Китайские реформы

Китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка » и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном . Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины.

История

Первые реформы конца 1970-х, начала 1980-х включали в себя открытие торговли с внешним миром, учреждение системы семейного подряда в сельском хозяйстве, в результате чего фермеры могли продавать излишки зерновых на открытом рынке, а так же основание Поселково-сельских предприятий (ПСП).

Процесс экономической реформы начался в раннем 1979 после того как китайские лидеры заключили, что действующая с 1950-х Советская система мало прогрессивна в улучшении уровня жизни китайского народа и провальная в закрытии экономической бреши между Китаем и индустриально-развитыми странами.

Реформы конца 1980-х и начала 1990-х фокусировались на создании системы калькуляции цен и уменьшении роли государства в распределении ресурсов. Реформы поздних 1990-х фокусировались на закрытии невыгодных предприятий и борьбе с банкротствами в банковской системе. После начала 21-го века, повышенное внимание было направлено на сужение бреши между богатыми и бедными в Китае.

Китайская экономическая реформа в отличие от Перестройки имела экономический успех, породив стремительный экономический рост на протяжении более двух десятилетий. Уровень жизни большинства китайцев с 1978 года заметно улучшился. Цель модернизации так же видится продвигающейся вперёд. На всём протяжении Китая можно засвидетельствовать ускоренную модернизацию инфраструктуры, включая новые автострады высшего класса, аэропорты и здания телесвязи.

Первая часть Китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, при помощи которых фермеры могли удерживать излишки посредством личных участков земли охотнее, чем работая на коллективном хозяйстве. Это сопровождалось основанием ПСП, которыми являлись принадлежащие посёлкам и сёлам различные отрасли промышленности. Была внедрена политика открытых дверей, согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Вторая фаза реформы совершилась в 1980-х и была направлена на создание рыночных введений и преобразования экономической системы из административно-управляемой командной экономики к управляемой ценами рыночной экономике. Эта трудная задача ценовой реформы была доведена до конца путём использования двухдорожной ценовой системы, в которой одни товары и услуги размещались по рыночным ценам, а другие – по ценам, контролируемым государством. Со временем количество товаров, размещённых по рыночным ценам, увеличивалось и к началу 1990-х они включали в себя почти все товары.

В конце 1980-х китайская экономика развивалась спокойно и стабильно по мере того, как она постепенно отдалялась от центрального планирования и мало-помалу заимствовала всё больше нововведений и механизмов рыночной экономики.

Первым значительным успехом экономической реформы было введение системы семейной ответственности за продукцию в сельском хозяйстве – нововведение, которое позволяло фермерским семьям работать на куске земли по договору и удерживать любую заработанную прибыль. К 1984 система семейного подряда заметно увеличила производство продовольствия, и правительство отменило народные коммуны – критерий китайского социализма на протяжении более чем 20 лет. В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская народная республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60%) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30% стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков – групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте – больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий – на 11% выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 – намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет – выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Не смотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли – всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики

Реферат по предмету:

«История экономики»

Тема: «Экономические реформы в Китае»

Группа: ЭДВ – 91

Выполнил: Фокина О.А.

Проверил:

Новосибирск 2009

2. Введение;

3. Основная теоретическая часть;

4. Заключение;

5. Список использованной литературы

План

1. Факторы и динамика экономического развития Китая.

2. Реформы в аграрном секторе.

3. Реформы в промышленном секторе.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.

5. Реформа налоговой системы.

Введение

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.

Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.

Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.

Основная теоретическая часть.

1. Факторы и динамика экономического развития Китая

Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.

Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).

Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.

Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.

К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.

Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.

К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.

Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

2. Реформы в аграрном секторе

Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.

Ныне «сельская промышленность Китая не только один из основных поставщиков потребительских товаров, но и энергоносителей, деталей, узлов для обрабатывающей промышленности, химических удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства. На ее долю приходится более 50 % производимых в стране изделий из шелка и трикотажа, 95 % кирпича, черепицы и мелких сельхозорудий, 35 % кожаной обуви, 40 % цемента и угля.

Волостные и поселковые предприятия обладают существенным экспортным потенциалом. Характерным примером их значимости может служить тот факт, что на долю этих предприятий приходится около 40 % выпуска обуви, которую носят жители всего мира. Только в США экспортируется ежегодно 700 млн. пар, что составляет больше половины импорта обуви США.

Изменения в структуре сельскохозяйственного производства привели к появлению ряда проблем. Одна из них – падение прибыльности основных производств отрасли, особенно зернового. С изменением отраслевой структуры сельского хозяйства и развитием несельскохозяйственной сферы деятельности в деревне в условиях либерализации цен на значительную часть продукции, заметно расширились возможности выбора крестьянами более прибыльных видов производства, что стимулировало утечку ресурсов из земледелия в другие отрасли аграрной сферы, в том числе несельскохозяйственные, и даже в город.

