Актуальные вопросы и проблемы российской экономики. Основная проблема экономики

Основные проблемы экономики заключаются в абсолютном несоответствии между нашими потребностями и желаниями, и нашими возможностями. И эта ситуация абсолютно идентична как в случае студента с пустыми карманами, так и в случае олигарха с массой вилл, бриллиантов и яхт в разных точках планеты. То же самое можно сказать и о крошечной фирме, которая из-за кризиса находится на грани разорения, и о транснациональной компании, чей доход превышает все пределы, а также для экономики любой страны, бедной и богатой. Это связано с тем, что у всех разные потребности и возможности. Однако первых обычно больше, чем вторых. Это связано с тем, что желания и потребности просто безграничны, чего нельзя сказать о возможностях. Для воплощения наших разнообразных стремлений в жизнь всегда чего-то не хватает: времени, денег, каких-то иных ресурсов.

Основные проблемы экономики в терминах

Среди экономистов принято называть несоответствие между нашими возможностями и потребностями проблемой Конечно, у специалистов имеются конкретные рекомендации и для предпринимателей, и для частных лиц, и для правительств.

Так как мы являемся для нас суть всех этих рекомендаций состоит в том, что необходимо жить по средствам. Наши родители и иные предки жили именно так: долго копили на какую-то существенную покупку, иногда брали взаймы у знакомых и родных. А сейчас люди, которые росли в условиях сверхлегкого получения кредитов, смотрят на все совсем иначе. Они стараются покупать все немедленно, особо не раздумывая, ведь это все выглядит настолько привлекательно. А реклама постоянно учит, что без этого современная жизнь просто немыслима.

Основные в глобальном плане связаны именно с этим. Казалось бы, что тут плохого, однако многие подходят к тратам весьма неразумно. Некоторые убеждены в том, что глупо ждать, пока будет накоплена необходимая сумма денег для приобретения нужной вещи, лучше купить ее сейчас и сразу пользоваться, то есть в тот момент, когда она больше всего необходима.

У жизни в кредит в обычных условиях имеется разумное оправдание, но в условиях оно должно быть очень и очень весомым. Основные проблемы экономики обязательно становятся причиной такого явления, как кризис. Во все времена и во всех странах общество переживало подъемы экономики и ее спады.

Естественно, кризисы могут сильно различаться: некоторые переносятся достаточно легко и даже незаметно, а некоторые остаются в памяти человека надолго. Кризис, который мы переживаем сейчас, не обещает быть легким. Но при всем этом одно ясно достоверно - сейчас весьма опасно делать покупки в кредит.

Современные проблемы экономики связаны со многими факторами. На рынке труда в данный момент происходят очень сильные изменения. Никому не известно, что с его доходами произойдет завтра или послезавтра. Именно поэтому не стоит отягощать свое и без того сложное положение необходимостью погашать кредит. Как раз сейчас стоит вспомнить про советские времена. Тогда не было кризисов, постоянно было плохо. А теперь у нас есть надежда, так как в условиях стоит ожидать смены тяжелых времен на периоды подъема и расцвета. А сейчас рекомендуется умерить свои потребности и сократить траты. Одновременно с этим можно научиться анализировать свои расходы, соизмеряя их с доходами. А кто-то может найти под давлением обстоятельств новую нишу, где сможет удачно применить свои способности и получить желаемую прибыль.

Если все мы начнем жить по средствам, то основные проблемы экономики не будут беспокоить нас настолько же сильно, как и сейчас.

Вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Все появляются как раз из-за неправильного ответа на вопрос о том, что, как и для кого производить. Давайте же ответим на него и мы.

Что производить

Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень. Но кто обещал, что выбор будет легким?

Каким способом производить товары и услуги

Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

Для кого производить продукты

Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. Но вот честно ли это, ведь вклад первых и вторых в наращивание мирового богатства неравнозначен? И чему отдать приоритет при распространении - физическим или интеллектуальным усилиям?

В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно- сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя во многом характер развития страны. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации в современных условиях, и именно поэтому автор считает тему выбранной работы актуальной на сегодняшний день. Также, актуальность выбранной темы состоит в том, что интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии, Китая и Индии (BRIC), в мировой рынок в ближайшие десятилетия является важнейшим вопросом будущего характера мирового развития.

Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России.

Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты12.

