Что такое ФСС? Фонд социального страхования. Что такое ФСС и причины, по которым ИП представляет ему отчет

Фонд социального страхования – это государственный внебюджетный фонд, ответственный за установление правовых взаимоотношений между государством и неработоспособным гражданином, страховые выплаты, а также за проведение различных мероприятий.

Фонд появился 1 января 1991 года по совместному решению Совета Министров РСФРС и Федерации независимых профсоюзов.

Особенности

Обязательному страхованию подлежит все работающее и самозанятое население.

Существует ряд критериев, по которым назначается выплата:

  • травма;
  • заболевание;
  • инвалидность;
  • беременность;
  • рождение ребенка.

В каждой ситуации формируется своя сумма пособия, срок и условия его получения.

Бюджет ФСС создается государством.

В работе фонда существует много факторов, которые должны быть приняты во внимание. Так, требуется корректно сформировать выплаты на долгий срок, рассмотреть конкретные страховые ситуации, установить случаи, при которых не выплачивается пособие.

Структура ФСС

Деятельность ФСС регулируется Конституцией РФ и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также президентскими и правительственными указами. Финансовые средства и имущество организации принадлежат РФ. ФСС представляет собой кредитно-финансовое учреждение.

Структура фонда социального страхования РФ:

  • Центральный аппарат Фонда.
  • Отделения в регионах РФ. Они ответственные за распределение средств в субъектах.
  • Центральное управление.
  • Подразделения в населенных пунктах.

Главная должность в ФСС – председатель. Он занимает высший пост в Центральном управлении. Главный бухгалтер ответственен за распоряжение финансами. Контроль работы Фонда осуществляется с помощью профсоюзов и проверок счетной палаты.

Обеспечение и его виды

Мы рассмотрели структуру ФСС в общих чертах. Сейчас же разберем, когда устанавливается компенсация.

Компенсации выплачиваются в следующих ситуациях:

Летальный исход застрахованного лица или его близкого родственника.

Получение инвалидности или неработоспособного состояния из-за производственного физического ущерба, или болезни, родов, беременности или иных предусмотренных соглашением обстоятельств.

Уход за ребенком до 1.5 года.

Существуют несколько видов выплат:

  • одноразовые;
  • ежемесячные.

К одноразовым выплатам относятся:

  • постановка на учет в ранние месяцы беременности;
  • рождение малыша;
  • травма или болезнь в результате производства;
  • оплата дополнительных затрат на лечение;
  • выплата на погребение близкого родственника.

В категорию временного (ежемесячного) обеспечения относят:

  • пособия по уходу за ребенком;
  • оплата больничного;
  • компенсация при профессиональной болезни или травме на производстве.

Еще одна функция ФСС касается помощи льготной категории граждан. Фонд должен обеспечивать их путевками на санитарно-курортное лечение, предоставляя проезд в обе стороны. И это только основные функции ФСС.

Цели и задачи фонда

Фонд социального страхования выполняет следующие задачи:

Сотрудничество с органами и компаниями на территории РФ и за границей;

Постоянное участие в государственных мероприятиях, предназначенных для улучшения и сохранения здоровья граждан;

Помощь нуждающимся лицам в оздоровлении, реабилитации, лечении;

Разработка мер и программ для обеспечения надежного финансового состояния организации;

Совместная с Министерством труда установка страховых взносов;

Повышение квалификации работников Фонда.

Главной задачей фонда является контроль за назначением и расходованием страховых компенсаций, установленных государством.

Обязательное соцстрахование

Для некоторых лиц действует обязательное страхование:

  • Государственные и муниципальные работники;
  • Лица на высших государственных постах;
  • Церковные служители;
  • Частные предприниматели, сотрудники юридической сферы;
  • Женщины, которые могут утратить возможность работать из-за рождения ребенка.

Финансирование структуры

Для нормального функционирования фонда ему нужны денежные ресурсы. Финансирование идет из двух источников: налогового и неналогового.

К первому относятся:

  • Единый соцналог;
  • Уплата иных сборов.

К неналоговой доходности определяют:

  • Добровольные взносы граждан;
  • Регулярные отчисления из Федерального бюджета непосредственно для ФСС;
  • Штраф, санкции, пени, иные средства, предусмотренные для компенсации нанесенного ущерба;
  • Размещение наличных денег;
  • Дополнительные источники.

Важным условием работы является то, что бюджет организации необходимо разделить таким образом, чтобы его было достаточно для всех страховых выплат в долгосрочный период. Фонд не должен испытывать недостатков в финансировании, в противном случае образуются трудности с выплатой компенсаций.

