Естественные монополии существуют по причине того что. Что такое монополия. Зарождение антимонопольного законодательства в России

Монополия – это рынок товаров или услуг, представленный одним-единственным продавцом. В силу полного отсутствия конкуренции он активно влияет на объем выпускаемой продукции и диктует цену на товар или услугу.

Яркий пример: фармацевтическая компания Pfizer. В 1992 году она запатентовала средство для улучшения потенции под названием “Виагра”. 21 год ни один другой производитель не имел права выпускать аналоги лекарства. А сама Pfizer все это время устанавливала максимально высокие цены на препарат для борьбы с эректильной дисфункцией. И лишь в 2013 году срок действия патента завершился и аптеки заполонили более дешевые аналоги.

Монополия – опасная рыночная структура, от которой страдают самые незащищенные слои населения. Дефицит товаров повседневного спроса, неоправданно высокие цены – лишь вершина этого айсберга. А что еще влечет за собой полное отсутствие , давайте разбираться.

История возникновения монополий

Термин «монополия» обладает греческими корнями: он образован от слов «mono» – «один» и «poleo» – «продаю». Сама же хозяйственная политика, направленная на активное вытеснение конкурентов с рынка, зародилась практически одновременно с появлением товарно-денежного обмена.

Но если сегодня во всех развитых странах мира проводится антимонопольная политика, а захват рынка единственной компанией считается явлением нежелательным для экономики и даже опасным для общества, в Древнем мире подобная хозяйственная практика не порицалась.

Эффективность монополии в Древней Греции доказал Фалес Милетский. Он спрогнозировал по звездам большой урожай маслин. И еще зимой арендовал за бесценок все маслодавильни на Хиосе и в Милете. А когда был собран богатый урожай, резко поднял цену за их использование. Земледельцы были вынуждены пользоваться маслодавильнями, несмотря на завышенную цену. А сам Фалес Милетский не только разбогател, но и наглядно показал, насколько выгодна стратегия монополиста.

Яркий пример древнейшей монополии – Новокарфагенский рудник хеттских царей. Именно хетты первыми изобрели способ обработки железа и производства стали. А поскольку во II в до н.э. железо стоило в 5 раз дороже золота, выдавать как районы месторождений, так и секреты производства, правители не собирались.

Одной из первых государственных монополий можно назвать Центральный банк Древнего Египта, созданный династией Птолемеев в III столетии до н.э. Его отделения работали по всей стране: собирали налоги для государства, обменивали валюту и выплачивали жалованья. При этом в стране больше никаким другим организациям не позволялось осуществлять банковские операции, что позволило сосредоточить все денежные потоки в руках Птолемеев.

Монополизация мировой экономики

И все же, когда речь заходит о развитии монополий, самые яркие примеры экономисты советуют искать не в глубокой древности, а на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот период человечество впервые столкнулось с понятием глобальной монополизации.

Монополизация – это процесс установления монополии. Он включает в себя устранение конкуренции и присвоение крупнейшим игроком исключительного права на осуществление какой-либо деятельности.

Монополизация рынка – это ситуация в отрасли, когда крупнейший производитель или продавец захватывает большую часть рынка и получает возможность влиять на уровень цен и объем производства.

Монополизация экономики – это полное отсутствие конкуренции или чрезвычайно низкий ее уровень во всех отраслях экономики в рамках одного государства.

В последние десятилетия XIX века ручной труд во всем мире активно вытесняли машины, объемы производства неуклонно росли, а вместе с ними увеличивались и размеры самих предприятий. Когда на рынке оказывалось несколько крупных игроков, конкуренция бизнесменам становилась невыгодна. Гораздо проще – договориться между собой: обозначить сферу влияния и установить выгодную цену.

Такие договоренности привели к созданию монополий различных форм:

  • ринг или корнер – временная договоренность о единой политике продаж;
  • синдикат – объединение, действующее на долгосрочной основе. Участники сохраняют юридическую самостоятельность, но распределение заказов осуществляется централизованно;
  • пул – разновидность синдиката. Участники пула не только придерживаются единой ценовой политики, но и создают общую кассу, из которой распределяется согласно долям;
  • картель – объединение, в котором каждое предприятие сохраняет и производственную, и финансовую самостоятельность, договариваясь об уровне цен, объеме производства и географическом разделе рынка сбыта;
  • трест – полное слияние компаний с созданием единого управляющего органа.

