спроса становится чистый экспорт. Следовательно, изменения в стоимостных объемах чистого экспорта, аналогично изменениям внутренних расходов, должны оказывать мультиплицирующее действие на макроэкономическое равновесие. Однако, поскольку часть совокупных внутренних расходов переориентируется с отечественной продукции на импортную, степень участия страны в международной торговле товарами и услугами сказывается на величине мультипликатора.

Для определения величины мультипликатора в открытой экономике, необходимо рассмотреть, от каких факторов зависит величина чистого экспорта. С одной стороны, объем экспорта определяется спросом, предъявляемым на продукцию данной страны за рубежом, и поэтому не зависит от величины ее национального дохода. С другой стороны, на импортные товары тратится часть национального дохода, поэтому рост национального дохода страны увеличивает спрос на импорт. Величина национального дохода и объемы импорта связаны между собой показателем предельной склонности к импортированию.

Поэтому функцию истого экспорта можно представить в следующем виде:

Роль предельной склонности к импортированию в мультипликативном воздействии расходов на национальный доход аналогична роли предельной склонности к сбережению, поскольку и сбережения, и импорт являются "утечкой" из внутреннего потока расходов.

Используя основное макроэкономическое тождество можно получить мультипликатор расходов в открытой экономике:

Значение мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как и сбережения, "утекают" в качестве компонента совокупного спроса на ВВП. Таким образом, чем более открыта экономика и чем больше доля импортных товаров на внутреннем рынке, тем меньше мультипликативное воздействие изменения внутренних расходов на объемы производства и занятость.

Сила эффекта мультипликатор а. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.

Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).

Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.

Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.

Источники:

  • Расчет предельной склонности к потреблению в 2019

Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения.

Сущность налогового мультипликатора

В экономике действуют так называемые мультипликационные эффекты. Она возникают в тех случаях, когда изменение расходов ведет к большему изменению равновесного ВВП.

Наиболее известным является Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.

Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.

Более сильное влияние государственных расходов на внутреннее потребление обусловлено их непосредственным вхождением в совокупный спрос.

Каким образом действует налоговый мультипликатор? Так, при снижении налогов для населения у потребителей появляется возможность больше тратить, соответственно, они увеличивают свои расходы на потребительские товары. Снижение налоговой нагрузки для предпринимателей стимулирует рост инвестиционных вложений.

Воздействие госрасходов и налогов на величину дохода и потребления является главным при выборе государством инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики. При приоритетном расширении государственного сектора экономики увеличиваются и расходы. Это приводит к увеличению доходов населения, производства товаров, а также к снижению безработицы. Однако такие положительные эффекты достигаются только в том случае, если рост госрасходов обусловлен не только увеличением налоговой нагрузки.

Более сильное влияние государственных расходов на внутренне потребление обусловлено тем, что они непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения отражаются на его величине.

При необходимости сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Сегодня бюджетно-фискальная политика является одним из основных средств достижения устойчивого поступательного экономического развития.

Если госрасходы и налоги одновременно увеличиваются на одну и ту же величину, то равновесное производство также возрастет на ту же величину. При сбалансированном бюджете мультипликатор всегда равен единице.

Расчет налогового мультипикатора

Изменение налоговой политики обычно имеет возможность оказать влияние на экономику разнонаправленное воздействие. Именно налоговый мультипликатор позволяет перевести меры воздействия в количественную величину. Он равен отношению предельной способности к предельной способности с минусовым значением.

Например, значение предельной способности к потреблению составляет 0.9, а к сбережению - 0.3. Тогда налоговый мультипликатор будет равен -3. Соответственно, рост налогов на 1 долл. уменьшает на 3 долл.

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор может действовать в обоих направлениях.

Как ни парадоксально это может показаться, хотя российская мультипликация по праву считается одной из лучших в мире, мультипликаторов в стране – считанные единицы. При этом всегда находится множество желающих получить эту увлекательную творческую профессию.

Начальный этап подготовки мультипликатора

Молодые люди, мечтающие о профессии мультипликатора, скорее всего, представляют себя в будущем художниками-постановщиками анимационных фильмов. Однако эта сфера деятельности предполагает и другую, интересную, но кропотливую работу по созданию многочисленных изображений, из которых и состоит мультфильм, в технических цехах киностудии.