Для оценки и распределения денежных средств используется специальный метод подсчета. В нем используются статистические данные, а также текущая информация об участниках Фонда, например, о беременности.

Выплаты и взносы

Если вы застрахованы Фондом социального страхования, а в России это производится в обязательном порядке, то при наступлении страхового случая (болезнь, временная нетрудоспособность), вам будут назначены страховые выплаты на весь период нетрудоспособности.

Величина выплат и условия изменяются постановлениями правительства, а также федеральными законами.

Страховые взносы за работников вносит работодатель, размер страховых взносов в данном случае зависит от размера заработной платы работника, процент отчислений устанавливается государством.

Индивидуальные предприниматели и иные самозанятые граждане уплачивают взносы самостоятельно в размере установленном государством.

Размеры страховых взносов могут пересматриваться.

Оплата страховых взносов допускается тремя способами: наличными деньгами, безналичными, почтовым переводом.

Оцените статью:

Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:

  1. БК и НК РФ;
  2. ФЗ «Об основах ОСС».
  3. ФЗ «О бюджете ФСС».
  4. ПП «О ФСС».
  5. Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами.

Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № , указы главы государства и правительственные распоряжения.

Составляющие органы

ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

  • исполнительные;
  • руководящие;
  • контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются:

  • региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации;
  • центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях;
  • филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС ( Положения «О ФСС» — ПП №101).

Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.

В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.

В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения – в разных хозяйственных отраслях ( Положения «О ФСС» — ПП №101) .

Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.

Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.

В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год.

Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с:

  • налоговой инспекцией;
  • профсоюзами.

Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Развернутая организационная структура фонда

Как формируются доходы

Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период.

Средства организации формируются за счет:

  • страховых выплат работодателей;
  • страховых перечислений предпринимателей;
  • за счет доходной части от инвестиционной деятельности;
  • за счет бюджетных отчислений;
  • других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.

К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:

  • материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
  • материальная помощь для беременных и на случай родов;
  • материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
  • материальная помощь в случае рождения ребенка;
  • материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
  • обязательное пособие на погребение;
  • расходы на санаторно-курортное лечение работников.

К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:

  • материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
  • выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.

Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:

  1. Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
  2. Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.

Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.

На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей. Получено было только 157,6 млрд рублей. Величина профицита составила 39,6 миллиардов рублей.

Избыточные средства в 2014 году сформировались за счет сокращения доходов. На 2015 год утверждена новая доходная планка – это 608, 4 млрд рублей.

Структура расходов

Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.

Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:

  • на решение общегосударственных вопросов;
  • на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
  • расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
  • связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).

Фактически средства фонда расходуются на:

  • выплату пособий;
  • оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
  • оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
  • финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
  • частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
  • иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.

Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:

  1. По временной нетрудоспособности.
  2. По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
  3. При рождении ребенка.
  4. При усыновлении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
  6. На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.

Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.

Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.

Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.

Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.

На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.

Организационная структура фонда социального страхования представлена органами управления, исполнения и контроля. Председатель ФСС назначается на должность Правительством.

Одной из его основных функций является утверждение проекта годового финансового плана ФСС. Эта смета не является частью государственного бюджета. Как и любой другой годовой финансовый план организации, она состоит из расходов и доходов.

В 2014 году большая часть доходов была получена за счет страховых взносов работодателей и предпринимателей. Что касается расходов за этот год, то они были сильно сокращены.

Полученный профицит стал основанием для утверждения проекта бюджета на 2015 год с расширенным списком расходных статей.

Про цели, на которые используются средства фонда социального страхования, рассказывается в статье: .

Что представляет собой социальное страхование в системе социальной защиты населения в РФ, вы можете .

Кто является субъектами обязательного социального страхования, .

Видео: Коротко и ясно о пользе Фонда Социального Страхования

Фонд социального страхования – это государственный внебюджетный фонд, ответственный за установление правовых взаимоотношений между государством и неработоспособным гражданином, страховые выплаты, а также за проведение различных мероприятий.

Фонд появился 1 января 1991 года по совместному решению Совета Министров РСФРС и Федерации независимых профсоюзов.

Особенности

Обязательному страхованию подлежит все работающее и самозанятое население.

Существует ряд критериев, по которым назначается выплата:

  • травма;
  • заболевание;
  • инвалидность;
  • беременность;
  • рождение ребенка.

В каждой ситуации формируется своя сумма пособия, срок и условия его получения.

Бюджет ФСС создается государством.

