Практика применения валютных ограничений в рф. Валютные ограничения в рф

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, совокупность правовых норм, административных правил и государственных мер, направленных на ограничение операций резидентов и нерезидентов с национальной и иностранной валютой, золотом, другими валютными ценностями. Валютные ограничения - составляющая валютной политикиι; сочетаются с кредитным и торговым регулированием. Впервые были введены в Австро-Венгрии, Германии и других странах во время 1-й мировой войны. Мировой экономической кризис 1929-33 годов, приведший к резкому ухудшению состояния платёжных балансов многих стран, вызвал широкое применение валютных ограничений. В годы 2-й мировой войны валютные ограничения были введены почти всеми странами, кроме США и Швейцарии. После войны МВФ стал выступать за их постепенную отмену.

В конце 1950-х годов во многих западноевропейских странах валютные ограничения были ослаблены, а в ряде стран отменены в связи с введением конвертируемости их валют. В условиях глобализации мировой экономики и её наиболее динамичной составной части - финансовой глобализации, которая бурно нарастала в последние десятилетия 20 века и продолжает интенсивно развиваться в 21 веке, наблюдается тенденция всё большей либерализации платежей по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. В странах развивающихся и трансформирующихся (страны с переходной экономикой) сохраняется валютный контроль, в первую очередь направленный на ограничение капитальных операций.

В развитых странах валютные ограничения применялись для уравновешивания платёжных балансов, поддержания курсов национальной валюты и пополнения валютных резервов. Эти же цели преследуют валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах и переходных экономиках, однако ограничения в этих странах обычно охватывают более широкий круг операций по валютным расчётам и отличаются большей жёсткостью. Но в 2000-е годы в этих группах стран наблюдается заметное смягчение валютных ограничений (особенно при платежах по текущим операциям). В России одной из неотменённых форм валютных ограничений является обязательная продажа предприятиями-экспортёрами 10% своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке за рубли.

Основные меры при использовании валютных ограничений: сосредоточение операций с иностранной валютой в определённых банках (центральном или уполномоченных на проведение таких операций); регулирование платежей и переводов иностранной валюты за границу; обязательная продажа экспортной выручки (всей или части) центральному банку; ограничения в отношении вывоза и ввоза иностранной и национальной валюты; открытие специальных счетов нерезидентам в банках данной страны; запрет на открытие счетов резидентами в иностранных банках; разрешительная система при осуществлении капитальных операций; применение множественных валютных курсов. Валютные ограничения дают, как правило, кратковременный эффект, но в конечном счёте отрицательно влияют на международные экономические отношения.

Лит.: Фрей Л. И. Валютные и финансовые расчеты капиталистических стран. М., 1969; Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1996.

Валютные ограничения представляют собой одну из форм валютной политики страны, воздействующей на уровень валютного курса ее валюты. Среди форм валютной политики страны следует назвать дисконтную и девизную политику, разновидностью которой являются валютные ограничения.

При дисконтной политике центральный банк воздействует на уровень учетной ставки. При этом с повышением учетной ставки приток валюты в страну возрастает, что косвенно способствует повышению валютного курса. Вместе с тем, влияние дисконтной политики ограничено, так как международное движение валюты определяется не только нормой процента.

Более эффективным и непосредственным методом регулирования валютного курса является регулирование, основанное на девизной политике, представляющей собой искусственное повышение или понижение курса национальной валюты, например, с помощью валютной интервенции, т. е. продажи или покупки иностранной валюты центральным банком на внутреннем рынке своей страны. При этом если центральный банк производит продажи крупных сумм иностранной валюты на внутреннем рынке страны, то курс национальной валюты страны растет. Если же центральный банк начинает скупать на внутреннем рынке страны иностранную валюту, то курс национальной валюты падает. Следует отметить, что валютное регулирование. Основанное на целях девизной политики малоэффективно в тех случаях, когда платежный баланс страны длительно пассивен или когда в стране непрерывно растут цены, свидетельствуя о соответствующем росте инфляции.

Валютные ограничения - это законодательно введенный в стране запрет или лимитирование тех или иных валютных операций с валютными ценностями для отдельных групп субъектов валютных отношений, т.е. для резидентов и/или нерезидентов. Валютные ограничения носят дискриминационный и протекционистский характер. Они действуют как в сфере текущих валютных операций, так и в сфере операций, связанных с движением капитала. В зависимости от сферы их применения, валютные ограничения имеют различные формы. Например, в сфере текущих валютных операций валютные ограничения принимают следующие формы:

  • - запрет продажи товаров отечественного производства за рубежом за национальную валюту, хотя, например, для США совершенно безразлично за какую валюту продаются ее товары за рубежом - за национальную валюту страны, в которой продается товар, или за национальную валюту (доллары) США;
  • - запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
  • - контроль авансовых платежей отечественных импортеров иностранным экспортерам;
  • - ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (только при наличии разрешения органа валютного контроля);
  • - обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров центральному банку по официальному валютному курсу, который, как правило, ниже коммерческого курса. (В Украине с 2004 г. отменена обязательная продажа экспортной выручки);
  • - ограничение сроков продажи экспортерами валютной выручки за национальную валюту (в целях предупреждения спекулятивных операций с поступившей иностранной валютой, подрывающих устойчивость национальной валюты);
  • - регулирование сроков платежей по экспорту и импорту. В Украине установлен предельный срок в 90 дней, а с 01.01.08 - 180 дней;
  • - ограничения или запрет на срочные операции с валютой. (В настоящее время в Украине запрещены фьючерсные и некоторые др. срочные операции с валютой на межбанковском валютном рынке Украины);
  • - блокирование выручки иностранных экспортеров, полученной от продажи своих товаров в данной стране и ограничение их возможности распоряжаться ею;
  • - множественность валютных курсов в виде дифференцированных курсовых соотношений валют по различным операциям, группам товаров, регионам, резидентам и нерезидентам;

В сфере операций, связанных с движением капитала и имущества валютные ограничений принимают следующие формы:

  • - запрет на операции с золотом и др. благородными металлами;
  • - ограничения на вывоз золота, национальной и иностранной валюты и выраженных в этих валютах, девиз;
  • - ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;
  • - запрет или ограничения на погашение внешней задолженности (или разрешение ее погашения национальной валютой без права перевода за границу, что уже связано с блокированием счетов нерезидентов);
  • - контроль рынка ссудных капиталов;
  • - запрет на выплату процентов по срочным вкладам нерезидентов в национальной валюте;
  • - запрет на инвестиции как резидентов за рубежом, так и нерезидентов в данной стране;
  • - и другие формы ограничений и запретов.

