Госбюджет как центральное звено финансовой системы. Бюджет, как основное звено финансовой системы. Расходы государственного бюджета, тыс. сомов

Ознакомить студентов с основным содержанием и ролью госбюджета Задачи: изучить состав доходов и расходов госбюджета; баланс бюджета; бюджетная система и бюджетное устройство. Сущность местных финансов их место в составе финансовой системы Госбюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование госбюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством развитие которого нуждается в централизации...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Цель: ознакомить студентов с основным содержанием и ролью госбюдж е та

Задачи: изучить состав доходов и расходов госбюджета; баланс бюджета; бюджетная система и бюджетное устройство

План лекции:

1. Госбюджет как основное звено финансовой системы, его функции

2. Бюджетная система и бюджетное устройство. Состав бюджетной системы РК

3. Бюджетный процесс, его этапы

4. Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы

Госбюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование госбюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации.

Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Гос-во нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек гос-го управления.

Таким образом, госбюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями гос-ва.

По экономической сущности госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между гос-вом и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств гос-ва и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Госбюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с целью удовлетворения потребностей всего общества.

Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе гос-ва и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва, и эффективность их использования.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают, почти все участники общественного производства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование фонда денежных средств гос-ва - отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов.

Действие данных функций определяется спецификой бюджетных отношений. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств гос-ва. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск гос-ных займов, использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита бюджета используется секвестр - пропорциональное снижение госрасходов на определенный процент по статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Госбюджет выполняет специфическую функцию -удовлетворение общественных потребностей. Независимо от гос-го устройства госбюджет в широких масштабах или ограниченных границах всегда отражает интересы всего гос-ва, особенно отдельных сфер, программ, слоев населения. В рыночных условиях, при развитой экономике роль госбюджета не умаляется, наоборот активизируется регулирующая роль госбюджета.

Госбюджет как центральное звено финансов, связан со сферой материального- производства, основывается на специфических денежных отношениях, предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, удовлетворения потребности непроизводственной сферы и отдельных слоев населения. Образуемый денежный фонд называется бюджетным фондом, который объединяет процесс движения стоимости в связи с его формированием, распределением и перераспределением.

Госбюджет - это основной финансовый план страны, который охватывает распределительные процессы в сфере финансов, имеет свои источники, включает доходы и расходы. В гос-ном бюджете выражается воля гос-ва, его финансовая политика. Устойчивость госбюджета подтверждает насколько эффективно выполняется основной финансовый план страны. Особенно важным является то, что бюджет связан с юридическим законодательством, сам выступает как закон гос-ва и обязывает всех участников исполнять требования госбюджета. Общепризнанно, что с помощью госбюджета распределяется и перераспределяется почти 30% нацдохода страны.

Роль госбюджета велика и это подтверждено историей народов, стран. Из бюджета финансируются кругооборот фондов, удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности, обеспечиваются интересы гос-ва.

Принципы построения бюджета :

Принцип единства означает степень организационно - экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в единой бюджетной системе, общей системы госдоходов и расходов, действующих на территории страны, единстве финансовых документов, бюджетной классификации. Данный принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования.

Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, т.е. поступление и расходование денежных средств.

Принцип реальности предусматривает реальное отражение в бюджете финансовых операций гос-ва, соответствие утвержденных бюджетных назначений. Реальность обоснованна определением всех источников доходов и предлагаемых расходов, на основании расчетов и прогнозов для решения социально – экономической политики.

Принцип гласности означает требования публиковать данные о доходах и расходах бюджета, о структуре бюджета, размерах дефицита и методах управления им в печати для общественности.

Бюджет, имея составные части (доходы и расходы) требует постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы - это профицит, когда излишек направляется на погашение гос-го долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит госбюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита госбюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой системы гос-ва, кризис экономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления.

Способами покрытия дефицита выступают : гос-ные займы; увеличение налогообложения; эмиссия денег; привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов.