В работе фонда существует много факторов, которые должны быть приняты во внимание. Так, требуется корректно сформировать выплаты на долгий срок, рассмотреть конкретные страховые ситуации, установить случаи, при которых не выплачивается пособие.

Структура ФСС

Деятельность ФСС регулируется Конституцией РФ и ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также президентскими и правительственными указами. Финансовые средства и имущество организации принадлежат РФ. ФСС представляет собой кредитно-финансовое учреждение.

Структура фонда социального страхования РФ:

  • Центральный аппарат Фонда.
  • Отделения в регионах РФ. Они ответственные за распределение средств в субъектах.
  • Центральное управление.
  • Подразделения в населенных пунктах.

Главная должность в ФСС – председатель. Он занимает высший пост в Центральном управлении. Главный бухгалтер ответственен за распоряжение финансами. Контроль работы Фонда осуществляется с помощью профсоюзов и проверок счетной палаты.

Обеспечение и его виды

Мы рассмотрели структуру ФСС в общих чертах. Сейчас же разберем, когда устанавливается компенсация.

Компенсации выплачиваются в следующих ситуациях:

Летальный исход застрахованного лица или его близкого родственника.

Получение инвалидности или неработоспособного состояния из-за производственного физического ущерба, или болезни, родов, беременности или иных предусмотренных соглашением обстоятельств.

Уход за ребенком до 1.5 года.

Существуют несколько видов выплат:

  • одноразовые;
  • ежемесячные.

К одноразовым выплатам относятся:

  • постановка на учет в ранние месяцы беременности;
  • рождение малыша;
  • травма или болезнь в результате производства;
  • оплата дополнительных затрат на лечение;
  • выплата на погребение близкого родственника.

В категорию временного (ежемесячного) обеспечения относят:

  • пособия по уходу за ребенком;
  • оплата больничного;
  • компенсация при профессиональной болезни или травме на производстве.

Еще одна функция ФСС касается помощи льготной категории граждан. Фонд должен обеспечивать их путевками на санитарно-курортное лечение, предоставляя проезд в обе стороны. И это только основные функции ФСС.

Цели и задачи фонда

Фонд социального страхования выполняет следующие задачи:

Сотрудничество с органами и компаниями на территории РФ и за границей;

Постоянное участие в государственных мероприятиях, предназначенных для улучшения и сохранения здоровья граждан;

Помощь нуждающимся лицам в оздоровлении, реабилитации, лечении;

Разработка мер и программ для обеспечения надежного финансового состояния организации;

Совместная с Министерством труда установка страховых взносов;

Повышение квалификации работников Фонда.

Главной задачей фонда является контроль за назначением и расходованием страховых компенсаций, установленных государством.

Обязательное соцстрахование

Для некоторых лиц действует обязательное страхование:

  • Государственные и муниципальные работники;
  • Лица на высших государственных постах;
  • Церковные служители;
  • Частные предприниматели, сотрудники юридической сферы;
  • Женщины, которые могут утратить возможность работать из-за рождения ребенка.

Финансирование структуры

Для нормального функционирования фонда ему нужны денежные ресурсы. Финансирование идет из двух источников: налогового и неналогового.

К первому относятся:

  • Единый соцналог;
  • Уплата иных сборов.

К неналоговой доходности определяют:

  • Добровольные взносы граждан;
  • Регулярные отчисления из Федерального бюджета непосредственно для ФСС;
  • Штраф, санкции, пени, иные средства, предусмотренные для компенсации нанесенного ущерба;
  • Размещение наличных денег;
  • Дополнительные источники.

Важным условием работы является то, что бюджет организации необходимо разделить таким образом, чтобы его было достаточно для всех страховых выплат в долгосрочный период. Фонд не должен испытывать недостатков в финансировании, в противном случае образуются трудности с выплатой компенсаций.

Для оценки и распределения денежных средств используется специальный метод подсчета. В нем используются статистические данные, а также текущая информация об участниках Фонда, например, о беременности.

Выплаты и взносы

Если вы застрахованы Фондом социального страхования, а в России это производится в обязательном порядке, то при наступлении страхового случая (болезнь, временная нетрудоспособность), вам будут назначены страховые выплаты на весь период нетрудоспособности.

Величина выплат и условия изменяются постановлениями правительства, а также федеральными законами.

Страховые взносы за работников вносит работодатель, размер страховых взносов в данном случае зависит от размера заработной платы работника, процент отчислений устанавливается государством.

Индивидуальные предприниматели и иные самозанятые граждане уплачивают взносы самостоятельно в размере установленном государством.

Размеры страховых взносов могут пересматриваться.

