Полис с нагрузкой. Осаго без страхования жизни

Все больше автолюбителей, у которых истекает срок действия полиса ОСАГО, сталкиваются с неприятным сюрпризом: страховка зримо . Но если прошлогоднее повышение можно было объяснить (не повышали много лет, девальвация повлияла на стоимость импортных запчастей, новая страховка стала стоить дороже, но и прикрывать лучше), то в последние время происходит что-то невообразимое. Отдельный вопрос — про " .

Александр не мог даже подумать, что полис ОСАГО на его старенькую "шестерку" может "съесть" весь семейный бюджет. "Стоимость без ограничений на мой автомобиль составляет 16 тысяч рублей", — вздыхает мужчина. И такая огромная сумма набиралась за счет дополнительных опций, которые не предлагались, а навязывались компанией "Росгосстрах".

Типичный разговор со страховым агентом в Новокубанске:

- 5 тысяч 150 рублей.

Почему 5 тысяч?

— ОСАГО и страховка на водителя.

— А мне не нужно страховку на водителя.

— А у нас только так.

— Почему?

— В "Росгосстрахе" такие вот условия.

Но самыми предприимчивыми оказались страховщики из Самарской области. "Мне предложили 300 рублей заплатить за укус клеща! Если клещ меня укусит, то мне выплатят эти триста рублей, которые уйдут на лечение", — возмущен Петр Ненашев — один из клиентов "Росгосстраха". И так самый обычный полис обязательного страхования автогражданской ответственности обрастал целой тучей дополнительных услуг.

Если клиенты отказывались, им указывали на длинную очередь или сразу на дверь. А ведь в маленьком городке других страховых компаний зачастую просто не было. "Росгосстрах" занимает треть рынка России. И стал этим пользоваться.

Сигналы и жалобы пошли не сотнями, а тысячами. Как рассказал зампред Центробанка Владимир Чистюхин — он курирует этот вопрос — в какой-то момент число предписаний превысило критический уровень.

"Мы неоднократно проводили встречи с крупнейшими страховщиками и указывали им на те недочеты, которые были сделаны, пытались, скажем так, в закрытом режиме купировать те проблемы, которые существовали. Но на каком-то этапе стало понятно, что дальше так ситуация развиваться не может, потому что мы рискуем вообще потерять сегмент ОСАГО как нормальный, рыночный и цивилизованный. Фактически мы будем иметь тот рынок, в котором есть беспредел страховых компаний, есть вечное недовольство потребителей. Так как нам не удалось договориться со страховой компанией, мы не увидели реальных свидетельств того, что ситуация кардинальным образом улучшается, то мы вынуждены были принять достаточно серьезное и тяжелое решение по ограничению лицензии компании на этот вид деятельности", — заявил Чистюхин.

Ограничение пока только по ОСАГО. И сроком на полгода. С 27 мая офисы "Росгосстраха" такие полисы не выдают. За это время должны быть устранены все нарушения. В противном случае наказание могут продлить.

"Росгосстрах" идет на диалог. Это очень серьезная компания с серьезным менеджментом, с очень серьезным и устойчивым финансовым положением. Было бы странно, если бы она не шла на диалог. Я понимаю, что эти три-четыре года тяжелой жизни в рынке ОСАГО немножко притупили ее ясный взгляд на наши сигналы и вообще на сигналы-регуляторы Но сегодня этот диалог налажен", — отметил Владимир Чистюхин.

Но пока суть да дело, не надо забывать, что клиентами "Росгосстраха" остаются 15 миллионов человек. И они уверены, что застрахованы.

- Как быть автовладельцам, которые имеют на руках полисы ОСАГО "Росгосстраха"? Им стоит переживать?

Нет, не стоит, — уверен Владимир Чистюхин. — Компания финансово устойчива. Ее собственники, ее менеджменты сделали несколько заявлений. И я полностью с ними солидарен, что компания в полном объеме будет продолжать исполнять свои обязательства. Никаких сомнений у нас как у надзорного органа в этом нет. У меня полная уверенность, что компания "Росгосстрах" свои обязательства перед вами исполнит.

Суровое решение Центробанка — это сигнал и всем остальным участникам рынка страхования: играть нужно по-честному. Тем более что страховщикам пошли на встречу — чтобы сбалансировать рынок, уже дважды поднимали тариф.

