Основные субъекты экономики

Экономическими субъектами являются индивиды либо социальные группы, осуществляющие изучение окружающего мира и его объектов и воздействующие на них в процессе своей работы. Ими могут выступать: отдельный человек, семья, социальные группы, предприятия, государство и так далее. Субъекты экономических отношений принимают решения, реализуя на практике свои умения, несут ответственность за результаты своей работы. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Сегодня деятельность всех субъектов экономики достаточно специфична. Она находится в зависимости от роли, которую они исполняют в определенных исторических условиях, которая отличается относительной обособленностью, наличием моделей рационального поведения, самостоятельностью и установленными правилами. В ряде источников субъекты экономического развития именуются агентами. В данном случае речь идет об организации или лице, работающем по поручению кого-либо, деловых учреждениях, исполняющих задания. Существующие функции передаются субъектам непосредственно экономической системой. А ее особенности, в свою очередь, определяют специфику их работы. К примеру, коммерческое предприятие (корпорация, партнерство) осуществляет выпуск продукции для последующей ее реализации на товарном рынке с целью извлечения дохода. Соответственно, оно выступает как хозяйствующий экономический субъект. Вместе с этим могут существовать и некоммерческие общества. Они также могут заниматься производством продукции, но для собственного потребления. Эти субъекты экономической системы выступают в качестве участников нерыночной сферы.

Домохозяйство

Оно обладает возможностью принимать решения о качестве и количестве потребления существующих благ, об источниках прибыли на их приобретение. Домохозяйства выступают в качестве поставщиков и собственников производственных факторов. К ним относят:

  • Рабочую силу.
  • Денежные ресурсы.
  • Продукцию подсобного хозяйства.
  • Недвижимость, землю и так далее.

В качестве домохозяйства может выступать отдельный человек, если он проживает один и осуществляет, например, производство с/х продукции (фермер). В качестве него можно рассматривать общину, семью и так далее. Основным признаком в данном случае будет выступать ведение хозяйства.

Специфика

Домохозяйства, как и прочие экономические субъекты, выступают в роли и продавцов, и покупателей. В частности, на рынке производственных факторов они реализаторы (арендаторы). В первую очередь, в данном случае, они продают способность к труду. Кроме того, эти субъекты могут предоставлять в аренду свободный капитал или имущество. За счет этого они получают прибыль. Из поступивших доходов формируется потребительский бюджет домохозяйств. В качестве основы прибыли, как правило, выступает зарплата. Она является величина которого меняется, в зависимости от производительности. Прибыль домохозяйство распределяет между сбережениями и текущим потреблением.

Предприятие

Этот экономический субъект представляет собой юрлицо, функционирующее для создания и производства благ (продукции), выполнения работ и предоставления услуг. Другими словами, фирма принимает решение о выпуске товаров для реализации на основе эксплуатации ресурсов, которые находятся в ее собственном распоряжении, а также приобретаются на рынке факторов. В качестве потребителей услуг и продукции, созданных предприятием, выступают домохозяйства, государство, другие компании, зарубежные в том числе. Источником работы фирмы считается ее выручка. Она включает в себя компенсацию расходов на выпуск благ, а также прибыль, посредством которой осуществляется дальнейшая

Особенности работы предприятия

Платежи, которые осуществляются фирмой при приобретении производственных факторов, выступают как ее издержки. Вместе с этим, они формируют потоки зарплаты, процентов, ренты и прочего. На рынках готовых товаров этот экономический субъект создает предложение. В этом случае он выступает как продавец, разрабатывающий определенную ценовую политику в соответствии с существующими условиями. Прибыль, которую получает фирма, частично передается государству в форме налогов, отчисляется акционерам (при корпоративном типе организации) в виде дивидендов, а также направляется на расширение производства (инвестируется).

Обязательные платежи

Каждый экономический субъект должен выплачивать налоги. Они могут быть прямыми либо косвенными. Первыми являются налоги, которые выплачиваются непосредственно с прибыли. Косвенные отчисления осуществляются даже в тех случаях, когда предприятие не получает доход. Они включаются в себестоимость продукции. К таким налогам, в частности, относят таможенные пошлины, НДС, акцизы и пр. При этом государство предоставляет определенные льготы предприятиям. Фирмы могут получить субвенцию, субсидию, дотацию. Используя эти средства, государство реализует экономическую политику, ориентированную на регулирование деятельности существующих в стране предприятий.

