Обязательный аудит унитарных предприятий. Проведение обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий. Характеристика МУП «Жилищное хозяйство»

АДМИНИСТРАЦИЯ НАРОВЧАТСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Наровчат

В целях эффективного использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий Наровчатского района, выявления финансового состояния муниципальных унитарных предприятий, на основании ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона от 01.01.2001 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности» (с последующими изменениями), администрация Наровчатского района Пензенской области постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке проведения обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий согласно приложению 1.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления финансов администрации Наровчатского района и начальника отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района Пензенской области.

Глава администрации

Наровчатского района

Пензенской области

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

постановлением

администрации

Наровчатского района

Пензенской области

от ____________ № _______

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются - предприятия), проводятся при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

Объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год превышает в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда ;

Аудит основных средств

Аудит незавершенного строительства

Аудит долгосрочных вложений

Аудит кассовых операций

Аудит операций расчетного счета

Аудит операций прочих счетов в банках

Аудит краткосрочных финансовых вложений

Аудит расчетов

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками,
дебиторами и кредиторами:
Аудит расчетов по претензиям
Аудит расчетов по авансам полученным
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Аудит расчетов по совместной деятельности
Аудит расчетов по оплате труда
Аудит расчетов по социальному страхованию и
обеспечению
Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Аудит расчетов по перечислению части прибыли в
городской бюджет от использования муниципального
имущества

Аудит фондов и резервов

Аудит кредитов и займов

Аудит формирования финансовых результатов и их
использования

б) составление по итогам аудита ведомости "Сводная ведомость исправления нарушений правил ведения бухгалтерского учета" (приложение N 1);

в) составление приложений

Приложения заполняются по данным на конец проверяемого периода.

Аудиторское заключение и Аудиторский отчет представляются на бумажном и магнитном носителе.

Примечания:

Один экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес руководства предприятия;

Второй экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Наровчатского района - третий экземпляр аудиторского заключения и отчета с приложениями представить в адрес иного исполнительного органа местного самоуправления , осуществляющего оперативное руководство соответствующими муниципальными унитарными предприятиями.

Приложение 1

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вид
нарушения

Причина
нарушения

Исправительная
запись

Ожидаемый
результат от
выполнения
рекомендаций

Приложение 2

ПОЛНЫЙ СОСТАВ

ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗА АУДИРУЕМЫЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ АУДИТУ ГОД:

1. "Бухгалтерский баланс" (форма N 1);

2. "Отчет о прибылях и убытках" (форма N 2);

3. "Отчет о движении капитала" (форма N 3);

5. "Приложения к бухгалтерскому балансу" (форма N 5).

Приложение 3

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧТЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ,

В Т. Ч. ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Вид НМА, в
т. ч. ОИС

Регистрирующий
орган, номер и
дата
регистрации

Балансовая
стоимость

Срок
амортизации

Приложение 4

РАСШИФРОВКА

ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
юридических
лиц,
учрежденных со
взносом
предприятия

Величина
взноса в
уставный
капитал, тыс.
руб./% участия

Величина
отчислений от
чистой прибыли
(дивидендов),
полученных в
отчетном
периоде от
юридических
лиц,
тыс. руб.

Рентабельность
долгосрочных
финансовых
вложений, %
(гр.3/гр.4 x 100%)

Приложение 5

РАСШИФРОВКА

ПРОЧИХ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Наименование
финансовых
вложений

Общая
стоимость
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доход,
полученный от
финансовых
вложений,
тыс. руб.

Доходность
финансовых
вложений

Приложение 6

ХАРАКТЕРИСТИКА

КРЕДИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование кредитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
кредиторской
задолженности

Сумма
кредиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 7

ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕБИТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наименование дебитора,
его адрес

Дата последнего
перечисления
денежных средств в
уменьшение
дебиторской
задолженности

Сумма
дебиторской
задолженности
предприятия,
тыс. руб.

Приложение 8

Подлежат ли унитарные предприятия обязательной аудиторской проверке, и, что следует знать при выборе аудиторской организации и заключении договора, читайте в данной статье

В каких случаях законодательство предусматривает проведение обязательного аудита унитарных предприятий?

Проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон №307-ФЗ), а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества регулируется Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В частности указанный Федеральный закон устанавливает, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия (п. 1 ст. 26).

Таким образом, принятие решения о проведении обязательного аудита предприятия относится исключительно к компетенции его собственника (органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления).

Зачастую проведение обязательного аудита обусловлено возможностью осуществления дальнейшей деятельности предприятия. Например, если аудиторское заключение необходимо предоставить в банк для получения кредита. Также, собственник может инициировать аудиторскую проверку для получения реальной информации о финансово-хозяйственном положении предприятия.

Особенности заключения договора на проведение обязательного аудита унитарных предприятий

Если решение о проведении обязательного аудита принято, государственные унитарные предприятия заключают договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по итогам размещения заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса. В открытом конкурсе должны участвовать аудиторские организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, если объем выручки предприятия за год, предшествующий отчетному, составил менее 1 миллиарда рублей. Договор на проведение обязательного аудита предприятия заключается не реже чем один раз в пять (п. 4, 5 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Такой комплексный подход при выборе аудитора подразумевает тщательное изучение предложений аудиторских организаций, при этом анализируется опыт проведения проверок унитарных предприятий и компаний, занимающих лидерские позиции на отраслевом рынке; деловая репутация и стиль работы аудиторской организации и т.д.

В конечном итоге решение об утверждении аудитора и размере оплаты его услуг принимает собственник имущества унитарного предприятия (подпункт 16 п. 1 ст. 20 Закона №161-ФЗ).

На что обратить внимание при выборе аудиторской организации?

Чтобы предстоящая аудиторская проверка прошла с выгодой для предприятия и сполна оправдала затраченные средства, при выборе аудиторской организации следует учитывать ряд ключевых критериев. Не стоит руководствоваться исключительно рейтингом (РА Эксперт) или ориентироваться на цену предлагаемых аудиторских услуг. Из числа аудиторских организаций, участвующих в открытом конкурсе, целесообразно выделить организацию, в штате которой работают профессионалы, качественно выполняющие свою работу основываясь на стандартах аудиторской деятельности.

