Экономические системы, их основные типы. Виды экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • - рыночная экономика;
  • - административно-командная экономика;
  • - традиционная экономика;
  • - смешанная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм, в-третьих, методы мотивации к труду являются экономическими в различной степени, в - четвертых, способ организации принятия решений в рыночной и административно-плановой экономических системах имеют существенные различия.

Экономическую систему можно рассматривать как способ организации совместной деятельности людей по достижению максимально возможного результата. Способ такой организации определяется рядом главных, конституирующих элементов. Рассмотрим имеющиеся различия, сопоставив конституирующие признаки двух экономических систем.

Таблица 1.3.1 Основы экономической теории. Под ред. доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова. М., с. 47

Форма собственности

Механизм обеспечения информацией и координации

Методы мотивации людей к труду

Способ организации принятия решения

Административно- плановая система

Государствен-ная

Передача по вертикали из административного центра к периферии

Экономические в меньшей степени, больше - неэкономическое принуждение (наказание за тунеядство, возможность получения жилья и т.д.

посредством прямых директивных указаний, решение принимает центр

Рыночная система

Ценовой, через рынок

Экономические

решения принимают самостоятельные производители на основе мотива прибыльности и информации, поступающей с рынка

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика . Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс -- капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе ориентируется на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

  • 1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой -- меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
  • 2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
  • 3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Административно - плановая экономика. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности -- на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно-административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего там строится современная рыночная экономика. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 58.

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс -- землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Смешанная экономика -- это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.

Смешанная экономика характерна для многих развитых демократических стран Запада. В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой. Передовые страны (Германия, США, Франция и др.) стремятся гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики.

Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находится в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.

Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. В некоторых государствах забота о развитии социальной сферы столь значительна (например, в Германии или Швеции), что экономику таких стран часто характеризуют как социально-рыночное хозяйство. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 59.

Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.

Таким образом, принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, экономическая система - это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том что, как и для кого производить.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке – всегда сложное дело. Ее успешность, научная обоснованность во многом зависит от верно подобранного "ключа". Таким "ключом" является критерий разделения, т.е. главный его признак, "пробный камень" или мерило. От правильного выделения критерия (или критериев) зависит научность классификации.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными из них называют следующие :

    господствующая форма хозяйствования;

    основные формы собственности;

    способ координации экономических субъектов и действий;

    способ распределения доходов;

    тип государственного вмешательства в экономику;

    включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Поскольку критериев, а это значит, критериальных подходов к классификации много, то и самих классификаций будет несколько.

Рассмотрим их в следующем порядке.

    Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования . При таком подходе выделяются:

    экономическая система с натуральной формой хозяйствования;

    экономическая система с товарной формой хозяйствования.

    По другому критерию – "основная форма собственности" – различаются экономические системы:

    общинного типа;

    частнособственнического типа;

    кооперативно-общественного типа;

    смешанные 4 .

    Согласно критерию "механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов" можно выделить следующие типы экономических систем:

    традиционный;

    рыночный;

    плановый.

    "Превалирующий способ распределения доходов" как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы:

    общинно-уравнительный;

    с распределением доходов по земле;

    с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу, по труду);

    с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада.

    "Граница и тип государственного вмешательства в экономику" как критерий разделяет экономические системы на следующие типы:

    свободный, либеральный;

    административно-командный;

    экономически регулируемый;

    смешанный.

    По критерию "степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения" экономические системы различают, как:

    закрытую;

    открытую.

    Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как:

    формирующиеся;

    зрелые, развитые;

    деградирующие.

В современной экономической литературе Запада , особенно в популярных учебниках, например К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю,классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем :

1) традиционная экономическая система;

2) рыночная экономика;

3) командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений . Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Следует отметить, что такая классификация, хотя она в современной литературе и является наиболее распространенной, имеет определенную научную ограниченность. Во-первых, потому, что она основывается на разновидных, разносистемных критериях типологии экономических систем. Так, традиционный и рыночный типы выделяются на основе критерия "механизм координации действий субъектов экономики" (либо традиции, либо рыночные силы), а при выделении третьего типа – "плановая (командная) экономика" – использован уже иной критериальный подход – с позиций степени и способа государственного вмешательства в экономику. Во-вторых, критерий собственности также использован непоследовательно: в двух типах – рыночном и командном – он играет в типологии определенную роль (частная и общественная собственность противопоставляются), а в характеристике традиционного типа экономики вообще отсутствует. Даже такие логические дефекты данной типологии ограничивают ее научную значимость.

Преодолевая в некоторой мере ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики – смешанная экономика . Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем . Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, один только рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известному разрегулированию экономики (кризисы, безработица, инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов – рыночного и государственного. В этом отношении экономическая система тоже становится смешанной.

Главное отличие смешанного типа экономики – ее разнообразность. Основными чертами этого типа являются:

    сочетание частного и государственного секторов экономики;

    сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования;

    сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все – свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это – виды смешанной экономики.

Экономические системы

Экономическая система - это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур. Экономическую систему можно рассматривать, с одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений между людьми, зависящих от отношений собственности на факторы производства. Любая экономическая система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить.

