Каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов. Всемирная интеграция

Почему на завершающем этапе развития индустриальное общество называют обществом благосостояния или обществом массового потребления?

Особенности экономического восстановления. В течение 1945—1970 гг. в индустриальных странах происходил невиданный в истории по своим темпам и продолжительности экономический подъём.

Экономический бум, названный в некоторых странах «экономическим чудом», был прежде всего в Северной Америке и Европе, включая СССР, затем в побеждённых странах — Японии, Италии, ФРГ и в меньшей мере во всём остальном мире.

Новые международные условия. Среди новых явлений международного характера, которые обусловили бурный экономический рост в послевоенные три десятилетия, отметим следующие: стабильность международной валютной системы, либерализация мировой торговли, т. е. снижение пошлин, опережающий темп роста мировой торговли, региональная экономическая интеграция, активная регулирующая роль государства, растущее значение научно-технического прогресса, дешёвая энергия, сырьё, рабочая сила и др.

Стабильная международная валютная система (её назвали бретон-вудской), в отличие от периода после Первой мировой войны, была создана заблаговременно. В 1944 г. в Бретон-Вудсе (США) на конференции Объединённых Наций представители 44 стран согласились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались иные валюты. Доллар стал мировой конвертируемой валютной единицей. Также были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые предоставляли кредиты странам-членам.

Для восстановления и упрочения капиталистической системы США предоставили европейским странам по плану Маршалла за период 1948—1952 гг. 13 млрд долларов. Для некоторых стран эта помощь стала важной стартовой площадкой для экономического восстановления.

Либерализация мировой торговли. Всю первую половину XX в. капиталистические страны вели таможенные войны. Проблема рынков сбыта всегда была ареной конфликтов и даже причиной войн.

Поворот к либерализации мировой торговли произошёл в 1947 г., когда 23 государства подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В результате переговоров были сняты или снижены ввозные пошлины почти на 50 тыс. наименований товаров. В 1995 г. вместо ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО), в которую ныне входит большинство стран мира.

Экономическая интеграция в Западной Европе была вызвана как экономическими, так и политическими мотивами. Нуждаясь в изделиях тяжёлой промышленности для восстановления промышленности и транспорта, шесть западноевропейских стран в 1951 г. учредили Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), поставляющее беспошлинно продукцию металлургических и угледобывающих предприятий странам шестёрки. В мае 1957 г. Римские соглашения учредили Европейское экономическое сообщество (Общий рынок). Затем этот таможенный союз превратился в экономический союз западноевропейских стран.

Де Голль наложил запрет на вступление Англии в ЕЭС, считая её троянским конём США. Тогда Великобритания учредила Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) семи других западноевропейских стран. В 1980-е гг. члены ЕАСТ вошли в Европейский союз (ЕС).

В североамериканском регионе (США, Канада, Мексика) экономическая интеграция проходила на основе давно идущего процесса переплетения связей и взаимодействий частнохозяйственных корпораций. Соглашение о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА) лишь оформило рамки этого процесса межгосударственными соглашениями в 1988—1992 гг. Но в отличие от соглашений, лежащих в основе европейской интеграции, НАФТА не охватывает вопросы социальной сферы (занятость, образование, культура и т. д.).

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического и производственного сотрудничества, сближения и объединения национальных хозяйств ряда стран в единые хозяйственные комплексы, конкурирующие между собой на уровне мирового хозяйства.

Эпоха дешёвой энергии и сырья. Нефть стала главным двигателем экономической жизни. За период 1950—1973 гг. добыча нефти возросла в 6 раз. На Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Северной Африке и Азии были открыты исключительно богатые и дешёвые источники нефти. Её дешевизна способствовала вытеснению угля из энергетического баланса европейских стран. Тонна нефти в 1950—1972 гг. стоила 10—15 долларов (сейчас в несколько раз дороже). Недорогие нефть и сырьё из стран бывшей колониальной периферии стали наряду с привлечением дешёвой иностранной рабочей силы основой экономического роста в западноевропейском регионе. Экономический рост обеспечивался преимущественно экстенсивными факторами, т. е. за счёт вовлечения в производство всё новых материальных и людских ресурсов.

К концу 1960-х гг. в западноевропейских странах практически исчезла безработица (всего 2—3%). На дешёвых нефти и сырье процветали нефтехимическая и обрабатывающая промышленность, автомобилестроение, осуществлялась моторизация, механизация и химизация сельского хозяйства.