Несмотря на единые временные рамки, в каждой стране монополизация имела свои характерные черты. В США промышленники активно объединялись в тресты, и одним из первых таким образом был монополизирован нефтяной бизнес. Образованная в 70-е годы XIX века компания «Стандарт ойл» к началу нового столетия сосредоточила в своих руках 90% сбыта. Вслед за ней, одна за другой, объединились представители сахарной, текстильной, табачной, электротехнической отраслей. И уже в начале XX века стало очевидно: если государство не вмешается, мелкий бизнес в ключевых отраслях прекратит свое существование, крупным игрокам ничто не помешает устанавливать цены, в разы превышающие рыночные, а пострадают от этого самые незащищенные слои населения.

В Германии начало процесса монополизации спровоцировал кризис 1873 года. Население нищало, из-за снижения спроса стремительно падали цены, а производители, стремясь избежать банкротства, искали защиты у государства. И оно дало добро в виде протекций на создание картелей и синдикатов. Формировались первые немецкие монополии не несколькими крупнейшими игроками, а множеством мелких предприятий. Иногда картель насчитывал до 200 участников! Например, Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат всего за 7 лет объединил 95% представителей своей отрасли. Работать сообща было выгодно, а потому в течение нескольких десятилетий монополии в Германии образовались даже в тех сферах, которые в любом другом уголке мира оставались конкурентным игрокам. Яркий пример – картель по производству календарей.

Целью поддержки монополий со стороны власти была не столько забота о предпринимателях, сколько желание покорить внешние рынки. И такая политика себя оправдала: уже очень скоро весь мир заговорил о технике Siemens и крупнейшей судоходной компании «Северогерманский Ллойд». Всего за 40 лет Германия увеличила производство промышленной продукции в 6 раз, и стала второй индустриальной державой мира, пропустив вперед лишь США.

К стремительному росту промышленности привел и процесс глобализации предприятий во Франции и Великобритании. Благодаря монополизации были созданы автомобилестроительная компании Renault и крупнейшая в мире монополия по производству оружия и военных кораблей Vickers. Неудивительно, что поначалу монополизация воспринималась правящими кругами исключительно в положительном русле. И лишь со временем станет очевидно: без жесткого регулирования со стороны государства монополия буквально уничтожает отрасль. Чтобы увеличить прибыль вместо снижения издержек монополист поднимает цены, при снижении спроса искусственно вызывает дефицит, а в развитии технологий и повышении качества товаров не заинтересован вовсе без давления со стороны конкурентов.

Монополизация в России

Процесс глобальной монополизации не обошел и Россию. Но в то время, как инициаторами объединений в Европе и США были предприниматели, в России картели и синдикаты создавались в тех сферах, которые имели особое значение для государства. Чтобы сохранить над ними контроль и максимально ускорить развитие промышленности на рубеже XIX-XX веков под чутким руководством государственных органов были созданы картели и синдикаты в металлургии и машиностроении, судоходной и транспортной промышленности, в добыче нефти и банковском деле.

Поначалу роль монополий в отечественной экономике была невелика, хотя уже в 80-х годах XIX столетия на территории страны действовало как минимум 50 объединений, что даже по меркам огромной державы совсем не мало. Но настоящий бум глобализации грянул сразу после экономического кризиса 1900-1903 годов. Монополии, одна за другой, захватывали все новые отрасли. Это грозило глобальным перераспределением капитала в стране, и оседанием его в руках промышленников.

Формально государство отреагировало на ситуацию: в уголовном законодательстве появился прямой запрет на создание монопольных союзов. Но вместе с тем, многие из них, например, «Продпаровоз», «Снарядсоюз», «Продвагон» действовали при прямой финансовой поддержке со стороны властей.

Официально участники картелей и синдикатов числились акционерными обществами, а их деятельность регулировалась негласными договорами. Причем одно и то же предприятие могло входить одновременно в несколько картелей. Так возникли монополии «Медь», «Кровля», «Проволока», «Продвагон», «Продуголь».Всего в начале XX столетия в России действовало около 200 синдикатов.

Видео: Монополя - экономика для неэкономистов

Возникновению монополий способствуют 5 факторов. Причем занять исключительное положение на рынке компания может как в результате воздействия одного из них, так и благодаря их удачному сочетанию.