Опытный аудитор способен выявить ошибки бухгалтерского и налогового учета и предложить комплексное и своевременное решение по их исправлению. Например, в ходе проведения аудита оценит действующий на предприятии внутренний документооборот и при необходимости выдаст рекомендации по его восстановлению, что позволит сформировать достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и сведет к минимуму налоговые риски. Соблюдая такой подход, аудитор станет помощником для предприятия и поможет устранить имеющиеся финансовые риски.

Правильнее предварительно познакомиться с аудиторами, с которыми непосредственно предстоит взаимодействовать в течение проверки, как говорится работать «плечом к плечу» и оценить их потенциал. Например, проконсультироваться по насущному вопросу в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Аргументы в пользу обязательного аудита унитарных предприятий

Выбрав аудитора, целесообразно обговорить «на берегу» перечень дополнительно интересующих вопросов, для того чтобы по итогам завершения проверки, помимо подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, решить еще ряд актуальных для предприятия задач, например:

Провести оценку работы бухгалтерии;

Проверить правильность соблюдения отраслевого законодательства;

Выявить недобросовестных контрагентов;

Выявить просроченную, сомнительную дебиторскую задолженность;

Проверить положения действующей учетной политики на соответствие постоянно меняющемуся законодательству и фактически применяемым методам учета;

Проверить правильность расчетов по заработной плате;

а также обозначить «узкие места» бухгалтерского учета.

В период кризиса для унитарных предприятий вопрос соблюдения налогового законодательства встает особенно остро. Проведение «комплексного аудита», позволит дополнительно найти имеющиеся налоговые риски. Задействовав профессиональных консультантов можно провести аналог выездной налоговой проверки. Полученные рекомендации позволят устранить выявленные налоговые риски и снизить налоговую нагрузку на предприятие.

Решая вопрос о проведении обязательного аудита унитарного предприятия и выборе аудиторской организации важно найти такого эксперта, который, используя накопившийся опыт и профессионализм, поможет избежать налоговых рисков, привести бухгалтерский учет в порядок и получить положительное аудиторское заключение.

Необходимо провести проверку муниципального унитарного предприятия сферы деятельности ЖКХ, соучредителем которого является местная администрация. Кто должен проводить проверку, учредитель? Как часто она должна проводится и за счет каких средств? Не должно ли унитарное предприятие сферы ЖКХ проводить аудит за счет собственных средств и представлять результаты ее учредителю (администрации)?

Ответ

Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия принимает решение собственник имущества такого унитарного предприятия. Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 26 Закона № 161-ФЗ. При проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624.

Следовательно, расходы на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия оплачивает само унитарное предприятие. Например, Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257, Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6, Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа, которые приведены в обосновании к ответу.

В то же время по инициативе муниципального образования может быть проведен инициативный аудит муниципальных предприятий. В этом случае, муниципальным образованием принимается нормативно-правовой акт о проведении инициативного аудита муниципальных унитарных предприятий. В принятом НПА может быть предусмотрена оплата услуг аудиторских организаций по инициативному аудиту за счет средств местного бюджета. Прямого запрета на оплату услуг инициативного аудита за счет средств местного, законодательство не устанавливает, но такие средства должны быть предусмотрены законом (решением) о бюджете муниципального образования.

Обоснование
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 № 257

Положение
о порядке проведения обязательных ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий Орловской области

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года, - см. предыдущую редакцию).1

2. Проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении государственных унитарных предприятий Орловской области (далее - Предприятия).

3. Ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Предприятия проводится по итогам финансового года не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

4. Предприятия самостоятельно определяют аудиторскую организацию или индивидуального аудитора путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным (пункт с изменениями на 14 февраля 2014 года)..

5. Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, утверждает независимого аудитора и определяет размер оплаты его услуг по результатам конкурса.

6. Оплата услуг аудитора производится за счет средств Предприятия.

7. Предприятия, которые проводят ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляют в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере) управления, и орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере государственного имущества, копию отчета аудитора и копию аудиторского заключения в течение тридцати календарных дней со дня их подписания.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.01.2016 № 6

2. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупка работ и услуг для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия Республики Мордовия осуществляется государственным унитарным предприятием Республики Мордовия самостоятельно, за счет собственных средств.

Постановление Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2012 № 1677-нпа

6. Оплата услуг аудитора производится за счет собственных средств муниципального унитарного предприятия.

Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624

О рассмотрении обращения

Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624
О рассмотрении обращения

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений по отбору аудиторской организации и сообщает следующее.

В настоящее время муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф3).

При этом Закон № 223-Ф3 распространяется на всю закупочную деятельность указанных учреждений, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

В частности, отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-Ф3).

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

При этом заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Таким образом, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Введение


Рыночная структура экономики сочетает как институты свободной конкуренции, так и государственное регулирование, а в отдельных случаях государственное администрирование предпринимательства.

Основной целью аудита унитарных предприятий является получение объективной экономической оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности и достоверности полученной в ходе данной деятельности прибыли (убытка), что в принципе подтверждается положениями концепции, утвержденной Правительством РФ.

Вопросы организации аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий теоретически не обобщены, как и не определены методические подходы к проведению их аудита как формы независимого финансового контроля за деятельностью таких хозяйствующих субъектов.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется ее не разработанностью и очевидной практической значимостью решения затронутых проблем.

Вопросы организации аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий теоретически не обобщены, не определены методические подходы к проведению их аудита как формы независимого финансового контроля за деятельностью таких хозяйствующих субъектов. Таким образом, актуальность курсовой работы определяется очевидной практической значимостью решения затронутых проблем.

Целью курсовой работы является исследование аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

раскрыть экономическую природу унитарных предприятий и выявить современные тенденции их дальнейшего развития;

выделить и обобщить особенности механизма функционирования унитарных предприятий;

выявить источники информации для проведения аудита унитарных предприятий;

систематизировать факторы, влияющие на порядок формирования данных бухгалтерского учета унитарных предприятий, исходя из специфики осуществляемой ими финансово-хозяйственной деятельности;

сформировать комплект методических материалов, отвечающий потребностям аудиторских организаций и требованиям примерного технического задания, утвержденного Министерством имущественных отношений РФ;

определить необходимсть создания внутрифирменного стандарта аудиторской организации для аудита унитарных предприятий.