Бюджетный механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения НТП, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики гос-ва. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри госбюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами.

В проведении бюджетной политики гос-ва бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.

Бюджетная система и бюджетное устройство. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны.

Организация бюджетной системы определяется госустройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы РК входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные.

Рисунок 6 – Бюджетная система Республики Казахстан

Принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство.

Принципы организации бюджетной системы РК:

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Единство бюджет.системы реализуется через единую социально-экономическую политику.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней требует при рассмотрении и утверждении бюджетов соблюдать установленные предельные размеры дефицитов бюджетов. Законом при бюджетном устройстве предусматривается самостоятельность местных бюджетов, их ответственность в гос-ном бюджете.

В РК бюджетный процесс регламентируется Законом «О бюджетной системе РК», Законом «О республиканском бюджете», и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления.

Составление и исполнение бюджетов является функциями органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на местах.

Весьт процесс составления бюджета, начиная от проекта на предстоящий год, охватывает согласованную работу регионов с центральным руководством страны. Местные органы исполнительной власти, налоговые службы вносят предложения по соответствующим инстанциям о расходах и доходах. Для разработки проекта госбюджета и определения параметров местных бюджетов на будущий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса гос-ва, который включает госбюджет (республиканский и местные бюджеты) и специальные (внебюджетные) фонды.

Министерство финансов РК не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам, проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегос-ных налогов, суммы средств из республ-го бюджета на финансирование общегос-ных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.

Местные исполнительные органы составляют свои бюджеты на основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения.

Распределение общегос-ных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном бюджете на финансовый год.

В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года.

Исполнение республ.бюджета организует Правительство РК. Все гос-ные органы обязаны предоставлять Минфину РК в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении респуб.бюджета.

Правительство РК имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функции бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Минфина РК переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.

На местах местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, обеспечивают поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных расходов. Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетом.

Отчетность об исполнении бюджета, т.е. составление местных, квартальных и годового отчетов по доходам и расходам республиканского бюджета, обеспечивает минфин РК.

Состав и структура доходов и расходов госбюджета. В любом гос-ве функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств гос-ва, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают гос-во необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегос-ными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик гос-ва, которые осуществляются в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

В РК структура госбюджета с 1996г. строится на основе бюджетной классификации и состоит из пяти частей. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им.

Первая часть «Доходы и полученные официальные трансферты» включают четыре категории доходов:

налоговые поступления;

неналоговые поступления: от госсобственности, имущества, предпринимательской деятельности гос-ва, административные сборы и пошлины, штрафы и санкции;

доходы от операции с капиталом: продажа основного капитала – от приватизации гос-ных предприятий, товаров из гос-ных резервов;

полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников.

Вторая часть «Расходы»» включает следующие функциональные группы: 1) гос-ные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера; 2) оборона; 3) общественный порядок и безопасность; 4) образование; 5) здравоохранение; 6) социальное страхование и обеспечение; 7) ЖКХ; 8) организация отдыха и деятельности в сфере культуры; 9) топливно-энергетический комплекс; 10) сельское, водное и лесное хоз-во, рыболовство, охота и охрана природы; 11) горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые; 12) транспорт и связь; 13) прочие услуги, связанные с экономической деятельностью; 14) расходы, не отнесенные к основным группам по обслуживанию гос-го долга, субвенции местным бюджетам резервный фонд правительства.

Третья часть «Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступлению от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование, относимое на дефицит бюджета

Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов плюс кредитование минус погашение.

Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники покрытия дефицита: 1) внутренние - за счет кредитов национального банка, выпуска гос-ных ЦБ; 2) внешнее инвестирование - от международных финансовых организаций и иностранных государств.

Во многих гос-вах применяется практика разделения доходной части госбюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

Указанные перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов гос-ва. До 1996г. бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения : раздел; параграф; статью; главу.

Однако, применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.