"Это не только вопрос инфляции. В прошлом году мы повышали тариф в октябре в связи с тем, что повысилась ответственность по железу, то есть когда происходит авария и нужно ремонтировать автомобиль, лимит ответственности по ОСАГО был увеличен до 400 тысяч рублей. Увеличился лимит ответственности. Был поднят до 500 тысяч рублей по жизни и здоровью", — пояснил Владимир Чистюхин.

Но даже зная, что страховые выплаты стали больше, не все имеют возможность платить за полис ОСАГО по 6 тысяч рублей. По этому поводу уже обращались и к президенту во время апрельской "Прямой Линии". Глава государства дал поручение разработать механизм субсидирования. Для малоимущих. Как рассказали нам в Центробанке, такой понижающий коэффициент вполне может появиться уже к 2016 году.

Уже два года во многих регионах России идет "битва за ОСАГО": тысячи автомобилистов круглосуточно штурмуют офисы страховых компаний в надежде оформить заветный документ. Власти и специалисты утверждают, что потерь времени и денег можно избежать, купив электронный полис по Интернету. Как обстоит дело на практике и что происходит на региональных рынках страхования автогражданской ответственности автомобилистов, изучила корреспондент "РГ".

Боль и унижение

Испытывать проблемы при покупке обязательных полисов ОСАГО автовладельцы начали с 2014 года. Уже тогда, несмотря на значительное повышение тарифов, многие страховые компании заявили о невыгодности услуги и стали искусственно ограничивать продажи "автогражданки".

Обращаясь в офисы компаний, водители столкнулись с огромными очередями и навязыванием страховщиками всевозможных дополнительных услуг. Так, в 2014 году процедура продления страховки отняла у костромского собкора "РГ" целых две недели, заставив посетить несколько офисов с диктофоном в руках. В итоге, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие ОСАГО, мне все же пришлось переплатить за полис, а затем обратиться с жалобами в контролирующие структуры. Любопытно, что, когда я рассказала о ситуации и. о. городского прокурора, тот признался, что и сам, невзирая на звания и погоны, столкнулся с аналогичной проблемой и оказался… бессилен что-либо изменить.

В одних компаниях (в моем случае это был "Уралсиб") полис ОСАГО перестали продавать без страхования жизни, недвижимого имущества или гражданской ответственности перед соседями по дому на случай пожара или коммунальной аварии. В других (например, в ВСК и "Согласии") существенно сократили время работы и количество операционистов, создав многодневные очереди. В третьих (скажем, в "Ингосстрахе") начали выдвигать условия об обязательном осмотре авто перед заключением договора, при этом из-за "чрезвычайной загруженности" эксперта предлагали записаться на процедуру лишь через три месяца после обращения.

Нездоровая ситуация с ОСАГО породила новый вид теневого бизнеса. Ушлые пенсионерки, располагающие свободным временем, стали собираться у дверей организаций, предлагая спешащим автовладельцам "постоять за них в очереди" за вознаграждение. Аппетиты ряда компаний в процессе навязывания дополнительных страховых услуг, без которых оформление полиса якобы невозможно, со временем выросли до 5-6 тысяч рублей на договор. На этом фоне предложение почтенных дам, требующих "лишь" тысячу за место в очереди за ОСАГО без довесков, выглядело весьма привлекательным. Но проблем, конечно, не решало.

За год лавина жалоб от взбешенных автовладельцев достигла таких масштабов, что Центробанк, выполняющий функции регулятора на страховом рынке, в 2015 году вынужден был временно ограничить действие лицензии одного из крупнейших игроков - компании "Росгосстрах". В результате она лишилась права заключать новые договоры ОСАГО и вносить изменения в действующие. При этом ее обязали обслуживать убытки по страховым случаям и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО. Частичный отзыв лицензии у "Росгосстраха" вызвал панику на рынке. Впрочем, вскоре компания представила в Центробанк документы о том, что она приняла "комплекс мер по изменению порядка заключения и обслуживания договоров ОСАГО, в том числе в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса". И менее чем через две недели после отзыва действие лицензии было восстановлено в полном объеме. При этом в Центробанке заявили, что "будут осуществлять мониторинг использования организацией нового порядка на практике".

