Личное страхование. Перейти к версии для печати

В настоящее время страхование стало неотъемлемым атрибутом жизни любого человека. Надо сказать, что чем больше каждый знает о страховых услугах, тем лучше его защита от каких-либо факторов. В данном случае следует более внимательно рассмотреть такой вид страхования, как: индивидуальное

Страхование туристов

Сколько стоит полис индивидуального страхования туриста? Что он из себя представляет и на какую помощь может рассчитывать застрахованное лицо? Это далеко неполный список вопросов, которые возникают тут же. Туристическое страхование бывает двух видов - групповое и индивидуальное. Конечно же, интереснее и веселее поехать компанией в сопредельную или дальнюю страну. Эмоции и впечатления от поездки будут более красочными и насыщенными. В этом случае приобретаются страховые групповые полисы. Однако иногда бывает и так, что в путешествие приходится отправляться одному или же вдвоем. Соответственно о групповом страховании не может быть и речи. Решение купить индивидуальную страховку туриста дает возможность самостоятельно выбрать сумму покрытия и изменить некоторые пункты в договоре. Индивидуальный полис, вне зависимости от направления и других моментов, заключается лишь на одного человека. Страховая компания теперь несет ответственность за одного человека, а не за несколько туристов. Если взглянуть на статистику, то можно заметить, что индивидуальный вариант более популярен, нежели групповой. Ведь чаще туристы едут вдвоем или же поодиночке. Конечно же, оформлять индивидуальный полис требуют далеко не все страны, в которые отправляется человек. Исключение - европейские государства. Они требуют оформления огромного количества документов, куда входят и страховые полисы. Справедливым будет вопрос: "Для какой цели приобретается полис индивидуального страхования, ведь все равно будет необходимо оформить медицинский полис?" Ответить на него достаточно просто. К примеру, если была получена травма в другой стране, то нужны медицинские услуги, которые подразумевает медицинский полис. Но индивидуальный полис сделает эту помощь оперативной и расширенной. Это весьма важно, учитывая то, что здоровье стоит на первом месте и на нем экономить не следует.

Тарифы страхования

Узнать стоимость индивидуальной страховки туриста можно будет прямо в туристическом агентстве, когда приобретается тур. Чаще всего цена за день пребывания не превышает один день. Иногда бывает и выше. Такая стоимость индивидуального страхования туриста дает возможность рассчитывать на страховое покрытие в размере 15 тысяч долларов. Для нашей страны это крупная сумма, которая обеспечит застрахованного лица всеми необходимыми медицинскими услугами. К примеру, если произошел перелом конечности и человек не может самостоятельно передвигаться, то первичная помощь в Зальцбурге и эвакуация в родную страну будут стоить не менее 10 тысяч долларов. Если же получена травма средней тяжести в Бразилии, то 35 тысяч долларов будет недостаточно для оказания помощи. Соответственно, приобретая полис, обязательно глянуть на то, какая сумма покрытия имеет место быть и решить хватит ли ее. Конечно же, в некоторых государствах и 15 тысяч долларов будет предостаточно, но есть и те страны, где она должна быть значительно выше. К примеру, в Австралии, Японии, США и в Канаде не менее 50 тысяч долларов.

Личное страхование- отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Соответственно под договором личного страхования в соответствии со ст.934 ГК РФ понимается соглашение в соответствии с которым, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Таким образом, в отличие от имущественного страхования при личном страховании застрахованным лицом может быть только человек, тогда как при имущественном могут быть застрахованы, в том числе, и интересы организаций. Страхователем, конечно, может выступать и организация, но застрахованный интерес при личном страховании - это всегда интерес, связанный с личностью, т.е. с человеком, а не с имуществом. Кроме того, для личного страхования в отличие от имущественного никаких выделенных видов страхования в Гражданском кодексе РФ нет. Может быть застрахован практически любой интерес, связанный с личностью человека и никаких специальных правил для отдельных видов таких интересов не установлено.

Гражданский кодекс РФ устанавливает страхование жизни, здоровья и т.д., которые ограничены случаем причинения застрахованному лицу материальных убытков. Формально ст. 934 ГК вообще не требует, чтобы застрахованному лицу причинялся вред, но допускает осуществление личного страхования на случай наступления любого события в жизни застрахованного. Однако страхование - это форма защиты от вреда. Поэтому и при личном страховании необходимо, чтобы застрахованному лицу был причинен вред в отношении одного из нематериальных благ, но не требуется, чтобы этот вред имел денежную оценку. Иными словами, не требуется, чтобы страхование всегда носило характер возмещения вреда. Поэтому при страховом случае с имуществом выплата называется возмещением, а при страховом случае с личностью - обеспечением.

Договор личного страхования носит публичный характер. Это означает, что «общество как бы говорит, что защита личности в любом ее проявлении, в том числе и защита от случайных событий с помощью денежных выплат, не является чисто частным делом, но в осуществлении такой защиты заинтересовано и общество в целом».

К личному страхованию относят все виды страхования, связанные с вероятностными событиями в жизни отдельного человека. Согласно классификации страхования, принятой в Российской Федерации, к отрасли личного страхования относят виды страхования, в которых объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного. В настоящее время в России наиболее часто применяются следующие виды личного страхования:

Страхование жизни;

Страхование от несчастных случаев и болезней;

Медицинское страхование;

Пенсионное страхование;

Накопительное страхование

И другие.

