Статистическая отчетность. Виды и формы статистической отчетности. Что такое государственная статистическая отчетность

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика использует все виды статистических наблюдений (регулярную отчетность, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики в составе Российской Федерации 64


(краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом России. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Отчетность различается по периодичности. Она бывает срочная

Содержит данные за месяц и менее (декаду, сутки), а также квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат России проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности считается опоздание на одни сутки, а опоздание более чем на одни сутки рассматривается как непредставление отчетности. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для 65


присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основе общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГ- РПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношения разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов.

Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерских и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики (1991- 1996 гг.) и реализации федеральной целевой программы

«Реформирование статистики в 1997-2000 годах». 66


Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в районные или городские отделы, либо прямо в областные (краевые) комитеты. После проверки данные разрабатываются в вычислительном центре (ВЦ): составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом России. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат России, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.).

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние организации отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999 г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Унифицированная отчетность распространяется лишь на малые предприятия государственной формы собственности и собственности общественных организаций.

Остановимся на содержании унифицированных форм статистической отчетности исходя из редакции, утвержденной постановлением Госкомстата России № 67 от 17.07.2000 г.

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предусматривает отражение данных об объеме производства в целом по всем видам экономической деятельности. Наличие показателя общего объема производства создает основу для сопоставления и обобщения данных по предприятиям, занятым различными видами деятельности. Из общего объема производства выделяются производство товаров и производство услуг. При этом под товарами понимаются физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности, а под услугами - проведенная по заказу деятельность, приводящая к изменению свойств или перемещению предметов, принадлежащих потребителю (например, перевозка, ремонт, хранение), либо к изменению состояния самого потребителя услуг (например, образовательные или медицинские услуги). К услугам относятся следующие виды деятельности:


оптовая и розничная торговля, ремонт зданий и сооружений, машин, оборудования, предметов личного пользования, транспорт и связь; услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, услуги в области образования и здравоохранения, коммунальные услуги и некоторые другие виды деятельности.

В форме № П-1 отражаются сведения о производстве и отгрузке конкретных видов товаров и услуг. В этих строках статистик должен правильно указать код товара (услуги) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) или коды Общероссийского классификатора продукции (ОКП) и Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). По этим сведениям статистики относят приведенные данные к промышленности, платным услугам населению, розничной или оптовой продаже товаров.

Форма № П~2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестиционной деятельности предприятия (организации).

Инвестиционная деятельность определяется как приобретение ресурсов, способных обеспечить получение доходов в будущем. В зависимости от типа приобретаемых активов инвестиции подразделяются на финансовые вложения, осуществляемые с целью приобретения финансовых прав (акций, облигаций и т.п.), и инвестиции в нефинансовые активы (здания, машины, землю и т.п.). Терминология, используемая в форме № П-2, приближена к определениям системы национальных счетов.

В формах № П-1 и П-2 все показатели даются в фактических ценах. Исключение из форм показателей в сопоставимых ценах не означает отказа от их использования. Пересчет в сопоставимые цены осуществляется не работниками предприятия, а в органах статистики по единой методологии, утвержденной Госкомстатом России, что обеспечивает большую точность и достоверность расчетов.

Введение унифицированных форм отчетности способствует автоматизации обработки и широкому использованию технологий работы с банками данных, основополагающими принципами которых являются упрощение показателей и снижение нагрузки на обследуемые предприятия.

В унифицированной форме № П-1 и в разделе формы № П-4 отсутствуют кумулятивные показатели «за период с начала


года», ранее всегда присутствовавшие в формах статистической отчетности по продукции, численности и заработной плате работников. Это соответствует международной статистической практике, обычно оперирующей за отчетный и

предшествующий ему месяцы, что облегчает заполнение форм в условиях значительной изменчивости экономических параметров. Кроме того, это позволяет исключить несоответствие между данными «за периоде начала года» и суммой помесячных данных за соответствующее количество месяцев.