В курсовой работе представлены две главы. Первая глава посвящена теоретическим основам аудита унитарных предприятий. Здесь изучается сущность, понятие унитарного предприятия; нормативная база и источники информации аудиторской проверки.

Во второй главе подробно рассматривается методика проведения аудита на примере МУП "Электрические сети" г. Стерлитамак, определяется необходимость создания внутрифирменного стандарта аудиторской организации для унитарных предприятий, определяются пути совершенствования учета и аудита унитарных предприятий.

аудит государственный унитарный учет


1. Теоретические основы аудита государственных унитарных предприятий


.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий, нормативная база и источники информации при аудите


Особенность унитарных предприятий заключается в отсутствии права собственности на имущество.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

-на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

-либо на праве оперативного управления - федеральные казенные предприятия (КУПы).

Участие российского государства в хозяйствующих субъектах на разных уровнях является одним из способов реализации государством в лице Правительства РФ и региональных администраций, а также местных органов власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующих бюджетов, решения общих для страны экономических (предприятия атомной, нефтедобывающей, аэрокосмической, военной промышленности) и социальных (предприятия топливно-энергетического комплекса, связи, транспорта) задач.

В настоящее время можно говорить о двух основных формах участия РФ (субъектов Федерации и муниципальных образований) в хозяйствующих субъектах:

Долевое участие? основывается на обладании государством (муниципалитетом) правом требования к хозяйствующим субъектам и на факте владения определенной долей в уставном капитале;

Участие в унитарном предприятии основывается на праве государственной (муниципальной) собственности на предприятии как имущественный комплекс.

Последняя форма наиболее распространена в отраслях, обеспечивающих реализацию социальной функции государства.

Хозяйственные общества, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия в соответствии со ст.50 п.2 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 отнесены к коммерческим юридическим лицам. Эти организации объединяет только общность их основной цели деятельности? нацеленность на извлечение прибыли.

Следовательно, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (ст.113 п.1 Гражданского кодекса РФ). В форме которых могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Градация унитарных предприятий по видам зависит от правового режима и закрепленного за ними имущества. Выделяют два основных вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Наибольший интерес представляют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), так как именно их деятельность подвергается обязательной аудиторской проверке. Правовое положение таких унитарных предприятий отличается определенной спецификой.

Создание унитарного предприятия осуществляется по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, что является исключением из общего правила о регистрационном порядке образования юридических лиц.

Как и любая коммерческая организация, унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование, содержащее слова «унитарное предприятие» и указание на собственника имущества, а также на характер осуществляемой деятельности.

Финансовый аспект взаимоотношений собственника имущества с предприятием состоит в том, что первый имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

Кроме того, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется из соответствующего государственного (муниципального) бюджета.

Из этого отличия следует другая особенность правового положения унитарного предприятия - оно вправе иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые только для осуществления целей и задач, предусмотренных уставом.

В отличие от всех остальных видов коммерческих организаций правосубъектность унитарных предприятий является не общей, а специальной. Для этого в учредительных документах таких предприятий помимо общих сведений для юридического лица обязательно должны содержаться конкретные сведения о предмете и целях их деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ).

Минимальный размер уставного фонда нормативно закреплен и составляет для государственных унитарных предприятий 5000 MPOT, а для муниципальных унитарных предприятий - 1000 MPOT. Кроме того, уставный фонд должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До этого момента унитарные предприятия не способны иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, за исключением тех, которые связаны с созданием унитарного предприятия.

Законодательство содержит правила, касающиеся изменения уставного фонда унитарных предприятий. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда. При уменьшении стоимости чистых активов до величины, меньшей размера, определенного специальным законодательством о государственных предприятиях, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда или реорганизовано (ст.114 п.5 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1). В случае принятия решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия его предельный размер с учетом величины его резервного фонда не может превышать стоимости чистых активов.

Гражданский кодекс не только защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на закрепленное за ним имущество и от посягательств третьих, но и содержит ряд ограничений в отношении владения, пользования и распоряжения закрепленным за предприятием имуществом.

Законодательно установлены ограничения на осуществление сделок не только с недвижимым имуществом, но и связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, переводом долга, участием в совместной деятельности.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Особенность права унитарных предприятий на участие в иных юридических лицах заключается в необходимости учета установленных законом ограничений на распоряжение имуществом. Следовательно, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой организации может быть принято только после получения соответствующего согласия собственника.

Унитарное предприятие законодательно не наделено правом самостоятельно создавать в качестве юридического лица другое государственное (муниципальное) унитарное предприятие. Однако оно может по согласованию с собственником создавать филиалы и представительства.

Ответственность унитарного предприятия по обязательствам является самостоятельной, поскольку собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство предприятия вызвано самим учредителем, имеющим право давать обязательные для предприятия указания или иным образом определять его действия. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Особенности правового статуса определяют и особенности управления данными предприятиями. Орган управления унитарного предприятия не коллегиальный, а единоличный. Обычно это руководитель предприятия, директор, назначаемый собственником (уполномоченным собственником органом). При этом руководитель предприятия подотчетен исключительно собственнику, но не собранию трудового коллектива или каким-либо другим органам.

Руководитель унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, на принципе единоначалия и несет ответственность перед собственником имущества за последствия своих действий в соответствии с законодательством и заключенным с ним трудовым контрактом.

Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие. Это коммерческое предприятие, имущество которого находится в собственности муниципального образования, осуществляющего местное самоуправление на определенной территории в соответствии с законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Муниципальные унитарные предприятия создаются для удовлетворения различных экономических, социальных и бытовых потребностей муниципальных образований на базе муниципальной собственности. Они осуществляют деятельность в следующих сферах: строительстве, транспортном обслуживании, содержании и использовании жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, бытовом обслуживании населения, культуре и др.


1.2 Методика проведения аудита государственных унитарных и муниципальных предприятий


Финансовый контроль деятельности унитарных предприятий реализуется через государственный, общественный и аудиторский контроль.