Остановимся более подробно на каждом из видов личного страхования.

Страхование жизни

Объектом этого вида страхования являются имущественные интересы Застрахованного, связанные с его жизнью.

Страховым случаем при страховании жизни является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату застрахованному или выгодоприобретателю, а именно:

Дожитие застрахованного до установленной даты окончания действия договора страхования;

Смерть застрахованного в период действия договора от любой причины, за исключением случаев самоубийства и некоторых других;

Дожитие застрахованного до сроков, установленных договором страхования для выплаты страховой ренты.

Договоры страхования жизни заключаются на срок не менее 1 года.

Страхование от несчастных случаев и болезней

Выделение этого вида личного страхования обусловлено следующими обстоятельствами: несчастный случай или болезнь причиняют вред здоровью как личному нематериальному благу, и этот интерес должен страховаться по договору личного страхования. Но кроме вреда здоровью болезнь вызывает дополнительные расходы, т.е. причиняет вред имуществу застрахованного. Причинение этого вреда также является событием в его жизни, а п. 1 ст. 934 ГК РФ позволяет осуществлять личное страхование на случай любого такого события, т.е. формально страхование на случай таких расходов может проводиться в форме личного. Но эти же расходы могут страховаться и по специальному договору медицинского страхования (ст. 3 Закона "О медицинском страховании граждан в РФ") и по договору имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ).

В объем ответственности страховщика по договорам страхования от несчастных случаев и болезней включаются обязанности произвести обусловленную договором страхования или законом страховую выплату при наступлении следующих случаев:

Нанесения вреда здоровью застрахованного вследствие несчастного случая или болезни;

Смерти застрахованного в результате несчастного случая или болезни;

Утраты (постоянной или временной) трудоспособности (общей или профессиональной) в результате несчастного случая и болезни, за исключением видов страхования, относящихся к медицинскому страхованию.

Инвестиционное страхование жизни – финансовый продукт, который появился на отечественном рынке относительно недавно и популярности у российских потребителей пока не приобрел. Что стало причиной: сложность данного инструмента инвестирования или "подводные камни"? Ответить на самые популярные вопросы об инвестиционном страховании жизни попросила сертифицированного персонального независимого финансового советника, проходившего обучение у ведущих мировых финансовых экспертов, Илью Пантелеймонова .

Что такое ИСЖ?

Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) – это долгосрочные инвестиции с преимуществами страхования жизни, иными словами – инвестиции в оболочке страхового полиса. Это универсальный продукт, который характеризуется гибкостью инвестиций и преимуществами страхового полиса.

Инвестиционное страхование жизни предусматривает несколько типов программ, внутри которых можно составлять портфели из разных классов активов на мировом фондовом рынке.

Как давно существует?

Инвестиционное страхование жизни появилось более 50 лет назад в Британии. Тогда идея возникла как возможность легального снижения налогов, а также создания защищенных инвестиций, которые недоступны в случае посягательств на активы гражданина.

В современном мире инвестиционное страхование жизни – одна из топовых услуг в сфере финансов в Европе, в Азии, в Центральной и Латинской Америке, Африке. Об этом свидетельствуют факты, статистика и мой личный опыт общения с коллегами из разных стран.

Кто предоставляет эту услугу?

Страховые компании, которые исполняют роль брокеров, обеспечивая клиентам доступ на мировой фондовый рынок.

Инвестиции и страхование. Какая связь?

В инвестиционном страховании жизни непосредственно страхование является формальностью. На практике страхования жизни в услуге обычно нет. Это значит, что в случае смерти клиента компания выплатит бенефициарам текущую стоимость инвестиционного портфеля - 100% денег клиента и +1% к этой сумме (по расчетам на текущий момент времени). Сами страховые компании называют услугу «выплата 101%» в случае смерти. Это и называется в услуге страхованием жизни.

Какие страховые компании предоставляют такую услугу?

Такие компании как: Friends Provident, Scandia, Generali, RL 360, Investors Trust, Hansard. На текущий момент клиентов из России и СНГ принимают 3 компании: Investors Trust, Hansard, RL 360.

Куда инвестируются деньги?

Деньги инвестируются во взаимные фонды (аналог ПИФов) от крупнейших управляющих компаний мира: BlackRock, Fidelity, Franklin Templeton, Vaguard, PIMCO, iShares, Investec, Morgan Stanley, Pictet, Hendersom, Alliance Bernstain, MFS и другие.

На какую доходность Вы можете рассчитывать?

В инвестиционном страховании жизни есть возможность получать доходность от 3-4% до 5-6% в консервативных портфелях. 6-7-8-9% годовых – в умеренных и порядка 10-11-12% годовых в агрессивных.

Доходность прямо пропорциональна работе портфеля и состоянию фондового рынка.

В чем преимущества услуги инвестиционное страхование жизни?