Готовят специалистов для работы в цехах лишь в одном учебном заведении Российской Федерации. Это Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии №333. Прием в него ведется на базе полного среднего образования. Однако поступить сюда далеко не просто. Для начала абитуриент должен представить на конкурс не менее 10 творческих работ, а затем сдать экзамены по рисунку, раскадровке и языку. На протяжении двух лет обучения студенты изучают как классические художественные дисциплины (академический рисунок, живопись и т.д.), так и предметы, относящиеся непосредственно к процессу создания анимации: например, фазовка и прорисовка. По окончании лицея, выпускникам присваивается квалификация «художник-мультипликатор».

Кроме этого уникального учебного заведения, существует немало профессиональных лицеев, где проходит подготовка по специальности «дизайнер со знанием компьютерной графики и анимации». Туда также можно поступить после окончания 11-ти классов, успешно сдав экзамены по рисунку, живописи и русскому языку. Разумеется, здесь не учат классической анимации, но ведь большинство современных студий давно не работают по старой технологии. Она является гораздо более дорогостоящей, чем компьютерная, и настоящих специалистов по ней немного. Так что знание современных компьютерных технологий, используемых для создания анимации, даже более актуально.

Путь к вершинам профессии

Те, кто хочет приблизиться к вершинам профессии, создавая собственные анимационные фильмы, могут продолжить образование в высших учебных заведениях. Базовым вузом, где готовят художников-мультипликаторов, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Правда, поступить туда очень трудно. Конкурс в него огромен, а отбор очень строг. Абитуриенты, поступающие на специальности «художник мультипликационного фильма» или «художник компьютерной графики и анимации», сначала должны представить работы для участия в предварительном творческом конкурсе. После его успешного прохождения им предстоит выдержать экзамены по живописи, рисунку, композиции, истории, русскому языку и литературе.

Дальнейшая судьба художника-мультипликатора зависит исключительно от его таланта и трудолюбия. Если ему удастся создать действительно яркие, интересные, самобытные анимационные фильмы для детей и взрослых – ему будут рады на любой киностудии.

Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции .

Современная рыночная эконо-мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол-няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- поддержания социальной сферы и социальной защи-ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып-латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

- развития приоритетных областей хозяйства (финан-сирование научно-исследовательских разработок, поддерж-ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

- обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова-ние военно-промышленного комплекса);

- поддержки международных отношений (взносы в меж-дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз-рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме-роприятия по формированию целостного устройства бюд-жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc - налог) - совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к. государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП , НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).


К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G ).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская ), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) - добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ - aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная ) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов. Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.1, б) - добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета .

Мультипликатор государственных расходов (m G ) - отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G .

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G . При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

. (8.1)

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G . Решим это уравнение относительно Y:

. Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G . В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 = ?G (?Y 1 - это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y 1 . Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y 2 = ?Y 1 * МРС = ?G*МРС (?Y 2 - это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y 2 .

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y 3 = ?Y 2 * МРС = (?Y 1 *МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС = ?G * МРС n -1 .

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов .

Мультипликатор налогов (m Т ) - отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Y d = -?T ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Y d = -MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Y d = -MPС*?T . В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов .

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому :

. (8.2)

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I .

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

Решим данное уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

, где - налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину?Т*МРС . При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС . В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 =-?Т*МРС . Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС =- ?Т * МРС n .

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно - через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики .

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (G) и налоговые отчисления (T).

Когда госрасходы увеличиваются на ∆G, то линия AD сдвигается на ∆G, а равновесный объем производства увеличивается на ∆Y=∆G ∙k μ =∆G∙ (рис. 21).

При сокращении налогов на ∆Т, располагаемый доход увеличится на ∆Т, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ∆Т∙МРС. Следовательно, линия AD поднимается на эту величину, что приведет к росту дохода ∆Y на ∆Т∙МРС∙ .

МРС∙ – налоговый мультипликатор k μ Т . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора госрасходов k μ G , потому что МРС∙ Т = k μ G – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики . При ∆G=∆Т будет наблюдаться равенство ∆G=∆Y – ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице. Прирост госрасходов (∆G) на определенную величину при условии их финансирования за счет увеличения налогов на такую величину приводит к росту ВВП (∆Y) на такую же величину (∆G=∆Т=∆Y). Это содержание известной теоремы Т. Хаавельмо.