Впервые в порядке эксперимента аудит бухгалтерской отчетности федеральных государственных унитарных предприятий проводился в 1999г. Позднее осуществление независимого финансового контроля деятельности данных субъектов хозяйствования было предусмотрено Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а в настоящее время? Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Согласно концепции управления государственным имуществом, решение о проведении аудита унитарных предприятий преследовало следующие цели:

сбор и обобщение информации о составе, состоянии, характере и эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности и переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения;

подтверждение достоверности подготовленной унитарными предприятиями финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах для увеличения инвестиционной привлекательности и разработки по результатам аудиторских проверок мероприятий по повышению эффективного управления государственной собственностью;

проверка правильности формирования производственной себестоимости с точки зрения соответствия действующему законодательству и производственной целесообразности;

оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности унитарных предприятий и улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям и прекращения фактов выполнения функций, не свойственных целям функционирования.

При принятии данного решения появились трудности, связанные с недостаточностью нормативно-правовой базы, определяющей цели создания и порядок функционирования унитарных предприятий, наличием особенностей формирования данных бухгалтерского учета, а также отсутствием должной системы внутреннего контроля, ведущей к неоправданным финансовым потерям и ущербу для государства.

Поэтому необходимость аудиторских проверок к рассматриваемому объекту обусловлена:

раскрытием экономической природы унитарных предприятий и выявлением современных тенденций их дальнейшего развития;

выделением особенностей механизма функционирования унитарных предприятий;

систематизированием факторов, влияющих на порядок формирования данных бухгалтерского учета унитарных предприятий;

установлением связи между этапами аудита унитарных предприятий (по компонентам) и соответствующими им аудиторскими процедурами, позволяющие учитывать влияние факторов, определяющих специфику финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;

формированием комплекта методических материалов, входящих в состав внутренних стандартов аудита, отвечающий потребностям аудиторских организаций и требованиям примерного технического задания, утвержденного Министерством имущественных отношений РФ.

Согласно стандартам аудита РФ и международным стандартам аудита, организация аудита включает в себя несколько основных этапов:

Подготовка письма о проведении аудита, определение объема проверки в соответствии с правилами (стандартами) и подготовка к заключению договора на оказание аудиторских услуг, которые зависят от размеров субъекта, глубины аудиторской проверки, опыта работы аудитора и знания субъекта.

Планирование аудита, заключающееся в общем планировании аудита с указанием ожидаемого объема, сроков и графиков проведения аудита и предварительной оценке эффективности процедур внутреннего контроля.

Разработка подходов к аудиту, подготовка и составление программы аудита.

Учитывая объект моего исследования считаю целесообразным рассмотреть этапы, имеющие отличительные особенности, от общеустановленных правил.

Во-первых, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», введенного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, оформлению договора о проведении аудита предшествует официальное предложение экономического субъекта с просьбой оказания аудиторских услуг что и является начальным этапом аудиторской проверки. В настоящее время не всеми аудиторскими организациями уделяется должное внимание данному документу, что фактически может привести к неразрешенным вопросам между аудиторской организацией и экономическим субъектом, так как именно письмо о проведении аудита содержит существенные условия договора на оказание аудиторских услуг, позволяет экономическому субъекту понять сущность, необходимость и целесообразность аудиторской проверки, а, так же приемы и методы, используемые аудиторской организацией при ее проведении.

Интересен подход к составлению данного письма в международной практике, согласно которой в государственной секторе действуют особые законодательные требования, регламентирующие полномочия аудиторов. Так, например, аудитора могут попросить предоставить отчет непосредственно министру финансов, законодательному органу или общественности в случае, если руководство аудируемого субъекта пытается ограничить объем аудита. Следует отметить, что такой случай возможен или вернее характерен и для российской практики.

Согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита», введенного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532, взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта регламентируются договором. При этом у ряда авторов существует мнение, что при заключении договора на обязательный аудит его предмет предельно четко сформулирован действующим законодательством.

Отличительной чертой договора на оказание аудиторских услуг от прочих видов договоров является присутствие в нем интереса третьей стороны - пользователя информации (потенциального потребителя) о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Если при проведении аудита экономических субъектов всех форм собственности число пользователей информации не ограничено, то проверка деятельности унитарных предприятий проводится в первую очередь в интересах собственника (государства, муниципалитета).

Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависит от четкости составления договора на проведение аудита.

Договорные отношения между аудиторской организацией и унитарным предприятием имеют свои особенности в части неопределенности понятия «Заказчика», как одной из сторон в договоре. С одной стороны, обязательность аудиторской проверки, ее необходимость и заинтересованность в результатах проверки устанавливается действующим законодательством, с другой стороны обязанность по заключению договора и оплате услуг возлагается непосредственно на унитарное предприятие. Двоякость ситуации заключается в роли государства - собственника предприятий данной организационно-правовой формы.

Следовательно, в целях предотвращения конфликтных ситуаций с унитарным предприятием следует предусматривать возможность предоставления аудиторского заключения в полном объеме в составе вводной, аналитической и итоговой частей не только Исполнительному органу, подписавшему договор, но и собственнику унитарного предприятия, принявшему решение о проведении обязательной аудиторской проверки.

В-вторых, планирование является начальным этапом аудита и состоит в адекватном планировании аудиторской деятельности, помогает удостовериться в том, что основным областям аудита уделяется должное внимание, что будут выявлены потенциальные проблемы и работа выполняется в соответствии с установленным графиком. Планирование осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, с изменениями от 07.10.2004 № 532).

Что бы четко составить общий план аудита, который позволил бы в дальнейшем провести аудиторскую проверку во всех существенных аспектах и с высоким уровнем качества, аудитору необходимо собрать полную информацию о клиенте, имеющихся ограничениях и системе внутреннего контроля.

