Список выездных проверок ифнс на год. Как узнать о плановой проверке моего предприятия

Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.

Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения

ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.

Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.

Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017 будут опаснее — инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.

Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки — до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС — программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте — 5 процентов.

Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям — за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад — 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается — 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину — на 45 процентов — возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше — 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге — 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае — 4,9 млн руб.

Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.

В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.

Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.

Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).

Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.

Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок

В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.

О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.

Взыскание долгов по налогам в 2017 году

Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам — прибыль, НДС, НДФЛ — в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.

По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае — здесь самые крупные долги.

Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.

И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.

Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»

Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году

Усилить работу убыточных комиссий — тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год — отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.

Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. — это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).

Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток — 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 - 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.

Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы

Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ

Средняя цена камералки (руб.)

Средняя цена выездной проверки (руб.)

Центральный федеральный округ

г. Москва

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

г. Санкт-Петербург

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область и Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

О такой налоговой процедуре, как выездная проверка знает каждая компания или предприниматель. Для проверяемых она является довольно хлопотной процедурой, которая затрачивает как временные, так и трудовые ресурсы. Вместе с тем, процедура также является и довольно рискованной, так как от ее результатов будет зависеть дальнейшая жизнь компании. Последствиями налоговой проверки также могут являться и возможная ответственность налогоплательщиков, включая руководителей, учредителей и т.д. В статье рассмотрим пошаговый план выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка

Согласно статье 89 НК РФ (пункт 4), при проведении проверки налоговики проверяют правильно ли компания или предприниматель рассчитывает налоги, а также своевременно ли он перечислил их в бюджет.

Пошаговый план выездных налоговых проверок

Такая процедура, как выездная налоговая проверка происходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к проверке.
  2. Предоставление проверяемой компании документа, подтверждающего проведение выездной проверки.
  3. Ревизия в проверяемой компании.
  4. Подведение итогов ревизии, вынесение решения.
  5. Обжалование решения.

Теперь каждый из указанных этапов рассмотрим более подробно.

Подготовка к проведению налоговой проверки

Проведение налоговой проверки возможно только после того, как будет издан официальный документ – решение от руководителя (уполномоченного заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки. То есть провести проверку только по желанию одного из инспекторов невозможно, решение принимает руководство.

Какие компании могут попасть под выездную налоговую проверку?

Как правило, если компания или предприниматель вызывает у налоговой интерес или сомнения относительно добросовестности уплаты сборов, то компании может грозить налоговая проверка.

Интерес налоговой может вызвать, например, несовпадение представленных компанией данных в отчетности с информацией, представленной в отчетности других компаний.

К показателям, вызывающим интерес налоговой к компании относят:

  • указанные в отчетности убытки в течение периода, превышающего 2 года;
  • низкий доход компании;
  • низкая заработная плата сотрудников компании;
  • частые случаи снятия с учета в налоговой и новые постановки;
  • и др.

Предоставление проверяемой компании документа, подтверждающего проведение выездной проверки

Представитель налоговой инспекции прежде чем приступить к проведению проверки должен предоставить соответствующее распоряжение. В данном документе должна указываться следующая информация:

  • идентификационные сведения о проверяемой компании или предпринимателе (наименовании организации, ФИО руководителя);
  • цель проверки, в качестве которой может указываться деятельность компании за определенное время или в какой-либо сфере, связанная с исчислением и уплатой налогов;
  • период проведения проверки;
  • сведения о проверяющих лицах: ФИО, должности, а также наличие в составе проверяющих сотрудников ОВД.

Как правило, в качестве проверяющих лиц назначают несколько специалистов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу во время ревизии, например, на тот случай, если, например, один из проверяющих уходит на больничный или в отпуск.