Государственное регулирование и смешанная экономика. Из исторического опыта первой половины XX в. следовало, что без той или иной степени государственного регулирования экономика индустриального общества нормально функционировать не может. Это признавали сторонники всех политических течений — коммунисты, социал-демократы, либералы, консерваторы.

В СССР в условиях плановой экономики осуществлялись государственное регулирование и распределение. Государственная собственность была основной формой собственности. Такая же система начала складываться во всех странах Восточной Европы, оказавшихся в орбите влияния Советского Союза, а также в Китае и других странах, составивших после Второй мировой войны социалистический лагерь.

В странах Запада при активном участии социал-демократических и либерально-демократических партий был избран иной путь — смешанная экономика, основанная на сочетании государственной собственности и государственного регулирования с частной собственностью, частным предпринимательством и рыночными отношениями.

Концепция государственного регулирования экономики индустриального общества была теоретически разработана английским экономистом Дж. М. Кейнсом ещё в 1930-е гг. Для предотвращения кризисов перепроизводства Кейнс предложил меры, укрепляющие возможности населения приобретать товары. При этом демократия не свёртывалась, а, наоборот, расширялась, законодательно закреплялись социальное страхование и помощь малоимущим. Кейнсианская модель была принята практически всеми индустриальными странами Запада не как разовая мера, а как общий постоянный курс экономической политики. Этот общий экономический курс стал рассматриваться как неокейнсианство, т. е. новое кейнсианство.

Массовое производство и массовое потребление. Только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить в полной мере кейнсианскую теорию. Рост заработной платы, государственных социальных расходов создал массового потребителя важнейших бытовых товаров и товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, стиральных машин, другой бытовой техники и пр.).

Именно благодаря таким структурным изменениям в системе «производство — потребление» появилась возможность относительно длительного периода экономического подъёма и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в 1950—1960-е гг. Иначе говоря, современному массовому производству стало соответствовать обеспеченное массовое потребление.

Эта модель смешанной экономики и государственной социальной политики стала альтернативой плановой экономике и получила название государства (или общества) благосостояния.

Государство благосостояния. В 1950—1960-е гг. в странах Запада сложилось новое общество, особенностью которого стал высокий уровень жизни (массовое потребление, социальная защищённость).

К началу 1970-х гг. в индустриальных странах сформировался устойчивый широкий социальный слой обеспеченных людей — средний класс, куда входило почти 2 /з населения. Это прежде всего горожане, которых в итоге урбанизации, например, во Франции насчитывается 3 /4 населения.

Важным показателем нового жизненного уровня были изменения в структуре потребительских расходов. Так, англичане тратили на питание в 1970 г. 20,7%, а в 1984 г. 14 % личного дохода. Расходы на сферу услуг, транспорт, наоборот, возросли с 1960 по 1985 г. в 2 раза. Иначе говоря, люди в массе своей освободились от элементарных проблем (добывание куска хлеба), исчезло такое явление, как нищета. Обычным делом стали покупки в рассрочку, в кредит (5 лет — автомобиль, 10—25 лет — жильё).

Другим показателем государства благосостояния явилось развитие системы образования, здравоохранения, государственной и общественной социальной помощи: пособия по бедности, инвалидности, многодетности, безработице (на ограниченный срок), пенсионное обеспечение и стипендии малоимущим и пр. Например, непосредственно на социальные нужды в государственном бюджете Великобритании в 1974 г. шло 28,6%.

В Скандинавских странах, где многие годы у власти были социал-демократические партии, эта доля была наиболее высокой — до 50 % всех бюджетных расходов.

Таким образом, на послевоенные десятилетия (1945—1970) приходятся высокие темпы экономического развития, широкое вовлечение в производство и сферу обслуживания почти всей свободной рабочей силы, рост потребляемых сырьевых и энергетических ресурсов. Такой тип производства называют экстенсивным.

Такое пожирающее всё новые природные, энергетические и человеческие ресурсы производство не могло продолжаться до бесконечности. Осознание этого стало проявляться задолго до мирового экономического кризиса 1974—1975 гг. Ещё в 1970 г. было опубликовано исследование учёных из Римского клуба «Пределы роста», в котором авторы поставили тревожный вопрос о том, что эксплуатация природных и человеческих ресурсов достигла предела возможностей и грозит в ближайшие десятилетия катастрофой. Уже тогда выдвигались предложения о переходе к энергосберегающей, материалосберегающей и природоохранительной технологии, к интенсивному типу производства.

Всё это свидетельствовало о вступлении капитализма в завершающую фазу зрелого индустриального общества. Символом этого общества был автомобиль, его массовое внедрение в жизнь.

США начали входить в фазу зрелого индустриального общества и в автомобильную эру в 1920-е гг. Европа вышла на эту магистраль после Второй мировой войны. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн личных автомобилей, а к началу 1980-х гг. — уже свыше 120 млн. В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Это значит, что рынок товаров длительного пользования приблизился к 1970-м гг. к черте насыщения. Остальной мир подтягивается к этому уровню в последующие десятилетия.

1. Какие условия вы считаете важнейшими для послевоенного экономического развития стран Запада? 2. Каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов? 3. Какую роль сыграла дешёвая нефть в преимущественно экстенсивном экономическом росте в первые послевоенные десятилетия? 4. Какой социальный слой населения стал основой государства благосостояния в странах Запада? 5. Как изменились быт, условия труда и жизни в 1950-1960-е гг. в странах Запада? Опишите это на примере отдельной семьи. 6. Каковы основные черты зрелого индустриального общества?

1. Проведите исследование на тему «Нефть - главный двигатель экономической жизни после Второй мировой войны». Обратите внимание на географию нефтяных месторождений. Имеет ли значение расположение районов залегания «чёрного золота»? Выводы оформите в виде презентации. 2. В чём особенность нового кейнсианства? Почему современному массовому производству должно соответствовать массовое потребление?



Принципы агропромышленной интеграции

Формы агропромышленной интеграции

Факторы развития агропромышленной интеграции

Экономическое значение интеграции

План

Основу интеграционных процессов, так же как и кооперации, составляет развитие производственных сил и общественное раз­деление труда. Это объективный процесс, связанный со специа­лизацией и необходимостью взаимодействия между специализи­рованными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. В условиях многоукладной экономики в комплек­се с интеграцией производства происходит интеграция собствен­ности, так как в этом процессе участвуют различные субъекты собственности.

Интеграция - слово латинского происхождения, трактуется как объединение в одно целое в органической взаимосвязи каких-либо частей или элементов (integratio - восстановление от integer - целый). В этом едином целом проявляется различная степень взаимодействия и связей между субъектами интеграции. Интеграция происходит на различных уровнях (макро- и микро­экономическом) и по разным направлениям. Основные направле­ния, которые встречаются на практике:

Кооперация сельскохозяйственных предприятий с обслужива­ющими и перерабатывающими предприятиями;

Объединение всех участников в единый холдинг на основе об­щей собственности;

Создание ассоциаций по всей цепи производства продукции;

Организация финансово-промышленных групп.

С учетом особенностей сельского хозяйства создаются неболь­шие по размеру группы, включающие организации: сельскохозяй­ственные, промышленные, торговые, обеспечивающие техникой и энергией. Для сельского хозяйства наиболее приемлем и выго­ден кооперативный путь интеграции с предприятиями других сфер.

Происходит непрерывное совершенствование интеграционных связей, возникающих в сферах производства, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции. Однако самопроизвольного развития интеграции в АПК явно не­достаточно для преодоления кризиса в этом сложном межотрасле­вом комплексе. Особое значение имеет агропромышленная интеграция как процесс соединения сельскохозяйственных и промыш­ленных товаропроизводителей различных организационных форм в единую систему. Звенья такой системы выполняют определен­ные, связанные между собой функции.

Разделяют два понятия: 1) интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства; 2) интеграция сельскохозяйствен­ного и промышленного труда.

В прошлом интеграционные связи в сельском хозяйстве были слабо развиты из-за низкой технической оснащенности сельского хозяйства и преобладания общинного земледелия. Первоначально они развивались на кооперативной основе, поскольку, по опреде­лению А. В. Чаянова, именно кооперативные связи и кооператив­ное движение приобрели «небывалый размах». Пример тому по­требительские кооперативы сибирских маслоделов.



В советский период создавались кооперативные союзы и трес­ты, объединяющие предприятия перерабатывающей промыш­ленности по отраслевому признаку (Сахаротрест, Союзмолоко и др.). Далее (30-е годы) создание машинно-тракторных станций (МТС) сопровождалось попытками образования агроиндустриальных комбинатов. Однако для их массового развития и реали­зации их потенциальных возможностей у государства не было средств, особенно в военный и послевоенный периоды (40-е и 50-е годы).

Наиболее активный этап агропромышленной интеграции от­мечался в 70-е годы, хотя это на 40-50 лет позже, чем в экономи­чески развитых странах. Создавались разнообразные межхозяй­ственные предприятия и агропромышленные объединения с пре­имущественным сохранением самостоятельности участников: межхозяйственные и агропромышленные предприятия, совхозы-заводы, производственные и научно-производственные объедине­ния. При этом межхозяйственное кооперирование как интеграция по горизонтали базировалось на внутриотраслевом разделении труда по стадиям производства сельскохозяйственного продукта.

В 80-е годы в развитии интеграционных процессов преобладал территориальный принцип, а основными организационными формами были агропромышленные предприятия и агрокомбинаты. Во многих регионах промышленная переработка развивалась на сельскохозяйственных предприятиях.

Агропромышленные объединения создавались в границах од­ного административного района. В настоящее время такие рамки часто оказываются недостаточными и требуют межрайонной базы. Реформирование экономики, в том числе аграрной, и нерегулиру­емый переход к рыночным отношениям разрушили сложившиеся интеграционные связи, замедлили процесс агропромышленной * интеграции, внесли элементы стихийности, недостаточной обо­снованности решений. Предприятия вынуждены были с большими издержками и потерями адаптироваться к новым, непривыч­ным для них условиям.

Экономическое значение агропромышленной интеграции до­казано как зарубежным, так и дореформенным отечественным опытом. Основные причины ее развития заключаются в особенно­стях сельского хозяйства:

Сельское хозяйство - сырьевая отрасль для переработки;

Сезонность производства;

Невозможность длительного хранения продукции;

Риск и непредсказуемость результатов производства в связи с влиянием природных условий;

Техническая отсталость отрасли, крайняя изношенность техни­ки и технологического оборудования;

Ограниченность источников финансирования и рискованность инвестирования в отрасль;

Явно выраженная специфика рынка сельскохозяйственной продукции (наличие большого числа однородной продукции и ее продавцов, низкая эластичность спроса и предложения, отсут­ствие гарантий сбыта для обособленного производителя, неразви­тость рыночной инфраструктуры).

Интеграция позволяет избежать высоких трансакционных издержек предприятий, особенно мелких, рассредоточенных по территории. Трансакционные издержки - это издержки, связан­ные с поиском каналов сбыта, с разнообразными процессами по обмену, с рисками возможных недопоставок продукции и соответствующего невыполнения обязательств, с рисками по­ставок некачественной продукции, с издержками из-за недоста­точной или неточной рыночной информации, с защитой прав собственности. Факторами возникновения подобных издержек являются: неопределенность, складывающаяся на рынке, поиск необходимого товара (продукта, сырья, техники, оборудования, информации и др.), поиск продавца для сбыта собственной про­дукции.

Многочисленные посредники, активно участвующие в про­движении продукции, значительно повышают ее себестоимость. Принято различать экономически необходимые и экономически вредные трансакционные издержки. Последние представляют со­бой расходы, связанные с негативной ролью посреднических структур в схемах товарных потоков продукции агропромышлен­ного комплекса. Как правило, они навязывают производителям, особенно сельскохозяйственным, невыгодные условия реализа­ции продукции. Появляются теневые наличные обороты, уход от уплаты налогов, вывод средств из сферы производства, снижение конкурентоспособности продукции из-за высоких затрат. В этой связи для переходного периода экономики характерны явные и скрытые (теневые) трансакционные издержки, которые связаны с теневой экономикой. На практике наблюдается рост и тех и других издержек.

При исследованиях тенденций и причин изменения расходов выделяют внешние и внутренние трансакционные издержки. Вне­шние связаны с трансакциями предприятия (фирмы) на рынке, внутренние – это внутрипроизводственные (внутрифирменные) трансакционные издержки.

Интеграция служит одним из основных факторов снижения трансакционных издержек, что способствует рациональному ис­пользованию ресурсов экономики и повышению эффективности производства.

Экономическое значение и причина интеграции состоят также в том, что в крупных интегрированных образованиях проявляется так называемый эффект масштаба производства. За счет крупных размеров вертикально интегрированных формирований обеспечи­вается гарантированный сбыт, увеличивается доля рынка, повы­шается конкурентоспособность продукции, облегчается получе­ние кредита, успешнее реализуются инвестиционные проекты, вводятся технологические новшества, расширяются возможности диверсификации производства, достигается" кумулятивный эф­фект налоговых выплат.

Интеграция имеет и другие преимущества, подтверждающие ее значение для экономики страны, регионов, административных районов и предприятий, например, совместное использование производственных ресурсов и объединение капитала; снятие барь­еров для продвижения сырья и продукции; создание благоприят­ных условий участникам интеграции; сглаживание сезонности производства и сезонности использования сырья и др.

Интересы тех, кто проявляет стремление к интеграции (отдель­ного предприятия, их группы, т. е. совокупности в целом, фирмы-интегратора или собственника) могут не совпадать. Это несовпа­дение и даже антагонизм должны заменяться отношениями вза­имной выгоды, исходя их приоритета общих интересов. Взаимные выгоды интеграции проявляются в росте объема производства, пе­реработки и реализации, повышении качества и ассортимента продукции, ускорении оборачиваемости оборотных средств, со­кращении издержек от совместной информационной и управлен­ческой деятельности, снижении потерь продукции, устранении лишних посреднических и управленческих звеньев.

Интеграция позволяет стимулировать производителей сельско­хозяйственной продукции целенаправленно влиять на техноло­гию, оказывать помощь, премировать. Интеграция по производ­ству и переработке продукции выгодна и сельскохозяйственным производителям и переработчикам. Возрастает эффект от объеди­нения и слияния участников интеграции, который носит название синергический эффект. Если на практике синергический эффект не проявляется, то в этом случае цель интеграции не достигается.

Синергический эффект усиливается при четкой координации действий участников, синхронности всех стадий от производства до реализации продукции.


Новые перспективы торговли
Либерализация торговли в Северной Америке должна способствовать международной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота, снижению потребительских цен, росту выпуска продукции, повышению уровня занятости, а в конечном счете и жизненного уровня населения. Развитие интеграционных связей должно обеспечивать подтягивание экономического уровня стран-аутсайдеров до страны-лидера.
Заключение НАФТА позволило США открыть мексиканский рынок для американских корпораций, повысить конкурентоспособность американских товаров во всем мире, расширить легальный доступ к дешевой рабочей силе.
Главный результат соглашения состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл, до 408 млрд долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд долл, до 247,6 млрд долл.
Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике. Американские инвесторы теперь могут полностью контролировать мексиканские филиалы и 100% акций мексиканских компаний (табл. 36.1).
Таблица 36.1
Прямые инвестиции США в экономику Канады и Мексики (в млн долл.)1

Страна

Год

1990

1993

1995

1999

Канада

69 508

69 992

83 498

111 707

Мексика

10313

15221

16 873

34 265

Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков. Некоторые экономические показатели стран-членов НАФТА отражены в табл. 36.2.
Таблица 36.2
Основные экономические показатели НАФТА, 2001 г.2

Страна

Территория (тыс. км)

Население (млн чел.)

ВВП по ППС (млрд долл. США)

Доля в ВВП НАФТА (%)

Экспорт (млрд долл.)

Импорт (млрд долл.)

США

9364

278,06

9141

84,9

776

1223

Канада

9971

31,6

818

7,6

272,3

238,2

Мексика

1958

101,9

814

7,5

168

176

НАФТА

21 293

411,56

10 773

100

1216,3

1637,2
Источник: Statistical Abstract of the United States. - Washington, D. C.: U. S. Department of Commerce, Bureau of the Census, 2001. - P. 794. Источники: OECD Environmental Data Compendium. - Paris, 2001; IMF Annual Report. - Washington, 2001; BICC Yearbook. - Bonn, 2001; CIA Factbook. - Washington, 2001.

Отрицательные последствия соглашения
Однако очень быстро выявились и отрицательные черты НАФТА для стран - участниц соглашения. Это, прежде всего, потеря рабочих мест, в основном в промышленных районах. Приток дешевой рабочей силы на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы. Усилилась конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса.
Участие США в НАФТА привело к росту дефицита в торговле с Канадой и Мексикой. Эти страны устойчиво занимают четвертое и пятое места в списке государств, в торговле США с которыми отмечается наибольший дефицит (после Японии, Китая и Германии).
Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Среди таких компаний можно выделить «Скотт Пейпер» (Scott Paper), «Фольксваген» (Volkswagen), «Континентал Аппарел» (ContinentalApparel), «Мацусита» («Панасоник») (Matsushita (Panasonic)), «Крайслер» (Chrysler), «Сара Ли» (Sara Lee). Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является корпора- ция«Дженерал Моторе» (General Motors). Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Gess). Эта корпорация в течение 1990-х гг. переместила две трети своих производственных мощностей из США в Мексику, основав пять фабрик по пошиву одежды.
После заключения соглашения заметно осложнилась ситуация в сельском хозяйстве США. Американские фермеры не выдерживают конкуренции с дешевым мексиканским экспортом. Больше всего пострадали производители томатов из южных штатов: за период 1990-х гг. объем продаж сократился почти в три раза. В настоящее время Мексика контролирует 64 % продаж зимних сортов томатов в США. В 1997 г. для защиты национальных производителей в США был введен запрет на импорт томатов из Мексики.
Отрицательным эффектом НАФТА является повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в Мексике, лишь единицы соблюдают мексиканское законодательство в области охраны окружающей среды. Ежедневно около 100 млн тонн канализационных отходов выбрасывается в реку Рио-Гранде. 17 видов пестицидов, запрещенных в США, все еще используются в Мексике, и только 1 % пищевых продуктов, обработанных этими пестицидами, проверяется на границе с США.
Итоги и результаты
Почему же, несмотря на все указанные проблемы, соглашение продолжает работать и приносит очевидные выгоды участникам? Углубление интеграции дало возможность всем странам НАФТА с большей эффективностью использовать свои сравнительные преимущества. США, например, перешли от преимуществ низкого ранга к преимуществам более высокого ранга, т. е. увеличили количество высокооплачиваемых работников в производстве и сфере услуг. В результате подписания соглашения США потеряли некоторое количество неквалифицированных рабочих мест, но при этом увеличилось производство товаров, снизились их цены благодаря использованию дешевой мексиканской рабочей силы.
Эти выводы подтверждает структура внешней торговли США. Основными статьями американского импорта являются автомобили, природный газ, запчасти к автомобилям, полупроводники, отдельные виды электроники. Продукция большинства этих отраслей является трудоемкой, а значит, дешевле покупать ее у стран с более низким уровнем оплаты труда, чем производить в США.
Основными статьями американского экспорта являются авиатехника, электронное и компьютерное оборудование, автомобильные запчасти, автомобили, полупроводники, ракетно-космическая техника, авиадвигатели, химикаты и пластмассы. Большинство этих отраслей являются высокотехнологичными и требуют использования более квалифицированной рабочей силы, поэтому США имеют конкурентные преимущества в этих отраслях. Очевидно, что и в будущем США в международном разделении труда останется лидером именно в высокотехнологичных отраслях.
При оценке НАФТА наиболее важно не то, будут ли созданы или уничтожены рабочие места в процессе либерализации торговли. Важно то, что соглашение, бесспорно, способствовало общему повышению конкурентоспособности страны, а значит, и отдельных корпораций, которые смогли увеличить эффективность своей хозяйственной деятельности.
С точки зрения долгосрочной перспективы НАФТА для США означает возможность использования в национальной экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда, а это, по сути, - социальная реформа самого высокого уровня.
В США НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий западного полушария», напоминающее некое конфедеративное образование. В экономическом плане Вашингтон рассчитывает на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, которое охватит весь американский континент. Будущее покажет, оправдает ли НАФТА эти ожидания. Однако уже сейчас можно сказать, что соглашение играет важную роль в процессе демократизации экономических отношений на американском континенте.
Выводы Экономическая интеграция в Северной Америке принципиально отличается от планомерной западноевропейской интеграции. В Северной Америке инструменты политической интеграции до конца 80-х гг. XX в. почти не применялись, и практически все интеграционные инициативы исходили от частного бизнеса. Тем не менее географическая близость США, Канады и Мексики объективно способствовала развитию взаимовыгодных торговых связей на основе международного разделения труда и с учетом специализации каждой страны в мировой экономике. Подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА) позволило создать крупнейшую в мире зону свободной торговли. Приоритетом НАФТА является полная отмена пошлин в торговле промышленными товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой, а также
снятие ограничений на движение капитала. Безусловным лидером этого союза являются США. Либерализация торговли в Северной Америке способствовала углублению международной специализации производства в США, Канаде и Мексике. Главный результат соглашения состоит в том, что общий оборот торговли США с Канадой и Мексикой за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза. Соглашение способствовало общему повышению конкурентоспособности США, дало возможность использования в экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда.
Контрольные вопросы В чем основное отличие североамериканской интеграции от европейской? Каковы факторы взаимного сближения государств Северной Америки? Почему Канада была заинтересована в сближении с США? Какие причины побудили правительство Мексики принять участие в интеграционном соглашении? Какие вопросы обсуждались в ходе подготовки к подписанию соглашения? Каков основной позитивный результат НАФТА? Существуют ли отрицательные последствия Североамерианского соглашения о свободной торговле? Как отразилось НАФТА на конкурентоспособности США?

каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов

Ответы:

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.