Так как валютные ограничения направлены на лимитирование или запрет проведения ряда валютных операций как резидентами, так и нерезидентами с целью концентрации и роста в руках государства золотовалютных резервов, то принципы их организации соответствуют их целям. Среди принципов организации валютных ограничений следует назвать следующие:

  • - централизация всех валютных операций в центральном и уполномоченных банках;
  • - лицензирование и квотирование валютных операций, в том числе и экспортно-импортных;
  • - установление режимов валютных курсов;
  • - установление режимов валютных счетов резидентов и нерезидентов.

Необходимо учесть, что в соответствии с принципами межгосударственного регулировании валютных отношений, МВФ предусматривает необходимость избегать валютных ограничений по валютным операциям в целях недопущения дискриминации одних стран и протекционизма других, что сформулировано в ст. VII Устава МВФ.

Уровень валютных ограничений оказывает серьезное влияние на использование национальной валюты страны мировым сообществом.

Например, с повышением уровня валютных ограничений в стране - снижается степень используемости ее валюты на главных валютных рынках мира (Лондонском, Нью-Йоркском, Токийском, Сингапурском и др.).

Из этого следует, что уровень валютных ограничений определяет вид (используемость) валюты. Схематично виды валют представлены на рис. 9.3.

Рис. 9.3.

Как видно на рис. 9.3, чем выше уровень валютных ограничений, тем ниже уровень используемости валюты на главных валютных рынках мира.

Несмотря на то, что Украина ратифицировала ст. VIII Устава МВФ (еще в мае 1997 г.), в стране и по сегодняшний день существуют валютные ограничения, не дающие национальной денежное единице Украины быть свободно-используемой на главных валютных рынках мира.

Поэтому валюта Украины де-юре относится к виду частично-используемой валюты, а де-факто - к замкнутой валюте. Также следует отметить, что мировой опыт либерализации валютного регулирования (прежде всего в развивающихся странах, к которым относится и Украина) предусматривает ратификацию и ст. XIV Устава МВФ, закрепляющей переходные положения, которые дают возможность стране без специального разрешения МВФ сохранять валютные ограничения на международные платежи и переводы в сфере текущих валютных операций. С этой точки зрения, ратификация Украиной ст. XIV Устава МВФ в 1992 г. декларирует намерения нашей страны произвести отмену валютных ограничений, что в большей степени соответствует действительному ходу экономического развития Украины.

Особое место среди валют занимают резервные и коллективные валюты, относящиеся к виду свободно-используемых валют.

Резервные (или ключевые) валюты - это, прежде всего, национальные свободно-используемые валюты отдельных высокоразвитых стран. Однако, к резервным валютам относятся также и коллективные валюты. Отличительной чертой резервных валют является выполнение ими роли международного платежного средства, в связи с чем все страны формируют свои валютные резервы (для поддержания своей международной ликвидности), прежде всего, в этих валютах.

Среди резервных национальных валют, в первую очередь, следует назвать доллар США и английский фунт стерлингов. Эти валюты получили официальный статус резервных валют еще на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Резервные валюты служат базой котировки валют для других стран при установлении валютного курса и широко используются другими странами для проведения на их внутренних валютных рынках валютной интервенции в целях поддержания валютного курса своей национальной валюты.. В настоящее время к резервным валютам относятся японская йена, ряд валют развитых стран и валюта стран ЕС - евро.

Статус резервной валюты выдвигает перед страной-эмитентом (союзом стран) определенные требования:

  • - не вводить на своей территории валютные ограничения на валютные операции с валютными ценностями ни для резидентов, ни для нерезидентов; не вводить у себя и торговые ограничения;
  • - своевременно принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса с целью поддержания устойчивости своей валюты;
  • - не использовать различные формы валютной политики, нарушающие внешнее равновесие экономики страны.

Вместе с тем, наличие статуса резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента создает ей и ряд преимуществ, так как страна-эмитент резервной валюты имеет возможность покрывать возникший у нее дефицит платежного баланса своей национальной валютой, имеющей статус резервной валюты. Кроме того, статус резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента способствует укреплению позиций ее экспортеров, импортеров, банков и других резидентов на мировых рынках.

Среди коллективных валют следует назвать SDR (СПЗ) и EUR (заменившей собой ECU).