Также в расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно этой классификации расходы подразделяются на 6 разделов : функциональная группа; функция; подфункция; учреждение; программа; подпрограмма .

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по следующим разделам:

класс;

подкласс;

специфика.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности гос-ва.

Под госдоходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средства, поступающих в собственность гос-ва для создания материальной базы его функционирования:.

Формирование госдоходов осуществляется при активном участии гос-ва: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета. Классификация госдоходов позволяет глубже понять экономическую природу госдоходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, т.е. всю систему госдоходов.

В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности гос-ные доходы состоят из:

  1. доходов гос-ных предприятий и организаций;
  2. налоговых поступлений частнопредпринимательского сектора;
  3. налоговых платежей населения;

налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;

  1. налоговых поступлений общественных организаций.

В зависимости от сфер создания гос-ные доходы классифицируются: на доходы, формируемые в сфере материального производства; доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

По финансовому содержанию гос-ные доходы делятся на: налоговые; неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей).

По методам мобилизации гос-ные доходы классифицируются на: централизованные; децентрализованные.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента РК к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством РК индикативного плана социально-экономического развития РК на соответствующий год

Доходы республ.бюджета включают :

1. Налоговые поступления:

НДС, акцизы, налог на сверхприбыль, импортные таможенные пошлины, роялти, доля РК по разделу продукций по заключенным контрактам в части поступающей в республиканский бюджет.

Сборы за регистрацию эмиссии ценных бумаг, сбор за проезд автотранспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, бонусы, поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур.

Другие обязательные платежи - плата за использование радиочастотного ресурса РК, плата за использование судоходных водных путей.

2. Неналоговые поступления:

Доходы от предпринимательской деятельности и собственности, т.е. доля фактической прибыли госпредприятий, поступления от доходов Нацбанка РК, вознаграждения, полученные по депозитам Правительства РК, арендная плата за пользование комплекса "Байконур", поступления доходов от нацлотерей, поступления от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества и т.д.

Административные сборы и платежи.

Поступления по штрафам и санкциям.

Прочие неналоговые поступления - прочие неналоговые поступления по перечню, определяемому Минфином по согласованию с Министерством госдоходов РК.

Доходы от операций с капиталом - продажа основного капитала от приватизации гос-ных предприятий, товаров из гос-ных резервов.

Расходы госбюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств гос-ва и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование, денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Осуществление социальных преобразований в масштабе гос-ва обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями гос-ва, уровнем социально-экономического развития страны и т. д.

На каждом этапе развития гос-ва появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Гос-ные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению. Важнейшим критерием разграничения госрасходов является их отношение к процессу материального производства и создание нацдохода. В соответствии с этим гос-ные расходы по экономическому содержанию подразделяются на 3 основные группы:

1 расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

2 расходы в не производственной сфере деятельности;

3 расходы на создание гос-ных резервов.

По целевому признаку гос-ные расходы включают расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо данных направлений в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназначенных для финансирования неотложных нужд, которые не предусмотрены заранее.

По территориальному признаку гос-ные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

По отраслевому признаку в сфере матер-го производства делятся на: затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки;

в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на науку, образование, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону, управление.

Существуют два метода финансирования госрасходов .

В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований. Согласно сметы финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, на содержание органов госвласти, управления и оборону.

Применяются следующие формы бюджетного финансирования :

1.При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

2.Субвенция - форма целевой гос-ной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

3.Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:

1. Общегос-ные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание гос-ных, межгос-ных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

в области здравоохранения и образования;

в области фундаментальных и прикладных научных исследований;

в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы;

по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и сфере культуры;

по услугам гос-ных радио и телевидения, и др.средств массовой информации;

по программе гос-ных инвестиций, а также субвенции в местные бюджеты;

по пенсионным выплатам из гос-го центра по выплате пенсий и гос-ным социальным пособиям по инвалидности, по случаю.потери кормильца и по возрасту и т.д.