Другой проблемой является обострение противоречий между изменившейся структурой общественного спроса на сельхозпродукты и существующей производственной структурой сельского хозяйства. (например, наметилась тенденция сокращения потребления низкосортных видов зерна и расширение спроса на высококачественное зерно – рис, пшеницу).

Дальнейшее развитие рыночных отношений в сельской экономике Китая ставит новые структурные проблемы и одновременно стихийно ломать сложившуюся производственную систему, осуществляя более рациональное размещение ее основных составляющих.

3. Реформы в промышленном секторе

В сфере промышленности в течение всего периода экономических реформ ведущее положение занимает государственный сектор. В собственности государства находится около 15,7 тыс. крупных и средних предприятий, что составляет менее 0,2 % всех предприятий, работающих в промышленности. Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции; на более гибкое, чем раньше, установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей. Теоретической основой такого подхода послужила концепция «отделения права собственности от права хозяйствования»: при формальном сохранении государственной собственности предприятия должны были получить относительную свободу во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом.

Основные направления реализации промышленной структурной политики в Китае в начале 80-х гг. осуществлялись:

Путем проведения политики «шести приоритетов», когда отраслям легкой промышленности в первую очередь поставлялось сырье, электроэнергия, капиталовложения, кредиты, импортное оборудование и научно-технические кадры;

Путем создания специального государственного фонда строительства важнейших объектов энергетики и транспорта;

Путем диверсификации форм собственности в промышленности и ее правового обеспечения как метода рационализации промышленной структуры.

Особое внимание уделяется развитию отраслей новой и высокой технологии. С этой целью реализуется специальная государственная программа. Не сбрасываются со счетов и «старые отрасли», например, черная металлургия. В 1996 году Китай вышел на первое место в мире по выплавке стали.

Необходимость быстрой и эффективной структурной перестройки промышленности диктуется и международной конъюнктурой. Китаю нужно не только вписаться в определяющие тенденции мирового экономического развития, но и обеспечить сохранение своих позиций на мировых рынках, а также попытаться отвоевать новые рубежи.

В этой связи важным механизмом международной экономической экспансии Китая должна стать перестройка организации промышленных предприятий. Примерно 2 тыс. государственных предприятий военно-промышленного комплекса, топливно-энергетических и других важных отраслей промышленности, на долю которых приходится около 25 % производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-процентной государственной собственности. Фактически планируется организация и развитие государственных корпораций с перспективой их выхода на международные рынки и завоевания на них лидирующих позиций.

Экономические реформы в промышленности можно охарактеризовать следующими мероприятиями:

Городские предприятия могли избирать разные формы собственности;

Предприятиям разрешалось самим решать вопросы производства, снабжения, сбыта;

Допускалась самостоятельная кадровая политика, система зарплаты и премий;

Разрешалось в пределах, определенных государством, самим устанавливать цены.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи

Ускорение экономического развития сопровождается «перегревом» экономики, ростом цен, обострением проблемы инфляции. Для борьбы с явлением «перегрева» экономики китайские власти довольно часто используют «политику урегулирования» экономики, в основе которой лежат меры ограничительной финансовой политики. На какой-то период в результате таких мер удавалось добиваться приемлемых темпов экономического роста, а затем локомотив экономического развития вновь разгонялся. Исследования динамики развития экономики КНР свидетельствуют, что чередование периодов «ускорения» и «урегулирования» носит устойчивый характер и представляет собой определенную циклическую тенденцию.

К концу первого десятилетия проведения реформ 1988 г. – весна – лето 1989 г.), закончившийся известными событиями на площади Тяньаньмынь в Пекине. Вслед за этим была провозглашена политика «урегулирования» экономики.

Приоритетными целями ее были объявлены достижение баланса между совокупным спросом и предложением, преодоление «перегрева» экономики, диспропорций между основными отраслями, снижение инфляции. Влияние политики «урегулирования» расценивается в целом как положительное и стабилизирующее. Это, в частности, связано с действиями китайского правительства по увеличению эффективности экспорта, усилению контроля за внешнеэкономическими операциями, банковской деятельностью, по сокращению числа экспортно-импортных компаний. В рамках политики «урегулирования» в конце 1991 г. обнародавана концепция прав человека, подчеркивающая пориоритетность «права на существование» - жилье, одежду, питание. Гражданские свободы, по мнению руководителей Китая, играют подчиненную роль, и такой подход они обосновывают ссылками на традиционные ценности китайской цивилизации. Цели политики «урегулирования» были достигнуты в 1992 г., и Китай приступил к углублению экономических реформ и осуществлению открытой политики.