SDR (от англ. Special Drawing Rights - специальные права заимствования) - первая коллективная валюта в системе международных валютных отношений. В корзину СДР с 1 января 1999 г. входит четыре валюты: доллар США, английский фунт стерлингов, японская иена и евро (заменившая собой немецкую марку и французский франк). СДР эмитируется МВФ (в безналичной форме) с 1.01.1970 г. в качестве международного резервного и платежного средства для урегулирования сальдо платежных балансов стран и поддержания международной ликвидности. С 1 апреля 1978 г. поправками к Уставу МВФ предусмотрено закрепление за СДР статуса главной резервной валюты. Соответственно, СДР является базой котировки не только для других любых валют, но и для других резервных валют. Будучи главным резервным активом, СДР используется только на уровне центральных банков и международных организаций и ее держателями не могут быть банки или корпорации, фирмы, предприятия. Эмиссия СДР имеет кредитный характер и осуществляется в виде кредитовых записей на счетах центральных банков стран-членов МВФ в Фонде в соответствии с размерами их квот, которыми была наделена каждая страна, подписавшая Соглашение о СДР. Этим Соглашением предусматривается, что страна его подписавшая, обязана принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту. Однако, этот обмен должен осуществляется страной, подписавшей Соглашение о СДР, только в пределах двойной суммы ее квоты в СДР. Поэтому обязательства страны принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту прекращаются в тот момент, когда сумма СДР на счете центрального банка страны в МВФ возрастет до 300 % кумулятивной величины предоставленной стране квоты. Размер квоты, выделенный стране, подписавшей Соглашение о СДР, определяется Советом управляющих МВФ на основе доли экспорта страны в мировой торговле и уровня развития ее экономики. Подписка страны на квоту СДР оплачивается ею в СДР и/или свободно-используемой валюте (в размере 25 % квоты). Остальная часть квоты оплачивается страной в ее национальной валюте. Размер квот пересматривается каждые пять лет. В настоящее время квота Украины в МВФ с 31 марта 1998 года составляет 1372,0 млн. СДР. То, что СДР выпускается только в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов МВФ означает, что СДР не имеет образцов денежных билетов и монет и их номиналов. В этой связи СДР рассматривается как международная счетная денежная единица (м.с.д.е.).

EUR (англ. european - европейская или евро) коллективная валюта стран Европейского Союза (ЕС). Покупательная способность евро рассчитывается методом корзины, в которую вошел ряд валют стран ЕС.

Евро вводилась в оборот стран ЕС в два этапа. Первый этап ввода евро в денежный оборот 12 стран Европейского валютного союза наступил 1 января 1999 г., когда была введена безналичная евро. С 1 января 2002 г. была введена и наличная евро, став в странах ЕС законным платежным средством. Эмиссию евро осуществляет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Евро стала использоваться во всех межбанковских расчетах и, соответственно, сегодня отчетность банков стран ЕС также осуществляется в евро, несмотря на то, что банки могут осуществляют операции и в других валютах. Евро стала играть активную и важную роль в международной жизни ЕС, во-первых, потому, что ее введение позволило обеспечить создание единого экономического пространства в Европе; во-вторых, позволило экономить ресурсы на обменных операциях; в-третьих, потому, что позволило выровнять условия торговли в странах зоны евро. Усиление роли евро способствует переводу значительных сумм долларовых активов центральных банков других стран в активы в евро, что в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту курса евро относительно доллара США и удорожанию экспорта товаров из стран зоны евро, что снизит их конкурентоспособность.

Наличная евро вводилась в обращение путем бесплатного обмена национальных денежных билетов стран, входящих в ЕС, на евро. Дальнейший обмен (после завершения переходного периода) национальных денег на евро в каждой стране предполагается осуществлять по-разному - от трех до тридцати лет, а, например, в Австрии, Германии и Испании - без установления конечного срока. Введение евро в денежный оборот стран ЕС сопровождалось недоверием населения ряда стран к евро, что в свою очередь, способствовало парадоксальному усилению других валют в зоне евро.

ECU (European Currency Unit - европейская валютная единица) - это бывшая коллективная валюта Европейской валютной системы (ЕВС).

ЭКЮ просуществовала практически 20 лет (с 1979 г. по 1999 г.) и прекратила свое существование с введением безналичной EUR. По характеру своего использования и технике эмиссии ЭКЮ была схожа с СДР. Однако, эмиссия ЭКЮ в отличие от СДР, наполовину была обеспечена золотом и долларами США. Эмиссия ЭКЮ также как и СДР осуществлялась в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов ЕВС и, соответственно, не имела образцов денежных единиц и потому также как и СДР рассматривалась как м.с.д.е. В отличие от СДР, являющейся мировой счетной единицей, ЭКЮ была региональной счетной единицей. ЭКЮ также как и СДР создана по методу валютной корзины., по тем же принципам устанавливались ее квоты и, соответственно, доли валют в ее корзине, в которой был и фунт стерлингов, хотя Великобритания не входила в ЕВС. С середины 90-х годов прошлого столетия ЭКЮ стала использоваться в расчетах по торговым операциям. Будучи резервной валютой, ЭКЮ использовалась как база котировки валют стран-членов ЕВС и счетная единица для выражения товарных цен, таможенных пошлин, уставных капиталов банков, корпораций и фирм.

Следует отметить, что для того, чтобы общаться на одном языке, все субъекты валютных отношениях во всех странах признают и соблюдают сформировавшиеся со временем международные стандарты и правила. Так, например, для обозначения валют, независимо от их вида, применяются во всех банковских документах, а также при подтверждении банками-корреспондентами сумм валюты, указанных в банковских документах, так называемые ISO-коды (коды международной организации по стандартизации). Каждой валюте мира присвоены буквенные и цифровые коды (шифры), состоящие из трех букв и цифр. В литерном коде каждой валюты две первые буквы обозначают страну-эмитента валюты, например, US (United States), GB (Great Britain), UA (Ukraine) и т.д., а третья буква - первую букву названия денежной единицы страны. Соответственно, гривна Украины имеет буквенный код UAH, а доллар США - USD. В Украине коды всех иностранных валют отражены в Классификаторе иностранных валют, а сами валюты в нем сгруппированы в три группы практически идентичные трем видам валют. Необходимость в использовании кодов валют обусловлена необходимостью, прежде всего, сокращения объема передаваемой межбанковской информации и ее безошибочности. Не случайно межбанковские системы связи такие, например, как SWIFT , устанавливают определенные стандарты для телеграфных сообщений передачи информации, среди которых важное место отводится кодам валют.

Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 09.12.2013 Размер файла 160,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Международная практика и эффективность введения валютных ограничений

Валютные ограничения - законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Валютные ограничения в РФ устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Видами валютных ограничений являются следующие:

1. валютная блокада - меры, предпринимаемые государством по ограничению хождения в стране валюты другой страны, с целью побудить эту страну выполнять определенные требования;

3.регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

4. концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

а) централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках;

б) лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

в) полное или частичное блокирование валютных счетов;

г) ограничение обратимости валют.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса и финансовые.