Формы собственности

В зависимости от них, выделяют разные Индивидуальная форма выступает в качестве основания для формирования семейного или частного предприятия. Коллективный тип собственности присущ для партнерств, товариществ, обществ (ООО, ЗАО). Существует также государственная и муниципальная формы. Они характерны для некоммерческих, унитарных предприятий и организаций (союзов, фондов и прочих).

Государство

Оно также рассматривается как экономический субъект. В качестве ключевой его функции выступает эмиссия денег. Она реализуется через ЦБ. Центральный банк, являясь государственной организацией, осуществляет также регулирование финансовых потоков. В товарообороте государство может быть как покупателем, так и продавцом. На рынке производственных факторов этот экономический субъект приобретает все ресурсы, необходимые для обеспечения функционирования своих структур. Выступая в качестве продавца или арендодателя, государство реализует или предоставляет во временное пользование продукцию, которую выпускают госпредприятия. Кроме этого, оно осуществляет сбор налогов с других субъектов экономической деятельности, предоставляет им льготы, гарантии, субсидии, дотации.

Направления государственной политики

Выступая в качестве ключевого органа регулирования экономики, деятельность правительства рассматривается как на макро-, так и на микроуровне. Политика государства должна быть ориентирована на максимизацию национального благосостояния в условиях достаточно ограниченных возможностей. В рамках микроэкономики проводится анализ воздействия правительства на конкретных субъектов: производителей, приобретателей, продавцов и пр. На макроуровне оценивается его влияние на инфляцию, предпринимательскую активность, безработицу и так далее.

Ключевые задачи правительства

Ряд функций, которые реализует государство, ориентированы на поддержание и развитие экономики. К ним, в частности, относятся:


Реализация госпрограммы

Задачи по обеспечению нормативной решаются посредством введения определенных правил поведения. Ими должны руководствоваться все производители при взаимодействии с потребителями. Утверждаемые правительством нормативные акты касаются определения сферы распространения прав собственности, регулирования отношений между фирмами, запрета на реализацию фальсифицированных лекарств и продуктов. В юридических документах также определяются стандарты маркировки, качества изделий, ответственность за несоблюдение договорных условий и пр.

Заключение

В стабильных государствах правительствами разрабатываются и реализуются программы по социальному обеспечению, устанавливаются минимальные величины зарплаты, пособий по безработице. Государство строго контролирует уровень цен, фиксируя их для повышения дохода ряда категорий граждан. Обеспечение равноправия, свободной конкуренции, создание условий, в которых все субъекты экономического процесса смогли бы реализовать свой потенциал, - считаются основными задачами правительства. Для их реализации вырабатываются самые различные программы. Вместе с этим, государство должно способствовать пополнению бюджета. Для этого устанавливаются дифференцированные налоговые ставки. Используя экономические и финансовые инструменты, правительство регулирует процесс посредством прямого и косвенного вмешательства в функционирование рыночной структуры. За счет существующей системы налогообложения, а также благодаря государственным расходам на социальное обеспечение все большая часть национального дохода направляется от относительно богатых участников оборота к сравнительно бедным. В этом процессе, однако, ключевая роль принадлежит домохозяйствам и предприятиям. Именно они выступают как источник доходов бюджета. Производители выпускают товары, предоставляют услуги и выполняют работы, обеспечивая общество необходимыми благами.

1.2 Субъекты экономической системы

В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


1.3 Классификация типов экономической системы

Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

«Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...

Субъекты экономики : домашние хозяйства, фирмы, государство.

Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы для осуществления процесса производства, а на полученные средства покупают товары и услуги для личного потребления, формируют спрос на товары, услуги и предложение ресурсов.

Фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Государство собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты.

Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики.

