Денежные реформы. Денежные реформы в россии

Денежная реформа 1961 года. Всё ли было гладко?

Денежную реформу 1961 года часто пытаются представить обычной деноминацией, наподобие той, что была проведена в 1998 году. На взгляд непосвящённых, всё выглядело предельно просто: старые сталинские «портянки» заменили на новые хрущёвские «фантики», меньшие по размерам, но более дорогие по номиналу. Находившиеся в обращении денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры. Делалось это якобы лишь «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам» .

Однако тогда, в 61-м, мало кто обратил внимание на одну странность: до проведения реформы доллар стоил 4 рубля , а после её проведения курс был назначен в 90 копеек . Многие наивно радовались, что рубль стал дороже доллара, но ведь, если менять старые деньги на новые 1 к 10, то доллар должен был стоить не 90 , а лишь 40 копеек. То же самое произошло и с золотым содержанием: вместо того, чтобы получить золотое содержание, равное 2,22168 грамма , рубль получил лишь 0,987412 г золота . Таким образом, рубль был недооценён в 2,25 раза , а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась.

Недаром бессменный с 1938 года глава Наркомфина, а потом и министр финансов Арсений Григорьевич Зверев, не согласившись с планом реформы, ушёл 16 мая 1960 года с поста главы Минфина. Ушёл он сразу после того, как 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Этот уроженец села Негодяева (ныне – Тихомирово) Клинского уезда Московской губернии не мог не понимать, к чему приведёт такая реформа , и не пожелал участвовать в этом деле.

В 1958 году в обстановке строгой секретности обсуждались вопросы общего оздоровления денежной системы СССР, деноминации рубля и выпуска денег нового образца.

О предстоящей реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960 года в Кремле было подписано постановление №470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в 3 раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто.

24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 года начался перерасчёт вкладов в сберегательных кассах. При перерасчёте вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике – 10:1. С 1 января 1961 года начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР, начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. По размеру деньги образца 1961 года были гораздо меньше старых, и, если старые деньги называли «портянками Сталина», то новые – «хрущёвскими фантиками».

В феврале 1961 года в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам. Самыми распространёнными способами подделки бумажных денег являлись печать денежных билетов с фотонегативов и клише, изготовленных гравёрным или фотомеханическим способом, а также однократное копирование с помощью размягчения химическим способом красок на подлинных купюрах, рисование карандашами и красками. Монеты изготовлялись путём литья в гипсовых, алебастровых или металлических формах, штамповки (чеканки) и гальванопластики. Из монет чаще всего подделывались полтинники и рубли, но встречались и пятаки, сделанные из мягких металлов.

Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года. Тем не менее, в некоторых областных центрах уже спустя 2 недели после начала обмена, продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте.

Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряжённые периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961 года, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчёте цен и тарифов до целой копейки, и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп., проводилось в сторону снижения.

Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота . Курс рубля с 1961 года определялся 90 коп./$ . Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Поэтому, содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза (до 0,987412 г). Таким образом, рубль был недооценён в 2,25 раза, а покупательная способность рубля по отношению к импортным товарам, соответственно, во столько же раз уменьшилась. Последствия этой реформы были губительными : импорт резко подорожал, и заграничные вещи, которыми советского покупателя и до этого не особо-то баловали, перешли в разряд предметов роскоши.

Но не только от этого пострадали советские граждане. Несмотря на все заверения партии и правительства, что происходит всего лишь обмен старых денег на новые, такой же, как в предыдущем году во Франции, когда де Голль ввёл в обращение новые франки, частный рынок среагировал на эту реформу по-особому: если в госторговле цены изменились ровно в 10 раз , то на рынке они изменились в среднем лишь в 4,5 раза . Рынок-то не обманешь. Так, если в декабре 1960 картофель стоил в госторговле по рублю, а на рынке от 75 копеек до 1 руб. 30 коп., то в январе, как и было предписано реформой, магазинный картофель продавался по 10 копеек за килограмм. Однако картошка на рынке стоила уже 33 копейки. Подобное происходило и с другими продуктами и, особенно, с мясом – впервые после 1950 года, рыночные цены вновь намного превысили магазинные.