По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие ограничения:

1) блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным банкам;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам;

4) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

7)множественность валютных курсов.

По финансовым операциям ограничения зависят от направления регулирования движения капиталов.

1. При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

а)лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

б) контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков;

в) ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов и в иностранной валюте;

г) принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;

д) полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

2. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов в страну и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

1. депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков;

3. обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

5. введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заинтересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте.

В Законе закреплена такая модель, в которой, с одной стороны, непосредственное установление валютных ограничений передано на подзаконный уровень в компетенцию Правительства РФ и Банка России, с другой стороны строго ограничен перечень подлежащих ограничению валютных операций и перечень самих ограничений. При этом, хотя Законом и определены цели, для достижения которых возможно введение ограничений

(ст. 6), но сами эти цели сформулированы таким образом, что допускают установление постоянно действующих ограничений.

Наиболее существенным в Законе является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала и, более того, прямой запрет на установление требования о получении индивидуальных разрешений (ч. 3 ст. 5). Одновременно Законом закреплено лишь два допустимых вида валютных ограничений - требований к порядку совершения валютных операций. Это:

1) требование об использовании специального счета,

2) требование о резервировании.

При этом ни одно из этих ограничений не действует автоматически, но каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования.

Для каждого вида валютных операций, в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое ограничение может быть введено (в некоторых случаях право выбора субъекта предоставлено органу регулирования п.3 ч.2, п.3 ч.3 ст.8). Ставка и срок резервирования также определяются органом регулирования, но в пределах диапазона, установленного Законом.

Основными тремя моделями резервирования согласно Закону являются:

а) до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней;

б) до 20% от суммы операции на срок до 1 года;

в) до 50% от суммы операции на срок до 2 лет.

Первая модель применяется в случаях предварительного резервирования, т.е. до совершения операции, и направлена на создание искусственного лага между возникновением обязательства и его исполнением. При этом до истечения срока резервирования совершение таких операций запрещено.

Вторая модель используется при последующем резервировании для целей снижения привлекательности отдельных видов операций путем снижения их доходности.

Наконец, третья модель действует при совершении внешнеторговых сделок с длительными сроками исполнения только по истечении установленного Законом срока (от 180 дней до 5 лет), в течение которого ограничения к таким операциям не применяются. При этом для наиболее длительных операций резервирование является временной мерой, поскольку ограничено 2-летним сроком, не зависящим от длительности самой операции и, что более значимо, от исполнения нерезидентом своих обязательств по платежам.

Законом закреплен принцип однократности резервирования, означающий, что в рамках одной валютной операции может быть установлено только одно требование о резервировании в отношении либо резидента, либо нерезидента и только по одной из предусмотренных Законом моделей.

2. Ведение валютных счетов физических лиц

валютный счет фьючерсный контракт

Физическим лицам-резидентам в банках на территории РФ могут быть открыты следующие виды валютных счетов:

Текущий валютный счёт;

Срочный депозит;

Валютный счёт типа А;

Текущий счёт типа Б.

На текущем валютном счёте находятся средства резидента, он может ими распоряжаться по своему усмотрению, если это не противоречит законодательству.

Срочный депозит - счёт валютного вклада. Это средства на депозитных счетах, депозитные сертификаты, межбанковские депозиты, сберегательные вклады в инвалюте, векселя.

Валютный счёт типа А - с него разрешается свободный вывоз и перевод валюты за границу.

Текущий валютный счёт типа Б - это счёт с частичными ограничениями на вывоз и перевод валюты за границу.

Наиболее распространенными операциями по текущим и депозитным счетам иностранной валюте являются:

1) Прием вкладов в иностранной валюте;

2) Выдача вкладов в иностранной валюте;

3) Безналичное списание средств с инвалютных вкладов по поручению вкладчиков для перевода в другой банк;

4) Безналичное поступление средств на инвалютные счета из других банков;

5) Безналичное списание средств с инвалютных счетов по поручению клиентов для перевода за границу;

6) Безналичное поступление средств на инвалютные счета из-за границы;

7) Списание комиссионного вознаграждения банку за проведение безналичных операций;

8) Перечисление процентов по вкладам в иностранной валюте.

В соответствии с Инструкцией БР «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» №116-И от 07.06.04 уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

1. Счет «Ф» - открывается физическому лицу - резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами).

2. Счет «Р1» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент, владелец счета «Р1», от выдачи резидентом, владельцем счета «Р1», нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо.

3. Счет «Р2» - открывается резиденту (физическому лицу - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлению нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, прав, удостоверенных внешними ценными бумагами.

Резиденты осуществляют прочие валютные операции с нерезидентами, без использования специальных счетов.

Для открытия валютных счетов физическое лицо-резидент предоставляет в банк: заявление; паспорт, на основании которых банк заключает с ним договор о валютном вкладе. Клиенту выдаётся 1 экземпляр договора и сберегательная книжка.

Средства на счета клиентов физических лиц могут поступать в наличной и безналичной форме. Физические лица-резиденты могут без ограничений вносить на свои счета наличную инвалюту. При взносе наличных валютных средств от резидента не требуется указывать источник происхождения инвалюты. Количество специальных банковских счетов резидентов в иностранной валюте, открытых на имя одного резидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается.

Исходные данные:

USD/GBP = 0,5539

USD/EUR = 0,8092

USD/CAD = 1,1854

USD/NOC = 6,3593

USD/CHF = 1,2522

USD/SEK = 7,5452

USD/JPY = 110,48

Кросс таблица

Проведите следующие конверсионные операции

CHF>USD>GBP>NOC>CHF

Начальный капитал 10000 СHF

10000 х 0,7986 (СHF/USD) = 7986

7986 х 0,5539 (USD/GBP) = 4423,4454

4423,4454 х 114,8095 (GBP/NOC) = 507853, 555

507853,555 х 0,1969 (NOC/CНF) = 99996,365

Получили:

10000СHF---7986USD---4423,4454GBP---507853,555NOK---99996,365CHF

Заполнить маржевой счет фьючерсного контракта на покупку 1 млн. долларов США.

Курс покупки USD/RUB 32,9282, котировочные курсы 1-6 дней торгов установите самостоятельно.

Маржевой счет фьючерсного контракта на покупку 1 млн. долларов США

Показатель

Откры тие позиции

День торгов

Фьючерсная цена за 1 долл.США

Маржа поддержа- ния

Длинная фьючерсная позиция, RUB

Вариацион ная маржа, RUB

Накопленная маржа, RUB

Короткая фьючерсная позиция, USD

Вариацион ная маржа, USD

Накоплен ная маржа, USD

Пусть курс 1-го дня торгов составит 32,9213

10000*(32,9313-32,9282)=-69

2-ой день 10000*(33,1837-32,9213)=2624

3-ий день 10000*(33,1485-33,1837)=-352

4-ый день 10000*(33,1275-33,1485)=-210

5-ый день 10000*(33,0803-33,1275)=-472

6-ой день10000*(33,1404-33,0803)=601

Накопительная моржа:

Длинная фьючерсная моржа:

10000+2693=12693

10000+3045=13045

10000+3255=13255

10000+3727=13727

10000+4328=14328

Короткая фьючерсная моржа:

Пояснения к таблице.

По строке 1 приведены курс покупки долларов США на день покупки фьючерсного контракта и на дни, в которые осуществлялись торги.

Маржа поддержки составляет 1% от объема имеющихся USD к началу данного торгового дня. В таблице она выражена в USD. Т.е. если к началу торгов в 1 торговый день фьючерсный контракт подразумевает 1 млн USD, то маржа поддержания составляет 10000 USD.

Длинная фьючерсная позиция (выражена в RUB) подразумевает покупку долларов за RUB. При этом величина длинной фьючерсной позиции определяется по формуле:

где USD - имеющаяся в наличии сумма USD;

Мпод - поддерживающая маржа, которая не может быть продана;

Кфк - курс покупки USD по фьючерсному контракту

Вариационная маржа представляет собой прибыль (убыток) от осуществления фьючерсного контракта и определяется как произведение величины купленных USD и разницы между курсом покупки USD в данный торговый день и фьючерсным курсом покупки.

Накопленная маржа представляет собой накопленную сумму вариационной маржи за весь период.

Короткая фьючерсная позиция, т.е. объем продажи RUB, выраженный в USD, определяется по курсу продажи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Механизм фиксации, регулирования и корректировки курса российского рубля. Реализация контракта "аутрайт". Виды и типы валютных опционов и плавающих валютных курсов. Курсовые разницы по счетам бухгалтерского учета организации. Расчет кросс-курса.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2013

    Важность валютных курсов для сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей стран в различных денежных единицах. Классификация и виды валютных курсов. Факторы, влияющие на формирование валютных курсов. Режимы валютных курсов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2010

    Понятие валютных операций и их классификация. Счета в иностранных валютах и режимы их функционирования. Особенности проведения валютно-обменных операций. Характеристика валютного рынка в Республике Беларусь. Валютные риски и методы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2009

    Валютный рынок и валютные операции, лицензирование банковских валютных операций. Валютный курс и котировка валюты, кросс-курсы, валютная позиция. Право на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками, виды валютных операций.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Валютные операции: виды, лицензирование, контроль. Купля-продажа и обмен иностранной валюты, легальные источники, механизм регулирования плавающих курсов. Расчет цены мировой валюты; контракты "СВОП". Сущность валютных интервенций коммерческого банка.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2011

    Осуществление банком валютных операций. Понятие "валютная позиция", расчет открытой и закрытой позиции. Понятия: "иностранная валюта", "валютные операции", "валютные биржи". Внебалансовые обязательства по иностранной валюте и драгоценному металлу.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Понятие, особенности и формы международных расчетных отношений. Операции по аккредитиву, пять основных участников. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву. Валютные риски, стратегии защиты.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Сущность и содержание валютных рисков и их регулирования. Сущность и содержание валютных рисков. Понятие о страховании валютных рисков. Методы страхования валютных рисков в 40-60-х годах. Защитные оговорки. Валютная корзина. Валютные опционы.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2003

    Понятие валютного счета и порядок его открытия. Валютное платежное поручение, денежные средства в пути. Нормативные документы, регламентирующие открытия и функционирования счетов банков-корреспондентов. Получение наличной иностранной валюты из банка.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2010

    Порядок лицензирования коммерческих банков для совершения операций с иностранной валютой. Классификация валютных операций. Виды валютных счетов и режим их функционирования. Организация международных расчетов, валютного контроля в коммерческих банках.

Валютные ограничения -- система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.

Впервые валютные ограничения были приняты в ряде стран ещё в период Первой мировой войны. Широкое распространение они получили в период мирового экономического кризиса 1929--1930 годов.В годы Второй мировой войны и в послевоенные годы валютные ограничения применялись почти во всех капиталистических странах. Свободу валютных операций сохранили лишь Соединённые Штаты Америки, Швейцария и ряд латиноамериканских государств. Валютные ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота страны-кредиторы.

Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков.

Валютные ограничения распространяются прежде всего на импортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетные направления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёры получают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта.

Экспортёры обязаны продавать иностранную валюту уполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированному официальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностранной валюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательной продажи валюты экспортёрами. Например, в Великобритании в годы Второй мировой войны вся иностранная валюта в обязательном порядке продавалась государству.

В целях стимулирования экспорта и регулирования импорта могут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок к официальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки на национальную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929--1933гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. В Германии, например, отклонения от официального курса колебались в пределах от 10 до 90%.

В условиях валютных ограничений отсутствует свободное движение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на перевод иностранной валюты за границу или установления специального разрешительного порядка вывоза иностранной валюты за границу.

В целом валютные ограничения отрицательно сказываются на интеграции страны в мировую экономическую систему, поэтому в современных условиях они рассматриваются как временная мера, имеющая целью защиту экономических интересов страны в условиях несбалансированной экономики и защиты экономических интересов страны.Валютное ограничение предполагает определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли. Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.

Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Система валютных ограничений состоит из множества элементов

Валютные ограничения, действующие в зарубежных странах. Необходимость введения тех или иных валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране и, кроме того, особенностями функционирования валютного рынка.

Как показывает мировая практика, государственные валютные ограничения используются довольно широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, в развитых странах нередко встречается обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные сроки (Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, ФРГ, Япония, Австралия). В Италии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии требуется особое разрешение на открытие валютных счетов не только в стране, но и за рубежом. В Канаде, Франции, Австралии необходимо предварительное разрешение для получения иностранного займа или инвестирования средств за границей.

Валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах (в отличие от развитых стран), охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и отличаются большей жесткостью. Это связано с нехваткой в этих странах валютных ресурсов и необходимостью регламентации их расходования.

Таким образом, спектр валютных ограничений, действующих в различных странах, очень разнообразен и напрямую зависит от экономической и политической ситуации в стране в определенный момент времени.

Сегодня практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены, так как они выполнили свои функции. Однако большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере активно используют возможности валютных ограничений. Так, в соответствии с данными МВФ только обязательное условие репатриации валютной выручки в настоящий момент зафиксировано в правовых актах около 50 государств. В их число входят Китай, Кипр, Чехия, Венгрия, Иран, Израиль, Польша, ЮАР, Турция и др. Системы валютного регулирования, ограничивающие валютные операции с помощью административных мер, функционируют, например, в Венгрии и Чехии. В Греции и Португалии существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше полноту репатриации валютной выручки контролируют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

Очевидно, что разнообразие общественных отношений в области оперирования субъектами валютного рынка валютой и валютными ценностями, а также множество связанных с этими отношениями ограничений не могут обходиться без правового регулирования.

Система валютных ограничений в Российской Федерации. Российская Федерация регулирует валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализации в данной сфере. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная валютная монополия. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями - одна из форм валютного регулирования и в Российской Федерации.

Принятым в 2003 г. новым Законом о валютном регулировании предусмотрены дальнейшие меры по либерализации государственного регулирования валютных отношений в Российской Федерации. Система валютных ограничений претерпевает значительные изменения в направлении сокращения и смягчения таких ограничений. Например, в п. 2 ст. 5 Закона указано, что если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Для реализации своих функций Правительство РФ и Банк России издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Именно этими актами могут предусматриваться валютные ограничения.

Вместе с тем, и на уровне Закона о валютном регулировании (глава 2 и 3) предусмотрен ряд важных валютных ограничений:

  • 1. статьей 9 Закона установлено, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением, например:
    • - операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
    • - операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
    • - операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
    • - операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • - операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных по законодательству Российской Федерации, и проведения расчетов в валюте Российской Федерации;
    • - операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте согласно законодательству Российской Федерации;
  • 2. в ст. 19 Закона содержится требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении ими внешнеторговой деятельности, что предусматривает:
  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 3. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ст. 20 Закона).

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов (см. следующий параграф);

4. статьей 8 Закона закреплены права Банка России по введению такого ограничения, как требование об использовании специального счета.

Согласно п. 10 ст. 1 Закона, специальный счет - это банковский счет в уполномоченном банке, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

  • - расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
  • - расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
  • - операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
  • - операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

  • - расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
  • - расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;
  • - операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
  • - исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
  • - операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
  • - операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
  • 5. пунктом 1 ст. 11 Закона предусмотрено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Это также является валютным ограничением;
  • 6. аналогичным ограничением является требование, установленное Банком России для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • 7. согласно ст. 13 Закона, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России. Например, в настоящее время процедура открытия и ведения рублевых счетов нерезидентами регулируется Инструкцией Банка России от 07.06.2004 г. № 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов” (Вестник Банка России. 2004. № 36);

8. статьей 12 Закона предусмотрены и некоторые ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Это лишь некоторые, наиболее типичные валютные ограничения, которые дают представление о сущности категории “валютное ограничение”.

Наличие валютных ограничений приводит к необходимости осуществления специальных мероприятий, способствующих обеспечению их надлежащего соблюдения. Система этих специальных мероприятий реализуется в процессе валютного контроля.

Валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства, которым предусматриваются валютные ограничения при осуществлении валютных операций. Другими словами, валютный контроль - это деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению:

  • а) определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений; валютный ограничение контроль стимулирование
  • б) проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • в) проверки обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • г) проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль - необходимый механизм воздействия на валютный рынок сегодня (См.: Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997 г. № 3). Этот механизм активно использовало абсолютное большинство государств в периоды восстановления хозяйства в послевоенные годы либо в период либерализации экономических отношений для защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. В соответствии с особенностями экономического развития разных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля. Тем не менее, такие государства объединяло понимание необходимости наличия валютного контроля как механизма, обеспечивающего стабильность и постепенность реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного этапа. Система указанного механизма достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и других государствах. Большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере используют возможности этого механизма. Отметим, что даже в случае формальной отмены валютного регулирования и контроля, как правило, наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, ведется.

Валютный контроль по сути своей подразумевает наличие некоего финансового механизма, позволяющего создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных. Валютный контроль является элементом системы валютного регулирования в целом.

Отношения, связанные с контролем со стороны соответствующих государственных органов, в том числе отношения, связанные с нарушением валютного законодательства, сопровождаются ответственностью за неправомерные действия.

В статье 3 Закона о валютном регулировании впервые на таком уровне определены основные принципы валютного контроля, а именно:

  • - приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • -- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • - единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • - единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • - обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.

Кроме того, в новом Законе о валютном регулировании имеется специальная норма (ст. 20), посвященная основному документу таможенно-банковского валютного контроля - паспорту сделки.

Органы и агенты валютного контроля. Законом о валютном регулировании определено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.

Как уже отмечалось, к органам валютного контроля относятся, прежде всего Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации.

Компетенция Правительства РФ в области валютного контроля нашла свое отражение в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712). В ст. 15 этого Закона среди полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой и денежной политики названо и осуществление валютного контроля. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

Функции Банка России по управлению валютными операциями очень многообразны. Согласно Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (СЗ РФ. 212. № 28. Ст. 2790) от 10.07.2002 № 86-ФЗ в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции:

  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • - издает нормативные акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
  • - определяет режим осуществления валютных операций, в том числе:
    • 1. в отношении иностранной валюты - сферу и порядок обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте (предварительный контроль);
    • 2. порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг российскими резидентами (предварительный контроль);
    • 3. условия открытия российскими резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами России (предварительный контроль);
    • 4. в отношении валюты Российской Федерации (рубля) - порядок приобретения и использования рублей нерезидентами на территории РФ (предварительный контроль);
    • 5. правила проведения нерезидентами операций с рублями и рублевыми ценными бумагами (предварительный контроль);
    • 6. порядок ввоза и пересылки в Россию рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами (предварительный контроль).

Кроме того, в соответствии с названным Законом Банк России:

  • - выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций на территории РФ (предварительный контроль);
  • - устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю (предварительный контроль).

Банк России осуществляет надзор за соблюдением соответствия банковской деятельности действующему (в том числе валютному) законодательству. Представляется, что здесь уже можно говорить обо всех формах контроля.

Примером предварительного валютного контроля может служить установление лимита валютной позиции. Банк России вправе вводить лимиты (прямые максимальные количественные ограничения) на конверсионные операции каждого уполномоченного банка. Лимиты устанавливаются на объем конверсионных сделок, осуществляемых уполномоченным банком в течение месяца.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это уполномоченный Правительством орган исполнительной власти, образованный Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 341 (СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945). Согласно Положению о данной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.04. № 278 (СЗРФ. 2004. № 25. Ст. 2561), Служба является органом валютного контроля, “осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы” и реализует следующие функции в области валютного контроля:

  • - контролирует соответствие проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству России, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение этими лицами требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • - организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Федеральная налоговая служба представляет собой, в частности, федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции (осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями) на основании положения, утвержденного Постановлением. Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также Федеральная таможенная служба (согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства от 21.08.2004 № 429 (СЗ РФ. 2004. № 35. ст. 3637) таможенные органы восстановлены в качестве органов валютного контроля и осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в пределах своей компетенции).

Таможенные органы на основании п. 7. ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) осуществляют валютный контроль:

  • - за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;
  • - валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств,
  • - своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

К иным контролирующим органам можно отнести Минфин России, на который Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.04 № 329 (СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3258), в настоящее время возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в валютной сфере.

Закон о валютном регулировании в общих чертах определил полномочия органов и агентов валютного контроля.

Так, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Агенты валютного контроля с целью проведения контрольных мероприятий имеют право запрашивать и получать необходимые документы.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

В целом органы и агенты валютного контроля призваны обеспечить проведение единой государственной политики в сфере валютного регулирования и валютного контроля, что предполагает обеспечение правильного и единообразного применения и соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, предупреждение его нарушений и применение санкций за нарушение этого законодательства.

Таможенно-банковский валютный контроль. Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности. Важная особенность такого контроля - обязательное перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности (товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности). Это обстоятельство сближает в данном случае понятия валютного и таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с российским валютным законодательством и нормами ТК РФ, которыми установлен порядок таможенного контроля.

Система таможенно-банковского валютного контроля включает в себя валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за импортными операциями, валютный контроль за иными внешнеторговыми операциями. Рассмотрим некоторые из них.

В настоящее время порядок контроля за поступлением экспортной выручки и обоснованностью платежей по импортным поставкам регулируется Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” (Вестник Банка России. 2004. № 36).

Согласно этой Инструкции, паспорт сделки - это основной документ, позволяющий осуществить валютный контроль по конкретному контракту.

От понятия системы валютного контроля нужно отличать понятия механизма и процедуры валютного контроля. Понятие механизма валютного контроля носит прежде всего теоретический характер. А.Н.Козырин (Козырин А.Н.Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., Новый юрист. 1998) определил его как совокупность двух составляющих:

  • 1. субъективной составляющей - совокупности специальных лиц, институтов и органов, участвующих в процессе валютного контроля. Их можно объединить в две группы контролирующих субъектов (органы и агенты валютного контроля) и лиц, деятельность которых является объектом контроля. К основным контролирующим субъектам валютного контроля за внешнеторговыми операциями относятся таможенные органы и банки, что и дало название валютному контролю за соответствующими операциями - таможенно-банковский;
  • 2. функциональной составляющей - набора форм и методов контрольной деятельности. Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Практическую сторону валютного контроля раскрывает понятие процедуры валютного контроля, которую можно определить как урегулированный нормами права конкретный порядок действий органов и агентов валютного контроля по его осуществлению за отдельными видами валютных операций.

Таким образом, валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В настоящее время в Российской Федерации валютный контроль сводится к контролю за соблюдением действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов в области валютного регулирования.

К числу основных федеральных законов, составляющих нормативно-правовую базу валютного контроля, помимо рассмотренного Закона о валютном регулировании, следует также отнести ТК РФ, Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской деятельности” и др.

Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы: предварительный, текущий и последующий контроль. В совокупности они обеспечивают непрерывный характер валютного контроля. Метод валютного контроля - это приемы и способы его осуществления: наблюдение, проверка, ревизия, анализ. Основные методы - это ревизия и проверка.