На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые на ваш взгляд являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

Личный (корыстный) интерес Частная собственность
Свобода предпринимательства Суверенитет потребителя
Принцип «невидимой руки» Конкуренция
Роль государства
Рынок и цены как механизм саморегуляции

Тесты

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: a) Темпы экономического роста b) Используемые технологии и уровень благосостояния членов общества c) Способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни d) Эффективность использования редких ресурсов e) Степень социальной справедливости Экономическая система – это специфический способ, которым общество решает фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? для кого производить?
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) Государства b) Продавцов c) Покупателей d) Производителей e) Общества Рыночная экономика является спросоограниченной системой, т.е определяется спросом на блага, а не их предложением. Такая система ориентирована на потребителя, который руководствуется в своем выборе лишь собственными желаниями.
3. Что из перечисленного не является фактором производства? a) Капитал b) Земля c) Деньги d) Предпринимательские способности e) Труд Факторы производства: 1. Труд; 2. Земля; 3. Капитал; 4. Предпринимательская способность; 5. Технический прогресс; 6. Информация. Капитал – все средства производства длительного или краткого пользования. Деньги фактором производства не являются.
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: a) Умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка b) Значительной степенью правительственного вмешательства c) Развитием политической демократии d) Конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков e) Координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях) Рынок – это спонтанная экономическая система, главным отличием которой является способность к саморегулированию 2 момента регулирования: 1. Свободно-рыночное ценообразование 2. Конкуренция
5. К числу преимуществ, которыми обладала плановая экономика, можно отнести: a) Быстрый технический прогресс и внедрение изобретений b) Широкий выбор потребительских товаров c) Определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна d) Отсутствие безработицы и небольшая социальная дифференциация населения e) Эффективное использование ресурсов Минимальные потребности всех людей были удовлетворены.
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: a) Рынки факторов производства b) Рынки потребительских товаров c) Производители (фирмы) d) Взаимодействие всех сегментов данной модели e) Потребители Нормальный кругооборот ресурсов, продуктов и капитала возможен лишь при непрерывном существовании и выполнении своих экономических функций всеми субъектами экономики, т.к. расходы одного субъекта являются доходами другого.
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: a) Антимонопольное регулирование b) Обеспечение общественными благами c) Определение цен на продукты и ресурсы d) Перераспределение доходов e) Достижение макроэкономической стабилизации В условиях рыночной экономики происходит свободное ценообразование, которое является одной из причин саморегулирования рынка.
8. Как бы вы определили экономическую систему в современной России? a) Рыночная экономика b) Смешанная экономика c) Переходная экономика нового типа d) Переходная экономика e) Рыночная экономика нового типа Россия относится к странам с переходной экономикой нового типа, т.к. 1. Она двигается к рыночной экономике от социалистической; 2. Неполное создание многих рыночных институтов (не сложились рынки капитала, земли и трудовых ресурсов) 3. Инфляция, безработица, разнообразные кризисы.
9. Экономика является смешанной, если: a) Существует полная свобода конкуренции ("laissez faire") b) Не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики c) Государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность d) Действия рыночных сил дополняются государственным регулированием e) Преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности Смешанная экономика подразумевает значительное развитие социальной сферы, сравнительно велика в ней роль государства, развиты его регулирующие функции.

Основные этапы развития экономической науки

В основе классификации экономических школ лежит взгляд ее представителей на желаемую степень вмешательства государства в экономику. Выделяют два направления экономической мысли:

1. Либеральное - выступают за минимальное вмешательство государства в экономику, они ставят интересы отдельного человека выше интересов общества в целом, а общественное благосостояние рассматривают лишь как сумму частных благосостояний.

2. Социально-институциональное - рассматривают общественные интересы и общественное благосостояние как важнейшие понятия экономической теории, непосредственно не связанные с частными интересами индивидов, причем нередко общественные интересы ставятся выше частных. В своих теоретических построениях важную роль они отводят государству и другим общественным институтам..

Развитие экономических учений можно представить в виде схемы (рис.1. см. Корнейчук Б.В. «Экономика», стр. 18).

1.2. Экономическая теория: предмет и функции

Предметом экономической теории является исследование проблем эффективного использования редких и ограниченных производственных ресурсов общества для производства товаров и услуг с целью максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Из многочисленныхфункций экономической теории выделим самые важные:

- познавательная - заключается в том, что экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин.

