Прямое и косвенное государственное регулирование экономики. Методы косвенного государственного регулирования

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:
1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;
2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;
б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.
Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.



2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

7.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

7.4.1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, так как для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическуюсистему. Еще Клитис отмечал, что при недостаче частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. Дж. Гелбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструментов повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, которая, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является сильным инструментом в борьбе с цикличными явлениями. Ее цель – сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Государственные расходы и совокупный спрос

Для облегчения анализа введем следующие ограничения:

1) не берем в расчет (пока) государственные закупки по импорту и экспортные поставки;

2) исходим из того, что государственные расходы не оказывают воздействие на потребление и инвестиции;

3) налоги мы будем пока рассматривать лишь как налоги на доходы населения.

4) Так как мы сейчас будем рассматривать лишь одну составляющую фискальной политики – государственные расходы, то налоги будем считать = 0.


0 A 1 B 1 E 1 ВНП

Рис. 15. Влияние государственных расходов

на объём национального производства.

На оси X – величина ВНП, а на оси Y – совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение продуктов и услуг, т.е. сумма потребления, инвестиций и государственные расходы. Все доходы потребляются, равны расходам, поэтому линия ОХ делит прямой угол пополам. В любой точке на этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке.

Теперь введем график потребления (прямая CC) Точка A показывает состояние, когда расходы населения равны его потреблению (равновесный объем ВНП равен отрезку ОА 1). В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций (прямая C + I). В точке B на весь произведенный ВНП предъявлен спрос предприятий и населения (равновесный объем ВНП равен отрезку ОВ 1).

Введение государственных расходов вызывает перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45 0 . Совокупные расходы возрастают, следовательно, растет спрос и стимулирует производство ВНП. Теперь совокупные расходы равны C + I + G. Следовательно, государственные расходы оказывают на совокупный спрос то же влияние, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка E показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства, следовательно (равновесный объем ВНП равен отрезку ОЕ 1):

ВНП = C + I + G,

где C – потребительские расходы населения,

I - инвестиции предприятий;

G - государственные расходы на закупку продуктов и услуг.

Мультипликатор государственных расходов

К чему приведет сокращение государственных расходов? На графике 15: точка макроэкономического равновесия сдвинется вниз по прямой 45 0 . Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП. Следовательно, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным эффектом, порождая вторичные, третичные и т.д. расходы, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов (М G) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку продуктов и услуг:

M G = ;

Δ ВНП = M G ´ Δ гос. расходов.

По сути дела M G по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. Государственные расходы могут оказывать мультипликационный эффект либо на сокращение, либо на рост ВНП в периоды подъемов и спадов. Это мощный инструмент государственной экономической политики.

Налоги и налоговый мультипликатор

Рассмотрим вторую составляющую фискальной политики – налоги, выясним, какое воздействие они оказывают на совокупный спрос.

Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, и, следовательно, уменьшает величину совокупного спроса и ВНП. Но сократится ли уровень потребления на ту же величину, на которую возрастут налоги? Нет, так как рассматриваемый доход складывается из двух составляющих: потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения. При увеличении налогов, сокращение потребления и сбережения определяется прежде всего такими параметрами, как MPC и MPS. Если мы хотим узнать, насколько сократятся сбережения при росте налогов, мы должны приращение налогов умножить на MPS. Аналогично рассчитывается сокращение потребления.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, именно на потребление. Следовательно, налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса. Чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.

Рост налогов, как мы видим, ведет к сокращению ВНП. Для того, чтобы его компенсировать (это сокращение), необходимо увеличить сумму государственных расходов. Но на какую величину?

Предположим, что MRC = ½. Тогда рост налога на 20 млрд. руб. вызывает сокращение совокупных расходов на 10 млрд. руб. для то, чтобы компенсировать снижение совокупных расходов на 10 млрд. руб. путем увеличения государственных расходов, необходимо увеличить сбор налогов на сумму, большую, чем 10 млрд. руб. Это вытекает из того, что говорилось ранее.

Ведь если налоги оставят 10 млрд. руб., то при МРС = ½ совокупные расходы сократятся всего лишь на 5 млрд. руб. значит, государственные задержки должны быть увеличены для компенсации также на 5 млрд. руб., а налоги при этом будут составлять 10 млрд. руб.

