Современные программы регистра населения в мире. Федеральный закон о государственном регистре населения российской федерации. "регистр населения" в книгах

Первая очередь создания системы включает работы по общесистемному проектированию, в т.ч. разработку проектных решений централизованной ИТ-инфраструктуры ФГИС, требований к услугам связи, структуры базы данных, модели угроз и проектных решений по обеспечению информационной безопасности . Помимо этого, исполнитель проекта должен будет разработать технологические процессы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, а также прикладное программное обеспечение.

«Элвис-плюс» получила госконтракт на поставку 567 защищенных ПК для ЗАГСов

19 июля 2018 года появилась информация о том, что изготовлением и поставкой защищенных компьютеров для ЗАГСов займется компания «Элвис-плюс ».

Согласно информации, опубликованной на сайте госзакупок, компания оказалась единственным участником электронного аукциона с начальной ценой госконтракта в 38,4 млн рублей. В результате чего победа была присуждена компании без снижения цены лота.

По условиям контракта, до 30 сентября 2018 года «Элвис-плюс» необходимо поставить 567 компьютеров во все региональные управления Федеральной налоговой службы . Собранные комплексы при это должны включать аппаратно-программную платформу, представляющую собой системный блок с комплектом предустановленного ПО и пятью носителями ключевой информации, а также жидкокристаллический монитор , клавиатуру и «мышь».

В соответствии с техзаданием тендера поставщик должен предоставить заказчику ПК на процессорах стандартной архитектуры x86-64 с числом ядер не менее четырех и тактовой частотой не менее 2 ГГц, оперативной памятью DDR3 не менее 4 ГБ, жестким диском не менее 32 ГБ и интегрированным видеоконтроллером.

Результатом проекта стало создание единой облачной среды, объединившей все органы ЗАГС страны. ФНС России организована закупка и поставка 15 000 аппаратно-программных комплексов. Все уполномоченные сотрудники подключены к инфраструктуре Реестра и, после подтверждения доступа с помощью ESMART Token ГОСТ, оказывают государственные услуги в режиме онлайн.

«Основной особенностью решения ISBC является высокая защищенность в соответствии с требованиями системы сертификации ФСБ России. ESMART Token ГОСТ создан на базе отечественной микросхемы MIK 51, что гарантирует отсутствие каких-либо аппаратных «закладок». Решение ESMART Token ГОСТ сертифицировано как КС3. Российский чип обеспечивает аппаратную поддержку криптографических алгоритмов, реализованных нативно в ОС смарт-карты (в маске чипа) и без использования Java -апплетов. Перевод единого реестра записей в цифровой формат на основе АПК «Застава-ТК» повысит качество услуг ЗАГС, а применение отечественного средства криптографической защиты информации ESMART Token ГОСТ предотвратит угрозы несанкционированного доступа к персональным данным граждан России».


Сергей Панов, генеральный директор ООО «АТ бюро», входящего в Группу Компаний ISBC"

На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС

"На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС", - отметил Мишустин. Единый реестр заменит 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Это позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания Реестра населения России".

ГК ТОНК выступила в качестве поставщика аппаратных платформ на базе ТОНК TN1402 с датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Всего за два месяца было изготовлено, оснащено программным обеспечением и в августе 2017 года уже доставлено во все ЗАГСы Российской Федерации 15 тыс. аппаратно-программных комплексов, представляющих собой защищённые рабочие места сотрудников ЗАГС. И в этом немалая заслуга принадлежит партнёрам компании - транспортно-экспедиционной компании NLS.

Компания "Элвис-Плюс" специально для этого проекта разработала аппаратно-программный комплекс (АПК) «Застава-ТК», который предназначен для защиты корпоративных вычислительных ресурсов и реализует целый ряд целевых функций, в том числе, шифрование , контроль целостности данных, криптографическая аутентификация абонентов, с реализацией функций электронной подписи в соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ.

По информации «Элвис-Плюс», продукт «Застава-ТК» реализует концепцию универсального рабочего места для государственных и корпоративных территориально распределённых ИС и компьютерных сетей, в которых требуется обеспечить централизованную обработку, хранение и доступ к данным с использованием облачных технологий и VDI с высокой степенью защищённости.

АПК «Застава-ТК» является изделием полностью российского производства, с готовым набором средств защиты информации и сервисом электронной подписи, без применения наложенных аппаратно-программных модулей доверенной загрузки, подчеркнули в компании. Продукт реализован на аппаратной платформе ТОНК TN1402 с установленной операционной системой Alt Linux СПТ 7.0 , оснащен датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Комплекс сертифицирован по классу КС3 в системе сертификации ФСБ России (получен сертификат № СФ/124-3150 от 30.06.2017).

Состав АПК «Застава-ТК»:

  • Аппаратная платформа ТОНК TN1402 - компьютер в форм-факторе «тонкий клиент».
  • Электронный идентификатор ESMART Token ГОСТ, аппаратно реализующий российские стандарты электронной подписи, шифрования , хэширования и являющийся ключевым носителем.
  • Операционная система AltLinux СПТ 7.0, 64-битная версия.
  • СКЗИ «КриптоПро CSP» версия 4.0.
  • Программное обеспечение на базе «Застава-Клиент», версия 6.
  • ПО ESMART Token ГОСТ, реализующее программный интерфейс, выполненный по спецификации PKCS11.
Реестр ЗАГС создан с целью объединения в одном ресурсе записей всех актов гражданского состояния с 1926 года. Предложенное «Элвис-Плюс» решение отвечает всем требованиям по информационной безопасности , предъявляемым к защищенным рабочим местам сотрудников, оказывающим государственные услуги гражданам на всей территории РФ независимо от их места проживания и хранения информации. Внедрение АПК «Застава-ТК» обеспечит простоту и надежность, повысит эффективность и позволит гарантировать безопасность работы пользователей ЕГР ЗАГС, - считает заместитель начальника Управления, начальник отдела информационной безопасности ФНС России Александр Соловьёв .

Проект создания ЕГР ЗАГС является одним из ключевых для нашей компании, - подчеркнул заместитель генерального директора по производственной деятельности «Элвис-Плюс» Сергей Панов . - Для его реализации мы в сжатые сроки разработали и представили решение по защите рабочих мест пользователей ЗАГС высокой степени готовности при развёртывании и подключении. Особенностями нашего решения являются уникальная архитектура защиты, возможность оперативного масштабирования, минимальное время восстановления после программных сбоев и возможность централизованного обновления всего ПО АРМ ЕГР ЗАГС. В условиях существующих киберугроз АПК «Застава-ТК» предоставляет информационным ресурсам заказчика защиту в полном соответствии с действующим законодательством.

IBS поставит ФНС России системы безопасности для реестра ЗАГС

На тендер с начальной ценой контракта 236 млн рублей поступили заявки от компаний «ИБС Экспертиза» (IBS) и «ИТ Спектр». Максимальное снижение стоимости договора допустила IBS (232,5 млн рублей), она и была объявлена победителем.

