Главные правила – основы финансовой грамотности для школьников. Эссе "мой опыт проведения занятий по финансовой грамотности для дошкольников"

Здравствуйте, друзья!

На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без нее мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.

Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.

Что такое финансовая грамотность и почему она важна?

Подготавливая материал для этой статьи, я поняла, что могу легко скатиться в область учебника по финансам. Это покажется скучно и неинтересно людям, которые не имеют экономического образования и никогда не слышали о сложных процентах, инвестициях и рисках.

Мне кажется, моя задача – на бытовом уровне простым языком донести до читателей одну единственную мысль – финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.

Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

– это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

А теперь скажите, что вам это не надо, тогда я смогу посочувствовать вам.

Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

  1. Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
  2. Необдуманное залезание в долги путем взятия кредитов по завышенным ставкам.
  3. Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т. ч. и пенсионные накопления.
  4. Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
  5. Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.

Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:

  1. Научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
  2. Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
  3. Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
  4. Не стать объектом мошеннических действий.
  5. Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.

Статистика по уровню финансовой образованности населения России

В 2015 году Министерство финансов РФ провело исследование, в котором оценило уровень знаний населения России в вопросах финансовой сферы. Участники были в возрасте от 14 до 79 лет. Получены интересные результаты:

  • 24 % опрошенных на вопрос о том, имеют ли они хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы, ответили “Нет”;
  • только 20 % уверены в справедливом разрешении спора или конфликта с финансовым учреждением (банком, страховой компанией);
  • 37 % опрошенных из тех, кто брал какие-то виды кредитов, не сравнивали эти банковские продукты между собой, не выбирали лучшее предложение;
  • 70 % опрошенных считают, что государство отвечает за достойный уровень пенсии человека.

Это плохие результаты, но есть и хорошие:

  • 64 % понимают, что чем выше доходность, тем выше риск;
  • наметилась положительная тенденция почти по всем вопросам анкеты по сравнению с 2013 годом, когда проводили первые исследования.

Это официальные данные, полученные из исследования, но есть и субъективное мнение россиян. В 2017 году Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос среди населения РФ. Только 12 % россиян считают, что обладают хорошим уровнем финансовой грамотности. Эта цифра резко снижается все последние годы.

Однако увеличилось число семей, которые ведут учет доходов и расходов (с 20 % в 2015 г. до 42 % в 2017 г.) Если вы все еще этого не делаете, то рекомендую почитать статью на нашем блоге . Она расставит все точки над “i”.

А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса. В 2013 году 33 % справились с базовым тестом на финансовую грамотность. Но в 2015 году это сделали только 14 %.

Тест на финансовую грамотность

Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

  1. Более 108 000 рублей.
  2. Ровно 108 000 рублей.
  3. Менее 108 000 рублей.

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

  1. Более 150 000 рублей.
  2. Ровно 150 000 рублей.
  3. Менее 150 000 рублей.

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?

  1. Скидка в 1 500 рублей.
  2. Скидка в 10 %.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.

  1. Меньше 6 %.
  2. Ровно 6 %.
  3. Больше 6 %.

А теперь подведем итоги. Верные ответы:

  • 1-й вопрос – более 108 000 руб.;
  • 2-й вопрос – более 150 000 руб.;
  • 3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;
  • 4-й вопрос – ровно 6 %.

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

Таких тестов на просторах интернета можно найти много. Есть зарубежные, есть и отечественные. Большие и маленькие. Можете тренироваться, сколько душе угодно. Главное, научитесь применять на практике полученные знания.

Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак в газете “Известия” от 5 октября 2017 года огласил результаты международного исследования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) измеряла уровень финансовой грамотности участников из 20 стран. Россия – на 9-м месте. До лидера, Франции, не хватило всего 2 баллов. Совсем неплохой результат.

А еще лучше результаты среди школьников. Наши российские учащиеся за 3 года исследований поднялись с 10-го на 4-е место. Они опередили США, Нидерланды и Австралию. Так что наше финансовое будущее совсем не темное.