Согласно теореме Хаавельмо при сбалансированном бюджете, когда ∆G=∆Т, дополнительная нагрузка на бюджет порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли госрасходы при неизменных налогах или при снижающихся налогах. ВВП растет в большей степени при росте госрасходов, чем при снижении налогов. Это опровергает знаменитую в экономической теории теорему эквивалентности Рикардо-Барро, согласно которой снижение налогов при неизменных госрасходах не влияет на национальные сбережения и экономический рост. (Правда, Д. Рикардо затем отказался от этого положения, как противоречившего практике).

Если будем учитывать влияние на доход всех факторов (C, I, G, NX), то получим сложный мультипликатор автономных расходов μ е:

μ е , где

t’ – ставка налогообложения,

МРМ – предельная склонность к импорту (),

MLR – предельная норма утечки.

Сложный налоговый мультипликатор μ t рассчитывается по формуле:

μ t .

Типовые задачи на эффект мультипликатор и на принцип эффективного спроса.

Решение. Т=t*Y, тогда С=0,7(Y-0,13Y)+50.

С=0,61Y+50, а S=Y–C= – 50 +0,39Y.

2. Потребительская функция имеет вид С=40+0,75(Y–Т). определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20% и общий доход Y=300.

Решение. S=(Y–Т)–C, а (Y–Т)=Y–t*Y=300-0,2*300. Откуда Y–Т=240, а S=240-40-0,75*240=20.

3. При С=0,6(Y–Т), I=120, G=100, t=0.25 на рынке установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить ВВП (Y) в 1,25 раза. Как государство должно изменить расходы и (или) ставку подоходного налога t, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированном госбюджете?

Решение. Y=0,6(Y-0,25*Y)+120+100 → Y=400. Следовательно, потенциально высокий Yп=400*1,25=500.

Применяя теорему Хаавельмо, получим: Yп=0,6(Yп–tп*Yп)+120+G. Поскольку G=tп*Yп, тогда 500=0,6(500–tп*500)+120+ tп*500 → tп=0,4; G=200.

Решение: ∆Y=∆I∙μ I =(-50)∙ = -200 млрд. EUR.

5. В экономике, где С=0,8Y госрасходы увеличиваются на 1. Как изменится Y?

Решение: ∆Y=∆G∙μ G =1∙ = 5. Величина дохода будет равна Y+5.

Вопросы для контроля и задания

1. В экономике данной страны склонность к потреблению составляет 80% располагаемого дохода граждан. Как изменится ВВП страны, если инвестиции увеличатся на 100 млрд. крон?

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки (G) на 2 млрд. долл. не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту – 0.

Как рассчитать мультипликатор налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов , т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т ).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов — увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Þ

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 — 0.8) = — 0.8 / 0.2 = — 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G , получим: Y = С + m рc (Y – Т ) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов К Т, то и, следовательно D Y = К Т D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= — 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = — mрc /(1 – mрc) х (DТ) = — 0.8/(1 – 0.2) х 100 = — 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода , причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов .

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

gumanitarist.narod.ru

Мультипликатор связан со смещением графика государственных автономных расходов, и изменение чистых налогов на 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления, инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода. Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).

Для подведения итога повторим, что три мультипликатора играют важную роль в традиционной кейнсианской модели. Один из них - мультипликатор автономных расходов, М = 1/(1 - МРС). Он показывает, насколько изменится равновесный реальный доход вслед за изменением чистых совокупных автономных расходов домашних хозяйств, фирм и государства. Изменения государственных расходов ведут к возникновению эффекта мультипликатора, которые точно соответствуют величине мультипликатора автономных расходов поэтому мультипликатор государственных расходов равен М = М = 1/(1 МРС). Изменения автономных аккордных налогов сокращают чистые автономные расходы, так что налоговый мультипликатор отрицателен и равняется Mt = - МРС/(- МРС).

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода. Денежный мультипликатор был равен М - /

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода. Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса. В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса. Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса. (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.

Что такое мультипликатор сбалансированного бюджета Свяжите ответ на этот вопрос с вашим ответом на вопрос 8. Объясните следующее утверждение Одинаковое увеличение государственных расходов и налоговых поступлений на п долларов приведет к возрастанию ВВП на п долларов. Справедливо ли оно во всех случаях, независимо от величины ПСС

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =

Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов.

Роль налогов в формировании доходов бюджета. Налоговый мультипликатор.

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста, имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком, состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков. Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость, существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета, используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости. Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета. Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям. Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).