Эмпирическая - говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте.

Теоретическая - проявляется в обобщении и систематизации эмпирических данных, которые ученые закрепляют в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин и т.д.

Образовательная - экономические знания позволяют людям чувствовать возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

Субъекты экономики и их цели

Производитель создает некоторые блага, используя при этом неко­торые ресурсы (факторы). Цель производителя состоит в получении наибольшего выпуска продуктов при минимальных затратах ресурсов.

Потребитель использует созданные производителем блага. Цель потребителя состоит в максимизации удовлетворения (по­лезности) от потребления благ.

Продавец - экономический субъект, предлагающий товар на рынке и устанавливающий на него цену по своему усмотрению. Цель про­давца - продать определенное количество товара по возможно большей цене.

Покупатель - экономический субъект, приобретающий товар на рынке и имеющий возможность свободно выбирать продавца. Цель покупателя - приобрести определенное количество товара по возмож­но меньшей цене.

Домохозяйство (household) – субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Как правило, такая группа лиц объединена родственными или семейными связями. Домохозяйство:

Ведет общее хозяйство;

Вы­ступает на рынке как единый покупатель потребительских благ;

Самостоятельно принимает решения;

Является собственником какого-либо фактора производства (труд, земля, капитал);

Стремится к максимальному удовлетворению своих экономических интересов в рамках имеющихся ресурсов.

Фирма (предприятие) - субъект рыночной экономики, который одновременно является производителем, продавцом и покупателем. Фирма производит и продает блага, покупая и используя необходимые ресурсы. Цель фирмы состоит в максимизации прибыли - разности между стоимостью проданных продуктов (выручки) и стоимости купленных ресурсов (издержек).

Государство - с овокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.

Блага и их классификация

Благо – это средство удовлетворения человеческих потребностей.

Блага делят на общественные и частные.

Частные (индивидуальные) блага (private goods) – благо, которое, будучи потребляемо одним человеком, не может потребляться кем-либо еще. Каждый пользователь частного блага должен полностью оплачивать его производство. Производство абсолютного большинства частных благ может быть с высокой степенью эффективности обеспечено рынком без вмешательства государства.

Общественные блага (public good) (синонимом этого термина является термин «коллективное благо») – это такие блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом.

В отличие от частных благ:

Общественные блага или бесплатны или очень дешевые;

Они коллективны, т.е. потребляются большими или малыми группами людей;

Поставщиком общественных благ всегда выступает государство;

Общественные блага функционируют, главным образом, в отраслях социально-культурной сферы, в сфере социального обеспечения и т.д.

Общественное благо характеризуется тремя свойствами: несоперничеством в потреблении, неисключаемостью и неделимостью.

1. Несоперничество (неконкурентность) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, т.е. увеличение или сокращение количества потребителей общественного блага не влияет на степень полезности единицы этого блага.

2. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей, т.е. поставщик общественных благ не может исключить из потребления данного блага какого-либо человека, даже если он отказывается за него платить.

3. Неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага.

Блага, которым эти три свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами (национальная оборона или законодательство). Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.

Факторы производства

Для того чтобы произвести какие-либо экономические бла­га, необходимы определенные ресурсы.

Экономические ресурсы (блага) – это все природные, материальные, трудовые и произведенные человеком ресурсы, которые используются в производстве товаров и услуг.

Вовлеченные в процесс производства ресурсы называются факторами производства. Ос­новные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Сегодня к необходимым для производства факторам добавляют еще информацию.

Труд (L) - целесообразная деятельность людей, направлен­ная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги. Заработная плата есть плата за труд.

Земля (Т) - это все природные ресурсы, которые использу­ются в производстве. Рентой называют плату за землю.

Капитал (С) - произведенные товары длительного пользо­вания, используемые для производства других товаров. Процент есть плата за капитал.

2.3.1. Факторы производства и субъекты экономики. Кругооборот продукта и капитала

Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно, лишь получая доход и обладая в силу этого платежеспособным спросом. Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется производство экономических благ (товаров и услуг). Эти блага удовлетворяют потребности людей, одновременно их реализация приносит доход производителю, создавая базу для того, чтобы и его потребности превратились в платежеспособный спрос и были удовлетворены. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях.

Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по крупным группам, называемым факторами производства ( рис. 2.3).


Рис. 2.3.

Первый и наиважнейший фактор производства - труд. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. Подчеркнем, что в рыночной экономике получение дохода выступает как непосредственная цель, а удовлетворение потребностей людей - как конечная и опосредованная первой.

В процессе труда человек затрачивает умственную и физическую энергию. В различных видах труда может преобладать либо умственное (интеллектуальное) начало, либо физическое. Труд может быть простым или сложным, квалифицированным. Результаты труда также сильно различаются: материальный или нематериальный продукт (например, информация), услуга.

Второй фактор производства - земля (природные ресурсы) . Данный термин следует понимать в его расширительном значении. Во-первых, земля - это вообще всякое место, где находится человек: живет, трудится, отдыхает, развлекается и т.п. Во-вторых, на земле как на территории также расположены производственные и другие предприятия. В-третьих, земля, имеющая биологические свойства плодородия, служит объектом сельского и лесного хозяйства. В-четвертых, она является также источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов. Говоря о земле как факторе производства, экономическая теория учитывает все эти функции природных факторов в хозяйстве.

Третий фактор производства - капитал . Существует огромное число определений капитала. Суть их зависит от целей, логики, аспектов, избранных для изучения экономики той или иной экономической теорией. В концепции факторов производства под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал - все средства производства длительного или краткого пользования. Сюда относятся сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и др.

Отдельно выделяется категория денежного капитала - финансовые средства, предназначенные для превращения в вещественный капитал, а также направляемые на закупку иных факторов производства. Следует иметь в виду, что сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют в деятельности любого предпринимателя огромную роль. Просто в силу денежного характера рыночной экономики приобретение реальных факторов производства опосредуется деньгами.

Перечисленные три фактора производства называются классическими и бесспорно признаются большинством экономистов. Однако в современной экономической теории часто выделяется еще несколько дополнительных факторов.

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия и даже целые страны, обладающие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко добиваются совершенно разных экономических результатов. Более того, бывает, что страны, более богатые всевозможными ресурсами, бедствуют, а бедные ими - процветают. Чтобы факторы производства использовались и комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпринимательская способность . Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т.е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т.п. Причем совершенно не обязательно сочетание в одном лице собственника и предпринимателя. Достаточно, чтобы собственник делегировал предпринимателю те компоненты пучка прав собственности на предприятие, которые необходимы для управления им. Без предпринимателя невозможно соединение факторов производства. Он обладает особыми способностями, характером, знаниями, в результате чего может по-новому комбинировать факторы производства, способствовать развитию отдельных предприятий и экономики страны в целом.

Фактору предпринимательская способность в СССР уделялось ничтожное место. Если роль трудовых и материальных (капитал, или в старой терминологии - фонды, земля) ресурсов признавалась, то понятие "предпринимательская способность" просто отсутствовало. Лишь косвенно значение этого фактора учитывалось в связи с проблемами управленческого труда. Но сам труд в этой области и управленческие решения считались не производительными, а неизбежными дополнительными расходами. К тому же предпринимательские способности не сводятся только к труду. Так, принятие коммерческого решения в сложной обстановке требует не только интеллектуальных усилий, но и готовности принять на себя материальный риск провала. Эта сторона названного фактора вообще не рассматривалась. Не здесь ли скрываются корни многочисленных безответственных решений, столь часто принимавшихся государственными и партийными функционерами? Ведь лично они не несли убытков!

В настоящее время в России в условиях становления рыночного хозяйства предпринимательские способности и в теории, и на практике признаны необходимым фактором производства. Многие люди на собственном опыте в области предпринимательства убедились, что для такого рода деятельности требуются специальные знания, особый склад ума и характера, своего рода талант. И если отбросить в сторону криминальные способы обогащения, то наиболее удачливые "новые русские" на самом деле обладают необходимым сплавом предпринимательских черт весьма противоречивого свойства: способностью к риску, инициативностью и в то же время расчетливостью, рационализмом, знаниями. Талант предпринимателя так же редок, как и другие таланты.