В марте 2017 года IBS выиграла другой аукцион ФНС в рамках проекта по созданию реестра ЗАГС. За 590 млн рублей эта компания поставит госзаказчику оборудование, ПО, а также окажет сопутствующие услуги для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.

Текущая закупка предусматривает поставку оборудования и лицензий на различное ПО. Кроме того, в перечень услуг входят работы по созданию программно-аппаратных комплексов для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС и пользовательского доступа.

Создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС (ЦОД и налоговых органов) оценивалось заказчиком в 159 млн рублей. Из этой сумму на оборудование и пусконаладочные работы должно было быть потрачено 22 млн рублей, на разработку документации – 6,5 млн рублей, на программное обеспечение – почти 131 млн рублей.

Аппаратная часть комплекса включает межсетевые экраны и серверы, криптографический шлюз, электронные замки, компьютеры и мониторы. В программную входят операционные системы , СУБД , средства защиты виртуализации и мониторинга событий ИБ, антивирусы и пр.

На создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры пользовательского доступа выделялось 61,6 млн рублей. Здесь также основная часть бюджета должны была пойти на оплату ПО – 49,7 млн рублей. В 9,5 млн рублей оценивалось оборудование и пусконаладка, в 2,5 млн рублей – разработка документации.

Еще 15 млн рублей планировалось потратить на 86 программно-аппаратных комплексов для налоговых органов. Стоимость каждого оценивалась в 175 тыс. рублей.

С учетом снижения цены победителем закупки озвученные цены немного изменятся.

Конкретные наименования оборудования и программных продуктов заказчик не называл. Однако, для операционных систем и СУБД в документации приводилось обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО.

Весь проект рассчитан на 60 дней с даты заключения контракта.

"Элвис-Плюс" получает 982 млн руб на компьютеры для реестра ЗАГС

В аукционе приняли участие две компании - "Элвис-Плюс " и "Депо Электроникс ". Победа досталась "Элвис-Плюс" благодаря снижению цены контракта до 982 млн рублей.

Согласно ТЗ, каждый ПАК должен состоять из системного блока с комплектом предустановленного ПО и двумя носителями ключевой информации, ЖК монитора, клавиатуры и мыши. Всего заказчик хочет получить 15 тыс. таких комплектов.

В системном блоке должен быть установлен 4-ядерный процессор (x86-64 бит) с тактовой частотой не менее 2 ГГц. Объем оперативной памяти должен составлять не менее 4 ГБ. Обязательно наличие 32 ГБ SSD или Disk On Module.

Аппаратно-программная платформа должна быть оснащена встроенными аппаратными средствами контроля вскрытия корпуса системного блока, с возможностью блокирования функционирования ПАК. Встроенные аппаратные средства контроля вскрытия корпуса системного блока должны иметь возможность детектировать вскрытие как при включённом, так и при отключённом внешнем питании. При срабатывании датчика вскрытия корпуса системного блока во включённом состоянии аппаратно-программной платформы, она должна автоматически выключиться или должна автоматически запуститься процедура перезагрузки.

Комплект предустановленного ПО должен состоять из операционной системы (ОС), VPN клиента и специального программного обеспечения - тонкого программного клиента, реализующего протокол удалённого доступа к виртуальным рабочим столам ЕГР ЗАГС.

Участие в аукционе приняли две компании - "ИБС Экспертиза " и "Инлайн технолоджис ". Наиболее низкую цену госконтракта (589,3 млн руб.) предложила "ИБС Экспертиза", эта компания и была признана победителем.

Все работы по поставке и созданию соответствующих сегментов и систем должны быть выполнены с даты заключения госконтракта и не позднее 30 мая 2017 года.

В перечень необходимых аппаратных решений входят машины баз данных, платформы виртуализации , вычислительные платформы аналитики, серверы, персональные компьютеры, СХД , сетевые коммутаторы и маршрутизаторы , монтажные шкафы. Что касается софта, то здесь список поставки включает операционные системы , а также ПО для отчетности и аналитики, мониторинга и управления, резервного копирования и восстановления данных, виртуализации и СУБД .

Конкретные наименования ни для софта, ни для «железа» не называются, однако в документации приведен список требований по каждому типу решений. Некоторые типы программных продуктов упоминаются в обосновании невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО. В частности, это касается одного из четырех типов ОС и системы резервного копирования данных.

Единый реестр ЗАГС создается на базе российских серверов и ПО с открытым кодом

Заявки на участие в тендере ФНС подавали две компании - «ИБС Экспертиза » и «Главный научный инновационный внедренческий центр » (ГНИВЦ). Победителем стал ГНИВЦ, предложивший выполнить все условия контракта за 139 млн рублей.

В числе задач, которые требуется решить в рамках этой очереди, - общесистемное проектирование системы, разработка функционального программного обеспечения, его внедрение, опытная эксплуатация и ряд других работ. Также от подрядчика требуется разработать обучающие материалы для подготовки персонала к работе с новой системой.

Ранее, в октябре 2016 года, налоговая заключила контракт объемом 76,6 млн рублей с «Главным научным инновационным внедренческим центром» (ГНИВЦ) на выполнение работ первой очереди создания системы ведения реестра ЗАГС. В его рамках были разработаны проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры , типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС и решения по обеспечению информационной безопасности .

Первая очередь работ по контракту между ФНС и ГНИВЦ предполагала также разработку требований к услугам связи ФЦОД и РЦОД ФНС , к обеспеченности услугами связи органов ЗАГС и к переносу наследуемых данных из действующих региональных систем.

К выполнению части работ ГНИВЦ первой очереди привлекал субподрядчика – «ИБС Экспертизу» как единственного поставщика. За 5,81 млн рублей интегратор должен был разработать разделы ТЗ на создание федеральной системы в части требований к комплексу технических средств, проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры системы и проектные решения типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС .

В итоге централизованная ИТ-инфраструктура реестра ЗАГС была спроектирована на базе программно-аппаратных комплексов «Скала-СР/Postgres» , разработанных IBS совместно с Depo Computers , работающих под управлением операционной системы ALT Linux SPT и СУБД Postgres Pro Enterprise .

В ней также используется серверная виртуализация компании "Росплатформа" на базе платформ «Скала-Р» серии 300 и «Скала-СР/Аналитика» с применением учетно-аналитической системы «Полиматика» . Использование пплатформы «Скала-Р» серии 300 предполагается и для организации виртуальной инфраструктуры пользовательского доступа (VDI).

Объектами автоматизации федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС являются органы, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния. Общее количество объектов автоматизации составляет 6,4 тыс. органов записи актов гражданского состояния, 234 консульских учреждения РФ за пределами территории РФ на территории 147 государств, приводятся данные в одном из ТЗ по проекту. Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч.

2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС

20 мая 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Ранее глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия ") пояснила, что такой реестр будет содержать:

  • свод записей актов гражданского состояния;
  • сведения о религиозных обрядах до того, как были образованы или восстановлены ЗАГСы;
  • о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния за пределами РФ.

Согласно законопроекту, электронные документы ЗАГС будут равнозначны составленным на бумаге. Законопроектом определяется срок завершения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния до 31 декабря 2019 года .