К чему это привело? Да к тому, что магазинные овощи резко потеряли в качестве. Завмагам оказалось выгоднее сплавить качественный товар рыночным спекулянтам, положить полученную выручку в кассу и отчитаться о выполнении плана. Разницу же в цене между закупочной ценой спекулянта и госценой завмаги клали себе в карман. В магазинах же оставалось лишь то, от чего спекулянты сами отказывались, то есть то, что на рынке было невозможно продать. В результате почти все магазинные продукты люди брать перестали, и стали ходить на рынок. Все были довольны: и завмаг, и спекулянт, и торговое начальство, у которого было всё нормально в отчётах, и с которым завмаги, естественно, делились. Единственным недовольным оказался народ , об интересах которого подумали в самую последнюю очередь.

Уход продуктов из магазина на подорожавший рынок больно ударил по благосостоянию народа. Если в 1960 году при средней зарплате в 783 рубля человек мог купить 1044 килограмма картофеля, то в 1961 при средней зарплате в 81,3 рубля лишь 246 килограмм. Можно было, конечно, отстояв 2-часовую очередь, приобрести дешёвую магазинную картошку, которой на зарплату можно было накупить 813 кг, но в результате домой приносили одну гниль, и после очистки оставались в убытке.

Рост цен не ограничился январским скачком, а продолжался и в последующие годы. Цены на картофель на рынках крупных городов страны в 1962 году составили 123% к уровню 1961 г., в 1963 г. – 122% к 1962 г., а в 1-м полугодии 1964 г. – 114% к 1-му полугодию 1963 г. Особенно тяжелым было положение в регионах. Если в Москве и Ленинграде положение в магазинах хоть как-то контролировалось, то в областных и районных центрах многие виды продуктов полностью исчезли из госторговли .

Не спешили сдавать продукцию государству и колхозники, ведь закупочные цены тоже поменялись в соотношении 1:10, а не 1:4,44, как следовало бы поменять, исходя из золотого и валютного паритета. Большую часть продукции они тоже стали вывозить на рынок. Ответом на это стало укрупнение колхозов, и массовое превращение колхозов в совхозы . Последние, в отличие от колхозов, не могли вывозить продукцию на рынок, а были обязаны всё сдавать государству. Однако, вместо ожидаемого улучшения продовольственного снабжения, такие меры, наоборот, привели к продовольственному кризису 1963-64 годов, в результате которого стране пришлось закупать продовольствие за границей. Одним из последствий этого кризиса и стало снятие Хрущёва, вслед за которым последовали те самые косыгинские реформы.

В 1962 году, чтобы хоть как-то компенсировать отток продуктов на рынок, было решено повысить розничные цены в госторговле. Решение о повышении цен на мясомолочные продукты было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 31 мая 1962 года. Однако это повышение цен ещё больше повысило цены на базарах. В результате тогдашние цены для тогдашних зарплат оказались запредельными. Всё это вызвало народные волнения , а в Новочеркасске даже привела к крупномасштабному восстанию, при подавлении которого было убито 24 человека. Всего в 1961-64 годах произошло 11 крупных народных выступлений . Для подавления 8 из них применялось огнестрельное оружие.

Лишь в ходе косыгинских реформ базарные и магазинные цены удалось немного выровнять, а в позднебрежневские времена в некоторых местах на рынках не разрешалось поднимать цены выше определённого администрацией максимума. Нарушители лишались права торговли.

Так было положено начало падению экономического могущества СССР , и через 30 лет после хрущёвской реформы, Советский Союз прекратил своё существование. Почему же партия и правительство пошли на такую реформу, при которой рубль стал фактически дутым?

Дело в том, что в послевоенный период в СССР произошёл огромный рост добычи нефти – с 19,436 млн. т в 1945 году до 148 млн. т в 1960. И именно тогда, в 1960 году, обнародуется решение о широкомасштабном экспорте нефти . «Наши братские страны давно нуждаются в нефти, а наша страна располагает ею в избытке. И кому, как не нам, помочь братским странам нефтью?», – писала «Пионерская правда» 13 декабря 1960 года.