Способы ликвидации финансовой безграмотности

С чего начать повышение уровня образования в сфере финансов? Есть несколько способов, выбирайте тот, который вам кажется оптимальным:

Когда я готовила материал по книгам, мне пришлось прочитать их все. Я совсем не жалею о потраченном времени. Сегодня мы с мужем уже разработали семейную стратегию накопления средств на краткосрочные и долгосрочные цели. Открыли депозит, часть средств вложили в ПИФ, а часть – на индивидуальный инвестиционный счет. Каждый месяц будем пополнять вклады.

  • Просмотр онлайн-уроков, платных и бесплатных.

По роду своей деятельности я вращаюсь среди инфобизнесменов, которые организовывают подобные курсы. Выбирая бесплатные занятия, вы должны четко понимать, что главная цель любого тренера – не обогатить вас своими знаниями и опытом, а привлечь на платное обучение. Буду рада, если ошибаюсь.

  • Личное консультирование.

Консультант разработает для вас личный финансовый план, стратегию сбережения и накопления и многое другое. Услуги недешевые. Я посмотрела прайс-лист на сайте Владимира Савенка. Он – первый независимый финансовый консультант в России, который написал много книг по этой теме. К нему я бы с удовольствием записалась на консультацию.

Подробнее о веб-ресурсах, вызывающих доверие, расскажу в следующем параграфе.

  • Личный опыт.

Не самый хороший способ, зато, наверное, самый эффективный. Это путь анализа собственных ошибок. Личный опыт бесценен, но есть ли время на его получение?

Ресурсы для повышения уровня образования в сфере финансов

Информации в интернете и в печатных изданиях по восполнению пробелов в вопросах обращения с деньгами очень много. Есть тематические сайты, блоги, YouTube-каналы, онлайн-курсы и целые школы.

Начинающим самостоятельно постигать азы финансов легко запутаться. Давайте посмотрим в первую очередь проверенные источники информации, которые созданы либо при поддержке государственных органов, либо заслуженных фин. организаций:

  • Fingramota.org

Образовательный сайт, созданный при поддержке экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам ЦБ РФ. На нем публикуется масса полезного материала по финансам. Есть статьи, видео и презентации.

  • Банки.ру

Информационный портал публикует новости, рейтинги банков и банковских продуктов. Можно по параметрам подобрать дебетовые или кредитные карты. Есть удобные калькуляторы расчета процентов по вкладам и платежей по кредитам.

  • Fgramota.org

Образовательный портал по фин. грамотности при поддержке Российской экономической школы и Фонда Citi. Знания по управлению финансами преподносятся в игровой форме в виде игры, онлайн-книги, тестов.

  • Азбука финансов

В самом названии заложен основной принцип портала – изучение темы финансов с самых азов. Есть примеры составления личных финансовых планов для семей с разным уровнем дохода. Ценные советы, которые дают эксперты, можно применить и к составлению собственного плана.

  • Школа начального финансового образования ФинСтарт

Школа создана членом экспертного совета по финансовой грамотности и по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Андреем Параничем. На сайте можно бесплатно получить доступ к Программе дистанционного обучения ФинСтарт.

Она рассчитана на 2 месяца ежедневных занятий в удобное для обучающегося время. Темы достаточно интересные. Например, “Планирование личных финансов”, “Кредиты”, “Инвестиции. Начало пути” и т. д.

Не забываем об официальных сайтах:

Более подробно об онлайн-образовании говорится в статье про курсы финансовой грамотности.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры. Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

Например, моя мама в соцсетях от других пользователей случайно узнала информацию об освобождении пенсионеров от уплаты налога на имущество. Она пошла в налоговую инспекцию, там это подтвердили, мама написала заявление на получение льготы. Но никто не вернет ей переплаченные за предыдущие годы деньги. Вот так...