В новые формы включен ряд показателей, позволяющих выявлять наличие на предприятиях определенных экономических явлений. Например, заполнение строк 15 и 16 в форме № П-1 свидетельствует о том, что данное предприятие осуществляет экспорт или импорт услуг. Для более детального изучения структуры и направлений экспорта и импорта услуг такому предприятию высылается специализированная форма статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Отчет об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности». Аналогичную роль исполняют следующие показатели: вывоз товаров в государства - члены таможенного союза (строка 14 формы № П-1), инвестиции за рубеж и инвестиции из-за рубежа (строки 19, 20, 23, 24 формы № П-2). Сопоставление показателей выпуска и отгрузки продукции в форме № П-1 позволяет сделать выводы от эффективности работы предприятия (продумана ли система реализации продукции без задержек или же предприятие работает «на склад»). При этом предусмотрены достаточно подробная классификация производимой продукции - строительно- монтажные работы, оборот торговли, потребительские товары и информация по каждому виду продукции в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики. Некоторые данные относятся к будущему периоду и приводятся в форме № П-1 справочно. Например, информация об общем объеме заказов на поставку продукции в последующие

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит показатели, которые позволяют анализировать масштабы и эффективность инвестиционной деятельности предприятия.


Раздельно отражается несколько групп инвестиций: в финансовые и нефинансовые активы; осуществляемые предприятием и в предприятие; краткосрочные и долгосрочные. Направленность инвестиционной деятельности характеризуется как по отраслям вложений (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь), так и по характеру вложений (паи, акции, облигации, займы). Раздельные данные по инвестициям в нефинансовые активы и финансовые инвестиции позволяют проследить процесс воспроизводства основных фондов.

Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств, вовлеченных в процесс инвестирования (это прежде всего прибыль предприятия), степень использования заемных средств (в том числе кредиты коммерческих банков, что является индикатором сбалансированности денежно-кредитного и реального секторов экономики).

Финансовое положение является интегральным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия. Этим обусловлено выделение данных о финансово- хозяйственной деятельности в отдельную форму № П-3

«Сведения о финансовом состоянии предприятия». В форме приведены данные о прибыли (убытке) предприятия за период с начала отчетного года, которые можно сопоставить с результатом за соответствующий период прошлого года (помещенного здесь же). На основе данных формы возможно сопоставление структуры дебиторской и кредиторской задолженности по срокам; приведена общая сумма оборотных средств (с выделением собственно денежных средств).

Таким образом, в форме предусмотрены сведения, требуемые для анализа финансовой устойчивости предприятия. Тут же отражаются данные о состоянии расчетов с предприятиями России, стран СНГ и других стран, что позволяет оценить степень вовлеченности предприятия в мировой рынок.

Эффективность деятельности предприятия определяется не только его производственными и финансовыми возможностями, значительное влияние оказывает его трудовой потенциал. В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» численность работников приводится с разбивкой по категориям: работники списочного состава, внештатные совместители и выполнявшие работы по


не равна нулю и может составлять (n22/n) - 5-10% всего массива данных.

Помимо разного рода отчетов в налоговую службу и различные фонды, все действующие предприятия, организации и частные предприниматели должны вовремя отчитываться и перед органами статистики. Рассмотрим существующие формы статистической отчетности, их заполнение и сроки сдачи.

Статистическая отчетность подразумевает сбор определенных сведений, предусмотренных федеральной программой. Отчетность в органы статистики должны предоставлять:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Юридические лица, оформленные на территории РФ;
  3. Индивидуальные предприниматели;
  4. Работающие в РФ филиалы и представительства иностранных организаций.

Все они отчитываются на общих условиях независимо от формы организации деятельности и системы налогообложения.

Документы по отчетности направляются в отделение Росстата по месту регистрации организации. Отчетность может сдаваться лично, через официального представителя или заказным письмом. Не исключается и возможность отправить отчеты в электронном виде через интернет.

Сбор статистической отчетности необходим для анализа экономического состояния в стране. Показатели каждого предприятия формируют общую картину товарооборота, размеров доходов, занятости населения на федеральном уровне.