Составной частью нового этапа экономических реформ является территориальная открытость. Реализация этой политики началась с определения районов, в которых создавался льготный режим для иностранных инвестиций. Одной из первых была создана зона развития Пудун близ Шанхая. В 1991 г. был утвержден план организации зон высоких технологий (ЗТВ). В 1991 г. китайское правительство приступило к разработке тотальной стратегии по ускорению развития экономики и внешних связей с упором на освоение «четырех полос» ее территории. Под «четырьмя полосами» понимаются территории приморские, внутренние приграничные, вдоль реки Янзцы и железнодорожной магистрали от порта Ляньюньган (провинция Цзяньсу) до пограничного пункта Алашанькоу (Уйгурский автономный регион). С этого времени процесс территориальной открытости пошел особенно быстро. В 1992 г. на различных уровнях (от общегосударственного до уездного) было санкционировано создание около 2 тыс. новых преференциальных зон. Возникли новые формы открытости: зоны свободной торговли, приграничные открытые зоны. В комплексе с прежними преференциальными образованиями они составляют многоярусную, диверсифицированную структуру. Территориальная политика реформ предполагает перенесение «экономического центра тяжести» с Востока на Запад, то есть с наиболее развитого в индустриальном отношении приморского района, которому отведена роль форпоста технологической модернизации и структурной перестройки, на слаборазвитый «окраинный» западный пояс. Таким образом, импульсы ускоренного экономического роста, исходящие из преференциальных зон побережья, будут постепенно распространяться на внутренние районы.

В каждом конкретном случае большое значение имеют так называемые стартовые условия роста. Например, в центральном поясе к таковым относятся либо богатые природные ресурсы, либо потенциал отдельных индустриальных районов, либо сравнительно развитая транспортная сеть.

Однако распространение «открытости» вглубь страны является не единственной функцией преференциальных зон. Другая их задача заключается в активизации связей с ближайшими соседями Китая. Например, в конце 80-х – начале 90 –х гг. были созданы зоны развития, специализирующиеся на привлечении инвестиций из конкретной страны. В 1989 г. в провинции Фуцзянь была создана зона Мавэй, ориентированная на тайваньские инвестиции; в 1993 г. достигнуто соглашение о создании в Тяньузине парка южнокорейских инвестиций и т.д. В Китае существуют и открытые зоны, выполняющие обе эти функции. Такие зоны, ориентированные на связи с Россией, в провинциях Хэйлунцзян, Цзиминь и автономном районе Внутренняя Монголия.

Еще одним аспектом открытости является отраслевой. Дело в том, что иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает заметную экономию в результате использования дешевой китайской рабочей силы. Поэтому самые высокие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности и сфера услуг. Предприятия высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с трудом добиваются валютной окупаемости, поскольку они создаются иностранными вкладчиками в основном для освоения внутреннего рынка КНР. А если национальные предприятия не всегда могут обеспечить им поставки сырья и компонентов нужного качества, то значительная часть валюты уходит на импорт материалов.

Открытая внешнеэкономическая политика Китая реализуется в разнообразных формах. Активное развитие внешней торговли дополняется привлечением иностранного капитала в форме прямых, отчасти портфельных инвестиций в в ссудной форме. Расширяется использование техники и технологии из-за рубежа, поощряется производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество. Реализация открытой политики идет по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда, поиска в нем новых ниш.

Основным элементом внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля. За период экономических реформ она развивалась высокими темпами – в среднем около 16 % в год. По мере роста внешней торговли наблюдалось постепенное усиление роли внешнего фактора в национальной экономике. За годы реформ экспортная квота страны выросла до 20 %. Товарный экспорт Китая дает до 80 % всех валютных поступлений. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80 % в 1997 г. Зависимость китайской экономики от импорта также заметно выросла, до 19,6 % в 1992 г. Все эти показатели свидетельствуют о достаточно глубокой вовлеченности Китая в мирохозяйственные связи. Ведущими торговыми партнерами КНР являются Япония и США. Основное место в экспорте Китая в 90-е гг. занимают текстильные изделия и одежда, машинотехническая продукция. Доля готовой продукции в экспорте достигает 80 %. В импорте КНР преобладают машины, оборудование, транспортные средства, наукоемкая продукция. Углубление процессов регионализации и картелизации мировой экономики, усиление «нового» торгового протекционизма заставили Китай совершенствовать свою внешнеторговую политику. Во второй половине 90-х гг. он стремится сочетать элементы режима импортозамещения продукции новых для него отраслей промышленности (энергетика, транспорт, связь) со стратегией экспортной ориентации в текстильной, легкой, электронной промышленности. При этом поэтапно уменьшается государственный контроль над внешней торговлей, поощряется привлечение иностранных инвестиций.