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Многие меня не понимают, но я своей старшей дочери плачу деньги за уборку дома. Карманных денег у нее никогда не было. Но есть подарки бабушек на праздники и заработанные собственным трудом наличные. А летом она уже трудилась копирайтером под моим чутким руководством. Вы думаете, что она тратит деньги на модные вещи? Только на самые необходимые. Например, на покупку телефона. Остальные копит на банковском депозите.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег” . Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Заключение

Замминистра финансов РФ С. Сторчак одной из проблем нашего населения назвал отсутствие дисциплины и ответственности за риски. И я с ним соглашусь. Никакое образование не поможет, если не будут регулярно соблюдаться элементарные правила обращения с деньгами: учет собственных доходов и расходов, планирование семейного бюджета, экономия. Развить в себе эти навыки не сложно, но поймите, для чего вы это делаете.

Владимир Савенок в одной из своих книг написал, что в 99 % случаев он знает, для чего люди копят деньги:

  • чтобы жить на проценты;
  • не заниматься тем, чем занимаемся сейчас;
  • заниматься любимым делом;
  • защитить свой капитал.

Я точно вхожу в эти 99 %. А вы?

Но кто ее будет преподавать - непонятно

Уже с этого года, как сообщила первый замминистра образования и наука Наталья Третьяк, в российской школе появится новый обязательный предмет - финансовая грамотность. Этот проект стал плодом любви сразу трех отцов - Минобрнауки, Минфина и Банка России и одной матери, а, точнее, мачехи - вопиющей невежественности нашего народа в вопросах финансов.

Действительно, на сегодняшний день, обрисовал ситуацию замминистра финансов Сергей Сторчак, «типичная российская черта - это чрезмерная доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу». А отсюда и масса проблем, которые теперь будут учить решать с детства благодаря новому школьному курсу таким образом, чтобы «молодое поколение впоследствии позитивно влияло на родителей». В этой связи для школьников уже создали примерные образовательные программы по финансовой грамотности, включающие такие важнейшие вопросы, как формирование доходов семьи; семейные финансовые риски; заёмные средства и различные виды займов (например, чем ипотека отличается от автомобильного кредита); важность пенсионных накоплений и многое другое. В ближайшее время она будет включена в федеральный реестра примерных программ и тем самым получит официальный статус, а затем двинется непосредственно в школы. Правда, изучаться новый предмет будет не отдельно, а в рамках обществознания, предположительно заняв до трети общего времени, отпущенного на его изучение, а также и в других дисциплинах. Например, на математике в виде решения задач вроде: сколько работник получит на руки после уплаты налогов при такой-то зарплате.

Пока финансовую грамотность предполагается ввести в старших классах (в 10-11-х), а также в основной школе (7-9-е классы) как на основных уроках, так и внеурочно. Однако некоторые элементы предмета при желании школы можно проходить и раньше - хоть с малышами, если грамотно составить для них те же арифметические задачи. В будущем же, не сомневаются в Минфине с Минобром, финансовая грамотность должна охватить всю школу от мала до велика. А соответствующие разделы войдут составной частью в новые учебники, и прежде всего по обществознанию.

Дополнительной учебной нагрузки для детей с введением в целом нужного нового школьного предмета в Минобрнауке надеются избежать. Однако один вопрос, как минимум на начальном этапе остается открытым. Причем вопрос важнейший.

По последним данным международных исследований финансовой грамотности, лишь 4% 15-летних школьников нашей страны показали хорошие знания в этой области. Уровень же наших взрослых очевидно ещё ниже. Но именно они будут учить детей. Правда, и Минфин, и Минобрнауки, и Банк России уже развернули переподготовку учителей. Но образованцы успели подготовить лишь 85 тьютеров, которые будут учить остальных непосредственно на местах и только-только готовят еще сто, уточнила Третьяк «МК». Банк России, также участвующий в подготовке тьютеров, лишь готовит электронные уроки, дополнил первый зам главы банка Сергей Швецов. А Минфин лишь создаёт методические центры повышения квалификации учителей, на сегодня обучив и запустив в немногочисленные школы, где прошла апробация нового курса всего 200 спецов. В будущем, конечно, там предполагается обучить 500 преподавателей вузов, 2,5 тысячи учителей и 3,4 тысячи тьютеров. Но это дело «прекрасного далека». А кто начнет учить детей ближайшей осенью - остается загадкой.