В первые послевоенные годы экспорт нефтепродуктов из СССР был незначителен; а сырая нефть до 1950 года практически не вывозилась вообще. В 1950 году доля нефтепродуктов в валютной выручке составляла 3,9% . Но в 1955 году эта доля поднялась до 9,6% и в дальнейшем продолжила свой рост. Однако нефть в те времена стоила довольно дёшево – 2,88 доллара за баррель. По курсу 1:4, установленному в 1950 году, это составляло 11 рублей 52 копейки. Себестоимость же добычи одного барреля и его транспортировки до пункта назначения составляла в среднем 9 рублей 61 копейку. При таком положении дел экспорт был практически нерентабельным. Рентабельным он мог бы стать в случае, если за доллар будут давать больше рублей. После же проведения реформы за баррель нефтяники получали в долларах почти столько же – $2,89, но в рублях эта сумма уже составляла 2 рубля 60 копеек при всё той же 96-копеечной себестоимости барреля.

Таким образом, денежная реформа 1961 года вовсе не была простой деноминацией, такой как во Франции. В отличие от французской деноминации, во время которой де Голль готовил почву для возвращения во Францию золота, украденного у французов американцами в 1942 году, хрущёвская реформа принесла экономике непоправимый вред . Хитрая деноминация 1961 года принесла стране 2 беды – зависимость от нефтяного экспорта и хронический дефицит продовольствия, ведущий за собой коррупцию в сфере торговли. Эти 2 беды и стали впоследствии одними из главных факторов, погубивших в итоге Советский Союз.

Единственным приятным моментом реформы было то, что обмену не подвергались медные (бронзовые) монеты более ранних выпусков, так как себестоимость чеканки однокопеечной монеты составляла 16 копеек. Однако вскоре после объявления о проведении реформы в управление Гострудсберкасс и торговые организации поступила директива, запрещавшая обмен старых бумажных денег на медные монеты достоинством 1, 2, и 3 копейки, так что вопреки легендам, обогатиться на возрастании стоимости медных денег почти никому не удалось.

Учитывая размах и значение осуществлённого преобразования денежной системы, 8 мая 1961 года Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961 года». При этом подчёркивалось, что «денежная реформа 1961 года, проведённая в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали её под деноминацию.

Реформа 1961 года на самом же деле представляла собой полноценную девальвацию рубля , при которой рубль был девальвирован в 2,25 раза. Но тогда это было государственной тайной. При таком изменении масштаба цен, курс рубля должен был составить 40 копеек за 1 доллар, однако цена была назначена в 90 копеек.

10 рублей 1854 г.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля манифеста «Об устройстве денежной системы». Согласно манифесту с 1 января в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля (18 г). Государственным ассигнациям, согласно первоначальному их назначению отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль). Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от её нарицательной стоимости. Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценивания ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа . Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря по 18 июня в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года .

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на серебряную монету и обращались наравне с ней.

Итак, начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

Кредитные билеты сохранных казен и Государственного заемного банка находились в обращении в незначительном количестве. Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи.

Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые бумажные денежные знаки.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты . Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года . Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы. Они выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. новыми кредитными билетами. Обмен ассигнаций прекратился с 13 апреля , а обмен депозитных билетов - с 1 марта 1853 года .

Депозитные и кредитные билеты 1841 г., разменные на серебро, обменивались по номиналу. Кроме того, кредитные билеты выпускались взамен вкладов золотом и серебром. Никаких других возможностей эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал.

Размен кредитных билетов производился на серебро и на золото. Разменная касса Экспедиции государственных кредитных билетов в Петербурге была обязана осуществлять размен без ограничения, в Москве - до 3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах - до 100 рублей.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40 % золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма :

  1. Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.
  2. Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем. Манифест от 1 июля 1839 г. устанавливал, что «золотая монета в казну и кредитные установления принимается и из них выдается 3 % выше нарицательной её стоимости, а именно - империал в 10 руб. 30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. серебром».
  3. Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото. Размен этот производился «с соблюдением указанного между сими деньгами соотношения» - 103 руб. кредитными билетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом, то есть правительство стремилось закрепить за кредитным рублем не только определенное серебряное, но и золотое содержание.