5. Реформа налоговой системы

Заметные сдвиги происходили в финансовой системе управления. От системы отчислений от прибыли был совершен переход к налоговой системе. К 1991 г. сложилась система, действовавшая вплоть до 1994 г. В целом ее формировали около 40 видов налогов, обеспечивавших государству получение более 30 % всех финансовых доходов. Были представлены новые положения по шести видам налогов: на добавленную стоимость (НДС, взимаемый в сферах производства, оптовой и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Базовая ставка НДС составляет 17 % для некоторых категорий товаров (основные продукты питания, электроэнергия, средства производства для сельского хозяйства) установлена льготная ставка в 13 %); на потребление, на хозяйственную деятельность, на доходы предприятий, на ресурсы, на добавленную к земле стоимость. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Из числа подакцизных товаров были исключены сельскохозяйственные продукты, химическая, электротехническая и радиотехническая продукция (остались алкогольно-табачные изделия, машинные масла, предметы роскоши, автомобили и мотоциклы). В сфере услуг взимается налог на деловые операции. Был пересмотрен также закон о личном подоходном налоге.

Другим направлением реформы стало упорядочение межбюджетных отношений. Была отменена существовавшая с 1988 г. система территориального финансового подряда, в рамках которой доходы вышестоящих бюджетов должны были формироваться главным образом за счет отчислений из нижестоящих бюджетов. Она заменена двухканальной системой с четким разграничением источников доходов между бюджетами разных уровней. В общегосударственный бюджет должны перечисляться: подоходный налог с государственных предприятий центрального подчинения; налог на деловые операции, взимаемый на железнодорожном транспорте и финансовом секторе; акцизный налог; таможенные пошлины; НДС по импорту; 75 % суммы прочих поступлений от НДС; 75% поступлений от налога на добычу природных ресурсов; 50% поступлений от налога на операции с ценными бумагами. Зачислению в местные бюджеты подлежат: подоходный налог с государственных предприятий негосударственных секторов; подоходный налог с физических лиц; сельхозналог; налог на деловые операции во всех отраслях сферы услуг, кроме вышеперечисленных; налог на сделки с землей; гербовый сбор; 25 % поступлений от НДС и ресурсного налога и 50 % - от налога на операции с ценными бумагами.

Постепенно складывалась рыночная система ценообразования. В ходе экономической реформы в Китае сформировалось несколько важнейших рынков:

Рынок потребительских товаров, получивший наибольшее развитие;

Рынок средств производства;

Рынок трудовых услуг;

Фондовый рынок;

Валютный рынок;

Рынок прав собственности на землю.

Ускорение экономического развития в Китае жестко сопрягалось с необходимостью подъема жизненного уровня народа. Проблема социальной платы за реформы рассматривается в рамках согласования и субординации трех составляющих: реформа – экономический рост – социально-политическая стабильность. Все они должны быть взаимосвязаны, скоординированы, сбалансированы. За двадцатилетний период реформ между этими векторами возникли заметные противоречия, но все же основной тенденцией экономической реформы была направленность на рост жизненного уровня населения, достижение которого обеспечивало социальную базу реформ.

Заключение.

Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики – постепенным осуществление реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым их идеологическим обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.

При очень высоких среднегодовых показателях экономического роста в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны циклические тенденции, а именно – колебания между резкими ускорениями роста и вспышками инфляции, с одной стороны, и дефляционными замедлениями экономического роста – с другой. Причины такой цикличности связаны с незавершенностью институциональных преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких бюджетных ограничений» в государственном секторе и связанных с ним хозяйственных укладах.

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Российско-китайская торговля после бума 1992-1993 гг. вступила в стадию стагнации. Ее росту препятствует узость сложившейся товарной структуры. Преодоление такой ситуации возможно за счет развития двустороннего инвестиционного сотрудничества, в которое были бы вовлечены крупные предприятия двух стран.

Как уже отмечалось, среди множества проблем социально-экономического развития страны, которые предстоит решать в ближайшие годы китайским реформаторам, первоочередными являются две: модернизация сельского хозяйства и радикальное реформирование государственных промышленных предприятий. Решение этих двух ключевых взаимосвязанных проблем должно способствовать вхождению в систему рыночных механизмов, что, в свою очередь, даст мощный долговременный стимул росту промышленности и сельского хозяйства.

Список использованной литературы :

1. Булатов А.С. Мировая экономика. Москва 1999 год (страницы 613, 617, 620, 628, 640);

2. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Москва 2000 год. Издательство «Флинта» (страницы 335, 337-340, 343-344, 347-351);

3. Халевинская Е.Д. Мировая экономика. Москва 2000 год. (страницы 213-216, 218-219);

4. Статья Экономика Китая. Китай во внешнеэкономической деятельности. Раздел Мировая экономика и торговля (электронная версия);

5. Чжоу Синьчэн. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи. Раздел Зарубежный опыт. (электронная версия).

(0 Голосов)

Еще одним подтверждением того, что у КПК не было ясной стратегии реформирования китайской экономики, является терминология реформ.

В 1978 г. КПК объявила о создании «плановой экономики, дополненной регулированием рынка», с 1984 г. по 1987 г. целью экономических реформ стала «плановая товарная экономика», в 1987-1989 гг. КПК приступила к строительству экономики, в которой «государство регулирует рынок, а рынок регулирует предприятия», в 1989-1991 гг. - «экономики с органически интегрированными плановой экономикой и регулированием рынка», с 1993 г. КПК стала использовать термин «социалистическая рыночная экономика с китайской спецификой».