На решении о проведении выездной проверки должна стоять подпись руководителя налогового органа и печать. Вручается документ директору организации или предпринимателю под роспись. В качестве подтверждения в ознакомлении с документом, директор проверяемой организации или предприниматель расписывается в одном из экземпляров решения и указывает дату его получения. Если у налогового инспектора передать решение руководителю нет возможности, то его направляют заказным письмом по официальному адресу компании. После того как решение вручено руководителю компании проверяющие вправе войти в фирму для проведения ревизии.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Для проведения выездной налоговой проверки законом устанавливается определенный срок. Согласно 89 ст. НК РФ (п. 6) срок проверки не должен превышать 2 месяца. Однако в некоторых случаях возможно продление до 4 месяцев, а в исключительных случаях и до 6.

Виды выездных налоговых проверок

Различают несколько видов выездных налоговых проверок:

  1. Сплошные, при которых проверке подлежит вся документация компания, либо выборочные, при которых проверке подлежат только конкретные документы.
  2. Комплексные – когда проверяется порядок уплаты определенных видов налогов, либо учет некоторых операций, а также тематические, при которых проверке подлежит правильность уплаты конкретного вида налога.
  3. Плановые, проведение которых происходит по заранее подготовленному плану, а также внеплановые, при которых компания в план не заносится, а проверка происходит по отдельному запросу.

Какие процедуры проводятся при выездной налоговой проверке

При проведении налоговой выездной проверке возможны следующие мероприятия:

  • запрос уточнений в соответствующих инстанциях;
  • направление уточнений в банки;
  • опрос третьих лиц;
  • инвентаризация в проверяемой компании;
  • допрос свидетелей;
  • запрос требуемых документов;
  • выемка документов (предметов) при необходимости;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение специалистов, а при необходимости и переводчика.

При проведении тщательной проверки у инспекторов могут возникнуть промежуточные вопросы. Для этого они запрашивают дополнительные материалы, а также интересуются финансовой деятельностью компании.

Подведение итогов ревизии, вынесение решения

По итогам выездной налоговой проверки налоговики формируют справку. В данном документе содержится информация о том, кто именно проводил проверку, а также сколько времени она заняла. Справка для ознакомления вручается руководителю проверяемой компании (его доверенному лицу) под роспись. Помимо справки налоговики также оформляют акт проведения проверки. Он должен быть составлен не позднее 2 месяцев с даты составления справки. Акт будет содержать ответ на главный вопрос – допущены ли в компании нарушения? Копия документа также предоставляется проверяемой компании. К акту налоговики должны прикладывать подтверждающие документы, а подписывают его все участники проверки. В том случае, если проверяемое лицо с результатами проверки не согласно, решение может быть обжаловано. В этом случае акт не подписывается проверяемой стороной и в нем делают соответствующую отметку.

Обжалование решения выездной налоговой проверки

В течение 1 месяца после даты ознакомления с актом проверки, проверяемая сторона вправе возразить против тех обстоятельств, которые указаны в документе (п. 6, ст. 100 НК РФ). Все возражения должны быть оформлены в письменном виде, в ответ на которые фискальный орган в течение 10 дней должны принять одно из решений:

  • наложить штраф на проверяемую организацию;
  • согласиться с возражениями и аннулировать итоги проверки;
  • подвергнуть компанию еще одной проверке в течение 1 месяца.

В ходе проведения заседаний при рассмотрении материалов проверки компании вправе присутствовать ее представитель. Если организация или предприниматель не согласны с решениями налоговиков, они вправе подать апелляционное обжалование (ст. 139.1 НК РФ) . Жалобу необходимо подать сразу же после того, как будет принято решение налоговиков.

Заключение

Выездные налоговые проверки являются довольно сложным процессом, состоящим из множества этапов. Одним из ключевых моментов проверки является вынесение решения налоговиками, которое должно быть оформлено по всем правилам. Если при оформлении итоговых документов были допущены нарушения, то это может являться поводом для обжалования. Помочь в обжаловании решения налоговой могут опытные юристы и адвокаты по налоговым делам.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :


В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Узнайте, включена ли ваша компания в план выездных проверок ИФНС на 2018 год, где посмотреть список организаций на налоговые проверки в 2018 году, какие критерии имеются в открытом доступе. Уточните, подлежит ли ваша организация еще каким-либо проверкам.