Формы статистической отчетности и сроки сдачи

Существует более 300 форм представления статистических данных. Но предоставлять все — нет необходимости. Также существует перечень обязательных статистических сведений, которые необходимо передавать в органы статистики. К ним относятся:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • форма П-1 – показывает основные данные деятельности предприятия: данные о производстве, отгрузке товаров и услуг. Сдается ежемесячно;
  • форма П-3 – в ней отражаются сведения о финансовом положении предприятия, предоставляется каждый месяц;
  • форма П-4 – отображает информацию по работникам и заработной плате. Сдается раз в квартал;
  • форма П-4 (НЗ) – представлены данные о работниках с неполной занятостью и движении сотрудников, сдача – раз в квартал.

Для субъектов малого предпринимательства и ИП предусмотрены особые формы отчетности. Их тоже необходимо передавать:

  • форма ПМ — отображает ключевые показатели деятельности малого предприятия, сдается раз в квартал;
  • форма ПМ-пром – показывает данные об изготовлении продукции малым предприятием, предоставляется ежемесячно;
  • форма 1-ИП – отображает показатели о деятельности ИП, сдается раз в год;
  • форма 1-ИП (торговля) – показывает сведения о деятельности ИП в сфере розничной торговли и услуг, передается раз в год;
  • форма ТЗВ-МП – ежегодно предоставляются сведения о выручке от продажи продукции и расходах на производство:

Микропредприятия, то есть организации, у которых числится не более 15 работников и доход за год не превышает 120 млн. руб., обязаны ежегодно предоставлять в органы статистики отчет по форме МП (микро).

Также все компании должны передавать в органы статистики пакет обязательной отчетности по бухгалтерскому учету. В него входят бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, об изменении собственного капитала, отчеты о движении и о целевом использовании денежных средств.

Сдать или не сдать?

На то, кому и какие именно формы статистической отчетности сдавать, влияют такие факторы:

  • род деятельности;
  • численность сотрудников;
  • зачисление в список выборочного наблюдения.

Выборочное наблюдение – это формирование Росстатом списка компаний, которые должны предоставить отчетность. Об этом организации уведомляются по почте. Также узнать о формах отчетности, которые должна сдать организация, можно на сайте statreg.gks.ru. Достаточно заполнить все поля и найти нужную компанию:

Росстат может проводить и сплошное наблюдение. В этом случае выбирается определенный вид деятельности. Все компании, осуществляющие выбранную деятельность, должны предоставить отчетность в органы статистики.

Ответственность и штрафы

Так как сдача статистической отчетности регулируется действующим законодательством, несерьезное отношение к ней может повлечь применение штрафов. Штрафы за непредставление отчетов:

Недопустимо также искажать предоставленные отчетные данные и опаздывать даже на сутки.

С 2016 года увеличились штрафы за несвоевременную сдачу отчетов и за недостоверную информацию в них. Все это предусмотрено п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса за 2015 год

  2. Штрафы за несдачу статотчетности

Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ . В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224 );
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .

Нулевую отчетность в статистику можно не сдавать

В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО

В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.

Росстат разъяснил, как сдавать нулевую статистическую отчетность

Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.

Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности

Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").

Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статистическая отчетность малых предприятий и предпринимателей

Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.

Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."

В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.

Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.

Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

От чего зависит набор статотчетности

Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.

Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.

В-третьих , состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:

  1. сплошного , то есть обязательного для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования;
  2. выборочного – обязательного для специально отобранных организаций и предпринимателей.

Как определить состав статистической отчетности

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Статистическая отчетность: как узнать, какие формы нужно сдавать вашей фирме

Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.

Примечание : Информация Росстата

1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).

2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.

3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.

Какими способами можно сдать статистическую отчетность

Способы сдачи

Статистическую отчетность можно представить:

  • на бумаге (лично, через уполномоченного представителя либо по почте с описью вложения);
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Сдача на бумаге статистической отчетности

При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Сдача в электронном виде

Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:

  • через специализированных операторов связи. В этом случае организации, предпринимателю необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг. Возможность передавать отчетность в электронном виде с помощью спецоператоров предоставляют, в частности, Мосгорстат, Петростат, Орелстат и ряд других территориальных органов статистики;
  • через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата. Для использования этого способа организации, предприниматели должны иметь сертификаты ключей электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами. Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений публикуются на сайтах территориальных подразделений Росстата. Возможность формировать и отправлять статотчетность непосредственно на своих сайтах предоставляют Мособлстат, Башкортостанстат и другие территориальные органы статистики.

Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.

Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Дата представления статистической отчетности

Датой представления статотчетности является:

  • при представлении на бумаге – дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение Росстата;
  • при представлении в электронном виде – дата отправки по сети Интернет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).

За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.


Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности

Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.

Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».

Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:

  • от 10 до 20 тысяч рублей - для должностных лиц;
  • от 20 до 70 тысяч рублей - для юридических лиц.

Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:

Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.


  • Статья поможет составить баланс, Рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

  • В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи.
  • Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программа которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, форма № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России образцах нового типа машин, оборудования, аппаратов, приборов в 199... году» или форма № 2 - инновация «Сведения о технологических инновациях промышленного предприятия (объединения) за 199... год» и т. д. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

    Отчетность различается по периодичности: срочная - содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности. Срочная отчетность часто передается по телеграфу (или электронной почте) и называется телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.

    Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Например, форма отчетности 10-ф (квартальная) практически полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Госкомстат России проводит политикуунификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.

    Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. С мая 1992 г. введен в действие Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.


    Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

    Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

    При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

    Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

    Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

    Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требований Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, а также систему статистических показателей для оценки экономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса потребовало специального решения вопроса об отчетности малых предприятий. Они отчитываются пс минимальному количеству форм статотчетности и показателей. Утверждена унифицированная интегрированная форма статистической отчетности квартальной периодичности для малых предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма, содержащая показатели производственной деятельности этих предприятий.

    Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органы государственной статистики - либо в райинспектуры, либо прямо в областные (краевые) управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются: составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом РФ. Данные обобщаются по отраслям, организационноправовым формам, формам собственности, территориям и т.д.Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат РФ, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т. д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

    Российские организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять статистическую отчетность в органы статистики. Статистические сведения, которые предоставляют организации в Росстат зависят от вида деятельности, численности сотрудников и финансовых показателей по итогам отчетных периодов. В статье расскажем про состав и формы статотчетности, рассмотрим сроки сдачи.

    В органы статистики (Росстат) поступает огромное количество информации от предприятий всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Обрабатывая и передавая информацию в федеральные органы власти, наше правительство получает сведения как об экономической, так и о социальной ситуации в предпринимательстве. Вся собранная информация позволяет принимать новые направления в развитии экономической деятельности нашего предпринимательства, а также способствует усовершенствованию законодательства в этом направлении.

    Кто должен подавать статистическую отчетность

    Согласно Закону ФЗ№282 от 29.11.2007г сдавать статистические сведения в Росстат должны:

    Далее разбираемся, для кого предназначается статинформация. Получателями такой отчетности могут быть и региональные и федеральные отделения Росстат, а также Банк России и иные госучреждения. Статотчетность может зависеть и от применяемого вида деятельности, а также местонахождения компании. Итак, статистические формы для начала можно разбить на:

    • федеральные;
    • региональные.

    А их дополнительно уже можно разделить на:

    • общие;
    • отраслевые;
    • по которым предоставляется информация за каждый отчетный период;
    • единовременные.

    Как определить состав статистической отчетности

    Состав отчетности, которую должна предоставлять конкретная организация определить можно на сайте statreg.gsk.ru, либо на портале Росстата, где размещаются только официальные данные. Можно также обратиться с письменным запросом в Росстат или его подразделение по месту нахождения организации. В обязанности территориальных подразделений Росстата входит информирование организаций и предпринимателей о том, какие формы необходимо сдавать, консультация по их заполнению, а также предоставление самих бланков для отчетности.

    Отдельные формы отчетов существуют для выборочного наблюдения. Узнать, попали ли вы как предприниматель или ваша организация в список выборочного наблюдения можно на сайте отделений Росстата по своему региону.