  1. Льготы по налогам. Если Вы инвестируете через банк-брокер или через биржевого брокера, Вы ежегодно отчитываетесь и платите налог на прибыль. Здесь такой необходимости нет, налог на прибыль Вы платите единовременно в конце срока инвестирования (к примеру, через 20-25 лет).
  2. 100%-ная конфиденциальность. Банки и биржевые брокеры не обеспечивают клиенту конфиденциальность. В случае, если Вы выбираете инвестиционное страхование жизни, то, благодаря оболочке полиса страхования жизни, получаете полную конфиденциальность своих накоплений.
  3. Защита от судебных споров, исков, арестов. В инвестиционном страховании жизни обеспечена полная гарантия собственности. В случае раздела имущества, судебные исков в Ваш адрес, рейдерских захватов, конфискации имущества и т.д. Ваши денежные средства в полисе (накопления) останутся неприкосновенными.
  4. Быстрое наследство, не облагаемое налогами. В случае смерти клиента наследники получат накопления в течение 1 месяца. Бенефициара невозможно оспорить, и наследство не подлежит к уплате с него налогов.
  5. Автоматические инвестиции. В некоторых планах есть возможность инвестировать по графику, чтобы переводы поступали на Ваш счет с выбранной периодичностью, например, раз в месяц, квартал, раз в полгода или раз в год.
  6. Ваш независимый брокер на фондовом рынке. Как правило, страховые компании являются независимыми брокерами. Они не заинтересованы продать Вам конкретные фонды (в отличие от банков, к примеру, которые часто продают клиенту свои фонды, что не всегда бывает выгодно для клиента).

Индивидуальное страхование жизни. Насколько это безопасно?

  1. Это полис страхования жизни. Полисы страхования жизни сегодня - это одни из самых безопасных, точнее – самые безопасные виды активов для сохранения личного и семейного капиталов.
  2. Обеспечена дополнительная защита для клиентов и отделение активов клиентов от активов страховой компании (иными словами, обеспечивается строгий учет). Это достигается за счет того, что страховые компании-брокеры открывают своим клиентам траст, внутрь которого помещают страховой полис.
  3. Гарантирована сохранность собственности клиента. Механизма перестрахования нет, поскольку в нем нет необходимости. Во-первых, потому что фактического страхования жизни здесь нет, а механизм перестрахования, как известно, действует только для выплат по страхованию жизни. Во-вторых, деньги клиента физически находятся отдельно от денег компании. В случае банкротства компании клиенту возвращается до 100% его активов. Клиент не потеряет свои деньги при любом развитии событий, т.к. они находятся в фондах от крупнейших УК мира. Вероятность того, что все фонды в УК обанкротятся - ничтожно мала. Банкротство компании создаст для клиента временные неудобства, но не грозит потерей портфеля. Для клиента будет просто произведена смена сервиса, т.е. переход от одной страховой компании к другой.

Подводные камни ИСЖ (индивидуального страхования жизни)

  1. Завышенные комиссии. Зачастую комиссионные сборы компании в первые два года превышают суммарное увеличение накоплений по договору.
  2. Зеркальные фонды. В некоторых компаниях есть, так называемые, зеркальные фонды. Их формирует сама компания. Деньги клиента инвестируют не напрямую во взаимные фонды, а через дополнительного посредника. Это приводит к повышению комиссий для клиента.
  3. Отсутствие гибкости в первые два года после заключения договора. Как правило, в накопительных планах существуют большие финансовые потери для клиента при изъятии денег из договора в первые два года со дня его заключения.
  4. Деньги инвестируются исключительно в рынок ценных бумаг. При просадке рынка необходимо правильно оценивать возможные риски.
  5. Плавающий процент доходности, который зависит от состояния фондового рынка. Договор не дает от 6 до 10% (или иной процент, в зависимости от портфеля) стабильно. Эти цифры - средний процент при долгосрочном договоре, при этом в некоторые года он может быть значительно ниже 6%.
  6. В случае просадки рынка полис может не покрыть расходов семьи на текущую жизнь и на случай смерти застрахованного. Если страховой случай наступает в то время, когда договор не вышел на средний заявленный процент, страховая выплата может быть ниже ожидаемой клиентом.

В заключение можно резюмировать, что инвестиционное страхование жизни подходит для решения таких задач, как накопления на собственное будущее. То есть это инструмент для создания будущей пенсии, создания целевого капитала или пассивного дохода, для сохранения денег за пределами России и оптимизации своих налогов.

В инвестиционном страховании жизни предложено изобилие различных программ: накопительные с регулярными взносами (взнос начинается в среднем от 200-300$ в месяц) и программы с разовыми взносами (взнос с хорошими условиями от 50,000-80,000 $). При открытии таких программ инвестиционного страхования жизни следует обращать внимание на срок договора и штрафы, которые обычно действуют в течение оговоренного периода (обычно от 5 до 10-15 лет).

На сегодняшний день в жизни современного человека страхование заняло весомую финансовую нишу, и чем полнее знание о ней - тем эффективнее ее защита.

В связи с чем, рассмотрим более детально такой вид страховых услуг, как: индивидуальное страхование туристов.

Что? Где? Когда?
… или важность индивидуального страхования туриста

Планируя свой отдых, многие туристы придерживаются принципа общности. Говоря иначе, выгодней и веселей поехать с кем-либо или же компанией попутешествовать по разным странам, посмотреть на достопримечательности, а так же походить на экскурсии.

Для таких целей создаются групповые туры. И как следствие, страховыми компаниями предлагаются групповые страховые полисы. Но в силу определенных причин, некоторым туристам более привлекателен полис индивидуального страхования.

