Финансовая система российской федерации. Финансы рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие финансов и их функции

2. Современный этап финансовой системы Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.

Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо.

Данный термин широко используется в человеческом общении, но всегда ли при том употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для покупки продуктов, одежды и других вещей?

Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

1. Понятие финансов и их функции

Финансы -- одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические категории -- деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма* определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды, государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функций. При таком подходе финансы -- это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы -- важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции -- необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность -- в разных ее проявлениях.

2. Современный этап финансовой системы Российской Федерации

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят: финансовый бюджетный фонд россия

Бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет -- денежный фонд общего назначения.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Заключение

Итак, финансы и деньги -- различные экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного самоуправления.

Библиографический список

Нормативные акты и официальные документы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.07. 2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);

Научные, учебные, справочные издания

3. Бабич Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 403 с.;

4. Балабанов И. Т. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 187 с.;

5. Вахрин П. И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. - М.: Изд. - торговая корпорация "Дашков и К", 2012. - 134 с.;

6. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2013. - 308 с.;

7. Миляков Н. В. Финансы: Курс лекций. Министерство РФ. Гос. ун-т управления. - М.: ИНФРА, 2014. - 431с.;

8. Нешитой А. С. Финансы: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. - торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 215 с.;

9. Самсонов Н. Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс - М.: ИНФРА-М, 2015. - 302 с.;

10. Тренев Н. Н. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов - М.: Финансы и статистика, 2015. - 196 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, основные признаки и функции финансов. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья. Характеристика финансовой системы Российской Федерации, внебюджетные фонды. Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие государственного бюджета. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации: основные функции, анализ структуры. Финансы как сложное общественное явление, историческая категория. Особенности бюджетной системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2013

    Понятие финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Состав и структура финансовой системы Российской Федерации. Основные цели бюджетной политики в 2011-2013 гг.

    презентация , добавлен 15.04.2013

    Сущность финансов и их основные функции. Понятие финансовой системы, принципы формирования и функционирования отдельных ее звеньев. Современная финансовая система Российской Федерации, основные направления ее совершенствования и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2016

    Основные функции государственных финансов, принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Специфика неналоговых доходов бюджетов. Косвенные налоги, взимаемые на территории РФ. Структура расходов федерального бюджета. Понятие целевых программ.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Понятие бюджетной системы, ее сущность и особенности, значение в экономике государства. Характерные черты бюджетной системы РФ, ее структура и уровни. Принципы построения бюджетной системы РФ, ее источники. Налоговые и неналоговые поступления в бюджет.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2009

    Объективные предпосылки возникновения финансов, их сущность и содержание. Эволюция взглядов на сущность финансов и их основные функции. Элементы и ключевые звенья финансовой системы Российской Федерации. Единство финансовой системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Анализ общей теории финансов, их основные признаки и функции. Финансовая система: подсистемы, сферы и звенья. Финансовая политика и ее влияние на экономику. Характеристика финансовой системы Российской Федерации. Внебюджетные фонды, налоговая политика.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Понятие и сущность государственных финансов, их основные функции. Структура финансовой системы Российской Федерации, ее роль в развитии всех отраслей народного хозяйства страны. Государственный бюджет как главный элемент финансовой системы государства.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы. Бюджетная система как один из важнейших институтов государства. Состав и структура бюджетной системы Российской Федерации, перспективы ее развития. Основные показатели государственного бюджета.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

1. Понятие финансовой системы и ее состав.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимо­действующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и ис­пользуют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвести­рование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

Денежные средства, находясь в постоянном движении, создают де­нежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов.

Денежные потоки связывают части финансовой системы в еди­ное целое. По сложности различают односторонние, двусторонние и многосторонние денежные потоки.

В односторонних потоках денежные средства идут в одном на­правлении. Например, перечисленные средства из федерального бюд­жета РФ идут в Пенсионный фонд для финансирования его расходов.

Двусторонний денежный поток предполагает движение денеж­ных средств между двумя звеньями или звеном и сферой, которая не включает данное звено, в прямом и обратном направлениях. Так, в бюджет поступают от предприятий налоги, но при определенных условиях предприятия могут получить бюджетные средства в виде субсидий или кредита.

Многосторонние потоки одновременно охватывают различные части финансов и текут в разных направлениях. Бюджет домашнего хозяйства формируется за счет доходов из разных источников (пред­приятия – глава или другой член семьи получает зарплату в данном предприятии, бюджета – трансфертные платежи); с другой стороны, домохозяйство платит налоги в бюджеты, во внебюджетные фонды.

Звенья финансовой системы:

1) В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

2) Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственная бюджетная система РФ (ГБС РФ) состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских

бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

    принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

    принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

    принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

    принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Реализация этих принципов прослеживается и в Бюджетной системе субъектов РФ (БСС РФ).

3) Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко­номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочислен­ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ­но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп­ления которого зависит прочность и надежность всей сис­темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас­ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

4) Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

Целевого использования средств этих фондов;

Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

Финансирования территориальных нужд.

5)Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Размер процентной ставки за пользование ссудой;

Другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита:

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

Федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

Региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

Международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

Иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

Федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

Решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

Поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

Поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

6) Финансы организации - составная часть финансов страны, самостоятельная финансовая категория, функционирующая, а именно, в процессе сотворения и распределения валового внутреннего продукта и государственного дохода. Финансы организации представляют собой валютные дела, средством которых осуществляется производственно-хозяйственную деятельность по созданию, вербованию, распределению и использованию доходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачки, работают на базе определенных хозяйственных принципов, выполняют признанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла. В современных критериях, когда организация без помощи других воспринимает решения, резко увеличивается ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта.

7) Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Домохозяйства зарабатывают и тратят деньги. Величина их расходов на покупку товаров и оплату услуг зависят от уровня цен, потребности в различных благах, объема денежных доходов, а также от суммы налогов, которые нужно платить.

В обеспеченных домохозяйствах денежные доходы обычно превышают расходы, и образуются сбережения.

Но если денежные сбережения хранить у себя дома, то они не приносят дохода, а при инфляции теряют свою покупательную способность, и для сохранения покупательной способности денежных сбережений, увеличения их стоимости необходимо эти средства инвестировать, например, в недвижимость, ценные бумаги или положить в банк.

То есть можно сказать, что финансы домохозяйств – это мощный элемент финансовой системы, ведь число домохозяйств на территории страны огромно, они платят налоги, а их денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с ценными бумагами.

Финансовая система (ФС) – совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство, и связывающим их отношения по поводу образования и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Финансовая система РФ включает в себя:

1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Основу экономической структуры РФ составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 1).

К таким компонентам относятся:

§ государственные финансы;

§ территориальные финансы;

§ финансы хозяйствующих субъектов;

§ финансы граждан.

Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2.принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: Финансы предприятий, организаций; Страхование; Государственные финансы.

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Цель создания внебюджетных фондов - обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ и для них существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

· Пенсионный фонд РФ (образован в 1990 г.);

· Фонд социального страхования РФ (создан в 1990 г.);

· Фонд обязательного медицинского страхования (создан в 1991 г.);

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Основными задачами Пенсионного Фонда являетсяаккумуляция основных взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

· безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов РФ.

Использование средств:

· выплата пенсий - по возрасту и инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет военнослужащим;

· выплату пособий – на детей в возрасте от полутора лет;

· одиноким матерям,

· лицам, пострадавшим от Чернобыльской АЭС;

· для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам

· финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;

· пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

(ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ создан для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решению задач по оздоровлению работников и ряда в области социального страхования работников.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822. Он призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.

Средства Фонда направляются на:

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

Единовременного пособия при рождении ребенка;

Ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

Социального пособия на погребение;

Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом;

Оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения отдыха;

Частичное содержание санаториев-профилакториев,

Санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования и т.д.

Средства Фонда образуются за счет:

Сумм единого социального налога, уплачиваемого работодателями;

Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на единый социальный налог- около 60%.

В расходах бюджета Фонда больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из Фонда идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (федеральный и территориальные) предназначены для получения бесплатной и общедоступной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, финансирования профилактических мероприятий и гарантирования оказания гражданам РФ медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Система ФОМС включает в себя:

· Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;

· Территориальные фонды ОМС

Источники средств ФОМС:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные поступления.

Основные статьи расходования средств ФОМС:

· на финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования;

· финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения,

· обеспечения профессиональной подготовки медицинских кадров;

· развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

· оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

· финансирования медицинских учреждений, оказывющих помощь при социально значимых заболеваниях;

· оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения;

· на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;

· на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства в части мероприятий в рамках ОМС;

· расходы на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по ОМС

Ни одно правительство не может обойтись без внебюджетных фондов. Что они собой представляют, какова их структура и значение в рыночной экономике?

Под фондом понимают запас материальных, а чаще денежных средств, предназначенных для: отложенного или какого-либо другого специфического потребления.

Роль основного, главного фонда субъекта играет бюджет, а внебюджетные фонды - соответственно роль дополнительных финансовых ресурсов. Роль и значение их постоянно меняется в зависимости от социально-экономической конъюнктуры.

Исторически внебюджетные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами.

При этом целью фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся общественное разделение труда, ограниченность жизненных ценностей, наличие товарно-денежных отношений. Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и любой другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1.

Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Форма функционирования внебюджетных фондов планомерность. Фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям всех финансовых категорий: основная - перераспределение финансовых потоков

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Понятие финансовой системы. Состав финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды имущественного и личного страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы

Одним из главных звеньев финансовой системы является федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют бюджеты субъектов РФ, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными или местными властями и формируются за счет налогов, отчислений из бюджета, специальных взносов. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Бюджетная система как звено финансовой системы

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

¾ I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¾ II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ III уровень - местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансы организации как звено финансовой системы

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Такие денежные отношения имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге - положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения.

Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм.

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов.

Главная задача организации - обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления.

Прибыль – один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Прибыль– это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Таким образом, финансовая система - совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений.

Список литературы

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

2. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – М: ТК Велби, Проспект, 2007.

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2008.

Министерство науки и образования РФ

Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Факультет социологии, экономики и управления

Кафедра Национальная экономика

Реферат

на тему:

Финансовая система РФ

Выполнила:

Студентка 3 курса группы Э32

Бойко С.Ю.

Проверил:

Ананьев А.А.

Рязань, 2008

1. Понятие финансовой системы. 3

2.Структура финансовой системы РФ. 4

3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

4. Государственная финансовая политика. 11

1. Понятие финансовой системы .

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

2.Структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

· Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

· Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

· Единстве и взаимодействии подсистем;

· Наличии специального обслуживающего аппарата;

· Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

· основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

· вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).


Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном уровне институциональная структура включает:

· комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетную палату Российской Федерации;

· Федеральную таможенную службу;

· Федеральную службу по финансам и рынкам;

· Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

· комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

· министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

· главные управления Банка России субъектов Федерации;

· Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

· Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

· Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

· Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.