План проверок налоговой инспекции на 2018 год

В отношении налогоплательщиков может быть произведено два вида проверок - камеральные и выездные. В план проверок на 2018 год налоговой инспекции могут попасть как организации, так и ИП.

Плановые налоговые проверки юридических лиц на 2018 год по ИНН

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок указано, что это открытый процесс. Однако четкого порядка определения плана и графика выездных проверок ИФНС на 2018 год для открытого доступа нет. Организация нигде не сможет легально найти список и узнать, есть ли она в нем. Еще раз уточним, налоговики не публикуют график плановых налоговых проверок юридических лиц на 2018 год по ИНН.

Документ со списком организаций подпадающих под налоговый контроль в 2018 году, является закрытым документом для служебного пользования. Официально его нигде не публикуют.

Важно! При проверках налоговики требуют плную информацию о контрагентах. Сформировать досье на любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Списки организаций для налоговых проверок в 2018 году в открытом доступе

Стоит отметить, что налоговая служба на своем сайте опубликовала план и график выездных проверок ИФНС на 2018 год в отношении организаций, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Ознакомится с этим списком плановых проверок налоговой вы можете на официальном сайте ФНС России . Целью таких проверок в основном будет проверка соблюдения лицензионных требований при определенных видах деятельности.

Как узнать будет ли выездная налоговая проверка в 2018 году и будут ли какие-то изменения в правилах ревизий? Есть способ, который поможет вам просчитать вероятность того, что в этом году стоит ждать визита контролеров. Об этом мы скажем ниже.

Как узнать, будет ли выездная налоговая проверка в 2018 году

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить вероятность выездной налоговой проверки в 2018 году с помощью критериев, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В документе предусмотрено 12 пунктов для самостоятельной оценки рисков:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли
  2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов
  3. Доля вычетов по НДС за последние 12 месяцев превышает 89%
  4. Рост расходов больше роста доходов
  5. Выплата среднемесячной зарплаты ниже среднегоотраслевого уровня по субъекту
  6. Для спецрежимников: неоднократное приближение показателей к пределам, лишающим права применять специальные налоговые режимы.
  7. Для ИП: отражение суммы расхода максимально приближенной к сумме дохода, полученного за календарный год.
  8. Договора с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических причин
  9. Отсутствие пояснений и ответов на запросы налоговиков
  10. «Миграция» между налоговыми органами
  11. Отклонение уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Последний критерий напрямую связан с проверкой контрагентов. Так, налоговики посчитают, что компания ведет рискованную деятельность, если не обнаружат:

  • личных контактов руководства компании-поставщика, скана паспорта, документов, подтверждающих его полномочия;
  • информацию о фактическом местонахождении контрагента;
  • доступную информацию о поставщике (досье контрагента), работу по сравнению контагентов;
  • информацию о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Чем больше критериев выполняется у налогоплательщика, тем больше вероятность того, что он будет включен ИФНС в план и график выездных налоговых проверок ИФНС в 2018 году.

Проверьте своего контрагента за 5 кликов

Сервис «РНК: проверка контрагентов » сформирует отчет о должной осмотрительности по методике ФНС. Так же Вы сожете:

  • проверить отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
  • создать полное досье фирмы
  • проанализировать балансы
  • проверить лицензии, госконтракты, картотеку арбитражных дел
  • получить консультацию юриста и бухгалтера
  • сравнить потенциальных партнеров
  • распечатать отчет по результатам мониторинга
  • проверить компанию по карте рисков ФНС

Все возможности сервиса посмотрите на rnk.1cont.ru. Для этого введите ИНН компании и оформите пробный доступ на 24 часа.

Значение планирования выездных налоговых проверок Этапы планирования: формирование информационных ресурсов, внутренняя и внешняя информация, досье налогоплательщика; анализ камеральных проверок, бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков; выбор объектов контроля; Концепция системы планирования; критерии рисков; утверждение плана.

Значительный уровень правонарушений требует от работников налоговой службы выработки эффективных приёмов и методов проведения контроля с целью предотвращения попыток уклонения от налогообложения. Поэтому особо важным следует считать этап подготовки к проверке, в ходе которого определяется или уточняется программа проверки, которая утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении:

Перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

Сроков их проведения;

Видов налогов (сборов и других обязательных платежей);

Периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

Кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Планирование осуществляется в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов.

