Налоговая ставка по водному налогу. Водный налог: разнообразие ставок и правила расчёта

Расчет водного налога - пример его приводится в данной статье - требуется делать ежеквартально при наличии у налогоплательщика объекта, облагаемого этим налогом. Рассмотрим особенности такого расчета.

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент , установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015-2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

О ставках, действительных для 2019 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2019 год?» .

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2019 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2019 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 - 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 = 192 960 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 × 5 = 120 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2019 года организации в срок до 22.04.2019 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

168 000 + 105 000 = 313 560 руб.

Итоги

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;
  • водному объекту .

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта - .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один - река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях .

Первый - при заборе воды :

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй - при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водный налог к уплате

=

×

×

×

Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.

Такой порядок предусмотрен статьей 333.13 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета водного налога. Организация сплавляет древесину в плотах

ООО «Альфа» сплавляет древесину в плотах по реке Волге на основании лицензии. За I квартал 2016 года объем сплавляемой древесины составил 1800 куб. м. Расстояние сплава - 1500 км.

Налоговая ставка при сплаве по реке Волге за 1000 куб. м древесины на каждые 100 км сплава равна 1636,8 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году ставка равна 2161 руб. (1636,8 руб. × 1,32).

Бухгалтер «Альфы» определил сумму водного налога за I квартал 2016 года так:

(1800 куб. м × 1500 км: 100) × 2161 руб. = 58 347 руб.

Пример расчета водного налога. Организация осуществляет забор воды на территории разных экономических районов

ООО «Альфа» осуществляет забор воды из подземных водных объектов по лицензиям из бассейна реки Дон на территории Центрального и Центрально-Черноземного районов. Организации установлены годовые лимиты 160 000 куб. м по каждому экономическому району.

В I квартале 2016 года по данным технических приборов учета забор воды составил:

Бухгалтер «Альфы» рассчитал водный налог отдельно по каждому экономическому району.

Квартальный лимит по каждому экономическому району составил 40 тыс. куб. м (160 тыс. куб. м: 4).

Ставки налога в 2016 году составляют:

  • в Центральном экономическом районе - 507 руб. (384 руб. × 1,32);
  • в Центрально-Черноземном районе - 531 руб. (402 руб. × 1,32).

Сумма налога к уплате в Центральном экономическом районе:

32 тыс. куб. м × 507 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 16 224 руб.

Сумма налога к уплате в Центрально-Черноземном экономическом районе:

  • 40 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 21 240 руб. - в пределах лимита;
  • 7 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) × 5 = 18 585 руб. - за сверхлимитный забор.

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Если организации или бизнесмены принимают решение использовать в своей коммерческой деятельности природные ресурсы, на основании требований отечественного законодательства за это придется заплатить. Главой 25.2 НК применение в деятельности объектов водного фонда является причиной для перечисления в казну водного налога, что регламентировано Водным и Налоговым кодексами. Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2017 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога. Рассмотрим, водный налог 2017 (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).

Водный налог: ставки в 2017 году, объект и налоговая база

Ст. 333 9 НК устанавливаются объекты обложения данным бюджетным платежом. К ним могут быть отнесены:

  • Сплав древесных объектов по рекам;
  • Забор водных ресурсов;
  • Организация на реках гидроэнергетических станций, которые не осуществляют забор водных ресурсов;
  • Осуществление операций в акватории объектов фонда.

Для того чтобы исчислить налог нужно определить расчетную базу. Согласно требованиям права расчетная база по водному налогу определяется отдельно по каждому используемому объекту.

В зависимости от того, какой именно объект налогообложения имеется у компании или ИП, налоговая база будет определена разными способами. Так, если компания производит забор водных ресурсов, объектом обложения выступает тот объем воды, который был забран из водоема, а, если речь идет о справе древесины, что для определения величины налога учитывается объем сплавляемых древесных ресурсов и расстояние их перемещения.

Налоговые ставки по водному налогу установлены ст. 333 12 НК. Ставки водного налога установлены в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Налоговые ставки водного налога в 2017 году представим для наглядности в таблице.