Необходимо изучить бизнес клиента, факторы, влияющие на эффективность его функционирования и отрасль в целом. Особое значение это приобретает при проведении аудита унитарных предприятиях, по следующим причинам:

в основном их деятельность осуществляется вне пределов рыночной экономики, на основе утверждаемых собственником цен и тарифов;

существует ряд ограничений Исполнительного органа на совершение отдельных операций, о чем нами указывалось ранее;

унитарные предприятия осуществляют свою деятельность в основном в секторах экономики с низким уровнем дохода и деловой активности;

продукция (работы, услуги), реализуемые унитарными предприятиями являются социально значимыми. Следовательно, при формировании их стоимости не учитывается взаимосвязь между спросом и предложением, что в свою очередь вынуждает унитарные предприятия определять цену продукции (работ, услуг) на основе фактических издержек;

если в акционерных обществах деятельность управляющего контролируется хотя бы советом директоров, то руководитель унитарного предприятия, являясь фактически полноправным хозяином, использующим государственное имущество в своих целях, практически не несет ответственности за результаты деятельности предприятия.

Учитывая вышеизложенные причины, аудитор должен произвести оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля у экономического субъекта в целом, контрольной среды и средств контроля.

Применительно к унитарным предприятиям, следует отметить, что изучение взаимосвязи между отдельными статьями финансовой отчетности может привести к результатам, отличающимся от прочих экономических субъектов или могут быть нехарактерными для них. Примером этому служит не четкая взаимосвязь на унитарных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованных тарифов, между доходами и расходами. Кроме того, среднестатистические данные могут быть не типичны для унитарных предприятий, в силу специфики их организационно-правового статуса и финансово-хозяйственной деятельности. От достаточности и уместности доказательств будет зависеть степень обоснованности выводов, на которых основывается мнение аудитора. Методы достижения аудиторских доказательств в целом схожи с методами финансового контроля и устанавливаются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, с изменениями от 07.10. 2004.

Так, например, для унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на основе экономически обоснованного тарифа, методом, позволяющим получить более точные аудиторские доказательства, служит экспертиза. Эффективность их работы будет зависеть от грамотного планирования управления затратами, сокращения производственных потерь, эффективного использования рабочей силы. Оценку данных показателей можно произвести, только в случае исследования эффективности, применяемой на всех ее стадиях технологии производства, что по своей сути и является целью технологической экспертизы. Кроме того, в качестве достоверного аудиторского доказательства может выступать и экономическая экспертиза, так как планирование, учет и калькулирование затрат осуществляется с позиции определения расходов унитарных предприятий. Учитывая вышеуказанные особенности при организации аудиторской проверки унитарных предприятий, следует учитывать отраслевую законодательную базу, указания министерств, ведомств и другие нормативные акты, оказывающие влияние на возможность самостоятельной оценки аудитором существенности и формирования им мнения о характере и объеме необходимых аудиторских процедур.

2. Организация проведения аудита унитарных предприятий на примере МУП "Электрические сети" г. Стерлитамак


.1 Общая характеристика МУП "Электрические сети" г. Стерлитамак


В настоящее время штат МУП "Электрические сети" составляет 263 человека.

Производственная база предприятия включает в себя:

административное здание;

Трансформаторно-масляное хозяйство с крытым складом резервных трансформаторов;

гараж с отапливаемыми боксами на 46 единиц транспорта;

автомойку;

моторный цех;

аккумуляторный цех;

механические мастерсие со сварочным и покрасочным отделением;

деревообрабатывающий цех;

электролабораторию по ремонту и проверке электросчетчиков;

электротехническую лабораторию для ремонта и испытания РЗ и А, защитных средств;

складкие помещения;

защитное сооружение на 100 человек;

бытовые помещения.

Благодаря мощной производственной базе и высокопрофессиональному коллективу, предприятие способно качественно и собственными силами выполнять все работы, связанные с эксплуатацией, ремонтом, строительством, реконструкцией распределительных сетей 0.4-6-10 кВт г.Стерлитамака, р/ц Толбазы Аургазинского района, с.Наумовка Стерлитамакского района.

На предприятии постоянно обновляются производственные площади, техника, оборудование, внедряются современные технологии. Политика предприятия ориентирована на постоянное повышение надежности и качества электроснабжения, производительности труда, энергоресурсосбережение.

МУП «Жилищное хозяйство» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и иную отчетность в установленном действующим законодательстве порядке.

Контроль за сохранностью имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и использованием его по назначению, осуществляет собственник - муниципальное образование Город Череповец (мэрия города). Предприятие в обязательном порядке представляет собственнику отчетность: ежеквартальный и не позднее 30 марта следующего за отчетным года годовой бухгалтерские балансы и все формы бухгалтерского отчета с отметкой об их принятии в орган государственной налоговой инспекции, информацию для реестра муниципальной собственности, а также иную отчетную документацию по требованию собственника.

Бухгалтерский учет осуществляется на предприятии бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. На предприятии установлена компьютерная технология обработки учетной информации.

Бухгалтерский учет в МУП «Жилищное хозяйство» на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительной техники на базе электронной версии «1С:Бухгалтерия».Это универсальная бухгалтерская программа. Электронная версия «1С:Бухгалтерия» ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1С:Бухгалтерия», отслеживать расчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

Помимо «1С:Бухгалтерия» используется прикладная программа как «1С-Квартплата». С помощью программы «1С-Квартплата» отслеживается поступление платежей от населения.

На предприятии установлена также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета.

МУП «Жилищное хозяйство» применяет типовые формы бухгалтерской отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации: форма № 1 «бухгалтерский баланс»; форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»; «пояснительная записка»; формы документов для внутренней отчетности.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Начисление амортизации объектов основных средств предприятия в течение срока их полезного использования производится линейным способом. Основные средства, передаваемые в хозяйственное ведение собственником муниципального имущества, принимаются к учету в оценке собственника.

Учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на их приобретение. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство осуществляется по средней себестоимости. Средняя оценка фактической себестоимости производится исходя из среднемесячной фактической себестоимости, в расчет которой включается количество и стоимость материалов и все поступления за месяц. Для оценки готовой продукции применяются учетные цены, сформированные по фактической себестоимости.

К доходам от обычных видов деятельности относятся поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, которые предусмотрены Уставом предприятия. Признание доходов в бухгалтерском учете МУП «Жилищное хозяйство» осуществляется по методу начисления. Выручка от реализации населению услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по ценам, установленным органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда МУП «Жилищное хозяйство» составляет 1 025 тысячи рублей. Предприятие обязано перечислять в городской бюджет часть чистой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на создание резервного фонда, который составляет не менее 10% уставного фонда, и иных фондов предприятия, в том числе социального фонда, фонда совершенствования и развития производства, фонда материального поощрения.