Наконец, в качестве фактора производства многие экономисты выделяют и технический прогресс . В условиях современного хозяйства важен не только размер капитала, но и его технологический уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей. Очевидно, что если прочие факторы производства одинаковы - на предприятиях работает равное число людей, они управляются одинаково талантливыми менеджерами и т.д., то лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованным в новой технологии техническим прогрессом.

В самое последнее время, в первую очередь в связи с широким распространением компьютеров, особую роль в производстве начинает играть информация (разнообразные базы данных, электронные архивы и т.д.). Поэтому ставится вопрос о выделении и ее в отдельный фактор, хотя часто информацию также считают просто особой разновидностью фактора технический прогресс.

Все дополнительные факторы производства объединяет то, что они проявляют себя через более эффективное использование классических факторов. Одно и то же количество работников, машин и земли создает разные объемы продукции (причем разного качества) в зависимости от того, какие предпринимательские, научно-технические и информационные ресурсы обеспечивают их использование.

Таковы в общем виде факторы производства. Мы будем еще неоднократно к ним обращаться в целях более подробного и обстоятельного изучения.

Основные субъекты экономики

Факторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (правительство).

Термином домашние хозяйства (домохозяйства) обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Напротив, фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.п.

Домашние хозяйства в России

В современной России указанные субъекты хозяйства находятся пока лишь в процессе становления своих экономических функций. Если о фирмах и экономической роли государства речь подробно пойдет в других темах, то о домашних хозяйствах необходимо сказать именно здесь.

На главный вопрос: "Выполняют ли они свои рыночные функции?", следует ответить: "Да, но не в полной мере". Это связано с целым рядом причин.

Российские домохозяйства во многом имеют нерыночный, натуральный характер. Так, по сравнению с развитыми странами у нас велика доля работ на себя: в приусадебном, дачном хозяйстве, самоуслугах на дому и т.п. Следовательно, с рынка отвлекается часть предложения труда и часть спроса на товары и услуги.

Предложение некоторых ресурсов (фактор капитал) со стороны домашних хозяйств незначительно, поскольку накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограниченно. Или вообще отсутствует (фактор земля), так как частная собственность на землю практически в нашей стране не реализована. Ограниченность предложения факторов производства домохозяйствами приводит к тому, что они предъявляют недостаточный спрос на рынке товаров и услуг.

Но в некоторых сферах роль домохозяйств в российской рыночной экономике уже сложилась. Так, домохозяйства в России выступают как поставщики фактора труд. Особо следует отметить также роль домашних хозяйств в предложении фактора предпринимательская способность. Всплеск предпринимательской активности населения страны - от организации крупных фирм до индивидуально- и семейно-трудовой деятельности - создал рыночную среду в экономике.


Рис. 2.4.
Кругооборот продукта и капитала

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме.

Простая модель кругооборота

Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

В дополнение к уже указанным отношениям между предприятиями и домашними хозяйствами проанализируем взаимосвязи, которые появляются при наличии новых субъектов и рынков.

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги - формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). Поясним: прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену товара. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора - зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продавая свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части - потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений - проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством .

Четыре сферы воспроизводства

Экономика отнюдь не исчерпывается только производством. Она состоит из четырех взаимосвязанных сфер: производства, распределения, обмена и потребления. Кроме производства важную роль играет сфера распределения, которая включает:

  1. распределение факторов производства по субъектам (кто собственник тех или иных факторов);
  2. распределение произведенных благ и полученных доходов между субъектами рыночной экономики в зависимости от прав собственности, экономической власти.

При этом различают первичное и вторичное распределение, или перераспределение . Активную роль в перераспределении через налоги и государственные расходы играет государство.

В сферу обмена поступают произведенные продукты и услуги. Обмен необходим и возможен в силу общественного разделения труда, т.е. специализации производителей. Опосредуют обмен деньги, хотя могут существовать и случаи прямого товарообмена (бартера), что, впрочем, нетипично для развитых рынков.

Путем обмена блага поступают в сферу потребления, которое делится на.