У китайского правительства не было и стратегии реформирования сельского хозяйства. В действительности, деколлективизация сельского хозяйства, которая считалась одним из успехов экономической политики КПК, происходила следующим образом: несколько провинций в середине 1970-х гг. вынужденно из-за голода начали экспериментировать с альтернативными системами сельского хозяйства, а когда результаты эксперимента оказались положительными, центральное правительство решило применить эту политику к сельскому хозяйству всей страны.

С начала 1980-х гг. китайские власти уделяли теории реформ самое пристальное внимание.

В 1981 г. в поиске подходящей модели развития генеральный секретарь КПК Ху Яобанг дал указание китайским экономистам и социологам провести исследования с целью определения, каким должен стать Китай к 2000 г. Исследования показали, что Китаю не следует копировать опыт других стран. Реформаторы пришли к выводу, что не существует конкретной модели, которая могла бы быть использована в качестве шаблона для реформирования китайской экономики.

Хотя китайская реформа проводилась путем постоянных исканий, однако ее путь исключительно ясен - постепенный переход от плановой экономики к рыночной экономике. Реформа не была предварительным проектом руководителей КНР, а скорее неизбежным выбором каждого хозяйствующего субъекта, стремящегося к получению выгоды. Функция руководителей реформы заключалась в своевременном принятии правильных рамочных решений, соответствующих объективным тенденциям развития.

Некоторые авторы утверждают, что Китай использовал уже отработанную восточно-азиатскую модель реформ, приспосабливая ее к своим целям экономического развития. Это утверждение обосновывается тем, что развитие китайской экономики базировалось на опережающем росте внешней торговли (с 1978 по 2001 г. ежегодный рост внешней торговли КНР составил 15 % по сравнению со средним ростом ВВП - 9,3 %), накоплении валютных резервов (в 1980 г. валютные резервы составляли 2,3 млрд долл., к 2001 г. валютные резервы Китая насчитывали 178 млрд долл.), девальвации юаня (обменный курс доллара к юаню: в 1980 г. - 1,7 юаней; в 1985 г. - 2,92 юаней; в 1991 г. - 5,3 юаней; в 2001 г. - 8,28 юаней).

Эти показатели не являются доказательством того, что Китай копировал восточно-азиатскую модель развития. Например, высокий рост торговли объясняется, во-первых, неразвитостью внешнеэкономических отношений до начала реформ - т. е. высокие показатели отражают эффект «догоняющего развития», и, во-вторых, вскоре после начала реформ Китай стал огромной перерабатывающей зоной, получающей иностранные полуфабрикаты и отправляющей готовую продукцию. Точнее будет сказать, что Китай использовал некоторые элементы восточно-азиатской модели реформ. Уникальность китайской экономики и общества, долгий период изоляции, размер страны и ее разнообразие сделали использование какой-либо одной модели экономического развития в Китае практически невозможным. Китайская модель экономического развития совмещает в себе элементы опыта разных стран. Например, специальные экономические зоны были созданы по модели тайванских и сингапурских СЭЗ; китайские биржи в Шанхае и Шеньжене переняли практику и правила гонконгской биржи; первоначальные реформы предприятий опирались на югославский и венгерский опыт в этой области; новая система налогообложения использовала в качестве примера немецкую систему налогообложения; в реформировании банковской системы используется американский опыт; реформы коммунальных услуг базируются на сингапурской модели и т. д.

Стандартное описание китайской модели экономического развития опирается на такие термины как «китайское экономическое чудо», «социалистическая рыночная экономика». За последние 1520 лет, эти термины стали нарицательными, приобрели статус слоганов и как большинство слоганов имеют весьма ограниченную роль в объяснении китайской модели экономического развития.

Под «социалистической рыночной экономикой» в Китае понимается модель рыночной экономики с ведущей ролью государственного сектора. Это означает, что в процессе перехода к рыночной экономике, основной составной частью экономики довольно долго остаются государственные, коллективные и кооперативные предприятия. При этом задачей «социалистической рыночной экономики» ставится эффективное соединение общественной собственности с рыночной экономикой. Главные черты «социалистической рыночной экономики» включают: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим руководством государства, мно- гоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение открытости китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, макроконтроль, опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и дифференцированность доходов.

В 1982 г. для решения целей и задач реформ на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 1990-х гг. было подключено более 60 центральных научных учреждений и значительное число научно- исследовательских региональных учреждений. На базе действительного плюрализма мнений ученых формировалась официальная политика проведения реформы.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ , которая посвящена теме-специфика экономической реформы в китае . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г, нанесла огромный вред экономике. Модель экономического развития основывалась на приоритете развитии сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные каналы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы культурной революции снизилась почти в 2 раза, и в стране, несколько раз возникала угроза голода. Сократилось также промышленное производство, в стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Китай сменил курс экономического развития.