Анализируя итоги проведения денежной реформы 1839-1843 гг., необходимо учитывать и следующие обстоятельства. В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объём покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Значительный дефицит госбюджета, образовавшийся во время Крымской войны 1853-1856 гг., стал причиной эмиссии большого количества кредитных билетов. В 1854 г. правительство вынуждено было прекратить их свободный размен на золото, а в 1858 г. - на серебро. Кредитные билеты из кредитных денег, опиравшихся на государственный кредит, превратились в неразменные бумажные деньги. Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., перестала существовать. В России начался длительный период обращения кредитного рубля с резко колеблющимся валютным курсом.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Денежная реформа 1947 года, проводимая в СССР, явилась жесткой мерой восстановления экономики страны после Второй мировой войны. Такие реформы в послевоенные годы пережили многие государства. Основной причиной тому стали огромные денежные массы, выпущенные для покрытия военных расходов.

Последствия войны

Вторая мировая война причинила колоссальный ущерб как СССР, так и многим другим странам-участницам. Помимо огромных человеческих потерь, вред был нанесен государству в целом.

За время войны было уничтожено около 32 000 предприятий промышленности, почти сто тысяч сельских хозяйств, более 4000 железнодорожных станций и 60 000 путей. Разрушению подверглись больницы и библиотеки, театры и музеи, школы и вузы.

Инфраструктура страны была почти полностью разрушена, миллионы советских граждан остались без крыши над головой, уничтожено более 30 % национального богатства, продовольственные запасы были практически израсходованы. Страна была физически и морально истощена.

Основания для проведения реформы

Восстановление страны, которая пришла в упадок после войны, требовало значительных преобразований во многих областях жизнедеятельности. Одним из таких преобразований стала проведенная в СССР в 1947 году денежная реформа. Причин для проведения реформы было множество:

  1. В военное время было выпущено большое количество денежных купюр. Это обуславливалось огромными расходами на военные нужды. В итоге по окончании войны денег в обороте было в четыре раза больше, чем до нее. В послевоенное время такое количество не требовалось и грозило обесцениванием рубля.
  2. В обороте вращалось достаточное количество фальшивых купюр, которые выпускались гитлеровцами. Эти купюры следовало изъять в ходе денежной реформы 1947 г.
  3. В СССР были введены карточки, направленные на борьбу с С помощью карточек среди населения распределялось большинство продовольственных и непродовольственных товаров. Отмена талонной системы позволяла установить фиксированные цены на товары широкого потребления.
  4. Значительно возросло количество спекулянтов, наживших состояние во время войны. Установление фиксированных цен было также направлено на борьбу со спекулятивным элементом.

Цели денежной реформы 1947 года

Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» явилось основанием для начала преобразований. Основной целью денежной реформы 1947 года была ликвидация последствий прошедшей войны. Следует отметить, что подобные реформы были проведены и в большинстве стран-участниц войны.

Задачей реформы было в кратчайшие сроки изъять из оборота денежные купюры старого образца, излишне выпущенные во время войны, и обменять их на новые. Согласно условиям денежной реформы 1947 года на смену червонцам пришли рубли.

Положения, описанные в постановлении, также оговаривали процедуру отмены карточек. Наличие талона на товар давало гражданам право на покупку того или иного товара. Количество талонов было ограничено, соответственно не каждый мог себе позволить приобрести желаемый товар. Это дало толчок распространению спекуляции. Люди, не имеющие карточки на нужный товар, могли купить его у спекулянтов по повышенной цене. Денежная реформа 1947 года устанавливала единые фиксированные цены на все группы товаров.

Как проходила реформа

Планирование реформы началось годом ранее. Однако в связи с послевоенным голодом ее пришлось отложить. Начало мероприятий было назначено на 16 декабря. Закончить реформу требовалось в кратчайшие сроки, дата окончания была назначена уже через две недели, на 29 декабря.

В качестве формы преобразования была выбрана деноминация. Если описывать кратко, денежная реформа 1947 года сводилась к изменению стоимости денежных знаков. Процент деноминации составил 10:1, то есть десять старых червонцев приравнивались к одному новому рублю. Однако ценовой порядок, различные платежи и заработные платы при перерасчете не изменились, несмотря на снижение цен. В связи с этим многие историки не считают данную реформу деноминацией, сходясь во мнении, что она была конфискационного характера.