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести (например, пушек и масла). Невозможно иметь всё, что желает общество при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы, и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае - о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала, а рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.

Для кого производить? Как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.

История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.

Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить: доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную. Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. По данному критерию в истории выделяются такие экономические системы, как, первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения, можно выделить: традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики лишь зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.

Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому экономическую систему этих стран называют смешанной экономикой. Фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХΙ веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.

Централизованно планируемая экономика (административно-командная экономика) - экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность, по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов, с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы, через систему обязательных плановых заданий предприятиям, определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика – это преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайно, для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой, характерна однопартийная система. Исторически, административно-командная экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма, в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем, этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

Одновременно, в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.

По своей социально-экономической структуре, переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве стран с переходной экономикой, государственный сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия государственного сектора производили более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХΙ в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы. По своей материально-технической структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой к нововведениям. Поэтому одной из важнейших задач переходной экономики является формирование новой структуры народного хозяйства, позволяющей перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно интенсивного типа. Переходная экономика - это также и переход от индустриальной экономики к постиндустриальной информационной экономике.

Переходное состояние экономической системы характерно не только для стран, где ранее существовала централизованно планируемая экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика последних состоит, главным образом, в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной - новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран - это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран - это переходные экономики традиционного типа.

Выберем для классификации два базовых признака:
1) кто владеет капиталом и землей;
2) кто принимает решения о распределении ограниченных ресурсов.

Мы получаем возможность выделить четыре основных типа экономических систем:
1) традиционную;
2) командную (социализм);
3) рыночную (капитализм);
4) смешанную.

Самая древняя из экономических систем - традиционная.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при которомгземля и капитал находятся в общем владении племени (общины) или передаются по наследству внутри семьи, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Остатки такого устройства хозяйственной жизни можно и сегодня обнаружить у племен, живущих в глухих уголках планеты (например, у народов Крайнего Севера России). Эта экономическая система отличается самой малой отдачей от использования ограниченных экономических ресурсов и потому обеспечивает живущим в соответствии с ней народам очень низкий уровень благосостояния, а часто и невысокую продолжительность жизни. Напомним, что даже в Европе до начала массового перехода от традиционной экономической системы к системе капиталистической средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет, и дело тут было не только в частых войнах:

Примитивные технологии
Натуральный обмен (бартер)
Низкая производительность труда
Бедность из поколения в поколение

Как смена экономических систем влияла на численность населения Земли

На протяжении многих тысячелетий увеличение численности населения Земли происходило чрезвычайно медленно; по ориентировочным подсчетам, к концу эпохи неолита (2 тыс. лет до н.э.) оно составляло всего 50 млн.

Через 2 тыс. лет, в начале нашей эры, на Земле насчитывалось уже около 230 млн человек. В I тысячелетии н.э. дальнейший рост численности людей впервые пришел в противоречие с низким уровнем развития производительных сил. Рост населения снова замедлился - за тысячу лет оно возросло лишь на 20%. К 1000 году на Земле жили только 275 млн человек.

За следующие пять веков (к 1500 г.) население планеты возросло менее чем в 2 раза - до 450 млн.

В эпоху зарождения новой экономической системы - капитализма темп роста населения стал более высоким, чем в прежние эпохи. Особенно он возрос в XIX в. - в эпоху расцвета капитализма. Если население Земли в 1650 г. составляло 550 млн человек (рост на 22% за 150 лет), то к 1800 г. - 906 млн (рост на 65% за такой же период), к 1850 г. достигло 1170 млн, а к 1900 г. перевалило за 1,5 млрд (1617 млн).

Заметно более высокие темпы роста населения мира объясняются непрерывным снижением смертности. Показатель же смертности тесно связан с уровнем социально-экономического развития той или иной страны, материальным положением населения и состоянием системы здравоохранения. Процесс снижения смертности впервые наметился в Европе, обогнавшей в развитии другие части света.

Если в современных индустриальных обществах с капиталистической и смешанной экономическими системами средняя продолжительность жизни составляет около 70-75 лет, то в Средние века она никоим образом не превышала 30 лет. Гильом де Сен-Патю, перечисляя свидетелей на процессе канонизации Людовика Святого, называет 40-летнего мужчину «мужем зрелого возраста», а 50-летнего - «человеком преклонных лет».

На смену традиционной со временем пришла рыночная система (капитализм). Эта система базируется на следующем:
1) праве частной собственности;
2) частной хозяйственной инициативе;
3) рыночной организации распределения ограниченных ресурсов общества.

Рыночная система (капитализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, принимающих все хозяйственные решения, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью различного рода рынков.

Первая из основ рыночной системы - право частной собственности. Так называют признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека:
владеть;
пользоваться;
распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Правительство обеспечивает лишь соблюдение хозяйственного законодательства
Частная собственность на капитал
Рынки формируют цены и распределяют ресурсы и блага

Возможность для отдельного человека владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать с его помощью доходы определила другое часто употребляемое название этой экономической системы - капитализм.

Поначалу право частной собственности защищалось только силой оружия, а собственниками были лишь короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, позволяющую каждому гражданину стать частным собственником.