В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований «подобных революции». Основная цель реформы - превратить Китай в богатое демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Руководство Китая под руководством Ден Сяопина сделало ставку на эволюционные методы реформирования, что помогает сохранить стабильность в обществе. Виды хозяйственной деятельности, присущие рыночной экономики берутся за образец, формируются постепенно, исходя из собственных экономических интересов. Политическая система не меняется, сохраняется социалистическая идеология, привычная большей части населении, что помогает адаптироваться к реформам, не нанося психологический вред старшему поколению, постепенно социалистическая идеология заменяется патриотической, внушающей гордость за достижения страны, пропагандируется необходимость консолидации общества на этапе структурной трансформации экономики.

Экономические реформы в Китае начались с сельского хозяйства, так как к концу 1970-х годов на селе проживало почти 80% населения страны, поэтому существовали объективные предпосылки экономического развития через сельскохозяйственное производство.

Аграрная реформа . Перед началом реформ в 1978 году на долю сельского хозяйства в структуре ВВП приходилось 28.1%. Аграрная реформа началась с передачи земли в аренду крестьянам в виде семейного подряда сначала на 3-5 лет, потом аренду продлили на 15 и более лет. Были отменена практика единых закупок и поставок и ограничения цен на сельхозпродукцию. После того, как в экспериментальной провинции передача земли в аренду привела к увеличению урожая на 10%, аренда земли распространилась на все провинции. Надо отметить, что все реформы сначала апробировались в одном районе, если они были удачными, то распространялись на весь Китай.

Аграрная реформа была успешной, в стране в 2 раза увеличился сбор зерна, возросли доходы крестьян, улучшение их благосостояния повысило спрос на промышленные товары. Через семь лет после начала реформ в 1985 году Китай впервые за 25 лет стал экспортировать зерно.

Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью сельскохозяйственных районов страны (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли, меньше, чем, в среднем по миру) низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. В целом, сельскохозяйственное производство в настоящее время сохраняет полунатуральный характер. Это определяется низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%), которую закупает государство. И, тем не менее, производство сельскохозяйственной продукции постоянно растет.

Основная проблема сельского хозяйства КНР – низкий уровень занятости, для ликвидации этого дисбаланса в сельской местности создавались так называемые волостные и поселковые предприятия, на которых работают крестьянские семьи, которым сельскохозяйственный труд приносит недостаточный доход. Качество потребительской продукции, выпускаемой на этих предприятиях (одежда, обувь и пр.) низкое, поставки идут исключительно на внутренний рынок и удовлетворяют потребности населения с низким уровнем доходов.

Реформы в государственном секторе. Успех в сельском хозяйстве заложил основу для дальнейших преобразований. В КНР, как социалистическом государстве, был мощный госсектор, позиции которого были особенно сильны в традиционных областях экономики - нефтепереработка (84.9%), электроэнергетика (75.3%), металлургия (70.8%), производство алкоголя (96.9%). Государство с середины 1980-х годов пыталось увеличить самостоятельность предприятий, переводя промышленные предприятия на хозрасчет. К 1992 году практически все промышленные предприятия были переведены на хозрасчет. Были легализированы все частные предприятия, с численностью рабочих до 100 человек. Через 5 лет число этих предприятий возросло со 100 тысяч до 58 миллионов. Таким образом, параллельно с реформированием государственных предприятий, создавалась и развивалась частная собственность, возникали элементы рыночной экономики. Коммунистическая партия Китая, не скованная коммунистическими догмами, поводила в жизнь лозунг “Одна страна – две системы”.

С начала 90-х годов наступил новый этап производственных реформ. Реформирование государственных предприятий стало включать расширение прав, при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии. Предприятиям передали ценообразование, инвестиции, кадры и внешнюю торговлю, многие из них были акционированы. За 1992-95 годы удельный вес рабочей силы, занятой в госсекторе сократился с 95% до 19%.

Но предприятия не стали реально самостоятельными, так как их поддерживает государство, и они не подвержены инвестиционным рискам, продукция их часто неконкурентоспособна, но производство не закрывается из-за нежелания обострять безработицу. Неэффективные предприятия также стремятся к расширению производства и, поэтому в госсекторе существует почти неограниченный спрос на ресурсы, в частности на банковские кредиты под расширение производства. Это приводит к увеличению денежной эмиссии, результатом которой является инфляция. Особенность налоговой политики заключается в том, что предприятие платит фиксированную сумму налоговых отчислений, а прирост доходов использует по своему усмотрению, как правило, на увеличение зарплаты и инвестиционную деятельность. Это способствует увеличению потребительских расходов и сбережений населения. Сбережения помещают на депозиты в государственных банках, это, в свою очередь, позволяет банкам выдавать новые кредиты предприятиям.

