Камеральная и выездная налоговая проверка: что необходимо знать. Налоговые проверки

Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций – такое право контролерам дает статья 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев
со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок.
Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены, и они удовлетворят налоговиков, то проверка
для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит
или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно статье 100 Налогового кодекса будет составлен соответствующий акт.

Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и оплачивает налоги.

На практике выездные проверки похожи на «абордаж» бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие «успешные» цифры? Перед тем, как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении него сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается «налоговый десант». Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации, и в настоящее время длятся до полугода.

При отборе кандидатов на выездную проверку ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Именно такой преданализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее «денежно-результативное» направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 году инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:

  • игнорировали требования инспекции предоставить пояснения по НДС;
  • в ответ на любые запросы налоговиков компании сообщали, что это ошибка у контрагента;
  • сдавали много уточненных деклараций по НДС;
  • после корректировки НДС не уточнили свои декларации по прибыли.

Но спешим успокоить: не все перечисленные компании попадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить
не менее 5–10 млн рублей недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями
с большими оборотами – от 500 млн рублей в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн рублей и более.

Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены письмами ФНС от 17 июля 2013 года № АС-42/12837@ и от 25 июля 2013 года № АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия
у организаций взаимоотношений с фирмами-однодневками.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки – не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней
(ст. 100 НК РФ).

Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Правомерность проведения налоговым органом одновременно выездной и камеральной налоговых проверок

НК РФ предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - камеральную и выездную. Однако нормами НК РФ прямо не урегулирован вопрос о том, правомерно ли проводить одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
В рамках статьи мы проанализируем соответствующие нормы НК РФ, приведем позицию официальных органов по рассматриваемой проблеме, а также обратимся к примерам из судебной практики.
В пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ регламентировано, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки.
Так, в п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
На основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
В п. 2 ст. 87 НК РФ также установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок, не дают прямого ответа на вопрос о правомерности (неправомерности) проведения одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу, а также за один и тот же налоговый период упомянутых двух форм налоговых проверок.
Одновременно необходимо обратить внимание, что данные нормы не устанавливают и прямого запрета на их одновременное проведение.
Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме.
В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 был рассмотрен вопрос о порядке проведения камеральной и выездной налоговых проверок в одно время, по одному налогу и за один налоговый период. ФНС России из анализа соответствующих норм НК РФ сделала вывод, что камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Также в указанном Письме ФНС России приходит к следующему выводу: законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку указанные проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, указывается, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Таким образом, из анализа приведенных норм НК РФ и разъяснений ФНС России можно сделать вывод, что, поскольку камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными видами, их проведение не поставлено в зависимость друг от друга. Соответственно, является правомерным проведение одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральной и выездной налоговой проверки.
Ранее уже сложилась судебная практика, которая признает камеральную и выездную проверки самостоятельными формами, не зависящими друг от друга, что также приводит к выводу о правомерности их одновременного проведения.
Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А33-13813/2010 разъясняется, что из положений ст. ст. 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка, в отличие от камеральной, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N А75-2141/2012 указывается, что на основании абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Аналогичные выводы изложены в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 N А21-1862/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 N А63-12167/2012.

Актуальные вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности

Таким образом, налоговый орган вправе проводить одновременно в отношении налогоплательщика две формы налоговых проверок по одному налогу и за один и тот же налоговый период. При этом может сложиться ситуация, когда по результатам и камеральной, и выездной проверок налоговый орган примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Какое из решений в такой ситуации необходимо исполнить налогоплательщику - принятое по результатам камеральной налоговой проверки или по результатам выездной налоговой проверки?
Так, в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, прямо не дают ответа на рассматриваемый вопрос.
Рассмотрим разъяснения ФНС России по данной проблеме.
Так, в Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Также в данном Письме поясняется, что налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговых проверок необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
На основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В силу п. 4 ст. 139.1 НК РФ не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях.
Таким образом, если в отношении налогоплательщика были одновременно проведены камеральная и выездная налоговые проверки (по одному налогу и за один и тот же налоговый период), а также по результатам обеих проверок налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то он обязан исполнить оба решения.
При этом у налогоплательщика есть право обжалования обоих решений в порядке ст. 139.1 НК РФ.

  • Как проходят процессы камеральной и выездной налоговой проверки.
  • Чем проверки отличаются друг от друга.
  • Когда и на каком основании возможно проведение проверок.
  • Какие существуют ограничения для проверяющей стороны.
  • Что надо сделать, чтобы успешно пройти проверку.

Даже если в компании полностью соблюдаются все правила и нормы, а отчетность безупречна, она может попасть под налоговую проверку , так как занимается деятельностью, регулируемой законодательством о налогах и сборах.

В этом материале мы разобрали актуальные вопросы, особенности, этапы, сходства и различия в алгоритмах проведения камеральных и выездных налоговых проверок .

Общие сведения о налоговых проверках

Обоснованием процедуры проверки служит Налоговый кодекс РФ. В одном из пунктов статьи 31 НК РФ указаны права налоговых органов, позволяющие им вести проверку налогоплательщиков. Статья 82 уточняет определение «налоговая проверка», а также права и задачи, которые получают контролирующие органы.