Посетив офис страховщика после такой публичной "порки", я с удивлением отметила, что отношение к клиентам у операционистов действительно изменилось. Просидев в очереди менее часа, я смогла приобрести полис по разумной цене без навязанных дополнительных услуг. Однако уже очень скоро поток жалоб на необоснованные отказы страховых в оформлении ОСАГО без "довесков" возобновился. А из Ивановской области и вовсе поступают сообщения об уличных протестах водителей, заявивших, что страховые компании "намеренно саботируют выдачу ОСАГО".

Испытано на себе

Памятуя о мытарствах последних двух лет, очередного переоформления полиса я ждала с некоторой опаской и, пожалуй, напрасно.

Чтобы пресечь спекуляции, с июля 2015 года Центробанк предложил страховщикам перейти на продажу электронных полисов (е-ОСАГО), которые оформляются через Интернет. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сегодня из 80 входящих в него организаций добровольно на е-ОСАГО перешли лишь 14. Правда, при детальном изучении ситуация оказалась еще хуже. На сайтах нескольких компаний высветились сообщения, что услуга временно недоступна. Зато на портале "ВСК" ждал "подарок": оформление полиса заняло всего 10 минут.

Для получения е-ОСАГО оказалось достаточно занести в электронную таблицу сведения об авто, владельце и количестве допущенных к управлению водителей, а также указать номер диагностической карты машины, полученной при прохождении техосмотра. В течение нескольких секунд система определила КБМ - коэффициент "бонус-малус", влияющий на стоимость полиса. Скидка, которую водитель может получить благодаря многолетней безаварийной езде, достигает 50 процентов. Максимальная же надбавка к базовому тарифу для неопытных и неаккуратных водителей составляет 2,45. После проверки всех данных компания выставила счет, который можно оплатить банковской картой не выходя из дома. По сравнению с прошлым годом новый полис подешевел для меня на 400 рублей. Мелочь, а приятно.

Автовладельцы, уставшие стоять в очередях в ожидании полисов, стали... массово ездить без страховки

Через несколько секунд после прохождения платежа на электронную почту пришли уведомления об успешной покупке и уже заполненный бланк, который осталось только распечатать. Одновременно сведения о полисе оказались занесены во всероссийскую базу данных. По данным РСА, бланк е-ОСАГО равнозначен обычному, приобретенному в офисе компании. Через электронную базу его подлинность может проверить любой сотрудник ГИБДД. Как пояснил на пресс-конференции в "РГ" исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, "в ПДД не указано, что полис обязательно должен быть на бланке Гознака".

Распечатки достаточно, - уточнил он.

"Токсичные" регионы

Отвечая на запрос "РГ" о причинах нежелания большинства компаний присоединиться к системе электронных продаж ОСАГО, в РСА сообщили, что для них "это является правом, а не обязанностью".

В настоящее время электронный полис пользуется популярностью в основном в самых убыточных регионах, - пояснили в ассоциации. И уточнили, что всеобщее введение е-ОСАГО должно произойти с 1 января 2017 года.

По данным страховщиков, в течение последних месяцев снижение продаж полисов было зафиксировано сразу в нескольких регионах. Самыми проблемными оказались Ростовская, Волгоградская, Челябинская и Мурманская области и Краснодарский край. В этих пяти регионах по настоянию ЦБ РФ с 1 июня расширили систему продаж ОСАГО через агентов, цель которых - устранить проблемы доступности полисов. Это особенно актуально для территорий, где в наибольшей степени активны "автоюристы", наживающиеся на мошеннических схемах получения повышенных страховых выплат.

При комплексном коэффициенте убыточности (ККУ) более 100 процентов страховщик стремится уклониться от ОСАГО. В результате покупка полиса становится затруднительной, - пояснили в ЦБ.
Регионы, где аномально высока доля судебных выплат, страховщики называют "токсичными". Так, в Южном федеральном округе этот показатель составляет 30-40 процентов, тогда как в среднем по России - от 10 до 12, а в Москве и Санкт-Петербурге - от пяти до семи.

В некоторых субъектах ситуация стабильна, в некоторых - крайне убыточно работать в этом сегменте. Дело тут не в тарифе, а в криминальных "автоюристах", которые зарабатывают на ОСАГО, - прокомментировали в РСА.