План выделения 10,6 млрд руб на создание реестра

В апреле 2016 года стала известна ориентировочная стоимость разработки электронного единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), оператором которого будет Федеральная налоговая служба (ФНС) .

Проводится обсуждение законопроектов

В марте 2016 года на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был опубликован текст законопроекта, регулирующего порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния .

Оператором информационной системы, согласно законопроекту, станет Федеральная налоговая служба . На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения Российской Федерации, говорится в законопроекте.

Другие госорганы смогут получать сведения из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Реестр ЗАГС объединит все записи актов гражданского состояния с 1926 года в одном ресурсе. Запуск ФГИС «ЕГР ЗАГС» действующим законодательством запланирован на 1 января 2018 года. До этой даты региональные органы власти будут вносить в реестр записи из книг регистрации актов гражданского состояния, составленных до вступления в силу закона.

Внедрение единого программного обеспечения, завершение перевода всех имеющихся записей в электронный вид, включение их в состав сведений ФГИС «ЕГР ЗАГС» позволит предоставлять услуги ЗАГС гражданам, независимо от их места проживания и места хранения информации.

Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению после включения содержащихся в них записей в реестр, говорится в законопроекте.

Второй касается возложения на тот же орган функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Какие проблемы решат и создадут единый реестр ЗАГС и база населения России

Упрощение госуслуг

На начало 2016 года в России , по данным Минюста, существует 2,6 тыс. загсов и 3,8 тыс. органов местного самоуправления сельских поселений. Органы ЗАГС на федеральном уровне никому не подчиняются: они учреждаются региональными правительствами в виде самостоятельных органов исполнительной власти либо в виде структурных подразделений других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Сведения ЗАГС часто требуются для предоставления госуслуг. По состоянию на март 2016 года они имеют статус документов личного хранения и, соответственно, их требуется предъявлять в форме бумажных документов при получении госуслуг.

План исключения сведений ЗАГС из списка документов личного хранения существует. Для этого все ЗАГСы были подключены к СМЭВ и научились отвечать на межведомственные запросы. Но проблема заключается в том, что если у гражданина не спросить, в каком из ЗАГСов содержится запись, то ведомство, предоставляющее услугу, не знает, куда направлять запрос, и вынуждено его направлять веерно по всей стране, - объясняет TAdviser собеседник в одном из федеральных ведомств. - Это абсолютно нерабочая схема. Для того, чтобы межведомственные запросы заработали, необходимо, чтобы была центральная система, которая знает, где хранится необходимый акт

О создании такой системы, по информации TAdviser, Минкомсвязи несколько лет вело переговоры с Министерством юстиции (курирует ЗАГСы на федеральном уровне). Договориться ведомства не смогли и в итоге создание системы было поручено


К тому же многие базы не являются федеральными. В первую очередь, это ЗАГСы, добавляет собеседник.

Нет статистики и нельзя посчитать – сколько было браков, разводов. Не во всех субъектах есть региональная база. Если решения и есть, то сделаны на коленке. Их нельзя состыковать. Когда начинаются вопросы социальных вычетов, статусов людей, выясняется, что можно, например, пять раз жениться. Приходишь, подаешь заявление в ЗАГС, а они не знают, что в другом субъекте ты уже женат. Ради материнского капитала люди регистрируют в разных ЗАГСах рождение одного и того же ребенка. Такое возможно даже внутри одного региона

Централизация ЗАГСов, а затем и общий реестр населения со статусами, по мнению собеседника TAdviser, позволит решить эти проблемы. Еще один бонус от ее возникновения может заключаться в том, что отпадет необходимость проводить перепись населения и тратить на это огромные деньги, добавляет он.

Раздвоение ответственности

Укрупнение и концентрация административных и информационных ресурсов хорошо соответствует логике современного российского госуправления, считает Михаил Брауде-Золотарев , директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

Основной аргумент в поддержку таких инициатив, как правило, это "повышение эффективности". В данном случае, объясняет он, единый информационный ресурс должен улучшить собираемость налогов и обязательных взносов за счет сопоставления разного рода информации, относящейся к налогоплательщикам и ранее содержавшейся в разных информационных ресурсах.


Особняком стоит включение в единый ресурс сведений о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, отмечает эксперт.


В большинстве развитых стран мира, по словам Брауде-Золотарева, стараются избегать такого рода концентрации персональных данных, более того, законодательно вводятся запреты на сопоставление и автоматическую обработку сведений, относящихся к разным сферам госуправления. Чаще всего "баррикады" разного рода высоты ставят между регистрационным, налоговым и социальным учетом населения, ограничивают использование единых идентификаторов этих ресурсах и т.п.


Еще один собеседник TAdviser говорит, что последние десять лет в России было установлено табу на создание полноценного регистра населения. Причины, по его мнению, две - проблема "большого брата" и недовольство РПЦ.

Выборочные обследования используются для сбора данных практически во всех областях жизни. В системе сбора данных о населении выборочные обследования используются для получения более детальной, углубленной информации, которую не могут предоставить переписи населения или текущий учет. В отличие от основных источников данных, обследование позволяет получить сведения об определенной группе населения. Особое место выборочные обследования занимают при подготовке и проведении переписей населения. Для этого используются так называемые микропереписи, которые проводятся по программе всеобщей переписи, но опрашивается не все население страны, а только некоторая его часть. В России микропереписи проводились дважды – в 1985 и 1994 гг. Благодаря микропереписи можно установить те изменения, которые произошли в составе населения за период после последней переписи. Но основная ее задача – апробация программы предстоящей переписи населения. Так, при подготовке переписи населения 1999 г. (которая была перенесена на 2002 г.) проводилась микроперепись населения 1994 г., в которой впервые появились вопросы и понятия, ранее в практике переписей населения России не использовавшиеся: домохозяйство, фактический брак. Непосредственно при проведении всеобщей переписи населения также может применяться выборочный опрос, с помощью которого более подробно изучаются явления, представляющие интерес с точки зрения социально-экономического и демографического развития страны в данный период. Например, в переписях 1970 и 1979 гг. выборочный метод применялся при изучении состава трудоспособного населения. В переписи 2002 г. выборочно опрашивались женщины, состоящие в браке, об их «брачной» и «репродуктивной» истории.

Выборочные обследования могут проводиться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Выделяют ретроспективные (анамнестические) и перспективные выборочные обследования . У обоих способов проведения выборочных обследований есть свои особенности.

Ретроспективные обследования лучше использовать для анализа рождаемости или брачности, то есть процессов, в результате действия которых индивиды не выбывают из когорты (исходная численность когорты не меняется). Например, можно опрашивать женщин, вышедших за пределы репродуктивного возраста, об их репродуктивной истории (о числе рожденных и выживших детей, интервалах между рождениями, использовании контрацепции и пр.). Анамнестические обследования позволяют восстановить прошлую картину течения демографических процессов в реальных поколениях, проследить наступление событий в зависимости от возраста членов когорты. При таком способе сбора данных надо иметь в виду возможные искажения и неточности полученных результатов.