Например: вы решили путешествовать самостоятельно, а выбранный вами отдых совпадал с тематикой группового тура, в составе которого вы решили путешествовать, но вот незадача: групповое страхование вам не нравится. Это вполне оправданно, ведь каждый вправе самостоятельно выбирать страховую сумму покрытия, определять в договоре некоторые условия вашего путешествия.

Индивидуальный полис, независимо от выбранного тура заключается на одного человека, и компания несет ответственность именно перед этим человеком, а не перед всей группой (как это подразумевает групповой полис страхования).

Следует напомнить, что страхование туриста занимает одну из лидирующих позиций в организации путешествия.

Индивидуальное страхование туристов не является обязательным, однако некоторые страны, зачастую европейские, требуют сопровождения поездки оформлением целого ряда страховых полисов, в состав которых входит и данная страховая услуга в частности.

Большинство людей, собирающиеся стать туристами задаются вопросом: «ЗАЧЕМ приобретать полис индивидуального страхования туриста, если я, покупая тур, обязан оформить медицинский полис?»

Прежде чем получить ответ, представьте: выезжая за границу, вы внезапно заболеваете или неожиданно получаете травму в самом неподходящем месте. «В таком случае нужна медицинская помощь, а не индивидуальное страхование» - отвечают многие. Однако это не совсем так. Безусловно, индивидуальное страхование не заменит медицинскую помощь, зато сделает его более доступным и оперативным , в какой стране вы бы не находились на момент наступления страхового случая.

Тарифы страхования

Процесс приобретения страхового полиса, как правило, сопутствует покупке туристической путевки. В среднем, туристу предлагают тариф в размере 1$ за каждый день пребывания за рубежом. Зачастую, минимальная сумма страхового покрытия составляет 15 000$. В зависимости от условий, при которых случилось происшествие и было зафиксировано как страховой случай, страховая сумма в размере 15 000$ может оказаться недостаточным для покрытия возникших расходов.

К примеру , если застрахованный сломал шейку берда в Зальцбурге, то страхования компании возместит расходы на операцию и эвакуацию пострадавшего в родной город на сумму 10 000$. А вот застрахованному, пострадавшему в результате бандитского нападения в Бразилии не хватит и 35 000$.

Покупая страховой полис, туристу следует обратить внимание на сумму страхового покрытия . Для большинства стран мира минимум может составлять 15 000$, однако для стран Западной Европы (стран Шенгенского соглашения) и ЮАР данная сумма может возрасти до размеров 30 000%, а для США, Канады, Японии и Австралии до 50 000$.

Индивидуальное страхование заключается физическим лицом и распространяется, в основном на страхователя и на членов его семьи.

Существуют следующие формы:

  • полное страхование от несчастных случаев, предоставляющее страховую гарантию на любой период как частной так и профессиональной жизни человека в течение действия договора;
  • частичное страхование, предоставляющее гарантию только на определенный период жизнедеятельности человека; наиболее распространенным является страхование от несчастных случаев на время поездки, путешествия, в том числе за рубеж;
  • дополнительное страхование, т. е. использование страхования от несчастных случаев в качестве составляющей различных комбинированных или пакетных полисов, например, автомобильное страхование от несчастных случаев в рамках полиса автомобильного страхования; гарантия выплаты двойной страховой суммы при наступлении смерти в результате несчастного случая в страховании жизни, гарантия по несчастым случаям в пакетном полисе главы семьи и т.д.

Страхование от несчастных случаев гарантирует защиту в виде выплаты возмещения при наступлении несчастного случая.

35. Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.

Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Объектом обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

36. Обязательное медицинское страхование – это государственная система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь. Полис ОМС не выдается:



· Военнослужащим.

  • Лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ(МВД).
  • Сотрудникам федеральной противопожарной службы.
  • Лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
  • Сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ФСИН).
  • Сотрудникам таможенных органов РФ, имеющие специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Добровольное медицинское страхование - вид личного страхования. Оно, в частности, позволяет получать помощь в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), не работающих по программе ОМС .

Добровольное медицинское страхование принято подразделять на индивидуальное (учитывающее сложность конкретного заболевания конкретного лица) и на коллективное (учитывающее риск возникновения определённых заболеваний у группы лиц).

Страхователями выступают физические лица (как правило по индивидуальным программам - беременность, клещевой энцефалит и т. п.) и работодатели (как правило по коллективным программам - амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарное лечение, стоматология).

Застрахованными выступают физические лица.

Выгодоприобретателями являются лечебно профилактические учреждения.

Застрахованные получают бесплатно медицинскую помощь в учреждениях-выгодоприобретателях. Страховщик компенсирует выгодоприобретателю понесенные затраты.

В исключительных случаях (при невозможности получить помощь в ЛПУ, предусмотренному в договоре страхования) допускается возмещение страховщиком понесенных расходов непосредственно застрахованному.

37. Объектами страхования имущества выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Страхованию подлежат:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного капитального строительства, транспортные средства, машины, оборудование, инвентарь, товарно-материальные ценности и другое имущество, принадлежащее предприятиям и организациям (основной договор страхования);
  • имущество, принятое организациями на комиссию, хранение, для переработки, ремонта, перевозки и т. п. (дополнительный договор страхования);
  • сельскохозяйственные животные, пушные звери, кролики, домашняя птица и семьи пчел;
  • урожай сельскохозяйственных культур (кроме естественных сенокосов).

