Система государственного управления

Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
  • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
  • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
  • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
  • Безналичные расчеты легче контролировать.

Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

Таким образом, первый вид включает:

  • денежные расчеты в торговле;
  • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
  • расчеты в капитальном строительстве;
  • операции на фондовом рынке.

2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

  • выплаты ;
  • выплаты процентов, дивидендов;
  • налоги, сборы, вносимые в ;
  • оборот по банковским операциям;
  • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

Модели кругооборота денег

Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
  1. поток товаров (услуг);
  2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
  3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
  4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
  1. расходы потребителей;
  2. расходы, связанные с вложением капитала;
  3. налоги и сборы;
  4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
  5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
  6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
  7. доход от вложений капитала;
  8. поток ресурсов;
  9. доход от реализации ресурсов.

Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v ,

  • Д — денежная масса;
  • Т — товарная масса;
  • Ц — цена;
  • v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется :

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е ,

  • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
  • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
  • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
  • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
  • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
  • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P ,

  • M — масса денег;
  • v — скорость обращения;
  • Q — количество товаров;
  • P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

  • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
  • развитие безналичных расчетов;
  • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Правовое регулирование денежного обращения

Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую , однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления , а также и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую страны.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление , эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и .

В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:

С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М 0 . Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

В случае необходимости увеличения объемов в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.

Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.

Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.

Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М 2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.

Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с , приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.

В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.

На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.

Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения ( , лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, и тому подобное.

Необходимость государственного регулирования денежного обращения. Все глобальные проблемы современности (защита окружающей среды, военная угроза, международный терроризм, колоссальный разрыв в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным населением Земли, рост народонаселения, неоплатные долги правительств и др.) имеют такое финансовое измерение, которое не может быть увязано с потенциальными экономическими и финансовыми ресурсами. Вместе с тем глобальные вызовы порождают глобальные финансовые риски, требуют дополнительных управленческих усилий на национальном и международном уровнях. Глобальные финансовые риски связаны с неопределенностью цен на финансовые активы, экстремальной волатильностью цен на сырьевые и потребительские товары, энергоносители, кризисами ликвидности транснациональных компаний, глобальными платежными дисбалансами.

Роль и значимость государственного регулирования денежного обращения в условиях экономической и финансовой глобализации значительно возрастает, поскольку должно учитывать:

  • 1) периодически повторяющиеся глобальные финансовые кризисы;
  • 2) вспыхивающие время от времени валютные войны;
  • 3) безудержную эмиссию резервных валют, особенно долларов США;
  • 4) направленность неконтролируемых финансовых потоков на глобальных рынках денег и капиталов;
  • 5) политику международных финансовых организаций, прежде всего МВФ;
  • 6) интернационализацию процессов отмывания денег, нажитых преступным путем;
  • 7) вводимые со стороны недружественных государств финансово-экономические санкции;
  • 8) внешнее информационное воздействие, имидж страны на мировой арене и др.

Цели государственного регулирования денежного обращения.

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой. В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.

Реализация определенного вида государственного регулирования связана с разработкой методов управления объектом.

Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются иа: прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы государственного регулирования представляют собой непосредственное вмешательство органов власти в процесс денежного обращения.

Косвенные методы государственного регулирования связаны с опосредованным воздействием на экономическое поведение участников денежного обращения и носят безадресный характер.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения.

Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация может проявляться, например, через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют ГК РФ, Закон о валютном регулировании, Закон о Банке России, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения.

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

  • а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);
  • б) разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;
  • в) подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.;
  • г) защитой государственных интересов.

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам.

Экономические методы государственного регулирования основываются на экономических интересах (общегосударственных, корпоративных, индивидуальных).

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, скажем, только к безналичным расчетам или валютным операциям. Общие методы совершенствования денежного обращения представляют собой денежные реформы. Введение (отмена) налога на покупку иностранной валюты - примеры локального экономического метода государственного регулирования денежного обращения.

«Функционирование денег и кредитной системы, - замечал выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек, - так же, как язык и мораль, представляет собой случаи спонтанного порядка, который хуже всего поддается попыткам адекватного теоретического объяснения...». В объяснениях того, как можно оказать влияние на этот спонтанный порядок, следует немного упростить действительность.

Денежная политика – политика, главная цель которой – управлять денежной массой, влияя посредством нее на такие параметры экономики, как совокупный спрос, уровень цен, курс национальной валюты и т.п.

Рынок денег характеризуется двумя важными факторами: спросом на деньги и предложением денег. В свою очередь, спрос на деньги формируется под влиянием: уровня экономической активности, потребностей в инвестициях, баланса государственного бюджета. Предложение денег определяется: эмиссионной политикой государства, активностью коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг центральным банком, движением валюты из страны в страну.

Инструментом кредитной и денежной политики является банковская система – совокупность финансово-кредитных учреждений с особой подчиненностью и разделением функций между ними. Ведущее место в банковской системе принадлежит центральному (национальному) банку страны.

Несмотря на особенности центрального банка (например, в Японии центральный банк только частично принадлежит государству, и его доля собственности банка составляет 55%, а в США функции центрального исполняют 12 региональных банков), его деятельность определяется правительством. Как банк правительства он осуществляет эмиссию денег, обслуживает государственный долг и счета правительства, руководит коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями.

Опыт стран рыночной экономики свидетельствует: изменяя количество денег в обращении, можно способствовать или подорожанию кредитов (политика «дорогих» денег при сокращении их количества), или удешевлению кредитов (политика «дешевых» денег при увеличении их количества).

Объективным показателем экономического здоровья страны является состояние платежного баланса. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Кейнсианский подход Посредством кредитно-денежной политики государство способно влиять на инвестиции и на экспортные возможности экономики. Главным средством влияния является процентная ставка. Изменять уровень процентной ставки можно при помощи изменения предложения денег. Если в стране существуют недоиспользованные ресурсы, то с целью стимулирования правительство вынуждено прибегнуть к политике «дешевых» денег. Средствами этой политики являются:

а) выкуп у населения государственных ценных бумаг; б) уменьшение нормы обязательных банковских резервов, т.е. увеличение средств, которые банки могут предоставлять в заем; в) уменьшение учетной ставки, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим. В результате таких действий увеличивается предложение денег.

Монетаристский подход Денежное предложение является наиболее важным фактором, который определяет уровень производства, занятость, цены. Главная формула монетаристской теории, из которой вытекают дальнейшие причинно-следственные связи, - это: M x V = P x Q, где М –предложение денег, V – скорость обращения денег, Р – средняя цена, по которой продается каждая физическая единица национального продукта, Q – объем (количество) товаров и услуг. Соответственно, результат М xV – общие расходы покупателей, а результат P x Q – объем реализированного продукта, одновременно общая выручка продавцов. Монетаристы утверждают, что V – скорость обращения денег – величина относительно стабильная. Поэтому именно количество денег является тем фактором, который имеет решающее влияние на P x Q – объем реализированного продукта. В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежного предложения влияет на весь совокупный спрос, а не только на инвестиции.

Денежное предложение, как считают монетаристы, определяет совокупный спрос. Он должен расти соответственно росту ВВП, и тогда не будет возникать инфляция.

Если общество страдает от инфляции и в государственной политике первоочередным становится ограничение инфляции, то целесообразность монетаристской теории регулирования возрастает.

Таким образом, регулируя экономику посредством изменения предложения денег, правительство способно достичь таких результатов: уменьшить ставку процента по кредитам и увеличить инвестиции; изменить величину совокупного спроса и величину ВВП; увеличить ставку процента на вложенный капитал, сделать привлекательной национальную экономику для иностранных инвесторов; изменить курс национальной валюты с соответствующим изменением экспортного потенциала страны.

МВФ (Международный валютный фонд) – это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами. Через систему своих принципов и норм МВФ изымает под свое регулирование часть внутригосударственной компетенции в сфере валютного регулирования и ставит под международно-правовой контроль этот режим в государствах - участниках МВФ. Благодаря этому размываются административные и экономические границы государства, сужается сфера государственного суверенитета.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах.

СДР – это право на получение и специальное использование иностранной валюты. Этому праву соответствует обязательство о предоставлении кредита стране - участнице соглашения. Такая связь с национальной валютой указывает на симбиоз международных и валютных элементов, воплощенных в рассматриваемом валютном инструменте. Они выполняют роль масштаба цен при обмене СДР на национальные валюты.

Область валютного регулирования в международном экономическом праве имеет все черты современного международного экономического правопорядка. Фактически полностью перенесен акцент с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. В международном валютном праве заметно проявляется явление наднациональности. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования.

Денежное обращение является сложной и таинственной сферой. Также можно сделать вывод о том, что центральные кредитно-денежные учреждения, которые проводят денежную политику государства, регулируют денежное предложение, которое, по мнению монетаристов, определяет совокупный спрос, и осуществляют контролируемые изменения денежного предложения.

Литература: Общая экономика: Перевод с укр И.Ф. Родионова и др. Под ред. И. Ф. Родионовой. – Каменец-Подольский: Абетка-НОВА, 2003. – 384 с. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие для вузов / ВА. Пикулькин, Ю.М. Дурдыев, В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Т. Морозовой, А.В. Пикулькина/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т - М.: Финстатинформ, 1997.