C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

Что отличает именно нас?

Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

А как у вас происходит в семье?

Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

Эссе

"Мой опыт проведения занятий

по финансовой грамотности

для дошкольников"

Булдыгина Ольга Михайловна

воспитатель, первой категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №11 "Солнышко" городского округа город Фролово

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, реализуемого Министерством финансов РФ в Волгоградской области апробируется и реализуется образовательный курс по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Программа курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», разработана преподавателями Волгоградского социально-педагогического колледжа, в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) .

С 1 сентября 2015 года в МКДОУ "Детский сад №11 "Солнышко" осуществлялась апробация региональной программы по финансовой грамотности в соответствии с приказом «О проведении апробации региональной модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности и учебных материалов для разных возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций Волгоградской области в рамках вариативного и/или факультативного курса в 2015 году». Реализация данной программы продолжается в нашем саду. Содержание курса методически обеспечено и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО. Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет». Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» рассчитана на 64 часа, включает следующие темы: «Финансовая азбука», «Деньги», «Семейный бюджет», «Труд». Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно - ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно-образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал. Методические рекомендации содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников. Авторами программы предоставлены электронные варианты мультфильмов, которые сопровождают программу и сборник презентаций. Важной особенностью программы является психологически-возрастной подход к организации обучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания комфортной атмосферы, учитывается эмоциональное состояние детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения). Знакомство с миром экономики и финансов происходит из собственного опыта к пониманию экономическому, от простейших экономических категорий "труд", "профессия", "потребность", "деньги", - к более сложным финансово -экономическим явлениям "товарно - денежные отношения", "купля - продажа", "бюджет" и к пониманию законов финансового мира. В программе содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов, которые соответствуют целям программы и планируемым результатом. В результате освоения программы дошкольники приобретают опыт в определении своих потребностей. Освоение программы позволяет формировать финансовые умения: определять разницу между "хочу", и "надо", регулировать потребности в соответствии с возможностями; делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; умение разумно расходовать деньги; планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета. Таким образом, дошкольники учатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Иллюстрированный материал представлен в полном объеме и связан с содержанием темы. Предложенные в методических рекомендациях тексты сказок доступны детям дошкольного возраста. Количество понятий, которые дети получают на занятиях представлено в достаточном объёме.

Занятия по финансовой грамотности показали положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, это доказывает эффективность её освоения. Большинство детей группы имеют первичные представления о экономических понятиях и употребляют экономические слова в непосредственно - образовательной деятельности.

Бы ло организовано анкетирование родителей с целью изучения их мнения об изучении детьми курса по финансовой грамотности. В анкетировании приняло участие 15 родителей детей группы, что составило 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество в проведении региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение учитывается при организации деятельности ДОУ. При анализе анкетирования выявлено следующее: родители положительно относятся к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности (100%). Родители в оценке заинтересованности дошкольников к изучению финансовой грамотности. Большая часть родителей (66,7%) готовы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамотности.

По результатам проведения занятий можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий уровень развития финансовых представлений. Реализация курса по финансовой грамотности показала положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, показатели дошкольников стали намного выше, что доказывает эффективность освоения образовательной программы. Эти результаты дают основание утверждать, что программа, направлена на развитие экономических знаний, позволяет развивать экономическое мышление дошкольников и формирует первичные экономические представления и компетенции. Многие дети имеют представление и могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, имеют достаточно представлений о мире экономики, употребляют экономические слова. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой , это поможет им в будущем правильно вести свой бюджет.

Считаю, что данная программа и ее учебные материалы по реализации финансовой грамотности будут использованы в нашем дошкольном учреждении и позволят нашему педагогическому коллективу сформировать первоначальные экономические представления, воспитывая успешных и ответственных детей.

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.