Страхователями выступают любые предприятия и организации различной организационно-правовой формы.

По договорам страхования имущества может быть застрахована любая часть (группа) имущества. Юридические лица могут застраховать имущество как в полной его оценке, то есть по действительной, реальной стоимости, так и в определенной доле. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора. Под действительной стоимостью имущества чаще всего понимается восстановительная (балансовая) стоимость. Договоры страхования имущества могут быть заключены на один год и на неопределенный срок с ежегодным перерасчетом стоимости имущества и суммы годовых платежей.

В страховании имущества при заключении договора страхования не на полную стоимость имущества действуют две системы возмещения ущерба: система пропорционального возмещения и система первого риска.

  1. При системе пропорционального страхового возмещения страхователю возмещается не вся сумма ущерба, а лишь столько процентов, на сколько застраховано имущество. Например, если застраховано имущество на 60 %, а не в полной стоимости, то сумма ущерба подлежит возмещению лишь в пределах 60 %. Предел страховой ответственности ограничен страховой суммой. Эта система является более распространенной.
  2. При системе первого риска предусматривается полное возмещение ущерба, но не более страховой суммы, установленной в договоре страхования (в пределах полной стоимости имущества). Если сумма ущерба оказалась больше страховой суммы, то разница не возмещается. При этом ущерб в пределах страховой суммы называется первым (возмещаемым) риском, а сверх страховой суммы - вторым (невозмещаемым) риском.
38. Страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений осуществляется на случай наступления следующих страховых событий: - засуха, вымерзание, заморозки, град, ливень, буря, наводнение, сель, пожар; - вымокания, выпревания, вызванные стихийным бедствием; - снижение качества продукции отдельных сельскохозяйственных культур Страховая сумма, как правило, составляет не выше 70% стоимости урожая Стоимость урожая можно определить умножением плановой площади посева той или иной культуры на среднегодовую урожайность (в расчете на о гектар) за последние 5 лет и на согласованную со страховщиком цену за единицу продукцииї. Размер страхового обеспечения зависит от: · величина урожайности · величины ущерба · универсальности страхования Страховое возмещение выплачивается при наличии следующих факторов: - стихийное бедствие; - недобор урожая
Страхование многолетних насаждений проводится на случай таких страховых событий: полная гибель вследствие морозов, сильных снегопадов, наводнения, бури, ливня, града, землетрясения, пожара, засухи, а также й их полное уничтожение карантинными насекомым. Объектами страхования выступают: - многолетние насаждения; - урожай многолетних насаждений Страхование животных направлено на: 1. Возмещение ущерба от: - падежа, гибели или вынужденного забоя животных; - кражи; - неправомерных действий третьих лиц 2. Уменьшение и компенсацию убытков животноводческой продукции от: - стихийных бедствий; - пожаров; - других неблагоприятных событий Объектами страхования являются: продуктивный скот, молодняк, племенные и ценные животные. 39. Страхование технических рисков - вид страхования, имеющий целью обеспечить страховой защитой собственников техники от возможных аварий, а также от необходимости возмещения ущерба третьим лицам .

К страхованию технических рисков относятся следующие виды страхования:

  • страхование строительно-монтажных рисков;
  • страхование машин и промышленных установок;
  • страхование передвижных установок;
  • страхование электронного оборудования.

Возможно осуществление страхования технологических рисков, таких, как:

  • ошибки при проектировании или в процессе производства, дефекты при литье, изъяны материала;
  • отказ или плохая работа контрольно-измерительной аппаратуры и приборов управления;
  • воздействие повышенного напряжения, короткое замыкание и прочие электрические явления;
  • отсутствие опыта, небрежность, ошибки персонала в выполнении операций.

Гарантия может предоставляться в общей форме, покрывающей все риски, или в ограниченной форме, только на электрические явления. Оборудование страхуется по восстановительной стоимости.

40. В рамках страхования наземного транспорта чаще всего под страховую защиту подпадают следующие риски:

· нанесения ущерба транспортному средству (страхование от ущерба);

· хищения транспортного средства (страхование от угона);

· связанные с утратой или повреждением дополнительного оборудования транспортного средства (страхование дополнительного оборудования);

· связанные с утратой или повреждением багажа, находящегося в транспортном средстве (страхование багажа);

· потери товарного вида транспортного средства (страхование потери товарного вида транспортного средства).

Объектом страхования в договоре страхования транспортного средства являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием или распоряжением указанным в договоре транспортным средством.

Морское страхование (англ. Marine Insurance ) - отрасль страхования, охватывающая виды страхования, где в качестве объекта выступают имущественные интересы, связанные с судами морского и речного флота.

Морское (речное) каско - страхование корпуса и оборудования судна. К основным рискам, покрываемым морским каско относят:

· столкновение судов между собой;

· тяжёлые погодные условия;

· посадка на мель;

· пожар, взрыв, удар молнии;

· общая авария;

· другие риски.

