Какие меры государственной политики не являются протекционистскими. Теория протекционизма

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом, а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в., на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Гарри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Фритредерство (свободная торговля) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Одной из ранних теорий торговли был меркантилизм, возникший в Европе в XVI веке. В XVIII веке протекционизм был подвергнут резкой критике в трудах Адама Смита, учение которого можно считать теоретической основой свободной торговли. В XIX веке взгляды Смита получили более полное развитие в трудах Давида Рикардо.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая в XVIII веке необходимость сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а также для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

Основные виды протекционизма:

1.Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
2.Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
3.Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
4.Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи не таможенных методов;
5.Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний.

Развитие протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1860-1870-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;
2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;
3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;
4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;
5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины. По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т.е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Протекционизм в России

Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.

Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.
Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство предпринимателям и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменить политику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных предметов торговли. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской Федерации. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.

Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной продаже на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Российскую Федерацию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных предметов торговли. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные налоги. Однако уже в 1822 году император должен был вернуться к политике покровительства, которую продолжил и его брат, Николай I.

Оба брата, и Александр, и Николай, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и торговли советников. С 1829 года регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки. Там были представлены лучшие отечественные товары. Николай лично встречался с участниками этих мероприятий, стараясь учесть их мнение при разработке внутренней и внешней политики.
Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами - от Александра I до Николая II - были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России. И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских предпринимателей.

Особой заботой в Императорской Российской Федерации была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые займа. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.
При зримой поддержке государства частные организации в эпоху Александра II покрыли европейскую Российскую Федерацию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили в строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.

Самодержавие стремилось регулировать не только взаимоотношения между предпринимателями и работниками, но и другие важные сферы деятельности компаний. Например, приобретение ими недвижимого имущества. Да и само учреждение любого акционерного общества (АО) согласно закону 1836 года требовало специального правительственного разрешения (путем утверждения устава).
Особенно строго контролировалась добыча полезных ископаемых («горная промышленность»). Эта отрасль народного хозяйства находилась в ведении Горного департамента и регламентировалась Горным уставом.

В начале ХХ века в жизнь начало входить первое купеческое поколение, окончившее гимназии и высшие учебные заведения. А среди учащихся там господствовали оппозиционные настроения. Поэтому купеческий отпрыск, получив высшее образование, нередко усваивал нетипичное для своих отцов и дедов скептически-враждебное отношение к властям и сочувственное - к противникам самодержавия.

Бурный 1905 год отрезвил большинство деловых людей. Они оценили тот факт, что Самодержавие, борясь с революцией, сумело защитить их собственность и безопасность. Это обусловило лояльность большей части буржуазии по отношению к государству в 1905–1909 годах.

Однако эксцессы революции постепенно забывались, а плотный контроль властей в хозяйственной сфере все более раздражал. Перестала устраивать буржуазию и финансовая политика правительства.
Впрочем, роптали на власть преимущественно представители горной и легкой промышленности. Капитаны тяжелой индустрии, как правило, проявляли лояльность к самодержавию, в том числе в последние годы его существования (время Первой мировой войны).
Не удивительно. Тяжелая промышленность всегда находилась в привилегированном положении, а в годы Мировой войны особенно. Естественно, в этот период предприятия тяжелой промышленности были загружены казенными заказами. Кроме того, они имели первоочередной доступ к энергоресурсам, а их работники получили броню от призыва на фронт.

Совсем другое дело горнопромышленники (прежде всего производители топлива). Над ними после начала Первой мировой войны постоянно висел дамоклов меч правительственных реквизиций и казенного распределения их продукции.

В незавидном положении в первый военный год оказалась и легкая промышленность. Из-за противодействия правительства предприниматели, работавшие на «гражданский рынок», не получали в достаточном объеме ни доступа к производственным ресурсам (топливо, сырье, которые шли на государственные военные нужды), ни к военным заказам. Кроме того, большие убытки промышленникам терпели из-за призыва своих рабочих в армию. Все это способствовало росту оппозиционных настроений среди капитанов легкой промышленности (преимущественно старообрядцев во главе с П.П. Рябушинским).