1 Исключительный контроль над важнейшим производственным ресурсом. Яркий пример такой монополии сейчас рождается у нас на глазах. Несколько компаний по добыче, розливу и продаже минеральной воды из Ессентукского месторождения объединяются в частно-государственное предприятие «Холдинг АКВА». Отныне все скважины сосредотачиваются в одних руках. И никакая другая компания больше не сможет без угрозы судебного разбирательства наклеить на собственные бутылки этикетку с надписью «Ессентуки».

2 Снижение издержек при увеличении масштаба производства. Это явление в экономике получило название «Эффект масштаба». Его суть проста: при наращивании объема производства предприятием в долгосрочном периоде кривая издержек неуклонно стремится вниз. Действительно, крупным компаниям охотнее идут на уступки поставщики, банки чаще соглашаются пересмотреть проценты по кредитам. В пересчете на единицу продукции дешевле обходится менеджмент и реклама. В результате мелкие игроки теряют возможность конкурировать с акулой бизнеса, и рождается монополия.

3 Монопольное право – исключительное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение. Документ, подтверждающий исключительные права, называется патент. Например, для изобретений пункт 1 статьи 1363 Гражданского Кодекса РФ устанавливает срок правообладания 20 лет. А вот единолично пользоваться плодами селекционных достижений можно целых 30 лет.

4 Государственные лицензии или правительственные привилегии. Ограничения для большинства участников рынка необязательно носят масштабный характер. Так, местные власти могут выдать разрешение на установку кафе и закусочных в парках только одной региональной компании, сделав ее монополистом. В рамках всего государства можно усложнить процесс получения лицензий настолько, что преодолеть все преграды при всем желании станет невозможно. Например, в Нидерландах национальный регулятор азартных игр много лет продлевал лицензию лишь одному оператору – государственной компании Nederlandse Loterij. И лишь в 2018 году на этот факт обратил внимание Высший административный суд.

5 Специфика технологического процесса. Иногда возникает такая ситуация, когда удовлетворить спрос на конкретную услугу или товар может лишь одна компания, владеющая коммуникациями. Речь идет о линиях электропередач, газо- и водопроводе.

Олигополия – не равно монополия

Монополия в чистом виде встречается не так уж и часто. И даже в уже рассмотренных примерах почти всегда речь идет об официальном объединении или неформальном сговоре крупнейших игроков. Поэтому имеет смысл рассмотреть близкое к монополии устройство рынка – олигополию.

Олигополия – рынок, представленный небольшим количеством продавцов. При жесткой олигополии речь идет лишь о 3-4 фирмах в отрасли. Мягкая олигополия – это раздел рынка 1-3 крупными компаниями, которые удовлетворяют 80-90% спроса. Оставшаяся часть рынка представлена группкой мелких предпринимателей. Пример мягкой олигополии в России – рынок мобильных услуг. 99% получают 4 бренда-лидера: «МТС», «МегаФон», «Билайн» и «Теле2».

Так же, как и в случае с монополией, войти на олигополистический рынок предпринимателю-новичку почти невозможно. Крупные игроки зависят друг от друга, поэтому теоретически влияние компании на цены сильно ограничено. На практике же часто имеет место сговор.

Главное отличие олигополии от монополии – наличие конкуренции. Да, борьбу ведут сильнейшие игроки, но часто это борьба не на жизнь, а на смерть. Причем на первый план обычно выходит неценовая конкуренция, которая выражается в постоянном повышении качества продукции и продуманной, тщательно выстроенной системе маркетинга.

Монопсония или монополия покупателя: что это такое

До сих пор речь шла о том, что диктует условия на монопольном рынке продавец. Тем не менее, существуют ситуации, когда в исключительном положении оказывается и покупатель. И тоже по той причине, что он – единственный, кому нужна производимая компанией продукция. Такой тип рынка носит название «монопсония». Если монополистом в отрасли является и продавец, и покупатель, говорят о двусторонней монополии.

В качестве монопсониста традиционно выступает государство. Например, в России это Федеральное космическое агентство, для которого работают разработчики и производители ракетно-космической техники, или Министерство обороны на рынке вооружения.

Конечно, монопсонист влияет на ценообразование. Вместе с тем, ему выгодно, чтобы предприятия-поставщики успешно работали, ведь при отсутствии нормальной экономической прибыли компании могут прекратить свое существование. А ведь речь чаще всего идет о стратегически важных разработках.

Виды монополий в экономике и их характеристика

Чтобы составить собственное мнение, чем так опасна или, наоборот, хороша монополия, стоит получше узнать, какие формы может принимать рынок без конкуренции. Классифицировать монополии можно по множеству факторов.