Авиационное каско, или страхование воздушного судна как вида имущества. Предметом страхования авиационного каско является потеря или повреждение воздушного судна по причине несчастного случая на земле, в воздухе, в воде или при транспортировке. Стандартные условия авиационного каско исключают военные риски, акты террора, насилия или саботажа, забастовки, гражданские волнения, арест воздушного судна и его изъятие по решению властей.

Некоторые исключения из стандартного страхового покрытия, например, военные риски, могут быть застрахованы по отдельному договору.

К страхованию рисков авиакомпании относится также страхование от перерывов в производстве и страхование поломок агрегатов двигателей.

61. Стра­хование имущества граждан: зданий и сооружений, животных, домашнего и другого имущества.

Страхование имущества граждан проводится на случай уничтожения, гибели, утраты или повреждения имущества граждан в результате стихийных бедствий, несчастных случаев и иных неблагоприятных событий. Под имуществом граждан понимаются предметы домашней обстановки, обихода и пользования, используемые в личном хозяйстве и предназначенные для удовлетворения бытовых и культурных потребностей семьи по праву личной собственности.

Объектом имущественного страхования граждан не могут быть документы, ценные бумаги, денежные знаки, рукописи, коллекции, уникальные и антикварные предметы, изделия из драгоценных металлов, камней, предметы религиозного культа и т.д.

Наибольшее распространение среди населения получило страхование:

Строений;

Квартир;

Домашнего имущества;

Средств транспорта;

Сельскохозяйственных и домашних животных.

Страховым событием по страхованию строений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности (жилые дома, дачи, садовые домики, хозяйственные постройки, гаражи), является уничтожение или повреждение в результате пожара, взрыва, удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, цунами, ливня, града, обвала, оползня, паводка, селя, выхода подпочвенных вод, необычных для данной местности продолжительных дождей и обильного снегопада, аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей, а также разборка строения или перенос его на другое место для прекращения распространения пожара или в связи с внезапной угрозой какого-либо стихийного бедствия.

При страховании домашнего имущества в страховой случай входят затопление помещения вследствие проникновения воды из соседних помещений, похищение имущества или повреждение, связанное с похищением или попыткой похищения.

В страховании животных добавляются события гибели животных в результате болезни, несчастных случаев, а также вынужденного забоя по причине естественного характера или по распоряжению ветеринарной службы.

В страхование транспорта добавляется случай его провала под лед и полное или частичное уничтожение в результате аварии. Аварией признается уничтожение или повреждение средств транспорта в результате дорожно- (водно) - транспортного происшествия: столкновение с другим транспортным средством, наезд (удар) на неподвижные предметы (сооружения, препятствия, птиц, животных и т.п.), опрокидывание, затопление, короткое замыкание тока, бой стекол камнями и другими предметами, отлетевшими из-под колес другого средства транспорта.

Договор страхования может быть заключен сроком от двух до 11 месяцев и от одного до пяти лет включительно. Домашнее имущество принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем. В процессе действия договора страхования страхователь вправе увеличить страховую сумму на основе дополнительного договора с указанием периода действия до окончания срока основного договора. Страховая сумма по основному и дополнительному договорам не может превышать стоимости домашнего имущества (с учетом износа) в пределах рыночных цен.

Размеры ставок предусматриваются правилами страхования и определяются по договоренности сторон.

Ущербом в имущественном страховании считается:

в случае уничтожения или похищения предмета - его действительная стоимость (с учетом износа) исходя из рыночных цен;

в случае повреждения предмета - разница между указанной выше его действительной стоимостью и стоимостью этого предмета с учетом обесценения в результате страхового случая.

В сумму ущерба включаются расходы по спасению имущества и приведению его в порядок в связи с наступлением страхового случая. Размер таких расходов исчисляется по нормам и тарифам на работы, признанные необходимыми.

Вопрос о выплате страхового возмещения решается страховщиком по мере поступления документов следственных органов. Однако при возвращении потерпевшему похищенных вещей или хотя бы частичное возмещение ущерба виновным эта часть средств должна быть возвращена страховщику.

Вывод: в имущественном страховании граждан различают объекты, которые подлежат страхованию и объекты, которые не страхует ни одна компания. Минимальный срок, на который заключается договор страхования - два месяца, максимальный - пять лет. Размеры ставок предусматриваются правилами страхования и определяются по договоренности сторон.

62. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспор­тных средств.

Объектами страхования ответственноси владельцев транспортных средств являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы страхователя, связанные с компенсацией убытка потерпевшим за вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортных средств. Ущербы, нанесенные третьим лицам в результате дорожно-транспортных происшествий, практически везде покрываются за счет страхования ответственности владельцев автотранспорта.

В России, как и в большинстве европейских странэтот вид страхования является обязательным в связи с принятием федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Страховать автогражданскую ответственность могут дееспособные физические и юридические лица. По договору, заключенному с физическим лицом, застрахованной считается гражданская ответственность собственника транспортного средства или лица, управляющего автотранспортным средством по доверенности. Если договор заключается с юридическим лицом, то действие его распространяется на всех лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством.

По договору страхования страховщик берет на себя обязательство возместить в пределах лимита ответственности ущерб, который страхователь в силу закона обязан компенсировать потерпевшим третьим лицам за вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу.