Существует разделение по типам проверок, связанное с методикой их проведения.

Выделяют «сплошную» ревизию, когда инспектированию подвергаются все документы организации . Этот метод можно применять при изучении небольших предприятий или при полном исследовании деятельности организации.

Выборочная методика основывается на возможности проверять только часть документации.

По объему проводимой работы различают проверки:

  • комплексные, которые проводятся раз в три года в отношении предприятий, подозреваемых в нарушении законодательства;
  • тематические, включающие отдельные направления деятельности компании;
  • целевые, в процессе которых изучаются отдельные операции (например, экспортные или импортные).

Также налоговые проверки можно разделить на:

  • плановые;
  • внеплановые.

Грозит ли вашей компании налоговая проверка: чек-лист

Редакция "Генерального Директора" составила список из 12 пунктов в работе компании, которые могут привлечь внимание налоговых органов. Скачайте этот чек-лист и исправьте ошибки до того, как в вашу компанию придут с проверкой.

Камеральные и выездные налоговые проверки

Разделение между этими двумя методиками произошло из-за места их проведения.

Выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах проводится на территории предприятия или организации. Нахождение в помещении компании или физического лица, подвергаемого проверке, без разрешения этого лица запрещено. В этом случае, а также в случае, когда помещение для проверки не может быть предоставлено по объективным причинам, проверка проходит по месту расположения налогового органа.

Основное отличие камеральной проверки от выездной заключается в том, что она проходит без посещения предприятия налоговым инспектором. Она основывается на декларации, которую налогоплательщик сдал в инспекцию самостоятельно. Для сравнения используются уже имеющиеся у налоговых органов документы.

Особенности камеральной проверки

После сдачи документов и налоговых расчетов проверка может быть произведена в течение 3 месяцев. Причем уведомления о начале проверки вы не получите. И в случае, если контролирующие органы не найдут никаких несоответствий, вы даже не узнаете о том, что вас проверяли .

Список документов:

  • декларация;
  • бухгалтерский баланс организации;
  • отчеты о доходах и расходах, изменении уставного капитала, движении и использовании средств .

В данных, предоставляемых налоговым органам, должны быть указаны:

  • для физических лиц:
  • для юридических лиц:

Все вопросы налоговых проверок регулируются статьей 88 НК РФ.

Внутренние процессы налоговой службы после процедуры проверки имеют следующий алгоритм:

  • акт о результатах ревизии составляется в течение 10 дней;
  • сроки вручения акта налогоплательщику (представителю юридического лица или физлицу) составляют 5 дней;
  • оспаривание результатов проверки возможно в течение 1 месяца;
  • пересмотр дела происходит в течение 10 дней с момента окончания месяца, данного на оспаривание результатов камеральной проверки.

Данные можно обновить с помощью подачи уточненной декларации:

  • лично (в письменном виде);
  • письменно в виде почтового отправления;
  • с помощью телекоммуникационных устройств по сети, если у вас есть заверенная электронная подпись .

Существует также практика углубленной камеральной проверки. В этом случае у вас будут запрошены дополнительные документы, отказать в предоставлении которых вы имеете полное право, если у вас не заявлены следующие условия:

  • налоговые льготы;
  • возмещение НДС;
  • проводились выплаты налогов, связанных с природопользованием и природными ресурсами;
  • физическое лицо, подавшее декларацию, участвует в другом инвестиционном договоре или товариществе.

Результаты камеральной проверки можно оспорить 2 способами:

  • Подача жалобы в вышестоящие фискальные органы . Здесь есть 3 варианта решения вашего вопроса: полная отмена решения нижестоящих органов, частичная отмена или изменение итогов проверки, прежнее решение останется в силе.
  • Подача апелляции в суд , что имеет смысл делать только после обжалования. На это у вас есть 3 месяца с момента, когда вы узнали решение по жалобе. Или истек 1 месяц, выделенный на ответ фискальных органов.

Особенности выездной проверки

В отличие от камеральной проверки, процессу которой подвергается 100 % налогоплательщиков, выездную проходят в среднем 20-25 % организаций. Основная причина – выявленные в ходе камеральной проверки нарушения, несоответствия и ошибки в расчетах. В этом случае внимание фискальных органов будет сосредоточено на финансово-хозяйственной деятельности организации.

Чтобы избежать ошибок, рисков, штрафов , арест счетов, следует соблюдать правила:

  • проведение репетиционного аудита;
  • регулярная проверка контрагентов по базам 1С;
  • сохранение всех документов в бумажном виде;
  • обоснование сделок с экономической точки зрения.

Процесс выездной проверки имеет следующий алгоритм:

  • принятие решения о проверке главой налогового органа;
  • сообщение об этом организации-налогоплательщику с просьбой предоставить документацию;
  • выезд на место работы.

Сроки ревизии составляют в среднем 2 месяца. Увеличение до 4-6 месяцев возможно в случаях, если организация относится к особо крупным (имеет более 4 обособленных подразделений). Если не были предоставлены требуемые документы или в них обнаружены сомнительные данные, случились форс-мажорные обстоятельства на месте работы.