Следовательно увеличение государственных расходов на 1 денежную единицу смещает прямую C + I + G вниз на ½ денежной единицы, т.к. МRC = ½. Возникает следующее положение: компенсанционный эффект роста государственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государственных расходов на совокупные расходы – разное, т.к. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину МРС.

М налогов = МРС · М G

Но почему мультипликатор налогов меньше на величину МРС? Да потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на рост потребления, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему M G больше М налогов на величину МРС. Алгебраически это выглядит так:

М налогов = MRC · M G = MRC · ,

но т.к. MPC < 1, следовательно М налогов < M G . И ещё один момент. Как мы могли видеть, при увеличении налогов на 20 млрд. руб. при MPC = ½, располагаемый доход сократится на 20 млрд. руб., а потребление – на 10 млрд. руб. Таким образом общее приращение ВНП составит 20 млрд. руб. (40 – 20).

Вывод: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВНП составит величину равную приросту государственных расходов.

Фактор сбережения

До сих пор при объяснении фискальной политики мы аппелировали только к одной составляющей дохода – функции потребления. Теперь рассмотрим, какое влияние оказывает сбережение на равновесный уровень ВНП.

Вроде бы все просто: хочешь быть богатым, больше сберегай. На уровне индивидуального сознания: хочешь лучше жить, надо больше получать, чем тратить. Но верно ли это на уровне макроэкономики? Является ли нация, которая больше сберегает, более богатой, чем нация, которая меньше сберегает?

Сбережения и инвестиции
S 1

10 S


Мы абстрагируемся от государственных налогов и расходов. Размеры инвестиций независимо от размеров ВНП равны 20 млрд. руб. Сбережения представлены в виде прямой SS. Равновесное состояние ВНП достигается в точке E при ВНП = 60 млрд. Рост сбережений при тех же инвестициях приводит к смещению прямой SS влево. Предположим, сбережения выросли на 10 млрд., прямая переместилась в положение S 1 S 1 . Новое состояние равновесного ВНП достигается в точке E 1 . Рост сбережений при неизменных инвестициях вызвал сокращение ВНП на 20 млрд. р. (Кейнсианская модель).

Проще эту ситуацию можно изложить следующим образом. Население, получая доходы, все большую их часть использует на сбережения, а следовательно, сокращает свое потребление, предприятия также не стремятся больше инвестировать. Объем продаж уменьшается, и производство сокращается. И это будет идти до тех пор, пока население не поймет, что стремление сберегать больше, чем предприятия готовы инвестировать, ухудшает лишь положение населения, ведет к росту бедности. То, что рост сбережений вызывает сокращение ВНП, вполне ясно, т.к. происходит сокращение потребления. И, наверное, не стоило бы на этом останавливаться, если бы не один момент. Мы видим, что прямая сбережений передвигается вверх на 10 млрд. р., а ВНП сократился на 20 млрд. р., т.е. сдвиг прямой сбережения вверх на 1 ден. единицу вызывает сокращение ВНП на 2 ден. ед. Что это означает? Это означает, что прямая потребления сдвинулась вниз на 1 ден. ед., что приводит к мультипликационному эффекту, воздействующему на ВНП. При M = 2, ВНП сокращается на 20 млрд. руб. при росте сбережений на 10 млрд. р.

Подобно тому, что инвестиции оказывают мультипликационное воздействие на доходы населения и размеры ВНП, потребительские расходы через функции потребления и сбережения оказывают такое же огромное воздействие. И, как правило, более высокие потребительские расходы стимулируют более высокие инвестиции, и они не противостоят друг другу.

В модели мультипликатора рост бережливости, отражающийся в росте функции сбережения, при неизменных инвестициях ведет к снижению доходов и объемов национального производства. И это сокращение под влиянием мультипликационного эффекта идет до тех пор, пока объемы национального производства не понизятся настолько, что приведут к такому падению доходов, которое вызовет сокращение сбережений и приведение их в соответствие с возможностями инвестирования.

Следовательно, стремление сберегать больше может привести к падению доходов населения, а нек большим сбережениям или инвестициям. Рост сбережений (хорошо для одного – их владельца), распространяясь, делает хуже для всех, следует сокращений сбережений.