Виды монополий по форме собственности

В зависимости от принадлежности субъекта хозяйствования выделяют монополии государственные и частные. Государственные монополии – это фирмы, которые формируются и действуют под полным контролем правительства. Госрегулятор следит за качеством продукции или услуги, устанавливает цены или тарифы, определяет объем производства.

В России исключительное право на осуществление хозяйственной деятельности государство имеет в таких отраслях:

  • эмиссия наличных денег;
  • производство этилового спирта;
  • изготовление и продажа наркотических и психотропных веществ;
  • вооружения;
  • электроэнергетика;
  • газовая промышленность;
  • распоряжение природными ресурсами;
  • нефтеперерабатывающая промышленность.

Государственная монополия может быть частичной, если под контроль берется лишь производство или только сбыт. Но бывает и полной, когда государственные органы контролируют все организационные процессы от начала и до конца.

Частная или предпринимательская монополия создается исключительно в интересах бизнеса. И, как и любая предпринимательская деятельность, действует на свой страх и риск. Движущей силой предпринимательской монополии является получение максимальной прибыли.

Виды монополий по масштабу

И владелец единственного в поселке клуба, и обладатель лицензии на разработку Ессентукского месторождения – монополисты. Вот только уровень их влияния совершенно различен. Поэтому монополии принято классифицировать по масштабу:

  • Локальная или местная монополия. Действует в рамках одного района, поселка, города. Примеры – единственный колледж в небольшом районном центре, единственный хозяйственный магазин в деревне;
  • Региональная монополия. Тут уже речь идет о захвате рынка в одной или нескольких областях, автономных округах. Например, подачу электроэнергии в каждом уголке России осуществляют региональные энергоснабжающие организации: “Дальневосточная энергетическая компания” в Приморском крае, “Энергосбыт Плюс” в Самарской области, “Башкирэнерго” в Республике Башкортостан;
  • Национальная монополия. Продавец или производитель занимает исключительное положение в рамках одного отдельно взятого государства. В газовой отрасли России – это “Газпром”, в железнодорожных перевозках – ОАО “РЖД”;
  • Мировая или экстерриториальная монополия. Это международные и транснациональные компании, которые диктуют условия игры на рынках нескольких стран и даже континентов. Пример: корпорация Microsoft в производстве и реализации операционных систем. Несмотря на существование альтернатив (Apple и др.), Microsoft занимает такую долю мирового рынка, которая позволяет компании диктовать потребителям свои условия.

Виды монополий по характеру влияния

Далеко не всегда положение монополиста устойчиво и надежно. Во многом это зависит от того, какую долю рынка компания сумела захватить:

  • Абсолютная монополия. Идеальная ситуация, при которой конкуренты у монополиста полностью отсутствуют. На рынке нет близких заменителей товара, а вход в отрасль заблокирован – чаще всего законодательно.
  • Относительная монополия. Монополизирован лишь один сегмент рынка, например, путем договоренности с ближайшими конкурентами. Так, в случае частных перевозок компании договариваются между собой о распределении городских маршрутов. И получается, что с одной стороны перевозчик является монополистом на своем маршруте, с другой – его положение зыбко и может в любой момент измениться.

Виды монополий по происхождению

Формируются монополии тоже по-разному.

1 Естественная монополия. Она образуется сама собой. Просто потому, что наличие нескольких компаний, предоставляющих услугу, экономически нецелесообразно. Например, в крошечном городке нет необходимости в двух кинотеатрах. Переманивая публику друг у друга, они оба придут к банкротству, так как расходы на содержание зала высоки, а спрос слишком мал, и нет ни малейшего шанса его существенно увеличить.

Примерами естественной монополии служат линии метрополитена и маршруты общественного транспорта. Абсурдной кажется даже сама идея обслуживания одних и тех же направлений движения конкурирующими компаниями. Да, в городе могут работать несколько троллейбусных парков, но наверняка они поделят между собой районы.

Для конечного потребителя конкуренция в таких сферах является нежелательной.

2 Искусственная монополия. Если объективных причин для установления лидерства в отрасли нет, но конкуренция отсутствует, это монополия рукотворная, или искусственная. Создать ее можно несколькими путями. Например, просто скупив все мелкие фирмы на взлете. Или разработав уникальное оборудование, которого больше нет ни у кого.