Страховыми являются события, связанные с эксплуатацией транспортного средства и повлекшие за собой утрату трудоспособности, увечье или смерть потерпевшего, а также уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего третьим лицам.

Из страхового покрытия исключаются события, произошедшие вследствие:

§ причинения ущерба членам семьи страхователя, лицам, работающим у него, или лицам, находившимся на эксплуатируемом страхователем транспортном средстве;

§ умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителей, а также нарушений кем-либо из них установленных правил эксплуатации средств транспорта, противопожарной охраны, хранения огнеопасных или взрывчатых веществ и предметов;

§ управления автотранспортным средством лицом, не имеющим на то прав, или лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

§ непреодолимой силы или стихийного бедствия;

§ военных действий, гражданских волнений, массовых беспорядков;

§ конфискации, ареста или прочих распоряжений властей.

Страхователь и страховщик при заключении договора определяют перечень страховых случаев, при наступлении которых страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается на основании заявления страхователя, решения третейского, арбитражного или гражданского суда, документов соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай (справка из ГИБДД, милиции и т. д.), а также составленного страхового акта. Размер страхового возмещения определяется на основании соответствующих документов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения, решения суда и т. д.) о факте нанесения ущерба и его последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов, подтверждающих произведенные расходы.

По обязательному страхованию автогражданской ответственности лимит ответственности составляет 400 тыс. руб., при этом:

1. В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.

2. В части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тыс. руб. и не более - 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Лимит по обязательному полису является невычитаемым, т. е. страховщик возмещает убытки по каждому страховому случаю в течение срока действия полиса в пределах установленного законом лимита ответственности.

В сумму страхового возмещения российскими страховщиками включаются:

§ заработок, которого лишился потерпевший вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья;

§ дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (санаторно-курортное лечение, протезирование, расходы на транспорт и др.);

§ доля заработка, которая приходилась на лиц, состоявших на иждивении потерпевшего;

§ расходы на погребение;

§ ущерб, причиненный имуществу.

Добровольное страхование не заменяет полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Обязательное и добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев должны дополнять друг друга . Автостраховщики сами буду разрабатывать программы, учитывающие наличие добровольного полиса при введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Представляет интерес тот факт, что с 1 января 2004 г. автовладелец не в праве эксплуатировать свой автомобиль без полиса обязательного страхования гражданской ответственности (штраф за отсутствие данной страховки от 3 до 5 МРОТ).

63. Международная система "Зеленая карта". Страхование ответственности владельцев других видов транспорта.

Система "Зеленая карта"

"Зеленая карта " - название системы международных договоров и страхового полиса об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств. "Зеленая карта" была введена в начале 1950-х гг. в странах ЕС, а свое название получила по первоначальному цвету страхового полиса. Этот документ подтверждает наличие у владельца автотранспортного средства страхового покрытия, действительного на территории любой страны Европейского союза и некоторых других стран, присоединившихся к данной системе. Россия в эту систему не входит, поэтому гражданам РФ при въезде на территорию любой из стран ЕС необходимо оформить "Зеленую карту".

С развитием транснациональных автомобильных сообщений возникла необходимость распространения действующих в стране условий обязательного страхования гражданской ответственности на иностранцев, приезжающих на своих автомобилях из-за границы. Появились предпосылки для создания международного законодательства в области страхования автогражданской ответственности. Так появилась система "Зеленая карта", которая должна была обеспечить достижение двух основных целей:

§ интересы потерпевшей стороны должны быть защищены в любой стране посещения в случае дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является иностранный гражданин;

§ иностранный гражданин, являющийся владельцем или водителем автотранспортного средства, зарегистрированного за рубежом, не должен встречать препятствий в стране посещения в виде различных требований и ограничений, определяемых национальными законами об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Система "Зеленая карта" вступила в силу 1 января 1953 г. На основе так называемого типового Лондонского образца соглашения члены системы - организации различных европейских стран - заключали между собой двусторонние соглашения. В них, во-первых, определяются значения основных понятий, таких, как "член системы" (страховая организация, входящая в национальное бюро), "страхователь" (лицо, застрахованное согласно условиям полиса и имеющее действующее страховое удостоверение - Международную карту автострахования), "средство автотранспорта", "страховой полис", "дорожно-транспортное происшествие", "претензия" и др. Во-вторых, определяются порядок выдачи страховых документов, рассмотрения и урегулирования возникающих претензий в связи с дорожно-транспортными происшествиями, устанавливаются размеры расходов по ведению дел, порядок взаиморасчетов между бюро, а также описываются другие важные положения по функционированию системы.

Основополагающими принципами соглашения являются:

§ признание страной страхового покрытия гражданской ответственности иностранного лица, которую он несет как владелец автотранспортного средства согласно законам страны пребывания;

§ страховые организации страны, где возник страховой случай, уполномочены регулировать от имени страховой организации иностранного виновника происшествия претензии пострадавших лиц своей страны за ущерб, причиненный им при эксплуатации автотранспортного средства.

"Зеленая карта" - это, с одной стороны, название системы международных договоров, а с другой - страховое удостоверение об обязательном страховании автогражданской ответственности. Без такого удостоверения пересечение границ стран - членов Международного союза "Зеленых карт" невозможно. Координирующим органом системы "Зеленая карта" является Совет международного бюро, руководство и секретариат которого находятся в Лондоне. Лондонское бюро - это ассоциация национальных бюро стран-участниц и депозитарий универсального договора. Высший орган Совета бюро - Генеральная ассамблея.