Откровенно удручающими оказались цифры по инфляции в России - вместо обещанного затухания темпов роста потребительских цен Росстат отчитался об ускорении инфляции с 6,4% по итогам 2013г. до 6,7% в январе 2014г. Да, это меньше 7,1%, имевших место в первом месяце 2013г. Однако всплеск инфляции в начале 2013г. был обусловлен статистическим эффектом низкой базы - в первом квартале 2012г. в силу политической необходимости накануне президентских выборов Правительством были заморожены тарифы естественных монополий и ЖКХ, а также цены на бензин. Именно по этой причине индекс потребительских цен рос на 4,2- 4,5%. Радоваться росту цен на 6,7% в январе 2014г. поводов меньше - к концу года такими темпами инфляция и вовсе ускорится до 7,5-8%.

Во-первых, этому поспособствует веерное удорожание импортных товаров и услуг в связи с девальвацией рубля.

12 Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33


Во-вторых, произойдет удорожание продукции формально отечественного производства, собираемой на "отверточных производствах" - они состоят из компонентов, узлов, агрегатов, полуфабрикатов иностранного производства, которые автоматически вырастут в цене в связи с падением курса рубля.

В-третьих, в силу высокой степени монополизированности оптово-розничной торговли и ценового произвола перекупщиков высока вероятность злоупотреблений монопольным положением - торговые сети постараются нажиться на девальвация и, как это было в 2008-2009гг., прикрываясь лозунгами о падении курса рубля и росте закупочных цен, станут завышать цены на реализуемые товары, независимо от места производства.

В-четвертых, будет исчерпан статистический эффект высокой базы сопоставлений второй половины 2013г., когда рост цен сжался до 5,5-6% с 7-7,2% в начале года.

Таким образом практически все факторы играют не только против курса рубля, но и против содержимого карманов рядовых россиян – подсадив экономику страны на углеводородную сырьевую иглу, иглу импортных товаров и услуг, а также иглу иностранных кредитов, государство не удосужилось остановить разрушение отечественной наукоёмкой промышленности и возродить производство отечественной продукции инвестиционного и потребительского назначения.

Больше всего вопросов вызывает структура роста цен. Темпы роста цен на товары несколько снизились с 6,9% в январе 2013г. до 5,4% в первом месяце 2014г., на продукты питания - с 8,6 до 6,5%, на непродовольственные товары - с 5,1 до 4,3%. Однако совершенно не понятно, почему ускоренными темпами продолжают дорожать услуги - на 7,8% как в январе 2014г., как и в аналогичном периоде 2013г.

И это при всем при том, что Правительство широким жестом формально заморозило тарифы регулируемых отраслей для промышленных предприятий и ограничило темпы их роста для населения общим темпом роста потребительских цен. По факту мы видим раскручивание маховика инфляции, который позволяет смело говорить о том, что прогноз Минэкономики по инфляции на 2014г. в размере 4,5% будет успешно провален. Даже пересмотренный в сторону повышения прогноз чиновников в размере 4,8% видится недостижимой маниловщиной и благим лозунгом, позволяющий занижать масштабы индексации пенсий и зарплат бюджетникам, а также расходов на науку, образование, экономику, ЖКХ и т.д.

Хуже того, бездумный переход Центробанка России к политике таргетирования инфляции в условиях сжатия профицита счѐта текущих операций (в 2012-2013гг. профицит упал в 2 раза – с $72 до $33 млрд., что стало худшим значением с 2002г.), интенсификации бегства капитала (порядка $63 млрд. в 2013г. и свыше $17 млрд. в одном лишь январе 2014г.), кризисного спада в экономике (прирост ВВП упал в 2,5 раза – с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2014г.), разрушенной отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов (мало того, что фиксируется спад, так ещѐ и объѐмы выпуска в 2-5 раз ниже отметок 1991г.) и критической зависимости от импорта (в целом на 50%, тогда как по медикаментам на все 80%, а по электронике и бытовой технике без малого на 90%) будет провоцировать лишь обесценение рубля и, как следствие, рост цен на импортные товары, а вместе с ними и всплеск инфляции.