Налоговые ставки водного налога 2017
1. Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000 м 3 забранной воды)
Поверхностные воды Подземные воды
1.1 Волга (Центральный район) 288 360
1.2. Дон (Северо-Кавказский район) 390 486
1.3. Северная Двина (Волго-Вятский район) 252 312
1.4. Баренцево море 6,36
1.5. Охотское море 7,68
1.6. Японское море 8,04
2. Использование водной акватории (ставка за 1 м 2 используемой акватории в год)
2.1. Северный район 32,16
2.2. Поволжский район 30,48
2.3. Уральский район 32,04
2.4. Черное море 49,80
2.5. Чукотское море 14,04
3. Использование воды для организации гидроэнергетики (ставка за 1000 кВт в час)
3.1. Кубань 8,88
3.2. Енисей 13,70
3.3. Лена 13,50
3.4. Терек 8,40
3.5. Амур 9,24
4. Использование воды для сплава древесины (стоимость сплава 1000 м 3 на расстояние 100 км)
4.1. Нева 1656,00
4.2. Амур 1476,00
4.3. Волга 1636,80

Исходя из таблицы понятно, что и величина, и единица измерения ставки водного налога на 2017г. зависят от того, какой вид деятельности реализует организация или ИП и на какой территории.

Для определения суммы водного налога ставки и расчетной базы недостаточно. Для целей расчета данного бюджетного платежа необходимо располагать знаниями относительно индексирующего коэффициента, который позволяет приблизить значение установленных в стране ставок по налогу к текущим экономическим реалиям.

Данный коэффициент изменяется ежегодно, вследствие чего, крайне важно быть в курсе действующих на момент расчета налога значений этого показателя. Тенденция изменения показателя в основном направлена на увеличение. Таким образом, если это не учесть, то ошибочно можно использовать меньший по значению показатель, что приведет к занижению величины налогового платежа к уплате в бюджет и, как следствие, штрафам.

В 2017 году индексирующий показатель определен как 1,52. На данный момент уполномоченными органами определено, что в 2018 году для корректного определения суммы налога следует умножать налоговую ставку на 1,75, то есть значение коэффициента увеличится на 0,23. Ставки водного налога на 2018 год предварительно останутся без изменений и будут скорректированы только на действующее в 2018 году значение показателя-дефлятора.

О каких еще изменениях в отношении применяемых ставок по налогу можно говорить в 2017 году? Изменения затронули величину ставки при заборе водных ресурсов для организации водоснабжения граждан. С 2017 года ее значение увеличилось на 14 руб. и теперь равно 107 руб. за 1000 м 3 .

Ставка водного налога для водоснабжения населения

Компании или бизнесмены могут использовать водные ресурсы для обеспечения ими населения. Эта деятельность носит название забор водных ресурсов, и осуществляется по сниженным ставкам.

Для того чтобы фирма или бизнесмен смогли воспользоваться льготными ставка, должны быть соблюдены два важных условия:

  • В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.
  • Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

Нередко возникают ситуации, когда плательщик налога помимо обеспечения населения водой, также осуществляет забор ресурсов с целью перепродажи или иных нужд. В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет. Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

В некоторых ситуациях налоговые ставки водного налога устанавливаются в процентном соотношении. Законодательством обозначено, что водный налог (процентная ставка) предусматривается для конкретных специфических отраслей, таких как гидроэнергетика и сплав по реке древесины.

С целью корректного определения величины налога на водные ресурсы, плательщик налога должен учитывать только самую свежую информацию. Во всем многообразии применяемых налоговых ставок бухгалтер должен выбрать правильный вариант. По водному налогу установлены ставки в зависимости от осуществляемой деятельности. Соответственно, перед расчетом налога нужно уточнить актуальности используемых данных.

Водный налог относится к тем видам обязательных платежей в бюджет, которые обусловлены спецификой деятельности налогоплательщика. В данной статье описаны принципы формирования налоговой ставки, а также процедура расчета суммы налога.

Кто его должен платить

Вступил в действие этот налог 1 января 2005 года, заменив тем самым сбор под названием «плата за пользование водными объектами». Водный налог теперь описан в отдельной главе 25.2 НК РФ, и в соответствии с нормами этой главы платят такой налог организации и физические лица, пользующиеся водой на особых или специальных условиях.

Специальное водопользование – это, когда применяются технические средства, сооружения или устройства.

Если юридические или физические лица заключили договор об использовании некоего объекта после ввода в действие Водного кодекса РФ (после 1 января 2007 года), то они водный налог не платят. С них берется отдельная плата, схожая с арендной.

Какие объекты облагаются водным налогом

Налоговый кодекс определяет случаи, когда этот налог следует взимать:

  • Если из водных объектов осуществляется забор воды.
  • Если используются акватории объектов (лесосплав в эту категорию не входит).
  • Если водные объекты используются без отбора воды для электроэнергетики.
  • Если водные объекты используются для лесосплава.

Мало того, что в приведенных случаях надо платить налог на соответствующие виды деятельности, еще требуется получение лицензии.

В каких случаях водный налог не берется

Налоговый кодекс установил виды водопользования, для которых водный налог не исчисляется. Налогообложение не осуществляется если:

  • Производится забор термальной воды или воды, в состав которой входят полезные ископаемые, лечебные минеральные вещества.
  • Производится забор для пожарной безопасности, ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.
  • Водные объекты используются для нужд обороны и госбезопасности.
  • Производится забор для воспроизводства биологических ресурсов, в том числе для рыбоводства.
  • Акватории водных объектов используются для мониторинга государственными органами природных ресурсов.
  • Акватории используются для гидротехнических сооружений различного хозяйственного назначения.
  • Акватории используются для организованного отдыха детей, инвалидов и ветеранов.
  • Производится забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения и личных подворий, а также обслуживается птица и скот граждан и сельскохозяйственных организаций.
  • Акватории используются для охоты и рыболовства и т.п.

Перечень этот носит закрытый характер; то есть никаких дополнений к нему быть не может.

Налоговый период и налоговая база

Как представляется отчетность

Расчет водного налога прост: надо умножить показатель налоговой базы на величину налоговой ставки для данного вида деятельности. Производить расчет должен самостоятельно каждый налогоплательщик, поскольку инспекция извещений, как в случае с земельным и налогом на имущество, не шлет.

Расчет содержит и декларация по водному налогу, которую следует сдавать не позднее 20-го числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Например, за первый квартал сдать ее надо до 20 апреля и т. д. в ту налоговую инспекцию, в ведении которой находится объект налогообложения.

Когда надо платить налог

Следует иметь в виду, что уплата водного налога по сроку совпадает с конечной датой подачи декларации – 20-е число того месяца, который идет за очередным налоговым периодом - кварталом. Поэтому сдавать отчетность надо до 20-го числа, чтобы не произошло нежелательного наложения конечных сроков.

Налогоплательщикам не запрещено осуществлять несколько видов водопользования, сочетая их. Однако налог надо уплатить в обозначенные сроки единой суммой, а вся дифференциация по видам должна быть отражена в налоговой декларации.

Какой налог платится на водные транспортные средства

Термин «налог на водный транспорт» – это производное выражение от обычного транспортного налога, принципы применения которого определены главой 28 НК РФ. В этой главе отдельно водные виды транспорта упомянуты наряду с автомобильными средствами и воздушными судами. Обязательное условие налогообложения – регистрация транспортного средства в законном порядке. Плательщиками данного налога являются физические лица и организации, имеющие в собственности объект налогообложения.

Налог на водный транспорт исчисляется на следующих принципах:

  • Если у транспортного средства есть двигатель, что налоговой базой считается мощность этого двигателя, определенная в лошадиных силах.
  • Если судно относится к буксируемому типу – вместимость в тоннах.
  • Если ни то, ни другое – само транспортное средство.

Налоговым периодом считается год.

Данный налог относится к региональным платежам, поэтому его ставки устанавливается властями на местах и содержат множество льгот для разных категорий налогоплательщиков. Федеральный центр задает только рамки, за которые выходить непозволительно.