Любые форс-мажорные происшествия, в результате которых были утрачены необходимые документы, расследуются с привлечением экспертов. Если вы сможете доказать, что налоговые документы утонули, сгорели или были уничтожены другим образом, организации грозит штраф. В настоящее время (согласно судебной практике) практически невозможно доказать, что были уничтожены именно необходимые ФНС сведения.

Во время проверки ФНС имеет право:

  • проводить инвентаризацию (ст. 89 НК РФ) и осмотр помещения (ст. 91, 92 НК РФ);
  • производить истребование и выемку документов и предметов (ст. 93, 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу и привлекать сторонних специалистов (ст. 95 НК РФ);
  • опрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  • пользоваться услугами переводчика (ст. 97 НК РФ).

Ограничения ФНС:

  • по месту проведения проверок;
  • по количеству проверок – не более 2 проверок за календарный год и не более 1 за один и тот же период по одним и тем же налогам для предприятия и его филиалов;
  • по периоду проверки – не более 3 лет от года, когда принято решение о проверке;
  • по сверке цен в контролируемых сделках с рыночными.

ФНС в случае возникновения вопросов может приостанавливать выездную проверку неограниченное количество раз. В этом случае сотрудники налоговых органов не имеют права производить какие-либо действия на территории проверяемой организации. Документы, запрошенные ими до перерыва, должны быть предоставлены в указанный срок.

Налоговая проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев, если требуется информация от иностранных госорганов, нужна та или иная экспертиза, необходим перевод документации, полученной от зарубежных контрагентов.

Часто при выездной проверке применяется сплошной метод. В этом случае исследуется вся документация организации за исследуемый период. Она включает первичную документацию, кассовые, приходно-расходные книги, декларации, договора .

Должностные лица проверяют, имеет ли организация соответствующую документацию, ведет ли налоговый учет и когда подавала отчеты в ФНС.

В процессе уточняется верность выбранного режима налогообложения, дополнительные сведения, согласно которым производятся выплаты налогов, степень соблюдения законодательства.

Специалисты запрашивают дополнительную документацию и пояснения у налогоплательщика и у сторонних организаций.

Выездной ревизор проверяет реквизиты и правильность составления, полноту и учет документов, а также уточняет объект налогообложения, правильность расчетов и своевременность оплаты.

По результатам проверки проводится встречный или перекрестный анализ совместно с документами сторонних организаций, первичными документами и другими отчетами.

Особенности завершающего этапа выездной проверки

Документом, отмечающим окончание выездной налоговой проверки, является справка в установленной форме. Она выдается в день окончания процесса. В ней должны быть указаны даты ее начала и окончания, а также зафиксирован предмет проверки. Важно, чтобы даты были указаны точно, особенно если проверка приостанавливалась.

Оформление результатов проверки производится ФНС в течение 2 месяцев (для консолидированной группы – 3 месяца) со дня ее окончания в форме Акта, где излагаются факты правонарушения или отмечается их отсутствие.

Требования к акту:

  • составляется на бумаге, на русском языке, имеет сквозную нумерацию, не имеет помарок и подчисток;
  • содержит только документально подтвержденные факты;
  • состоит из вводной, описательной и итоговой частей;
  • акт должен быть подписан сотрудниками налоговой службы, проводившими проверку, и тем, в отношении кого она проводилась;
  • акт должен быть вручен в течение 5 дней (10 – в случае консолидированной группы налогоплательщиков) со дня оформления.

Оспорить результаты проверки можно в течение 15 дней (или 30 для консолидированной группы) после получения акта, предоставив возражения в письменном виде. Также можно приложить документы, обосновывающие ваши возражения.

Итоговое решение принимается начальником налогового органа. Имеется 2 варианта:

  • привлечение к ответственности;
  • отказ от привлечения к ответственности за совершенное налоговое правонарушение. В этом случае могут быть начислены пени или налоги.

Предлагаем ознакомиться с таблицей, где обобщаются сходства и различия камеральной и выездной налоговой проверки, а также представлены основные характеристики процесса в наглядной форме.

Камеральная

Выездная

Проверяющие

Сотрудники местных уполномоченных органов

Сотрудники любого уровня налоговой инспекции

Проверка ведется

За отчетный период

За срок до трех лет

Причины для проверки

Нет необходимости

Нет необходимости

Место проверки

Местные налоговые органы

В проверяемой организации

Кого проверяют

100% налогоплательщиков (юридические и физические лица)

Только юридические лица

Особенности процесса

Ведется проверка предоставленной документации

Производятся действия, разрешенные НК РФ

Регулярность

По мере предоставления документов

Выборочно

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках , когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки , так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС . Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.


Связаться с экспертом

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, НК РФ.

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные и выездные .

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождения налоговой инспекции. Она начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или отчетности. Какое-либо специальное разрешение на ее проведение не требуется. Дополнительные сведения и документы могут быть истребованы налоговым органом в ходе камеральной проверки. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Предельный срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком документов.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть предоставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если по результатам рассмотрения будет установлен факт нарушения налогового законодательства, то составляется акт проверки и к нарушителю применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Исключением является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. Тогда проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.