Поспособствовать возникновению искусственной монополии может государство при помощи льгот или , выдачи лицензии одному-единственному игроку, предоставления выгодных займов под гарантии государства или освобождения от уплаты налогов.

Примером искусственной монополии может служить компания “Мосгортранс”. Несмотря на более высокие тарифы, чем у единичных мелких перевозчиков, отсутствие стремления обновлять автопарк и многочисленные жалобы перевозчиков, фирма вот уже много лет остается монополистом исключительно, благодаря содействию городских властей.

Виды монополий по способу формирования

Рождение монополии всегда идет по одному из трех сценариев:

  1. Экономическая монополия. Изначальная цель руководства таких компаний – достижение эффекта масштаба. И пусть для этого придется объединиться с конкурентами, поглотить неэффективные фирмы, потратив на это миллионы, а то и миллиарды рублей. Главное, результат: выгоды слияния, синергия, сверхприбыль и господство в своей отрасли.
  2. Организационная монополия. Если предыдущий способ предполагает официально узаконенные слияния, организационная монополия чаще действует хитрее. Юридически хозяйственные субъекты остаются независимыми, но по сути они ведут единую политику развития, удерживают цены на нужном уровне, разделяют регионы сбыта. Это те самые тресты, синдикаты, картели, которые в современном обществе получили названия холдингов и финансово-промышленных групп. Распознать организационную монополию иногда удается не сразу. Например, стоя у стойки с солнцезащитными очками, вы вряд ли думаете о том, что готовы сделать покупку у монополиста. Ведь перед вами такое разнообразие брендов: Armani и Chanel, Valentino и Ralph Lauren, Ray-Ban и Vogue. Спешу вас расстроить: все они, и еще, как минимум, очки 20 брендов производятся Luxottica Group. А такое обилие торговых марок – лишь стремление создать видимость конкуренции.
  3. Технологическая монополия. Самый благородный и уважаемый в обществе путь достижения лидерства в отрасли – создать уникальный продукт или разработать новую технологию. Технологическая монополия – образование хрупкое. Редко когда срок ее существования насчитывает больше 2-3 лет. Проходит мода на вчерашнюю новинку, появляется достойный товар-заменитель или конкуренты представляют миру еще более совершенную модель.

Виды монополий по сроку существования

Срок существования монополий может быть различен: одни корпорации удерживают преимущество на рынке сотню лет, другие уже спустя год-два оказываются неспособны противостоять конкуренции.

Первый тип монополий называют постоянными. Они, как правило, имеют поддержку со стороны государства. Частным компаниям без протекций в органах власти сложно оставаться единственными представителями в отрасли. Поэтому среди них большая часть временных монополий.

Виды монополий по сфере деятельности

Так же, как и любой другой субъект хозяйственной деятельности, монополия может быть:

  • производственной;
  • торговой;
  • финансовой;
  • посреднической;
  • монополией услуг.

Часто, расширяясь, монополист не ограничивается одной сферой деятельности. Например, компания Lockheed Martin Corporation, которой принадлежит 95% рынка вооружения США, не только разрабатывает и производит оружие, военную технику, но и занимается аэропортовой логистикой, обслуживанием электронных и информационных систем.

Виды монополий по защите от конкурентов

  • Открытая монополия. Это результат усилий самой компании: заключение договоров слияния, изобретение новаторской технологии, умелое использование маркетинга, вывод на рынок продукта-новинки. К сожалению для владельцев, такая монополия всегда носит временный характер: в любой момент конкурент может выпустить заменитель или полноценный аналог продукта, дождаться завершения срока действия патента, объединиться с другими компаниями в борьбе против лидера. При этом фирма-монополист никак не защищена от подобной ситуации. Тем не менее, именно открытая монополия приносит, пусть и в кратко- или среднесрочном периоде компаниям заветные миллиарды.
  • Закрытая монополия. Ее существование, как правило, поддерживает государство, ограждая от любого посягательства конкурентов. Примеры закрытой монополии – ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время. Вместе с тем закрытые монополии чаще всего не приносят сверхприбыли: взамен исключительных прав государство сохраняет контроль и в отношении уровня цен, и в отношении нормы прибыли.

Чистая монополия

В реальной жизни монополии разнообразны и многолики. Но экономическая наука работает с идеальными моделями.

Чистая монополия – такая модель, являющая собой полную противоположность идеальной конкуренции. Отрасль представлена лишь одним продавцом, который может влиять на объем выпускаемой продукции и самостоятельно устанавливать цены.