Средний коэффициент бета публично торгуемых фирм, функционирующих в том же бизнесе, равен 1,15, а средний мультипликатор долг/ собственный капитал этих фирм составляет 25% (при этом налоговая ставка равна 40%). Частная фирма полностью финансируется обыкновенными акциями, т. е. не имеет долгов.

Государство вводит аккордный налог с населения, равный 16 млрд р. Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 16 млрд р. вызовет уменьшение потребления на 12 млрд р., что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С] + I + G сдвинется вниз, в положение i +1 + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке EI при объеме выпуска Q2- Как видно из рисунка, расстояние между Qi и Q больше, чем разница по вертикали между прямыми С + I + G и GI + I + G, т.е. больше 12 млрд р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода

TOP — мультипликатор в экономической модели, не учитывающей чистые налоговые поступления правительства, импорта, определяемый с учетом предположения о независимости инвестиций от уровня дохода. Представляет величину, обратную предельной склонности к сбережению.

СЛОЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — мультипликатор, показывающий, как изменение ЧНП вызывает изменение объема сбережений, чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Сущность и цели бюджетно-налоговой политики. Налоговая система и ее эффективность. Налоги и их виды. Налоговые методы регулирования экономики. Налоговый мультипликатор. Эффект Лаффера. Бюджет структура и функции. Бюджетный федерализм. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискриционная политика. Экспансионистская и рестриктивная политика. Дилемма выбора инструментов фискальной политики. Бюджетный дефицит. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственный долг внутренний и внешний.

Мультипликатор (multiplier) — отношение изменения равновесного ВВП к изменению объема инвестиций любого другого компонента графика совокупных расходов или чистого объема налоговых поступлений число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов или совокупного спроса, чтобы получить результирующее изменение равновесного ВВП.

Сложный мультипликатор (omplex multiplier) - мультипликатор, при котором изменение ВВП вызывает изменение не только объема сбережений, но также и чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Эффект мультипликатора (multiplier effe t) - влияние, которое изменение в объеме совокупных расходов оказывает на равновесный ВВП (влияние, вызванное изменением в объеме потребления, инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта).

Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Однако их влияние на совокупный спрос гораздо слабее, ибо при росте налога сокращаются как потребление, так и сбережения. Отсюда и налоговый мультипликатор будет меньше, чем мультипликатор государственных расходов он определяется по формуле Мг=МдМРС.

ПРОСТОЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР simple multiplier)- мультипликатор в такой экономической модели, которая отличается отсутствием чистых налоговых поступлений у правительства, отсутствием импорта, а также тем, что инвестиции здесь не зависят от уровня дохода равен единице, деленной на предельную склонность к сбережениям.

Как продемонстрировано на рисунке 18.15, этот мультипликатор чувствителен к налоговой ставке. На рисунке 18.16 показано, что он также чувствителен к коэффициенту реинвестирования (формулируемому в виде процента от EBITDA). Однако изменение нормы реинвестирования при поддержании фиксированных темпов роста эквивалентно изменению доходности капитала. В результате, при существующих значениях коэффициента реинвестирования и темпов роста мы предполагаем, что доходность капитала равна 10,24%

Мультипликаторы ценность предприятия/EBITDA сильно различаются по указанным фирмам, и многие из них имеют отрицательные чистые капитальные затраты, что в какой-то степени отражает зрелость отрасли, а в другой степени — неравномерную природу реинвестиций. Многие из них также не платят налоги, поскольку они терпят убытки. Мы построили регрессию мультипликатора ценность предприятия/EBITDA по налоговой ставке и износу, представленному в виде процентной доли EBITDA

Инйми словами, повышение стоимости капитала и снижение ожидаемых темпов роста уменьшают все эти мультипликаторы. Повышение нормы реинвестиций снижает последние два мультипликатора, но не влияет на мультипликатор F FF (поскольку он рассчитывается уже после учета реинвестиций). Повышение налоговой ставки будет влиять только на последний мультипликатор, так как в первых двух из них прибыль учитывается после уплаты налогов.