  1. Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возрастной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных гос-ных программ.
  2. Погашение основной суммы гос-го долга.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7125. Предприятие – основное звено экономики 16.68 KB
Предприятие – основное звено экономики. Место предприятия в экономической системе В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие выступает ее основным звеном. Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект использующий материальные и информационные ресурсы...
16925. Многовалютный стандарт как основное направление реформирования мировой валютной системы 13.3 KB
В отличие от функций денег выполняемых в национальной экономике мера стоимости средство обращения средство платежа средство накопления мировые деньги выполняют функции интернациональной меры стоимости валюты цены контрактов международного средства и валюты платежа и международного средства накопления государственных и частных резервов. 3 Основанием для использования той или иной валюты в качестве мировой служит экономический потенциал страны-эмитента этой валюты. Все остальные валюты зоны привяжут к главной зональной. Обмен...
7139. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ФУНКЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 101.57 KB
Задачи финансовой функции Финансовое планирование включает разработку финансовых прогнозов и планов например отчеты о движении денежных средств и отчеты о прибылях и убытках которые позволяют менеджерам оценить жизнеспособность предложенного способа действия. Оценка инвестиционных проектов включает непосредственно их оценку а также оценку сравнительных преимуществ альтернативных предложений и оценку риска связанного с конкретными инвестиционными проектами. Не все потребности в финансировании удовлетворяются из внешних источников; часть...
7712. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности (МСБУ №1 «Представление финансовой отчетности», МСФО «1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности») 33.41 KB
Представление финансовой отчетности МСБУ №1 Представление финансовой отчетности МСФО 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности международные стандарты назывались Interntionl ccounting Stndrds IS или МСБУIS встречается и МСФОIS с апреля 2001г. стали называться Interntionl Finncil Reporting Stndrds IFRS или МСФОIFRS. Принципы не являются непосредственно стандартами МСФО и поэтому не определяют положения для конкретных расчетов или для случаев раскрытия информации в...
11374. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 46.09 KB
Сущность и основные признаки финансовых рынков. Инвестирование финансовой системы государства. Распределительная функция использование мобилизованных денежных средств для удовлетворения целевых потребностей в финансовых ресурсах. Контрольная функция финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов...
10511. Теория финансовой системы, бюджета и налоговой политики 24.65 KB
Финансы – денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения. Они формируются в ходе создания, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Финансы страны представляют собой совокупность...
19732. Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан 179.78 KB
Теоретические и практические аспекты развития пенсионных фондов как основы пенсионной системы Республики Казахстан. Современный уровень и особенности функционирования пенсионных фондов Республики Казахстан на современном этапе. Анализ развития пенсионных фондов Республики Казахстан. Анализ деятельности накопительных пенсионных фондов БТА Казахстан и Капитал...
1268. Налоги как связующее звено между публичными и корпоративными финансами 284.09 KB
Налоги: понятие и функции. Налоги как связующее звено между публичными и корпоративными финансами. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Налог необходимое условие существования государства поэтому обязанность платить налоги закрепленная в России в ст...
10425. Основное содержание международного маркетинга 79.94 KB
Характеристики различных стадий развития корпораций Стадия Фокус деятельности Видение Ориентация Стратегия Структура Маркетинговая стратегия Реализация НИОКР Стиль деятельности Внутренняя Внутренний рынок Внутренние горизонты Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренний Международная Сходство во внешних рынках Собственные критерии Этноцентрическая собственной страны Международная Международные отделения Расширение Собственная стратегия Централизованный менеджмент...
10092. Изучение анализа финансовой устойчивости и анализ типов, коэффициентов финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия ООО «Снежный барс» 56.84 KB
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает состояние финансовых ресурсов предприятия при котором есть возможность свободно маневрировать денежными средствами эффективно их использовать обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции учитывать затраты по его расширению и обновлению.

Государственный бюджет представляет собойцентрализованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функцийгосударства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за ихэффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциямифинансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем,применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции,связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство вэкономику;

(2) поддержаниегосударственного аппарата управления;

(3) правоохранительныеорганы и судоустройство;

(4) медицина,здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаряфинансовой системе.