11 декабря отделами МВД страны были получены пакеты, вскрыть которые надлежало 14 числа того же месяца руководителям сберкасс и прочих отделов финансовой структуры. В данных пакетах излагалась суть денежной реформы 1947 года, а также содержалась подробная инструкция по обмену финансовых средств населения. Инструкция касалась наличных денег, а также вкладов и облигаций.

Обмен денег

Конфискационный характер денежной реформы 1947 года подтверждался и одним из пунктов постановления. Этот пункт гласил, что обмен денежных средств населения следовало произвести таким образом, чтобы не только изъять из обращения излишки денежных средств, но и ликвидировать накопления спекулянтов. Однако накопления имелись не только у лиц, нечестным путем наживших свое состояние в годы войны, но и у граждан, копивших свои сбережения на протяжении многих лет. То же можно сказать и о тех регионах СССР, которых не коснулась война, где сохранились благоприятные условия для торговли. Но об этом «нюансе» благоразумно умалчивалось.

Наличные бумажные менялись в кассах Госбанка СССР из расчета десять к одному, для вкладов коэффициент обмена был иным. Следует отметить, что копеечные монеты не обменивались и оставались в обороте.

Отмена карточек

Карточная система существовала в СССР с момента создания государства. Она несколько раз отменялась и возобновлялась. Карточная система существовала в стране с 1917 по 1921 годы, с 1931 по 1935 годы. Очередной ввод талонов на товары пришелся на военные годы. Следует отметить, что в то время на карточную систему перешли многие государства, принимавшие участие в военных действиях. Отмена карточек входила в мероприятия денежной реформы 1947 года в СССР. Но прежде следовало урегулировать ценовую политику. На момент проведения реформы рыночные цены значительно отличались от пайковых и превышали их примерно в десять раз. Постановление о проведении реформы описывало новый порядок формирования цен, которые должны были понизить разницу рыночной и пайковой стоимости товаров. Цены на хлеб, крупы, макароны и пиво было решено снизить на 10-12 % в сравнении с пайковыми ценами, а на фрукты, молоко, яйца, чай, ткани и одежду цены требовалось повысить. Розничная стоимость мясных, рыбных продуктов, кондитерских изделий, овощей, табачных изделий, водки сохранялась на уровне существующих пайковых цен.

Облигации

Денежная реформа в СССР в 1947 году коснулась и находившихся на тот момент в обороте облигаций. Облигация - это бумага-гарант займа, обеспечивающая владельцу получение долга от заемщика в оговоренный срок. Заемщиком или эмитентом в данном случае выступает государство.

В период участия СССР в военных действиях, когда резко возросли государственные расходы на военные нужды, были выпущены Государственные военные облигации общей суммой в 81 миллиард рублей. Сумма всех внутренних займов составляла около 50 миллиардов рублей. Таким образом, к моменту проведения денежной реформы в 1947 году, государство задолжало населению более 130 миллиардов рублей.

Облигации также подлежали обмену. Конверсионные меры заключались в обмене старых процентных займов на новые из расчета три к одному, облигации выигрышные - из расчета пять к одному. То есть один новый рубль в облигациях приравнивался к трем или пяти старым рублям соответственно. В результате такого обмена внутренний долг государства перед населением сократился в среднем в четыре раза.

Вклады

Коэффициент обмена сбережений населения варьировался в зависимости от суммы накопления. Если размер вклада не достигал трех тысяч, обмен производился из расчета один к одному. Вклады от трех до десяти тысяч - три к двум. Если же сумма вклада превышала 10 000 рублей, то 3 старых рубля приравнивались к одному новому.

То есть, чем больше была сумма сбережения, тем больше терял вкладчик. В связи с этим, когда слухи о предстоящей реформе стали более очевидными, в сберкассах выстроились километровые очереди. Люди, имевшие вклады больших размеров, стремились снять деньги. Они дробили свои крупные вклады на более мелкие, переоформляя их на третьих лиц.