Это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения - одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом через МВФ.
===497===
Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих стратегических задач.
Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов - блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.
В России новое валютное законодательство находится в стадии становления.
Основой валютного законодательства РФ является Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.
Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
===498===
переводы неторгового характера в РФ и из страны, включая переводы сумм, заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлять текущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движением капитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, только при наличии его специального разрешения.
В свою очередь нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках; право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти ценности были ранее перевезены в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законодательством РФ.
Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российской Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществляется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ. который:
определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
===499===
издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами" и нерезидентами;
проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;
устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления;
выполняет другие функции.
Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.
Анализ данных, полученных на основе отчетности 1024 уполномоченных банков, показал, что с ноября 1996 г. по декабрь 1997 г. произошло резкое увеличение всех показателей движения наличной иностранной валюты через уполномоченные банки. Прежде всего это касается объемов ввоза и продаж наличной иностранной валюты физическим лицам (табл. 17.1).
Это связано не только с увеличением свободных денежных средств, получаемых населением в виде вознаграждений за год и других выплат по итогам года, но и с сохраняющимся интересом к наличной иностранной валюте как абсолютно ликвидной и надежной форме сбережений.
В декабре 1997 г. в Российскую Федерацию уполномоченными банками было ввезено 4576,7 млн долл. При этом операции по ввозу наличной иностранной валюты активизировали не только уполномоченные банки, являющиеся основными операторами на этом сегменте валютного рынка. В целом за 1997 г. ввоз наличной иностранной валюты составил 11 192,5 млрд долл. -
Объем продаж уполномоченными банками наличной иностранной валюты в декабре 1997 г, достиг 11 469 млн долл.
Однако с августа 1998 г., в связи с разразившимся кризисом наблюдается резкое падение поступлений и продажи наличной иностранной валюты до 2250,0 млн долл. США к декабрю 1998 г., или почти в 5 раз.

===500===

===501===
Продолжение


===502===



Необходимо принять дополнительные меры по налаживанию действенного валютного контроля в РФ в целях пресечения сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты за границу. ЦБ РФ считает необходимым создание Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а также осуществление более эффективного контроля за движением средств на корреспондентских счетах российских коммерческих банков в зарубежных банках. Следует усилить ответственность за нарушение валютного и таможенного законодательства. В настоящее время Банком России и ГКТ России разработана и действует с изменениями и дополнениями Инструкция от 26 июля 1995 г, "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью пла-теэюей в иностранной валюте за импортируемые товары". Подготавливаются другие нормативные материалы.
После присоединения России к Международному валютному фонду произведены дальнейшие меры по либерализации порядка вывоза и пересылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты России, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42); изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте России (Приказ ЦБ РФ от 28 мая 1996 г № 196); введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42).
===503===
В настоящее время (как следствие августовского кризиса) практически завершился процесс перемещения операций с безналичными долларами с межбанковского на биржевой сектор рынка, т.е. можно констатировать, что все конверсионные операции проходят в той или иной степени\"через биржевой валютный рынок, и это несмотря на то, что еще год назад 95% объема торговли валютой происходило на межбанковском рынке. Таким образом, как это ни парадоксально, финансовый кризис, на наш взгляд, инициировал качественный переход в торговле иностранной валюты, что объясняется следующими причинами:
1) как правило, биржевая практика проведения расчетов основана на принципе "поставка против платежа", исключающем возможность отправки средств контрагенту в случае невыполнения обязательств с его стороны; с другой стороны, биржа выполняет обязательства перед участником торгов в любом случае, таким образом, включение такого посредника в межбанковский рынок позволяет минимизировать системный риск;
2) переход на осуществление операций на бирже через систему электронных лотовых торгов (СЭЛТ), являющуюся многосторонней системой, при которой становится возможным одновременное заключение сделок с несколькими контрагентами и доступ к принципиально более широкому информационному пространству, в результате чего валютный рынок стал более ликвиден.
Важным шагом в реорганизации деятельности бирж стало проведение двухсекционных торгов иностранной валютой на ММВБ, введенное Положением ЦБ РФ "О порядке и условиях проведения торгов по долларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирок" от 28 сентября 1998 г, № 57-JJ, согласно которому реализация экспортной выручки в долларах США в части ее обязательной продажи осуществляется исключительно на специальных торговых сессиях. В результате "объем ежедневной продажи на специальных торговых сессиях ММВБ валюты увеличился с первой половины октября ко второй половине ноября почти вдвое и составил в среднем 110-115 млн долл., объемы торгов в течение этих двух месяцев на специальных торговых сессиях почти в 2 раза превышали объемы, зафиксированные на дневных сессиях". При этом, упреждая\"возможные негативные последствия в случае "всплеска"\"Спроса на иностранную валюту, ЦБ РФ Указанием "О порядке проведения операций на внутреппем валютном рынке РФ" от 12 ноября 1998 г. № 409-У запретил на специальных торговых сессиях покупку банками иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также в целях укрепления курса национальной валюты и стабилизации внутреннего валютного рынка ввел в действие Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г, № 334 "Об изменении порядка обязательной продажи валютной выручки", в котором говорится об увеличении размера обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке с 50 до 75% и сокращении сроков ее продажи с 14 до 7 дней.
===504===

Еще по теме ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ:

  1. В отношении валютных ограничений национальная валютная система максимально приблизилась к международным стандартам
  2. Валютные ограничения как форма государственного регулирования валютно-кредитных отношений
  3. 9.2. Валютные ограничения, принципы их организации, их уровень и влияние на вид валюты\r\n
  4. § 3. Валютные ограничения, их влияние на содержание и исполнение денежных обязательств в иностранной валюте
  5. 7. Валютные интервенции как инструмент валютного регулирования и валютной политики ЦБ РФ.
  6. Валютный курс. Основные методы регулирования валютного курса. Валютная котировка.
  7. 28. Валютная политика государства. Валютный паритет, валютный курс.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -