Что такое региональные налоги? Региональные налоги и сборы

Налоговая система России – основной источник пополнения бюджета. Роль налогов нельзя переоценить, сборы способствуют пополнению региональных бюджетов. Налог субъекта РФ обязателен к уплате. Если раньше от него были освобождены индивидуальные предприниматели, работающие по «упрощенке», то сейчас региональный налог должны платить все. Ставку определяет субъект РФ, но она не должна превышать лимиты, указанные в Налоговом кодексе. В список региональных налогов входят:

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налогообложение игорного бизнеса.

Каждый вид регионального налога требует детального рассмотрения, так как имеет ряд нюансов по расчету и начислению ставок. В этой статье мы рассмотрим подробнее эти виды региональных налогов.

Экономическое значение регионального налога

Налогообложение России представляет собой, по сути, трёхслойную структуру и состоит из налогов следующих уровней — федеральный, региональный и местный. Уровни взаимосвязаны и не могут функционировать изолированно. Налоговые ставки, сборы регулируются на основании Налогового Кодекса РФ и имеют отношение к федеральному законодательству.

Региональное налогообложение способствует пополнению бюджета, средства которого распределяются на функционирование субъекта РФ и поддержание экономической стабильности регионов, благоприятного климата для развития большого и малого бизнеса.

Региональные налоги необходимы для:

  • налаживания и развития производства;
  • развития социальной сферы региона;
  • удовлетворения потребностей и нужд населения;
  • повышения качества жизни жителей;
  • роста занятости населения.

Продуманная налоговая политика в регионе, низкие ставки и льготы способствуют привлечению инвесторов, а также предпринимателей. Благоприятный климат для развития бизнеса – это постоянный источник пополнения регионального бюджета.

Налог на имущество организаций

Согласно статье 373 НК организации обязаны производить налоговые выплаты на все учетное движимое, а также недвижимое имущество, которое числится как основное средство и состоит на балансе компании.

Субъект РФ или регион регулирует:

  • Ставки (размер налога).
  • Предоставляет льготы.
  • Устанавливает отчетные периоды и сроки уплаты налогов согласно правилам НК, глава 30.

Если у организации на балансе числится имущество, но оно не зарегистрировано как основное средство, компания оплачивает налог. В противном случае – это уклонение от уплаты. Зарубежные организации, открывшие на территории России представительства, налог выплачивают. В случае если у них нет постоянных представительств, но в собственности имеется имущество, выплаты производятся согласно правилам и требованиям НК.

Если компания имеет имущество, которое было передано на основании государственно-частного партнерства, налог будет выплачиваться на общих основаниях. То же самое касается имущества, переданного частному сектору во временное пользование. Что касается имущества, приобретенного в лизинг, налог начисляется тем, у кого оно числится на балансе.

ВАЖНО: Предприниматели, работающие в режиме УСН или ЕНВД, не освобождаются от уплаты налога. Если у бизнесмена нет какого-либо имущества, налог не начисляется.

Кто освобождается от уплаты

Согласно статье 373 НК от налога на имущество полностью освобождаются организации, занимающиеся подготовкой чемпионата мира по футболу в 2018 году. Также от выплат освобождены:

  • национальные футбольные ассоциации;
  • комитет «Россия 2018» и его дочерние организации;
  • федерация FIFA и ее дочерние организации.

Полный перечень «объектов», которые не облагаются налогом, перечислены в статье 374 НК.

На региональном уровне от уплаты налога могут освобождаться некоторые организации, которые занимаются:

  • религиозной деятельностью;
  • уголовно-исполнительной;
  • адвокатской и юридической деятельностью.

Эти организации могут либо полностью освобождаться от выплат, либо уплачивать налог, но по минимальной ставке. Это положение регулируется субъектами РФ, на региональном уровне. То есть в этом случае начинает работать льготное положение Налогового кодекса.

Расчет и ставки

Отчетность производится согласно постановлениям субъектов РФ – за календарный год до 30 марта, ежеквартально по авансовым платежам. Периодичность отчетов зависит и от налогового режима, по которому работает предприятие. Например, предприниматель, работающий по УСН, производит авансовые платежи. В них он включает и налог на имущество, если региональный закон обязывает его уплату. Но, как правило, индивидуальные предприниматели на «упрощенке» освобождаются от него. Этот нюанс необходимо уточнять в местных налоговых органах.

В случае уплаты в несколько приемов, ежеквартально, в конце года сдается декларация за вычетом уже произведенных выплат. Расчет налога осуществляется по формуле:

НБ * С – Ав = НИ

Налоговая база * ставка – платежи по кварталам (авансовые) = размер налога, подлежащий к оплате

Прежде чем подсчитать сумму выплат по налогу, необходимо уточнить в местном налоговом органе по какой системе рассчитывается этот налог – по кадастровой стоимости или среднегодовой остаточной. Последняя рассчитывается по формуле:

(ОСИм + ОСИг) / КМ = ОСС

(Остаточная стоимость имущества (на месяц) + остаточная стоимость (на год)) / сумму месяцев владения = остаточная среднегодовая стоимость

Все больше регионов переходят на расчет по кадастровой стоимости. Облагаемое имущество, по которому производится этот расчет, вносится в специальный список. Если предприниматель не находит свое предприятие в этом перечне, то налог рассчитывается по среднегодовой стоимости имущества.

ВАЖНО: Ставки варьируются по регионам. Но не превышают показатель 2,2% и 2%, если расчет идет по кадастровой стоимости. Согласно НК нулевая ставка имеет отношение только к объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производству или хранению гелия. Это положение имеет силу в отношении организаций, которые выполняют определенные требования, указанные в НК.

Субъект РФ может изменять размер ставки, вводить льготы или освобождать от выплат. Уточняйте ставку и перечень льгот в местном налоговом органе или на его официальном сайте.

Транспортный налог

Зарегистрированное транспортное средство в обязательном порядке облагается специальным налогом. Он относится к региональному налогообложению. Субъект РФ регулирует ставку, льготы, сроки по выплатам налога на транспорт. К уплате налога подлежат:

  • самоходные машины, механизмы на колесном или гусеничном ходу – автомобили, мотоциклы, автобусы и другие машины.
  • воздушные и водные транспортные средства.

В отношении этого налога предусматриваются различные льготы. Некоторые физические лица могут быть освобождены от выплат.

Кто освобождается от уплаты

Налогообложению не подлежат транспортные средства, превышающие максимально разрешенную массу – 12 тонн. Машина должна быть зарегистрирована и внесена в государственный реестр транспорта. В этом случае владелец оплачивает налог на вред, наносимый федеральным дорогам. При соблюдении требований, регистрация и выплата, владелец освобождается от уплаты транспортного налога (ст. 361.1).

Согласно статье 358 НК весельные лодки или мотолодки, где мощность двигателя не превышает 5 л. с. не облагаются налогом. К таким средствам передвижения относятся:

  • Автомобили мощностью до 100 л. с. Имеются в виду транспортные средства для инвалидов. Автомобиль должен быть зарегистрирован и передан инвалиду в пользование согласно установленному порядку и правилам.
  • Промысловые суда как морские, так и речные.
  • Транспортные средства, используемые в сельскохозяйственных работах.
  • Транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров.

Полный перечень транспорта, который не подлежит налогообложению, представлен в статье 358 НК.

Расчет и ставки

Ставка для транспортного средства варьируется по регионам и устанавливается субъектом России. В столице страны, например, для автомобиля мощностью 150 л. с. действует ставка в 35 рублей. В регионах она значительно ниже. Размер ставки определяет уровень жизни граждан в регионе, загруженность дорог, количество зарегистрированных автомобилей. В отдельно взятом регионе могут действовать специальные льготы, которые предоставляются особой категории граждан:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • герои РФ, Союза;

Льготы предусматриваются в отношении транспортного средства мощностью менее 70 л. с., но этот нюанс нужно проверять в местном отделении ГИБДД. Такой автомобиль может вообще не облагаться налогом в силу региональных законов. Рассчитать налог на транспорт просто. Делается это по формуле:

НС * КЛС = РН

Налоговая ставка * количество л. с. = размер налога к оплате

Так рассчитывается сумма налога за календарный год. Он должен быть уплачен до 1 декабря. Организации, на балансе которых числится транспортное средство, отчитываются по налогу ежеквартально + отчет за календарный год. Если автомобиль снят с учета или приобретен в середине отчетного года, необходимо количество месяцев владения средством разделить на 12.

Например, автомобиль находится во владении только 4 месяца. Эти месяцы делятся на 12 месяцев. Расчет будет по следующей формуле:

НС (налоговая ставка) * КЛС (л. с.) * 0,3 (4 / 12)

На размер ставки влияют такие факторы как мощность двигателя, время эксплуатации, категория транспортного средства. Полную информацию, касающуюся транспортного налога можно найти в главе 28 НК.

Налог на игорный бизнес

Этот вид налога имеет отношение к предпринимателям, осуществляющим игорную деятельность. К объектам, на которые накладывается налог, относят игровой стол, игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и пункты приема ставок. Подробный перечень представлен в статье 366 НК.

Кто освобождается от уплаты

Игорная деятельность и объекты, на которые устанавливается ставка, не предусматривают какие-либо льготы. Владелец игрового оборудования, даже если это пенсионер с группой инвалидности, обязан выплачивать налог. В конкретном регионе ставка по выплатам может быть минимальной, но не ниже той, что оговаривается в Налоговом кодексе. Если в регионе не установлены определенные ставки на игорный бизнес, значит, налог уплачивается по минимальным ставкам.

Отчетность и ставки

Предприниматель обязан отчитываться по налогу за ведение игорной деятельности каждый месяц. Причем при установке автомата или другого игорного оборудования бизнесмен обязан уведомить и зарегистрировать оборудование в налоговом органе за два дня до установки. Лимиты по ставкам указаны в статье 369 гл. 29 НК. Субъекты РФ варьируют ставки в пределах, указанных в НК. Так, например, на игровой стол лимит составляет от 25 000 тыс. рублей до 125 000 тыс. рублей.

Расчет налога по игровым столам имеет некоторые нюансы. Например, если установлено два игровых стола, один из которых имеет 3 игровых поля, то расчет будет выглядеть так:

(1 * 1 + 1 * 3) * ставку = размер налога на столы

Ставка определяется субъектом РФ и варьируется в пределах, которые регламентированы в НК. Ставки изменяются по регионам. Узнавайте их размер в месте регистрации и установки игрового оборудования.

Изменения в региональных налогах

На многих интернет ресурсах публикуется информация об отмене или изменениях относительно транспортного налога. В налоговый кодекс внесены некоторые поправки в статьи по региональным налогам, но они никак не отразятся на размерах ставок и сроках выплат налогов. Что касается транспортного налога, его не отменяют, ставки пока остаются без изменений, если только их не внесли на региональном уровне. В остальном налогоплательщики должны ориентироваться по правилам и статьям НК, а не полагаться на слухи в сети интернет.

Изменений в отношении выплат на игорный бизнес в новом году нет. Ставки не изменены, условия и прочие требования остались прежними.

Уплата региональных налогов – обязательная выплата, уклонение от которой влечет за собой начисление пеней и штрафов для организаций. Размер ставок по региональным налогам необходимо уточнять в местных налоговых органах. О льготах по транспортному налогу можно осведомиться в местном отделении ГИБДД.

Региональные налоги - это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.

Общая характеристика региональных налогов

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ . То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2019

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ . Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ . О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ . Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал , разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

Российская бюджетная система делится на 3 уровня - федеральный, региональный и муниципальный. То же можно сказать и налогах, принятых в РФ. Есть федеральные налоги, которые перечисляются плательщиками и структурами ФНС непосредственно в политический центр. Есть региональные сборы, которые направляются в бюджет субъекта РФ.

Есть местные налоги, что подлежат зачислению в казну муниципалитета. Платежные обязательства, относимые к региональным, вызывают повышенный интерес со стороны многих исследователей. Это вызвано разными причинами. Так, например, в среде аналитиков популярна дискуссия относительно того, стоит ли российским властям давать регионам больше полномочий в части реализации налоговой и бюджетной политики. Есть исследователи, которые однозначно поддерживают подобную идею, другие активно приводят контраргументы. В чем заключаются тезисы экспертов касательно данного вопроса? В чем специфика региональных налогов, установленных российским законодательством?

Какие налоги признаются региональными?

Если следовать положениям НК РФ, к региональным налогам относятся те, что предполагают исчисление и уплату в бюджет субъекта РФ, если иное не установлено на уровне федерального законодательства. Сборы рассматриваемого типа вводятся в действие НК РФ, а также региональными законами. Субъекты РФ имеют полномочия по регулированию соответствующих налогов в части ставок, порядка, а также срока уплаты сборов, если необходимые нормы не зафиксированы на уровне НК РФ. Также региональные власти вправе определять льготы и специфику исчисления базы для сборов, о которых идет речь.

Система региональных налогов, таким образом, фиксируется на федеральном уровне, однако фактическую величину сборов в большинстве случаев уполномочены устанавливать субъекты РФ. Вместе с тем распоряжаться соответствующими платежами российские регионы вправе по своему усмотрению. Данный процесс связан с функционированием бюджетной системы. Изучим ее нюансы подробнее.

Налоги и бюджетная система

Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ - субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.

Какие региональные налоги установлены в РФ?

В России в данный момент введено 3 региональных налога. Это налог на имущество организаций (платят только юрлица), на игорный бизнес (его субъекты - юрлица), транспортный налог (его должны уплачивать юрлица, ИП и физлица). Перечень региональных сборов - сравнительно небольшой. Меньше - только местных налогов. Основной объем сборов в бюджетной системе занимают, таким образом, федеральные платежи. Ответить на вопрос о том, с чем связана подобная специфика, мы попробуем позже. Изучим теперь специфику каждого из отмеченных сборов подробнее.

Налог на имущество организаций

Данный региональный налог регулируется положениями статьи 373 НК РФ. Уплачивать его должны организации, в собственности которых есть имущество, которое должно быть объектом налогообложения, исходя из положений статьи 374 Кодекса. Собственно, в указанной части НК РФ говорится о том, что налог, о котором идет речь, должен начисляться на все типы имущества, что учитываются на балансе предприятия как основные фонды.

Рассматриваемый региональный налог, как и другие сборы, относящиеся к данной категории, устанавливается законодательными актами субъектов РФ в части налоговой ставки, порядка, а также сроков перечисления соответствующих платежей в бюджет. База по нему определяется как стоимость балансового имущества в среднегодовом выражении. Учитывается оно при этом по остаточной стоимости, которая формируется, исходя из установленного в конкретной организации порядка реализации бухгалтерского учета, что утвержден в учетной политике.

Если во владении фирмы - недвижимость, и она расположена в другом субъекте РФ, то правила, по которым на нее начисляется соответствующий региональный налог, должны применяться те, что установлены в конкретном субъекте. Базу по рассматриваемому сбору в бюджет плательщики должны исчислять самостоятельно - в соответствии с положениями НК РФ. Так, средняя стоимость собственности, которая формирует налогооблагаемую базу, должна определяться как результат деления суммы, что получена по факту сложения показателей остаточной стоимости активов по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем периоде и 1-е - следующего за ним, на общее количество месяцев периода, которое увеличено на 1.

Среднегодовой показатель стоимости собственности, которая является объектом налогообложения, определяется как результат деления суммы, что получается по факту сложения показателей остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца периода, а также последнее - периода, на общее количество месяцев, которое увеличено на единицу. Налоговая база по рассматриваемому платежному обязательству уменьшается на величину капитальных вложений на суммы, отражающие расходы на строительство, реконструкцию либо модернизацию сооружений, что располагаются на водных путях внутри РФ, в портах, в аэропортах.

Можно отметить, что имущественный сбор, установленный для физлиц - местный, в то время как налог на имущество - региональный, как мы определили выше. Таким образом, первый тип сбора, предполагающий налогообложение юрлиц, предназначен для пополнения бюджетов муниципалитетов, второй, который платят физлица, направляется в казну субъектов РФ.

Налог на игорный бизнес

Следующий региональный налог - тот, что платят игорные бизнесы.

Область его функционирования - доходы, что получают предприятия от организации азартных игр. Под игорным бизнесом законодатель понимает деятельность, которая направлена на получение доходов в виде различных выигрышей, сборов за проведение игр, а также пари. Активности предприятий в рассматриваемой сфере могут предполагать задействование игровых столов, автоматов, организацию приема букмекерских ставок.

Можно отметить, что в РФ созданы особые игорные зоны - на Алтае, в Приморье, в Краснодарском крае, а также в Калининградской области. Поэтому значительный процент налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере, работает в указанных регионах. Вместе с тем в других субъектах РФ не запрещены букмекерские конторы. Которые также должны уплачивать налог на игорный бизнес. Рассмотрим подробнее специфику формирования налоговой базы для сбора, о котором идет речь.

Так, в статье 366 НК РФ сказано о том, что объектами налогообложения в данном случае могут быть столы, автоматы, процессинговые центры, пункты приема ставок. При этом каждый из перечисленных ресурсов должен быть обязательно зарегистрирован в ФНС за 2 дня до инсталляции. Для этого необходимо направить в налоговую службу заявление по установленной форме. ФНС, в свою очередь, выдаст фирме, занимающейся игорным бизнесом, свидетельство о регистрации.

Полномочия регионов в регулировании налога на игорный бизнес

Если какой-либо из перечисленных выше объектов налогообложения планируется исключить из оборота, то ФНС также должна быть в курсе этого за 2 дня до выбытия соответствующего ресурса. Как мы отметили выше, региональные налоги и сборы устанавливаются субъектами РФ, и рассматриваемое платежное обязательство бизнесов - в этом смысле не исключение. Регулирование соответствующих платежей осуществляет законодатель на соответствующем уровне. Но в случае если в том или ином субъекте РФ ставки на налог, о котором идет речь, не установлены, то должны применяться минимальные, которые зафиксированы в положениях НК РФ. Налоговый период по рассматриваемому сбору - 1 месяц.

Транспортный налог

К региональным налогам относятся те, что мы рассмотрели выше, а также транспортный. В чем его специфика? Прежде всего, в том, что его плательщики, в соответствии с законодательством, - это не только предприятия, но также и физлица, на которые зарегистрированы в установленном порядке те или иные транспортные средства. При этом подходы законодателя к регулированию исчисления соответствующего налога организациями и гражданами разнятся. Так, юрлица должны определять суммы платежей по сбору, о котором идет речь, самостоятельно. Аналогичную работу за физлиц, в свою очередь, должны проводить сотрудники ФНС на основе сведений, что предоставляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Транспортные средства как объект налогообложения

Объекты налогообложения по транспортным платежам в соответствии с НК РФ:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • речные и морские суда, гидроциклы;
  • снегоходы.

В целом это практически все виды транспорта, что используются современным человеком. Вместе с тем законодательно определены категории машин, что не могут быть объектами налогообложения. В числе таковых:

  • лодки на веслах, а также моторные, если мощность их двигателя не превышает 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили для людей с ограниченными возможностями, а также те, что имеют мощность до 100 л. с. и выданы гражданам через органы соцзащиты;
  • промысловые суда;
  • пассажирские и грузовые самолеты;
  • морские и речные суда, что находятся в собственности фирм и ИП, для которых пассажирские либо грузовые перевозки - основной вид деятельности;
  • тракторы, комбайны, иные сельскохозяйственные машины - при условии их использования по основному профилю;
  • воздушные суда санитарной авиации, медслужбы;
  • суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре, морские платформы, буровые установки.

Насколько значимы региональные налоги?

Какое значение имеют региональные налоги и сборы для экономики РФ? Можно отметить, что в общем объеме бюджетных поступлений соответствующие платежи занимают сравнительно небольшой процент. Федеральные и региональные налоги в этом смысле очень сложно сопоставить в контексте значимости для экономики страны в целом, поскольку первые имеют выраженное преимущество по общим суммам, перечисляемым плательщиками в бюджет государства. Вместе с тем, как считают многие аналитики, такое положение дел соответствует социально-политическим и экономическим реалиям развития России.

Если региональные и местные налоги будут занимать слишком большую долю в общем объеме бюджетных поступлений, то это, с одной стороны, может привести к выраженному неравенству субъектов РФ в части хозяйственного развития, а с другой - к слишком сильной децентрализации социально-политических и экономических процессов. Некоторые эксперты рассматривают данный тренд как позитивный, однако полагают, что хозяйственная система РФ, ее общество и институты должны подготовиться к передаче большего объема полномочий регионам в части сбора налогов. Это может занять определенное время.

Пока что региональные налоги в РФ значительно уступают по объему федеральным. Вместе с тем политический центр всегда готов, как мы отметили выше, оказать поддержку регионам посредством субсидий, дотаций и иных механизмов, предусмотренных законодательством. Субъекты РФ вправе оставлять у себя некоторый процент от федеральных налогов - в пределах нормативов, зафиксированных в БК РФ. Более того, некоторые аналитики считают, что законодатель оказывает поддержку регионам также и на уровне правового регулирования рассматриваемых сборов - в части предоставления субъектам РФ полномочий устанавливать свои ставки. Правда, в пределах тех крайних значений, что зафиксированы на федеральном уровне. Но эта преференция дает регионам возможность осуществлять более сбалансированную бюджетную политику. Руководство может поднимать ставки там, где сбор соответствующих платежей может быть более эффективным с точки зрения формирования бюджетной выручки и опускать в тех сферах, где слишком большой уровень налоговой нагрузки нецелесообразен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели те виды региональных налогов, что установлены в НК РФ. Соответствующие обязательства перед бюджетом имеют очень разные правовые основания для взимания, базы, принципы исчисления, и в то же время сформированы для решения одной задачи - обеспечения бюджетной выручки на уровне субъекта РФ. Региональные власти имеют полномочия в части опеделения ставок по налогам, о которых идет речь, льготам, особенностям исчисления. Однако сами по себе платежи соответствующего типа устанавливаются на федеральном уровне, равно как и предельные значения по ставкам, по которым должны взиматься региональные налоги. Перечень соответствующих сборов, их наименования, назначение фиксируются в положениях НК РФ.

Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:

  • Уровень федеральный.
  • Региональный уровень.
  • Местный.

Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ.Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.

Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.

Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.

Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество предприятия.
  • Налог на транспорт.
  • Игорный бизнес (для некоторых субъектов).

Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.

Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.

Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.

Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.

Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

НДФЛ и НДС какие налоги?

Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.

В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.

Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.

Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный?Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Какие налоги относятся к региональным налогам? К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Как региональные налоги устанавливаются

Региональные налоги в РФ устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ). Следовательно, региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательные органы власти субъектов РФ определяют некоторые элементы налогообложения по региональным налогам, если эти элементы региональных налогов не установлены Налоговым кодексом. Так, региональные органы власти могут установить:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов.

Прочие элементы налогообложения по налогам в региональный бюджет определяются Налоговым кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются как НК РФ, так и законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.