При проведении перспективного выборочного обследования фиксируются события по мере их наступления в жизни когорты. Конечно, очень трудно таким способом изучать смертность какого-либо поколения, потому что для этого пришлось бы прожить с этим поколением всю его жизнь. В то же время таким методом можно собирать данные о детской или младенческой смертности, о заболеваемости и выздоровлении. Если изучаемые события в жизни когорты сконцентрированы во времени, то этот способ сбора данных можно использовать вполне успешно. С помощью такого подхода можно изучать младенческую смертность, проследив группу новорожденных в течение первого года жизни. Тем не менее, к данным, полученным таким способом, по нескольким причинам надо относиться осторожно:

Поскольку существует опасность того, что часть индивидов будет по разным причинам выбывать из-под наблюдения (из-за смертности, эмиграции), необходима достаточно большая исходная выборка, что удорожает такой способ сбора данных, причем для изучения редких событий требуется еще большая по размерам первоначальная выборка;

Если изучается процесс, исключающий индивидов из-под наблюдения, то надо принимать во внимание возможность того, что индивиды могут выбывать из-под наблюдения из-за событий, не связанных с изучаемым процессом. Например, если мы хотим изучать смертность от инфаркта миокарда, часть людей в выборке может умереть от несчастного случая;

Выборочные обследования могут проводиться в масштабах всей страны (микропереписи) или в некоторых относительно небольших группах населения.

В России с начала 1990-х гг. проводится лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств, в ходе которого задавались вопросы о здоровье членов семьи, об использовании контрацепции.

Регистр населения представляет собой картотеку (как правило в электронном виде), содержащую информацию о каждом лице или домохозяйстве, постоянно проживающих на данной территории. Например, в Бельгии помимо регистра граждан страны, ведется регистр иностранцев, проживающих на ее территории. Регистр населения содержит сведения об основных социально-демографических характеристиках каждого человека, таких как пол, возраст, состояние в браке, место рождения и место жительства. Помимо этого в регистр могут вноситься сведения об образовании и месте работы, наличии детей и пр. Главный принцип, положенный в основу регистра – постоянное и своевременное обновление содержащейся в нем информации. Граждане тех стран, в которых существуют регистры, обязаны сообщать о перемене постоянного места жительства для адаптации регистра к новой ситуации.

Помимо собственно демографического регистра, могут существовать и специфические регистры, близкие к спискам населения : регистр жилья, регистр занятого населения, выплачивающего пенсионные взносы, регистр системы медицинского страхования и др. Все эти частичные (охватывающие только часть населения) регистры также постоянно обновляются и могут служить дополнительным источником демографической информации.

Списки населения можно считать вспомогательным источником данных о населении. Списки содержат информацию не о всем населении, а об отдельных возрастных или социальных группах. Так, существуют списки детей, посещающих детский сад или школу, списки студентов, списки работающих на различных предприятиях, списки пациентов лечебных учреждений. Каждый список может содержать более или менее подробные характеристики о людях, отобранные в соответствии с назначением конкретного списка.

Тем не менее в отсутствие других источников данных о населении и с помощью списков населения можно осуществлять демографические исследования, оценить численность и состав населения по полу и возрасту. Например, статистическая разработка списков избирателей в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года, а также списков детей и молодежи 1954 года была использована для частичной замены переписи населения.

13. Численность населения и его демографические признаки.

Численность населения, т.е. количество жителей какой-либо территории или мира в целом, определяется моментным показателем. Она всегда фиксируется по состоянию на какую-то дату, какой-то момент времени. Даже когда говорят о среднегодовой численности населения, имеют в виду, что это количество людей на середину года. Примером интервального измерения служит число рождений.

При расчете различных демографических показателей используется средняя за соответствующий период времени численность населения или, как иногда говорят, среднее население. Это может быть численность всего населения, если рассчитываются общие коэффициенты, или населения отдельных половозрастных групп при расчете специальных и возрастных коэффициентов.

Чаще всего средняя за период численность населения рассчитывается как полусумма численности населения на начало и конец периода или (что одно и то же) как численность населения на начало периода плюс половина прироста численности населения за этот период времени.

Расчет несколько усложняется, когда временные интервалы внутри периода не равны между собой. В этом случае рассчитывается средняя взвешенная. Численность населения на первую дату учитывается с весом, равным половине первого интервала, на вторую дату – с весом, равным полусумме первого и второго интервалов, на третью – с весом, равным полусумме второго и третьего интервалов, и т.д. до численности населения на последнюю дату, вес для которой равен половине последнего интервала. Сумма всех этих величин делится на сумму весов.

Пол представляет собой совокупность телесных (генетических, морфологических, физиологических), репродуктивных, поведенческих, социально-психологических и психологических признаков, определяющих биологический и социальный личностный статус мужчины и женщины.

Половая принадлежность является одним из основных демографических признаков. Она указывается в переписных листах переписей населения, а также во всех первичных документах, фиксирующих события, из которых складывается естественное (рождения, смерти, браки, разводы) движение населения.

Возраст человека – это период от его рождения до того или иного фиксируемого момента его жизни. Наряду с полом возраст является важнейшим демографическим признаком. Он фиксируется в переписных листах и актах гражданского состояния. В переписных листах переписей населения России и СССР до 1959 г. включительно возраст человека записывался только как число исполнившихся лет (для детей моложе года – месяцев). Как говорилось в предыдущей главе при переписи 1970 г. наряду с числом исполнившихся лет или месяцев указывался месяц и год рождения. В переписном листе 1979 г. нужно было отметить, кроме числа исполнившихся лет, год рождения и родился ли человек до критического момента переписи населения (0 часов 17 января) или позже. Наконец при переписи 1989 г. указывалась как дата рождения (число, месяц, год), так и число исполнившихся лет. В актах гражданского состояния также записывается полная дата рождения и число исполнившихся лет.

Если говорить о возрастной характеристике не отдельного человека, а населения в целом, то она проявляется в его возрастной структуре и среднем возрасте. Возрастная структура населения – это его распределение по возрастным группам и возрастным контингентам, выраженное в процентах (можно в долях, промилле). Последние представляют собой укрупненные возрастные группы, выделенные по какой-либо качественной характеристике (детский, репродуктивный, трудоспособный, пенсионный и др. возрастные контингенты).

Средний возраст является обобщающей характеристикой возрастного распределения населения. Он может рассчитываться как для всего населения в целом, так и для отдельных возрастных групп. Чаще всего средний возраст исчисляется как средняя арифметическая взвешенная.

Брачный статус – это положение человека по отношению к институту брака. В России при переписях населения 1897, 1920 и 1926 гг. выделялось четыре категории брачного статуса или брачного состояния населения: холост (девица), женат (замужем), вдов (вдова), разведен (разведена). В переписных листах в 1937, 1939, 1959 и 1970 гг. фиксировались лишь две категории: состоящие и не состоящие в браке. Наконец, две последние в ХХ веке переписи населения в СССР в 1979 и 1989 гг. снова учитывали четыре вида брачного статуса: состоит в браке; никогда не состоял(а) в браке; вдовец, вдова; разведен(а), разошелся(лась). В последней категории к разведенным относятся те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем развелись и официально зарегистрировали свой развод. Разошедшимися считаются те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем разошлись, но развода не регистрировали, а также те, кто жили в незарегистрированном браке и разошлись, естественно, не регистрируя развод, так как не был зарегистрирован и брак.