Признаки чистой монополии:

  • Единственный продавец. Когда рынок монополизирован, слова «компания» и «отрасль» становятся синонимами. Яркий пример чистой монополии в России: ОАО «Газпром», полный синоним топливно-энергетического комплекса;
  • Отсутствие заменителей товаров или услуги. Для покупателя это означает одно: либо приобретать у монополиста, либо обходиться без товара вообще;
  • Ценовое лидерство игрока. Манипулируя количеством выпускаемого продукта, монополист умело играет на кривой спроса. Он хорошо знает, что за дефицитные товары покупатель готов заплатить больше, и пользуется этим без зазрения совести;
  • Недостижимо высокие условия входа новых игроков в отрасль. Создать барьеры может сама компания. В этом случае они будут носить технический или экономический характер. Монополизировать отрасль может и государство. Тогда мы говорим о юридических или законодательных барьерах.

Компания-гигант стремится лишь к одному: удержать монопольную власть, ведь это – гарантия получения сверхприбыли. Такая эгоистичная позиция приносит множество неудобств обществу. Минусы монополистического рынка:

  • завышенные цены. Если речь идет о предпринимательской монополии, никто не вправе диктовать бизнесу, какую торговую наценку ему устанавливать. И часто она в десятки раз выше, чем могла бы быть в конкурентной среде;
  • отсутствие стимула повышать качество товара. В этом просто нет смысла: если покупатель нуждается в услуге, он ее гарантированно приобретет, так как альтернативы не существует;
  • создание искусственного дефицита. Чтобы оправдать завышенные цены, монополист может снизить объем производства. Спрос на уникальные товары растет, а компания-лидер вновь получает сверхприбыль.

Присутствие лишь одной компании на рынке – ситуация неблагоприятная не только для потребителей. Молодые фирмы даже при наличии новаторских разработок и более лояльной ценовой политики просто не имеют возможности занять свою нишу. Монополии вытесняют их с рынка любыми законными и незаконными методами. Как итог: отсутствие развития отрасли в целом и негативное влияние на экономику государства.

Плюсы монополии

Но не всегда ситуация развивается по самому мрачному сценарию. В некоторых случаях, наоборот, именно благодаря крупным корпорациям экономика может сделать мощный рывок вперед. Преимущества монополий:

  • единые стандарты производства. Добросовестные предприниматели все же мыслят в глобальных масштабах и действуют на перспективу. Во многих корпорациях разработаны единые стандарты качества, за выполнением которых следят на каждом этапе производства. В результате потребитель больше не покупает «кота в мешке», а его представления о товаре полностью соответствует реальности;
  • возможность оптимизации производства. Автоматизированные технологические линии, увы, в силу своей дороговизны не доступны малому бизнесу. Поэтому удовлетворить огромный спрос на стандартизированные товары могут лишь крупные игроки. Они ускоряют процесс производства, наращивают объемы, тем самым не допуская дефицита. Результат: снижение цены для конечного потребителя;
  • участие в научных исследованиях и разработках. У монополий есть все, чтобы положительно повлиять на развитие отрасли: огромные финансовые возможности, лучшие специалисты, часто – протекция государства.

Компания-монополист в любом случае оказывает огромное влияние и на состояние отрасли, и на экономику государства в целом. Но вот каким оно будет: разрушительным или благоприятным, зависит от добросовестности руководства компании.

Антимонопольная политика в мире

Когда на кону судьба целой страны, государство не может пустить дело на самотек. Необходимость регулирования монополий правительства стран поняли сразу же, как только начался процесс глобальной монополизации.

Первым антимонопольным законом стал акт Шермана, подписанный в США в 1890 году. Документ не просто объявлял тресты вне закона, но и предусматривал уголовную ответственность за попытку объединиться с другими компаниями, чтобы сократить конкуренцию.

Акт Шермана не был совершенным, и спустя 24 года, в 1914-м, в США вступил в силу новый закон, названный в честь своего разработчика – Генри Клейтона. Новый законодательный акт исправил все неточности акта Шермана: он четко обозначил основные понятия, прописал меры борьбы с трестами и определил ответственность за нарушение правил работы на конкурентном рынке.

В Европе первый закон о монополиях приняла Великобритания в 1948 году. Антитрестовский акт был подписан во Франции в 1963-м, в Италии – в 1964-м. Необходимость защиты конкурентной среды Восточная Европа и Россия, в частности, осознали лишь в 80-х годах ХХ столетия.