Денежная политика . Для ускорения темпов экономического роста, создания дополнительных рабочих мест государство ослабляет денежную политику. Правительство постепенно сокращало налоги с 31.3% ВВП в 1979 до 10.3% ВВП в 2000 году, одновременно были сокращены госрасходы. Увеличение ресурсной базы предприятия привело к увеличению темпов роста экономики. Либеральный характер всей проводимой политики привел к усилению хозяйственной активности предприятий, периодически в экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к высоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Когда инфляция достигает социально недопустимого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, происходит замедление темпов роста экономики, инфляция постепенно снижается. Таким образом, хотя всплески инфляции в Китае наблюдаются регулярно с 1980-х годов, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15-20%.

Экономическая политика государства ставила своей целью сохранение политической стабильности общества, поэтому правительство, в целях увеличения объемов экспорта в целях протекционистской защиты собственных товаров, не использовало такой инструмент, как девальвация национальной валюты. За годы экономических реформ, среднегодовые темпы снижения валютного курса составили около 8%. Были также обеспечены сравнительно низкие темпы инфляции благодаря умеренным темпам прироста денежной массы и грамотному регулированию экономического цикла.

КНР взял курс на строительство социалистической рыночной экономики, в конституции страны в качестве экономического курса закреплен термин “Социализм с китайской спецификой”.

Либерализация внешней торговли. Руководство КНР большое внимание уделило реформам внешнеэкономической деятельности. Ранее закрытое государство (автаркия), проводящее в жизнь концепцию “опоры на собственные силы”, взяло курс на вхождение в мировое хозяйство. В современной трактовке социалистическая экономика не исключает использование зарубежных технологий и финансовых источников, а наоборот, активно их использует в целях ускорения развития технологического уровня страны.

Внешнеэкономические реформы начались с либерализацией внешней торговли, сокращения импортных таможенных пошлин на сырье и комплектующие изделия (17.7% - в 1978, 2.5% - в 2000). Китай, с его безграничным рынком труда сделал ставку на производство трудоемкой продукции в рамках международного разделения труда. Возросла зависимость Китая от импорта, импортная квота увеличилась с 5% в 1978, до 28.3% в 2007 году, что свидетельствует о значительном вовлечении страны в мирохозяйственные связи.

Новые технологии позволили развернуть в стране широкомасштабное производство трудоемкой продукции и реализовывать ее на внешних рынках. Первоначально это были, в основном, изделия швейной промышленности, которые определяли структуру экспорта страны, впоследствии страна стала специализироваться в производстве более технологичной продукции, такой как электрические и электронные бытовые приборы, строительные материалы, мебель.

В 2001 году интегрируясь в мировую экономику Китай вступил в ВТО, делая акценты на переходе от экстенсивных факторов роста, основанных на использовании дешевого труда, к интенсивным факторам, опирающихся на развитие экономики знаний, использующей достижения научно-технического прогресса. С 1978 по 2010 год (табл.39) объем внешней торговли вырос более, чем в сто раз с 20.1 до 2173 млрд.долл.США, экспортная квота за этот период выросла с 4 до 36% ВВП

С 2000 года наблюдается особо динамичный рост внешней торговли страны, в 2004 году ее объем превысил трлн.долл.США, традиционно положительное сальдо внешней торговли с 2005 года превышает 100 млрд.долл.США, и формирует профицитный бюджет страны. Динамичное развитие внешней торговли замедлилось под влиянием мирового финансового кризиса, сократившего мировое потребление товаров, особенно длительного срока пользования.

Таблица 39

Динамика внешней торговли с 1978 по 2010 год, млрд.долл.США

Составлено по: [ www.wto.org ].

Несмотря на то, что страна производит треть мировых текстильных изделий и занимает ведущее позиции в этой отрасли, в настоящее время первое место в экспорте занимает более технологичные товары, которым можно отнести сложные предметы электроники, техники и оборудования. На первом месте в экспорте находится продукция машиностроения (42%), электроника (12%), одежда и обувь (25%). В структуре экспорта готовые изделия составляют более 80%, доля текстиля и одежды с 1990 года снизилась с 27 до 10.7%. Доля высокотехнологичной продукции составляет 30% экспорта - это электротехническая продукция, телекоммуникационное оборудование и др.

Доля сырьевых товаров в экспорте очень мала, несмотря на имеющиеся в стране мировые запасы угля, доля этой товарной группы не превышает 4% в структуре экспорта. Китай не стремится торговать природными ресурсами, а перерабатывает их в конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, и продает на внешнем или внутреннем рынке.

В настоящее время Китай вышел на первое место в мире, основной объем экспорта направляется в развитые страны и в первую очередь в США, куда направляется 20.0% китайского экспорта, Гонконг – 12.0%, Япония – 8.3%, Республика Корея – 4.5%, ФРГ-4.3%. На долю этих стран приходится 70% закупок техники и 90% - лицензий, ноу-хау, патентов.