При переписи населения ответы на все вопросы переписного листа, как отмечалось раннее, фиксируются по самоопределению граждан. Применительно к брачному статусу это означает, что человек определяет его независимо от того, есть ли у него свидетельство о браке или, наоборот, о разводе. Он может не регистрировать своих супружеских отношений, но при переписи населения говорить, что состоит в браке. И, наоборот, формально человек может состоять в браке, но при отсутствии фактических супружеских отношений считать себя разошедшимся. Возможны и другие расхождения формального брачного статуса и того, каким его считает сам гражданин. При этом важно отметить, что оценка человеком своего брачного статуса не связана с тем, как оценивает его настоящий (ая) или бывший (ая) супруг(а). Например, один из них может не считать свои отношения браком, а другой – считать. Прежде всего, с этим связано, то, что численности состоящих в браке мужчин и женщин по данным переписи населения не совпадают.

26.08.2005 Леонид Юхневич, Виктор Корсаков

Главный ресурс государства - не земля, не недра и не золотовалютный запас, а граждане. Их учет представляет собой нетривиальную задачу, которую пытались решать, например, с помощью поголовных переписей или учета отдельных категорий населения. Сегодня в России создается Государственный регистр - система информационного взаимодействия на базе единого информационно-телекоммуникационного пространства. Актуальность задачи возрастает по многим причинам, в том числе из-за быстрого прогресса глобальных систем связи, необходимости интеграции национальной и мировой экономик, роста угрозы терроризма.

Попытки создать систему учета населения предпринимались в нашей стране неоднократно. Еще в 70-е годы велись работы над Государственным регистром населения (ГРН), т.е. единой базой данных о населении сначала СССР, а затем России. До практического результата дело, однако, не дошло. Обычно все заканчивалось эскизными проектами (из-за отсутствия финансирования) либо появлением систем учета отдельных категорий граждан (ведомственных информационных систем).

Главная трудность создания централизованной системы учета населения заключается в межведомственном характере информации, которую необходимо собирать, хранить и обрабатывать. Тем не менее преодолевать эту проблему надо, поскольку сведения о гражданах являются основой для интеграции практически всех государственных информационных ресурсов, отражающих реальное социальное и экономическое состояние страны.

Проектирование единой централизованной информационной системы для учета сведений, которые обеспечивают возможность однозначной идентификации лиц, пребывающих и проживающих на территории страны, представляет собой весьма сложную инженерно-технологическую проблему. Ее решение требует не только внедрения компьютерных информационных систем и сетей передачи данных, поддерживающих деятельность уполномоченных органов власти. Необходимо организовать взаимодействие таких систем между собой, их работу как единого целого - вне зависимости от ведомственной принадлежности фрагментов этого целого.

Что сегодня

Органы исполнительной власти на всех уровнях самостоятельно занимаются автоматизацией учета разных категорий населения и создают автономные ведомственные базы персональных данных. Как показали результаты исследования, проведенного Минэкономразвития РФ, на федеральном уровне имеются 18 баз персональных сведений, в которых накоплены значительные объемы информации по разным аспектам учета населения. Наиболее объемные базы данных связаны с учетом отдельных категорий населения. Так, в базе данных ГАС «Выборы» содержатся сведения более чем о 100 млн. избирателей, в АИС Пенсионного фонда - о 50 млн. пенсионеров, в АИС Налоговой службы - о 100 млн. налогоплательщиков, а в АИС Фонда обязательного медицинского страхования - о 30 млн. застрахованных лиц. Практически все базы данных имеют территориально-распределенную архитектуру, предполагающую ведение отдельных баз на уровне регионов. Созданием централизованного хранилища информации, которое объединило бы все региональные базы, никто не занимается.

До сих пор ведомственные информационные системы учета населения создавались без должной координации между ними, на основе самостоятельно определяемых каждым ведомством технологий сбора, хранения и передачи персональных сведений, форматов и протоколов взаимодействия. Имеет место дублирование при сборе идентификационных данных - особенно при вводе информации в систему паспортного учета. Наблюдается несовместимость отдельных систем при попытках организовать информационное взаимодействие: так, в АИС налоговой службы для описания адресного пространства используется собственный классификатор адресов России (КЛАДР), а ГАС «Выборы» применяет унифицированный общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Аналогичная картина - и в других ведомственных системах. Кроме того, отсутствуют механизмы автоматизированной актуализации и корректировки сведений, хранящихся в базе данных.

Перечень персональной информации, размещаемой в ведомственных системах учета населения, включает в себя и идентификационные данные, которые позволяют однозначно устанавливать их принадлежность конкретному человеку. Однако эти данные обычно вводятся вручную и имеют для каждой системы свой формат хранения. Их актуализация не стала регулярной процедурой: она осуществляется, как правило, лишь тогда, когда граждане обращаются в соответствующие ведомства и организации. Во многих системах первичным идентификационным данным присваиваются уникальные идентификаторы (например, номер паспорта, номер свидетельства в пенсионном страховании, индивидуальный номер налогоплательщика), которые используются для подтверждения факта регистрации в этих системах и установления соответствия между хранящимися в них данными и конкретным человеком.

Ни один из таких идентификаторов не обеспечивает стопроцентного покрытия населения России, а потому не может применяться как универсальный. Все ведомственные идентификаторы ориентированы на учет лишь конкретной категории населения. Например, ИНН невозможно использовать для учета лиц моложе 14 лет. Номер свидетельства в системе пенсионного страхования потенциально охватывает большую часть населения, но тоже не является универсальным идентификатором, поскольку некоторые категории граждан (например, инвалиды с детства) его не имеют.

Все это приводит к тому, что данные о гражданине, в принципе, имеются, но разбросаны по разным базам, не централизованы и часто дублируются в несогласованных друг с другом системах учета. Невозможно получить всю имеющуюся в разрозненных компьютерных системах информацию после одного запроса к базе данных. В результате снижается эффективность использования информационных систем учета населения, страдает качество государственного управления.

Планы и перспективы

Наиболее перспективным представляется путь создания ГРН в рамках системы персонального учета (СПУН) как системы информационного взаимодействия на базе единого информационно-телекоммуникационного пространства. СПУН - часть единого информационного пространства России, обеспечивающая информационное и техническое взаимодействие соответствующих ведомственных и территориальных систем по принципу «одного окна». По своей архитектуре СПУН является территориально-распределенной трехуровневой информационной системой, функционирующей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В системе взаимодействуют информационные системы разных органов власти, отвечающие за сбор, хранение, передачу и использование персональной информации о физических лицах.

Важнейшие компоненты СПУН:

  • система Государственного регистра населения;
  • информационные системы органов власти разного уровня, осуществляющие учет населения;
  • метабаза по данным взаимодействующих информационных систем;
  • модули взаимодействия, устанавливаемые в соответствующих информационных системах и обеспечивающие информационный контакт с системой ГРН и с метабазой СПУН (см. ).

ГРН решает задачу присвоения каждому физическому лицу идентификатора персональных данных («личного кода»), формирование совокупного идентификатора персональных данных (личный код и показатели для идентификации физического лица - ФИО, дата и место рождения, место жительства и др.), предоставление идентификатора органам власти федерального, регионального и муниципального уровней. По функциональным возможностям система ГРН самодостаточна, т.е. самостоятельно взаимодействует с первичными источниками персональных данных (паспортно-визовыми службами и отделами записей актов гражданского состояния). Создание системы ГРН не предполагает существенного изменения процедур регистрации первичных идентификационных данных и информационных систем, обеспечивающих их обработку и хранение.

Программно-техническая реализация СПУН и ГРН целесообразна с учетом уже имеющего задела в создании автоматизированных систем в субъектах РФ, а также в ряде федеральных ведомств (МВД, ЦИК, ЗАГС и др.), в первую очередь - с использованием ресурсов ГАС «Выборы». Важную роль будут играть модули взаимодействия - специальные программно-аппаратные средства, обеспечивающие на основе применения открытых стандартов передачу/прием информации между компонентами СПУН, ГРН и пользователями. Такие модули включают в себя набор открытых интерфейсов для создания межсистемных шлюзов, обеспечивающих подключение разнородных информационных систем, а также реализации функций контроля над программным, аппаратным и информационным взаимодействием.

В соответствии с эскизным проектом будущей системы модули взаимодействия должны обеспечивать: взаимодействие федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных информационных систем учета населения; контроль над обменом данными между системами учета разного уровня; подключение федеральной, региональных, муниципальных и ведомственных информационных систем учета населения к ресурсам ГРН и СПУН, контроль над выполнением соответствующих операций взаимодействия; администрирование и настройку в зависимости от прогнозируемых объемов данных, требований к обеспечению производительности и информационной безопасности.

Архитектура системы учета населения

На концептуальном уровне при создании системы ГРН необходимо решить следующие научно-технические вопросы.

  • Определение состава, структуры и способов организации данных при обмене. По составу сведения должны подразделяться на основные, технологические и административные. К основным относятся персональные данные, которые передаются между компонентами системы. К технологическим - служебные данные (подтверждения, журналы и прочие), передающиеся между компонентами системы. К административным - сведения, которые определяют условия, процедуры и порядок организации доступа к персональным данным в системе. Структура данных должна отражать все элементы информационных потоков, а также технологическую и административную информацию. Данные должны быть организованы в виде реляционной модели, а также в виде XML-описания - такой способ организации принят практически во всех ведомственных автоматизированных системах учета населения.
  • Разработка электронных административных регламентов обмена информацией между взаимодействующими системами учета населения. Информационный обмен между компонентами системы нужно осуществлять с использованием электронных административных регламентов (ЭАР). Правовой компонент ЭАР должен формироваться на основе законов, постановлений, распоряжений и других регламентирующих документов. Методический компонент ЭАР должен формироваться в виде пользовательской инструкции по реализации электронного регламента. Технологический компонент ЭАР должен формироваться как XML-описание агрегированных объектов метабазы данных. Организационный компонент ЭАР должен формироваться как должностная инструкция системного администратора (пользователя), ответственного за информационное взаимодействие. Состав, структура, объем, частота передачи данных должны определяться соответствующими регламентами, утвержденными специальными нормативными актами.
  • Обеспечение информационной совместимости взаимодействующих систем на основе системы универсальных электронных административных регламентов. Информационная совместимость со смежными системами должна определяться системой универсальных ЭАР, обеспечивающих взаимодействие компонентов СПУН и ГРН. При невозможности использования универсального ЭАР для отдельных компонентов должны быть разработаны и размещены в репозитории соответствующие преобразования для каждого локального ЭАР.
  • Определение состава требуемых для взаимодействия общероссийских, отраслевых и региональных классификаторов. В системе ГРН должны использоваться единые общероссийские, отраслевые и региональные классификаторы. Для каждой системы учета населения требуется определить свой перечень общероссийских, отраслевых, региональных классификаторов и справочников, необходимых для организации процесса взаимодействия.
  • Разработка и оснащение систем учета населения типовыми модулями взаимодействия. Модули взаимодействия обеспечат информационный обмен между источниками и пользователями СПУН и ГРН, а также предоставят необходимые функции контроля над выполнением соответствующих операций взаимодействия. Модули взаимодействия должны настраиваться в каждом конкретном случае - в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований к производительности и информационной безопасности.

Проблемы

Для создания и поддержки функционирования ГРН необходимо принять федеральный закон «О системе персонального учета населения», в котором должны быть определены: роль и функции ГРН, перечень персональных данных, включаемых в состав ГРН; ответственность за создание и функционирование ГРН на всех уровнях; порядок функционирования ГРН и присвоения гражданам идентификатора персональных данных; порядок предоставления информации из ГРН органам исполнительной власти, местного самоуправления и иным пользователям; порядок информационного взаимодействия ГРН с системами персонального учета разных категорий населения; требования к обеспечению защиты персональных данных ГРН.

Сейчас дорабатывается нормативная правовая база, уточняются вопросы учета населения, разрабатываются варианты федеральных законов создания и функционирования ГРН. Порядок присвоения, хранения и использования идентификатора персональных данных планируется отразить в проекте закона «О документах, удостоверяющих личность». Следует отметить необходимость развертывания Федерального центра системы ГРН. В нем могут быть реализованы и апробированы проектные решения федерального и регионального уровней, практическое использование которых даст наибольший эффект в обеспечении информационных потребностей пользователей ГРН.

Для создания и использования систем персонального учета и государственного регистра необходимо решить научно-технические вопросы взаимодействия неоднородных систем, а также основные организационные проблемы (определить собственников систем и их информационных ресурсов, подготовить и выпустить федеральный закон о системах, обеспечить финансирование работ).

В декабре 2004 года Правительство РФ одобрило создание государственного регистра населения. Минэкономразвития и Мининформсвязи РФ совместно с другими органами федеральной власти было поручено доработать проект концепции системы персонального учета населения. Распоряжением Правительства от 9 июня 2005 года концепция создания ГРН одобрена; разрабатывается конкретный план ее реализации.

Леонид Юхневич ([email protected]) - директор ФГУП НИИ «Восход», Виктор Корсаков ([email protected]) - заместитель директора по межведомственным проектам, (Москва).

Фрагменты зарубежного опыта

По оценкам Статистического бюро ООН, системы учета населения функционируют почти в 60 государствах, т.е. в каждой третьей стране.

Системы персонального учета населения являются в целом ряде стран важнейшим элементом государственных информационных систем. Они обеспечивают органы власти актуальной информацией о населении с учетом его территориального размещения. В целом ряде стран (например, в Финляндии и Швеции) реализуются информационные системы, которые включают в себя взаимосвязанный набор базовых регистров, содержащих информацию о таких основных элементах государства, как граждане, хозяйствующие субъекты (компании, корпорации, фонды и пр.), здания и земельные ресурсы.

Основным назначением систем персонального учета населения за рубежом является удовлетворение потребностей общества в базовой информации, идентифицирующей личность (имя, персональный идентификационный номер, национальность и пр.), в сведениях о семейных отношениях (брачные связи, дети и пр.) и месте проживания (официальная прописка, место временной регистрации и пр.). К основным функциям таких систем, как правило, относятся составление статистических отчетов, обеспечение информацией органов управления для формирования разных программ, бюджетов, для целей налогообложения, социального страхования, для планирования в областях здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, для установления личности, составления списков избирателей и т.д. Так, в США проект Е-Vital предусматривает разработку и внедрение единой технологии сбора, обработки, анализа и распространения в электронном виде данных об актах изменения гражданского состояния жителей США, а также единой процедуры взаимодействия между собой органов власти разных уровней. Реализация таких систем может дать существенный экономический эффект. Ожидается, что полномасштабное развертывание Е-Vital обеспечит ежегодную экономию, составляющую миллионы долларов, - за счет обнаружения случаев мошенничества, а также в связи с уменьшением числа ошибочных социальных выплат.



РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ, поимённый и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям адм. учёта нас. Р. н. ведутся в нек-рых странах в виде списков, книг, картотек (с сер. 20 в. часто хранящихся в памяти ЭВМ - см. Автоматизированная картотека населения) отд. лиц, домохозяйств или семей по наименьшим адм.-терр. единицам (насел. пункту, общине, муниципалитету, приходу и др.). Предназначены для получения в текущем порядке или периодически индивидуальных сведений о жителях данной адм.-терр. единицы или о числ. и составе её нас. и об изменениях в них.

Наиболее раннее упоминание о Р. н. - регистрах домохозяйств (семей) и регистрах отд. лиц - относится ко 2 в. до н. э. (Китай) и 7 в. н. э. (Япония). Первыми европ. странами, в к-рых на основе записей актов гражд. состояния в церковных приходах возникли Р. н., были Швеция и Финляндия. Дальнейшее распространение Р. н. в Европе получили в 18- 19 вв. По оценкам специалистов Статистич. бюро ООН, Р. н. и подобные им системы учёта нас. функционируют почти в 60 странах разл. частей света. Р. н. ведутся местными адм. органами терр. единиц (как правило, низшими звеньями) и предназначаются, в первую очередь, для удовлетворения местных потребностей в информации такого рода. Содержащиеся в них сведения используются для составления списков налогоплательщиков по видам местного и гос. налогообложения, военнообязанных, политич. (партийных) и адм. избират. списков и т. д.

Общее руководство ведением Р. н. в большинстве европ. стран возложено на центр. гос. учреждения: органы мин-ва внутр. дел или мин-ва юстиции, в ряде стран - статистич. органы. Централизация облегчает применение единой документации, обеспечивает единообразие программ наблюдения, принципов и методов регистрации.

В процессе ведения Р. н. периодически обновляется информация о лицах, постоянно проживающих на данной терр.: к полученным ранее данным добавляются такие сведения, как рождение ребёнка, усыновление, вступление в брак, прекращение брака в результате развода или смерти супруга, смена занятия или положения в занятии, изменение уровня образования, фамилии, имени или постоянного места жительства. Программа наблюдения определяется нац. особенностями. Как правило, она содержит осн. демографич. и социально-экон. признаки, находящие отражение в программах переписей населения и текущего учета демографических событий. Учёт изменения отд. признаков персонифицирован, т. е. ведётся применительно к конкретным лицам (иногда - к домохозяйству). В большинстве европ. стран сочетаются методы индивидуального и группового наблюдения. Правила ведения Р. н. довольно сложны, поэтому данный способ учёта применим к категории юридич. нас. в странах с небольшой числ. нас. и небольшой терр., со сравнительно высокой общей культурой нас. Правила, обязательные к выполнению на всей терр. страны, предусматривают, что каждый житель страны обязан состоять в Р. н. одной из общин (в муниципалитете, приходе и т. д.), сообщать обо всех случаях смены им места постоянного жительства и обо всех событиях, подлежащих юридич. оформлению в органах регистрации актов гражданского состояния. Они предполагают строгое соблюдение принципов персонификации и конфиденциальности информации; обязательную кооперацию органов, ведущих регистрацию актов гражд. состояния, и органов, ведущих Р. н.; ежегодную проверку точности содержащихся в Р. н. сведений путём спец. обследований, а также с помощью материалов переписей нас.

При индивидуальном методе наблюдения на каждого новорождённого заводится индивидуальная карточка (запись в списке или книге), к-рая содержит такие признаки, как имя, дата и место рождения, номер свидетельства о рождении, национальность, вероисповедание, отношение к главе семьи, сведения о родителях. В карточке имеются также спец. графы, заполняемые в последующие периоды жизни данного лица; при вступлении в брак - дата и место заключения брака, имя, фамилия, дата и место рождения супруга; в случае смерти - дата, место и причина смерти. Карточка заводится и на приезжающих из-за границы, ранее не проживавших в стране. Карточки умерших и выехавших на постоянное жительство за пределы страны хранятся в архиве. При групповом методе наблюдения изменение признака у отд. лица находит отражение в карточках лиц, связанных с ним признаком совместного проживания, родством и свойством. Так, в индивидуальной карточке матери делаются отметки об имени, дате рождения и поле ребёнка; аналогичные отметки делаются в карточке главы домохозяйства или семьи; в случае смерти одного из супругов отметка делается в карточке пережившего супруга; отметка о разводе и смене брачного состояния делается в индивидуальных карточках бывших супругов и т. д. Лицо, намеревающееся сменить место постоянного жительства в пределах страны, обязано заявить об этом, указав место предполагаемого жительства, и получить спец. удостоверение о выезде. Оно предъявляется на новом месте жительства, после чего туда же по запросу высылается и индивидуальная карточка выбывшего. Р. н. позволяет учесть внутреннюю и внешнюю миграцию, проверить точность текущего учёта демографич. событий, а также даёт возможность получить текущие оценки числ. нас. по стране в целом и отд. территории и его состава по ряду признаков, учитываемых при наблюдении. Система наблюдения даёт возможность изучать нас. как совокупность не только лиц, но и домохозяйств (семей). Материалы Р. н. в ряде стран используются для подготовки переписи населения (переписное районирование, получение предварит. данных об общей числ. нас., подлежащего переписи), для оценки качества её проведения, а также для историч. исследований в области демографии и елужат базой выборочных обследований.

Р. н. для анализа демографич. процессов и характеристики состава нас. используются в незначит. степени, т. к. не представляется возможным проследить за изменением в текущем порядке социально-экон. признаков, содержащихся в индивидуальной карточке (занятие, уровень образования и т. д.). Ведение Р. н. не исключает регулярных переписей нас., к-рые дают более точные и подробные сведения и помогают обеспечивать точность самих регистров.