Оплата страховых взносов допускается тремя способами: наличными деньгами, безналичными, почтовым переводом.

Оцените статью:

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Все предприниматели знают, что ведение бизнеса сопряжено с необходимостью уплаты налогов и различных взносов. Часть из них перечисляется в налоговые органы, часть – в Пенсионный Фонд, а некоторые – в ФСС. Что такое фонд ФСС? Из этой статьи вы узнаете, какими нормативно-правовыми актами регулируется деятельность Соцстраха и для чего необходима подобная структура.

Аббревиатура ФСС привычна многим и расшифровывается как Фонд Социального Страхования. Правовое регулирование этого учреждения осуществляется в соответствии с БК РФ, Законом № 165-ФЗ от 16.07.99 г., Законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г., Законом № 179-ФЗ от 22.12.05 г., законодательством о бюджете ФСС на год, Постановлением Правительства России № 101 от 12.02.1994 г. и др.

По общепринятым правилам ФСС именуется Фондом и ведет свою деятельность согласно Конституции РФ; законодательству РФ, включая указы Президента, распоряжения и постановления Правительства; а также Постановлению № 101. Основная цель ФСС – управление принадлежащими государству средствами соцстрахования. При этом все активы и финансы в управлении Соцстраха и подведомственных учреждениях санаторно-курортного типа принадлежат к федеральной собственности.

Фонд ФСС – это государственная структура, объединяющая центральный аппарат, многочисленные региональные подразделения, центральные отраслевые отделения и филиалы. Средства Фонда не относятся в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. Бюджет ФСС, включая территориальные отделения, является составной частью бюджета государственных внебюджетных фондов РФ (стат. 144 БК).

Исполнительные органы ФСС:

  • На территориях субъектов России – управляющие средствами соцстрахования региональные подразделения Фонда.
  • В отдельных хозяйственных отраслях – управляющие средствами соцстрахования отраслевые центральные подразделения.
  • Созданные по согласованиям между отделениями ФСС и Председателем Фонда филиалы отдельных подразделений.

Руководителем ФСС является его председатель. В целях управления в федеральном органе создается центральный аппарат, в отделениях, а также филиалах – аппараты соответствующих подразделений Соцстраха. Место нахождения основного ФСС – г. Москва.

Задачи Фонда Социального Страхования

Основными задачами Соцстраха можно назвать обеспечение граждан гарантированными видами пособий и выплат. Это, в первую очередь, пособия по болезни (нетрудоспособности), по БиР (беременности и родам), по уходу за малолетними детьми. Кроме того, через ФСС выдаются такие пособия, как за постановку на медучет в ранние сроки беременности, за рождение детей, на обслуживание сотрудников в учреждениях санаторно-курортного типа. Лица, потерявшие близких, могут получить через Фонд пособия на погребение и возмещение сумм, оплаченных за ритуальные услуги.

К дополнительным задачам ФСС относятся (стат. 6 Постановления № 101):

  • Принятие и выполнение мер по обеспечению финансовой устойчивости Фонда.
  • Разработка и последующая реализация госпрограмм, направленных на охрану здоровья персонала, на совершенствование системы соцстрахования.
  • Составление предложений о величине тарифов (в %) на государственное соцстрахование.
  • Проведение консультаций с населением по вопросам соцстрахования.
  • Подготовка и переподготовка (путем повышения квалификации) сотрудников системы соцстрахования.
  • Взаимное сотрудничество с фондами других стран и аналогичными международными учреждениями в области соцстрахования.

Для чего нужен ФСС населению

Фонд социального страхования относится к государственным структурам и создан для решения вопросов страхования населения. Пополнение средств ФСС осуществляется за счет взносов. Перечислять суммы обязаны работодатели в рамках обязательного страхования; юрлица и ИП в рамках добровольного страхования; граждане, ведущие трудовую деятельность индивидуально, (на отдельных условиях).

Впоследствии средства Фонда направляются на выплату всевозможных видов пособий; оплату допдней при уходе за детьми с инвалидностью; содержание санаториев; возмещение части стоимости путевок в детских лагерях; содержание ДЮСШ; оплату проезда по адресу лечения и другие цели. Таким образом, деятельность ФСС затрагивает непосредственно каждого жителя страны.

Полный социальный пакет предоставляется сотрудникам при трудоустройстве. А внедрение пилотного проекта Соцстраха позволяет исключить случаи злоупотреблений работодателей при выдаче пособий. За счет средств организаций оплачивается только первые 3 дня заболевания, все прочие дни возмещаются территориальным отделением ФСС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .