Отличительные черты традиционной экономики. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Термином «экономическая система» обозначается общая сумма элементов, связанных между собой. Предполагается некая целостность отношений между людьми в , основой которых является производство, координация и употребление благ экономики. Все они различаются по способам распределения хозяйственного труда людей и виду собственности на ресурсы. В современном мире существует целый список экономических концепций. Каждая их них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, а также свои уникальные особенности. Вот характеристика самой распространенной из них.

Вконтакте

Описание

Самой первой из всех, существующих на данном этапе развития человечества, можно назвать традиционную схему. На сегодняшнее время ней всё еще пользуются практически все страны третьего мира. Отличительной чертой данной структуры является то, что именно и в каком количестве производит традиционная экономическая система. Более развитые государства, а также те, которые находятся на пути активного развития, имеют традиционную экономику более сложного образца.

Экономическая концепция зародилась и продолжает свое существование на различных этапах жизни государства, являет собой сложные взаимоотношения между производителями продукции и потребителями.

Существует несколько основных видов систем . Первой такой формой считается общепринятая, которая основывается на обычаях каждого отдельно взятого племени.

К примеру, если несколько поколений подряд занималось выращиванием пшеницы, то все следующие будут делать то же самое. Никому из жителей не приходит в голову, что такое положение дел может быть невыгодно и можно заниматься чем-то другим.

Отличительные черты

Перечислим особенности традиционной экономической системы. Базовыми составляющими является массовая распространенность ручного труда, отсутствие или медленное развитие технического прогресса, а также наличие различных видов хозяйственности.

Государства с имеют широко распространенное мелкотоварное производство, основой которого является частная собственность. Обычаи и традиции страны с такой экономикой притормаживают технологический процесс. А при высокой рождаемости это во всех случаях приводит к бедноте. Обычаи меняются, но, к сожалению, очень медленно.

Важно! Нельзя утверждать, что в слаборазвитых странах традиционная экономическая система преобладает, так как в некоторых регионах России можно встретить ее элементы.

Традиционная экономика

Признаки

Основные признаки традиционной экономической системы в странах третьего мира:

  • недоступность образования для некоторых слоев общества;
  • отсутствие или слабое проявления прогресса в области науки;
  • игнорирование прогрессивных технологий;
  • преобладание ручного труда населения в экономике страны;
  • давление со стороны религии на политические взгляды людей;
  • базирование власти на основе традиционных родоплеменных отношений и устоев;
  • ограничение прав низших слоев общества и прочее.

Главной задачей является выбор наиболее выгодного способа решения определенной проблемы. При этом важно достичь полного удовлетворения потребностей. Говоря о том, в каких странах присутствует данная экономическая форма, можно четко обозначить такие регионы, как Африка, особенно Южная, и государства Азии.

Все «за» и «против»

Перечислим плюсы и минусы традиционной системы. По большей части такая подобная форма имеет отношение к первобытному обществу и воспринимается современниками как неразвитая и слабая. Но по сравнению с рыночной, можно утверждать, что общепринятая разновидность более стабильна и имеет высшее качество производимой продукции.

Это объясняется грошовой заинтересованностью рабочих в реализации продукции собственного производства. Исходя из этого, можно утверждать, что это в большей степени предсказуемая форма, чем все остальные. Народ имеет уверенность в завтрашнем дне, поэтому здесь имеет место высокая степень доверия правящей верхушке общества.

Несмотря на перечисленные достоинства традиционной экономики, минусов у нее намного больше. Основным из них считается полное отсутствие технического прогресса, которое обеспечивает экономические отношения. Объем производства продукции находится на низкой стадии развития, что объясняется преобладанием ручного труда над машинным. Также характерна зависимость от климата и от других внешних факторов. К минусам также можно отнести незащищенность населения в социальном плане, которая нередко провоцирует различные конфликтные ситуации в обществе.

Проблема неравенства в социуме

В общепринятой системе присутствует авторитарный принцип распределения производственных ресурсов между населением. Большую часть общественных благ выделяют правящей элите страны. В этом и кроется причина того, что уровень жизни большинства находится на невысоком уровне. Чаще всего люди в стране с такой формой экономики подвержены идеологическому воздействию, поэтому у них не наблюдается повышенного интереса к всякого рода излишествам и предпринимательской деятельности. Факторы, которые смогли оказать влияние на какие-либо изменения в хозяйстве при общепринятой системе, практически отсутствуют.

Важно ! Именно в традиционной экономике власть навязывает населению консервативную идеологию, так что роль государства в ней можно назвать ведущей.

Какие-либо внешние субъекты не имеют большого интереса в том, чтобы в государстве с привычной общепринятой системой произошли изменения в хозяйственной модели. Это объясняется тем, что никто не хочет появления новых конкурентов на мировом и все в высшей степени заинтересованы в сохранении прежней структуры.

Виды

Какие еще черты традиционной экономической системы следует выделить дополнительно: она состоит из набора общих структур, которые разделяются на четыре основных вида.

Перечислим основные виды:

  • традиционная экономика;
  • рыночная;
  • командная;

Важно! Традиционная экономическая система считается прародительницей всех остальных.

В командной экономике все вопросы о производстве решаются централизованно. Частная собственность в странах с командной формой управления отсутствует частично или полностью. Одним из плюсов такой экономики является низкая вероятность кризиса перепроизводства. Но вместе с этим возникает большая вероятность дефицита продуктов производства.

Чем традиция отличается от закона и что в ней плохого с экономической точки зрения.

Под традиционной экономикой понимается экономическая система, в которой поведение людей и распределение ресурсов определяется традициями. Во многих учебниках традиционную экономику наделяют такими чертами, как ручной труд, преобладание аграрного сектора, общинная собственность и пр. Подобный подход в корне неверен, поскольку наличие традиций не определяется господствующими технологиями и преобладающим видом собственности. Ведь можно действовать традиционно, пользуясь компьютером, а можно вполне рационально вести себя в рамках общины (почитайте работы Э. Остром).

Что такое традиция и чем она отличается от таких довольно близких к ней понятий, как закон или неформальный институт? И закон, и неформальный институт, и традиция означают некие нормы, определяющие поведение людей в определенных ситуациях. Разница между ними в следующем:

Закон всегда имеет рациональную цель и за его соблюдением следит специальный орган власти. Традиция же не имеет рациональной цели. Она представляют собой некий ритуал, сложившейся исторически. Неформальный институт является более широким понятием, чем традиция. Он включает в себя как традиционные нормы поведения, так и неформальные нормы имеющие конкретную цель.

В экономике, построенной на традициях, всегда будут иметь место следующие проблемы:

1.Неэффективность производства. При прочих равных, будет выбран не самый эффективный способ производства, а тот, который больше соответствует традициям.

2.Низкие стимулы к саморазвитию. Положение и доход человека в традиционной экономике определяется его происхождением (дворяне и простолюдины). Поэтому, люди не имеют мотивации к развитию. Ведь в другую касту перейти практически невозможно.

3.Низкий уровень инноваций. Новые технологии, вступающие в конфликт в существующим способом производства, будут отвергаться. Кроме того, правящая каста всегда будет препятствовать изменениями, угрожающим ее власти (вспомните про отношения церкви и ученых).

4.Высокие издержки взаимодействия между обществами с разными традициями. Людям, имеющим разные традиционные ценности, трудно взаимодействовать между собой без конфликта. Кроме того, здесь возникают высокие трансакционные издержки, связанные с «затратами на совместимость» (чем сильнее различается язык, тем выше затраты на переводчика).

При анализе традиционной экономики, важно понимать, что традиции, имеющие, грубо говоря, музейный характер (праздники, национальная одежда, национальная кухня и пр.) не являются здесь определяющими. Традиционная экономика строится на традициях, связанных со взаимодействием людей.

Существует мнение, что традиционная экономика для нашей страны является давно пройденным этапом. На самом деле это конечно же не так. Ее элементы по-прежнему вокруг нас (например, клановость, уважение к старшим, дискриминация женщин и пр.).

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Мировая экономика характеризуется неравномерностью развития национальных хозяйственных систем стран мира. Какие-то государства имеют большой ВВП, низкую инфляцию, обеспечивают высокие доходы гражданам. Другие же обладают скромными показателями на уровне макроэкономики. При этом государства второго типа - часто именно те, в которых национальное хозяйство характеризуется как соответствующее критериям традиционной экономической системы. Каковы особенности данной модели развития?