В основу всех первых антимонопольных законов лег акт Шермана. Но, несмотря на общее происхождение, политика государств в отношении крупных игроков изначально была совершенно различной. Америка старалась в зародыше задушить несостоявшиеся монополии. Европа же видела в глобализации и плюсы для экономики, поэтому предпочитала бороться с негативными сторонами деятельности крупнейших игроков.

Зарождение антимонопольного законодательства в России

Первые монополисты в России появились с благословения и при полной поддержке правящей верхушки. Но со временем руководство монополий стало перегибать палку, диктуя условия власти. И в 1908 году правительством было принято решение урегулировать деятельность союзов, взяв за основу все тот же акт Шермана. Увы, противодействие со стороны ассоциации предпринимателей оказалось слишком сильным, и инициатива провалилась. А дальше грянула Первая мировая война, Октябрьская революция, и эти проблемы оказались куда серьезней, чем создание антимонопольного законодательства.

Позже правительство СССР создаст собственную монополию. Ее имя – командная экономика. Придет время Госснаба, Госплана, Госкомцен. О самой возможности конкуренции страна забудет на долгие десятилетия, вплоть до 1990 года, когда правительство утвердит действительно революционный закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». А в поддержку бизнеса будет создан Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики.

После распада СССР антимонопольное законодательство России развивалось огромными темпами.

1991 год – принят закон, ограничивающий деятельность союзов и трестов на рынке товаров.

1995 год – постановление дополнено, исправлено, и отныне любое притеснение участников рынка карается законом, так же, как и договоренности о географическом разделе ниши и установлении общей ценовой политики.

1997 год – Государственный комитет по вопросам антимонопольной политики переименован в Государственный антимонопольный комитет.

2004 год – создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Сегодня ФАС пресекает появление монополий на российском рынке, решает споры, связанные с недобросовестной конкуренцией и контролирует выполнение всеми компаниями требований антимонопольного законодательства. Если объем продаж предприятия превышает 35% от общего количества, сотрудники ФАС вносят его в специальный реестр, и пристально следят за хозяйственной деятельностью.

Главные положения антимонопольной политики нашей державы сформулированы в Федеральном законе «О защите конкуренции », принятом 8 июля 2006 года.

Работа естественных монополий регулируется Федеральным законом «О естественных монополиях » от 19 июля 1995 года.

Видео: Обществознание - монополия и типы рынков

Государственное регулирование естественных монополий

Влиять на работу естественных монополий государство может как прямо, так и косвенно. Прямое регулирование – это установление максимально допустимых цен на продукцию или услуги. Наблюдать такое влияние государства можно в сфере ЖКХ и общественного транспорта. Косвенный метод ограничения деятельности – увеличение налогов. Но не всегда такое мероприятие будет полезно для общества.

Увеличение потоварного налога

Для примера рассмотрим ситуацию, при которой правительство облагает налогом каждую единицу товара. При увеличении потоварной налоговой нагрузки на конкурентном рынке прибыль предприятия обязательно снижается, а уровень цен, как правило, остается на том же уровне.

Монополист же работает без соперников. А потому, когда государство облагает товар дополнительными сборами, он просто снижает объем производства. Возникает искусственный дефицит, потребители готовы платить больше. И цена повышается. При этом сам монополист никаких неудобств не испытывает: его доход остался на прежнем уровне.

Таким образом, повышение потоварного налога для ограничения деятельности монополиста неэффективно.

Введение паушального сбора

Паушальный налог – сбор, размер которого не зависит от объема продаж или выпуска продукции. Его размер зафиксирован законодательно. При введении паушального сбора монополисту невыгодно сбавлять темпы производства, ведь переложить на покупателей постоянные издержки нельзя. Цены останутся на прежнем уровне.

Таким образом, паушальный налог снижает прибыль компании-монополиста, но никак не ухудшает ситуацию для потребителей и экономики в целом.

Понятие монополии за пределами макроэкономики

Термин «монополия» настолько прочно вошел в обиход, что используется сегодня не только в своем прямом значении, но и часто обозначает явления, далекие от экономических процессов.

Монополия в обществознании

В любой сфере человеческой деятельности может появиться игрок, который монополизирует определенную функцию. И совсем необязательно речь будет идти о получении прибыли. Пример монополии в обществознании – это церковь. Так, на протяжении столетий школы существовали исключительно при монастырях. И это ни что иное, как узурпация церковью начального образования.