Чистая прибыль предприятия распределяется в соответствии с Уставом.


2.2 План и проведение аудита


Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры имущества по данным баланса. Для более углубленного анализа необходимо привлечь дополнительные данные из формы №5.

Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные средства, изучить динамику структуры имущества. Под структурой понимается процентное соотношение отдельных групп имущества внутри этих групп.

Сначала проведем горизонтальный финансовый анализ состояния предприятия.

Горизонтальный анализ заключается в построении одного или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Горизонтальный анализ баланса приведен в таблице 2.1


Таблица 2.1- Горизонтальный финансовый анализ баланса

Показатели2011г.2012г.2013г.Отклонение 2011/2012Отклонение 2012/2013Отклонение 2011/2012Отклон. 2012/2013Абсол. тыс.рубАбсол. тыс.рубОтносит. %Относит %12345678Основные средства9370,09332,08233,0-38,0-1099,099,688,0Незавершенное строительство2,02,01471,00,0+1469,073550,0Отложенный налоговый актив82,0110,0136,0+28,0+26,0134,0124,0Запасы, в т.ч.7802,04022,01835,0-3780,0-2187,052,046,0- Сырье и материалы2451,02533,01676,0+82,0-857,0103,066,0- Затраты в незавершенном производстве5222,01259,0---3963,0-1259,024,0- Расходы будущих периодов129,0230,0159,0101,0-71,0178,069,0НДС по приобретенным ценностям747,0366,028,0-381,0-338,049,08,0Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.), в т.ч.13766,011937,012238,0-1829,0+301,087,0103,0- Покупатели и заказчики10090,011025,010300,0+935,0-725,0109,093,0Денежные средства5818,0447,0295,0-5371,0-152,08,066,0Прочие оборотные активы19,020,020,0+1,0--105,0--Итого активы37606,026236,024256,0-11370,0-1980,070,092,0Уставный капитал1025,01025,01025,0------------Добавочный капитал15061,015295,015261,0+234,0-34,0102,099,7Нер. прибыль (непокрытый убыток прошлых лет)(14550,0)(11460,0)(10453,0)(-3090,0)-1007,079,091,0Отложенные налоговые обязательства99,0108,091,0+9,0-17,0109,084,0Прочие долгосрочные обязательства2211,02058,0---153,0-2058,093,0Займы и кредиты2000,02000,02011,0---+5,0---100,2Кредиторская задолженность, в т.ч.31760,017210,014210,0-14550,0-3000,054,083,0-Поставщики и подрядчики11830,04145,05629,0-11379,0+1484,035,0136,0-Задолженность перед персоналом2409,03863,03484,0+1454,0-379,0160,090,0-Задолженность перед внебюдж. фондами695,0756,0598,0+61,0-158,0109,079,0-Задолженность по налогам и сборам1607,02685,01859,0+1078,0-826,0167,069,0-Прочие кредиторы15219,05761,02640,0-9458,0-3121,039,046,0Прочие краткосрочные обязательства----2117,0---+2117,0---Итого пассивы37606,026236,024256,0-11370,0-1980,070,092,0

На основании таблицы 2.1. можно сделать вывод, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом валюта баланса уменьшилась на 30%. Это произошло в результате снижения: запасов на 3780 тыс.руб., что составляет 48%; основных средств на 38 тыс.руб. (0,4%) и суммы убытков прошлых лет на 3090 тыс. руб. (21%)

Положительным моментом является уменьшение суммы кредиторской задолженности на 14981 тыс. руб. (46,5%).

Отрицательным моментом является наличие дебиторской задолженности. Хотя она уменьшилась на 13%, но она составляет 11937 тыс. руб.

Наличие дебиторской задолженности связано с тем, что существуют не только предприятия, которые не производят вовремя расчеты, но и существуют неплательщики по коммунальным платежам. Последние составляют львиную долю в сумме дебиторской задолженности.

В 2013г. по сравнению с 2012г. валюта баланса уменьшилась незначительно на 1980 тыс. руб., что составило 8%.

Это произошло в результате уменьшения суммы основных средств на 1099 тыс. руб.; запасов на 2187 тыс. руб. (54%); денежных средств на 152 тыс. руб. (34%).

Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб. (55,86%), говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно, т.к. увеличивается сумма дебиторской задолженности на 301 тыс. руб. (3%)

Следующий этап - анализ актива и пассива бухгалтерского баланса.

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую - оборотные средства.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. Проводится анализ в таблицах 2.2, 2.3, 2.4.


Таблица 2.2 - Анализ актива предприятия за 2011 год

АктивКод показ.На начало периодаНа конец периодаАбсолютное отклонениеТемп роста, %тыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогуВнеоборотные активыОсновные средства1202051304,0099,239370,0024,92-041934,00100,610,46Незавершенное строительство13050,000,002,000,01-48,000,004,00Отложенные налоговые активы14571,000,0182,000,2211,000,00115,49Итого по разделу 11902051425,0099,249454,0025,14-041971,00100,610,46Оборотные активыЗапасы2103162,000,157802,0020,754640,00-0,23246,74НДС по приобретенным ценностям2200,000,00747,001,99747,00-0,040,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ож. более чем через 12 месяцев)2300,000,000,000,000,000,000,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)24012467,000,613766,0036,601299,00-0,06110,42Денежные средства260182,000,015818,0015,475636,00-0,28Прочие оборотные активы2700,0019,000,0619,000,000,00Итого по разделу 229015811,000,7628152,0074,8612341,00-0,61178,05Баланс3002067236,00100,0037606,00100,002029630,00100,001,82Таблица 2.3 - Анализ актива предприятия за 2012 год