На подготовительном этапе проводится изучение налоговых деклараций и расчетов, лицевых счетов плательщика в сравнении с динамикой аналогичных данных с материалами, полученными из внешних информационных источников. Оцениваются темпы развития данного плательщика в сравнении с типичными. Исключительную методологическую важность имеет анализ показателей баланса и их изменение в проверяемый период и в сравнении с предыдущими данными. Особый интерес налоговых органов вызывают показатели доходности, результаты от реализации, наличие капитальных и финансовых вложений, состояние запасов, задолженности и другие существенные обстоятельства, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Важнейшими составными этапами процесса планирования и подготовки выездных проверок являются следующие процедуры:

1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках.

2. Анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.


3. Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика.

4. Выбор объектов проверки согласно критериям по Концепции.

5. Подготовка и составление перечня вопросов проверки (выбор категории проверок) и периодов проверки.

6. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

Рассмотрим процесс планирования подробнее:

1. Информационные ресурсы о налогоплательщиках - это система подготовительных данных, созданная на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках.

Работа налоговых органов по формированию информационных ресурсов должна отвечать следующим требованиям:

Непрерывность - обеспечение постоянного сбора всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

Систематизация - создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

Актуализация - своевременное обеспечение обновления информации;

Полнота - наличие объема информации, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

Достоверность - предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел;

Организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение всей информации в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «ЭОД»).

В целях правильного отбора организаций для проведения проверок налоговым органам необходимо иметь достаточную информацию о налогоплательщиках, полученную как из внутренних, так и из внешних источников.

К внутренней информации относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно - это, в частности информация:

По учету налогоплательщиков (ЕГРН);

По налоговой и бухгалтерской отчетности;

По камеральным и выездным проверкам;

Об исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;

Из прочих источников (результаты проверки контрольно - кассовой техники (ККТ), сведения от руководства предприятия и т.д.)

К внешней информации относится информация, полученная инспекциями от других контролирующих органов, органов государственной власти, от юридических и физических лиц, например, информация:

От правоохранительных органов;

От финансовых органов;

От органов статистики;

От кредитных учреждений;

От внебюджетных фондов;

От органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния;

Их средств массовой информации;

Известно, что развитие рыночной структуры предполагает значительный рост хозяйственных, финансовых, гражданско-правовых связей как между юридическими и физическими лицами с государственными органами, так и между самими предприятиями, их подразделениями, гражданами. Информация о таких связях и их характеристиках (наименования объектов, адреса, суммы и даты финансовых операций, допущенные нарушения законодательства и др.) собирается во многих ведомствах и государственных органах.

Она характеризуется огромными объемами и имеет сложную взаимосвязанную структуру представления данных. Исключительная ценность этой информации увеличивается при ее актуализации, сверке с целью более точной идентификации или выявления расхождений данных, взаимном обмене информации. Взаимодействие ведомств позволяет устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же ее потоков в различных государственных органах.

Информационное взаимодействие организаций, входящих в финансовую систему России, является общегосударственной и внутриведомственной задачей. Так, например, отдел налогового контроля при МВД России в целях борьбы с нарушителями налогового законодательства должен получать инспекций Министерства РФ по налогам и сборам данные о контрольных проверках налогоплательщиков, в результате которых выявлены факты уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

Четкий контроль за размерами налогооблагаемой базы при исчислении налогов в налоговых инспекциях не возможен без использования поступающих из подразделений государственного таможенного комитета (ГТК) РФ сведений о прохождении грузов и товаров через границу.

Для осуществления своих функций налоговые органы должны обладать соответствующей информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы.

Так, в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ информация предоставляется следующими органами:

Регистрирующими физических лиц по месту жительства, либо факт рождения и смерти физического лица;

Осуществляющие учёт и регистрацию недвижимого имущества;

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреж-дения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

Органы (учреждения) уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику;

Органы, осуществляющие учёт и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Кроме этого, банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организациями, индивидуального предпринимателя в пяти дневной срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счёта.