Механизм действия фискальной политики

Из всего сказанного видно, что фискальная политика должна обеспечивать устойчивость экономического развития, она является инструментом в борьбе против инфляции и для поддержания занятости. Но механизм фискальной политики не прост. Кажется все ясно: если в стране растет безработица, то надо увеличивать государственные расходы и снижать налоги, следовательно, стимулировать рост производства. В условиях же инфляционной экономики необходимо сокращать государственные расходы и увеличивать налоги. Но жизнь сложнее теории. Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства – задача сложная, т.к. в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы. Фискальная политика в сочетании с денежной политикой преследует цель – обеспечить экономический рост при сохранении высокой занятости населения и стабильности цен.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части:

1) дискреционная политика, которая проводится по решению правительства;

2) политика встроенных (автоматических) стабилизаторов (автоматическая политика).

Дискреционная политика связана с проведением определенных правительственных программ: социальных, занятости, изменение налоговых ставок. По фазам цикла налоговые ставки, льготы, государственные расходы и т.д.

Встроенные стабилизаторы фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация меняется, в действие вступают механизмы саморегуляции. К числу встроенных стабилизаторов относятся:

Автоматические изменения в налоговых отчислениях: при уменьшении доходов поступление налогов в казну снижается. При прогрессивной шкале налогообложения налоговые ставки снижаются при уменьшении доходов и увеличиваются при росте доходов (происходит автоматически). Следовательно, прогрессивная налоговая шкала – встроенный стабилизатор;

Совокупность пособий по безработице и социальных выплат, индексации доходов и другие формы встроенных стабилизаторов.

Воздействие фискальной политики на макроэкономическую ситуацию довольно относительно, по сравнению с более подвижными инструментами денежной политики дает значительный эффект тогда, когда строится на основе предвидения экономической ситуации. Очень важно знать, каковы ее последствия. Особенно важно знать мультипликационный эффект при изменении правительственных и налоговых ставок. Максимальный эффект она дает в краткосрочном периоде.

7.4.2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Кредитно-денежная политика - это совокупность мероприятий по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Кредитно-денежная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Кредитно-денежная политика государства реализуется Центральным Банком РФ.

Методы кредитно-денежной политики могут влиять на рынок ссудного капитала в целом или быть предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Общие методы государственной кредитно-денежной политики:

1. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) Центрального банка.

Направлено на регулирование объема ссуд коммерческих банков у Центрального банка. Делает кредит "дорогим" или "дешевым".

2. Изменение нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке (резервные требования). Это объясняется необходимостью застраховать часть средств (вкладов клиентов) в случае банкротства банка.

Увеличивая резервы Центральный банк ограничивает использование средств банков в качестве кредитных ресурсов.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентном отношении по видам вкладов (текущие, срочные, сберегательные).

По законодательству РФ эти нормы не могут быть выше 20%.

3. Операции на открытом рынке.

Это купля продажа за наличный расчет государственных ценных бумаг, казначейских векселей, операции РЕПО.

При этом изменяются банковские ресурсы и количество денег у хозяйствующих субъектов и населения.

4. Валютное регулирование (покупка и продажа иностранной валюты, платежных документов и обязательств в иностранной валюте), валютные интервенции на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

5. Установление ориентиров изменения денежной массы (один или несколько показателей, например, M 1 , M 2 , M 3). Расчет этих показателей важен, т.к. количество денег, находящихся в обращении, может оказывать значительное влияние на объем производства, уровень цен и занятости и др.

Денежные агрегаты (M 1 , M 2 , M 3) измеряют количество денег в обращении исходя из отнесения к деньгам всего того, что выполняет функции денег, а не только монет и бумажных денег.

M 1 - включает наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда - кредитные карточки.

M 2 - включает M 1 и срочные вклады небольших размеров, а также другие высоколиквидные сбережения.

M 3 - включает M 2 , срочные вклады крупных размеров, депозитные сертификаты.

Наиболее широким денежным агрегатом на мировом финансовом рынке считается в настоящее время агрегат L . Помимо M 3 он включает коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные облигации и банковские акцепты.

В зависимости от цели, с которой осуществляется оценка денежной массы, используются различные агрегаты.

6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов для кредитных организаций на рефинансирование и проведение отдельных банковских операций. Применяются в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством.

7. Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Для этого ЦБР устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения учета, составления и предоставления отчетности; определяет обязательные экономические нормативы для кредитных организаций. Например, ЦБР устанавливает минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальный размер собственных средств - для действующих; максимальный размер риска на одного заемщика и на одного кредитора; максимальный размер привлечения денежных вкладов населения, и т.д.