    Формы и сроки сдачи статистической отчетности

    На текущий 2017г Росстатом утверждено 155 новых форм статотчености. Сдавать формы отчетов в органы статистики организации и ИП могут любым из доступных современных способов:

    Формы и сроки сдачи статотчетности на 2017 год (полный список форм приведен на сайте Росстат):

    Статотчетность Сроки предоставления Кто предостваляет
    ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» За 2016г – до 30.01.2017г малые предприятия
    П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» За 2016г – до 09.01.2017г

    За 1кв. 2017г – до 04.04.2017г

    За полугодие 2017г – до 04.07.2017г

    За 9 месяцев 2017г – до 04.10.2017г

    11 – «Сведения о наличие и движении основных фондов и других нефинансовых активов» За 2016г – до 03.04.2017г Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
    П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» Для организаций, где свыше 15чел. – ежемесячно

    Для организаций, где менее 15чел. – поквартально

    Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
    П-6 «Сведения о финансовых вложениях и обязательствах» Юрлица, но не субъекты малого предпринимательства
    За 2016г – до 01.02.2017г Юрлица, но не МП, которые занимаются оптовой и розничной торговлей
    МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» За 2016г – до 30.01.2017г

    За 1кв. 2017г – до 01.05.2017г

    За полугодие 2017г – до 31.07.2017г

    За 9 месяцев 2017г – до 30.10.2017г

    Микропредприятия
    1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» За 2016г – до 30.01.2017г

    За 1кв. 2017г – до 01.05.2017г

    За полугодие 2017г – до 31.07.2017г

    За 9 месяцев 2017г – до 30.10.2017г

    ИП, кроме определенного перечня предпринимателей

    Формы отчетности для малого бизнеса, обязательные только для тех компаний и предпринимателей, которые попали в выборку:

    • №МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятий».
    • №1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя».
    • №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Читайте также статью: → « ».

    Штрафы за нарушения в статистической отчетности

    Большое количество организаций и предпринимателей пренебрегают отчетностью в Росстат, считая, что такая информация должна предоставляться не в обязательном порядке, обязательной же является только отчетность в налоговую и пенсионные фонды. А между тем, законом предусмотрены довольно большие штрафы за такие нарушения.

    Ответственность за непредставление статотчетности в срок:

    • от 20 тыс. до 70 тыс.руб. – для предприятия;
    • от 10 тыс. до 20 тыс.руб. – для ИП, либо должностного лица предприятия.

    Штраф за недостоверно предоставленные сведения в статотчете такой же. Поэтому, нужно внимательнее отнестись к этому вопросу и уточнить должна ли ваша организация сдавать статистический отчет, чтобы избежать возможных последствий и неприятностей.

    Ответы на распространенные вопросы

    Вопрос №1. За прошедший отчетный период у нас нет данных, необходимых для заполнения формы в Росстат. Как нам быть? Сдать нулевой отчет?

    В этом случае вам нужно внимательно прочитать прилагаемые к форме указания по заполнению. Если там указано, что сдавать только в случае, если произошло событие, о котором нужно сделать запись, то сдавать такой отчет не нужно. Если же в указаниях такого нет, сдайте отчет с проставленными прочерками, либо отправьте в отделение статистики оповещение о том, что за отчетный период нет показателей для предоставления в органы Статистики.

    Вопрос №2. Наша организация на УСН. Какую форму статотчетности мы должны сдавать?

    Организации, применяющие УСН в основной массе относятся к малым предприятиям, соответственно и форма вашего отчета должна быть для малого бизнеса, (форма МП(микро), либо ПМ).

    Вопрос №3. Мы предоставляем в Росстат только те формы отчетов, которые представлены в перечне на сайте. Этого достаточно? Или мы обязаны предоставлять еще какие то отчеты?

    На сайте Росстата в специальном сервисе представлены все формы отчетов, которые необходимо сдавать вам. Дополнительно предоставлять какой то отчет нужно только в том случае, если Росстат отдельно направил вам письмо с дополнительной формой, либо оповестил по телефону.