По данным представителей судейского сообщества, за последний год число исков водителей к страховым компаниям из-за недостаточных, по их мнению, размеров страховых выплат в случае ДТП значительно выросло. При этом порядка 95 процентов таких исков суды удовлетворяют. Есть и другая тенденция - автовладельцы, уставшие стоять в очередях в ожидании полисов, стали… массово ездить без страховки и переходить на фальшивые документы, число которых в России к началу текущего года превысило миллион штук. В итоге обстановка на рынке автострахования приобрела весьма тревожные черты.

По мнению президента Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, решать сложившуюся проблему необходимо путем "налаживания общегражданского диалога", иначе она приобретет "глобальный характер".

Если человек страхует автомобиль, а остальные не страхуют, зачем ему это делать? Если каждый второй не имеет полиса, то те, у кого он есть, не получают возмещения. И какой смысл страховать ответственность, если система не работает? В итоге может получиться снежный ком отказа от страхования, - пояснил он.

Кстати

При попытках навязывания дополнительных услуг в офисах страховых компаний в Российском союзе автостраховщиков советуют жаловаться в РСА или Центробанк, а также использовать "период охлаждения". В случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО клиент имеет право в течение пяти дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги, если, конечно, за это время не происходило страховых случаев. Премия будет возвращена в полном объеме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца.

Уже в ближайшее время привычный любому автолюбителю вид страхования, ОСАГО, может измениться. Представители страховых компаний требуют от законодателей повышения тарифа. Парламентарии отказывают, но обещают поднять региональный коэффициент.

Обязательное страхование ответственности автовладельцев появилось в России в 2003 году. Тогда же был определен тариф – 1980 рублей для легкового автомобиля. Теоретически, в эту сумму входили страховые взносы, обеспечивающие возмещение 120 тысяч рублей материального ущерба, и 160 тысяч – по жизни и здоровью. При любой аварии, вне зависимости от того, кто ее виновник.

Более десяти лет назад это были внушительные суммы. Однако, говорят страховщики, ситуация на дорогах изменилась. Сегодня обычная авария, без человеческих жертв, каких на дорогах происходят тысячи ежедневно, может нанести ущерб намного больше, чем на 120 тысяч. Достаточно разбить автомобиль премиум-сегмента – и никакой полис ОСАГО не спасет.

Представители страховых компаний уверяют – нужно повышать тарифы. Необходимо, чтобы страховая сумма по материальному ущербу составляла максимум – 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью – полмиллиона. И определенная логика в этом есть. Но, как уверяют эксперты, это лишь одна сторона монеты.

Компании страховщики сегодня не спешат рассказывать о полученной прибыли. Между тем, представители общественных организаций уверяют – сегодня на выплаты по автомобильным полисам выплачивается менее половины поступивших средств. Страховщики отказывают в выплатах по всем мало-мальски спорным страховым случаям.

И еще одна новация. В Правительстве РФ готовят изменения в законе об ОСАГО. Самое спорное положение – страховщики не обязаны будут оплачивать , если авария произошла по его вине. В таком случае даже сам смысл ОСАГО теряется. Эксперты шутят, полис превратиться в документ, определяющий, кто имеет право садиться за руль конкретного автомобиля.

Пока решения об увеличении тарифов на федеральном уровне не принято. Обсуждается компромиссный вариант. Он гласит – размер тарифа остается прежним. Изменяются региональные коэффициенты, от которых зависит оформление полиса в конкретной области. При этом Правительство исходило из данных аварийности по всей стране.

Итак, полисы подорожают – на вполне законном основании. Вот перечень регионов. Это — Адыгея, Бурятия, Башкортостан, Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Чувашия, Хакасия, Камчатский край, Архангельская, Амурская, Волгоградская, Владимирская, Ивановская, Воронежская, Кемеровская, Калужская, Курганская, Кировская, Липецкая, Курская, Мурманская, Нижегородская, Пензенская, Оренбургская, Томская, Челябинская, Ульяновская и Ярославская области и Ненецкий автономный округ. Всего – 31 регион.

Кроме того, коэффициенты повысят в самых аварийно-опасных городах – лидируют в этом «черном списке» Мурманск и Челябинск, с коэффициентом 2,5 и 2,4 соответственно. В столичных регионах, Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Коэффициент останется прежним – 2.