Способы организации обработки налоговой информации оказывают всё большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и представления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование досье налогоплательщика .

Досье состоит из пяти разделов:

1. Идентификационная часть, в которой собрана общая информация о налогоплательщике.

2. Данные о хозяйственных операциях и иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы.

3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности - информация от третьих лиц.

4. Сигнальная информация, полученная в результате контрольной работы (о нарушениях).

5. Другие сведения.

В системе ЭОД структура досье имеет следующий вид:

1. Учетные данные налогоплательщика

2. Учет по месту нахождения головной организации

3. Адреса налогоплательщика

4. Руководитель налогоплательщика

5. Бухгалтер налогоплательщика

6. Учредители - физические лица

7. Классификация налогоплательщика

8. Численность налогоплательщика

9. Сведения из фондов

10. Ликвидационный период

11. Наблюдение и финансовое оздоровление (Банкротство)

12. Маски отчетности

13. Новый отчетный период

14. Показатели учетной политики

15. Упрощенная система налогообложения

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок учитываются результаты камеральных проверок и результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, которые оформляются в специальное заключение. Заключение содержит рекомендации о проведении проверок в соответствующих организациях с обоснованием причин, послуживших для таких выводов.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

Анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

Анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

Анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

Анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

По результатам анализа подготавливается заключение с обоснованием выводов по отбору налогоплательщиков для проверки.

Приемы и методы анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков определяется налоговым органом самостоятельно исходя из уровня оснащенности компьютерной техникой, опыта и знаний работников инспекции.

В результате анализа имеющейся информации о налогоплательщике, а также по результатам камеральных проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, должностные лица приступают к отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Целью планирования, прежде всего, является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска , обеспечение качества контрольных мероприятий, мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

В мае 2007 года Налоговая Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок , в октябре внесены дополнения. (Приказ ФНС от 14.10.2008 №ММ-3-2/467@).

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 12 критериям риска . Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы.

Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Отбор плательщиков основан на определении "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в "теневом" секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Налогоплательщики, отнесенные к зоне риска

В результате отбора ежеквартально составляется план проведения выездных налоговых проверок.

Работа по подготовке плана ведется отделом выездных налоговых проверок. В ходе подготовки плана решается вопрос о категории проверки, о необходимости привлечения к проверкам сотрудников правоохранительных органов.

Планы проведения выездных налоговых проверок должны быть утверждены руководителем налогового органа не позднее, чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

План проверок является конфиденциальным документом.

План может корректироваться при получении заданий от вышестоящих налоговых органов, по мотивированным запросам других налоговых органов и поручениям правоохранительных органов, а также при отсутствии условий для проведения проверки и других непредвиденных обстоятельств (временное отсутствие руководителя или главного бухгалтера проверяемой организации).

Корректировка производится по решению руководителя инспекции на основании докладной записки начальника отдела.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением. Должна быть собрана вся необходимая информация о налогоплательщике.

Подготовительная работа является важным этапом подготовки к дальнейшей выездной налоговой проверке. Именно во время подготовительной работы складываются первые впечатления об организации, строится стратегия предстоящей выездной налоговой проверки, решается вопрос об ее глубине: будет ли проверка полной или достаточно обратить внимание на отдельные вопросы; ограничиться ли проверкой на месте с представлением налогоплательщиком необходимых документов или выехать непосредственно в организацию и т.д.

В результате этой работы выездная проверка может быть отменена, несмотря на то, что организация попала в число проверяемых.

В целях сокращения срока проведения проверки работники налоговых органов устанавливают:

Время проведения проверки;

Количество участников при проверке в зависимости от ее сложности;

Порядок проведения проверки;

Процедуру сбора документов и др.

В зависимости от сложности поставленной перед налоговым органом задачи определяется план проверки, который может быть более или менее подробным.

Выполнение плана выездных налоговых проверок в инспекции возлагается на отдел выездных проверок.