В каждой стране - участнице системы страховыми организациями создаются бюро, которые выполняют две основные функции:

§ эмиссию "Зеленых карт" для последующего предоставления их страхователям (бюро по возмещению убытков);

§ урегулирование возникающих на территории данной страны претензий и предъявление исков к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба (вреда) при использовании ими автотранспортных средств и имеющих удостоверения "Зеленая карта" (бюро по регулированию претензий).

Удостоверение "Зеленая карта" является эквивалентом страхового полиса, выданного согласно закону об обязательном страховании ответственности страны посещения, подготовленным в стандартной форме (с указанием страны или группы стран, для которых предусмотрено необходимое страховое покрытие и срок действия страхования). Несмотря на частный характер договора, законность системы "Зеленая карта" должна быть официально признана государством, в котором действует национальное бюро.

Каждое национальное бюро является одной из сторон международного договора, который определяет порядок действия системы "Зеленая карта" и заключается между национальными бюро стран-членов. При этом страховщик, предоставивший страховое покрытие, обеспечивает выплату возмещения ущерба пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания.

Документом, подтверждающим страхование гражданской ответственности, является "Международная карта автострахования " (или "Зеленая карта"). Она содержит все необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях страхования, включая срок и место действия. Если владелец карты становится виновником дорожно-транспортного происшествия, он предъявляет ее представителям власти или полиции, а пострадавшей стороне сообщает его адрес бюро в стране посещения, которое будет осуществлять урегулирование претензий.

Бюро по урегулированию претензий пострадавшей стороны, возмещая ущерб в соответствии с действующим национальным законодательством, обращается с требованием о компенсации ущерба к бюро, возмещающему убытки той страны, где было зарегистрировано средство автотранспорта виновника дорожно-транспортного происшествия и где выдавалась "Зеленая карта". Покрытие возникающих убытков, таким образом, производится на основе взаимных расчетов между национальными бюро, которые являются членами системы.

Однако с увеличением количества транспортных средств и интенсивности пересечения государственных границ осуществление жесткого контроля за наличием страхования перестало соответствовать принципам организации Европейского союза. Для отмены такого контроля на границах требовалось создать механизм гарантий пострадавшей стороне с предоставлением необходимой и достаточной компенсации даже в том случае, когда транспортное средство виновника не было надлежащим образом застраховано.

Основными принципами организации такого механизма являются:

§ использование автотранспортного средства допускается только при наличии обязательного страхования гражданской ответственности, причем данное требование относится не только к использованию транспортного средства в пределах границ государства, на территории которого оно зарегистрировано, но и к эксплуатации его в странах, где действует система "Зеленая карта";

§ характер и размеры страхового покрытия в границах отдельного государства должны соответствовать требованиям Закона об обязательном страховании гражданской ответственности и изменяться в соответствии с требованиями аналогичного закона государства посещения;

§ в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия по вине иностранного гражданина национальное бюро страны посещения гарантирует выплату страхового возмещения пострадавшей стороне, действуя от лица непосредственного страховщика (последнее, как уже отмечалось, обеспечивается правилами функционирования самой системы);

§ в случаях, когда национальное бюро страны посещения понесло расходы по выплате страхового возмещения пострадавшей стороне, таковые должны быть ему компенсированы национальным бюро той страны, где зарегистрировано средство автотранспорта виновника происшествия.

Наиболее значительным нововведением системы явилось возмещение ущерба пострадавшей стороне при возникновении любого страхового случая вне зависимости от наличия страхования иностранным владельцем автотранспорта. При этом со стороны государственной власти контроль за соблюдением требований о наличии страхования ответственности от въезжающих в страну автомобилистов отменяется. Новый порядок функционирования системы "Зеленая карта" был введен первой директивой по автострахованию, определяющей, что государства - члены системы воздерживаются от проведения проверок наличия страхования ответственности после заключения национальным бюро между собой дополнительного договора по этому поводу. Другие статьи этой директивы касаются режима посещения стран - членов системы автотранспортными средствами из иных стран, не входящих в это сообщество. На последних распространяется требование о наличии обязательного страхования ответственности.

Следующим этапом развития системы "Зеленая карта" стал процесс разработки мер по устранению сложившихся противоречий в ее функционировании в различных государствах - членах системы. Так, в каждой из стран, где действует система, устанавливались свои лимиты, объем и условия страхового покрытия в соответствии с требованиями национального законодательства, что зачастую приводило к возникновению значительных отличий, определяющих права пострадавшей стороны на возмещение причиненного ей ущерба. Например, в некоторых странах (Греция, Португалия) страховое покрытие не распространялось на пассажиров транспортных средств, если первые являлись членами семьи владельца автотранспорта или его водителя. Существовали значительные отличия и в объеме страхового покрытия в случаях причинения вреда здоровью третьих лиц. В одних странах (Испания, Греция) эти лимиты были очень низкими, в других (Бельгия, Люксембург) - не ограничивались предельной суммой. В целях устранения такого рода различий была выработана вторая директива по автострахованию, которая была принята 30 декабря 1993 г.