При этом, как настоящий монополист, церковь ощущала всю мощь собственной власти. И разрешала преподавание в своих стенах лишь тех предметов и лишь в той форме, в которой они не противоречили церковной идеологии.

Юридическое определение монополии

Согласно ФЗ №135 «О защите конкуренции», монопольное или доминирующее положение – то, при котором одна компания или группа субъектов хозяйственной деятельности имеет возможность препятствовать вхождению в отрасль других предприятий, а также диктовать свои условия товарооборота.

В российском законодательстве монополист – это игрок, доля которого на рынке превышает 50% от объема производимой или реализуемой продукции. Но бывают и исключения:

  • когда компания контролирует более чем 50% рынка, но в ходе разбирательств ФАС пришла к выводу, что фирма не оказывает угнетающего воздействия на рынок;
  • когда доля компании на рынке еще не достигла 50%, но для организации характерны все черты жесткой монополии. Здесь, правда, существует оговорка: монополистом не может быть признан игрок, контролирующий менее 35% рынка.

Настольная игра «Монополия»

«Империя», «Менеджер», «Бизнесмен» – все это варианты названия легендарной настольной игры «Монополия». Она была разработана Чарльзом Дэрроу в 1934 году. В течение первого же года он вручную изготовил 5 000 копий игры, и продал их в универмаге Филадельфии. А уже в 1935-м «Монополия» стала самой продаваемой настольной игрой в США.

«Монополия» – это игра, которая дает возможность игрокам построить свою бизнес-империю. Успех в игре зависит не столько от случайной удачи, сколько от умения выстроить собственную стратегию и убедить конкурентов совершить выгодную сделку.

Сегодня число игроков в «Монополию» по всему миру достигло полумиллиарда человек. Помимо бумажных версий, активно развиваются онлайн-приложения. И даже проводятся коммерческие соревнования с внушительными призовыми фондами.

Послесловие

Стремление полностью контролировать рынок зародилось у сильнейших представителей человечества одновременно с появлением обмена и торговли. Еще на заре развития общества стало понятно, что увеличить собственный доход проще всего, устранив конкурентов, и получив тем самым полный контроль над ценами.

Это и есть основная черта монопольного рынка – конкуренция на нем находится либо в нулевой точке, либо является очень низкой. Достичь доминирующего положения можно, используя как методы честной конкуренции – создание новаторских товаров, покупка патентов, так и нелегальные способы – сговор, подкуп.

С последними сегодня активно борется антимонопольное законодательство, которое давно вывело аксиому: монополия – это нежелательное явление в эффективно развивающейся экономике. Законодательно ограничивают деятельность крупнейших игроков все цивилизованные страны мира.

Об авторе

Профессиональный журналист со стажем. Мне нравится разбираться в сложных финансовых вопросах и доносить их до обычных людей простым и доступным языком. Моя цель - помогать людям повышать уровень финансовой грамотности, делиться с другими интересными денежными фишками и секретами, чтобы люди становились богаче, свободнее и счастливее.

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) - это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены , работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2019 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика ().

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему

СКРИН РЕЕСТР

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Вопросы также часто возникают при определении Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.

Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).

Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).

Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.

Картель и монополия: в чем разница

Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии . Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

(natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого, или благодаря вложениям капитала в прошлом, которые должны были бы быть продублированы конкурентом, например в национальную систему электроснабжения. Естественную монополию следует отличать от закрепленной законом статутной монополии (statutory monopoly), где позиции присутствующей на рынке фирмы основаны на законах в целях устранения возможных конкурентов. Если преимущество присутствующей на рынке фирмы вытекает лишь из имеющегося у нее доступа к необходимой технологии, если она основана на неспособности других фирм сравняться с ней в ноу-хау, то это и есть естественная монополия, но она не является таковой, если основана лишь на исключительном обладании патентами (patents).


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ" в других словарях:

    Монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… … Финансовый словарь

    - (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… … Словарь бизнес-терминов

    естественная монополия - 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара … Справочник технического переводчика

    ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения … Юридическая энциклопедия

    Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… … Политология. Словарь.

    Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере… … Официальная терминология

    Естественная монополия - 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют… … Экономико-математический словарь

    Естественная монополия - (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства … Энциклопедия права

    Монополия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких … Википедия

    Признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… … Энциклопедический словарь