Второй основой рыночной системы является частная хозяйственная инициатива. Под этим понимается право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом использовать их для получения дохода.

Третьей основой рыночной системы (капитализма) являются собственно рынки, т.е. определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.
Именно рынки выполняют следующие функции:
определяют степень успеха той или иной хозяйственной инициативы;
формируют в конечном счете величину доходов, которые приносит собственность своим владельцам;

Обеспечивают распределение ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

При рыночной экономической системе благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. И в идеале тот, кто предложит покупателям товар лучшего качества и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Такая организация экономической жизни, оказавшись наиболее соответствующей психологии людей, обеспечила резкое ускорение экономического прогресса. Вместе с тем она породила большие различия в уровне благосостояния между теми, у кого была частная собственность, и теми, у кого ее не было. Обнаружились у такой модели экономической системы и другие серьезные недостатки, о которых мы скажем далее. А они породили критику и соответственно попытки создать иную модель экономической системы, лишенную дефектов чистого капитализма, но сохраняющую его основные достоинства.

Итогом попыток сконструировать альтернативную экономическую систему, а также практически реализовать соответствующие научные теории стала командная система, чаще называемая социализмом (от лат. socialis - общественный).

Командная система (социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля реально находятся в собственности государства, распределяющего все ограниченные ресурсы.

Рождение этой экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций начала XX в., прежде всего в России. Их идеологическим знаменем была теория под названием «марксизм-ленинизм». Ее разработали немецкие политические деятели К. Маркс и Ф. Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И. Ленин и И.В. Сталин.

В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан посредством, во-первых, ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую собственность всех граждан страны и, во-вторых, ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается высшим руководством на научной основе.

Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно наXX в., когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь.

В период расцвета социализма (1950-1980-е гг.) в странах социалистического лагеря жили более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который окончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений жителей этих стран. Так, только коллективизация - переход на плановые, социалистические методы организации сельского хозяйства - унесла за период с 1930 по 1940 г., согласно ныне опубликованным данным Федеральной службы безопасности Российской Федерации, от 1,8 млн до 2,1 млн жизней крестьян.

Вместе с тем сам факт социалистических революций, равно как и другие события, происходившие в мире экономики на протяжении последних двух веков, показал, что и чисто рыночная система (классический капитализм) несовершенна. И поэтому XX в. стал периодом рождения нового варианта рыночной экономической системы (капитализма) - смешанной экономической системы (социального рыночного хозяйства).

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками при значительном участии государства.

Смешанная система сохраняет в качестве своей основы все элементы рыночной системы (капитализма), но добавляет к ним резкое расширение сферы вмешательства в экономическую жизнь со стороны государства, использующего в числе прочих и командные методы управления. Это значит, что в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом.

При этом основная масса товаров и услуг по-прежнему реализуется через свободные рынки, и государство не пытается заставить всех продавцов и покупателей действовать на основе общеобязательного плана или устанавливать цены на все товары и услуги (рис. 3.3).

В современном мире наиболее близко к чисто рыночной системе (классическому капитализму) стоит ряд стран Азии, Афрцки и Латинской Америки. Командная система (социализм) до сих пор является основой жизни на Кубе и в Северной Корее, а смешанная экономическая система (в различных ее модификациях) характерна для таких стран, как США, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды.

Распад социалистического лагеря в конце 1980-х - начале 1990-х гг. и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее, смешанной) системы над планово-командной. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге проигрыша социалистическими странами (с плановой системой) экономического соревнования со странами, где была создана смешанная экономическая система.

Почему же социализм с его командной экономической системой так жестоко обманул ожидания многих народов?
Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника самостоятельно распоряжаться тем, что ему принадлежит.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это чревато очень опасными экономическими последствиями. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Это ведет к нерациональному, бездарному использованию ограниченных ресурсов и замедлению в итоге темпов роста благосостояния людей.

Не будь социалистического эксперимента, Российская Федерация и другие бывшие республики СССР и страны Восточной Европы сегодня не представляли бы собой экономики переходного типа, а были бы высокоразвитыми государствами. Командная система в них во многом уже разрушена, но на ее месте еще не сложилась ни чисто рыночная, ни эффективно работающая смешанная экономическая система.

Движение экономических систем России и стран Восточной Европы к смешанной экономической системе обусловлено тем, что лежащие в основе этой системы рыночные механизмы создают лучшие из известных человечеству (хотя и не абсолютно идеальные) возможности для более рационального использования ограниченных ресурсов. Ведь закон рынка прост: получить нужные тебе блага можно, только предложив в обмен владельцам этих благ нечто, созданное тобой и желанное для них.

Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо выгоды получатся одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут наиболее оптимальный вариант компромисса между своими интересами. На основе такого компромисса и рождаются рыночные цены.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рыночные процессы начала XXI в. сильно отличаются от способов хозяйствования начала XX в.

Как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента:
1) частная собственность;
2) частная инициатива;
3) рыночное распределение ограниченных ресурсов.

Именно на рынках проверяются правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление издержек на производство товаров и рыночных цен, по которым эти товары реально можно продать.

Но как же эти цены формируются? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам надо познакомиться с двумя силами, формирующими рыночные цены: спросом и предложением.