Понятие экономической системы, согласно распространенной в среде российских экспертов концепции, связано с наличием в конкретной стране мира модели, в которой есть устоявшиеся принципы хозяйственного развития, управления предприятиями, правила и нормы ведения бизнеса. Несмотря на то что суверенных государств в мире много, эксперты выделяют только три основные модели: традиционную, рыночную и командную. Также современная теория экономических систем допускает смешанную концепцию. Но по большинству критериев она, как отмечают аналитики, настолько близка к рыночной, что можно смело отождествлять их.

Особый интерес для многих исследователей представляет именно традиционная модель. Часто проводится анализ экономических систем данного типа с другими концепциями - рыночной и командной. В чем отличительная специфика традиционной хозяйственной системы? В каких странах мира она сейчас функционирует?

Сущность традиционной хозяйственной системы

Согласно концепциям, принятым в современной науке, традиционная экономическая система - явление, характерное для государств, находящихся на низком уровне хозяйственного развития. Ключевыми критериями отнесения стран к данной категории считаются значимая доля в производстве ручного труда, низкая технологичность процессов, устаревшие системы управления экономикой в целом. Значительная часть хозяйственных единиц в таких государствах представлена традиционными, общинными формами консолидации труда. Компаний, которые имеют форму в виде хозяйственного общества, в относительном выражении меньше, чем в развитых странах. Это, как полагают некоторые эксперты, ухудшает качество работы системы налогообложения, так как значительная часть денежных потоков на предприятиях официально не регистрируется. Отсюда и характерные проблемы экономической системы традиционного типа: высокая инфляция, безработица, низкий уровень доходов населения страны. Величина ВВП, как правило, также достаточно скромна в государствах, где национальное хозяйство организовано посредством этой модели.

Вместе с тем традиционная экономическая система, как считают многие аналитики, характеризуется в достаточной мере либеральным режимом хозяйствования. В государствах, где она присутствует, как правило, вмешательство контролирующих органов в частный бизнес сведено к минимуму, равно как практически не присутствуют или же не работают на практике административные барьеры для входа новых предпринимателей на рынок. Поэтому, фактический уровень бизнес-активности в таких странах, если даже сравнивать его с соответствующим показателем для развитых стран, может быть достаточно высоким. Это в определенной степени обусловлено довольно низким уровнем доходов населения при наемной работе: люди вынуждены так или иначе зарабатывать дополнительно за счет самозанятости, открытия небольших производств, торговых точек.

Факторы сдерживания прогресса

Таким образом, традиционная экономическая система - вполне капиталистическое явление. Однако что мешает государствам, где национальное хозяйство функционирует в рамках рассматриваемой модели, характеризующейся высокой предпринимательской активностью граждан, развиваться?

Как полагают некоторые эксперты, фактическое отсутствие вмешательства государства в бизнес обуславливает возникновение в национальных хозяйственных системах явлений, которые не позволяют предпринимателям в полной мере почувствовать себя свободными игроками рынка. Дело в том, что в условиях ограниченной активности институтов налогового и административного контроля роль структур, так или иначе вовлеченных в управление экономическими процессами, выполняют неформальные объединения, авторитет которых часто подкрепляется в лучшем случае личностью их руководителей, а то и вовсе силой оружия.

Поэтому, несмотря на то что войти на рынок формально может любой предприниматель, фактически начать свою деятельность он, скорее всего, сможет лишь согласовав свои планы с "контролирующими структурами". Конкуренция, насыщенность рынков - явления, фактически становящиеся управляемыми. Экономическая система предприятия развивается согласно сильно теоретизированным планам, а не в соответствии с рыночными механизмами. Это обуславливает тот факт, что, несмотря на высокую предпринимательскую активность граждан, национальная хозяйственная система государства остается на низком уровне: инвесторы не приходят в страну, схемы управления предприятиями не слишком эффективны, прибыль не всегда вкладывается в развитие бизнеса, часто оседает на счетах "контролирующих структур".

В свою очередь, во многих странах с традиционной экономической моделью наблюдается сценарий, при котором неформальные объединения и государственные структуры активно взаимодействуют. Образуются коррупционные схемы, совершенно отпугивающие инвесторов из западных стран. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в том, что государство и "контролирующие структуры" как-то взаимодействуют, можно найти положительные моменты. Это способствует сколько-нибудь внятной бюджетной политике, обеспечению отдельных социальных институтов (школ, больниц, некоторых общественных объединений, армии) финансовой поддержкой.