С учётом низкой степени насыщенности экономики деньгами (уровень монетизации менее 43%, что в 2 раза ниже, чем во времена СССР и в странах европейской периферии и в 2,5-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах) борьба с немонетарной инфляцией со стороны ЦБ РФ монетарными методами (через повышение процентных ставок, сокращение объѐмов краткосрочного рефинансирования банков, а также сдерживание темпов роста денежной базы и денежной массы) лишь усугубит денежный голод, спровоцирует удорожание кредитных ресурсов и усугубит инвестиционный кризис и спад экономики. Таким образом Центральный Банк России лишь вобьѐт последний гвоздь в крышку гроба отечественной сырьевой экономики полуторных переделов.13

Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International .

Если говорить о конкретных цифрах сегодня, то назвать точные данные ежегодных коррупционных схем, того, что находится в тени, сегодня вам не сможет никто. Однако даже если брать самые примерные данные, величина получается поистине глобальной и весьма красноречиво отвечает на вопрос, почему Россия, обладая газом, нефтью, лесом и прочими природными ресурсами, продолжает оставаться непростительно бедной и отсталой. Итак, если брать очень среднюю цифру, то мы получаем около трехсот миллиардов долларов. То есть, у каждого гражданина, хоть новорожденного, хоть пенсионера, украдено более двух тысяч долларов. А это не просто зарплаты, пенсии или стипендии. Это – дороги, лекарства в больницах, гнилые трубы, из-за которых мы сидим без воды.

Другой же вопрос, почему, невзирая на очевидность глобальности проблемы коррупции, которая стоит во главе пирамиды под условным названием актуальные проблемы современной экономики, власть, в широком понимании этого слова, ведет борьбу с ней настолько вяло, что результат не виден даже при ближайшем рассмотрении, даже если ты очень хочешь увидеть хоть какую-то надежду на то, что нынешняя ситуация рано или поздно изменится.

При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.14

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.15

Малый бизнес является важным звеном в рыночной экономике. На сегодняшний день в России проводится активная политика стимулирования развития малого бизнеса, однако в этой области у нас есть еще очень много проблем. По официальной статистике, в России общее число занятых в малом бизнесе составляет почти 12 млн. чел. - только 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, - по экспертным оценкам, от 30 до 50% реального оборота малого предпринимательства.

Еще одной проблемой в экономике является развитие такого важного сектора как сельское хозяйство. В результате перехода к рыночной экономике макроэкономические сдвиги (высокий уровень инфляции, падение платежеспособного спроса населения на продукцию сельского хозяйства, особенно на продукцию животноводства, снижение доли расходов на сельское хозяйство в бюджете государства, преобразование структуры народного хозяйства в ходе либерализации экономики, вызвавшее диспаритет цен, снижение инвестиционной активности) оказали отрицательное влияние на финансовую систему сельского хозяйства России. Хотя объем продукции сельского хозяйства всех производителей (сельхозорганизации, крестьянские, фермерские хозяйства, население) в январе-марте 2014. в действующих ценах, по предварительной оценке, вырос на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2013г. и составил 350,1 млрд. руб., а в марте этот показатель составил 151,7 млрд. руб. (+4,9%). Этого недостаточно для уверенного и успешного развития сельского хозяйства.

Для России до сих пор остается характерным огромная роль государства в рыночных отношениях и государственного регулирования. На 2013 год доля госсектора в ВВП составляла около 47-50%. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности. Различные инфраструктуры, добыча и экспорт сырья и ресурсов, финансовый и информационный комплексы практически полностью контролируются государственными предприятиями – монополистами, такими как «Роснефть», «РЖД», «Газпром» и другие.

Таким образом, за последние годы параллельно с созданием так называемой суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что для стабильности развития экономики необходимо увеличивать долю малого бизнеса в России. Сегодня большие корпорации распространили свое влияние практически повсеместно и для малого предпринимательства практически не остается свободных "ниш". Соответственно, необходимо уменьшать долю государственного сектора в экономике. Для сравнения: в США доля госсектора составляет примерно 14%, а в России около 50%.16

Таким образом, Россия является открытой экономикой и одновременно слабо интегрирована в мировой рынок. Переориентация торговли России произошла скорее географически, нежели структурно. В российском экспорте по-прежнему доминируют энергетические ресурсы, что делает российскую экономику зависимой от мировых цен на данные товары. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках создает условия для экономического роста в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде этого явно недостаточно. Экономике необходимо наличие полноценно функционирующих рыночных институтов. Это дает возможность для развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечения долгосрочного экономического роста, привлечения инвестиций, а также развития торговли.