Основные торговые партнеры по импорту: Япония – 12.3%, Гонконг- 10.1%, Респ.Корея – 9.0%, Тайвань-6.8%, ФРГ – 5.5% Япония (машины и оборудование – 50% всех закупок) США (самолеты и электронно-вычислительная техника) ФРГ – продукция хим.пром

Привлечение иностранных инвестиций . Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 5 специальных экономических зон (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун (1980 год), Сямэнь в провинции Фуцзянь (1980), провинция Хайнань (1988) и “новая зона развития Пудун” (район Шанхая, 1990). В эти зоны были направлены потокипрямых иностранных инвестиций из Гонкон­га, Тайваня и США. В свободные зоны был разрешен беспошлинный ввоз сырья, проводилась льготная политика для привлечения инвестиций. Создание новых предприятий обеспечивало новые рабочие места для китайцев, повышало квалификацию рабочей силы, качество продукции и управления. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, тех­нологиями и финансированием, китайская сторона предоставляла инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству иностранные инвесторы должны были приобретать сырье и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. В 1995 году суммарный товарооборот экспорт этих зон составил 20% от внешней торговли КНР. В этих зонах зарегистрировано 15% всех предприятий с иностранными инвестициями, привлечено 11 млрд.долл.иностранных инвестиций. Огромную роль в подъеме экономики сыграла китайская диаспора (хуацяо), жители Гонконга, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии, на их долю приходится 75% всех инвестиций в Китай. При вступлении Китая в ВТО свободные экономические зоны потеряли часть льгот, как недопустимой меры торговой защиты, противоречащей нормам ВТО, но в китайской экономике, эти зоны сыграли решительную роль при создании наукоемкого и технологичного производства.

Бурный рост китайской экономики делает ее привлекательной в глазах иностранных инвесторов, на мировых инвестиционных рынках Китай является вторым, после США, центром вложения иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос с 4 млрд.долл.США в 1982, до 42 млрд.долл.США - в 2000 году, в настоящее время он составляет более 500 млрд.долл.США, увеличившись в 144 раза за три десятка лет. Предприятия с иностранными инвестициями, имеющие множество налоговых льгот, обязаны внедрять в производство новейшие научно-технические достижения, что делает китайские товары конкурентоспособными на мировых рынках, и позволяет расширять внешнюю торговлю. Предприятия с иностранными инвестициями, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. Импорт технологий позволяет развивать информационный сектор, телекоммуникационные и биотехнологии. В “Китайской силиконовой долине” в районе Хайдиан севернее Пекина размещаются иностранные корпорации ведущих стран мира. Здесь сосредоточены многочисленные НИИ центры и университеты.

На рис.2 показана динамика ПИИ, за последние 12 лет она была положительной, иностранные инвестиции выросли почти в три раза, ежегодные темпы роста составляли от 5 до 25% в год.

Рис.2 Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в китайскую экономику и темпы их прироста с 1997 по 2008 годы

Наибольший рост иностранных инвестиций был отмечен с началом мирового кризиса в 2008 году. По сравнению со многими странами мира, сократившими промышленное производство, темпы роста экономика Китая, хотя и немного снизились (с 13% в 2007, до 9% в 2008), но оставались достаточно высокими, что привлекало иностранных инвесторов.

Политика открытости и создания благоприятного инвестиционного климата превратила Китай в экономику, привлекательную для иностранных инвесторов, а бурный рост внешней торговли и ее нарастающее положительное сальдо определяют изменение динамики китайских инвестиций за рубежом, которые по объему догоняют иностранные инвестиции в экономике Китая (табл.40).

Таблица 40

Динамика движения капитала КНР, в 2005-2011, годах млрд.долл.США

Иностранные инвестиции в экономику Китая 60,0 758,9 576,1 548,9 697,2
Китайские инвестиции за рубежом 11,0 184,0 227,3 317,2 322,0

Составлено по: .

Сокращение товарного экспорта Китая компенсируется увеличением инвестиционных потоков. В настоящее время объем иностранных инвестиций в экономику Китая более, чем в два раза превышает китайские инвестиции за рубежом, которые вкладываются в развитие добывающей промышленности в наименее развитых странах Азии и Африки. Надо отметить, что со второй половины первой декады XXI века, темпы роста китайских инвестиций за рубежом резко увеличились.


Похожая информация.


Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики

Реферат по предмету:

«История экономики»

Тема: «Экономические реформы в Китае»

Группа: ЭДВ – 91

Выполнил: Фокина О.А.

Проверил:

Новосибирск 2009

2. Введение;

3. Основная теоретическая часть;

4. Заключение;

5. Список использованной литературы

План

1. Факторы и динамика экономического развития Китая.

2. Реформы в аграрном секторе.

3. Реформы в промышленном секторе.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.

5. Реформа налоговой системы.

Введение

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.

Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.

Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.

Основная теоретическая часть.

1. Факторы и динамика экономического развития Китая

Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.

Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).

Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.

Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.

К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.

Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.

К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.

Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

2. Реформы в аграрном секторе

Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.