Другой фактор, по причине которого традиционная экономическая система сопровождается невысокими темпами развития хозяйственных отраслей, заключается в наличии социальных норм, обусловленных культурными аспектами и национальным укладом в обществе. Часто бывает, что иностранные инвесторы попросту не находят общего языка с предпринимателями из государств, в которых выстроена традиционная модель экономики.

Структура экономики

Как выглядит типичная структура экономической системы традиционного типа? Очень многое зависит от конкретного государства, его климата, расположения относительно других стран. Однако если попробовать выделить некие общие критерии, характеризующие традиционные хозяйственные модели, то можно назвать их следующую совокупность.

Во-первых, это крайне слабая развитость обрабатывающей промышленности. Ведущая отрасль, как правило, - это сельское хозяйство, а также производные от него сферы розничной торговли: продажа овощей, фруктов. В этом смысле государства, где присутствует традиционная структура экономической системы, выручает экспорт: закупочная цена плодов в этих странах, как правило, вполне конкурентна, предприниматели из развитых регионов охотно покупают их в больших объемах.

Во-вторых, это достаточно высокий уровень безработицы. Который, вместе с тем, компенсируется самозанятыми гражданами: торговлей, мелкотоварным выпуском изделий, ремесленнической деятельностью. Уровень социальной поддержки людей, не имеющих официальной занятости, вместе с тем не слишком высокий.

В-третьих, это невысокий уровень проникновения современных коммуникационных технологий, интернета. Это замедляет интенсивность развития хозяйственных связей, снижает темпы поиска предпринимателями новых партнеров. Хотя, надо отметить, что в последние несколько лет по этому критерию страны с традиционным укладом сделали значительный шаг вперед.

Каковы типичные макроэкономические показатели стран, где преобладают традиционные элементы экономической системы? Обычно уровень ВВП на душу населения здесь невысокий: в 5-10 раз ниже, чем в развитых государствах. Темпы роста экономики небольшие, однако в целом по государствам с традиционной хозяйственной системой соответствующий тренд положительный. Инфляция достаточно высокая: двузначные ее цифры, как полагают экономисты, являются нормой.

Традиционная и другие модели развития экономики: сравнение

Кроме традиционной хозяйственной модели, есть, как мы уже определили в самом начале статьи, еще и другие виды экономических систем. Так, согласно распространенной классификации, существуют также рыночная и командная. Как эти модели экономических систем соотносятся с традиционной? Попробуем провести небольшое сравнение.

Традиционная и рыночная модели

Ключевые элементы экономической системы рыночного типа: отсутствие сильного вмешательства государства в национальное хозяйство, правовые отношения на основе нормативных актов, наличие реальной конкуренции, открытость экономики для внешней торговли. Что можно сказать касательно сопоставления этих характеристик с традиционной моделью?

Касательно первого параметра - в обоих случаях реальное вмешательство государства в экономику невысокое. Однако мы уже отметили, что в хозяйственных системах традиционного типа оно опосредованно осуществляется при участии неформальных объединений, чего в современных экономиках рыночного типа, как это принято считать в среде экспертов, не происходит. Поэтому де-факто участие структур, вовлеченных в политическое управление, в странах с традиционной экономикой все же значительное.

В свою очередь, методы регулирования бизнеса на уровне нормативных актов в традиционных экономиках выражены слабо. И это также фактор, обуславливающий несхожесть государств с традиционной и рыночной экономиками.

О том, что реальная конкуренция в традиционных хозяйственных моделях сильно затруднена активностями неформальных структур, мы уже отметили выше. Таким образом, фиксируем тот факт, что и здесь сравниваемые виды экономических систем несхожи.

Что касается открытости экономики для внешней торговли, то здесь, в свою очередь, характеристики двух рассматриваемых моделей в определенной степени сопоставимы. Более того, внешняя торговля - один из ключевых факторов экономической стабильности для государств с традиционной хозяйственной системой. Роль внутреннего рынка сравнительно невысока. В свою очередь, в рыночных экономиках очень многое определяют как раз бизнес-процессы внутри хозяйственной системы государства. Хотя, конечно, внешняя торговля также очень важна.