2. Общие принципы построениягосударственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ееосновополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности исамостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единойправовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формыбюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетнойинформации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированныхбюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежнойсистемы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается навзаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использованиерегулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единствабюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую,политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличиемсобственных источников доходов и правом определять направления их использованияи расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисленияпо регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органамивласти.

Решения представительных органов власти побюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации всроки, установленные соответствующим представительным органом власти, илидоводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностейсоответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения оботклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета ииспользовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовойинформации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятиятакого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебномпорядке - через арбитражный суд.

3. Расходы государственногобюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющиегосударственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего.Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются:правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первойтрети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходнаячасть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения,при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем финансирования мероприятий посоциально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных иадминистративно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетныхдоходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемыхзаемных средств;

определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели; определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящеготерриториального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются нарасходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы натекущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный)жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, органов государственной власти и управления, органов местногосамоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджетуразвития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, насобственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иныерасходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

4. Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов.Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемныесредства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций изгосударственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательнымиактами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использованиядотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актамиреспублик в составе Российской Федерации и решениями соответствующихпредставительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающихминимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессеисполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных илибеспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальныйразмер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательствбюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% вРФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различныхнормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации». Так, следующие основные налоги являютсяфедеральным:

а) налог на добавленнуюстоимость;

б) акцизы на отдельныегруппы и виды товаров;

в) налог на операции сценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи запользование природными ресурсами;

з) налог на прибыльпредприятий и организаций;

и) налоги, служащиеисточниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственнаяпошлина;

м) сбор за использованиенаименований «Россия», «Российская Федерация» иобразованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте;

о) налог на доходы(дивиденды, проценты и др.).

5. Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условиембюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированиюподлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целяхсбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицитабюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровнядефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, товводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональномснижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов)ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущегофинансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а такжепредставительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытиедефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов.

6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органоввласти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная частьфункционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит изнескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозовразвития территорий и целевых программ, на основании которых органыисполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционированиибюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходовбюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает ПрезидентРФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основанииэтого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проектабюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогнозсоциально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов,основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифрыпроекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органамиисполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателейсоциально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетногопослания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетноепослание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономическогоразвития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах натерритории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего итекущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в началеапреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджетаРФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджетаи выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушиваетсяпостатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводитсядискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трехнедель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаютсяпостановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетныхассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьямифункциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений впостановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человекиз равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссииутверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собранияо санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнованийкак на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) вразмеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены впроцессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционированиясоответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в частивыделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционированиисоответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотренияпроекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета иготовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетныхрасходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционированиибюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета.Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента непозднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. Прирассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основнымхарактеристикам:

o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов ибюджета развития (расходная часть);

пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаютсябюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетнойклассификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификациилюбой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, долженбыть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения поуказанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленногопроекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключенийкомиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводноезаключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября ФедеральноеСобрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад обюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентскаякомиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьямфункциональной классификации принимаются простым большинством голосов. Наголосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований,содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленномПрезидентом.

В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджетаФедеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределениюбюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований.Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его впарламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет правоотлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение впарламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае примененияПрезидентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместноезаседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонениявето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. Вслучае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ поассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательногорешения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетныеассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующемфинансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляетпарламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета запрошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается иутверждается парламентом простым большинством голосов.

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и свя­заны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетво­рения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Федерации, мест­ный).

Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться оп­ределенная доля национального дохода для нужд расширен­ного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, реше­ния оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде стра­ны. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Необходимость создания бюджетных резервов связана с возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпов экономического роста, динамики валютного курса, уровня инфляции, уровня цен на энергоносители и др.); необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета, а также непредвиденными расходами. Бюджетные резервы используются при невыполнении доходов бюджета и для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, а также для покрытия временных кассовых разрывов.