Денежная или монетарная политика – один из основных инструментов макроэкономического регулирования, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процентов. Монетарная политика занимает сейчас основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории вообще считают, что фискальная политика не дает никакого результата (монетаристы и школа рационального ожидания).

Монетаристы М. Фридман, А. Мельцер, Ф. Хайек, Ф. Кейган основываются на теоретическом положении о саморегулирующейся экономической системе. Суть – в 2-х тезисах:

1) деньги – главная движущая сила рыночной экономики;

2) Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, поддерживать темп прироста денежной массы на 3 – 5% в год. В противном случае – инфляция, нарушения механизма рынка. Поэтому воздействие на экономику сводится к поддержанию постоянных темпов роста денежной массы.

Банки (и другие кредитно-денежные учреждения) являются "творцами" денег:

Предположим, банк получил в виде вкладов 10 тыс. долл. Если он будет держать их в сейфе, то не выплатит проценты, и не получит прибыль. Учитывая обязательные резервы, получим балансовый счет первого банка:

Количество денег увеличилось в обществе с 10 000 до 19 000 долл.

Девять тысяч – деньги, которые создал банк. Но на этом процесс не заканчивается. Тот, кто взял ссуду, будет тратить деньги, покупая, что ему необходимо, а тот, кто продает, будет получать деньги и класть их в банк. Это может быть другой банк, который из части денег создаст резерв, а остальные отдаст в ссуду.

Балансовый счет второго банка:

Зная первоначальный вклад и долю резервов, можно подсчитать, какова же общая сумма созданных банком денег.

В нашем примере:

10 000 × 10 = 100 000 или более подробно:

10 000 + 9 000 + 8 100 + … = 10000 (1 + + () + () + …) =

10 000 () = 10 000 × = 100 000

т.е. каждый рубль резервов создает в нашем примере 10 новых рублей.

Отношение новых денег к резервам получило название мультипликатора денежного предложения или денежного мультипликатора – это числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу. Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и равен , где R – уровень резервов. В нашем примере денежный мультипликатор равен = 10. Что произойдет, если, например, кто-то из представленной цепочки не пожелает класть деньги в банк? В этом случае именно на эту сумму сократиться количество резервов и следовательно, общая сумма денег. Если резервы увеличатся, то количество созданных денег тоже сократится, т.к. денежный мультипликатор будет иной. Процесс создания денег может протекать и в обратном направлении в том случае, если кто-то будет изымать деньги, например, для того, чтобы купить государственные облигации. Изъятие 10000 руб. приведет в этом случае при резервах 10%, к сокращению денежной массы на 10000 руб.

Весь этот процесс, как создания денег, так и их ликвидации лежит в основе влияния монетарной политики на экономику.

Спрос и предложение денег

Спрос на деньги определяется их функциями в экономике: если растут цены, денег надо больше, если растут доходы, растут и цены. Следовательно, спрос на деньги зависит от доходов. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги (для сделок) как средства обмена и единицы счета и спроса на деньги (со стороны активов) как на запасную стоимость. И тот и другой путь чувствительны к изменениям в цене облигаций и др. недежных активов. Если облигации дают более высокий процент, чем простое владение деньгами, то население будет предпочитать облигации. Следовательно, спрос на деньги зависит от процента, выплачиваемого по неденежным активам, и от размеров доходов населения.

Спрос на деньги – количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по неденежным активам (рис. 17).



Если процент по облигациям выше, спрос на деньги ниже. И наоборот, т.е. при высоком проценте, денег надо меньше. Спрос на деньги можно записать в виде уравнения (Кембриджское уравнение реальных кассовых остатков):

M = RPQ, где M – количество спрашиваемых денег (спрос на деньги); k – коэффициент, показывающий долю дохода, хранимую населением в денежной форме; P – цены, Q - реальный национальный доход.

Коэффициент k - будет находиться в обратной зависимости от ставки процента по неденежным активам, но он находится в обратной зависимости от скорости обращения денег. Последнее утверждение вытекает из двух уравнений – уравнения спроса на деньги (Кембриджского) и уравнения обмена (тождество Фишера): MV = PQ, где M - количество необходимых обществу денег, V - сколько обращается денег, P - цены, Q - реальный национальный доход. Перепишем тождество Фишера в виде M = , сравним с Кембриджской формулой и запишем k = .