Традиционная и командная модели

Каким образом соотносятся традиционная модель и командная экономическая система? Будут ли они в той же степени несхожи, как и в предыдущем случае?

Ключевая характеристика экономических систем командного типа - определяющая роль государственных структур. Соответствующие институты власти непосредственным образом управляют национальным хозяйством. Предпринимательские инициативы сильно ограничены, потому конкуренция отсутствует в принципе. Вместе с тем развита система правовых отношений на базе нормативных актов.

Можно, таким образом, зафиксировать, что присутствуют определенные нюансы схожести традиционной и командной моделей. Прежде всего, это касается аспектов, отражающих конкуренцию. Правда, схожесть, вероятно, будет прослеживаться в большей степени по форме, чем по фактическому содержанию. Дело в том, что командная экономическая система не допускает конкуренции в силу административных барьеров. Роль рыночного регулятора играет государство как совокупность официальных, закрепленных в законах и конституции, публичных институтов. В свою очередь, в традиционной модели подобную функцию выполняют неформальные структуры.

Вместе с тем на уровне сопоставления правовых режимов разница между рассматриваемыми системами значительна. Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе базируются на положениях закона.

Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями - рыночной и командной. Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.

Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.

Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо

Буркина-Фасо - страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура - хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, в конце 90-х власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. В 2004 году был принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства - около 30%, сектора услуг - 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный - порядка 1200 долларов.

Экономика Бурунди

Бурунди - страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения - порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами - около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна - 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой - на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.

Экономика Афганистана

Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов в начале 80-х, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна - около 29%. Порядка 19% - сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана - около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения - порядка 700 долларов.

Факторы формирования традиционной модели

Насколько корректно говорить о том, что низкие макроэкономические показатели в изученных нами государствах коррелируют с тем, что в этих странах установилась традиционная хозяйственная модель? Аналитики в целом сходятся во мнении, что здесь присутствует прямая зависимость. Залог экономического процветания государства сегодня - открытость для инвесторов, наличие значительных внутренних ресурсов, развитая правовая система. Если эти компоненты отсутствуют, то национальная хозяйственная система государства будет отставать от остального мира. Часто бывает, что подобная ситуация в экономике возникает в силу значимой роли традиций отмеченного нами типа.

В свою очередь, чем обусловлен тот факт, что отмеченные страны не могут осуществить переход к современной рыночной экономике? Мнения экспертов сильно разнятся на этот счет.

Есть версия, что те или иные модели экономических систем устанавливаются в государстве под влиянием политического фактора, который часто имеет внешнюю природу. Так, в частности, что касается Афганистана, то до гражданской войны, разразившейся в конце 70-х, страна в целом относительно успешно развивалась, привлекала туристов - пусть и сравнительно немного. То есть та традиционная модель, что фиксируется аналитиками в экономике Афганистана сегодня - это то, к чему страна пришла не по причине естественного развития, а во многом под влиянием внешнего политического фактора. Возврат к неким традиционным концепциям произошел по причине того, что перспектива дальнейшего развития рыночных механизмов здесь была сведена на нет гражданской войной.

То есть в соответствии с озвученной точкой зрения, традиционная хозяйственная система и присущая ей низкая развитость секторов - следствие воздействия на страну неких факторов. Более того, международная экономическая система, как полагают многие исследователи, такова, что изменить национальную модель в короткие сроки и адаптировать ее к глобальному рынку государствам, которые находятся на невысоком уровне развития, крайне непросто. В этом должны быть заинтересованы также и ее экономические партнеры, и ключевые мировые финансовые институты. Таким образом, понятие экономической системы, согласно данной теории, во многом связано с политическими процессами.

Другая точка зрения базируется на том тезисе, что традиционная экономика не может возникнуть в стране, если на то нет причин, обусловленных спецификой исторического развития государства, культурным фактором. Суверенная хозяйственная модель, согласно данной концепции, базируется на принципах, воспроизводимых в стране в течение многих поколений. И потому, каким бы значительным ни был фактор внешнего воздействия, если на уровне социальных коммуникаций нет установок, способствующих возникновению неформальных объединений в качестве альтернативы государственным или, например, предрасполагающих к применению традиционных правовых норм вместо тех, что излагаются в законах, то соответствующего типа экономическая модель попросту не сможет сформироваться.