В конце мая 1915 г. газета Рябушинского «Утро Российской Федерации» выдвинула лозунг «мобилизации промышленности» (фактически - перевод всех предприятий в разряд оборонных). Это означало, что рабочие будут прикреплены к своим заводам (иными словами, избегнут отправки на фронт), а предприниматели получат военные заказы и благоприятные условия для их выполнения
Царское правительство пошло навстречу деловому сообществу. Инициатива Рябушинского о «мобилизации промышленности» воплотилась в виде создания «военно-промышленных комитетов». Это были не-правительственные компании, находившиеся под контролем капиталистов. Они распределяли между частными предприятиями заказы военного ведомства.
Для королей тяжелой индустрии разрыв с государством был гибелен. Поэтому они не только не присоединились к врагам режима, но создали свою собственную фирму, лояльную власти. В феврале 1916 г. они созвали I съезд представителей металлообрабатывающей промышленности, председателем Совета которого был избран правый октябрист А.Д. Протопопов. Вскоре он был приближен к царской семье, а в сентябре 1916 назначен управляющим МВД.

Что касается горнопромышленников, то они в 1916 году заняли нейтральную позицию. Они не делали громких заявлений и демонстративно чурались политики.

Ну, а московские капитаны легкой промышленности в 1916 году стали формировать предпринимательское объединение предприятий оппозиционного характера. Во второй половине марта 1916 года фабриканты П.П. Рябушинский и А.И. Коновалов начали рассылку писем на имя крупных капиталистов из разных городов с приглашением присоединиться к учреждаемому ими «торгово-промышленному обществу».

08Июл

Что такое Протекционизм

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Протекционизм — простыми словами.

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям. Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний. Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть.

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций. Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну. Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис. Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Цели и мотивы экономического протекционизма.

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Установив жесткие импортные тарифы и квоты, правительство может теоретически увеличить рынок для отечественных товаров, фактически закрыв рынок для иностранных производителей. Это, в свою очередь, призвано помочь отечественной экономике.

Когда ограничения на импорт сопровождаются государственными субсидиями, и ведется политика по стимуляции экспортных операций, теоретически это должно благотворно влиять на экономику страны. Тем не менее, это не всегда так. Благодаря отсутствию конкуренции, компании могут проявлять меньший интерес к разработке инновационных продуктов, придерживаясь старых изобретений и технологий. Они также могут сталкиваться с экспортными барьерами, поскольку зарубежные страны часто реагируют на протекционизм с помощью собственной протекционистской политики. В итоге мы получаем ситуацию, в которой никто не хочет торговать в одностороннем порядке с глухой протекционистской страной.

Плюсы и минусы политики внешнеэкономического протекционизма.

Основным минусом данной политики является тот факт, что при отсутствии свободного рынка, цены на товары и услуги становятся завышенными, а их качество очень низким. Без низкой стоимости и высокого качества иностранной конкурентной продукции, отечественные компании могут позволить себе взимать, все что угодно, за свои товары и услуги. Помимо этого, в условиях протекционизма, местные компании могут лоббировать различные законопроекты, помогающие им диктовать стандарты качества выпускаемой продукции. В данном случаи, если нет необходимости постоянно улучшать свой продукт, то и техническое усовершенствование предприятий становится не самым приоритетным делом. В итоге научный прогресс в плане производства затормаживается.

Введение

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение бизнеса в современном мире по пути к цивилизованному рынку.

Целью данной работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века.

прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Объектом исследования является политика протекционизма, проводимая русским правительством на протяжении второй половины XIX-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Протекционизм. Основные принципы

Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

1)Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

2)Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

3)Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" Ф.Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова, СПб, 1891 г., с. 234.. И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Ко второму направлению относится активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

И последнее - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.