АктивКод показ.На начало периодаНа конец периодаАбсолютное отклонениеТемп роста, %тыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогуВнеоборотные активыОсновные средства1209370,0024,929332,0035,57-38,000,3399,59Незавершенное строительство1302,000,012,000,010,000,00100,00Отложенные налоговые активы14582,000,22110,000,4228,00-0,25134,15Итого по разделу 11909454,0025,149444,0036,00-10,000,0999,89Оборотные активыЗапасы2107802,0020,754022,0015,33-3780,0033,2551,55НДС по приобретенным ценностям220747,001,99366,001,40-381,003,350,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)2300,000,000,000,000,000,000,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)24013766,0036,6011937,0045,50-1829,0016,0986,71Денежные средства2605818,0015,47447,001,70-5371,0047,24Прочие оборотные активы27019,000,0620,000,081,000,000,00Итого по разделу 229028152,0074,8616792,0064,00-11360,0099,9159,65Баланс30037606,00100,0026236,00100,00-11370,00100,0069,77

В период с 2011 по 2013 годы в структуре активов МУП «Электрические сети» наблюдались следующие изменения:

В 2011-2012 гг. в структуре актива баланса прослеживается значительное снижение доли внеоборотных активов за счет снижения доли основных средств в 2012 г. на 38 тыс. руб. В 2013г. доля внеоборотных активов в структуре баланса осталась практически неизменной и составила 9840 тыс. руб., произошло увеличение по незавершенному строительству на 14,93%;

Оборотные активы в 2011 г.увеличились на 12341 тыс.руб., увеличение произошло за счет увеличения запасов на 4640 тыс.руб., денежных средств на 5636 тыс. руб., дебиторской задолженности на 1299 тыс.руб. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.


Таблица 2.4 - Анализ актива предприятия за 2013 год

АктивКод пока.На начало периодаНа конец периодаАбсолютное отклонениеТемп роста,%тыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогутыс.руб.% к итогуВнеоборотные активыОсновные средства1209332,0035,578233,0033,94-1099,0055,5188,22Незавершенное строительство1302,000,011471,006,061469,00-74,19Отложенные налоговые активы145110,000,42136,000,5626,00-1,31123,64Итого по разделу 11909444,0036,009840,0040,57396,00-20,00104,19Оборотные активыЗапасы2104022,0015,331835,007,57-2187,00110,4545,62НДС по приобретенным ценностям220366,001,4028,000,12-338,0017,070,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)2300,000,000,000,000,000,000,00Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)24011937,0045,5012238,0050,45301,00-15,20102,52Денежные средства260447,001,70295,001,22-152,007,6866,00Прочие оборотные активы27020,000,0820,000,080,000,000,00Итого по разделу 229016792,0064,0014416,0059,43-2376,00120,0085,85Баланс30026236,00100,0024256,00100,00-1980,00100,0092,45

В 2012 и 2013 г. оборотные активы уменьшились в результате уменьшения запасов на 14,99%.Но не смотря на то, что доля запасов снижается в общем размере активов и оборотных активов, все равно объем запасов составляет все еще очень значительную величину. Еще не использованы все резервы снижения затрат на управление запасами, что ведет к необходимости их использовать и тем самым еще улучшить ситуацию (закрепить благоприятную тенденцию);

Денежные средства уменьшаются значительно в 2012г. на 5371 тыс.руб., в 2013 г. на 152 тыс.руб. Отрицательным моментом является увеличение доли дебиторской задолженности, которая в 2012г. составила 45,50% актива баланса, а в 2013г. 50,45%. Дебиторская задолженность увеличивается за счет неплательщиков за коммунальные услуги. Это проблема всей отрасли. На предприятии нужно усиливать работу с должниками. Для этого необходимо оформлять судебные иски и возможно привлечь дополнительные кадры.

Причины увеличения или уменьшения имущества предприятий устанавливают, изучая изменения в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества может осуществляться за счет собственных и заемных средств (капитала), характеристика соотношения которых раскрывает существо финансового положения предприятия. Так, увеличение доли заемных средств, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

В процессе анализа пассива баланса организации изучаются изменения в его динамике, составе, структуре, что показано в таблицах 2.5, 2.6, 2.7. (см. приложение 5, 6, 7).

В период с 2011 по 2013 годы в структуре пассивов МУП «Электрические сети» наблюдались следующие изменения:

Cнижение стоимости имущества предприятия за 2011 год составило 2029630 тыс. руб. Произошло это, главным образом, за счет снижения доли добавочного капитала на 2042819 т.р. В 2012 году стоимость имущества снижается на 11370 тыс. руб., снижение происходит в основном за счет снижения суммы кредиторской задолженности на 14550 тыс.руб. В 2013 году стоимость имущества снижается на 1980 тыс.руб.;

Произошло небольшое снижения суммы убытка в 2011 году на 1124 тыс. руб., в 2012 г. на 3090 тыс.руб., в 2013 г. на 1007 тыс.руб.;

В 2011 году по решению собственника увеличен размер уставного капитала и на 31 декабря 2013 года составил 1 025 тыс. руб.;

Положительными моментами работы предприятия так же является уменьшение суммы кредиторской задолженности в 2012 г. на 14550 тыс.руб., в 2013 г. на 3 тыс.руб. Уменьшение кредиторской задолженности на 3000 тыс.руб., говорит о том, что предприятие гасит свои долги, но одновременно ситуация на предприятии складывается не благоприятно;

Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить как отрицательный момент, влияющий на финансовую устойчивость предприятия, уменьшение доли собственных источников предприятия с 2057880 тыс. руб. до 15061 тыс. руб. к 2011 году (уменьшение произошло в связи с изъятием из хозяйственного ведения предприятия жилищного фонда).


Был выполнен горизонтальный анализ баланса, из которого видно, что валюта баланса уменьшается в результате снижения доли основных средств, запасов и уменьшения кредиторской задолженности. Это говорит о том, что предприятие производит меньше закупок основных средств, материалов, сырья и рассчитывается по своим долгам. С одной стороны это хороший показатель, но с другой стороны, предприятие не вкладывает средства на развитие. По результатам финансового анализа было установлено, что дебиторская задолженность является одной из «больных статей» баланса. Предприятию не хватает средств на развитие производства. Для проведения финансового анализа были использованы данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) МУП «Электрические сети» за 2011-2013годы. Для более детального анализа структуры реализации и дебиторской задолженности использовались данные аналитического учета, который велся в « 1С-Квартплата» на анализируемом предприятии.