Не переведенный пока на русский язык учебник Ш. Пратта, Р. Рейли и Р. Швейса1 Оценивая бизнес. Анализ и оценка закрытых компаний (далее - Оценивая бизнес. , или учебник Пратта), который был написан специально для профессиональных оценщиков. В учебнике Пратта оценке по мультипликаторам посвящена отдельная глава, но в ней описываются лишь базовые, наиболее часто встречающиеся мультипликаторы. Гораздо большая ценность книги заключается в том, что в ней даются подробные инструкции по применению к мультипликаторам различных корректировок, таких как скидка за низкую ликвидность, премия за контрольный пакет и т. п. Пожалуй, по этой теме учебник Пратта является на сегодняшний день лучшим источником. Книга написана с большим вниманием к деталям и с технически точной проработкой нюансов. С другой стороны, она имеет ярко выраженный юридический уклон большое внимание уделено здесь тому, какие подходы к оценке принимаются и не принимаются американскими налоговыми и судебными органами. С этой точки зрения для российского читателя эта книга является несколько избыточной. Кроме того, в учебнике Пратта рассматривается исключительно американская специфика и не затрагивается проблематика работы с компаниями из других стран.

Налоги: Сущность, виды, функции.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет государства.

Функции налогов.

1. Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов.

2. Регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков.

3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Виды налогов .

  1. Прямые и косвенные налоги (по способу изъятия). Критерий деления: возможность переложить налог на потребителя

Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Т.е кто уплачивает и платит налог- одно лицо. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются структурной составляющей цены. Плательщиком данного налога является покупатель данного товара. Уплачивает налог производитель товаров. Пример: НДС, акциз, таможенные пошлины.

  1. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения дохода.

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Системы налогообложения.



Мультипликатор налогов.

Показатель, который показывает, как изменится объём национального дохода (У) в результате изменения налоговых поступлений (Т)- мультипликатор налогов.

Формула: - МРС/ МРS

Знак минус показывает обратную зависимость между налоговыми поступлениями и приростом национального дохода. Увеличение налоговых поступлений вызывает уменьшение национального дохода и наоборот.

Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС= 0,8, а МРS=0,2, то коэффициент мультипликации равен - 4. Это означает, что любой введённый налог вызовет четырёхкратное сокращение совокупного спроса. Однако, если налог будет уменьшен или отменён, то совокупный спрос увеличится в 4 раза по отношению к однократному сокращению налога.

Для нормального функционирования экономики нужна чёткая, грамотная фискальная политика.

Бюджетно- налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно - налоговая политика (фискальная экспансия ) в краткосрочной перспективе имеет своей целью уменьшение циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасход ов и снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно- налоговая политика (фискальная рестрикция ) имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики понижение госрасходов и увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного расходов налоговых и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства , направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции и состояние платежеспособного баланса.

Недискриционная фискальная политика автоматические изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Она предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВВП, который оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный автоматический стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства (прогрессивная ставка налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях)

По мере роста объёма национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма снижаются и наоборот.


1 . Налоги → Трансферты

Уменьшение → Увеличение → Ограничение величины спада

Рост дефицита госбюджета.

2 Налоги → Трансферты

Увеличение Уменьшение → Сдерживание инфляционного роста → Образование излишка госбюджета.

Кривая Лаффера (Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer ; 14 августа 1940) - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря кривой Лаффера, которая показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.)

Сторонники снижения налогов и стимулирования инвестиций являются представителями школы предложения. Они считают, что надо отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговую ставку на предпринимательство, на заработную плату и дивиденты. Требуется стимулировать инвестиционный процесс. В качестве довода используется кривая Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения, в конечном счете, увеличивается (больше продукции, больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Противоречие: для налогоплательщиков привлекательной является низкая ставка налогов (около 15%), однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развития экономики. Поэтому развитые государства стремятся вернуть деньги в экономику, например через социальные программы.

График: Кривая Лаффера. Т – общая сумма налоговых поступлений в бюджет, t- ставка налога.

t
Т

Примерные решения задач.

  1. Если государственные закупки товаров и услуг равны 240 млрд.руб. Трансферты – 130 млрд. руб., проценты по обслуживанию госдолга – 50 млрд. руб., составляют 10% годовых, а налоговые поступления 370. Дефицит (профицит) госбюджета?

Ответ: дефицит госбюджета равен 5 млрд. руб.

Решение:

Расходы бюджета: 240 млрд. руб.+ 130 млрд. руб. + 5 млрд. руб. (50 млрд. руб.Х 0,1)= 375 млрд. руб.

Доходы бюджета: 370 млрд. руб.

Расходы превышают доходы на 5 млрд. руб.