При действующей модели экономического развития не только сохраняется высокая уязвимость России к изменению цен на энергоносители, но и, по всей вероятности, ограничивается экономический рост ниже ее потенциала. Страны с высокой зависимостью от сырьевых ресурсов (которая характеризуется высокой долей экспорта сырьевых ресурсов в ВВП или в общем объеме экспорта), как правило, демонстрируют относительно неудовлетворительные результаты в области экономического роста, стабильности, коррупции, развития человеческого капитала и других индикаторов.

Поэтому очевидно, что приоритетная цель экономической политики - стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, и поощрять «инновационную» экономику.

Эта стратегия, по мнению ведущих экономистов, должна включать государственные интервенции для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговые льготы, программы обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Необходимо смещение акцента с классической либеральной экономической задачи, направленной на создания равных условий для частных инициатив и предпринимательства, в сторону «промышленной» или «региональной» политики, задачей которой, напротив, является создание особых условий для приоритетного развития определенных секторов, регионов или предприятий. Рыночные силы толкают Россию на путь зависимости от сырьевых отраслей, и снижают ее конкурентоспособность на международных рынках, и что для решения этой проблемы требуется государственное вмешательство.

Можно сделать вывод о противоречивости как сегодняшнего экономического курса российского Правительства, так и его внешнеполитической стратегии. Сегодняшнее видение российской «национальной экономической модели» может быть совместимо со стратегией развития экономики, ориентированной на сырьевые отрасли, однако такая модель вряд ли способна обеспечить заметный успех в развитии высоко конкурентной или инновационной экономики в России.

Анализ всего комплекса внутриэкономических и внешнеэкономических условий и перспектив участия России в международном разделении труда свидетельствует о том, что сегодня принципиально важным для нашей страны становится не изменение традиционной топливно-сырьевой специализации и формирование какой- либо новой, наукоемкой специализации. Важна последовательная диверсификация экспорта, сохраняющая достигнутое, но одновременно способствующая преодолению чрезмерной зависимости от вывоза узкой группы сырьевых товаров и материалов и в целом повышению устойчивости и предсказуемости внешнеэкономической деятельности.17

15 А.Петров Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество /27.03.2013
16 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад. – http://www.gks.ru/
17 Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. –№4. с. 3-4

Список литературы

1. Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №5. с. 32-33

2. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zlobnoe.info/problemy-ekonomiki-rossii-2014 , Февраль 2014

3. Перспективы развития экономики России в 2014 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/

4. Петров А. Актуальные проблемы современной экономики России. Журнал "Новая Империя" / Общество/27.03.2013

5. Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Оперативный доклад [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.gks.ru/

6. Оболенский В.П. Оценка конкурентоспособности российской экономики / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – №4. с. 3-4

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

Калмыцкий государственный университет

Институт экономики и права

Основные экономические проблемы и способы их решения

Выполнил:студент 2 курса 209гр.

Специальность: юриспруденция

Минькеев О.Д.

Проверил: Кекеева З.О.

г. Элиста 2009

Введение

1. Основные экономические проблемы

1.1 Потребности и их классификация

1.2 Экономические ресурсы

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Заключение

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1 . Основные экономические проблемы

Основной проблемой экономики являются:

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

1.1 Потребности и их классификация

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

2. Духовные потребности.

3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

· Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

· Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

1.2 Экономические ресурсы

Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

· Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

· Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

· Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

· Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Заключение

В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

    эссе , добавлен 11.05.2014

    Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы :

  • «что производить?» - проблема выбора;
  • «как производить?» - проблема эффективности;
  • «для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости , противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы , утвердившейся в данном обществе: рыночной, административно-командной или смешанной.

Схема действия конкурентного рыночного механизма.

Напомним, рыночная система (конкурентная рыночная экономика) – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.

При этом в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности такими параметрами рынка, как спрос , предложение , цена , конкуренция. Механизм взаимодействия между спросом, предложением и ценой называется рыночным механизмом . Он осуществляет координацию деятельности между производителями и потребителями товаров и услуг.

Конкуренция же определяет невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки.

Именно цена является основным инструментом, регулирующим спрос и предложение в условиях конкурентного рынка.

Спрос находится в обратной зависимости от цены - при повышении цены на товар спрос на него, как правило, падает, при понижении цены – спрос на товар повышается. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых цен воздействует на производственный спрос фирмы.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость : при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены влечет за собой сокращение объема предложения.

Кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно. Так, например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а увеличение спроса на отдельные виды товаров вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.