Следовательно, скорость обращения денег находится в прямой зависимости от процента, выплачиваемого по неденежным активам.

Предложение денег – количество денег, предлагаемое Центральным банком страны на денежном рынке.

MS


M 2 – количество денег в обращении

Основные методы воздействия ЦБ на предложение денег: операции на открытом рынке, дисконтная политика, изменение уровня резервов. (Рассмотрены раньше).

Равновесие на денежном рынке – равенство предлагаемых денежных средств на денежном рынке количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели (рис. 19).

% по недежным активам

MS

линия предложения

спрос на деньги

Рис. 19. Равновесие на денежном рынке

Е – точка равновесия.

Снижение % вызывает рост спроса на деньги.

Механизм воздействия монетарной политики на национальный продукт

Монетарная политика базируется на 3-х краеугольных камнях:

1) на возможности ЦБ воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного предложения;

2) на связи ставки процента с планируемыми инвестициями;

3) на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт.

Связанные воедино эти три составляющие образуют так называемый трансмиссионный механизм, через который монетарная политика оказывает воздействие на национальный продукт, занятость и уровень цен.

Монетарная политика начинается с определения задач правительством и ЦБ в области стабилизации экономики. Если экономика находится в рецессии, то ЦБ увеличивает денежное предложение, если экономика находится в фазе подъема с большим уровнем инфляции, ЦБ может выбрать политику сокращения денежного предложения. Например, экспансионистская политика ЦБ. Приняв решение увеличить денежное предложение со 100 млрд. до 300 млрд. руб., ЦБ не печатает новые деньги. Если денежный мультипликатор равен 10, то ЦБ представляет кредитно-денежной системе дополнительных резервов на 20 млрд. руб., выкупив правительственные облигации, хранящиеся в той же кредитно-денежной системе. Увеличение резервов на 20 млрд. приведет к росту денежного предложения на 200 млрд. Ставка % упадет, увеличатся планируемые инвестиции, это даст мультипликационный эффект далее национальный продукт увеличится (то же в обратном направлении).

Монетарная политика в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде увеличение национального продукта будет сопровождаться ростом спроса на деньги далее рост ставки % и, следовательно, сокращение инвестиций и в мультипликационном размере сокращение роста совокупного спроса. Но в краткосрочном периоде рост спроса на деньги не будет достаточно большим, чтобы ставка % поднялась до прежнего уровня и рост реального национального продукта начал замедляться, Следовательно, действие монетарной политики в краткосрочном периоде приведет к изменению цен, реального национального продукта и занятости.

В долгосрочном периоде дальнейшее увеличение реального национального продукта будет сопровождаться увеличением спроса на деньги и падением ставки %. До этого момента все идет, как в краткосрочном периоде. Но далее, вслед за ростом цен на конечную продукцию начнут расти цены факторов производства, в первую очередь будет расти заработная плата, затем увеличение цен и снижение реального объёма производства и занятость. В итоге реальный объём производства и занятость вернутся на свой естественный уровень. Следовательно, конечный итог монетарной политики в долгосрочном периоде заключается в росте цен (номинальный национальный продукт растет)! Эффект увеличения только цен в ответ на увеличение денежного предложения в долгосрочном периоде называется принципом нейтральности денег - это результат изменения денежной массы в долгосрочном периоде, заключающийся в отсутствии изменений в реальном национальном продукте, занятости, ставке процента и инвестициях при увеличении только цен. Причем увеличение номинального национального продукта за счет только роста цен будет происходить пропорционально увеличению денежной массы (например, денежная масса увеличится на 50%, цены растут на 50%).

См. кембриджское уравнение M = RPQ

тождество Фишера MV = PQ

Следовательно, в долгосрочном периоде, несмотря на воздействие монетарной политики, экономика вновь вернется в состояние общего равновесия.

11. Самостоятельная работа студентов

Примерный перечень вопросов к экзамену.

10. Методы прямого государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Методы регулирования разделяются на:

    Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

    Внешнеэкономическое регулирование

К методам прямого государственного воздействия относятся: а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов; г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании Положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.

Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов.

Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов РФ, общероссийских классификаторов, правил, норм и т.д.) осуществляет Госстандарт РФ. Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оᴨȇративного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на котоҏыҳ непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают:

Прямое управление предприятиями из центра;

Полный контроль государства за производством и распределением;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности. Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством.. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др. Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.