Так же выполнен анализ дебиторской задолженности за период 2011 - 2013 года, на основании которого сделаны следующие выводы:

большую часть дебиторской задолженности МУП «Электрические сети» составляет задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

высокая доля сомнительной задолженности МУП «Электрические сети» приходится на 2013 г. - 17,7 %. Данный факт связан с накопление долгов прошлых периодов и наличием больших задержек дебиторов по оплате счетов;

в 2013 г. наблюдается ускорение оборачиваемости средств в расчетах на 2,85 оборота;

проведенный анализ по срокам образования позволяет судить, что в целом задолженность МУП «Электрические сети» является краткосрочной дебиторской задолженностью.

Проблема дебиторской задолженности предприятий сферы энергетики остается более чем актуальной на сегодняшний день. И пути ее решения находятся в нескольких плоскостях, зависят от различных уровней власти и различных структур, ну и конечно, от добросовестности самих плательщиков. Наиболее эффективными мероприятиями по погашению дебиторской задолженности являются:

для эффективной работы по недопущению образования задолженности необходим, прежде всего, контроль оплаты. Необходимо вести учет платежей и при образовании просрочки, напоминать должнику об оплате. Если такая тактика не действует или от должника невозможно получить вразумительный ответ, необходимо подготовить претензию с уведомлением о последующем обращении в суд и звонить снова.

важна также пропагандистская деятельность - формирование у должников понимания неотвратимости наказания. Такая деятельность ведется на многих предприятиях энергетики посредством информирования общественности через объявления и местные СМИ о конкретных фамилиях и названиях организаций-должников, об успешном взыскании с неплательщиков, о последствиях, которые вызывают неплатежи в отрасли. В результате такой работы должник должен четко понять, что платить придется в любом случае;


Заключение


Аудиторская проверка предприятия - это долгий и кропотливый анализ его финансово-хозяйственной деятельности, оценка достоверности учетной информации и выяснение степени законности каждой из операций. Результаты подобных проверок являются основой для выработки рекомендаций по улучшению качества работы предприятий.

Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что аудиторская проверка муниципального унитарного предприятия является довольно трудоемким процессом, требующим от аудиторов знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей расчета себестоимости услуг по текущему ремонту. Поэтому до начала документальной проверки аудитор должен изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности.

Задача аудитора при проведении аудита унитарных предприятий заключается в разработке достаточного объема аудиторских процедур, позволяющих обнаружить все существенные искажения бухгалтерской отчетности независимо от причины их возникновения.

Особенностью аудита унитарных предприятий является проверка расходования получаемого из бюджета целевого финансирования в соответствии с утвержденной сметой, отсутствия перерасхода бюджетных ассигнований и непроизводительных затрат. Специфика деятельности унитарных предприятий делает необходимой проверку наличия, состояния и использования мобилизационных мощностей резервов. Экономическая сущность тарифов на услуги унитарных предприятий такова, что не учитывает реальных потребностей унитарного предприятия в прибыли, а сложившаяся система формирования тарифов не создает стимулов к росту его финансовых результатов. Однако аудит тарифов позволяет сделать целый ряд важных выводов о структуре расходов унитарного предприятия. Для совершенствования технологии аудита унитарных предприятий необходимо создание внутрифирменного специализированного стандарта аудиторской деятельности, который регламентирует единые базовые требования к проведению аудита и обеспечивает качество и надежность аудиторской информации. В стандарте должны быть раскрыты особенности бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля унитарных предприятий; требований при планировании аудита; особенности и порядок получения аудиторских доказательств; указания по проведению аудита в соответствии с техническим заданием; оформлении результатов аудита.

Целью проекта являлась разработка предложений по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства МУП «Электрические сети». В первой главе проекта были раскрыты теоретические основы аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Электрические сети», на базе которого проведены исследования.

Наиболее эффективными мероприятиями по погашению дебиторской задолженности являются:

для эффективной работы по недопущению образования задолженности необходим, прежде всего, контроль оплаты.

важна также пропагандистская деятельность - формирование у должников понимания неотвратимости наказания.

немалую роль в вопросе недопущения образования задолженности играет кадровый ресурс. Наличие определенного количества сотрудников юридического или планового экономического отдела, которые в установленный срок сообщают должникам о просрочке, направляют претензии, контролируют погашение и в случае неоплаты готовят документы в суд; обязательное введение санкций к потребителям - неплательщикам введение ограничений и отключений.

Список использованной литературы


1.Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002.

2.Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.

.Федеральный Закон №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008.

.Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 23.12.2013).

.Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: 3-е издание. - М.: «Дело и Сервис», 2012.С.47.

..Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.160.

.Бровкина Н.Д. Аудит унитарных предприятий: расчёты с учредителями и новый План счетов учёта. // Аудиторские ведомости. - 2011. - №7. С. 15-44.

.БурсулаяТ.Д. Особенности проведения аудиторских проверок государственных унитарных предприятий за 2011 год. // Консультант бухгалтера.- 2012.-№7. С.63-81.

."Гориславцев и Ко. Аудит", аудиторская фирма СПб. // Аудиторские ведомости. - 2006. - №10. С.34-38.

.Скобара В.В. Аудит: методология и организация - М.: «Дело и Сервис», 2011. С.373.

..Сухова И.А. Современный аудит: теория и практика. // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2012. - №9. С. 12-18.

.Таги-заде Ф.Г. Экономически обоснованные тарифы. // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2013. - ХоП. С.13-18.

.Уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий. М. Ю. Тихомиров. - М.: ПРИОР, 2010. С.87. Федоров А.А.

.Налог на прибыль унитарного предприятия. // Аудиторские ведомости. - 2009. - №6. С.44-46.

.Филипьев Д.Ю. Аудит унитарных предприятий. - М.: ЮНИТИ, 2012. С.34.

.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит-М.: Инфра-М, 2011. С.21.

.Юсков М.В. Обязательный аудит: ответственность за уклонение от проведения либо препятствование проведению. // Аудиторские ведомости, -2012 - №2. С.26-28.


Приложение


Схема. Структура управления на предприятии МУП «Электрические сети»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Условия обязательного аудита:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).