А вот самый низкий коэффициент ОСАГО зафиксирован в Крыму, там автовладельцы смогут застраховать свои автомобили всего за 60 процентов от тарифа. Но это – чисто политическое решение, поскольку достоверных данных об уровне аварийности в присоединенной республике пока нет.

В первом чтении новый закон «Об ОСАГО» будет рассматриваться Государственной Думой 19 апреля. Уже известно, что речь в новом документе пойдет, в частности, о создании единой базы запчастей и ремонтных работ. Это позволит сделать более прозрачной процедуру начисления страховых выплат. А значит – случаев мошенничества станет меньше.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Эксперты считают, что проблемы с оформлением электронных полисов ОСАГО – результат того, что страховщикам эта процедура невыгодна. Навязанная бизнесу Центробанком, она, в частности, заставляет участников рынка работать в «проблемных» для страхового бизнеса регионах, куда многие компании никогда бы не пришли добровольно.

Онлайн-продажи e-ОСАГО начались с первого января. Эта услуга стала обязательной для страховщиков. Но клиенты отмечают, что пока не удается воспользоваться этой возможностью: автовладельцы недовольны сложностью заполнения множества полей в интернет-заявках, техническими ошибками на сайтах и тем, что страховые компании бесплодно перенаправляют клиентов друг другу, не обращая внимания, есть ли в месте проживания покупателя полиса офис по возмещению убытков конкретной кампании.

Эксперты считают, что проблемы вызваны особенностями организации этой услуги: она была принудительной для компаний. Это один из немногих случаев за годы существования автогражданки, когда государство принуждает рынок автострахования пойти навстречу автомобилистам и участники рынка не могут нивелировать новое требование. В итоге реакция страховщиков похожа на тихий саботаж. Как ранее сообщал «Новый День », в ЦБ также это заметили и пообещали внимательно следить за рынком и наказывать нерадивые СК вплоть до ограничения лицензии.

«Системная проблема состоит в том, что страховщикам невыгодно и неинтересно продавать электронные ОСАГО. Это технологии, которые навязаны ЦБ для того, чтобы решить проблему доступности обязательной «автогражданки» в тех регионах, в которых страховым компаниям работать невыгодно. Когда бизнес делается по принуждению, ничего хорошего не получается, как правило » – заметил в эфире BFM Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП.

Есть и серия технологических проблем: нет единого стандарта информационных систем страховых компаний. «У разных страховых компаний их информационные системы в разной степени зрелости – у кого-то очень большие, сложные, но не очень надежные, у кого-то до сих пор весьма отсталые» – пояснил Виленский.

Также нет единой базы данных, в которой хранилась бы информация о машинах, автовладельцах и заключенных ими договорах:

«Не всегда доступны электронные сервисы, которые нужны для того, чтобы выписать страховку, потому что, чтобы сгенерировать этот электронный полис, нужно, чтобы информационная система страховой компании была связана с информационной системой Российского союза автостраховщиков, с еще разными другими базами данных, в которых находятся данные о машинах, автовладельцах и так далее. Это только так кажется, что зашел на сайт и выписал. За этим стоит довольно тяжелая технология, которая поначалу неизбежно будет сбоить ».

Еще одна проблема – как воспользоваться e-ОСАГО после оформления полиса. Нынешняя ситуация в случае, когда инспектор ГИБДД на трассе, без интернет-связи проверят наличие полиса, оставляет на его усмотрение решение: есть ли на самом деле у автовладельца e-ОСАГО или нет никакого.

Самые распространенные проблемы, с которыми будут сталкиваться водители, это невозможность сотрудникам ГАИ проверить существование полиса где-нибудь на дороге. Представьте себе, что вы поехали даже не в другой город, а на дачу, а на трассе нет Интернета. Если нет Интернета, то инспектор ГАИ уже не может проверить, есть у вас электронный полис или нет. Как он будет себя вести в такой ситуации – закрывать глаза или настаивать на том, что у вас нет ОСАГО? Здесь будет очень много коллизий, которые могут сильно усложнить жизнь владельцам электронных полисов» – говорит Глеб Виленский.

Москва, Алексей Усов

Москва. Другие новости 10.01.17

© 2017, РИА «Новый День»