Основными видами бюджетных резервов являются: резервный фонд Правительства Российской Федерации, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и резервные фонды местной администрации; резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; резервный фонд Президента РФ; оборотная кассовая наличность; остатки на счетах по учету средств бюджета, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет поня­тие государственного бюджета.

В результате длительных и серьезных исследований сущности бюджета и его влияния на общественное воспроизводство признано, что бюджет не может быть определен однозначно, поскольку данный термин используется в разных значениях и отражает разные явления. По экономической сущности бюджет - это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению - фонд денежных средств, по организационной форме - финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

При всем многообразии взглядов разных экономистов на сущность бюджетных отношений общим для них является то, что данные отношения признаются частью объективно существующих финансовых отношений и соответственно обладают основными их признаками: денежным и распределительным характером.

Отличительные черты бюджетных отношений, позволяющие их выделить из общей системы финансовых отношений, следует искать в характере распределительных отношений, составе участников и особом назначении данных отношений, а также в их материальном воплощении.

Специфика бюджетных отношений определяется тем, что они представлены в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.д.). Результатом такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые общество возлагает удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.

Бюджетные отношения выполняют особое назначение - распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме - в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. В системе общественных потребностей выделяются как потребности самих органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов хозяйствования и отдельных граждан.

Соотношение отдельных групп потребностей зависит от уровня экономического развития страны, приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, воз­никающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления

Особенности бюджетных отношений заключаются в следующем:

Обязательным субъектом бюджетных отношений выступают публичные органы государственной власти или муниципаль­ных образований (в лице федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления);

Бюджетные отношения - это перераспределительные отношения (отношений первичного распределения в бюджете нет).

Бюджетные отношения выполняют особое назначение - распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме - в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. Бюджет является важным показателем экономики общественного сектора. Роль и масштабы этого сектора обычно выражают удельным весом государственных расходов и доходов в НД или ВВП. В развитых странах доля совокупных расходов государства колеблется от 35 до 50%. Для развивающихся стран эта доля значительно ниже – от 11 до 20%.

Бюджетный фонд - это обособленная часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемая в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемая для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Таким образом, формирование бюджетных фондов происходит путем вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей концентрации части денежных средств в распоряжении органов власти и местного самоуправления для удовлетворения общественных потребностей.

Признание объективной необходимости концентрации ресурсов в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления, в свою очередь, требует определения разумных масштабов такой концентрации. Отсутствие понимания этого положения при определении целей, задач и направлений бюджетной политики может привести к двум крайностям. Постоянно возрастающие общественные потребности требуют адекватного увеличения бюджетных фондов. Однако излишне высокий уровень концентрации средств в руках государства вызывает чрезмерное изъятие доходов у субъектов хозяйствования и как следствие уклонение от налогообложения, снижение заинтересованности предприятий и организаций в увеличении накоплений и развитии, что в перспективе может привести к уменьшению объекта бюджетного распределения (в основном валового внутреннего продукта) и снижению доходной базы бюджетов. В то же время уменьшение размеров бюджетных изъятий путем резкого снижения налогового бремени (целью которого является создание наиболее благоприятных условий хозяйствования экономическим субъектам для обеспечения экономического роста) может привести к необходимости пересмотра системы общественных потребностей в ущерб малообеспеченным слоям населения, занятым в социальной сфере, росту социальной напряженности, замедлению темпов роста научно-технического прогресса, снижению воспроизводства квалифицированных кадров и, в конечном итоге, к сокращению темпов экономического роста.

Сложность определения разумных масштабов концентрации средств обусловлена, с одной стороны, количественной ограниченностью объекта распределения и, с другой стороны, внутренней противоречивостью экономических интересов всех экономических субъектов (органов власти, организаций, граждан). Особенно остро стоит эта проблема в странах с переходной экономикой ввиду недостаточно стабильного роста валового внутреннего продукта.