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - 1. То же, что языковая подсистема. 2. В английской лингвистике: языковая подсистема, детерминированная параметрами ситуации общения. У Р. выделяются: 1) поле общения; 2) способ общения; 3) стиль общения...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - систематизированный документ учета материальных ценностей, служащий одновременно и средством отчетности...

    Финансовый словарь

  • - 1. список чего-либо, указатель; книга для записей; 2...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - 1) список, перечень; 2) официально составляемый список действующих акционерных обществ, торговых предприятий и т. д. ...

    Справочный коммерческий словарь

  • - список, реестр, учетная книга, указатель...

    Ипотека. Словарь терминов

  • - 1) список, указатель, книга записей, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение; 2) специальный орган, осуществляющий функции надзора в специальной области управления...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - 1) список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение; 2) название органа, осуществляющего функции надзора в какой-либо специальной области управления...

    Политология. Словарь.

  • - . 1) Ряд звуков певч. голоса, извлекаемых одним и тем же способом и поэтому обладающих единым тембром...

    Музыкальная энциклопедия

  • - от лат. registrum - список, перечень А. Список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение. Б. Орган, осуществляющий функции надзора...

    Словарь бизнес терминов

  • - 1. список чего-либо, указатель; книга для записей 2...

    Большой экономический словарь

  • - 1) список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение; 2) особый орган, осуществляющий функции надзора в специальной области управления...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - I Реги́стр 1) ряд занимающих определённое высотное положение звуков певческого голоса, извлекаемых одним и тем же способом и поэтому обладающих единым тембром...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. У певческого голоса различают грудной, головной, смешанный регистр...

    Современная энциклопедия

  • - 1) список, перечень, учетный документ, имеющий правовое значение.2) Название органа, осуществляющего функции надзора в какой-либо специальной области управления...

    Большой энциклопедический словарь

"РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ" в книгах

Не забудьте переключить регистр!

Из книги Самоучитель олбанского автора Кронгауз Максим Анисимович

Не забудьте переключить регистр! Есть еще одна игра с графикой в интернете, которая зародилась в недрах русского языка. Более того, было бы странно, если бы она появилась в англоязычной среде. Вообще, эта игра может возникнуть в языке с алфавитным письмом, но при этом не

ИЗ «МОРНИНГ РЕГИСТР»

Из книги Оружие и правила дуэлей автора Гамильтон Джозеф

ИЗ «МОРНИНГ РЕГИСТР» «Из повсеместно опубликованного заявления становится ясно, что в результате опубликования во «Фрименз джорнал» некоторых наблюдений о делах дорожного управления мистер Генри Грэттан, владелец данного издания, получил возмущенное послание от

Вопрос 7. Демографическая статистика. Переписи населения. Основные категории населения

автора

Вопрос 7. Демографическая статистика. Переписи населения. Основные категории населения Демографическая статистики или статистика численности и состава населения является одной из составных частей демографии, представляя собой измерительный аппарат изучения

Вопрос 8. Оценка численности населения, показатель средней численности населения. Показатели динамики численности населения

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 8. Оценка численности населения, показатель средней численности населения. Показатели динамики численности населения Численностью населения называется общее количество населения, проживающее на определенной территории.Численность населения на начало каждого

Вопрос 9. Основные группировки населения. Показатели демографической нагрузки населения. Размещение населения по территории страны

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 9. Основные группировки населения. Показатели демографической нагрузки населения. Размещение населения по территории страны Группировки населения используются для его характеристики с помощью различных показателей. Наиболее важным группировками в

Регистр v1.1

Из книги FictionBook Editor V 2.66 Руководство автора Izekbis

Регистр v1.1 Данный набор скриптов позволяет, выделив текст и запустив скрипт, перевести его в нижний либо в ВЕРХНИЙ регистр.В архиве следующие скрипты, названия которых говорят сами за себя:1. В верхний регистр;2. В нижний регистр;3. Предложение – Делает первую букву

Индексный регистр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ Из книги Основы AS/400 автора Солтис Фрэнк

Регистр состояния машины Процесс трансляции адресов управляется режимом активных и неактивных тегов и состоянием процессора. Состояние процессора определяется специальным регистром, называемым регистром состояния машины MSR (Machine State Register). Разряды этого регистра

23.1.4. Регистр символов

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

23.1.4. Регистр символов Чаще всего причиной ошибки является неверное использование регистра при работе с переменными. Например, при присваивании переменной применяется верхний регистр, а при ссылке на нее - нижний. Тогда не следует удивляться тому, что присваивания

Из книги Избранные лекции по психиатрии автора Ракитин Михаил Михайлович

Церебрально-органический регистр

Принципы и рекомендации ООН по организации системы статистики естественного движения населения определяют регистр населения (population register) как «механизм для непрерывной регистрации определенной информации, касающейся каждого члена постоянного населения страны или территории, обеспечивающий возможность получения новейшей информации о численности и характеристиках населения в выбранный момент времени».

Каждому индивиду или домохозяйству в регистре населения присваивается идентификационный номер. Регистр населения содержит базовую информацию об индивиде (место и дата рождения, пол, гражданство, местожительство), демографических событиях (рождениях, смертях, браках, разводах) и, в ряде случаев, социально-экономические характеристики индивида (уровень образования и т.д.). Часть информации поступает в регистр от самих жителей, часть ‑ от административных органов. В случае качественного ведения регистра информация поступает в него постоянно, своевременно и охватывает подавляющее большинство проживающих в стране. Это позволяет быстро получать характеристики не только численности, но и структуры населения.

Регистр населения является инструментом решения многих практических задач. Так, в Швеции регистр населения находится в ведении налогового агентства. Часть данных поступает в регистр от административных органов и прочих учреждений. Например, в случае развода соответствующее уведомление в налоговое агентство направляет судья, а в случае рождения ребенка – медицинское учреждение или акушерка. Другую часть сведений, подлежащих внесению в регистр, например, об имени, данном ребенку, смене адреса, выезде за пределы страны на год и более, жители страны должны направлять в налоговое ведомство сами.

Информация, содержащаяся в регистрах, постоянно используется в повседневной жизни. Например, в Швеции, чтобы зарегистрировать брак, необходимо получить из налогового агентства, ведущего регистр, справку об отсутствии препятствий к регистрации брака. В качестве последних могут выступать возраст (моложе 18 лет), близкое родство, состояние в браке (лица, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, не могут вступать в новый брак, не расторгнув старый). На основании данных, содержащихся в регистре населения, решается вопрос о назначении пособий на детей и жилищных пособий, страховании недвижимости и т.д. Индивидуальный характер данных, содержащихся в регистрах, требует особого внимания к правовой основе ведения регистров и предотвращению злонамеренного использования содержащихся в них данных.

Несмотря на очевидные достоинства регистров населения, они, как и данные текущей регистрации демографических событий, отражают юридические характеристики индивида, не всегда совпадающие с фактическими. Кроме того, создание и ведение общенациональных регистров населения является достаточно сложной и дорогостоящей задачей, посильной далеко не для всех стран. В настоящее высококачественными регистрами населения располагают Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция и некоторые другие европейские страны.


16. Основные методы проведения переписей населения в современном мире.