Последняя жертва

Разговоры о грядущей реформе довольно быстро распространились среди населения. Информация о деноминации и конфискации денежных средств вызвала настоящий ажиотаж. Люди скупали из магазинов абсолютно все, чтобы хотя бы частично вложить деньги, которые в скором времени должны были стать «фантиками». В это время продался даже тот товар, который годами пылился на полках. В сберкассах происходило то же самое. Также граждане стремились авансом внести различные платежи, например коммунальные.

Как было сказано И. В. Сталиным, для восстановления государства требовалась «последняя жертва». Причем основную часть издержек государство обещало взять на себя. Однако на деле оказалось иначе. Самый тяжелый удар был нанесен по сельским жителям, самому незащищенному слою населения. Денежную реформу 1947 года требовалось провести в невероятно сжатые сроки. Если для отдаленных малонаселенных территорий этот срок составил две недели, то жители центральных регионов должны были успеть обменять деньги за неделю. И если горожане имели возможность совершить дорогостоящую покупку или открыть вклад, то многие жители села элементарно не успели доехать до ближайшей сберкассы. Кроме того, отдельная часть граждан не рискнула показать свои реальные сбережения, опасаясь лишних вопросов и преследования. В принципе, правительство на это и рассчитывало. Из находящихся в обороте 74 миллиардов рублей к обмену не предъявили более четверти, свыше 25 миллиардов.

Последствия проведенной реформы

В результате денежной реформы 1947 года удалось избежать обесценивания рубля, излишки выпущенных в военные годы купюр были устранены. Благодаря перерасчету, издержки которого были взвалены на плечи населения, Госбанку удалось собрать немалую сумму. Эти деньги были направлены на восстановление послевоенной страны. Отмена карточек обеспечила снижение рыночных цен на многие группы товаров и значительно сократила количество спекулянтов.

Общепризнанным является тот факт, что реформа, как и многие другие сталинские введения, носила принудительный и жесткий характер. Однако стоит признать, что эти меры были вынужденными и необходимыми для восстановления советской экономики.

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;

Учитывая последние события, денежная реформа в России в 2019 году вполне вероятна, поскольку только радикальные экономические и политические шаги позволят сдержать рост протестных настроений в обществе. Ситуация сегодня столь катастрофична, что для укрепления рубля все средства хороши, в том числе и деноминация. Зачеркнув сегодня два нолика у 1000-рублевой купюры, можно в немалой степени повысить ее авторитет на международном рынке. Хотя, конечно, главное – это повысить ее авторитет у самого населения, которое все больше чувствует холодок от надвигающихся событий.


Деноминация, конечно, играет больше психологическую роль. Однако, есть у нее и реальные плюсы. Например, население активно переносит накопления в банки, чтобы избежать неприятной процедуры по обмену. Вклады за период денежной реформы в России значительно возрастут, что, собственно, и нужно на современном этапе, когда основной бизнес просто встал. Кроме того, часть старых сбережений в физическом выражении, которые наши граждане по традиции хранят в матрасе, в ходе деноминации неминуемо сгорают, особенно, если сроки такого обмена будут ограничены. Соответственно, стоимость денег возрастает.

Будет ли денежная реформа в России в 2019 году?

С другой стороны, денежная реформа 2019 в России путем деноминации может быть лишь частью пиар-программы так любимой нашим президентом. Каждому понятно, что зачеркивая несколько ноликов на купюре, невозможно поднять производство и рентабельные отрасли экономики. Ведь современные деньги выражают экономическую силу государства. Пока 1 доллар стоит более 60 рублей, наша страна в 60 раз слабее экономики США. И если искусственно поменять номинал национальной валюты, экономика сильнее не станет. Более того, через некоторое время валюта опять скатится на прежний уровень.

Будет ли в России денежная реформа в 2019 году? Пока предпосылок для ее проведения нет. Но непосредственно перед , правительство все же может пойти на этот шаг. Аналогичным образом поступил покойный Борис Николаевич Ельцин перед дефолтом 1998 года. И тогда, нужно признать, реформа действительно сыграла определенную роль, поскольку экономика в тот период тоже уже дышала на ладан. Как, собственно, дышит и сейчас.