К основным факторам, влияющим на уровень концентрации в распоряжении органов власти и местного самоуправления финансовых ресурсов, относятся следующие: уровень развития экономики (обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютная величина валового внутреннего продукта); цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных отраслей экономики и территорий; исторические и национальные традиции. Сочетанием этих факторов определяется конкретный объем бюджетных средств, формируемых в распоряжении всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет влияет на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают в роли регулятора социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику

Сущность бюджета , как и любой экономической категории, проявляется в его функциях . Общественное предназначение бюджетных отношений заключается:

· в образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

· использовании средств основного общегосударственного денежного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств);

· осуществлением контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе – за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации) и местными бюджетами, что способствует выравниванию уровней их экономического и социального развития. Используя систему бюджетных отношений, осуществляют финансовую поддержку хозяйствующим субъектам негосударственного сектора экономики, например, в форме бюджетных кредитов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Ко­ординация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных про­грамм.

Бюджет можно предста­вить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели . Причем форма, которой придала режим закона. О бюджете как форме образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспе­чения задач и функций государства и органов местного самоуп­равления, говорится в статье Бюджетного кодекса : «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функ­ций государство и местного самоуправления ».

Любой бюджет, упоминаемый в БК, должен быть облечен в правовую форму, и таких форм всего три:

1) федеральный закон;

2) закон субъекта РФ;

3) муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования.

Правовая форма зависит от статуса территории, на которой действует бюджет. Например, федеральный бюджет должен существовать в правовой форме федерального закона, а местный - муниципального правового акта. Например, для муниципального образования "Город Астрахань" бюджет существует в форме решения городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 13.12.2012 N 258 "О бюджете муниципального образования "Город Астрахань" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу зако­на, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществ­лять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Размер бюджетных фондов определяется в процессе бюджетного планирования, что предъявляет высокие требования к обоснованности определения бюджетных показателей на основе составления многовариантных расчетов бюджета с учетом научно обоснованной потребности в средствах субъектов хозяйствования, необходимости повышения эффективности и результативности предусмотренных бюджетных расходов.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет - это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, го­сударственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями илифинансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых, мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых, средством согласования экономических интересов на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан.

Финансовые отношения – это не все денежные отношения, а только те, которые обслуживают процесс воспроизводства. Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др. Денежные отношения, которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят.

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему , в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.). Государственные финансы включают бюджетную систему , то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств , то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов, и бюджетных функций, то есть расходов. Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральным бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет . Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

Политические расходы: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

Экономические расходы: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

Социальные расходы: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения различные виды расходов выступают как государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям. Стоимость закупок включается в ВВП. Стоимость трансфертов и расходов на выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов. Доходы бюджета складываются из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование. Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в таблице 14.1.

Таблица 14.1. Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего
Из них:
- на государственное управление и местное самоуправление
- на международную деятельность
- на национальную оборону
- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
- на промышленность, энергетику и строительство
- на сельское хозяйство и рыболовство
- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику
- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
- на социально-культурные мероприятия
- на обслуживание государственного и муниципального долга
- расходы целевых бюджетных фондов
- прочие расходы

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 14.2.

Таблица 14.2. Доходы консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Федеральный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны, и содержания органов государственной власти и Управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Федеральный бюджет РФ служит основным финансовым планом государства утверждаемым Федеральным Собранием (принимается государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Принципами организации бюджетного процесса являются:

· единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

· самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти. Обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

· балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие данного метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.


Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных жалоб); нотариальными органами; отделами виз и регистраций; органами загс и другими органами.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода - выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе.

Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий. Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, НДФЛ.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по НДФЛ - денежная единица страны; по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов.

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные, сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Налогового кодекса РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый
кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного, изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Представим расчет структуры доходов федерального бюджета РФ в динамике в таблице 1.